ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР, ВЦСПС от 09.04.1985 n 147 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 1985 г. N 147
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 21 декабря 1984 г. N 1255 "Об утверждении Типового положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях" (СП СССР, 1985, N 1, ст. 4) Совет Министров РСФСР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить прилагаемое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.
2. Обязать Министерство здравоохранения РСФСР обеспечить систематическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья инвалидов, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, оказывая им своевременную помощь в восстановлении трудоспособности.
3. Обязать советы профсоюзов совместно с органами социального обеспечения ежегодно проводить обучение и инструктирование представителей профсоюзных организаций во врачебно-трудовых экспертных комиссиях.
4. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, горисполкомам и райисполкомам обеспечивать выделение предприятиями, учреждениями и организациями транспорта врачебно-трудовым экспертным комиссиям для проведения ими выездных заседаний в лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих эти предприятия, учреждения и организации.
5. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 11 марта 1963 г. N 299 "О мерах по снижению инвалидности среди трудящихся и улучшению врачебно-трудовой экспертизы" (СП РСФСР, 1963, N 6, ст. 34; 1969, N 16, ст. 80).



Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР, ВЦСПС
от 9 апреля 1985 г. N 147
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ
I. Общие положения
1. Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭКи) в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении и Законом РСФСР о здравоохранении проводят экспертизу длительной или постоянной утраты трудоспособности граждан.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии находятся в ведении Министерства социального обеспечения РСФСР, которое руководит их деятельностью через министерства социального обеспечения автономных республик, отделы социального обеспечения крайисполкомов, облисполкомов, управления социального обеспечения Московского облисполкома, Московского и Ленинградского горисполкомов.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят свою работу по территориальному принципу:
районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии - первичное звено;
республиканские (АССР), краевые, областные, Московская и Ленинградская центральные городские врачебно-трудовые экспертные комиссии.
2. Основными задачами врачебно-трудовых экспертных комиссий являются:
определение состояния трудоспособности, постоянной или длительной ее утраты, установление группы и причины инвалидности;
определение для инвалидов условий и видов труда, работ и профессий, доступных им по состоянию здоровья, а также условий и методов, при помощи которых нарушенная трудоспособность может быть восстановлена или повышена, проверка правильности использования инвалидов на работе в соответствии с заключениями комиссий;
содействие укреплению здоровья населения, предупреждению инвалидности;
изучение совместно с органами здравоохранения, администрацией предприятий, учреждений, организаций и профсоюзными организациями причин утраты трудоспособности и участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности.
3. В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы. Причинами инвалидности являются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства; для военнослужащих - ранение, контузия, увечье, полученные при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте, или увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевание, не связанное с пребыванием на фронте, а в специально предусмотренных законодательством случаях - заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы. Законодательством СССР могут быть установлены и другие причины инвалидности.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии при установлении инвалидности руководствуются инструкцией по определению групп инвалидности, утверждаемой Министерством здравоохранения СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.
4. Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.
5. Врачебно-трудовые экспертные комиссии в своей работе руководствуются законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его Президиума, законами РСФСР, иными решениями Верховного Совета РСФСР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, настоящим Положением, приказами и инструкциями Министерства социального обеспечения РСФСР, а также другими нормативными актами.
6. Деятельность врачебно-трудовых экспертных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Комиссии проводят работу в тесном взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения.
Профессиональные союзы имеют право осуществлять общественный контроль за деятельностью врачебно-трудовых экспертных комиссий.
В целях широкого участия общественности в разработке мер по улучшению врачебно-трудовой экспертизы и контроле за устранением причин, вызывающих инвалидность, при врачебно-трудовых экспертных комиссиях образуются общественные советы из числа врачей-экспертов, работников органов социального обеспечения, здравоохранения, представителей профсоюзных и хозяйственных организаций.
7. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят работу на базе лечебно-профилактических учреждений.
Расходы на содержание врачебно-трудовых экспертных комиссий производятся за счет ассигнований, предусматриваемых в государственных бюджетах автономных республик, бюджетах краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.
8. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют штамп и печать.
II. Организация и состав врачебно-трудовых
экспертных комиссий
9. Врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются, реорганизуются и ликвидируются министерствами социального обеспечения автономных республик, отделами социального обеспечения крайисполкомов, облисполкомов, управлениями социального обеспечения Московского облисполкома, Московского и Ленинградского горисполкомов.
10. Формирование сети районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий производится в зависимости от численности обслуживаемого ими взрослого населения.
Количество составов республиканских (АССР), краевых, областных, Московской и Ленинградской центральных городских врачебно-трудовых экспертных комиссий определяется в зависимости от числа районных, межрайонных, городских комиссий.
Количество врачебно-трудовых экспертных комиссий определяется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР.
11. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются следующие врачебно-трудовые экспертные комиссии: комиссии общего профиля; комиссии специализированного профиля для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, болезнями органов кровообращения, онкологическими заболеваниями, последствиями травм и другими заболеваниями; комиссии смешанного профиля.
12. Районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются из трех врачей, представителя соответствующего органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации (профсоюзного органа).
13. Каждый состав республиканской (АССР), краевой, областной, Московской и Ленинградской центральной городской врачебно-трудовой экспертной комиссии образуется из четырех врачей, представителя соответствующего органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации (профсоюзного органа).
Для общего руководства врачебно-трудовой экспертизой в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде назначается главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе, который утверждается Министерством социального обеспечения РСФСР. При наличии менее пяти составов комиссий, указанных в настоящем пункте, обязанности главного эксперта возлагаются на председателя одного из составов комиссии.
14. Председателем врачебно-трудовой экспертной комиссии (пункты 12 и 13 настоящего Положения) назначается один из входящих в нее врачей. Председатель врачебно-трудовой экспертной комиссии организует ее работу, обеспечивает качественное проведение врачебно-трудовой экспертизы и несет персональную ответственность за деятельность комиссии.
15. Для проведения врачебно-трудовой экспертизы республиканские (АССР), краевые, областные, Московская и Ленинградская центральные городские врачебно-трудовые экспертные комиссии могут привлекать консультантов по медицинским, техническим и другим вопросам с почасовой оплатой труда.
16. В работе врачебно-трудовых экспертных комиссий могут принимать участие лечащие врачи, представители администрации, профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, где работает освидетельствуемый, представители военных комиссариатов.
III. Обязанности и права врачебно-трудовых
экспертных комиссий
17. На районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии возлагаются:
установление состояния трудоспособности, длительной или постоянной ее утраты, группы, причины и времени наступления инвалидности, а также степени утраты трудоспособности (в процентах) рабочим и служащим, получившим увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и нуждаемости их в дополнительных видах помощи;
определение мер по социально-трудовой реабилитации;
установление причинной связи смерти кормильца с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и другими обстоятельствами для решения вопроса о назначении пенсии и возмещении ущерба членам семьи умершего;
оказание гражданам содействия в розыске документов, которые необходимы для проведения врачебно-трудовой экспертизы и представление которых по действующему законодательству возложено на лиц, проходящих освидетельствование;
проверка по месту работы инвалидов правильности трудового устройства и использования их в соответствии с рекомендациями комиссий;
участие в изучении условий труда, аттестации рабочих мест с целью выявления факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья и трудоспособность работников, и в разработке мероприятий по их устранению; определение условий и видов труда, работ и профессий, доступных инвалидам;
представление через районные, городские отделы социального обеспечения в соответствующие военные комиссариаты сведений о всех случаях признания инвалидами военнообязанных и призывников;
оказание врачам лечебно-профилактических учреждений консультативной помощи и участие в проведении мероприятий по повышению их квалификации по вопросам врачебно-трудовой экспертизы.
18. Республиканские (АССР), краевые, областные, Московская и Ленинградская центральные городские врачебно-трудовые экспертные комиссии:
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий, проверяют решения этих комиссий и в случае необоснованности изменяют их;
переосвидетельствуют лиц, обжаловавших решения врачебно-трудовых экспертных комиссий;
проводят освидетельствование в сложных случаях лиц по направлениям районных, межрайонных и городских врачебно-трудовых экспертных комиссий;
освидетельствуют инвалидов с целью определения нуждаемости их в специальных транспортных средствах;
оказывают консультативную помощь врачам-экспертам районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий общего, специализированного и смешанного профиля по различным вопросам врачебно-трудовой экспертизы;
внедряют в практику работы врачебно-трудовых экспертных комиссий научные принципы и методы экспертизы, разрабатываемые научно-исследовательскими институтами, подготавливают предложения по дальнейшему совершенствованию врачебно-трудовой экспертизы, изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы врачебно-трудовых экспертных комиссий;
проводят изучение причин инвалидности и на этой основе разрабатывают мероприятия по их устранению, профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности граждан;
принимают меры к повышению квалификации работников врачебно-трудовых экспертных комиссий и обеспечивают участие специалистов по врачебно-трудовой экспертизе в повышении квалификации врачей учреждений здравоохранения.
19. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют право:
получать от органов и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций сведения, необходимые для работы комиссий, в том числе данные о характере и условиях труда лиц, проходящих освидетельствование;
направлять лиц, проходящих освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения для уточнения диагноза и восстановительного лечения;
посещать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации, осматривать места производства работ, производственные и служебные помещения, знакомиться с отчетами, статистическими и другими материалами по вопросам, относящимся к деятельности комиссий.
