ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ И ПЕРЕГРУЗКЕ ПЫЛЯЩИХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ В ПОРТАХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (утв. Минздравом СССР 10.12.1984 n 3169-84)


Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
10 декабря 1984 г. N 3169-84
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ
И ПЕРЕГРУЗКЕ ПЫЛЯЩИХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ В ПОРТАХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Подготовлены Одесским филиалом НИИ гигиены водного транспорта МЗ СССР и Черноморской Бассейновой санитарно-эпидемиологической станцией.
Авторы: Виговский В.И., Войтенко А.М., Евстафьев В.Н., Нетудыхатка О.Ю., Шафран Л.М., Колоденко В.А., Плисов Г.А.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические указания разработаны в развитие "Санитарных правил для морских судов СССР" N 2641-82, "Санитарных правил для судов внутреннего плавания" N 1751-77, СН 245-71 "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий".
1.2. Документ предназначен для специалистов бассейновых, портовых и линейных СЭС, судового медперсонала, работников по охране труда и технике безопасности портов, пароходств и командного состава морских и речных судов.
1.3. В Методических указаниях изложены санитарно-гигиенические требования, направленные на обеспечение здоровых условий труда портовых рабочих и экипажей судов при перегрузке в портах и перевозке морскими и речными судами зерна и пылящих минеральных грузов (уголь, руда, глинозем, химические грузы, минеральные удобрения и строительные материалы).
1.4. Ведущим неблагоприятным фактором при перевозке и перегрузке массовых навалочных грузов является загрязнение воздушной среды пылью.
В условиях перевозки зерна сопутствующими неблагоприятными факторами могут быть фумиганты, используемые для защиты груза от вредителей.
Перевозка зерна, фумигированного бромистым метилом, малатионом, препаратом "80:20" и др., несмотря на проводимую дегазацию груза, в результате имеющих место адсорбционно-десорбционных процессов может сопровождаться накоплением фумигантов в надгрузовом пространстве трюмов в концентрациях, превышающих предельно допустимую рабочих зон. Кроме того, процессы дыхания, брожения и гниения, происходящие в зерновой массе, способствуют возрастанию концентрации углекислого газа при одновременном снижении концентрации кислорода и тем самым усиливают степень риска для жизни лиц, контактирующих с грузом.
1.5. Основными источниками пылевыделения при действующих технологических схемах перегрузки массовых навалочных грузов в портах являются:
- места падения груза при загрузке грузовых помещений плавсредств, приемных бункеров, а также при перегрузке груза на причале и выгрузке железнодорожных вагонов при использовании всех видов перегрузочного оборудования;
- выброс запыленного воздуха через очистные фильтры циклонов-разгрузителей при перегрузке грузов пневмотранспортом;
- сдувание пыли с конвейерной ленты транспортера и выбивания пыли из-под укрытий на пересыпных станциях и у вагоноопрокидывателя на технологических перегрузочных комплексах.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО
НАДЗОРА ЗА ПЕРЕВОЗКОЙ И ПЕРЕГРУЗКОЙ ПЫЛЯЩИХ
НАВАЛОЧНО-НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ
2.1. Государственный санитарный надзор при перевозке водным транспортом и перегрузке в портах пылящих навалочно-насыпных грузов заключается:
а) в осуществлении контроля за соблюдением действующих санитарных норм и правил;
б) в выявлении факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду, здоровье портовых рабочих и экипажей судов;
в) в предъявлении соответствующих санитарно-гигиенических требований по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха и водной среды, улучшению условий труда лиц, занятых на перегрузке и транспортировке указанных видов груза;
г) в оценке эффективности проводимых оздоровительных мероприятий с учетом профессиональной и общей заболеваемости, обращая внимание на заболеваемость органов дыхания, глаз, кожи и подкожной клетчатки.
2.2. Гигиеническая оценка технологических линий по перегрузке навалочно-насыпных грузов производится на основании исследования данных о свойствах груза, грузообороте, технических средствах перегрузки, характеристики основных источников загрязнения атмосферного воздуха, материалов динамического наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в рабочих зонах и на промышленных площадках, сведений о профессиональной и общей заболеваемости портовых рабочих и членов экипажей судов, занятых на перегрузке и транспортировке указанных грузов, уровня загрязнения воздуха селитебных территорий, жалоб и заболеваемости населения.
2.3. Постоянный контроль за состоянием воздушной среды в районах перегрузки навалочно-насыпных грузов производится ведомственными санитарными лабораториями в соответствии с положениями п. 2.5 настоящего документа и требований "Методических указаний по оценке запыленности воздушной среды в морских портах", РД 31.06.08-80, согласованных с Минздравом СССР 21 ноября 1980 г.
