ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТОВАРОВ ЭКСПЕРТАМИ ТПП СССР (утв. решением Президиума ТПП СССР от 25.09.1985, протокол n 39)


Утверждена
решением Президиума ТПП СССР,
протокол N 39 от 25 сентября 1985 года
Согласована
с Министерством внешней торговли
Разработана с учетом предложений
и замечаний Госарбитража СССР
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТОВАРОВ
ЭКСПЕРТАМИ ТПП СССР
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Торгово-промышленная палата СССР, являясь общественной организацией, выполняет как в СССР, так и за границей на коммерческой основе поручения советских и иностранных организаций на проведение экспертизы, контроля качества и проверки количества продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, а также проверку состояния упаковки, правильности маркировки, в необходимых случаях отбор образцов (проб) товаров и их анализ.
1.2. Заявки на проведение экспертиз принимаются организациями системы ТПП СССР в письменном виде и могут быть разовыми и долгосрочными (на месяц, квартал или год). Долгосрочные заявки должны содержать: наименование, адрес и телефон заказчика экспертизы, наименование товарной группы, задачи экспертизы, гарантию оплаты за экспертизу, номер расчетного счета плательщика и наименование отделения Госбанка. В разовой заявке должно быть указано: наименование, адрес и телефон заказчика экспертизы, наименование товара, его количество, дата поступления и место нахождения, поставщик, сведения о его вызове, задача экспертизы, гарантия оплаты за экспертизу, номер расчетного счета плательщика и наименование отделения Госбанка. При наличии долгосрочной заявки разовая заявка может быть принята по телефону в виде телефонограммы. Содержание телефонограммы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным разовым заявкам. По импортному оборудованию должен быть указан конечный срок заявления рекламации иностранному поставщику согласно условиям контракта, по отечественному оборудованию - гарантийный срок эксплуатации.
Поступившие разовые заявки и телефонограммы регистрируются в журнале регистрации заявок с присвоением им порядкового номера. Нумерация начинается с первого рабочего дня нового года.
1.3. Бюро товарных экспертиз (БТЭ) обязано в течение трех рабочих дней после получения заявки (по скоропортящимся товарам в течение 24 часов) направить эксперта для проведения экспертизы или сообщить заказчику мотивированный отказ.
При предварительном (не менее чем за сутки) сообщении о дате и времени поступления транспортных средств с товарами, подлежащими экспертизе, БТЭ направляет эксперта к указанному времени.
1.4. На основании заявки оформляется наряд установленной формы (Приложение 1). В наряде должны быть указаны: номер и дата его выдачи, фамилия и инициалы эксперта, задача экспертизы, сведения о товаре и заказчике согласно заявке. На проведение экспертизы в портах, на погранстанциях, опорных базах Союзпромимпортторга допускается выдача на группу экспертов одного наряда, оформленного на руководителя группы. Основанием для проведения экспертизы является только наряд, подписанный начальником бюро товарных экспертиз (заместителем начальника БТЭ) или лицом, исполняющим его обязанности, и заверенный печатью БТЭ <*>.
--------------------------------
<*> В случаях, когда БТЭ не обладает правами юридического лица и не имеет своей печати, наряд заверяется печатью соответствующего отделения или палаты.
По решению начальника БТЭ направление двух экспертов по одному номеру наряда на одну экспертизу у конечных получателей допускается в случаях особо сложных экспертиз: одновременной проверки качества и количества товаров, одновременной проверки количества мест и массы или внутритарного количества товара при выгрузке из транспортного средства и в других случаях, когда участие двух экспертов в одной экспертизе организационно и экономически целесообразно, а затраты времени не превышают нормы, предусмотренные на одного эксперта.
1.5. Эксперт, получив наряд на проведение экспертизы, обязан по телефону (если заказчик и БТЭ находятся в одном городе) проинформировать заказчика о времени выезда на экспертизу, а также выяснить наличие у заказчика товара, необходимой документации, подсобной рабочей силы, помещения, инвентаря и др.
Экспертиза должна быть начата не позднее следующего рабочего дня после получения наряда (у находящегося в том же городе заказчика) или следующего дня после прибытия к месту проведения экспертизы при выезде в другие населенные пункты обслуживаемого региона.
Перенесение срока начала проведения экспертизы по просьбе заказчика (если заказчик не готов к проведению экспертизы) не допускается. Заявка в этом случае аннулируется. Подача повторно заявки на тот же товар не исключается.
