МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 15.04.1991 n 87)


Утверждены
Постановлением
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
от 15 апреля 1991 г. N 87
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ
В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Настоящий сборник содержит нормативы численности вспомогательных рабочих автотранспортных предприятий и охватывает работы по ремонту и техническому обслуживанию оборудования и энергетических сетей, обслуживанию и ремонту вентиляционного оборудования, обслуживанию котельных, обслуживанию очистных сооружений, объектов водоснабжения и канализации, обслуживанию телефонной связи и линейных сооружений, обслуживанию сооружений тепловых сетей, материально-техническому обеспечению производства, уборке производственных и служебных помещений, перегону подвижного состава, обслуживанию гардеробов, контролю технического состояния автотранспортных средств, а также транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, текущему ремонту зданий и сооружений, художественно-оформительским работам, по стирке и ремонту спецодежды.
Нормативы численности разработаны Центром проектирования и внедрения организации труда на автомобильном транспорте совместно с Центральным бюро нормативов по труду Всесоюзного центра производительности Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий концерна "Росавтотранс", Минтранса Украинской ССР, Минтранса Белорусской ССР, Миндортранса Узбекской ССР, Мосавтотранса.
Нормативы численности утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 15 апреля 1991 г. N 87 и рекомендуются для применения во всех автотранспортных предприятиях, независимо от их ведомственной подчиненности.
1. Общая часть
1.1. Нормативы численности разработаны для вспомогательных рабочих и предназначены для применения в автотранспортных предприятиях, независимо от ведомственной подчиненности.
1.2. В основу разработки нормативов положены:
- технические расчеты;
- фотографии рабочего времени, проведенные на предприятиях;
- технико-экономические и эксплуатационные показатели и отчетные данные о численности вспомогательных рабочих АТП;
- результаты анализа организации труда и мероприятий по их совершенствованию.
1.3. Нормативами предусмотрена явочная численность вспомогательных рабочих при продолжительности рабочей смены 8 часов.
1.4. В зависимости от сменности работы отдельных групп вспомогательных рабочих к нормативам численности применяются поправочные коэффициенты: при 1,5-сменной работе - 1,2, при 2-сменной - 1,4, при 3-сменной - 1,8, при работе сутками - 3,7.
1.5. Для автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе филиалы, нормативная численность вспомогательных рабочих увеличивается на 5% при наличии одного филиала, на 10% - двух филиалов и на 15% - свыше двух филиалов.
1.6. Нормативами численности учтено время на подготовительно-заключительные работы, отдых и личные потребности.
1.7. Наименования профессий рабочих в сборнике указаны в соответствии с "Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих" (вып. 1, 2, 3, 58, 61, 69, утвержденные соответственно Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 31.01.85 N 31/3-30, от 16.01.85 N 17/2-54, от 17.07.85 N 226/125/15-88, от 27.04.84 N 122/8-43, от 18.04.85 N 105/9-73, от 18.09.85 N 272/17-70).
При внесении поправок в тарифно-квалификационный справочник наименования профессий рабочих, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
1.8. Распределение рабочих в группе по профессиям производится в зависимости от сложившихся условий в пределах общей нормативной численности.
1.9. Нормативная численность вспомогательных рабочих в целом по автотранспортному предприятию определяется путем суммирования нормативов, помещенных в таблицах по группам работ.
1.10. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать "включительно".
1.11. До введения нормативов численности необходимо привести организационно-технические условия в цехах и на производственных участках в соответствие с запроектированными в нормативах и осуществить производственный инструктаж рабочих.
1.12. На работы, не предусмотренные нормативами численности, устанавливаются методом технического нормирования местные нормативы численности.
1.13. При внедрении на автотранспортных предприятиях более прогрессивной, чем предусмотрено в нормативах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т.п. следует устанавливать на предприятиях местные нормативы.
1.14. Если вспомогательные работы выполняются меньшим количеством рабочих, чем это предусмотрено настоящими нормативами численности, и при этом соблюдаются требования правил техники безопасности, технология и качество работ, то сохраняется фактическая численность вспомогательных рабочих.
1.15. С введением настоящих нормативов численности ранее действовавшие на предприятиях нормативы численности на соответствующие работы отменяются (кроме более прогрессивных).
2. Организация труда
Особенность организации рабочих мест вспомогательных рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, характеризуется непостоянством мест выполнения работ, их большим разнообразием и относительно редкой повторяемостью. В отличие от основных, вспомогательные рабочие закрепляются, как правило, не за одним рабочим местом, а за зоной обслуживания.
Рабочие должны быть обеспечены приспособлениями, инструментом, вспомогательными материалами и необходимым запасом деталей для ремонта оборудования и инструментов. Применяемые инструмент и приспособления должны отвечать условиям технической эксплуатации оборудования.
