ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (утв. Приказом Госпрофобра СССР n 96, Минавтотранса РСФСР n 48, ЦК ДОСААФ СССР n 304 от 24.05.1985)


Утверждено
Приказом Госпрофобра СССР,
Минавтотранса РСФСР, ЦК ДОСААФ СССР
от 24 мая 1985 г. N 96/48/304
Согласовано
с Госпланом СССР,
Госкомтрудом СССР,
МВД СССР и ВЦСПС
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством и является единым и обязательным на всей территории СССР для всех министерств и ведомств, осуществляющих подготовку и переподготовку (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств для отраслей народного хозяйства и водителей индивидуального автомобильного транспорта.
2. Подготовка и переподготовка (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств для отраслей народного хозяйства осуществляется только в учебных заведениях системы Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию (кроме водителей мотоциклов и мотороллеров), министерств автомобильного транспорта (шоссейных дорог) союзных республик, Госкомсельхозтехники СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Мосгорисполкома и организациях ДОСААФ СССР, а водителей индивидуального автомобильного транспорта - в организациях ДОСААФ СССР и республиканских добровольных обществ автомотолюбителей.
Сохраняется в виде исключения подготовка и переподготовка (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств для технологических целей при объединениях (предприятиях) Министерства автомобильной промышленности, в учебно-курсовых комбинатах Министерства нефтяной промышленности, Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства промышленного строительства СССР, Министерства строительства СССР, Министерства строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья.
Высшие и средние специальные учебные заведения, средние общеобразовательные школы организуют обучение студентов и учащихся на право управления автотранспортными средствами категорий "В", "С", если оно предусмотрено учебными планами и программами подготовки по специальности или программами профессиональной подготовки школьников.
Подготовка водителей транспортных средств категории "А" (мотоциклов, мотороллеров, мотонарт и мопедов всех типов и марок) осуществляется в организациях ДОСААФ СССР и республиканских добровольных обществ автомотолюбителей.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
3. Система обучения водителей автотранспортных средств включает в себя подготовку и переподготовку <*> (повышение квалификации):
--------------------------------
<*> Переподготовка водителей на право управления автотранспортными средствами различных категорий, а также совершенствование их знаний, навыков и умений по данной профессии является повышением квалификации.
а) подготовку лиц на право управления автотранспортными средствами категорий "В", "С" со сроками обучения, как правило, до 5 месяцев и на право управления индивидуальным автомобильным транспортом категории "В" и транспортными средствами категории "А" со сроками обучения, как правило, до 3,5 месяца.
Подготовка водителей автотранспортных средств осуществляется из числа лиц, состояние здоровья которых соответствует медицинским требованиям, имеющих образование не ниже 8 классов и возраст к концу обучения для получения категории "А" - 16 лет, категорий "В", "С" - 18 лет <*> и управления легковыми автомобилями "такси" - 20 лет;
--------------------------------
<*> Порядок допуска учащихся средних профессионально-технических училищ и средних общеобразовательных школ к экзаменам в ГАИ и управлению автотранспортными средствами устанавливается Положением, утвержденным МВД СССР.
б) переподготовку (повышение квалификации) водителей на право управления автотранспортными средствами категорий "В", "С", "Д", "Е" со сроком обучения, как правило, до 3 месяцев, а также по изучению новой автомобильной техники, технологии перевозок, передовых методов труда и правил дорожного движения, совершенствованию мастерства вождения со сроками обучения, как правило, до 1 месяца.
Переподготовка (повышение квалификации) на право управления автотранспортными средствами категории "В" осуществляется из числа водителей автотранспортных средств категорий "С", "Д" и индивидуального автомобильного транспорта категории "В".
Переподготовка (повышение квалификации) на право управления автотранспортными средствами категории "С" осуществляется из числа водителей автотранспортных средств категорий "В", "Д" и индивидуального автомобильного транспорта категории "В".
Переподготовка (повышение квалификации) на право управления автотранспортными средствами категории "Д" осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на автотранспортных средствах категорий "В" или "С" и возраст к концу обучения - 21 год <*>.
--------------------------------
<*> Для военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, - 20,5 лет.
