МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦМАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 21.01.1986 n 38)


Утверждены
Приказом Министерства
жилищно - коммунального
хозяйства РСФСР
от 21 января 1986 г. N 38
Согласованы
Госплан РСФСР
Заместитель Директора
НИИПиН при Госплане СССР
А.С.ХРЯЩЕВ
Заместитель Директора
Академии коммунального
хозяйства им. К.Д. Памфилова
А.С.КОРНОПЕЛЕВ
14 июня 1985 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ
СПЕЦМАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Введение
При нормировании расхода автомобильного топлива на работу специальных машин в предприятиях жилищно - коммунального хозяйства используются Линейные нормы расхода бензина, дизельного топлива и сжиженного газа для автомобильного транспорта, утвержденные Постановлением Госплана РСФСР от 5 июля 1983 г. N 130, а также Нормы расхода жидкого топлива на работу оборудования, установленного на специальных и специализированных автомобилях, утвержденные Постановлением N 155 Госплана РСФСР от 7 сентября 1979 года.
Методические указания по нормированию расхода жидкого топлива для спецмашин коммунального назначения ранее не разрабатывались. Отсутствие таких методических указаний приводит к тому, что планирование потребности в топливе осуществляется не по нормам расхода на единицу работы спецмашин, а исходя из расхода топлива на одну спецмашину в год.
В результате этого практически невозможно учесть при определении потребности в топливе рост объемов работ, выполняемых спецмашинами в жилищно - коммунальном хозяйстве и совершенствование технологии их использования.
В целях совершенствования планирования и экономного использования автомобильного топлива на работу спецмашин в настоящих Методических указаниях планирование расхода жидкого топлива рекомендуется выполнять по групповым нормам исходя из объемов выполняемых работ.
Все специальные машины разделены на группы в зависимости от характера их использования. Для каждой группы машин разработана методика расчета нормы расхода жидкого топлива на единицу выработки и приведен порядок планирования потребности в топливе по этим нормам.
При разработке Методических указаний по нормированию расхода жидкого топлива на работу спецмашин коммунального назначения использованы разработки Научно - исследовательского института планирования и нормативов при Госплане СССР "Методика нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте", М., 1983, научно - исследовательский отчет "Методические рекомендации по нормированию расхода топлива на работу спецавтомобилей и ведомственных автомобилей и автобусов", М., 1984, а также Методика определения индивидуальных норм расхода автомобильного бензина и дизельного топлива на работу строительно - дорожных машин, разработанная совместно ЦНИИОМТП при Госстрое СССР и НИИПиНом при Госплане СССР в 1984 году.
Методические указания разработаны Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, Научно - исследовательским институтом коммунального водоснабжения и очистки воды Академии, Ленинградским научно - исследовательским институтом Академии, Гипрониигазом под общим руководством ст. научн. сотр., кандидата технических наук Бутовченко М.Г. (отдел механизации Академии).
1. Основные пути экономии автомобильного топлива
при работе спецмашин коммунального назначения
Решающим условием, основным резервом роста эффективности народного хозяйства страны являются экономия, бережливость, рациональное использование накопленного производственного потенциала. На передний план в реализации этих резервов выдвигаются работы, направленные на выполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 17 октября 1983 г. N 467 "О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве РСФСР, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче - смазочных материалов".
Научиться умело, по-хозяйски расходовать каждую тонну топлива - одна из главных, неотложных задач всех трудовых коллективов, в том числе и работников жилищно - коммунального хозяйства.
В системе Минжилкомхоза РСФСР находится в эксплуатации около 100 тыс. специальных машин коммунального назначения, которые расходуют ежегодно более 400 тыс. тонн автомобильного топлива. Экономия автомобильного топлива - это комплексная задача, в решении которой должны участвовать все службы эксплуатационного предприятия.
Мероприятия по экономии жидкого топлива можно подразделить на три основные группы: мероприятия по совершенствованию эксплуатации спецмашин на линии, по повышению качества технического обслуживания, ремонта и хранения спецмашин и, наконец, мероприятия по совершенствованию форм отчетности и планирования (см. рис.).