2.4. Контроль уровней загрязнения атмосферного воздуха производится в местах интенсивного пылевыделения в рабочих зонах и на промышленных площадках порта, рабочих зонах, жилых и производственных помещений судна, а также на границе санитарно-защитной зоны и в селитебных территориях.
Примечание. Определение рабочих зон порта и характеристика промышленных площадок принимается из технологических карт проведения погрузочно-разгрузочных работ и путем санитарного обследования.
2.5. Измерения запыленности воздуха производятся в период проведения погрузочно-разгрузочных работ весовым методом согласно требованиям ГОСТа 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны". Средства измерения должны удовлетворять требованиям ГОСТа 8.001-71 и ГОСТа 8.002-71. Замеры проводятся с подветренной стороны по оси распространения пылевого облака с учетом направления и скорости ветра. Результаты замеров регистрируются в журнале Ф 328-У МЗ СССР и оформляются протоколом Ф 329-У МЗ СССР.
2.6. Порядок и объем лабораторных исследований определяется органами санитарного надзора на основании учета вида груза, грузооборота и технологии перегрузки, а также с учетом расположения к селитебным территориям и районам водопользования.
2.7. Оценка результатов инструментальных замеров проводится на основании сравнения полученных результатов с перечнем концентраций, приведенных в действующих нормативных документах Минздрава СССР.
2.8. При перегрузке и транспортировке фумигированного зерна органы санитарного надзора через администрацию судна и порта за сутки до подхода судна к порту назначения должны получить уведомление о наличии на борту зерна, обработанного ядохимикатами, с указанием характера обработки и наименованием препарата.
2.9. Транспортировка и перегрузка в портах фумигированного зерна производится по технологическим картам и в соответствии с требованиями действующих правил и инструкций.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ
НАВАЛОЧНО-НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ
3.1. При компановке портов взаиморасположение между районами перегрузки навалочных грузов, сухогрузными участками порта различного назначения и жилыми районами селитебных территорий должно строиться с учетом вида перерабатываемого груза, величине грузооборота, господствующей розы ветров, с обязательным соблюдением санитарно-защитной зоны и разрывов между участками порта различного назначения. Расстояние от источника пылеобразования до жилых районов и зон рекреации следует принимать не менее 500 м.
Примечание. При соответствующих обоснованиях по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы эти зоны могут быть увеличены, но не более чем в 3 раза.
3.2. В проектах строительства (реконструкции) технологических комплексов по перегрузке навалочно-насыпных грузов необходимо предусматривать:
а) механизацию и дистанционное управление погрузочными процессами, автоматическую сигнализацию о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью пылевыделения;
б) применение обеспыливающих устройств и санитарно-технических установок, обеспечивающих высокоэффективную очистку запыленного воздуха;
в) автоблокировку перегрузочного оборудования с очистными санитарно-техническими устройствами и установками пылеподавления;
г) герметизацию участков транспортирования и пересыпки груза;
д) предложения по организации санитарно-защитной зоны и мероприятий по предотвращению загрязнения прибрежных вод.
3.3. При проведении грузовых операций технологическим перегрузочным комплексом, в состав которого входят вагоноопрокидыватели, ленточные конвейеры, пересыпные станции и дробильно-фрезерные машины, необходимо оборудовать максимально герметизированными укрытиями с установкой аспирационных устройств в очагах пылеобразования, обеспечивающих предотвращение выбивания пыли из-под укрытий за счет создания необходимого разряжения воздуха.
3.3.1. Для гашения скорости падающего груза (материала) в местах пересыпки необходимо предусматривать промежуточные емкости, карманы, отбойные плиты.
3.3.2. Предусматривать установку устройств, обеспечивающих очистку холостой ветви конвейерной ленты и барабанов.
3.3.3. Предусматривать установки для увлажнения груза в пределах, допустимых требованиями транспортировки и не нарушающих кондиционных свойств груза.
3.4. При выполнении грузовых операций пневмотранспортом соединения отдельных участков трассы должны обеспечивать герметичность пневмопровода. Степень очистки воздуха в циклонах-разгрузителях должна удовлетворять требованиям п. 3.2 настоящих указаний.
3.5. При крановой схеме механизации навалочно-насыпных грузов грейферы должны быть самоуплотняющимися.
3.5.1. Высота раскрытия грейфера над поверхностью груза (штабеля) не должна превышать 1 м.
3.6. В конструкции бункеров для приема груза необходимо исключать возможность зависания в них материала и переполнения.