Переподготовка (повышение квалификации) на право управления автотранспортными средствами категории "Е" осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на соответствующих автотранспортных средствах категорий "В", "С" или "Д".
Переподготовка (повышение квалификации) водителей на право управления автотранспортными средствами категорий "Д" и "Е" осуществляется с учетом квалификационных требований, предъявляемых к водителям второго или первого класса <*>.
--------------------------------
<*> Присвоение класса квалификации водителям автотранспортных средств производится квалификационными комиссиями автотранспортных предприятий в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.
Совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков водителей индивидуальных автотранспортных средств категории "В" проводится с лицами, желающими повысить мастерство вождения и знания правил дорожного движения.
4. Подготовка и переподготовка (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств категорий "С" и "Д" из числа женщин организуется с учетом установленных для них ограничений: на грузовых автомобилях грузоподъемностью до 2,5 тонны включительно и автобусах, предназначенных для перевозки не свыше 14 пассажиров.
5. Водители, впервые назначаемые для работы на автобусах и легковых таксомоторах, обязаны пройти в автомобильных хозяйствах стажировку в установленном порядке.
6. Подготовка и переподготовка (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств для отраслей народного хозяйства осуществляется очным обучением с отрывом и без отрыва от производства по единым учебным планам и программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и согласованным с Главным управлением ГАИ МВД СССР, а водителей индивидуального автомобильного транспорта и транспортных средств категории "А" - очным обучением без отрыва от производства по учебным планам и программам, утвержденным ЦК ДОСААФ СССР и согласованным с Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и Главным управлением ГАИ МВД СССР.
Учебные планы и программы обучения студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений, средних общеобразовательных школ на право управления автотранспортными средствами категорий "В" и "С" должны быть согласованы с Госпрофобром СССР и Главным управлением ГАИ МВД СССР.
7. Учебные заведения (организации) по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств создаются, реорганизуются и ликвидируются в установленном порядке.
8. Учебные заведения (организации) по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств открываются только при наличии инженерно-педагогических кадров и учебно-материальной базы, соответствующих требованиям настоящего Положения. Каждое из них до начала занятий должно быть зарегистрировано Государственной автомобильной инспекцией в установленном порядке.
9. Учебные заведения (организации), осуществляющие подготовку и переподготовку (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств, закрепляются в установленном порядке за базовыми предприятиями (организациями).
10. Прием учащихся на обучение в учебные заведения (организации) производится по представлению следующих документов:
а) для подготовки водителей транспортных средств категорий "А", "В", "С":
личного заявления поступающего;
направления предприятия, учреждения, организации (для лиц, направляемых ими на обучение);
медицинской справки о профессиональной пригодности к управлению соответствующими транспортными средствами;
трех фотокарточек размером 3,5 x 4,5 см на матовой бумаге с белым фоном в правом углу;
документа об образовании (предъявляется);
паспорта или другого документа, его заменяющего (предъявляется);
б) для переподготовки (повышения квалификации) водителей на право управления автотранспортными средствами категорий "В", "С" кроме перечисленных документов в пункте "а" предъявляется водительское удостоверение, а категорий "Д", "Е" дополнительно представляется выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в качестве водителя автотранспортных средств.
Зачисление учащихся на обучение, а также их выпуск или отчисление оформляется приказом руководителя учебного заведения (организации).
11. Учебные группы по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств создаются численностью 25 - 30 человек <*>. Не позднее 15 дней после начала занятий учебные заведения (организации) регистрируют в Госавтоинспекции каждую учебную группу с предъявлением списка учащихся установленной формы (приложение 1 <**>).
--------------------------------
<*> При подготовке водителей индивидуального автомобильного транспорта учебные группы могут создаваться численностью 15 - 30 человек.
<**> Приложения не приводятся.
12. Учебно-воспитательный процесс включает теоретические и лабораторно-практические занятия, практическое обучение вождению автотранспортных средств и производственное обучение.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса определяются учебными планами и программами подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств.
13. Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся в оборудованных кабинетах (классах), лабораториях и мастерских. Обучение вождению автотранспортных средств проводится на автотренажерах, учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах. Учебные маршруты определяются для каждого упражнения с учетом полной отработки заданий и согласовываются с местными органами Госавтоинспекции.