----------------------------------------------¬
¦Основные пути экономии автомобильного топлива¦
¦при работе спецмашин коммунального назначения¦
L-----------------------T----------------------
-----------------------+---------------------¬
---------+--------¬ -------+-------¬ --------+---------¬
¦Совершенствование¦ ¦ Повышение ¦ ¦Совершенствование¦
¦ эксплуатации ¦ ¦ качества ¦ ¦ форм отчетности ¦
¦ спецмашин ¦ ¦ технического ¦ ¦ и планирования ¦
¦ на линии ¦ ¦ обслуживания ¦ L-------T----------
L-------T---------- ¦ и ремонта ¦ ¦
--------- L------T-------- -----------
¦ ---------------¬ -------- ¦ ------------------¬
¦ ¦ Оптимизация ¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦ Контроль за ¦
+-+ маршрутов ¦ ¦ ¦ Внедрение ¦ ¦ ¦ведением отчетной¦
¦ ¦движения машин¦ ¦ ¦ операций ¦ +-+ документации по ¦
¦ L--------------- ¦ ¦диагностики ¦ ¦ ¦ расходу топлива ¦
¦ +-+технического ¦ ¦ L------------------
¦ ¦ ¦ состояния ¦ ¦
¦ ¦ ¦ топливной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ аппаратуры ¦ ¦
¦ -------------------¬ ¦ L-------------- ¦ ------------------¬
¦ ¦Четкое соблюдение ¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦ Внедрение новых ¦
¦ ¦технологии работы,¦ ¦ ¦ Соблюдение ¦ ¦ ¦ форм отчетности ¦
¦ ¦ обеспечивающее ¦ ¦ ¦ режимов ¦ +-+ по групповым ¦
+-+ высокое качество ¦ +-+проведения ¦ ¦ ¦ нормам ¦
¦ ¦ выполнения ¦ ¦ ¦технического ¦ ¦ L------------------
¦ ¦ операций ¦ ¦ ¦обслуживания ¦ ¦
¦ L------------------- ¦ ¦ спецмашин ¦ ¦
¦ ¦ L-------------- ¦ ------------------¬
¦ -------------¬ ¦ --------------¬ ¦ ¦ Организация ¦
¦ ¦Оборудование¦ ¦ ¦Периодическая¦ ¦ ¦социалистического¦
¦ ¦ спецмашин ¦ ¦ ¦ проверка ¦ ¦ ¦ соревнования ¦
+-+ средствами ¦ +-+технического ¦ L-+ по экономному ¦
¦ ¦ радиосвязи ¦ ¦ ¦ состояния ¦ ¦ расходу ¦
¦ L------------- ¦ ¦ спидометров ¦ ¦ автомобильного ¦
¦ ¦ L-------------- ¦ топлива ¦
¦ --------------------¬ ¦ --------------¬ L------------------
¦ ¦ Повышение уровня ¦ ¦ ¦ Утепление ¦
¦ ¦механизации погрузо¦ ¦ ¦ агрегатов ¦
+-+ - разгрузочных ¦ +-+ спецмашин ¦
¦ ¦работ и сокращение ¦ ¦ ¦ в зимнее ¦
¦ ¦ простоев на линии ¦ ¦ ¦ время ¦
¦ L-------------------- ¦ L--------------
¦ ------------------¬ ¦ --------------¬
¦ ¦Совершенствование¦ ¦ ¦ Организация ¦
¦ ¦профессионального¦ ¦ ¦ хранения ¦
L-+ мастерства ¦ L-+ спецмашин ¦
¦работы водителей ¦ ¦ в холодное ¦
L------------------ ¦ время года ¦
L--------------
1.1. Совершенствование эксплуатации спецмашин на линии
Наиболее значимым фактором экономии автомобильного топлива является организация эффективной работы спецмашин на линии, конечной целью этой работы должно быть снижение непроизводительных холостых пробегов спецмашин. В каждом конкретном случае эта задача решается по-разному.
Если рассматривать использование аварийно - технических спецмашин, предназначенных для устранения аварий на коммунальных объектах, то экономия топлива достигается при оптимизации радиуса действия этих машин, т.е. за счет экономически обоснованного расположения в городах опорных пунктов базирования спецмашин.
Наиболее наглядно эффективность внедрения современных методов линейной эксплуатации можно проследить по спецмашинам, занятым перевозкой различных грузов (мусоровозы, вакуум - машины, спецмашины для перевозки белья фабрик - прачечных и др.). Перед работниками службы эксплуатации ставится задача разработки маршрутных графиков движения этих машин по городу. Маршрутные графики содержат информацию о последовательности движения машин от эксплуатационного предприятия до пунктов загрузки и далее до места разгрузки. Эти графики составляются с учетом интенсивности накопления перевозимого материала в пунктах загрузки. Известно, что производительность мусоровозов зависит от расстояния транспортировки твердых бытовых отходов за черту города. Чем больше это расстояние, тем менее эффективно используются мусоровозы, тем больше они имеют холостых пробегов, а значит - и повышенный расход топлива. Особенно остро этот вопрос стоит в крупных городах, где расстояние вывоза твердых бытовых отходов достигает 30 км и более. Отечественная промышленность освоила выпуск дизельных большегрузных мусоровозов, имеющих вместимость кузова свыше 20 куб. м. Такие мусоровозы особенно эффективно работают на больших расстояниях вывоза твердых бытовых отходов и могут использоваться как транспортные. В последнее время наметилась тенденция создания в городах мусороперегрузочных станций, на которых осуществляется перегрузка бытовых отходов из мусоровозов со сравнительно малой вместимостью кузова в транспортные мусоровозы. С пуском этих мусороперегрузочных станций резко сокращаются холостые пробеги мусоровозов, занятых сбором твердых бытовых отходов в жилых кварталах городов. Кроме того, при большом расстоянии вывоза мусора транспортными мусоровозами за пределами города они движутся с минимальным количеством торможений и остановок, как правило, на высшей передаче, а дизельный двигатель на протяжении почти всего пути имеет наивыгоднейший тепловой режим. Расход топлива в этих условиях получается наименьший. Так, например, по данным Академии коммунального хозяйства внедрение мусороперегрузочной станции годовой производительностью 50 тыс. тонн и использование транспортного мусоровоза КО-416 при расстоянии вывоза 25 км позволяет получить экономию свыше 190 тонн условного топлива в год.