Техническое обслуживание выполняется во время перерывов в работе оборудования без нарушения процесса производства лицами, работающими с данным оборудованием, а при необходимости - дежурным персоналом АТП.
Планирование ТО, текущего ремонта осуществляется в форме годовых и месячных графиков планово-предупредительного ремонта и обслуживания.
Прием, учет, хранение и выдача запасных частей, материалов и других материальных ценностей должны выполняться в соответствии с требованиями действующих положений, правил, инструкций, распоряжений и приказов.
Все склады и кладовая должны размещаться в отдельном или выгороженном помещении, находящемся в непосредственной близости от производственных участков.
Хранение запасных частей и материалов на складах осуществляется на стеллажах и в ячейках, инструментов и приспособлений - на специальных складах.
На промскладе, осуществляющем распределение материалов, запасных частей, агрегатов и узлов, необходимо постоянно поддерживать их неснижаемый запас.
Рабочее место оператора котельной оборудуется в помещении котельной или же в отдельном помещении, непосредственно связанном с котельной.
Планировка рабочих мест транспортных рабочих должна отвечать условиям, исключающим излишние движения и хождения, быструю утомляемость и нерациональные затраты рабочего времени. Работы выполняются с помощью механизированного транспорта и вручную с применением ручных тележек. При межоперационной транспортировке рекомендуется применять различные средства малой механизации.
Уборка производственных и служебно-бытовых помещений производится вручную, предметы труда доставляются ручными тележками.
Площадь стоянки и всей территории автотранспортного предприятия, а также зоны безопасности при маневрировании автомобилей должны соответствовать противопожарным и санитарным нормам. За каждым транспортным средством необходимо закрепить постоянное место стоянки. В вечернее и ночное время зона стоянки должна быть достаточно освещена. Для перегона технически неисправных транспортных средств следует применять машины технической помощи.
Контроль и проверка технического состояния автомобилей осуществляется на специально оборудованных контрольных пунктах, на рабочих местах непосредственно в зонах технического обслуживания и ремонта.
Вспомогательные работы осуществляются рабочими соответствующей квалификации и должны отвечать требованиям техники безопасности, охраны труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.
3. Нормативная часть
Для сравнения объемов работ, выполняемых при ремонте различного оборудования, необходима единица, которая была бы мерой физического объема работ, осуществляемых при ремонте. Эта единица должна быть стабильной, не изменяющейся во времени при изменении организационно-технических условий выполнения ремонта. Она называется стабильной единицей ремонтосложности или единицей ремонтосложности.
Объем работ, выполняемый при обслуживании и ремонте механической и электрической частей любого оборудования в неизменных условиях и оцененный числом единиц ремонтной сложности, зависящим только от его конструктивных и технологических особенностей, называется стабильной ремонтосложностью данного оборудования.
Исходными данными для определения ремонтосложности различных моделей оборудования являются технические характеристики, содержащиеся в паспортах.
Под "физической единицей оборудования" принимается: в электрических сетях и трубопроводах - 100 пог. м, в кабельных сетях - 1000 пог. м с соответствующими единицами ремонтной сложности.
Перечни оборудования с указанием единиц ремонтной сложности даны в Приложениях 1 - 17.
3.1. Нормативы численности рабочих, занятых ремонтом
и техническим обслуживанием оборудования
Норматив численности рабочих, занятых ремонтом и техническим обслуживанием оборудования, складывается из нормативов численности рабочих по отдельным видам работ, приведенным ниже.
3.1.1. Норматив численности рабочих, занятых ремонтом
и дежурным обслуживанием механической части оборудования
Содержание работы: очистка, разборка, ремонт (текущий и средний) и сборка отдельных узлов, проверка, регулировка и испытание оборудования, подъемных механизмов и транспортных средств; восстановление и изготовление деталей; испытание собираемых узлов и механизмов, межремонтное обслуживание оборудования.
Ремонт технологической оснастки, ведение документации по учету работы оборудования, уборка инструмента, необходимого для выполнения ремонтных операций.
Смазка трущихся частей механизмов оборудования с прочисткой и промывкой их в установленные сроки, наблюдение за исправным состоянием маслопроводящих систем, подбор смазочных материалов в зависимости от их свойств, значения и климатических условий эксплуатации.
Профессия рабочего: слесарь-ремонтник.
