ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, УЧЕТЕ И ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ (утв. Госкомтрудом СССР, Госпланом СССР, Госснабом СССР, ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Госстандартом СССР, ЦСУ СССР, ВЦСПС 14.02.1986 n 588-БГ)


Утверждено
Госкомтрудом СССР,
Госпланом СССР,
Госснабом СССР, ГКНТ,
Госстроем СССР,
Госстандартом,
ЦСУ СССР и ВЦСПС
14 февраля 1986 г. N 588-БГ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ, РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, УЧЕТЕ
И ПЛАНИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Введение
Выдвинутая партией задача ускорения социально - экономического развития страны на основе интенсификации производства требует приведения в действие всех резервов по эффективному использованию производственного и трудового потенциала. Важное значение в ее решении имеют планомерное осуществление аттестации и рационализации рабочих мест в промышленности и других отраслях народного хозяйства и обеспечение на этой основе повышения производительности труда и качества продукции, эффективности использования основных фондов и капитальных вложений, сбалансированности рабочих мест с трудовыми ресурсами. Совет Министров СССР и ВЦСПС Постановлением от 15 августа 1985 г. N 783 "О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства" обязали министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов совместно с соответствующими профсоюзными органами обеспечить в 1985 - 1986 гг. внедрение аттестации и рационализации рабочих мест на всех промышленных предприятиях, а в 1985 - 1987 гг. - на предприятиях и в организациях строительства, сельского и лесного хозяйства, транспорта, связи, материально - технического снабжения, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, а также на геологоразведочных, топографо - геодезических предприятиях и в организациях <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 5 декабря 1985 г. N 1196.
Настоящее Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест разработано в соответствии с указанным Постановлением. При его разработке учтен опыт практической работы передовых предприятий, научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций, отраслевых и территориальных органов управления.
Типовое положение служит единой методической основой для организации учета рабочих мест, их аттестации, рационализации и планирования.
На основании настоящего Типового положения министерства и ведомства разрабатывают и совместно с ЦК профсоюзов утверждают отраслевые положения. При их подготовке уточняются отдельные показатели, устанавливаются нормативные значения и методы определения качественных характеристик рабочих мест с учетом отраслевой специфики.
В отраслевых положениях также необходимо учитывать накопленный опыт и соответствующие нормативно - методические материалы по аттестации технологических процессов, производств, участков и цехов, имея в виду, что эта работа в дальнейшем должна получить широкое распространение.
При проведении аттестации и рационализации рабочих мест следует прежде всего в полной мере привести в действие главный резерв, заключающийся в человеческом факторе, в людях, - обеспечить развитие их инициативы, творческого, хозяйственного отношения к делу.
Последовательно реализуя положения Закона СССР о трудовых коллективах, необходимо усилить их роль в этой работе, привлечь к участию в ней каждого рабочего и служащего, а итоги аттестации и рационализации рабочих мест регулярно рассматривать на общих собраниях коллективов бригад, цехов и предприятий.
Аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органическим элементом системы хозяйствования и управления производством, важным средством мобилизации резервов повышения производительности труда, совершенствования его нормирования.
Действенным стимулом в эффективном проведении аттестации и рационализации рабочих мест служат предоставленные предприятиям и организациям права использования фондов заработной платы, материального поощрения, развития производства, а также введения повышенных ставок и окладов и решения других социальных вопросов.
С введением настоящего Положения утрачивают силу Типовые методические указания по планированию, учету, аттестации и рационализации рабочих мест в объединениях (на предприятиях) машиностроительных министерств, утвержденные Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР и ЦСУ СССР (N СА-2-Д от 3 января 1984 г.), и Временные межотраслевые рекомендации по аттестации рабочих мест в промышленности, утвержденные Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 12 апреля 1984 г.
По мере совершенствования работы по аттестации, рационализации, учету и планированию рабочих мест в настоящее Типовое положение могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения.
1. Общие положения
1.1. Основными целями аттестации, рационализации, учета и планирования рабочих мест являются повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в отраслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:
ускорения роста производительности труда на основе приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно - технического прогресса; сокращения применения ручного и тяжелого физического труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повышения коэффициента сменности работы;
улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства;
повышения социальной активности и квалификации работающих, широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достигнутого уровня производства и определению мер по его совершенствованию.
1.2. Учет рабочих мест является первым этапом работы по их аттестации и предусматривает определение числа рабочих мест, классификацию и группировку их по видам и характеру использования, по категориям занятых на них работников и др.
1.3. Аттестация рабочих мест представляет собой совокупность мероприятий, включающих комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие передовому научно - техническому и организационному уровню, обеспечивающему повышение производительности труда и высокое качество продукции, анализ достигнутого уровня производства.
1.4. Рационализация рабочих мест представляет собой совокупность организационно - технических мероприятий, направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования.
1.5. Планирование рабочих мест представляет собой расчет оптимального количества и структуры рабочих мест в целях обеспечения их сбалансированности с трудовыми ресурсами, занятыми в народном хозяйстве, и роста производительности труда.
1.6. Организацию работ по учету, аттестации, рационализации и планированию рабочих мест осуществляют руководители предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами с широким привлечением рабочих и служащих, научно - технической общественности, изобретателей и рационализаторов, руководствуясь отраслевыми положениями.
1.7. Работе по аттестации и рационализации рабочих мест предшествует анализ применяемых технологических процессов, организации производства, труда и управления в целом по структурному подразделению для определения прогрессивных, оптимальных направлений совершенствования рабочих мест.
При постановке на производство новых видов продукции проводится внеочередная аттестация оборудования, оснастки, инструмента, средств контроля, квалификации работников, организации труда с целью обеспечения стабильности высокого качества продукции.
2. Учет рабочих мест
2.1. Объектом учета являются рабочие места.
Рабочее место - пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания. Рабочее место является частью производственно - технологической структуры предприятия (организации), предназначено для выполнения части технологического (производственного) процесса и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.
2.2. В целях обеспечения полноты и достоверности учета используются следующие основные классификационные признаки рабочих мест.
2.2.1. По категориям работников:
рабочие места рабочих, служащих.
2.2.2. По наименованиям профессий (должностей) работников - в соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1975 г. N 16, с учетом последующих дополнений и изменений к нему.
2.2.3. По количеству работников:
индивидуальные, коллективные.
Под коллективным понимается такое рабочее место, на котором занято несколько работников без закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны.
Коллективное рабочее место при учете приводится к индивидуальным на основании действующих трудовых и других норм и нормативов, а при проведении аттестации анализируется как единое целое.
