ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ С ДЕТЬМИ 5 - 7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ) (утв. Минздравом СССР 29.10.1984 n 11-14/26-6)


Утверждаю
Начальник Главного Управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям Министерства
здравоохранения СССР
И.И.ГРЕБЕШЕВА
29 октября 1984 г. N 11-14/26-6
Согласовано
Начальник Управления
по дошкольному воспитанию
Министерства просвещения СССР
Р.А.КУРБАТОВА
25 сентября 1984 года
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ
ВОЗДУХЕ С ДЕТЬМИ 5 - 7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в дошкольных учреждениях разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР (ст. науч. сотр., канд. мед. наук Юрко Г.П., доцент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института, канд. пед. наук Фролов В.Г., мл. научн. сотр., канд. мед. наук Силина О.В., мл. научн. сотр., канд. мед. наук Белоярцева В.В., мл. научн. сотр., канд. мед. наук Иванова О.Г.).
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.
Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения: заведующей, врача, медицинской сестры, воспитателей, нянь. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями.
Методика и организация физкультурных занятий в течение всего года на открытом воздухе предусматривает проведение их в средней, старшей и подготовительной группах дошкольных учреждений, т.е. с детьми 5 - 7 лет. Проводят занятия воспитатели групп.
Медико-педагогический контроль за проведением занятий осуществляют врач, медицинская сестра и заведующая дошкольным учреждением.
С целью правильной организации занятий в дошкольном учреждении необходимо предварительно провести 1 - 2 семинарских занятия для воспитателей и медицинских работников. В содержание этих семинаров включаются вопросы организации, методики и создания условий для проведения занятий на открытом воздухе, индивидуального подхода к детям с различным уровнем здоровья, медико-педагогического контроля за их проведением и эффективностью.
Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте коллектива дошкольного учреждения с семьей каждого ребенка. На родительских собраниях следует решать вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, проведения физических упражнений на открытом воздухе в дошкольном учреждении и в семье. Конкретно обсудить состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.
Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. В межсезонье используются площадки и дорожки с твердым покрытием (асфальтированные). В детском саду должна быть создана спортивная площадка с твердым покрытием (асфальтовым, резинобитумным, спортановым или деревянным). Вокруг площадки нужно разместить гимнастическую стенку с 8 - 10 пролетами, 4 - 6 гимнастических бревен, 4 гимнастические скамейки, 6 - 8 мишеней, для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными.
Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей.
Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности (2, 3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.
Приведенные рекомендации по одежде детей не могут быть использованы полностью на всей территории нашей страны, но они должны быть взяты за основу. При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, можно несколько облегчить одежду, а детям, вновь приступившим к занятиям, часто болеющим, плохо переносящим холод ("зябким"), вначале нужно разрешить заниматься в более теплой одежде (таблица 1).
