САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 7 КЛАССОВ (утв. Минздравом СССР 22.02.1985 n 3216-85)


Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Минздрава СССР
В.Е.КОВШИЛО
22 февраля 1985 г. N 3216-85
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 7 КЛАССОВ
Настоящие Санитарно-гигиенические требования разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим Управлением Министерства здравоохранения СССР, Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР.
При их составлении использованы материалы Ростовского медицинского института Минздрава СССР.
Санитарные правила предназначены для работников санитарно-эпидемиологических станций.
"Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы" 1984 года предусмотрено улучшение трудового обучения и воспитания учащихся школ и включение их, начиная с младших классов, в систематический, организационный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд.
На трудовое обучение, общественно полезный производительный труд, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного, производительного труда" (12 апреля 1984 г.), выделяется во 2 - 4 классах - 3 часа, в 5 - 7 классах - 4 часа в неделю. Из этого времени на трудовое обучение учащихся 1 - 7 классов отводится 2 часа в неделю.
Трудовое обучение учащихся 1 - 4 классов проводится в классных комнатах, учащихся 5 - 7 классов - в учебных мастерских школ и кабинетах обслуживающего труда.
Основным гигиеническим принципом организации труда школьников является соответствие его характера (вида), объема и условий функциональным и возрастным возможностям учащихся.
1. Организация и режим занятий
1.1. Организация и режим занятий для учащихся 1 - 4 классов.
1.1.1. Занятия трудом для учащихся 1 - 4 классов проводятся в течение 1 учебного часа (45 минут) 2 раза в неделю.
1.1.2. Сдваивание уроков труда в младшем школьном возрасте представляет значительную нагрузку для организма, сильно утомляет детей и поэтому недопустимо.
1.1.3. Каждое занятие должно включать объяснение преподавателя, самостоятельную работу школьников, подведение итогов работы класса и уборку рабочего места учащимися.
Объяснения преподавателя не следует целиком сосредоточивать в начале урока, целесообразно в процессе самостоятельной работы учащихся, после выполнения определенной части задания, объяснять следующий этап работы.
Общая длительность практической работы для учащихся 1 - 2-х классов не должна превышать 20 - 25 мин. времени урока.
Для учащихся 3 - 4-х классов на практическую работу отводится 30 - 35 мин. времени урока.
1.1.4. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Однообразная работа учащихся - выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самодеятельной работы на уроке - недопустима.
1.1.5. Учитывая, что такие двигательные качества, как выносливость, координация и точность движения рук, находятся в стадии развития у детей 6 - 9-летнего возраста, необходимо ограничивать непрерывную длительность выполнения трудовых действий для школьников 1 - 4-х классов:
а) на занятиях трудом продолжительность непрерывной работы для учащихся 1-х классов не должна превышать 5 минут;
б) для учащихся 2 - 3 классов продолжительность непрерывной трудовой деятельности при работах с бумагой, картоном и тканью не должна превышать 5 - 7 минут;
в) для учащихся 4-х классов непрерывное выполнение трудовой деятельности при работе с бумагой, картоном, тканью не должно превышать 10 минут, при работе с деревом и проволокой - 4 - 5 минут.
1.1.6. При трудовом обучении учащихся младшего школьного возраста рекомендуется следующий режим занятий:
- для учащихся 1-х классов после каждого периода работы нужно организовать 2 - 3-мин. перерывы для отдыха школьников и дополнительных объяснений преподавателя;
- для учащихся 2 - 4-х классов через каждые 15 минут урока следует проводить физкультминутки (длительностью 3 минуты).
1.1.7. Общественно полезный производительный труд учащихся 2 - 4-х классов должен проводиться в дни недели, в учебном расписании которых не было уроков труда.
Занятия общественно полезным производительным трудом должны начинаться через 1 час после окончания уроков по расписанию. Это время отводится на обед и отдых школьников.
1.2. Организация и режим занятий для учащихся 5 - 7 классов.
1.2.1. Занятия трудом для школьников 5 - 7 классов проводятся 1 раз в неделю в форме сдвоенных уроков.
1.2.2. Структура занятий трудом учащихся 5 - 7 классов включает: теоретическую часть, практическую работу школьников, организационные перерывы в процессе самостоятельной работы и заключительную часть.
а) Практическая работа учащихся занимает основное место на занятиях трудом: длительность ее составляет 60 - 65% времени занятий.
