ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 05.03.1986 n 91 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РСФСР В СВЕТЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 1986 г. N 91
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РСФСР В СВЕТЕ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Совет Министров РСФСР отмечает, что Министерство просвещения РСФСР, органы народного образования проводят определенную работу по развитию детского технического творчества. За последнее время в автономных республиках, краях, областях стало больше уделяться внимания расширению сети станций юных техников, отделов техники Домов и Дворцов пионеров и школьников, укреплению их учебно-материальной базы. Возросло количество специалистов, осуществляющих эту работу в кружках и секциях. Увеличились объемы производства и номенклатура изделий для конструирования и моделирования.
Вместе с тем состояние технического творчества школьников в РСФСР еще не отвечает современным требованиям. Учащимся слабо прививается интерес к технике. Лишь 13% школьников занимается в технических кружках. Неудовлетворительно ведется эта работа в Башкирской АССР, Дагестанской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Якутской АССР, Хабаровском крае, Калининской, Рязанской областях. Содержание и уровень технического творчества значительно отстают от развития науки и техники, часто оно не выходит за пределы простейшего моделирования и конструирования. При изучении основ физики, химии, математики недостаточно обеспечивается прикладная направленность этих предметов. Многие учителя поверхностно знакомят старшеклассников с основами развития электроники, роботостроения, автоматики и электротехники.
Министерство просвещения РСФСР, многие Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов не уделяют должного внимания развитию детского технического творчества, в полной мере не используют предоставленные им права по координации деятельности органов народного образования, педагогических коллективов школ, внешкольных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности. Школьники мало привлекаются к работе в детских секциях общественных конструкторских бюро научно-технических обществ и Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Станции юных техников и Дома пионеров не имеют прочных творческих связей с предприятиями промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, научными учреждениями и высшими учебными заведениями.
Многие местные советские и хозяйственные органы и органы народного образования смирились с неудовлетворительным состоянием учебно-материальной базы технического творчества, не занимаются должным образом обеспечением школ и внешкольных учреждений современным оборудованием, инструментами, материалами, наборами комплектов для моделирования и конструирования, укреплением станций юных техников высококвалифицированными кадрами. В отдельных автономных республиках, краях и областях не используются возможности промышленных предприятий для увеличения поставок некондиционных изделий и деловых отходов производства станциям юных техников, Домам и Дворцам пионеров и школьников, пригодных для технического творчества.
Существующая сеть магазинов "Юный техник", отделов по продаже соответствующих товаров в универмагах и других магазинах крайне недостаточна и не обеспечивает спроса на эти товары. Заявки торговых организаций в значительной степени не удовлетворяются как по объему, так и по ассортименту. Качество указанных товаров низкое, медленно идет их обновление.
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Министерству просвещения РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, установками ЦК КПСС по ускорению научно-технического прогресса принять необходимые меры по дальнейшему совершенствованию организации технического творчества учащихся как одного из важных средств повышения эффективности обучения, улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду. Добиться, чтобы содержание технического творчества отвечало современному уровню развития науки и техники, потребностям народного хозяйства.
2. Министерству просвещения РСФСР:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами РСФСР разработать комплексную программу "Техническое творчество учащихся общеобразовательных школ РСФСР" и до 1 августа 1986 г. представить ее в Совет Министров РСФСР;
в процессе преподавания учебных предметов, проведения кружковых занятий сосредоточить усилия педагогических коллективов общеобразовательных школ, внешкольных учреждений на ознакомлении учащихся с современными научными открытиями, достижениями техники. Развивать у школьников техническое мышление, пробуждать у них глубокий интерес к решению различных технических задач, стремление к овладению информатикой и вычислительной техникой и на этой основе активнее приобщать их к занятиям моделированием, конструированием, рационализаторством и изобретательством, выполнению экспериментов и опытов по заданиям ученых, промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
обеспечить тесную политехническую и прикладную направленность в процессе изучения школьниками физических и химических законов и закономерностей, усовершенствовать содержание факультативных курсов по предметам естественно-математического цикла;
разработать и издать совместно с Государственным комитетом РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли пособия для учителей и учащихся по техническому творчеству;
ввести в установленном порядке на физико-математических и индустриально-педагогических факультетах педагогических институтов специализацию отдельных групп по организации технического творчества учащихся. Расширить подготовку студентов к руководству техническими кружками в школах и внешкольных учреждениях на факультетах общественных профессий педагогических институтов. Улучшить методическую работу с руководящими и педагогическими кадрами внешкольных учреждений, занимающимися техническим творчеством. Обеспечить в установленном порядке повышение их квалификации на базе институтов усовершенствования учителей.
3. Министерству просвещения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов обеспечить:
координацию работы внешкольных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности, создание условий для широкого привлечения учащихся к занятиям моделированием, конструированием, рационализаторством и изобретательством;
расширение сети и укрепление учебно-материальной базы технического творчества учащихся, оснащение современным оборудованием, необходимыми материалами и инструментами общеобразовательных школ и внешкольных учреждений;
регулярное проведение выставок, смотров, конкурсов, соревнований юных конструкторов, рационализаторов и изобретателей, широко используя меры морального и материального поощрения лучших из них.