14. Все виды занятий, предусмотренные учебными планами и программами, проводятся по утвержденному расписанию, а вождение - по графикам очередности обучения вождению автотранспортных средств (приложение 2).
15. Учет всех видов занятий ведется в журналах учета обучения установленных форм, а вождения, кроме того, - в путевых листах (приложение 3), индивидуальных книжках учета обучения на автотренажерах и вождения автотранспортных средств (приложение 4).
III. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ
(ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
16. Единое методическое руководство и координацию деятельности в области подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств осуществляет Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию.
Контроль за подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) водителей автотранспортных средств проводится Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел СССР (в соответствии с Положением о Госавтоинспекции), Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию (в соответствии с Положением о Госпрофобре СССР), министерствами и ведомствами, осуществляющими обучение водительских кадров.
17. Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию с участием заинтересованных министерств и ведомств разрабатывает и в установленном порядке представляет в составе проектов пятилетних и годовых планов экономического и социального развития СССР предложения по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств в учебных заведениях системы Госпрофобра СССР для министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, по строительству новых и расширению действующих профессионально-технических учебных заведений для подготовки водителей автотранспортных средств за счет капитальных вложений, выделяемых на развитие соответствующих отраслей народного хозяйства, а также по материально-техническому обеспечению учебных заведений профтехобразования.
18. Министерства и ведомства, осуществляющие подготовку и переподготовку (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств:
определяют потребность в подготовке и переподготовке (повышении квалификации) водителей автотранспортных средств;
разрабатывают и в установленном порядке представляют в составе проектов пятилетних и годовых планов экономического и социального развития предложения по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств, по строительству новых и расширению действующих учебных заведений (организаций) для обучения водителей автотранспортных средств и их материально-техническому обеспечению <*>;
--------------------------------
<*> ЦК ДОСААФ СССР разрабатывает и представляет проекты планов в установленном для него порядке.
осуществляют руководство подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) водителей автотранспортных средств в учебных заведениях (организациях), несут ответственность за выполнение установленных государственных заданий;
осуществляют мероприятия по повышению качества обучения и воспитания водителей автотранспортных средств;
обеспечивают строительство новых и расширение действующих учебных заведений (организаций) по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств, создание и развитие необходимой учебно-материальной базы, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств;
участвуют в научных исследованиях и разработках рекомендаций по совершенствованию подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств;
осуществляют руководство подбором, расстановкой и повышением квалификации инженерно-педагогических работников учебных заведений (организаций);
изучают и распространяют передовой опыт работы учебных заведений (организаций) по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств.
19. Основные обязанности руководящих работников, преподавателей и мастеров производственного обучения определяются квалификационными характеристиками должностей руководящих и инженерно-педагогических работников, положениями и инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.
20. Руководство всей деятельностью учебного заведения (организации) осуществляется на основе настоящего Положения, приказов, инструкций и указаний вышестоящих органов.
21. Мастерами производственного обучения для проведения лабораторно-практических занятий назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование по автомобильно-тракторной специальности, высокую производственную квалификацию и опыт работы.
22. Мастерами производственного обучения вождению назначаются лица, имеющие не ниже среднего образования, трехлетний стаж работы на соответствующей категории автотранспортных средств и свидетельство (приложение 5) о прохождении подготовки по методике обучения вождению по программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и согласованным с Главным управлением ГАИ МВД СССР <*>.
--------------------------------
<*> Действительными также считаются свидетельства (удостоверения), выданные до выхода настоящего Положения.
23. Преподавателями по устройству и эксплуатации автотранспортных средств назначаются лица, имеющие, как правило, высшее образование по автомобильно-тракторной специальности, а Правил дорожного движения и Основ безопасности движения, кроме того, имеющие водительское удостоверение на право управления автотранспортными средствами или соответствующее удостоверение на право преподавания, выданное ранее ГАИ.
24. Повышение квалификации инженерно-педагогических работников учебных заведений (организаций) проводится министерствами и ведомствами в установленном порядке.
IV. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
25. Учебные заведения (организации) для обеспечения высокого качества подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств должны располагать: учебными кабинетами (классами), лабораториями и мастерскими, оснащенными современным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями; учебным автодромом (площадкой для учебной езды); учебными транспортными средствами (приложение 6).
