ПРИКАЗ МВД СССР от 23.09.1985 n 181 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ПРИКАЗ
от 23 сентября 1985 г. N 181
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В целях дальнейшего упорядочения и обеспечения безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1986 г. согласованную с Советами Министров союзных республик Инструкцию по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (прилагается).
2. Министрам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел крайоблгорисполкомов:
а) обеспечить изучение Инструкции всеми сотрудниками госавтоинспекции и другими работниками милиции, привлекаемыми к надзору за дорожным движением, и принять от них зачеты;
б) организовать контроль за выполнением требований Инструкции в процессе надзора за дорожным движением;
в) довести содержание Инструкции до сведения руководителей министерств, ведомств и организаций, связанных с перевозками опасных грузов.
3. Хозяйственному управлению МВД СССР (т. Соколову К.П.) в трехмесячный срок издать Инструкцию отдельной брошюрой в количестве 2000 экземпляров и организовать изготовление 10 тысяч информационных карточек для обеспечения дорожно - патрульной службы госавтоинспекции.
4. Считать утратившим силу с 1 января 1986 г. Приказ МВД СССР N 370 от 20 ноября 1980 г.
Министр, генерал армии
В.ФЕДОРЧУК



Приложение
к Приказу МВД СССР
от 23 сентября 1985 г. N 181
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов <*> автомобильным транспортом по дорогам <**> на всей территории СССР.
--------------------------------
<*> Основные сведения об опасных грузах указаны в Приложении N 2.
<**> Определение терминов, употребляемых в Инструкции, приведено в Приложении N 1.
2. Действие настоящей Инструкции не распространяется:
на вещества и изделия военного назначения, которые перевозят в соответствии со специальными правилами или инструкциями;
на перевозку веществ подкласса 9.2, а также на случаи перевозок ограниченного количества опасного вещества или опасных изделий (за исключением сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ и изделий).
Ограниченное количество опасного вещества или опасных изделий на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза, может определяться на основе положений Европейского соглашения о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) или других нормативных документов и указывается в условиях безопасной перевозки конкретного вида опасного груза.
При перевозке ограниченного количества опасного вещества или опасных изделий должны быть соблюдены требования к таре, упаковке, маркировке и т.п. Кроме того, на автомобильном транспортном средстве <*>, перевозящем ограниченное количество опасного вещества или опасных изделий, не должны перевозиться другие опасные грузы, на которые распространяется действие настоящей Инструкции.
--------------------------------
<*> В дальнейшем автомобильное транспортное средство будет именоваться "транспортное средство".
3. Опасные грузы перевозятся в соответствии с настоящей Инструкцией и условиями безопасной перевозки <*>.
--------------------------------
<*> Примерный перечень вопросов, которые должны быть изложены в условиях безопасной перевозки, приведен в Приложении N 3.
Условия безопасной перевозки конкретного вида или группы опасных грузов, разработанные на основании действующих в СССР нормативных актов (ГОСТов, ОСТов, ТУ, правил и т.п.), должны быть утверждены министерством - изготовителем или министерством - перевозчиком опасных грузов по согласованию с Министерством автомобильного транспорта (Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог) союзной республики и могут использоваться другими министерствами и ведомствами.
В случаях, когда документ разработан министерством - перевозчиком, он должен быть согласован с министерством - изготовителем.
Условия безопасной перевозки взрывчатых материалов,
сильнодействующих ядовитых веществ и радиоактивных веществ с
3 -1
удельной активностью более 7,4 x 10 Бк x кг или 0,002 мкКи x
-1
г согласовываются с Главным управлением государственной
автомобильной инспекции (ГУГАИ) МВД СССР, а взрывчатых материалов
и сильнодействующих ядовитых веществ - с Главным управлением
охраны общественного порядка МВД СССР (ГУООП МВД СССР).
4. Перевозка порожней тары из-под опасных грузов разрешается на общих основаниях как неопасный груз при наличии в товарно - транспортом документе отметки "Тара очищена, безопасна", которая делается организацией, производившей очистку тары.
В случае отсутствия такой отметки порожняя тара перевозится на тех же условиях, на каких перевозился находившийся в ней опасный груз.
