ПРИКАЗ Минторга СССР от 26.12.1985 n 315 О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ


МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР
ПРИКАЗ
от 26 декабря 1985 г. N 315
О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО
ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Приказываю:
1. Утвердить разработанные Научно-исследовательским институтом общественного питания и Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания Министерства торговли СССР и согласованные с Минпросом СССР, Центросоюзом и Минздравом СССР прилагаемые Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах.
Код - 763007.3.1.003; 844004.3.1.005.
2. Министерствам торговли союзных республик, Центросоюзу, главурсам (урсам) министерств и ведомств СССР довести утвержденные настоящим Приказом Методические указания до подведомственных организаций и предприятий общественного питания и обеспечить контроль за их применением.
3. Считать утратившими силу Инструктивно-методические указания по организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденные Минторгом СССР, Минпросом СССР, Минздравом СССР и Центросоюзом 15 - 19 августа 1974 г. N 0152-75/74-М/1174-74/СП-145.
Заместитель Министра
В.Г.БЫЧКОВ


Утверждены
Приказом Министерства торговли СССР
от 26 декабря 1985 г. N 315
Утверждаю
Заместитель Министра
торговли СССР
В.Г.БЫЧКОВ
26 декабря 1985 года
Согласовано
Заместитель Министра
просвещения СССР
Ф.Е.ШТЫКАЛО
25 декабря 1985 года
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
В.Е.КОВШИЛО
25 декабря 1985 года
Заместитель Председателя
Центросоюза
В.Г.НЕСТЕРЕНКО
25 декабря 1985 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Разработаны НИИОПом и УкрНИИТОПом Министерства торговли СССР. Код 763007.3.1.008; 844004.3.1.005.
Методические рекомендации по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах разработаны Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания (УкрНИИТОП) и Научно-исследовательским институтом общественного питания Министерство торговли СССР (НИИОП), а также Институтом питания АМН СССР.
Методические рекомендации предназначены для работников системы общественного питания, а также просвещения и здравоохранения, занимающихся вопросами организации школьного питания.
1. Общие положения
Настоящие Методические указания разработаны в целях совершенствования организации и повышения эффективности обслуживания горячим питанием учащихся общеобразовательных школ и предназначаются для работников общественного питания, а также просвещения и здравоохранения, занимающихся вопросами организации школьного питания.
1.1. Питание учащихся городских и сельских общеобразовательных школ организуется по месту учебы на предприятиях общественного питания системы государственной торговли и потребительской кооперации, торгово-производственная деятельность которых должна осуществляться в соответствии с Основными правилами работы предприятий общественного питания <*>.
--------------------------------
<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 9 июля 1974 г. N 147.
При этом следует учитывать ряд общих требований к помещениям школьных столовых, характеру организации производства, ассортименту продукции, методам обслуживания и способам расчета за питание и др. (Изложены в Характеристиках типов предприятий общественного питания <*>.)
--------------------------------
<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 12 октября 1976 г. N 184 (госторговля) и Постановление Правления Центросоюза от 8 августа 1974 г. N 60 (для потребкооперации).
1.2. При общеобразовательных школах с количеством учащихся 320 и более в первую смену должны организовываться столовые; при меньшей численности учащихся - столовые-раздаточные.
В начальных классах на четыре класса при численности 80 учащихся допускается функционирование буфета общей площадью 30 кв. метров - с отпуском горячих блюд, доставляемых с базовой столовой.
1.3. При планировании развития сети предприятий общественного питания в общеобразовательных школах следует руководствоваться нормативом - 250 мест на 1000 учащихся в первую смену <*>.
--------------------------------
<*> СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Учитывая требования организации рационального питания учащихся, а также необходимость полного обеспечения их по месту учебы горячим питанием с соблюдением рекомендуемых интервалов времени между приемами пищи, с 1990 года предусматривается ввод в действие перспективного норматива - 350 мест на 1000 учащихся в первую смену.