2.2.4. В зависимости от специфики производства министерства и ведомства могут вводить дополнительные классификационные признаки рабочих мест, например, по наименованию выпускаемой продукции, по виду работ, подвижные, сезонные, периодического использования и др.
2.3. Учету подлежат все рабочие места всех категорий работников, действующие и неиспользуемые, обеспеченные или не обеспеченные рабочей силой на дату проведения учета, а также резервные и учебные рабочие места.
2.4. При проведении учета вне анализа не должна оставаться ни одна единица установленного оборудования или производственной площади. В то же время рабочие зоны и оборудование не должны учитываться дважды в составе разных рабочих мест. При этом не учитываются в качестве рабочих мест:
оборудование общего пользования, за которым нет закрепленных работников (переносные сверлильные, заточные и другие станки, подъемно - транспортные средства);
оборудование, находящееся в монтаже или смонтированное, но не сданное в эксплуатацию по акту, а также демонтированное;
демонстрационные и экспонируемые образцы оборудования.
2.5. Количество рабочих мест определяется следующим образом.
2.5.1. Прямым счетом по количеству станков, агрегатов, машин, механизмов, комплектам технологической и организационной оснастки при обслуживании (по норме) каждой единицы одним работником.
Как одно рабочее место учитываются несколько единиц оборудования (многостаночное, многоагрегатное обслуживание), обслуживаемых по действующим нормам одним работником.
Количество рабочих мест водителей, механизаторов, занятых на автомобилях, тракторах, самоходных машинах и т.п., определяется по числу машин и действующим нормам обслуживания.
2.5.2. По установленным зонам обслуживания (рабочие места уборщиков производственных и служебных помещений, лесников, горничных, продавцов магазинов самообслуживания, почтальонов и др.).
2.5.3. По рабочим постам (рабочие места работников охраны, контроля, гардеробщиков, приемщиков и кассиров учреждений сферы обслуживания, киоскеров, диспетчеров и др.).
2.5.4. В отдельных видах производства (например, в строительстве, растениеводстве) количество рабочих мест определяется на основе нормативной трудоемкости по видам работ, производственным процессам или их законченной части (рабочие места каменщиков, штукатуров, бетонщиков, проходчиков, монтажников).
2.5.5. Рабочие места отдельных категорий рабочих и служащих, которые не могут быть определены одним из вышеперечисленных методов, учитываются по утвержденным нормативам численности и другим трудовым нормам исходя из объема работ и производительности труда.
2.6. Каждое рабочее место учитывается как одно независимо от того, используется ли оно в одну, две или более смен. Для рабочих мест, которые используются не весь плановый период, указывается среднегодовая длительность его использования независимо от того, функционирует оно на дату проведения учета или нет.
2.7. По каждому структурному подразделению учет ведется по специальной ведомости, форма которой определяется отраслевым положением и должна соответствовать требованиям машинной обработки. Рекомендуемая форма ведомости приведена в Приложении 1. На основе материалов первичного учета предприятия, организации ежегодно представляют статистическую отчетность о наличии, движении рабочих мест, результатах их аттестации и рационализации по формам, утверждаемым ЦСУ СССР.
3. Аттестация рабочих мест
3.1. В ходе аттестации каждое рабочее место оценивается комплексно по следующим трем уровням:
техническому;
организационному;
условиям труда и технике безопасности.
3.2. При оценке рабочих мест учитываются достижения передового отечественного и зарубежного опыта, используются ГОСТы, ОСТы, санитарные и строительные нормы и правила, нормы технологического проектирования, межотраслевые и отраслевые нормативы по труду, типовые проекты (карты) организации труда на рабочем месте, методика оценки тяжести работ, руководящие технические материалы и документы, стандарты предприятий, а также специально разработанные в отрасли нормативные материалы, в том числе нормативы производительности для основных типов рабочих мест.
3.3. При оценке технического уровня рабочего места анализируются следующие основные показатели:
прогрессивность применяемого технологического процесса (соответствие фактической трудоемкости проектной, используемого оборудования характеру и объемам выполняемых работ, оптимальность технологических режимов, комплексное использование сырья и материалов);
соответствие технологических процессов, оборудования, оснастки, инструмента и средств контроля требованиям обеспечения стабильности высокого качества продукции (работ);
уровень производительности оборудования (производительность применяемого оборудования в сравнении с прогрессивным выпускаемым);
соотношение фактической и проектной (паспортной) производительности, а также возможность обеспечения производственной программы;
технологическая оснащенность рабочего места (наличие всей технологической оснастки и инструмента, контрольно - измерительных приборов, предусмотренных технической документацией, прогрессивность их конструкции и техническое состояние, обеспеченность рабочего места подъемно - транспортными средствами), оправданность применения ручного труда.
3.4. При оценке организационного уровня рабочего места анализируются следующие основные показатели:
рациональность планировки (соответствие площади, занимаемой рабочим местом, нормам технологического проектирования и рациональность размещения оборудования и оснастки);
количество и комплектность организационной оснастки, прогрессивность ее конструкции и техническое состояние;
применение многостаночного (многоагрегатного) обслуживания, рациональность обслуживания рабочего места;
соответствие форм организации труда технологическому процессу, характеру и объемам выполняемых работ, передовым приемам и методам труда; внедрение бригадной организации и оплаты труда, подряда, хозрасчета;
квалификация работника и ее соответствие сложности и требуемому качеству выполняемых работ;
качество действующих норм труда (уровень их прогрессивности и правильность расчета);
эффективность использования рабочего места: уровень использования оборудования по времени (отношение фактического времени работы оборудования за год к нормативному годовому фонду времени); коэффициент сменности, занятости рабочего производительным трудом в течение смены.
3.5. Для рабочих мест с оборудованием определяется уровень съема продукции (произведение уровней производительности оборудования и использования его по времени). Этот показатель по участку, цеху, предприятию в целом рассчитывается как средневзвешенная величина.
3.6. При оценке условий труда и техники безопасности на рабочем месте анализируются следующие основные показатели:
соответствие санитарно - гигиенических условий труда (состояние воздушной среды, шум, вибрация, излучение и др.) нормативным требованиям;
соответствие производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам безопасности и нормам охраны труда;
объемы ручного и тяжелого физического труда;
наличие монотонного труда;
обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам.