б) Учитывая, что возможность длительно выполнять трудовую деятельность с относительно высокой рабочей активностью у учащихся среднего школьного возраста ограничена, в процессе самостоятельной работы школьников на занятиях необходимо проводить организованные перерывы (длительностью 3 мин.) для всего класса. Во время организованных перерывов проводится выполнение физических упражнений (физкультминутки). Время проведения организованных перерывов в процессе практической работы на занятиях различно для учащихся разных классов.
1.2.3. Выполнение столярных, слесарных работ, занятия швейным делом вызывают напряжение сердечно-сосудистой, мышечной и центральной нервной системы организма, которые у 10 - 13-летних учащихся находятся в стадии развития, поэтому при трудовом обучении необходимо регламентировать длительность непрерывного выполнения основных трудовых операций для школьников 5 - 7 классов на занятиях в столярных, слесарных и швейных мастерских:
а) оптимальная непрерывная длительность выполнения основных столярных операций для учащихся 5 класса равна 8 мин., слесарных - 6 мин.
Допустимая длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для школьников 5 класса не должна превышать 10 мин.;
б) оптимальная продолжительность непрерывной работы по основным столярным операциям в 6 классе равна 11 мин., по слесарным - 9 мин.
Допустимая длительность непрерывного выполнения столярных и слесарных операций для учащихся 6-го класса не должна превышать 13 мин.;
в) оптимальная продолжительность непрерывной работы по основным столярным операциям для учащихся 7 класса не должна превышать 12 мин., оптимальная длительность слесарной работы для школьников 7 класса равна 10 мин.
Допустимая длительность непрерывного выполнения основных трудовых операций для учащихся 7 класса не должна превышать 16 мин.;
г) оптимальная длительность непрерывной работы на электрических швейных машинах должна составлять для школьниц 5-го класса - 5 - 10 мин., для школьниц 6 - 7-го класса - 7 - 12 мин.
Допустимая длительность непрерывной работы на швейных машинах не должна превышать для школьниц 5-го класса - 12 мин.; для школьниц 6 - 7 класса - 15 мин.
1.2.4. а) Практическая работа школьников на уроках труда включает основную и вспомогательную работу (выполнение трудовых операций), измерение и контроль выполняемого изделия, паузы и перерывы в работе. Во время практической работы проводится индивидуальный инструктаж учителя.
б) Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся на занятиях техническим трудом не должна превышать 80%.
в) Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся на занятиях швейным делом должна составлять 50 - 70%.
1.2.5. При выполнении школьниками изделий (заданий) на занятиях трудом необходимо предусматривать чередование 3 - 4 основных операций в процессе практической работы каждого учащегося. Однообразная трудовая деятельность на протяжении всего времени самостоятельной работы школьников на занятиях недопустима.
1.2.6. Темп и ритм работы обуславливаются возрастными и индивидуальными особенностями организма, а также уровнем трудовых навыков и умений школьников. В связи с этим, при трудовом обучении не следует регламентировать единые для всех ритм и темп работы и не ограничивать самопроизвольные микропаузы в процессе практической работы школьников.
1.2.7. Для учащихся 5 - 7 классов рекомендуется следующий режим занятий в столярных и слесарных мастерских школ:
а) для учащихся 5 - 6 классов между первым и вторым часом занятий необходимо проведение перемен длительностью 10 - 15 минут, во время которых школьники находятся в рекреационных помещениях, а в мастерских организуется сквозное проветривание;
б) для учащихся 5 классов через каждые 12 мин. практической работы необходимо проведение организованных перерывов (длительностью 3 мин.);
в) для учащихся 6 классов через каждые 15 - 18 мин. работы необходимо проведение организованных перерывов;
г) для учащихся 7 классов организованные перерывы следует проводить через каждые 20 мин. практической работы школьников.
1.2.8. На занятиях швейным делом, кулинарией, электротехникой, конструированием для учащихся 5 - 7 классов рекомендуется следующий режим работы:
а) между первым и вторым часами занятий необходимо проведение перемен 10 - 15-мин. длительности;
б) на занятиях швейным делом в середине каждого часа занятий (45 мин.) необходимо организовать перерывы длительностью 5 мин., во время которых целесообразно проведение физкультпауз, включающих упражнения для плечевого пояса, кистей рук, упражнения для аккомодационного аппарата глаз.