5. Тара с опасным грузом, перевозимая автомобильным транспортом, маркируется и снабжается знаками опасности (согласно ГОСТу 14192-77 "Тара транспортная. Маркировка" и ГОСТу 19433-81 "Грузы опасные. Классификация. Знаки опасности") изготовителями или грузоотправителями опасных веществ и изделий.
6. При перевозке отдельных видов опасных грузов грузополучателем (грузоотправителем) выделяется ответственное за перевозку лицо и охрана, если это предусмотрено условиями перевозки.
7. За повреждение дороги, дорожных сооружений или за нанесение какого-либо другого материального ущерба, вызванное несоблюдением Правил дорожного движения, условий безопасной перевозки опасных грузов и настоящей Инструкции, виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
II. Порядок выбора и согласования маршрута
перевозки опасных грузов
8. Выбор маршрута перевозки и его согласование с госавтоинспекцией осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным подразделением промышленного предприятия <*>, перевозящим опасные грузы.
--------------------------------
<*> В дальнейшем автотранспортное предприятие или автотранспортное подразделение промышленного предприятия будет именоваться "автотранспортное предприятие", если иное не оговорено в тексте.
9. При выборе маршрута перевозки необходимо руководствоваться следующим:
а) маршрут перевозки по возможности не должен проходить через населенные пункты и вблизи промышленных объектов, зон отдыха, природных заповедников и архитектурных памятников;
б) в случае перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршрут перевозки по возможности не должен проходить вблизи зрелищных, культурно - просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений.
10. Маршруты перевозок опасных веществ и изделий, указанных в Приложении N 4 к настоящей Инструкции, согласовываются с госавтоинспекциями, на территории обслуживания которых находятся автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки опасных грузов, или в которых временно зарегистрированы транспортные средства, перевозящие опасные грузы:
а) при начале маршрута с территории союзной республики, не имеющей областного деления, - с ГАИ МВД союзной республики;
б) при начале маршрута с территории союзной республики, имеющей областное деление, - с ГАИ ГУВД, УВД крайоблгорисполкома, ГАИ МВД автономной республики;
в) при прохождении маршрута перевозки в пределах района, не входящего в состав города, - с ГАИ ОВД райисполкома;
г) при прохождении маршрута перевозки в пределах города - с ГАИ УВД, ОВД горисполкома.
11. Для согласования маршрута перевозки опасных веществ и изделий, указанных в Приложении N 4 к настоящей Инструкции, автотранспортное предприятие обязано не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в госавтоинспекцию следующие документы:
а) разрешение органа внутренних дел на перевозку, выдаваемое в соответствии с Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов, утвержденной Госгортехнадзором СССР и МВД СССР, и Инструкцией о порядке сбыта, приобретения, хранения, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ, утвержденной МООП СССР;
б) маршрут перевозки (Приложение N 5);
в) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза (Приложение N 6);
г) условия безопасной перевозки данного вида опасного груза или другой документ (правила, технические условия), согласованные с ГУГАИ МВД СССР и при необходимости с ГУООП МВД СССР.
В случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 10 настоящей Инструкции, дополнительно представляются письменные подтверждения маршрута перевозки:
при прохождении маршрута перевозки по территории другой союзной республики, не имеющей областного деления, - от ГАИ МВД соответствующей союзной республики;
при прохождении маршрута перевозки по территории другой союзной республики, имеющей областное деление, - от ГАИ ГУВД, УВД крайоблгорисполкома, ГАИ МВД автономной республики, по территории обслуживания которых проходит маршрут перевозки.
12. Автотранспортное предприятие, осуществляющее перевозку опасного груза, для получения подтверждения маршрута перевозки направляет соответствующим госавтоинспекциям сведения согласно перечню, приведенному в Приложении N 7 к настоящей Инструкции.
13. Госавтоинспекции в 10-дневный срок с момента получения указанных сведений направляют автотранспортному предприятию подтверждение маршрута перевозки (Приложение N 7).