Таблица N 1
ОДЕЖДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА
---------------------------------------------T-------------------¬
¦ Одежда ¦Температура воздуха¦
¦ ¦при скорости ветра ¦
¦ ¦0,1 - 0,6 м/сек. ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦1. Трусы, майка, носки, спортивные тапочки ¦+20 град. C и выше ¦
¦ ¦ ¦
¦2. Х/б трикотажный тонкий спортивный костюм,¦+19 до +15 град. C ¦
¦трусы, носки, кеды ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦3. Х/б трикотажный тонкий спортивный костюм,¦+14 до +10 град. C ¦
¦майка, трусы, х/б носки, кеды ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦4. Тренировочный костюм с начесом, майка, ¦+9 до +3 град. C ¦
¦трусы, вместо колгот х/б носки, шерстяные ¦ ¦
¦носки, кеды, шерстяная шапка на х/б подклад-¦ ¦
¦ке ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦5. Тренировочный костюм с начесом, футболка ¦+2 до -5 град. C ¦
¦с длинными рукавами, майка, трусы, колготы, ¦ ¦
¦шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка на ¦ ¦
¦х/б подкладке ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦6. Тренировочный костюм с начесом, рубашка ¦-6 до -11 град. C ¦
¦фланелевая с рукавами, майка, трусы, колго- ¦ ¦
¦ты, шерстяные носки, кеды, шерстяная шапка ¦ ¦
¦на х/б подкладке, варежки ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦7. Тренировочный костюм с начесом, рубашка ¦-11 до -18 град. C ¦
¦фланелевая с рукавами, майка, трусы, колго- ¦и ветер ¦
¦ты, рейтузы, шерстяные носки, кеды, шапка ¦ ¦
¦шерстяная на х/б подкладке, варежки, ветров-¦ ¦
¦ка ¦ ¦
L--------------------------------------------+--------------------
Обувь следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Как показали длительные наблюдения и исследования, для физкультурных занятий очень удобны и гигиеничны кеды, которые изготавливаются из прорезиненной ткани с рифленой подошвой. Большое значение имеет стелька (особенно зимой), которая защищает стопу от охлаждения. Стелька изготавливается из гигроскопичного воздухопроницаемого эластичного материала (фетр, сукно, войлок), обладающего малой теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной обуви необходимо за ней тщательно ухаживать - чистить, сушить. Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать возникновению простудных заболеваний.
Спортивная одежда должна храниться в специальных мешках, которые удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого ребенка. Кеды хранятся отдельно. Рекомендуется после занятий (особенно в сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах.
Заниматься в зимних пальто, шапках-ушанках или в меховых на ватной подкладке не рекомендуется: такая одежда стесняет движения детей и снижает их двигательную активность, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотевшие дети расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода.
Наблюдения показали, что в средней полосе СССР занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха до -15 - 18 град. C. При температуре воздуха ниже -18 град. C продолжительность занятия должна быть сокращена до 15 - 20 мин., а заниматься могут группы детей 2 - 3 года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах, чтобы не снижать достигнутого уровня закаленности детей. В этих случаях дети надевают майку и колготы, спортивный костюм, кеды без шерстяных носков, а зимой еще и шапочку.
После физкультурных занятий дети в раздевальнях или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье и одежду. При этом дети вначале снимают куртку от спортивного костюма, майку и растираются и только после этого снимают кеды и брюки.
Во время переодевания детей, особенно в группах, где впервые проводятся такие занятия, должны присутствовать старшая медицинская сестра, осуществляющая контроль, и няня. Медицинская сестра регистрирует вспотевших детей, следит, чтобы дети тщательно растерлись, переоделись в сухое белье, отмечает, теплые или холодные ноги, руки и тело у детей. Тут же решается вопрос с воспитателем, какие дети нуждаются в индивидуальной нагрузке, кому следует изменить одежду, утеплив или облегчив ее.
Начинать занятия на открытом воздухе следует в теплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешней среды и повышается закаленность детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и к физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятия надо регулярно, а не от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали.
Организация и методика проведения
физкультурных занятий на открытом воздухе
Физкультурные занятия можно проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10 - 15 минут в помещении под контролем няни, а затем выйти на прогулку. Как показали наблюдения, физкультурные занятия, проводимые в начале прогулки, стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. Поэтому после физкультурного занятия нужно предусмотреть спокойную деятельность детей на прогулке.
Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни в начале прогулки менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, так как дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении.
Обязательно следует контролировать соответствие одежды детей температуре воздуха в групповых помещениях.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Содержание занятий на воздухе строится на основании типовой программы "Физическая культура в детском саду" (М., 1984). Сочетание таких занятий с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.
Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового способов организации детей при выполнении основных движений, подбору эстафет и игр. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционная: вводная,

ЕДИНЫЙ ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ. ВЫПУСК 46. РАЗДЕЛ: ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ХЛОПКА И ЛУБЯНЫХ КУЛЬТУР (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.10.1984 n 315/21-2)  »
Документы СССР »
Читайте также