МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (утв. Минздравом СССР 10.07.1985 n 3910-85)


Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления МЗ СССР
В.Е.КОВШИЛО
10 июля 1985 г. N 3910-85
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ КРУЖКОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящих Методических рекомендациях освещены вопросы режима, размещения, планировки, благоустройства внешкольных учреждений в соответствии с имеющимися официальными положениями, программами и гигиеническими рекомендациями о внешкольных учреждениях (Сергета В.Н., Боярский А.П.), СНиПами (II-60-75**; II-65-73; II-100-75; II-12-77; II-Л-16-71; II-76-78; II-33-75; II-4-79; В-8-71), проектными заданиями на проектирование, разработанными ПНИЭП учебных зданий, санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, а также опубликованными литературными данными (Дворянцева Ю.М., Крылова М.Е., Мирчевская Л.Б., Степанов В.И. и др.).
Общие положения
В рациональной организации свободного времени учащихся большая роль принадлежит внешкольным учреждениям, которым в соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы отводится особое внимание как учреждениям, совместно со школой осуществляющим комплексный подход к воспитанию учащихся: идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание, профессиональная ориентация, подготовка к жизни, труду и службе в рядах Вооруженных Сил.
Комплексный подход к воспитанию учащихся у нас в стране решается четко сложившейся Государственной системой внешкольных учреждений, номенклатура которых утверждена Министерством просвещения СССР, ВЦСПС, Комитетом по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР.
Внешкольные учреждения в зависимости от их деятельности и баз размещения находятся в подчинении тех или иных ведомств (Министерство просвещения СССР, ВЦСПС, ЦК ДОСААФ, Министерство путей сообщения, Министерство культуры).
На каждый вид номенклатурного внешкольного учреждения имеется типовое положение, утвержденное Министерствами просвещения СССР, финансов СССР и другими партийно-хозяйственными или ведомственными организациями. Согласно утвержденной номенклатуре, внешкольные учреждения могут быть:
- многопрофильные (Дворцы и Дома пионеров и школьников, комнаты школьников и клубы подростков при ДЭЗах, детские клубы при Дворцах и Домах культуры и техники и др.);
- специализированные (библиотеки, детско-юношеские спортивные школы всех видов, станции и клубы юных техников, станции юных натуралистов, туристов, детские музыкальные и художественные школы, хоровые студии, детские школы искусств, детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами и др.);
- прочие внешкольные учреждения (детские театры, кинотеатры, стадионы, парки, сектора при местах массового отдыха трудящихся, площадки при ДЭЗах и др.).
Внешкольным учреждениям - многопрофильным и специализированным - отводится ведущая роль в воспитании подрастающего поколения в течение учебного года.
Основная форма работы во внешкольных учреждениях - это кружковая или секционная деятельность, протекающая по типу активного отдыха и имеющая оздоровительное значение для детей и подростков, т.к. занятия по собственному выбору значительно восстанавливают работоспособность после наступившего утомления в процессе предшествующих занятий в школе. Однако все эти процессы имеют место только при правильной организации внешкольной деятельности и создании благоприятных условий окружающей среды.
Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы" (1984 г.), Советам Министров союзных республик предложено разработать и осуществить конкретную программу развития сети и укрепления материально-технической базы внешкольных учреждений в городской и сельской местности на период до 1990 года. Развитию и улучшению работы детских клубов при ДЭЗах, Дворцах и Домах культуры, детским спортивным школам уделяется также особое внимание в соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 12.06.1985 "О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений".
Гигиенические требования к режиму
внешкольной деятельности
Анализ бюджета дневного времени учащихся выявил, что в учебные дни у школьников 10 - 13 лет свободное время составляет от 3,5 до 4 час., 14 - 16 лет - от 3,0 до 3,5 час., в дни отдыха свободное время увеличивается до 8,0 - 9,0 час. Из этого времени от 1,5 до 2 час. в день дети затрачивают на прогулки на свежем воздухе, остальное свободное время у учащихся отводится организованным видам досуга - занятиям в кружках, избранных по собственному желанию в школах или во внешкольных учреждениях. В среднем охват учащихся внешкольными учреждениями составляет 25% от общего их числа, в перспективе этот процент возрастает до 33.