3.7. При аттестации рабочих мест служащих оцениваются следующие основные показатели:
соответствие рабочего места типовому проекту организации труда, рациональность его планировки и прогрессивность оснастки;
использование средств механизации труда, вычислительной техники, АСУ, САПР, средств связи; степень информационного обеспечения;
наличие норм времени, обслуживания, управляемости, должностных инструкций;
соответствие квалификации работника сложности и характеру выполняемых работ; обеспечение выполнения плановых заданий, подготовки документации, работ требуемого качества, обоснованности принимаемых решений;
соответствие санитарно - гигиенических и эстетических условий труда нормативным требованиям и т.п.
Аттестации рабочих мест служащих предшествует анализ структуры и оперативности управления, технологии документооборота, процедур выполнения работ, положений о структурных подразделениях, систем оценки результатов деятельности, оплаты труда, материального и морального поощрения, организации повышения квалификации, социалистического соревнования, условий труда и т.д.
3.8. При разработке отраслевых положений основные показатели аттестации рабочих мест конкретизируются, устанавливаются их нормативные значения с учетом специфики производства. Рекомендуется использовать небольшое число оценочных показателей, выбирая наиболее важные.
3.9. При отсутствии соответствующих нормативных материалов для оценки отдельных показателей используется экспертный метод, при котором в обязательном порядке учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт в области техники, технологии, организации труда и производства, улучшения условий труда и техники безопасности.
При аттестации значительного количества одинаковых или аналогичных рабочих мест могут создаваться образцовые (эталонные) рабочие места (с совершенной техникой, технологией, благоприятными условиями труда, необходимой техникой безопасности, безупречно организованные и обслуживаемые, с соответствующими кадрами, обеспечивающие необходимый по технологии уровень трудоемкости и качества работ).
3.10. По результатам аттестации каждое рабочее место относится к одной из трех групп:
аттестованные - рабочие места, показатели которых полностью соответствуют предъявленным при их оценке требованиям или превышают их.
К этой группе не может быть отнесено рабочее место, у которого хотя бы по одному показателю выявлены отклонения (например, не соблюдаются требования к качеству продукции, применяются устаревшие нормы труда; не обеспечены техническая или организационная оснащенность, механизация ручного и тяжелого физического труда, требуемые условия труда, освещенность и т.п.);
подлежащие рационализации - рабочие места, отдельные показатели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации;
подлежащие ликвидации - рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований в результате рационализации. К этой же группе относятся рабочие места, рационализация которых экономически нецелесообразна, а также излишние рабочие места.
3.11. Результаты аттестации одного или нескольких рабочих мест и предложения по их рационализации отражаются в карте аттестации, которая подписывается членами комиссии, проводившими аттестацию, и работниками, занятыми на этих рабочих местах (в Приложении 2 приведена форма карты, рекомендуемой для применения в отраслях машиностроения).
3.12. Аттестация проводится для всех рабочих мест, включая учебные, не реже двух раз в пятилетку, а для рабочих мест, прошедших рационализацию, - по завершении соответствующих мероприятий.
4. Рационализация рабочих мест
4.1. Разработка мероприятий по рационализации рабочих мест предприятия (организации) проводится на основе анализа данных аттестации, предложений рабочих и служащих, занятых на конкретных рабочих местах, результатов смотров - конкурсов.
Особое внимание необходимо уделять активизации человеческого фактора путем широкого привлечения рабочих и служащих к разработке мероприятий по внедрению достижений науки и техники, научной организации труда, повышению качества продукции (работ), всемерно поощряя их инициативу и творчество.
4.2. По завершении аттестации рабочих мест по структурным подразделениям или предприятию, организации в целом проводится технико - экономический анализ, в ходе которого:
рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию;
устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте на основе утвержденных планов производства, анализа технологических процессов и результатов аттестации;
определяются рабочие места, на которых может использоваться труд пенсионеров, лиц с ограниченной трудоспособностью, учащихся средних школ, а также рабочие места с режимом неполного рабочего дня (рабочей недели);
рассчитываются эффект от доведения рабочих мест до нормативного уровня и необходимые для этого затраты;
выявляются технические, материальные и финансовые возможности предприятия для проведения рационализации рабочих мест.
4.3. По результатам анализа определяются основные направления совершенствования производства, объемы и этапы (сроки) рационализации, количество малоэффективных и излишних рабочих мест и сроки их ликвидации, количество рабочих мест, подлежащих замене на новые рабочие места, численность и профессиональный состав работников, требующих повышения квалификации и подлежащих переподготовке, а также высвобождаемых работников и возможности их дальнейшего использования.
Мероприятия по рационализации рекомендуется разрабатывать по следующим основным направлениям.
4.3.1. По повышению технического уровня рабочих мест:
модернизация установленного оборудования, внедрение средств автоматизированного контроля, высокопроизводительного инструмента и оснастки, средств малой механизации;
повышение качества и надежности ремонта;
внедрение прогрессивных, малооперационных, малоотходных технологических процессов; применение прогрессивных материалов, деталей и конструкций;
использование новых высокоурожайных сортов растений, интенсивных технологий растениеводства и животноводства;
механизация и автоматизация основных и вспомогательных производственных процессов, инженерного и управленческого труда, широкое внедрение электронно - вычислительной техники; сокращение применения ручного и тяжелого физического труда.
4.3.2. По повышению организационного уровня рабочих мест:
проектирование и внедрение рациональных трудовых процессов и режимов рабочего времени, приемов и методов труда, улучшение планировки рабочих мест, применение прогрессивной оргоснастки, внедрение типовых проектов НОТ;
внедрение многостаночного и многоагрегатного обслуживания, совмещения профессий, расширение зон обслуживания; совершенствование коллективных форм организации труда, в том числе широкое применение хозрасчета и бригадного подряда;
разработка и внедрение в установленном порядке технически обоснованных норм и прогрессивных нормативов, приведение всех действующих норм трудовых затрат в соответствие с достигнутым уровнем техники и технологии, организации производства и труда; расширение сферы нормирования труда;
внедрение регламентированного обслуживания рабочих мест, централизация вспомогательных служб;
систематическое обучение работающих вторым и совмещаемым профессиям, передовым приемам и методам труда, правилам техники безопасности, регулярное повышение квалификации работников в других формах обучения;
проведение мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, разработке соответствующих систем материального и морального поощрения;
повышение коэффициента сменности работы оборудования, улучшение специализации и кооперации труда по подразделениям;
внедрение рациональных транспортных маршрутов, лучшее использование подвижного состава и других транспортных средств;
совершенствование методов оперативного планирования и управления производством;
разработка и внедрение прогрессивных процедур (технологий) выполнения управленческих работ, совершенствование документации и документооборота.