14. На основании данных, содержащихся в подтверждениях, автотранспортное предприятие заполняет бланк маршрута перевозки в трех экземплярах и представляет его вместе с другими документами в соответствующую госавтоинспекцию для согласования.
Срок действия согласованного маршрута перевозки не должен превышать 12 месяцев.
15. Первый экземпляр согласованного маршрута перевозки вместе с подтверждениями маршрута по другим регионам хранится в госавтоинспекции, второй - на автотранспортом предприятии, а третий находится во время перевозки груза у ответственного за перевозку лица, а при его отсутствии - у водителя.
16. В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута перевозки, автотранспортное предприятие обязано вторично согласовать новый маршрут перевозки в госавтоинспекции, где производилось согласование прежнего маршрута перевозки.
17. На маршруты перевозок опасных грузов, не требующих согласования с госавтоинспекцией, бланки маршрута заполняются в двух экземплярах: первый экземпляр хранится на автотранспортном предприятии, второй находится у ответственного за перевозку лица, а в случае его отсутствия - у водителя.
18. При экстренных перевозках небольших количеств взрывчатых веществ и изделий к местам аварийно - восстановительных работ, стихийных бедствий и т.п. согласование маршрутов перевозок с госавтоинспекцией необязательно. Случаи таких перевозок, с указанием цели и количества перевозимого опасного вещества или изделий, должны быть оговорены в условиях безопасной перевозки.
Об указанных перевозках следует информировать по телефону госавтоинспекцию для содействия скорейшим и безопасным проездам.
III. Организация передвижения транспортных средств
при перевозке опасных грузов
19. Организация передвижения транспортных средств при перевозке опасных грузов осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения, настоящей Инструкцией и условиями безопасной перевозки конкретного опасного груза.
20. При перевозке опасных грузов колонной между транспортными средствами, входящими в нее, соблюдаются следующие дистанции:
а) при движении по горизонтальному участку дорог - не менее 50 м;
б) при движении в горной местности - не менее 300 м.
При движении колонной ответственное за перевозку лицо находится в переднем автомобиле. В этом случае одно из лиц охраны, если она предусмотрена условиями перевозки, располагается в последнем автомобиле.
21. Транспортные средства, перевозящие легковоспламеняющиеся или взрывоопасные грузы, по возможности обеспечиваются топливом на весь путь следования без дозаправки на автозаправочных станциях общего пользования.
В случае необходимости их заправка на АЗС общего пользования производится на площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС, топливом, полученным на АЗС в металлические канистры, или с передвижных АЗС, специально выделенных для этих целей в соответствии с п. 12.19 Правил технической эксплуатации стационарных и передвижных автозаправочных станций.
22. При ограничении видимости до 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена. Об этом должно быть указано в условиях безопасной перевозки этих грузов.
23. Порядок остановок и стоянок (в том числе и в случае ночлега) транспортных средств, перевозящих грузы, указывается в условиях безопасной перевозки.
При остановке или стоянке транспортного средства, перевозящего опасный груз, должен быть обязательно включен стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно установлен противооткатный упор.
24. В случае перевозки взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ колонной транспортных средств, состоящей из 5 и более автомобилей, обязательно сопровождение автомобилем (автомобилями) прикрытия <*>.
--------------------------------
<*> Автомобиль прикрытия - автомобиль, выделяемый организацией, ответственной за перевозку, информирующий участников движения о повышенной опасности на дороге и предотвращающий возможные встречные столкновения.
Автомобилю прикрытия необходимо двигаться впереди сопровождаемых транспортных средств. При этом по отношению к сопровождаемым автомобиль прикрытия должен двигаться уступом с левой стороны, т.е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемых транспортных средств.
На автомобиле прикрытия в дневное время включаются фары ближнего света.
25. Автомобиль прикрытия оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является лишь дополнительным средством информации для предупреждения других участников движения и не дает права преимущественного проезда.
26. При перевозке взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе, помимо автомобиля прикрытия, обязательно наличие резервного транспортного средства,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 20.09.1985 n 406 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ПО ЗАКАЗАМ ГРАЖДАН ЗА СЧЕТ ИХ СРЕДСТВ  »
Документы СССР »
Читайте также