Режим работы внешкольных учреждений в основном определяется сменностью занятий в общеобразовательных школах. При односменных занятиях в школах учащиеся обычно посещают внешкольные учреждения с 15.00 до 20.00. За этот период времени кружковые занятия в Домах пионеров и школьников, станциях юных техников и натуралистов проходят в две смены (при двухсменных занятиях в школах - в 4 смены).
Запись детей в кружки начинается со второй половины сентября, только после того, как в школах четко определяется учебное расписание. При зачислении во внешкольное учреждение руководитель каждого кружка учитывает данные о состоянии здоровья детей и их профпригодности по справкам, которые дети приносят от школьного врача или от врача детской поликлиники. Сведения о состоянии здоровья вносятся в журнал учета кружковой работы.
Основная форма работы во внешкольных учреждениях - это кружковая или секционная деятельность. Во Дворцах или Домах пионеров обычно представлены в той или иной степени все ее профили. В специализированных внешкольных учреждениях - какая-либо одна из них, но с широким набором разнообразных кружков по данному виду творчества. Номенклатура и основная характеристика кружковой деятельности представлена в Приложении.
При формировании каждого кружка должен соблюдаться как возрастной принцип, так и продолжительность предыдущего обучения в кружке.
Согласно типовым положениям о внешкольных учреждениях и утвержденным программам, занятия в них проводятся шесть раз в неделю, выходной день - воскресенье. Оптимальным вариантом проведения кружковой работы, как показали гигиенические исследования, является любой день недели, включая воскресенье, кроме пятницы, которая для кружковцев оказалась неэффективной из-за низкой работоспособности.
Занятия во внешкольных учреждениях (вне зависимости от вида кружковой работы) должны обязательно проводиться с перерывами после каждых 45 мин. Время перерыва длительностью не менее 10 мин. дети должны проводить различно - в зависимости от характера деятельности в кружке, т.е. от интенсивности мышечных нагрузок. В зависимости от последних занятия в кружке можно разделить на четыре группы (табл. 1).
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ИНТЕНСИВНОСТИ МЫШЕЧНЫХ НАГРУЗОК
--------T---------------------------T----------------------------¬
¦Группы ¦ Интенсивность мышечных ¦ Примеры кружков ¦
¦ ¦ нагрузок ¦ ¦
+-------+---------------------------+----------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+---------------------------+----------------------------+
¦I ¦С малыми мышечными нагруз- ¦Шахматный, радиотехнический,¦
¦ ¦ками, при которых частота ¦рисование, кройка и шитье и ¦
¦ ¦сердечных сокращений ¦др. ¦
¦ ¦(ч.с.с.) на высоте занятия ¦ ¦
¦ ¦менее 100 уд./мин. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦II ¦Со средними мышечными наг- ¦Авиационный, судомодельный, ¦
¦ ¦рузками (ч.с.с. в пределах ¦оркестровый и др. ¦
¦ ¦101 - 120 уд./мин.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦III ¦С большими нагрузками (мы- ¦Хореографический, бального ¦
¦ ¦шечными) (ч.с.с. в пределах¦танца, настольный теннис, ¦
¦ ¦121 - 140 уд./мин.) ¦баскетбол и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦IV ¦Со значительными мышечными ¦Художественная гимнастика, ¦
¦ ¦нагрузками (ч.с.с. более ¦легкая атлетика и др. виды ¦
¦ ¦140 уд./мин.) ¦спорта ¦
L-------+---------------------------+-----------------------------
При кружковой или секционной деятельности, относящейся к III или IV группам, целесообразен спокойный отдых - в виде покоя сидя. И, наоборот, при занятиях с малыми мышечными нагрузками (I, II гр.) показан активный отдых - спортивные игры, желательно на участке.
Необходимо осуществлять систематический медицинский контроль за здоровьем детей и подростков, занимающихся в кружках, отнесенных ко II, III и IV группам, силами районной детской поликлиники, врачебным физкультурным диспансером.
Основные принципы размещения сети внешкольных учреждений
В сельской местности внешкольная деятельность с детьми сосредотачивается, как правило, на базе школ, в сельских клубах, в районных центрах создаются Дома пионеров и школьников и специализированные внешкольные учреждения.