4. Госплану РСФСР предусматривать в двенадцатой пятилетке в проектах годовых планов увеличение производства на предприятиях соответствующих министерств и ведомств РСФСР настольных станков, электродвигателей, электротоваров, измерительных приборов, инструментов, а также предметов для детского технического творчества.
5. Министерствам и ведомствам РСФСР, Сибирскому отделению Академии наук СССР, Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирскому отделению Академии медицинских наук СССР шире практиковать постановку конкретных практических задач юным исследователям.
6. Министерству торговли РСФСР, Роспотребсоюзу, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов принять меры по расширению сети магазинов "Юный техник", соответствующих отделов и секций в универмагах и других магазинах, улучшить работу по организации широкой продажи школам и внешкольным учреждениям деловых отходов промышленного производства и некондиционных изделий для технического творчества.
Госплану РСФСР, Государственному комитету РСФСР по труду, Министерству финансов РСФСР до 1 июня 1986 г. подготовить и внести в установленном порядке предложения о повышении материальной заинтересованности работников промышленности и торговли в развитии и увеличении поставок и реализации отходов производства, наборов заготовок и некондиционных товаров.
7. Государственному комитету РСФСР по ценам совместно с Министерством финансов РСФСР, Министерством легкой промышленности РСФСР, Министерством местной промышленности РСФСР и с участием других заинтересованных министерств и ведомств рассмотреть в установленном порядке вопрос о снижении цен на электронные и сложные технические игры и игрушки.
8. Министерству бытового обслуживания населения РСФСР предоставлять в пунктах проката, а также специализированных пунктах "Сделай сам" учащимся и их родителям напрокат в широком ассортименте инструменты, приспособления, а также оборудованные рабочие места, необходимые для занятий техническим творчеством. Расширить сеть мастерских, выполняющих ремонт электронных и сложных технических игр и игрушек.
9. Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР обеспечить широкое участие профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов старших курсов вузов в проведении разносторонней работы с учащимися общеобразовательных школ, пропаганде достижений науки, техники и производства, организации технических, конструкторских кружков, научных обществ учащихся. Открыть в технических вузах на факультетах общественных профессий отделения по подготовке руководителей технических кружков.
10. Обществу "Знание" РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР развивать сеть народных университетов научно-технических знаний для учителей, руководителей технических кружков, разработать циклы лекций для учащихся старших классов по ведущим отраслям науки и техники.
11. Государственному комитету РСФСР по кинематографии увеличить производство и прокат фильмов для детей и юношества, раскрывающих основные направления научно-технического прогресса, создать документальные фильмы о работе лучших станций юных техников.
Министерству просвещения РСФСР расширить выпуск учебно-методических фильмов для руководителей технических кружков школ и внешкольных учреждений.
12. Министерству легкой промышленности РСФСР и Министерству местной промышленности РСФСР:
разработать до 1 июня 1986 г. дополнительные мероприятия по расширению и обновлению ассортимента, улучшению качества и упаковки предметов для детского технического творчества;
осуществлять начиная с 1987 года в соответствии с заявками торговых организаций выпуск предметов для моделирования и конструирования с учетом различных возрастных групп, наклонностей и интересов детей.
13. Принять к сведению сообщения:
ВЦСПС (т. Землянниковой), что советами и комитетами профсоюзов к 1990 году в РСФСР будет открыто 150 клубов юных техников, расширена сеть кружков, связанных с промышленным производством и новейшей техникой, создано в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях 1800 первичных организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, а также организованы при отраслевых правлениях научно-технических обществ профильные объединения учащихся и при народных университетах технического прогресса - факультеты подготовки руководителей технического творчества школьников. Кроме того, организациями научно-технических обществ будет выделяться ежегодно 0,3 млн. рублей на нужды технического творчества, в том числе по 2 тыс. рублей для каждого вновь создаваемого клуба юных техников;
ЦК ДОСААФ СССР (т. Кадацкого), что в целях более широкого привлечения учащихся к занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта в 1986 - 1990 годах в РСФСР будет дополнительно открыто совместно с профсоюзами 25 детско-юношеских спортивно-технических школ.
14. Госплану РСФСР, Министерству просвещения РСФСР и исполкому Московского городского Совета народных депутатов до 1 сентября 1986 г. рассмотреть в установленном порядке вопрос о строительстве в двенадцатой пятилетке в г. Москве нового здания Центральной станции юных техников и Центрального Дворца пионеров и школьников Министерства просвещения РСФСР.

НОРМЫ АВАРИЙНОГО СТРАХОВОГО ЗАПАСА ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 0,38 - 20 КВ. НР 34-00-095-86 (утв. Минэнерго СССР 04.03.1986)  »
Документы СССР »
Читайте также