4.3.3. По улучшению условий труда и техники безопасности на рабочих местах:
создание оптимального температурного и светового режима;
устранение, изоляция или подавление источников шума, вибрации, загазованности, запыленности, повышенной влажности в помещениях, различных видов излучений;
внедрение средств индивидуальной и коллективной защиты от неблагоприятного воздействия производственной среды;
сокращение применения ручного, тяжелого физического и монотонного труда, оптимизация его темпа и ритма;
внедрение рациональных режимов труда и отдыха, эффективных методов восстановления работоспособности;
создание безопасных условий труда.
4.3.4. По ликвидации излишних и малоэффективных рабочих мест.
4.4. Мероприятия по рационализации рабочих мест в зависимости от их содержания включаются в соответствующие разделы годовых и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий, организаций.
4.5. Отчет о результатах учета, аттестации и рационализации рабочих мест в установленном порядке направляется вышестоящей организации.
4.6. Финансирование мероприятий по рационализации рабочих мест осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций, а также кредитов Госбанка СССР и Стройбанка СССР в соответствии с пунктом 9 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г. N 783.
4.7. Высвобождаемое в результате аттестации и рационализации рабочих мест оборудование реализуется в установленном порядке, а полученные средства направляются в фонд развития производства.
4.8. Расчеты экономической эффективности отдельных мероприятий в зависимости от их содержания осуществляются следующим образом:
при проведении мероприятий по повышению технического уровня - в соответствии с Методикой (основными положениями) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений, утвержденной Постановлением ГКНТ, Госплана СССР, Академии наук СССР и Госкомизобретений от 14 февраля 1977 г. N 48/16/13/3, с учетом дополнений и уточнений, содержащихся в Методических указаниях к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР, утвержденных Постановлением Госплана СССР от 31 марта 1980 г. N 63;
при проведении мероприятий по повышению организационного уровня и улучшению условий труда - по действующим Методическим рекомендациям;
при ликвидации рабочих мест эффект определяется с учетом остаточной стоимости высвобождаемого оборудования. В случаях, когда с высвобождаемого оборудования операции передаются на более прогрессивное, рассчитывается дополнительный эффект, получаемый от снижения себестоимости, как при внедрении нового оборудования;
при замене рабочих мест на новые эффект определяется так же, как от мероприятий по повышению технического уровня с учетом остаточной стоимости высвобождаемого оборудования. Во всех случаях абсолютного высвобождения работников при расчете экономического эффекта дополнительно учитываются выплаты из фондов общественного потребления в размере 40% фонда заработной платы <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Методикой определения оптовых цен и нормативов чистой продукции на новые машины, оборудование и приборы производственно - технического назначения, утвержденной Постановлением Госкомцен СССР от 7 декабря 1982 г. N 920.
5. Планирование рабочих мест
5.1. Планирование рабочих мест на предприятиях (в организациях).
5.1.1. Основными задачами планирования рабочих мест на предприятии (в организации) являются: последовательная оптимизация количества рабочих мест; обеспечение максимального съема с каждого рабочего места; достижение и последующее поддержание сбалансированности рабочих мест и работающих.
5.1.2. Определение планируемого количества рабочих мест на предприятии (в организации) осуществляется на основе запланированных объемов производства продукции (услуг, работ), заданий по росту производительности труда, повышению сменности с учетом ограничений по численности рабочих и служащих.
5.1.3. Плановое количество рабочих мест персонала основной деятельности (Мп) в целом для предприятия (организации) в отраслях, где планируется объем продукции (услуг, работ), рассчитывается как частное от деления планового объема продукции (П) на плановый съем продукции (услуг, работ) с одного рабочего места (Сп):
П
Мп = ----.
Сп
Плановый съем продукции (услуг, работ) с одного рабочего места определяется как произведение фактического съема продукции (услуг, работ) с одного рабочего места в отчетном году (в стоимостном выражении в целом по предприятию) на индекс роста производительности труда и индекс роста коэффициента сменности работы оборудования <*>.
--------------------------------
<*> Индекс роста по соответствующим показателя - это темп роста в процентах к предыдущему периоду, деленный на 100. Например, если задание по росту производительности труда - 105,2%, то индекс роста равен 1,052.
Фактический съем продукции (услуг, работ) определяется как частное от деления объема производства продукции (услуг, работ) в отчетном периоде (в стоимостном выражении) на среднегодовое количество рабочих мест <*>.
--------------------------------
<*> Среднегодовое количество рабочих мест определяется путем прибавления к количеству рабочих мест на начало отчетного года среднегодового увеличения и вычитания их среднегодового выбытия. Среднегодовое увеличение количества рабочих мест рассчитывается как частное от деления времени функционирования вновь вводимых рабочих мест в полных месяцах на 12. Среднегодовое выбытие рассчитывается как частное от деления времени с момента выбытия до конца отчетного года в полных месяцах на 12.
Для производств, где коэффициент сменности работы оборудования не учитывается и не планируется, при определении съема продукции с одного рабочего места в плановом периоде можно использовать другие показатели (например, коэффициенты использования годового фонда времени работы оборудования).
Наряду с вышеуказанными показателями при расчете планового съема продукции с одного рабочего места возможно применение показателя индекса роста коэффициента сменности рабочих.
5.1.4. В структурных подразделениях предприятий и организаций, где выпуск объема продукции (услуг, работ) не планируется, количество рабочих мест для персонала основной и неосновной деятельности в плановом периоде определяется на основе плановой численности рабочих и служащих, деленной на установленный (плановый) коэффициент укомплектования рабочих мест работающими.
5.1.5. Во всех случаях, когда планируются объемы продукции (услуг, работ), количество рабочих мест является основой для определения численности персонала предприятия (организации), которая рассчитывается с учетом коэффициента укомплектования рабочих мест работающими.
Коэффициент укомплектования рабочих мест работающими отражает численность персонала, приходящуюся на одно индивидуальное рабочее место в течение всех смен.
Коэффициент укомплектования рабочих мест работающими в плановом периоде рассчитывается как произведение фактического коэффициента укомплектования на индекс роста коэффициента сменности работы оборудования (рабочих) планового года или индекс роста другого показателя использования работы оборудования (например, коэффициент использования годового фонда времени работы оборудования).
5.1.6. Соответствие между количеством рабочих мест и численностью рабочих и служащих оценивается показателем - степень сбалансированности рабочих мест и работающих.