В условиях большого города внешкольная сеть размещается с учетом принципа ступенчатости. Первая ступень - микрорайонная: кружковая деятельность при школах, подростковые клубы и комнаты школьников при ДЭЗах, спортплощадки. Радиус обслуживания этих учреждений для детей младшего школьного возраста не должен превышать 500 - 700 м. Вторая ступень - районная: Дома пионеров и школьников, клубы при Дворцах и Домах культуры и техники, музыкальные, художественные школы, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, библиотеки. Время на дорогу в такие учреждения не должно превышать у школьников более 20 минут. Третья ступень - городская: это те же учреждения, что при районной ступени, но с большей вместимостью учреждений и более широким профилем их деятельности.
При оценке существующей сети и составлении перспективных планов развития сети производится расчет необходимого числа мест на данный период (1 очередь) и на перспективу (на расчетный срок), представленных в табл. 2.
Таблица 2
РАСЧЕТНОЕ ЧИСЛО МЕСТ
ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
------------------------T----------------------------------------¬
¦ Учреждение ¦ Число мест на 1000 жителей ¦
¦ +----------------------T-----------------+
¦ ¦ 1 очередь ¦на расчетный срок¦
+-----------------------+----------------------+-----------------+
¦Дома пионеров и школь- ¦1 для кружк. занят. ¦5 - 6 ¦
¦ников ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Станции юных техников ¦0,7 -"- ¦1,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Станции юных натуралис-¦0,4 -"- ¦0,6 ¦
¦тов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Детско-юношеские спорт-¦1,62 -"- ¦2,13 ¦
¦школы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Детские экс.-туристи- ¦0,15 -"- ¦0,20 ¦
¦ческие станции ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Детские музыкальные ¦0,21 для инд. занят. ¦0,27 ¦
¦школы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Детские художественные ¦0,22 для кружк. занят.¦0,36 ¦
¦школы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Детские библиотеки ¦1,3 мест в чит. зале ¦1,6 ¦
L-----------------------+----------------------+------------------
Для более точного определения числа мест на 1000 жителей с учетом конкретных демографических условий (численности учащихся на 1000 жителей) необходимо пользоваться приведенной ниже формулой, в которой показана взаимосвязь между процентом учащихся, занимающихся в том или ином внешкольном учреждении, числом мест на 1000 жителей, численностью учащихся, приходящихся на 1000 жителей и пропускной способностью внешкольного учреждения в неделю:
----------¬
¦ число ¦ % охвата Н x Д
¦ мест на ¦ = --------------,
¦1000 жит.¦ 6 x 100%
L----------
где:
Н - число посещений каким-либо учеником одного кружка в неделю (см. Прилож.);
Д - численность учащихся на 1000 жителей;
6 - число дней в неделю;
С - число смен занятий в день во внешкольном учреждении.
Основным критерием выбора здания внешкольного учреждения является единовременная вместимость из расчета числа занимающихся в нем детей в среднем в один день за одну смену.
Рекомендуемая номенклатура типов зданий внешкольных учреждений в зависимости от единовременной вместимости по кружковой работе следующая: Дома пионеров и школьников (ДПШ) на 150, 300 посещений; станции юных техников (СЮТ) на 200, 300 посещений, станции юных натуралистов (СЮН) на 140, 220, 300 мест; детские экскурсионные станции на 50, 100 мест; детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) на 160 - 180 человек; детские музыкальные школы на 150, 300 учащихся; художественные школы на 250 учащихся; детские школы искусств на 150, 300 и на 420 мест; детские библиотеки от 50 до 100 мест в читальном зале. В больших городах при экспериментальном и индивидуальном строительстве единовременная вместимость учреждений увеличивается: Дворцы пионеров и школьников на 500 - 800 посещений, детская школа искусств (ДШИ) на 850 мест, музыкальные школы на 600, 1000 учащихся, детско-спортивная школа на 220 человек и т.д.
Внешкольные

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИЗМЕРЕНИЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВИБРАЦИЙ. МУ 3911-85 (утв. Минздравом СССР 10.07.1985 n 3911-85)  »
Документы СССР »
Читайте также