3.7. Поверхности транспортного перегрузочного оборудования должны быть гладкими для исключения накопления оседающей пыли и облегчения ее уборки.
3.8. При загрузке железнодорожных вагонов через бункеры-дозаторы необходимо предусматривать уплотнение люков специальными устройствами и установку на вентиляционные люки фильтров, обеспечивающих степень очистки воздуха, предусмотренную п. 3.2 настоящих указаний.
3.9. Хранение сильно пылящих навалочных грузов (мелкофракционные угли и руды, глинозем, фосфориты, комовая сера, хлористый кальций) необходимо производить в закрытых складах (шатровые, бункерные, силосные хранилища и т.п.). Хранение мало пылящих грузов - на открытых площадках, оборудованных системами обеспыливания (защитные экраны, гидрообеспыливание, обработка поверхностно-активными веществами и др.).
3.10. Предотвращение попадания пыли в жилые и производственные помещения надстройки судна, изолированные кабины операторов технологических линий, служебные помещения порта, расположенные в зоне грузовой площадки, должно обеспечиваться путем проведения следующих мероприятий:
а) изоляцией помещений (плотное закрытие дверей, окон, иллюминаторов, люков) на время проведения грузовых операций;
б) подачей воздуха в помещении надстройки судна через систему искусственной вентиляции при строгом соблюдении "Санитарных правил для морских судов СССР" N 2641-82 и "Санитарных правил для судов внутреннего плавания" N 1751-77 по части очистки и увлажнения воздуха;
в) оснащения изолированных кабин операторов и служебных помещений порта, расположенных в зоне грузовой площадки, искусственной вентиляцией с фильтрами, обеспечивающими очистку воздуха в соответствии с СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий".
3.11. Уборка грузовых помещений, палуб, причалов и перегрузочного оборудования должна производиться только после смыва пыли водой и орошения россыпи груза.
Примечание. Для предотвращения загрязнения акватории порта сточные воды необходимо отводить в производственную канализацию порта или в оборудованные на причале приемники. Зачистку и мойку грузовых помещений и уборку палуб судна необходимо производить вне пределов зоны санитарной охраны водоема.
3.12. Концентрация уровней загрязнения воздушной среды в рабочих зонах и на промышленных площадках порта, рабочих зонах и производственных помещениях судна, на селитебной территории, а также водных объектах в районах водопользования не должна превышать ПДК, установленных Минздравом СССР.
4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ
НАВАЛОЧНО-НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ
4.1. К работе по перегрузке навалочно-насыпных грузов допускаются лица, прошедшие периодический медицинский осмотр в соответствии с Приказами Минздрава СССР N 700 от 19.06.84 и N 1145 от 06.11.81, не имеющие противопоказаний к работе в индивидуальных средствах защиты органов дыхания и прошедшие инструктаж по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи при отравлении ядохимикатами и углекислым газом (см. Приложение 1).
4.2. Администрация портов и пароходств в соответствии с типовыми нормами, утвержденными Государственным Комитетом по труду и социальным вопросам при Совете Министров СССР и ВЦСПС, должна обеспечивать спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) членов экипажей судов и докеров-механизаторов, занятых на перегрузке и транспортировке пылящих навалочно-насыпных грузов.
4.3. Выполнение работ на промышленных площадках и на открытых палубах судна во время проведения грузовых операций разрешается только при использовании респираторов и защитных очков в соответствии с требованиями ГОСТов "ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания" и "ССБТ. Средства индивидуальной защиты зрения" (см. Приложения 2, 3, 4, 6).
4.4. Представителями охраны труда и техники безопасности портов, пароходств в соответствии с действующими положениями устанавливаются режимы работ при использовании СИЗ органов дыхания и сроки службы фильтров для различных респираторов в зависимости от уровня запыленности воздуха рабочей зоны и тяжести труда (см. Приложение 5).
4.5. На причалах портов и на судах водного транспорта по переработке и транспортировке навалочно-насыпных грузов должны оборудоваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями СНиПа II-92-76 "Санитарно-бытовые помещения", "Санитарных правил для морских судов СССР" N 2641-82 и "Санитарных правил для судов внутреннего плавания" N 1751-77.
При этом:
а) для закрепления за каждым рабочим (членом экипажа) защитных средств в бытовках (гардеробных) оборудуется шкаф с ячейками, закрывающимися дверцами. На каждую ячейку прикрепляется номер, соответствующий номеру СИЗ органов дыхания и защитных очков;
б) для обеспыливания одежды членов экипажа балкеров и балктанкеров при бытовых помещениях указанных судов необходимо выделять специальные помещения,

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.12.1984 n 1688-р <ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИХ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>  »
Документы СССР »
Читайте также