Этот показатель согласовывается с вышестоящей организацией для обеспечения сбалансированности рабочих мест и работающих в целом по министерству, ведомству.
5.1.7. Степень сбалансированности рабочих мест и работающих по плану и фактически - это отношение численности персонала по плану и фактически к численности персонала, требующейся для укомплектования всех рабочих мест с нормативной сменностью.
Степень сбалансированности рабочих мест и работающих определяется по следующей формуле:
Чобщ
Кс = ---------,
Мо x Кн.у
где Чобщ - общая численность рабочих и служащих;
Мо - общее среднегодовое количество рабочих мест;
Кн.у - средний нормативный коэффициент укомплектования рабочих мест работающими.
Нормативный коэффициент укомплектования рабочих мест работающими определяется как численность, приходящаяся на одно рабочее место при нормативной (проектной) сменности работы оборудования.
При укрупненных расчетах нормативный коэффициент укомплектования рабочих мест работающими может быть определен как произведение фактического коэффициента укомплектования рабочих мест на индекс роста коэффициента сменности работы оборудования (рабочих) или другого аналогичного показателя до нормативного уровня.
Индекс роста коэффициента сменности работы оборудования (рабочих) или другого аналогичного показателя до нормативного уровня определяется отношением его нормативного (проектного) значения к уровню данного года.
5.1.8. Количество выбывающих рабочих мест (Мв) в плановом периоде определяется исходя из планового количества рабочих мест, их наличия на начало планового периода и необходимого ввода новых рабочих мест.
Количество выбывающих рабочих мест рассчитывается по формуле:
Мв = Мн + Мвв - Моб,
где Мн - общее количество рабочих мест на начало планового
периода, определяемое по результатам учета;
Мвв - ввод рабочих мест в плановом периоде в среднегодовом исчислении;
Моб - общее количество рабочих мест в плановом периоде в среднегодовом исчислении.
Количество вводимых рабочих мест в плановом периоде определяется заданиями по производству новых видов продукции, требующих создания принципиально новых рабочих мест, необходимостью замены малоэффективных рабочих мест, а также заданиями по улучшению условий труда и быта работающих.
5.1.9. Количество вводимых и выбывающих рабочих мест определяется при разработке баланса рабочих мест по следующим направлениям: техническое перевооружение, реконструкция, расширение действующих предприятий, ликвидация или передача цехов, участков или отдельных видов оборудования другим предприятиям.
Баланс рабочих мест (Приложение 3 <*>) разрабатывается одновременно с планом экономического и социального развития предприятия в качестве его составной части, а количество рабочих мест отражается в паспорте предприятия.
--------------------------------
<*> Показатели пятилетнего плана "Основные показатели использования рабочих мест" и "Баланс рабочих мест" аналогичны годовым.
5.1.10. На вновь вводимых предприятиях количество рабочих мест является первичным, исходным показателем, а численность работающих должна соответствовать количеству рабочих мест при нормативной (проектной) сменности работы оборудования (рабочих).
Количество рабочих мест отражается в проекте предприятия, а на стадии разработки проекта - в его технико - экономическом обосновании или других предпроектных материалах.
5.1.11. Предприятия при разработке проектов пятилетних и годовых планов определяют основные показатели использования рабочих мест и рабочей силы (Приложение 4), на базе которых составляют проекты плановых балансов рабочих мест (Приложение 3). Плановые балансы рабочих мест разрабатываются в увязке с планами внедрения новой техники и технологии, заданиями по внедрению научной организации труда, планами воспроизводства основных фондов и развития мощностей. В пятилетнем плане, исходя из больших возможностей для проведения перестройки действующего производственного аппарата, главное внимание уделяется обеспечению сбалансированности рабочих мест и работающих за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий. Планы технического перевооружения и реконструкции, наряду с другими материалами, обосновываются результатами аттестации.
5.2. Планирование рабочих мест в министерствах (ведомствах).
5.2.1. Основными задачами планирования рабочих мест на уровне министерств (ведомств) являются обеспечение эффективного использования производственного потенциала, увязки имеющихся и вновь вводимых рабочих мест с численностью работающих в масштабе отрасли, повышение обоснованности распределения капитальных вложений по направлениям использования и объектам.
5.2.2. Министерства определяют основные показатели использования рабочих мест согласно Приложению 4 исходя из объектов производства, доводимых Госпланом СССР в составе контрольных цифр на планируемый период, и разрабатывают на этой основе проекты планов улучшения использования основных фондов и производственных мощностей, планов капитального строительства и планов технического перевооружения предприятий и ликвидации предприятий и цехов, а также сокращения излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием в целях обеспечения достижения сбалансированности рабочих мест и работающих.
При этом средства на создание новых рабочих мест за счет нового строительства, расширения и реконструкции предприятий выделяются только после выявления и использования возможностей увеличения объема производства на действующих производственных мощностях с учетом рационализации рабочих мест и их сбалансированности с численностью работающих.
5.2.3. Среднегодовое количество рабочих мест обеспечивается путем увязки увеличения и уменьшения их количества в плановом периоде на основе разработки балансов рабочих мест и численности работающих подведомственных предприятий и организаций.
Пятилетний и годовой балансы рабочих мест (Приложение 3) представляются в Госплан СССР в составе форм и показателей проектов планов экономического и социального развития.
5.2.4. Показатели баланса рабочих мест, удельные капитальные вложения в расчете на одно рабочее место (по направлениям) и данные о количестве хранящегося на складах неустановленного оборудования используются для расчетов ориентировочных объемов и воспроизводственной структуры капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного ввода рабочих мест (Приложение 5).
5.2.5. Предложения об увеличении числа рабочих мест на действующих предприятиях или о строительстве новых предприятий и объектов, включая непроизводственную сферу, и соответствующем вводе новых рабочих мест министерства и ведомства согласуют с территориальными органами и органами по труду.
5.2.6. Министерства согласовывают количество рабочих мест по сферам производства и отраслям народного хозяйства в соответствующие территориальные плановые органы и органы по труду по форме (Приложение 6) для разработки сводного баланса рабочих мест и трудовых ресурсов в территориальном разрезе.
5.3. Планирование рабочих мест на народнохозяйственном уровне.
5.3.1. Основными задачами планирования рабочих мест на народнохозяйственном уровне являются определение потребности в рабочих местах и рабочей силе, необходимых для производства запланированных объемов продукции (услуг) по отраслям народного хозяйства, обеспечение их сбалансированности и эффективного использования, а также более обоснованное определение потребности в капитальных вложениях.