1.6. Эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы, если заказчик не представит нормативно-техническую и сопроводительную документацию на товар, образец-эталон (дубликат образца-эталона), а также не обеспечит необходимыми для работы условиями (освещенное отапливаемое помещение, рабочее место, подсобные рабочие и т.п.), сохранность товара, соблюдение техники безопасности и др. Время ожидания экспертом поступления товара, документов, организации условий для проведения экспертизы, рассортировки товара и др. не должно превышать двух часов с момента прибытия эксперта. Исключение составляют экспертизы в портах и на погранстанциях, где работа экспертов должна организовываться с учетом хода погрузочно-разгрузочных операций и контролироваться начальником БТЭ.
В тех случаях, когда эксперт прибыл на место проведения экспертизы, а экспертиза не состоялась по вине заказчика, эксперт обязан сдать наряд в БТЭ с соответствующей отметкой заказчика о причине непроведения экспертизы и о фактически затраченном времени, в том числе и на дорогу в оба конца. В случае отказа заказчика от такой записи ее делает сам эксперт с указанием фамилии представителя заказчика, отказавшегося от производства записи, и сдает наряд в БТЭ. Таким же образом оформляется отказ заказчика от экспертизы. Эксперт незамедлительно ставит в известность руководителя БТЭ о таких случаях.
1.7. При проведении экспертизы эксперт обязан работать в соответствии с распорядком рабочего дня организации или предприятия, где проводится экспертиза, а при необходимости отступлений от него согласовать это с руководством БТЭ, организации или предприятия, на котором эксперт работает.
1.8. Перед началом экспертизы эксперт обязан потребовать и изучить нормативно-техническую документацию, которой он должен руководствоваться в соответствии с видом товара и задачей, поставленной заказчиком экспертизы (стандарты, технические условия, договор поставки, ТУ контракта, Особые условия поставки, спецификацию поставщика, транспортные документы, выписку из акта экспертизы, счет, товарно-сопроводительные и другие документы, подтверждающие принадлежность грузовых мест (товара) к предъявленной партии), ознакомиться с образцом-эталоном (дубликатом образца), при экспертизе импортного оборудования эксперт обязан потребовать копию контракта, по которому произведена поставка, и ознакомиться с ним.
1.9. Эксперт обязан на всех документах, предъявленных ему при проведении экспертизы, сделать отметку "предъявлено эксперту", поставить подпись (или личный штамп) и дату.
1.10. В случае непредъявления заказчиком основных документов (спецификации, выписки из акта экспертизы, транспортных документов, счета, ТУ контракта и других документов, перечисленных в п. 1.8) эксперт обязан сообщить об этом руководителю БТЭ, который решает вопрос о возможности проведения экспертизы.
При получении разрешения на проведение экспертизы без указанных документов эксперт проводит экспертизу и составляет акт экспертизы, сопоставляя фактические данные с данными, указанными в упаковочных листах или на маркировке тары. При отсутствии упаковочных листов и данных на маркировке тары эксперт составляет акт экспертизы на фактическое количество и качество товара, делая в нем отметку об отсутствии документов.
1.11. В тех случаях, когда заказчик экспертизы является не первым товарополучателем и документы поставщика отсутствуют, эксперт обязан потребовать сопроводительные документы организации, переотправившей товар.
1.12. Эксперт проводит экспертизу только того товара, который указан в наряде.
1.13. Экспертиза проводится после рассортировки всего товара заказчиком по железнодорожным накладным, коносаментам, фирмам, сортам, видам тары и др. Экспертиза товаров как единой партии без рассортировки может проводиться только при наличии письменной просьбы заказчика экспертизы, которая должна быть приложена к акту экспертизы, если это не противоречит нормативно-технической документации.
1.14. При вскрытии транспортных средств в присутствии эксперта он должен проверить наличие на транспортных средствах (вагоне, контейнере, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне) пломб отправителя или пункта отправления (станции, порта), исправность пломб, соответствие данных оттисков пломб данным оттисков, указанным в транспортных и сопроводительных документах поставщика; исправность упаковки, наличие на маркировке манипуляционных знаков, если товар требует осторожного обращения. Перечисленные данные, а также сведения о коммерческом и техническом состоянии транспортных средств должны быть отражены в акте.
При проведении экспертизы на складе заказчика эксперт обращает внимание на условия хранения и порядок складирования, наличие повреждений тары или следов ее вскрытия. Все выявленные недостатки фиксируются в акте экспертизы.
1.15. В проведении экспертиз участвуют не менее двух компетентных представителей заказчика экспертизы <*>, которые подписывают констатирующую часть акта экспертизы. При несогласии представителей заказчика экспертизы с текстом акта последние подписывают его со ссылкой на прилагаемое к акту экспертизы особое мнение. В случае отказа этих лиц от подписи эксперт вправе оформить акт экспертизы без их подписей, сделав об этом в акте экспертизы соответствующую запись.