IV. Порядок освидетельствования граждан
во врачебно-трудовых экспертных комиссиях
20. Освидетельствование граждан во врачебно-трудовых экспертных комиссиях проводится по месту жительства либо по месту прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению по направлению соответствующего лечебно-профилактического учреждения.
21. Врачебно-трудовые экспертные комиссии освидетельствуют граждан в тех случаях, когда законодательство связывает с установлением инвалидности предоставление прав на социальную помощь либо освобождение от выполнения соответствующих обязанностей, и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
22. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят с целью улучшения обслуживания рабочих, служащих и членов колхозов выездные заседания в лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих предприятия, учреждения, организации.
23. Если больной по состоянию здоровья согласно заключению врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактического учреждения не может явиться во врачебно-трудовую экспертную комиссию, освидетельствование проводится на дому или в стационаре, где он находится на лечении. В исключительных случаях (например, в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия.
24. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят заседания в полном составе и принимают решение после коллегиального обсуждения результатов освидетельствования. Данные экспертного освидетельствования и решение заносятся в протокол заседания врачебно-трудовой экспертной комиссии и в акт освидетельствования, которые подписываются председателем, остальными членами комиссии и заверяются печатью.
Если председатель или отдельные члены комиссии не согласны с принятым решением, то в акт освидетельствования заносится их особое мнение и акт в 3-дневный срок представляется в республиканскую (АССР), краевую, областную, Московскую и Ленинградскую центральную городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию, которая принимает решение по данному случаю.
Решения республиканских (АССР), краевых, областных, Московской и Ленинградской центральных городских врачебно-трудовых экспертных комиссий (в том числе при освидетельствовании в сложных случаях, в порядке контроля или обжалования и в других случаях) принимаются большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое особое мнение в письменном виде, которое приобщается к делу.
25. Датой установления инвалидности считается день поступления во врачебно-трудовую экспертную комиссию документов, необходимых для освидетельствования больного.
26. Врачебно-трудовые экспертные комиссии выдают лицам, проходящим освидетельствование, справки и в 3-дневный срок направляют соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении.
В работе комиссий используются формы документов, утверждаемые Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.
27. Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного решения, незаконной выдаче справки врачебно-трудовой экспертной комиссии, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
V. Сроки переосвидетельствования и порядок обжалования
решений врачебно-трудовых экспертных комиссий
28. Переосвидетельствование инвалидов первой группы проводится один раз в два года, а инвалидов второй и третьей групп - один раз в год.
Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное переосвидетельствование.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством, группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования в порядке, определяемом Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС.
Переосвидетельствование раньше указанных сроков, а также если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования, проводится при изменении состояния здоровья и трудоспособности или при выявлении фактов необоснованного решения врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Переосвидетельствование инвалидов - мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет проводится только по их заявлению либо если решение врачебно-трудовой экспертной комиссии вынесено на основании подложных документов.
29. При несогласии освидетельствуемого с решением районной, межрайонной, городской врачебно-трудовой экспертной комиссии он в течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в республиканскую (АССР), краевую, областную, Московскую и Ленинградскую центральную городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию, либо во врачебно-трудовую экспертную комиссию, в которой он проходил освидетельствование, или в соответствующий отдел социального обеспечения. Комиссия, проводившая освидетельствование, или отдел социального обеспечения в 3-дневный срок со дня получения заявления направляют все имеющиеся документы вместе с заявлением на рассмотрение республиканской (АССР), краевой, областной, Московской и Ленинградской центральной городской врачебно-трудовой экспертной комиссии, которая не позднее месяца со дня подачи заявления проводит переосвидетельствование больного и выносит решение по данному случаю.
В случае обжалования непосредственно в республиканскую (АССР), краевую, областную, Московскую и Ленинградскую центральную городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию 3-дневный срок исчисляется со дня поступления запроса этих комиссий в районную, межрайонную, городскую врачебно-трудовую экспертную комиссию.
30. Решение республиканской (АССР), краевой, областной, Московской и Ленинградской центральной городской врачебно-трудовой экспертной комиссии может быть обжаловано в Министерство социального обеспечения РСФСР.
Министерство социального обеспечения РСФСР при выявлении фактов нарушения законодательства о врачебно-трудовой экспертизе поручает другому составу республиканской (АССР), краевой, областной, Московской и Ленинградской центральной городской врачебно-трудовой экспертной комиссии вновь рассмотреть с учетом всех имеющихся обстоятельств вопрос, решение по которому обжалуется, а также принимает другие меры, обеспечивающие соблюдение социалистической законности при проведении врачебно-трудовой экспертизы.

ПРИКАЗ Минжилкомхоза РСФСР от 08.04.1985 n 197 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРИЕМА И ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПОХОРОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ МИНЖИЛКОМХОЗА РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также