5.3.2. Показатели рабочих мест (количество и степень сбалансированности) включаются в генеральную схему развития и размещения производительных сил, в схемы развития отраслей и регионов для последующего их использования при разработке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР и балансов рабочих мест и работающих в отраслевом и территориальном разрезах.
5.3.3. В пятилетнем и годовом планах экономического и социального развития в целом по промышленности и другим отраслям народного хозяйства в разделе плана "Труд и кадры" утверждается показатель степени сбалансированности рабочих мест и работающих.
Указанные показатели разрабатываются на основе представляемых министерствами проектов "Основных показателей использования рабочих мест и рабочей силы" и "Балансов рабочих мест" (Приложения 3, 4). При анализе этих проектов рассматривается обоснованность величины съема продукции с одного рабочего места по плану и фактически в целом по министерству (ведомству) СССР, количества рабочих мест, их ввода и выбытия как по основной, так и неосновной деятельности и других показателей. Основные показатели и плановые балансы рабочих мест уточняются, увязываются с проектами планов производства промышленной продукции, воспроизводства основных фондов и развития мощностей, с заданиями по внедрению планов новой техники и научной организации труда, повышению производительности труда, заработной платы и улучшению использования трудовых ресурсов.
5.3.4. Численность работников по отраслям народного хозяйства в плановом периоде определяется с учетом расчетного количества рабочих мест и достижения планового уровня сбалансированности рабочих мест и работающих.
5.3.5. Количество вводимых рабочих мест за счет нового строительства и расширения действующих предприятий определяется необходимостью производства новых видов продукции, которая не может быть изготовлена на действующих предприятиях при условии их технического перевооружения и реконструкции, внедрения современной технологии и новой техники, а также необходимостью освоения новых районов. Кроме того, при решении вопросов о создании новых рабочих мест учитываются использование и развитие производственных мощностей и основных фондов и их планомерное обновление.
5.3.6. Показатели баланса рабочих мест учитываются при разработке планов по труду и кадрам, капитального строительства, развития производственных мощностей и основных фондов, а также при составлении материальных балансов и планов распределения оборудования.
5.4. Планирование рабочих мест на территориальном уровне.
5.4.1. Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов на основании разрабатываемых по территории сводных балансов рабочих мест и трудовых ресурсов (Приложение 6) совместно с предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности, принимают меры по сбалансированию рабочих мест и работающих. С этой целью Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов:
представляют в вышестоящие органы, а также в министерства и ведомства, которым подчиняются предприятия и организации, расположенные на территории, предложения о сокращении (увеличении) числа рабочих мест, а также к схемам развития и размещения производительных сил и отраслей;
контролируют выполнение планов совершенствования рабочих мест на территории и достижение на этой основе сбалансированности рабочих мест и работающих;
оказывают помощь расположенным на территории края, области, района предприятиям и организациям, независимо от их ведомственной подчиненности, в рациональном использовании производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения загрузки высокоэффективного оборудования, сменности работы предприятий, путем углубления специализации, расширения кооперации между предприятиями, организациями, совместного строительства объектов производственной и социальной инфрастуктуры и т.п.;
совместно с профсоюзными органами контролируют предусмотренное планами сокращения рабочих мест на предприятиях, трудоустройство, перераспределение и переподготовку высвобождаемых работников.
5.4.2. Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов рассматривают представляемые на согласование титульные списки строек в части объектов непроизводственной сферы, сроки их ввода и сообщают министерствам и ведомствам предложения о необходимости развития этих объектов с учетом ввода новых рабочих мест.
5.4.3. Сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов разрабатывается в составе проектов годовых и пятилетних планов в разделе "Труд и кадры" в разрезе союзных и автономных республик, краев, областей, а также по Москве, Ленинграду, Московской и Ленинградской областям, а по РСФСР и УССР - по экономическим районам.
5.4.4. Степень сбалансированности рабочих мест и работающих на территории рассчитывается как отношение численности рабочих и служащих, занятых на государственных, кооперативных и общественных предприятиях, в учреждениях и организациях, учитываемой в плане по труду, к численности рабочих и служащих, требующейся для укомплектования рабочих мест с нормативной сменностью. При этом развитие системы рабочих мест должно соответствовать трудовым ресурсам территории и обеспечивать занятость трудоспособного населения.
5.4.5. Избыток (недостаток) рабочих мест по предприятиям, организациям, учреждениям, расположенным на территории, определяется как разность между количеством рабочих мест по плану и фактически и требующимся их количеством для обеспечения занятых на государственных, кооперативных и общественных предприятиях, в учреждениях и организациях, учитываемых в плане по труду, с нормативной сменностью (нормативное количество рабочих мест).
При этом нормативное количество рабочих мест определяется как произведение количества рабочих мест по плану и фактически на степень сбалансированности рабочих мест и работающих соответственно по плану и фактически.
Избыток (недостаток) рабочих мест по территории определяется как разность между количеством рабочих мест, требующихся для обеспечения занятости трудоспособного населения с нормативной сменностью и их имеющимся (плановым) количеством.
5.4.6. Советы Министров союзных республик:
в схемах развития и размещения производительных сил республики предусматривают сбалансированность рабочих мест и работающих;
представляют в союзные органы предложения по проектам планов министерств и ведомств СССР, имея в виду обеспечение сбалансированности рабочих мест с трудовыми ресурсами;
при подготовке заключений по схемам развития и размещения отраслей народного хозяйства, разрабатываемым министерствами и ведомствами СССР, учитывают количество и состав необходимых рабочих мест, требования к численности, половозрастному, профессиональному и квалификационному составу персонала для укомплектования этих рабочих мест;
включают показатели баланса рабочих мест и их использования на предприятиях и в организациях союзного подчинения, находящихся на территории данной республики, в проекты государственных пятилетних и годовых планов экономического и социального развития союзной республики и представляют их в Госплан СССР.
5.4.7. При планировании увеличения числа рабочих мест и работающих с целью обеспечения кадрами вновь строящихся и расширяемых предприятий территориальные плановые органы осуществляют контроль за пропорциональным развитием объектов непроизводственных отраслей, обслуживающих население.
6. Организация работы по аттестации, рационализации,
учету и планированию рабочих мест
6.1. Руководители предприятий (организаций) совместно с профсоюзными комитетами на основе отраслевого положения определяют порядок проведения работы по аттестации, рационализации, учету и планированию рабочих мест.
Ответственным за работу по аттестации, рационализации, учету и планированию рабочих мест является главный инженер, а при отсутствии должности главного инженера - заместитель директора.