--------------------------------
<*> Компетентными считаются лица, хорошо осведомленные в вопросах качества и порядка проверки продукции и имеющие соответствующее поручение заказчика.
При проведении экспертиз качества изделий со скрытыми производственными дефектами, выявленными в процессе эксплуатации, допускается участие одного представителя заказчика.
В морских портах и на погранстанциях, где экспертиза партий товара проводится по поручениям внешнеторговых организаций, присутствие представителя заказчика не обязательно. Констатирующую часть акта подписывает только эксперт. Оборотную сторону наряда оформляет представитель В/О "Союзвнештранс" или транспортно-экспедиционная контора (ТЭК).
1.16. Количество товара проверяется с личным участием эксперта путем сплошного подсчета с выкладкой изделий из тары, промера или взвешивания. Приблизительное определение количества товара не допускается.
Количество товара, поставляемого без упаковки, навалом или в упаковке, не обеспечивающей, по мнению эксперта, его сохранность, в нарушенной упаковке или в открытой таре, проверяется только в момент выгрузки из опломбированного отправителем транспортного средства.
Выборочная проверка товара по количеству может проводиться только в случаях, предусмотренных контрактами с иностранными поставщиками, стандартами, Особыми условиями поставки, договором и другими документами.
По товарам, масса которых зависит от влажности, определять количество без установления фактической влажности товара запрещается.
Проверка соответствия количества товара данным товаросопроводительных документов проводится только в тех случаях, когда партия товара предъявлена эксперту в ненарушенной (без видимого доступа к товару) или имеющей незначительное повреждение (исправная тара, но без контрольных лент, с небольшими трещинами, со сколами древесины, глубокими вмятинами, царапинами и потертостями картона) упаковке поставщика.
При выявлении расхождений количества товара с документами поставщика эксперт обязан об этом проинформировать начальника бюро товарных экспертиз или лицо, исполняющее его обязанности, и свою дальнейшую работу вести в соответствии с полученным указанием. При получении разрешения на проведение экспертизы эксперт обязан взвесить тарное место, в котором обнаружено расхождение количества товара с документами поставщика, и сопоставить полученные данные с данными, указанными в документах, а при отсутствии документов - с данными, указанными на маркировке тары. В акте экспертизы эксперт делает об этом соответствующую запись. Если в партии, предъявленной для проверки количества товара на складе заказчика экспертизы, часть мест имеет нарушенную упаковку с доступом к товару или распакована, эксперт может указать количество этого товара в акте экспертизы после результатов проверки ненарушенных мест, за их итогом.
1.17. Проверка количества товара, предъявленного эксперту в контейнерах (вагонах), осуществляется в первую очередь, если об этом просит заказчик экспертизы. Эксперт вправе по просьбе заказчика и по согласованию с руководством БТЭ после получения номера наряда на проведение этой экспертизы приостановить ранее начатую экспертизу у этого заказчика, закончив проверку вскрытого товарного места, и проверить количество товара, поступившего в контейнере (вагоне). При этом эксперт должен потребовать у заказчика обеспечения сохранности товара, экспертиза которого приостановлена в связи с необходимостью проверки товара в контейнере (вагоне), а также записи в наряде о том, что экспертом была приостановлена проверка товара. Приостановка проверки количества товара в процессе выгрузки из контейнера (вагона) недопустима.
1.18. Проверка качества товара осуществляется экспертом как органолептическим методом, так и по результатам лабораторных и других исследований, в зависимости от задачи экспертизы и в соответствии с требованиями нормативных документов (технических условий, стандартов и др.). Выборочная проверка качества товара с распространением ее результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных условиями контрактов, стандартами, техническими условиями, Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон документами.
Сплошная проверка в данном случае допускается при наличии письменной просьбы заказчика экспертизы.
На всех проверенных промышленных товарах народного потребления, где возможно, эксперт ставит личный штамп. На проверенном оборудовании ставится клеймо. Штамп и клеймо наносятся в порядке, предусмотренном соответствующим положением, утвержденным Президиумом ТПП СССР, и таким образом, чтобы не портить внешний вид товара.
При проверке технического состояния импортных приборов, машин и оборудования части и узлы, имеющие пломбы инофирмы, вскрывать без согласования с внешнеторговым объединением запрещается.
1.19. В случаях, когда эксперту

ПРИКАЗ Главохоты РСФСР от 25.09.1985 n 525 О ДОПОЛНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОБЫЧИ БУРЫХ МЕДВЕДЕЙ ПО РАЗРЕШЕНИЯМ (ЛИЦЕНЗИЯМ) НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также