1.4. Организацию горячего питания учащихся следует осуществлять на основе примерного цикличного двухнедельного меню комплексных рационов питания, разработанного с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по двум возрастным группам учащихся (6 - 10 и 11 - 17 лет).
Различие в количестве основных пищевых веществ и калорийности обеспечивается регулированием объема потребляемой пищи (выходом блюда) или составом блюд в рационе. Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных особенностей и др.
2. Основные принципы организации рационального
питания учащихся
2.1. Рациональное питание учащихся должно предусматривать поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих их возрастным физиологическим потребностям.
2.2. Основными принципами рационального питания являются:
соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;
удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;
оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.
В соответствии с этими принципами питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ.
2.3. Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14 процентов, жиры - 31 процент и углеводы - 55 процентов общей калорийности рациона.
Необходимо выдержать содержание незаменимых компонентов: белка животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты, - 60 процентов и растительных жиров, богатых полинасыщенными кислотами, - 20 процентов от их суточной нормы.
2.4. Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии, а также витаминах и минеральных веществах для учащихся различных возрастных групп определяется в соответствии с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденными решением Коллегии Минздрава СССР от 22 марта 1982 г., представлена в табл. 1, 2 и 3.
Таблица 1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ, БЕЛКОВ, ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(в день)
----------------T--------T---------------T--------------T--------¬
¦ Возраст ¦Энергия,¦ Белки (г) ¦ Жиры (г) ¦Углеводы¦
¦ ¦ ккал +------T--------+------T-------+ (г), ¦
¦ ¦ ¦всего ¦ в т.ч. ¦всего ¦в т.ч. ¦ всего ¦
¦ ¦ ¦ ¦животные¦ ¦расти- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельные¦ ¦
+---------------+--------+------+--------+------+-------+--------+
¦6 лет ¦1970 ¦68 ¦44 ¦68 ¦10 ¦272 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 - 10 лет ¦2300 ¦79 ¦47 ¦79 ¦16 ¦315 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 - 13 лет ¦2700 ¦93 ¦56 ¦93 ¦19 ¦370 ¦
¦ ¦---- ¦-- ¦-- ¦-- ¦-- ¦--- ¦
¦ ¦2450 ¦85 ¦51 ¦85 ¦17 ¦340 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 - 17 лет ¦2900 ¦100 ¦60 ¦100 ¦20 ¦400 ¦
¦ ¦---- ¦-- ¦-- ¦--- ¦-- ¦--- ¦
¦ ¦2600 ¦90 ¦54 ¦90 ¦18 ¦360 ¦
L---------------+--------+------+--------+------+-------+---------
В числителе даны рекомендуемые величины для мальчиков, в знаменателе - для девочек.
Таблица 2
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ ВИТАМИНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(в день)
---------T-------------------------------------------------------¬
¦Возраст ¦ Витамины ¦
¦учащихся+----T-----T----T-----T-----T-----T-----T-----T----T----+
¦ ¦тиа-¦рибо-¦ви- ¦вита-¦фола-¦ниа- ¦ас- ¦вита-¦ви- ¦ви- ¦
¦ ¦мин ¦фла- ¦та- ¦мин ¦цин ¦цин ¦кор- ¦мин ¦та- ¦та- ¦
¦ ¦(мг)¦вин ¦мин ¦B12 ¦(мкг)¦(ни- ¦бино-¦A ¦мин ¦мин ¦
¦ ¦ ¦(мг) ¦В6 ¦(мг) ¦ ¦аци- ¦вая ¦(ре- ¦Е ¦Д ¦
¦ ¦ ¦ ¦(мг)¦ ¦ ¦новый¦к-та ¦тино-¦(МЕ)¦(МЕ)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экв.)¦(мкг)¦ловый¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(мг) ¦ ¦экв.)¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(мкг)¦ ¦ ¦
+--------+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+
¦6 лет ¦1,0 ¦1,3 ¦1,3 ¦1,5 ¦200 ¦12 ¦50 ¦500 ¦10 ¦100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 - 10 ¦1,4 ¦1,6 ¦1,6 ¦2 ¦200 ¦15 ¦60 ¦700 ¦10 ¦100 ¦
¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 - 13 ¦1,6 ¦1,9 ¦1,9 ¦3 ¦200 ¦18 ¦70 ¦1000 ¦12 ¦100 ¦
¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(мальчи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 - 13 ¦1,5 ¦1,7 ¦1,7 ¦3 ¦200 ¦16 ¦60 ¦1000 ¦10 ¦100 ¦
¦лет (де-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вочки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 - 17 ¦1,7 ¦2,0 ¦2,0 ¦3 ¦200 ¦19 ¦75 ¦1000 ¦15 ¦100 ¦
¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(юноши) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 - 17 ¦1,6 ¦1,8 ¦1,8 ¦3 ¦200 ¦17 ¦65 ¦1000 ¦12 ¦100 ¦
¦лет (де-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вушки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----
Таблица 3
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ДЕНЬ
(мг/день)
--------------------------T---------T--------T--------T----------¬
¦ Возраст учащихся ¦ Кальций ¦ Фосфор ¦ Магний ¦Железо <*>¦
+-------------------------+---------+--------+--------+----------+
¦6 лет ¦1200 ¦1450 ¦300 ¦15 ¦
¦7 - 10 лет ¦1100 ¦1650 ¦250 ¦18 ¦
¦11 - 13 лет (мальчики) ¦1200 ¦1800 ¦350 ¦18 ¦
¦11 - 13 лет (девочки) ¦1100 ¦1650 ¦300 ¦18 ¦
¦14 - 17 лет (юноши) ¦1200 ¦1800 ¦300 ¦18 ¦
¦14 - 17 лет (девушки) ¦1100 ¦1650 ¦300 ¦18 ¦
L-------------------------+---------+--------+--------+-----------
--------------------------------
<*> С учетом усвоения 10 процентов введенного железа.
2.5. Важным элементом организации рационального питания учащихся является правильное распределение объема дневного потребления пищи между отдельными ее приемами.
Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста, состояния здоровья и распорядка дня учащихся.
Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня следует считать четырехкратный прием пищи с интервалами между приемами 3,5 - 4 часа.
Завтрак в школе должен составлять 20 процентов, обед - 35 процентов от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии (см. табл. N 1).
2.6. Для детей 6-летнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10 процентов суточной калорийности рациона. Учащиеся, посещающие группы продленного дня, должны обеспечиваться по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе - и полдником. В школах, где нет группы продленного дня, должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей всем учащимся может предоставляться и обед.
2.7. В распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать следующий примерный режим питания:
при посещении школы в первую смену: домашний завтрак в 7.30 - 8 часов, второй завтрак в школе для учеников I - V классов - после второго урока, для учеников VI - XI классов - после третьего урока; обедать они должны после возвращения из школы.
Для учеников I - V классов обед следует организовывать в 13 - 14 часов, а для учеников VI - XI классов - в 14 - 15 часов; ужинать этим школьникам необходимо в 19 - 20 часов;
при посещении школы во вторую смену: домашний завтрак - в 8 часов, второй завтрак - не предусматривается, а обед принимается перед уходом в школу - в 12 - 13 часов.
В школе ученики I - V классов получают полдник после второго урока, а ученики VI - XI классов - после третьего урока; ужинают эти школьники также в 19 - 20 часов;
для учащихся шестилетнего возраста: домашний завтрак в 7 - 7.30 часов; первый прием пищи в виде горячего завтрака должен быть организован в школе на второй перемене, обед - после занятий в 13 - 13.30 час., полдник - после дневного сна в 16.30 час. Ужинать шестилетние

<ПИСЬМО> Минморфлота СССР от 26.12.1985 n 193 О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МНОГОЦЕЛЕВЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СУДОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ (ЛРН)  »
Документы СССР »
Читайте также