В этой работе участвуют все функциональные и структурные подразделения предприятия (организации), которые обеспечивают достижение соответствующих показателей по совершенствованию рабочих мест. Распределение ответственности между ними определяет администрация предприятия. Технические, технологические или другие соответствующие им службы являются ведущими в работе по аттестации и рационализации рабочих мест.
6.2. Администрация совместно с профсоюзным комитетом обеспечивает:
широкое участие передовиков и новаторов производства, инженерно - технических работников, рационализаторов и изобретателей в проведении аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест. При этом в аттестации рабочих мест обязательно участвуют занятые на них работники;
привлечение к участию в аттестации рабочих мест врачей медсанчастей, других учреждений здравоохранения, а также представителей органов социального обеспечения;
включение мероприятий по рационализации рабочих мест в зависимости от их содержания в соответствующие разделы годовых и пятилетних планов экономического и социального развития и в коллективные договоры;
изучение в школах передового опыта и коммунистического труда, системе экономического образования, подготовки и повышения квалификации кадров на производстве, университетах технического творчества целей, задач и методов проведения аттестации и рационализации рабочих мест;
организацию социалистического соревнования в коллективах бригад, участков, цехов, предприятий, среди технологов, конструкторов и других инженерно - технических работников по повышению эффективности производства на основе аттестации и рационализации рабочих мест;
проведение смотров - конкурсов на лучшую организацию работы по аттестации и рационализации рабочих мест и широкую гласность ее результатов;
создание творческих коллективов для разработки мероприятий по рационализации рабочих мест, включение этой работы в личные творческие планы работников.
6.3. В целях координации и контроля за эффективностью работы по аттестации и рационализации рабочих мест создаются постоянно действующие комиссии. В их состав входят руководители функциональных подразделений, заместитель председателя профсоюзного комитета, передовые рабочие, мастера, бригадиры, представители первичных организаций НТО, ВОИР и других общественных организаций. Комиссии возглавляют руководители предприятий, организаций или главные инженеры (соответствующие должностные лица). На крупных предприятиях, в организациях комиссии по аттестации и рационализации рабочих мест могут создаваться в структурных подразделениях.
Аттестационная комиссия предприятия (организации):
обеспечивает методическое руководство и контроль проводимой работы на всех ее этапах;
заслушивает отчеты руководителей подразделений о ходе работы по аттестации;
рассматривает результаты аттестации и принимает решение по дальнейшему использованию рабочих мест;
рассматривает предложения аттестационных комиссий подразделений по совершенствованию рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия для их включения в планы экономического и социального развития;
организует через соответствующие функциональные подразделения предприятия систематическое выявление и изучение передового опыта аттестации и рационализации и разработку соответствующих нормативно - методических и информационных материалов.
6.4. Аттестационная комиссия подразделения:
обеспечивает выполнение работ по учету рабочих мест;
осуществляет аттестацию рабочих мест: сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих технический, организационный уровни рабочих мест, условия труда и технику безопасности, с нормативными и фиксирует оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в карте аттестации рабочего места;
проводит технико - экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает решение о его дальнейшем использовании;
разрабатывает предложения к плану профессионального обучения рабочих и высвобождения численности;
представляет общезаводской аттестационной комиссии материалы по учету, аттестации и рационализации рабочих мест.
6.5. В ходе аттестации рабочих мест и разработки мер по их рационализации используются выводы и предписания технических инспекторов по охране труда, материалы обследований органов санитарного надзора, рекомендации врачебно - инженерных бригад, общественных бюро экономического анализа, общественных технологических и конструкторских бюро, ПДПС и других творческих общественных формирований.
6.6. Итоги аттестации обсуждают на собраниях трудовых коллективов и с учетом их предложений по предприятию издается согласованный с профсоюзным комитетом приказ, которым определяются:
общее количество рабочих мест, подлежащих ликвидации;
ответственные за проведение мероприятий по рационализации рабочих мест и реализацию высвобожденных материально - технических ценностей;
меры по переподготовке и использованию рабочих, высвобождаемых в связи с ликвидацией и рационализацией рабочих мест;
меры поощрения работников за активное участие в проведенной работе.
6.7. Материальное поощрение работников за разработку и осуществление организационных и технических мероприятий по рационализации рабочих мест на основе аттестации, сокращению неэффективных рабочих мест и абсолютному высвобождению численности осуществляется в соответствии с действующими положениями о премировании за создание и внедрение новой техники.
На предприятиях могут разрабатываться специальные положения о премировании этих работников из фонда материального поощрения.
6.8. Предприятиям и организациям, которые обеспечивают на основе рационализации рабочих мест повышение фондоотдачи, улучшение использования производственных мощностей, министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать повышенные нормативы образования фондов материального поощрения, социально - культурных мероприятий и жилищного строительства.
6.9. Применения рабочим (служащим), бригадой по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствование своими силами рабочих мест, повышение своего профессионального мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в период между аттестациями рабочих мест не являются основанием для пересмотра норм по решению администрации. Пересмотр норм в этих случаях может производиться по инициативе коллективов бригад, рабочих и служащих, за что они поощряются в установленном порядке (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 июня 1985 г. N 540).
6.10. Руководителям предприятий и организаций разрешено привлекать рабочих, ИТР и служащих к работе по рационализации рабочих мест на том же предприятии (в организации) на условиях совместительства (за пределами рабочего дня по основной работе) - Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г. N 783. Порядок указанного совместительства регулируется Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 января 1986 г. N 15/2-62.
6.11. Министерства и ведомства:
разрабатывают и утверждают совместно с соответствующими профсоюзными органами отраслевые положения об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест на основе Типового положения;
определяют головные научно - исследовательские и проектно - конструкторские организации, ответственные за научно - методическое руководство аттестацией и рационализацией рабочих мест в отрасли;
организуют обучение основам аттестации и рационализации рабочих мест руководящих работников и специалистов министерств, ведомств, предприятий и организаций;
предусматривают в планах выделение оборудования и материальных ресурсов для рационализации рабочих мест за счет собственных средств предприятий и организаций, а также кредитов банков;
учитывают результаты аттестации и рационализации рабочих мест при формировании программ повышения научно - технического уровня производства, составлении годовых и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий и организаций, обеспечивая сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов;
выделяют средства на строительство, расширение и реконструкцию предприятий только после выявления и использования возможностей увеличения объема производства на действующих производственных мощностях с учетом рационализации рабочих мест и их сбалансированности с численностью работников;
предусматривают в планах экономического и социального развития создание специализированных производств по изготовлению организационной и технологической оснастки, средств механизации и автоматизации, специального оборудования для проведения работ по рационализации рабочих мест на подведомственных предприятиях и в организациях;
создают постоянно действующие комиссии по проведению аттестации и рационализации рабочих мест, возложив на них координацию и методическое руководство этой работой, контроль за ее осуществлением, а также распространение и внедрение передового опыта.
