ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РСФСР (утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 28.08.1984 n 100)


Утверждены
Приказом Министерства
речного флота РСФСР
от 28 августа 1984 г. N 100
Введены в действие
с 15 марта 1985 года
ПРАВИЛА
ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РСФСР
Определяют порядок движения и маневрирования судов, несения ими навигационных огней и знаков, подачи звуковых и зрительных сигналов при плавании по внутренним водным путям РСФСР в условиях нормальной и ограниченной видимости.
Предназначены для судоводителей, учащихся учебных заведений судоводительской специальности, для организаций и лиц, эксплуатирующих и использующих суда или другие плавучие средства. Табл. 4.
Правила разработаны комиссией в составе: председателя - заместителя министра речного флота РСФСР Н.П. Горькова, заместителя председателя - начальника Главной инспекции по безопасности судоходства В.И. Лашевича, секретаря - ведущего инженера Главной инспекции М.Е. Филатова, работников Главной инспекции по безопасности судоходства - С.П. Булгакова, Ф.П. Голенкова, А.Я. Озоля, представителей главных управлений и управлений Минречфлота РСФСР - С.А. Белянина, М.П. Головушкина, В.И. Голика, В.Л. Емельянова, представителей научных и учебных учреждений Минречфлота - проф. Д.К. Земляновского, А.И. Калинина, Е.И. Честнова, В.С. Удачина, начальников бассейновых судоходных инспекций - Г.М. Агафонова, Г.Т. Лаподуша, Л.В. Пушкарева, А.Д. Ширинкина, начальников служб безопасности судовождения В.Б. Соловьева, В.Г. Яковлева, капитана - наставника В.Г. Полуэктова, капитанов - В.А. Кириллова, А.Д. Кириллова, М.П. Листопадова, В.С. Манакова, В.С. Марасанова.
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Правило 1. Применение
1.1. Настоящие Правила, издаваемые на основании Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, распространяются на все суда, составы, плоты и другие плавучие средства, независимо от их принадлежности, при плавании на внутренних водных путях РСФСР.
1.2. Местные правила плавания, отражающие особенности отдельных бассейнов и их участков, а также документы, издаваемые министерствами, ведомствами и организациями, в части обеспечения безопасности плавания не должны противоречить настоящим Правилам.
Правило 2. Ответственность
Владельцы судов, судоводители и другие члены экипажа, должностные лица предприятий, организаций, учреждений и отдельные граждане, эксплуатирующие и использующие суда, плоты и другие плавучие средства, несут ответственность за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной практикой судовождения или особыми обстоятельствами данного случая.
Правило 3. Определения
3.1. В настоящих Правилах, когда по тексту не требуется иное толкование, употребляются термины, определение которых дано в пунктах 3.2 - 3.25.
3.2. "Судно" - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.
3.3. "Самоходное судно" ("судно с механическим двигателем") - любое судно, приводимое в движение механической установкой.
3.4. "Несамоходное судно" - судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения.
3.5. "Скоростное судно" - любое самоходное судно, кроме водоизмещающих, способное развивать скорость 35 км/ч и более.
3.6. "Маломерное судно" - судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно - независимо от размера.
3.7. "Парусное судно" - любое судно под парусом, в том числе имеющее механический двигатель, при условии, что последний не используется.
3.8. "Плот" - плавучее средство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, предназначенное для их транспортировки по воде.
3.9. "Буксируемый состав" - одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавучих средств, буксируемых на тросе, включая судно (суда), занятое буксировкой.
3.10. "Толкаемый состав" - одно или несколько судов, соединенных между собой, включая судно (суда), занятое толканием.
3.11. "Длина судна", "ширина судна", "осадка судна" и "высота судна" - его наибольшие соответственно длина, ширина, осадка и высота.
3.12. "Судно на ходу" - любое судно, если оно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели.
3.13. "Безопасная скорость" - выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами.
3.14. "Минимальная скорость" - наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах.
3.15. "Расхождение" - маневр прохождения судна относительно другого при встречном движении.
3.16. "Пропуск" - частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной.
3.17. "Оборот" - поворот судна на обратный курс.
3.18. "Судовой ход" - водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте.
3.19. "Кромка судового хода" - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.
3.20. "Ось судового хода" - условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.
3.21. "Полоса движения" - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.
3.22. "Основной судовой ход" - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.
3.23. "Дополнительный судовой ход" - судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д. Основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному ходу реки, в которую этот приток впадает; судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, также является дополнительным.
3.24. "Судно, идущее вверх" - судно, осуществляющее движение:
(01) на реках - от устья к истоку;
(02) на водохранилищах на основном судовом ходу и на дополнительном, соединяющемся с основным, - от плотины к зоне выклинивания подпора, на других дополнительных - от основного судового хода к берегу;
(03) на каналах и озерах - против условного течения, принятого по местным правилам.
3.25. "Судно, идущее вниз" - судно, осуществляющее движение в
направлении, противоположном движению судна, идущего вверх.
Правило 4. Наблюдение
Каждое судно должно постоянно вести надлежащие визуальное и слуховое наблюдения, так же, как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию, в которой оно находится (опасность столкновения, удара, навала, посадки на мель и т.д.).
Правило 5. Использование УКВ-радиосвязи
5.1. Все суда, оборудованные УКВ-радиостанциями, должны использовать их в случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий; для этого УКВ-радиостанции должны быть постоянно включены на соответствующем канале при движении, маневрировании и стоянке на якоре.