1.2.9. а) Общественно полезный производительный труд школьников во внеурочное время должен организовываться в дни недели, в учебном расписании которых не было занятий трудом.
б) Начало занятий общественно полезным производительным трудом должно быть не менее чем через 1 час после окончания занятий школьников 5 - 7 классов по расписанию. Это время отводится на обед и отдых учащихся.
2. Организация условий внешней среды на занятиях трудом
2.1. Занятия трудом для учащихся 1 - 7 классов должны проводиться только в учебных классах, учебных мастерских или кабинетах обслуживающего труда, в которых оборудование, освещение и воздушно-тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
2.2. При организации трудового обучения школьников 5 - 7 классов по программе "Технический труд" следует руководствоваться "Типовым положением об учебных мастерских общеобразовательной школы", Минпрос СССР, от 29.12.78 N 199.
2.3. При организации трудового обучения школьников 5 - 7 классов по программе "Обслуживающий труд" следует руководствоваться "Рекомендациями об организации кабинета обслуживающего труда общеобразовательной школы" (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 10.07.79 N 07-ЗИ/7).
2.4. Согласно Типовому положению об учебных мастерских в общеобразовательных школах с числом классов-комплектов 20 и более создаются 2 мастерские - по обработке металла и по обработке дерева. В школах, имеющих меньше 20 классов-комплектов, - одна мастерская. Кабинет обслуживающего труда создается в каждой средней школе.
2.5. Учебные классы, мастерские и кабинеты обслуживающего труда оснащаются оборудованием и пособиями в соответствии с "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", Минпрос СССР, от 05.07.76 N 114.
В мастерских оборудуются рабочие места для учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место учителя.
2.6. В слесарных мастерских верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4 ряда по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами 1 м. При наличии двухместных верстаков они располагаются в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 90 см друг от друга (расстояние между осями тисков). Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 65 - 70 см.
2.7. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте, обязательно оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
2.8. В столярной мастерской верстаки расставляются либо под углом 45 град. к окну, либо в три ряда перпендикулярно к светонесущей стене. Расстояние между верстаками должно быть не меньше 80 см в передне-заднем направлении.
2.9. Высота верстаков должна соответствовать росту школьников. Для определения необходимой высоты столярного верстака учащийся становится боком к торцовой части верстака, свободно опускает руку и кладет ладонь на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, значит высота верстака правильная.
Для определения необходимой высоты слесарного верстака учащийся становится лицом к тискам, согнутую в локте правую руку кладет на губки тисков, при этом выпрямленные пальцы должны касаться подбородка.
2.10. Для кабинета обслуживающего труда целесообразно выделить два помещения (для занятий кулинарией и швейным делом). Если выделено одно помещение, в нем рекомендуется отвести отдельно место под оборудование для кулинарных работ (20 - 25% площади) и отдельно - для работ с тканью.
В кабинете оборудуются рабочие места индивидуального и общего пользования.
2.11. Рабочие места индивидуального пользования (двухместные столы со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала и стулья с изменяющейся высотой сиденья) оснащаются комплектом соответствующих инструментов. Рабочие места общего пользования - швейные машины, гладильные доски, примерочная, электрические, газовые плиты, рабочие и обеденные столы, мойки.
2.12. Размещение оборудования и мебели в кабинетах должно обеспечивать возможность контроля за работой всех учащихся. Швейные машины устанавливают вдоль окон в один-два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски располагают в непосредственной близости от рабочего места учителя. В зоне, в которой размещается оборудование для кулинарных работ, устанавливают электрические (газовые) плиты, две мойки, рабочие столы, шкафы.
2.13. В классных комнатах, кабинетах обслуживающего труда, в учебных помещениях для занятий электротехникой и конструированием устанавливаются ученические столы и стулья с постоянными или с регулируемыми параметрами (ГОСТы N 11015-71 и 11016-71).
А - для уч-ся, имеющих рост до 130 см.
Б - для уч-ся, имеющих рост от 131 до 145 см.
В - для уч-ся, имеющих рост от 146 до 160 см.
Г - для уч-ся, имеющих рост от 161 до 175 см.
Д - для уч-ся, имеющих рост свыше 175 см.
В учебных комнатах для занятий в 1

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 22.02.1985 n 264-р <ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ГОРОДАХ И ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА И В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ>  »
Документы СССР »
Читайте также