В состав постоянно действующей комиссии, возлагаемой заместителем министра, как правило, входят: начальник технического управления (первый заместитель председателя комиссии), начальник управления организации труда и заработной платы и начальник планового управления (заместители председателя комиссии). Членами комиссии назначаются руководители функциональных и производственных управлений и отделов министерств. В состав комиссии включаются также представители профсоюзных органов, научно - технических обществ и ВОИР, отраслевых органов информации.
В своей работе отраслевая комиссия опирается на головную научно - исследовательскую (проектно - конструкторскую) организацию, которая осуществляет научно - методическое руководство работой по учету, аттестации, рационализации и планированию рабочих мест в отрасли, разрабатывает нормативы показателей для оценки рабочих мест при их аттестации, обеспечивает предприятия отрасли типовыми, методическими и нормативными материалами, изучает и распространяет передовой опыт аттестации и рационализации рабочих мест, а также технологических процессов, производств, участков, цехов, подводит итоги работы по учету, аттестации и рационализации рабочих мест, на основе которых подготавливает предложения по повышению производительности труда, эффективности использования основных фондов и капитальных вложений, обеспечению сбалансированности рабочих мест и работающих.
6.12. Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов:
учитывают результаты аттестации и рационализации рабочих мест, данные об их фактическом и планируемом количестве при утверждении (согласовании) лимитов численности работников предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, и планировании создания новых и реконструкции действующих предприятий;
обеспечивают внедрение в практику планирования и учета балансов рабочих мест и работающих;
контролируют трудоустройство пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью;
обеспечивают совместно с руководителями предприятий и организаций переподготовку и трудоустройство лиц, высвобождаемых в результате сокращения и рационализации рабочих мест, широко привлекая к этой работе бюро по трудоустройству населения.
6.13. Республиканские государственные комитеты по труду совместно с плановыми комитетами и другими органами управления союзных республик с участием профсоюзных органов, руководствуясь указаниями вышестоящих органов и настоящим Типовым положением:
осуществляют организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в республике;
рассматривают в установленном порядке вопросы размещения новых, расширения и реконструкции действующих на территории предприятий и организаций и подготавливают по ним соответствующие предложения;
контролируют работу системы трудоустройства и переподготовки кадров, высвобождаемых в результате аттестации и рационализации рабочих мест;
организуют систему трудоустройства пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью;
подготавливают предложения по развитию сети бюро по трудоустройству населения, разрабатывают и осуществляют меры по укреплению их квалифицированными кадрами.
Кроме того, государственные комитеты союзных республик по труду контролируют работу министерств, ведомств, предприятий и организаций по аттестации рабочих мест, проверяют ход их рационализации, достоверность отчетных данных.
6.14. Государственные комитеты по труду Советов Министров автономных республик, управления и отделы по труду исполкомов местных Советов народных депутатов с участием профсоюзных органов:
систематически контролируют предприятия и организации, проверяют отчетные данные, достоверность результатов аттестации рабочих мест, ход их рационализации. Привлекают для проведения контрольных проверок специалистов предприятий и организаций данной территории и общественных инспекторов по труду из числа работающих специалистов и пенсионеров;
представляют в соответствующие организации информацию о состоянии этой работы в регионе и вносят предложения по совершенствованию организации проведения аттестации и рационализации рабочих мест;
участвуют совместно с плановыми органами в формировании территориальных планов по труду, составлении балансов рабочих мест и трудовых ресурсов;
принимают участие в подготовке предложений о целесообразности строительства новых, расширении и реконструкции действующих предприятий;
контролируют состояние нормирования труда, своевременность пересмотра норм трудовых затрат, внедрение и развитие бригадной формы организации и стимулирования труда, вносят соответствующие предложения в вышестоящие органы;
распространяют передовой опыт, используя при этом средства массовой информации;
изучают и распространяют опыт морального и материального стимулирования проведения аттестации и рационализации рабочих мест;
вносят в соответствующие органы предложения по развитию системы трудоустройства; совместно с бюро по трудоустройству населения и предприятиями (организациями) региона трудоустраивают пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью; обеспечивают совместно с руководителями предприятий и организаций переподготовку и трудоустройство лиц, высвобождаемых в результате аттестации и рационализации рабочих мест, контролируют движение кадров.



Приложение 1
Пример заполнения
Завод газовой аппаратуры
___________________________
(предприятие (организация))
ВЕДОМОСТЬ
УЧЕТА РАБОЧИХ МЕСТ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ АТТЕСТАЦИИ
Механосборочный цех
__________________________________________________________________
(наименование структурных подразделений, вида производства)
--T-------------------T-----------------T-----------------------------T-----T--------T--------T---------¬
¦N¦ Рабочее место ¦Оснащение рабоче-¦ Данные о работниках ¦Сред-¦ Дата ¦Дата и ¦Итоговая ¦
¦ ¦ ¦го места ¦ ¦него-¦ ввода ¦причина ¦ оценка ¦
¦п+-------T-T----T----+-----------T-T---+---T---------T--T------------+довая¦ ¦ликвида-¦рабочего ¦
¦/¦наиме- ¦к¦по- ¦кол ¦наименова- ¦к¦кол¦ка-¦профессия¦р ¦ численность¦дли- ¦ ¦ции ¦ места ¦
¦п¦нование¦о¦ряд-¦- ¦ние обору- ¦о¦- ¦те-¦ ¦а ¦ по сменам ¦тель-¦ ¦ +----T----+
¦ ¦ ¦д¦ко- ¦во ¦дования ¦д¦во ¦го-¦ ¦з +--T--T---T--+ность¦ ¦ ¦1-я ¦2-я ¦
¦ ¦ ¦ ¦вый ¦ин- ¦ ¦ ¦ ¦рия¦ ¦р ¦ I¦II¦III¦IV¦ис- ¦ ¦ ¦ат- ¦ат- ¦
¦ ¦ ¦ ¦но- ¦ди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦я ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 08.02.1986 n 197 ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ, МОРСКОМ И ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТРАНСПОРТА, ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ ПРАВИЛ  »
Документы СССР »
Читайте также