5.2. Согласование судами взаимных действий по УКВ-радиосвязи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи этих сигналов; при этом вызов на УКВ-радиосвязь должно, как правило, произвести судно, которое обязано первым подать сигнал.
5.3. Судно, не получившее ответ на произведенный им вызов по УКВ-радиосвязи, должно считать, что на другом судне нет УКВ-радиостанции, и действовать с учетом этого обстоятельства.
5.4. Когда суда согласовали свои действия по УКВ-радиосвязи, звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами для этих случаев, могут не подаваться.
5.5. Судно при подходе к непросматриваемым или затруднительным нерегулируемым участкам и движении по ним, при ухудшении видимости и плавании в условиях ограниченной видимости должно периодически по УКВ-радиосвязи информировать другие суда о своем местонахождении и своих действиях; при этом оно должно также подавать предусмотренные для данных случаев звуковые и световые сигналы.
5.6. Судно с опасным грузом при согласовании по УКВ-радиосвязи взаимных действий с другими судами может информировать их о наличии такого груза.
Раздел 2. ДВИЖЕНИЕ, МАНЕВРИРОВАНИЕ И СТОЯНКА СУДОВ
Правило 6. Применение
6.1. Правила настоящего раздела распространяются на все суда, кроме маломерных и парусных, а правила 7, 9, 10 - также и на маломерные и парусные суда.
6.2. В настоящем разделе под термином "судно" понимаются одиночные суда и суда, толкающие или буксирующие составы или плоты (если не оговорено иное).
Правило 7. Безопасная скорость
7.1. Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах.
7.2. При выборе безопасной скорости среди других факторов всем судам необходимо учитывать:
(01) соотношение габаритов пути и судна;
(02) наличие и интенсивность движения судов в данном районе;
(03) маневренные возможности судна, особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость в данных условиях;
(04) направление и силу течения, ветра и волнения;
(05) состояние видимости и наличие фона освещения как от береговых, так и от собственных огней, наличие навигационных знаков.
7.3. Судам, использующим радиолокатор, при выборе безопасной скорости необходимо дополнительно учитывать:
(01) характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;
(02) любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;
(03) влияние на радиолокационное обнаружение состояния водной поверхности, метеорологических факторов, а также других источников помех;
(04) возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавучие объекты, знаки навигационного оборудования, низкие берега и др.;
(05) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;
(06) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.
Правило 8. Общий порядок движения
и маневрирования судов
8.1. Суда при движении на водных путях с латеральной системой навигационного оборудования должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов (составов) и водного пути (Прил. 1). За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, где судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут плавать суда только по согласованию с органами, регулирующими судоходство, или суда специального назначения.
8.2. Судно на участках с двухсторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), - придерживаясь оси судового хода и обеспечивая при этом готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами.
8.3. Судно, буксирующее плот, с учетом существующих условий и обстоятельств может отступить от требований пункта 8.2.
8.4. Суда, составы и плотовые составы при движении в одном направлении, когда они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную для данных условий и обстоятельств дистанцию с учетом своего тормозного пути при данной скорости.
8.5. Судно должно выполнять оборот, как правило, только за кормой проходящих судов. Такой маневр перед приближающимися судами может быть выполнен только после согласования взаимных действий.
8.6. Судно, идущее от берега, причала и т.д., должно беспрепятственно пропускать суда, следующие по судовому ходу, а судно, идущее с дополнительного судового хода, должно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу; при сближении судов на равнозначных пересекающихся судовых ходах судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу.
8.7. Суда при маневрировании у причалов и на рейдах, как исключение, по согласованию могут осуществлять пропуск друг друга правым бортом; при этом скоростные суда должны находиться в водоизмещающем положении.
8.8. Суда, которым в соответствии с пунктом 8.1 на озерах и водохранилищах разрешено плавание за пределами судового хода, должны при этом руководствоваться соответствующими правилами для участков с кардинальной системой навигационного оборудования (раздел 7).
8.9. Одиночное судно длиной менее 20 м не должно, по возможности, затруднять движение и маневрирование судов и составов, стесненных своими размерами.
8.10. Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1,0 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются плавучие навигационные знаки без огней.
8.11. Скоростные суда при движении не должны следовать в кильватер другим судам.
8.12. Суда и составы при самостоятельном плавании в ледовых условиях должны руководствоваться настоящими Правилами; при ледовой проводке в составе каравана плавание дополнительно регламентируется специальными положениями.
8.13. Запрещается:
(01) движение на внутренних судоходных путях судов, плотов и других плавучих средств самосплавом;
(02) движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев и случаев проведения комплексного обслуживания, но не более, чем двум; при этом управлять движением и маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт;
(03) расхождение и обгон судов в зоне аварийно - ремонтных заградительных ворот каналов, переправ (при ширине судового хода менее 200 м), в пролете мостов, а также в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение вверх и вниз осуществляется через один и тот же пролет;
(04) обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м;
(05) пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1,0 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий; при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому.
Правило 9. Предупреждение аварийной ситуации
9.1. Судно в случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т.п.) должно уменьшить ход или прекратить движение до согласования взаимных действий или выяснения ситуации.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 27.08.1984 n 1179-р <ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИХ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>  »
Документы СССР »
Читайте также