Обеспечение учебных заведений (организаций) современными автотранспортными средствами, горюче-смазочными материалами, оборудованием, запасными частями и инструментом осуществляется в установленном порядке.
Типовые нормативы оснащения учебно-материальной базы учебных заведений (организаций) устанавливаются с учетом методических рекомендаций Госпрофобра СССР.
26. Все автотранспортные средства учебного заведения (организации) регистрируются органами Государственной автомобильной инспекции в установленном порядке.
27. В соответствии с действующим законодательством ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств (соответствующих типов и марок) учебных заведений по подготовке и переподготовке (повышению квалификации) водителей автотранспортных средств системы Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, министерств автомобильного транспорта (шоссейных дорог) союзных республик, организаций ДОСААФ СССР и республиканских добровольных обществ автомотолюбителей обеспечивают Советы Министров союзных республик и Госкомсельхозтехника СССР на подведомственных авторемонтных предприятиях и станциях технического обслуживания.
Другие министерства и ведомства, осуществляющие подготовку и переподготовку (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств, обеспечивают ремонт и техническое обслуживание машин подведомственных учебных заведений (организаций) за счет средств и материально-технических ресурсов отрасли.
V. ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
28. Для определения качества знаний, умений и навыков учащихся, выявления их подготовленности к самостоятельной работе окончившие обучение сначала сдают зачеты и экзамены в учебном заведении (организации), а затем - экзамены в Госавтоинспекции. Заявки в ГАИ на прием экзаменов подаются не позднее чем за месяц до их проведения.
29. В учебном заведении (организации) для приема экзаменов приказом руководителя назначается экзаменационная комиссия в составе председателя и двух членов. Дополнительно в состав комиссии могут включаться преподаватели, мастера производственного обучения, а также представители автотранспортных предприятий (организаций), для которых осуществлялась подготовка водителей автотранспортных средств.
30. К экзаменам допускаются учащиеся, закончившие полный курс обучения по утвержденным учебным планам и программам и получившие положительные итоговые оценки по всем предметам.
31. Теоретические экзамены в учебных группах водителей автотранспортных средств, подготовленных для отраслей народного хозяйства, проводятся по экзаменационным билетам, разрабатываемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию в соответствии с действующими учебными программами подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств.
Теоретические экзамены в учебных группах водителей индивидуального автомобильного транспорта категории "В" и водителей транспортных средств категории "А" проводятся по экзаменационным билетам, разрабатываемым ЦК ДОСААФ СССР в соответствии с действующими учебными программами.
Экзамены по практическому вождению автотранспортных средств проводятся в два этапа: сначала на автодроме (площадке для учебной езды), затем на согласованном с Госавтоинспекцией контрольном маршруте в условиях дорожного движения.
32. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо).
Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, допускаются к повторным экзаменам только после дополнительной подготовки.
33. Результаты экзаменов оформляются протоколом (приложение 7), подписываемым председателем и членами комиссии, а затем руководителем учебного заведения (организации), и скрепляются гербовой печатью.
34. Учащимся, сдавшим зачеты и экзамены в учебном заведении (организации), на основании протокола экзаменационной комиссии выдаются свидетельства (приложение 8) об окончании обучения.
Свидетельства являются документом строгой отчетности, имеют типографский порядковый номер, изготавливаются в централизованном порядке министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся учебные заведения (организации).
Свидетельства об окончании обучения по программам подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств не являются документами на право управления этими средствами, а предъявляются в Государственную автомобильную инспекцию при сдаче экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями автотранспортных средств.
35. Учебная документация на учебную группу и протоколы (копии) экзаменационных комиссий должны храниться в учебном заведении (организации) в течение срока, предусмотренного для их хранения.
В случае утраты свидетельства учебное заведение (организация) выдает "Дубликат" на основании заявления и протокола экзаменационной комиссии.
36. Порядок присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению автотранспортными средствами определяется Положением, утвержденным Министерством внутренних дел СССР и согласованным в установленном порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 22.05.1985 n 462 (Извлечение) О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ, КОНСТРУКТОРОВ И ТЕХНОЛОГОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  »
Документы СССР »
Читайте также