Большой экономический эффект по расходу топлива мусоровозами получается и при транспортировке твердых бытовых отходов на специальные мусороперерабатывающие заводы, которые уже работают в ряде городов страны.
Определенное влияние на расход топлива оказывает соблюдение требований технологии работы спецмашин. Так, например, технологией уборки городов рекомендуется выполнение поливомоечных работ на улицах города в ночное время, когда интенсивность движения транспортных средств в городе минимальна. В этот период поливомоечные машины работают с высокой производительностью и с малым числом остановок, что положительно сказывается на экономии топлива.
Снижение расхода топлива при повышении производительности работы спецмашин достигается также и за счет четкой работы диспетчерской службы. Это, в первую очередь, относится к использованию аварийно - технических машин и спецмашин для зимней уборки городских территорий. Внедрение в практику средств коротковолновой радиосвязи позволяет оперативно руководить работой спецмашин при перебазировании их с объекта на объект с минимальными холостыми пробегами.
Важным резервом экономии автомобильного топлива является сокращение времени на погрузку и разгрузку спецмашин, особенно в зимний период года, когда при ожидании погрузки приходится периодически запускать двигатель в работу для прогрева. В этой связи важной проблемой является четкая организация загрузки пескохлоридоразбрасывателей на пескобазах, а также приемка мусоровозов под разгрузку на полигонах для складирования твердых бытовых отходов.
1.2. Повышение качества технического обслуживания
и ремонта спецмашин коммунального назначения
Минимального расхода топлива при эксплуатации спецмашин можно достигнуть лишь в том случае, если они находятся в исправном техническом состоянии. Неисправности спецмашин, влияющие на расход топлива, можно подразделить на следующие три основные группы:
нарушающие протекание процесса работы двигателя;
увеличивающие непроизводительные затраты энергии на трение в двигателе, в агрегатах трансмиссии шасси и спецоборудования;
увеличивающие сопротивление движению спецмашин.
Кроме того, в отдельную, четвертую группу можно выделить различные неисправности, затрудняющие управление спецмашиной.
Обязательным условием получения высоких показателей по топливной экономичности спецмашин является проведение в полном объеме и с соблюдением периодичности технического обслуживания шасси и спецоборудования. При проведении ТО проверяется работоспособность газораспределительного механизма двигателя, так как на расход топлива влияют утечки газов из цилиндров, связанные с неплотностью прилегания клапанов к седлам, пригоранием колец и разрушением прокладки головки цилиндров. Такие дефекты обычно бывают не во всех, а лишь в отдельных цилиндрах двигателя и легко обнаруживаются при измерении компрессометром давления сжатия.
Неудовлетворительное наполнение цилиндров свежей смесью и плохая их очистка от продуктов сгорания обычно бывает при загрязнении воздушного фильтра, карбюратора, впускного и выпускного трубопроводов и глушителя, а также из-за износа деталей механизма газораспределения. Все эти неисправности в основном отражаются на мощности двигателя при полном открытии дросселя, что же касается экономичности, то в этой части их влияние относительно невелико.
Заметное увеличение расхода топлива дает отклонение состава горючей смеси от необходимого, которое может произойти при неисправности или неправильной регулировке карбюратора, неплотностях во впускном трубопроводе, значительном засорении воздушного фильтра и др. Неисправность экономайзера, при которой дополнительное топливо подается непрерывно, повышает расход на 10 - 15%.
Неплотности в прокладках и пробках впускного трубопровода, через которые может пройти воздух, обедняет горючую смесь. Это

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 31.07.1981 n 3 О ПРАКТИКЕ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИГОВОРАМ  »
Документы СССР »
Читайте также