Таблица 1.1
----------T-------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Количест-¦ Количество единиц ремонтной сложности ¦
¦во физи- +----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----T-----T-----+
¦ческих ¦до ¦141 ¦161 ¦201 ¦241 ¦281 ¦341 ¦401 ¦471 ¦551 ¦651 ¦751 ¦901 ¦1051¦1251¦1451¦1651 ¦1901 ¦2151 ¦
¦единиц ¦140 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
¦оборудо- ¦ ¦160 ¦200 ¦240 ¦280 ¦340 ¦400 ¦470 ¦550 ¦650 ¦750 ¦900 ¦1050¦1250¦1450¦1650¦1900 ¦2150 ¦2400 ¦
¦вания, +----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+
¦ед. ¦ Норматив численности рабочих, чел. ¦
+---------+----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----T-----T-----+
¦До 40 ¦0,64¦0,79¦0,94¦1,13¦1,35¦1,56¦1,85¦2,16¦2,52¦2,96¦3,44¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦41 - 80 ¦0,76¦0,91¦1,06¦1,25¦1,44¦1,68¦1,97¦2,28¦2,64¦3,08¦3,56¦4,16¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦81 - 120 ¦0,88¦1,03¦1,18¦1,37¦1,56¦1,80¦2,09¦2,40¦2,76¦3,20¦3,68¦4,28¦5,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦121 - 170¦1,02¦1,17¦1,32¦1,51¦1,70¦1,94¦2,28¦2,54¦2,90¦3,34¦3,82¦4,42¦5,14¦5,98¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦171 - 230¦1,19¦1,34¦1,49¦1,68¦1,87¦2,11¦2,40¦2,71¦3,07¦3,51¦3,99¦4,59¦5,31¦6,15¦7,11¦8,11¦ 9,13¦10,15¦11,17¦
¦231 - 300¦1,35¦1,54¦1,69¦1,88¦2,07¦2,31¦2,60¦2,91¦3,27¦3,71¦4,19¦4,79¦5,51¦6,35¦7,31¦8,34¦ 9,35¦10,38¦11,39¦
¦301 - 380¦1,52¦1,73¦1,92¦2,11¦2,30¦2,54¦2,83¦3,14¦3,50¦3,94¦4,42¦5,02¦5,74¦6,58¦7,54¦8,56¦ 9,58¦10,60¦11,62¦
¦381 - 450¦1,70¦1,91¦2,14¦2,34¦2,53¦2,78¦3,05¦3,36¦3,73¦4,16¦4,65¦5,25¦5,98¦6,80¦7,78¦8,79¦ 9,81¦10,83¦11,85¦
¦451 - 520¦1,89¦2,10¦2,35¦2,56¦2,77¦3,01¦3,28¦3,59¦3,97¦4,39¦4,89¦5,47¦6,21¦7,03¦8,01¦9,02¦10,04¦11,06¦12,08¦
L---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+------
3.1.2. Нормативы численности рабочих,
занятых ремонтом и дежурным обслуживанием
контрольно-измерительных приборов и автоматики
Содержание работы: очистка, ремонт, сборка, регулировка, испытание, сдача сложных контрольно-измерительных электромагнитных, электродинамических и оптических приборов с доводкой ответственных деталей и узлов. Настройка и наладка устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и схем производственной электросигнализации. Составление и монтаж схем соединений. Определение дефектов ремонтных приборов и устранение их. Вычисление абсолютной и относительной погрешности.
Профессия рабочего: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Таблица 1.2
--------------------T--------------------------------------------¬
¦Количество физичес-¦ Количество единиц ремонтной сложности ¦
¦ких единиц оборудо-+----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦вания ¦100 ¦200 ¦300 ¦400 ¦500 ¦600 ¦700 ¦800 ¦900 ¦
¦ +----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ Норматив численности рабочих, чел. ¦
+-------------------+----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦ 10 ¦0,31¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ 30 ¦0,34¦0,64¦0,94¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ 50 ¦0,36¦0,66¦0,96¦1,26¦1,56¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ 70 ¦0,38¦0,68¦0,98¦1,28¦1,58¦1,88¦2,18¦ - ¦ - ¦
¦ 90 ¦0,41¦0,71¦1,01¦1,31¦1,61¦1,91¦2,21¦2,51¦2,81¦
¦ 110 ¦ - ¦0,73¦1,03¦1,33¦1,63¦1,93¦2,23¦2,53¦2,83¦
¦ 130 ¦ - ¦0,76¦1,06¦1,36¦1,66¦1,96¦2,26¦2,56¦2,86¦
¦ 150 ¦ - ¦0,78¦1,08¦1,38¦1,68¦1,98¦2,28¦2,58¦2,88¦

ПРИКАЗ Минтранса РСФСР от 15.04.1991 n 10 О РАСПОРЯЖЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СОВТРАНСАВТО, СОВИНТЕРАВТОСЕРВИСА, СПЕЦТЯЖАВТОТРАНСА И НИИАТА  »
Документы СССР »
Читайте также