МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) (утв. Минздравом СССР 14.05.1984 n 3029-84)


Утверждаю
Заместитель Начальника Главного
санитарно-эпидемиологического
управления МЗ СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
14 мая 1984 г. N 3029-84
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
(ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Решениями XXVI съезда КПСС, Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" (1977 г.), "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" (1982 г.) определена программа мероприятий по совершенствованию медико-социальной помощи женщинам и детям. Важное место в ней отводится повышению эффективности профилактики и диспансеризации детского населения. Одним из звеньев общей системы профилактики является борьба за сохранение полноценного зрения, роль которого в познании мира и трудовой деятельности человека исключительно велика.
Большая социальная значимость проблемы охраны зрения определяется распространенностью заболеваний органа зрения (до 25 - 30% к концу обучения в школе) и связанной с ними частотой профессиональных ограничений (до 40%) у подростков, а в ряде случаев и инвалидизацией. В связи с предстоящей реформой общеобразовательной школы, намечаемой в соответствии с Постановлением апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС, и переходом к обучению детей с 6-летнего возраста особое значение приобретает реабилитация детей с патологией органа зрения в дошкольном возрасте. Для осуществления реабилитации дошкольников с нарушениями зрения создана система государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход развития детского организма, и стойкую постоянную компенсацию нарушенных функций и обеспечивающих адаптацию к обычным или новым условиям существования, физическую, психическую и социальную полноценность ребенка.
Дошкольные детские учреждения для детей с нарушениями зрения организуются в соответствии с номенклатурой, утвержденной по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Приказом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125.
Количество мест в группах и объемно-планировочное решение здания следует принимать в соответствии с номенклатурой типовых положений и инструкций по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (ВСН-28-76), утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295. В случае необходимости допускается открытие дошкольных групп для детей с нарушениями зрения при детских дошкольных учреждениях общего типа, в том числе в учреждениях круглосуточного и круглогодичного функционирования, при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к участку, планировке, составу, площадям и оборудованию помещений специальных дошкольных учреждений.
В специализированных дошкольных учреждениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.
У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы в специализированном учреждении с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами.
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЖИМУ ДНЯ
В режиме дня чередование и сочетание учебно-воспитательных и лечебно-восстановительных процессов должны обеспечивать достаточную продолжительность сна (не менее 2 ч днем и 10 - 11 ч ночью), рациональное распределение приемов пищи (при четырехразовом питании с интервалом в 3 - 3,5 ч), регулярное и достаточное пребывание на открытом воздухе (ежедневно не менее 4 ч). Не изменяя содержания "Программы воспитания в детском саду", во все формы работы вводятся упражнения и игры, способствующие развитию зрительных функций, тренировка зрительно-двигательного восприятия, упражнения, направленные на коррекцию вторичных дефектов развития.
В Приложении 1 приведен ориентировочный распорядок дня для детей с патологией зрения в специализированном учреждении с круглосуточным пребыванием.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РЕЖИМУ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Организация учебно-воспитательной работы с косоглазыми и слабовидящими детьми в специализированных учреждениях в соответствии с режимом обязательных занятий для детей дошкольных учреждений общего профиля приводит к выраженному снижению уровня функционального состояния организма и развитию утомления, что отражается на эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.
В таблице 1 представлен режим обязательных занятий, разработанный с учетом дневной и недельной динамики функционального состояния организма детей с косоглазием в зависимости от характера патологии. При этом два занятия проводятся в первую половину дня, а третье - во вторую (после дневного сна). Следует отметить, что по мере излечения детей (от группы А к группе В) улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, а также происходит повышение работоспособности. Однако при достижении конечного лечебного эффекта (восстановление бинокулярного зрения - группа Г) наблюдаются выраженное уменьшение работоспособности и снижение функционального состояния зрительного анализатора, восстанавливающихся по мере закрепления бинокулярного зрения. Поэтому для детей с восстановленным бинокулярным зрением (подгруппа Г) зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть исключена или сведена до минимума до тех пор, пока под влиянием специальных упражнений и лечебных мероприятий не произойдет полная перестройка зрительной системы и ребенок не приспособится к работе в новых условиях.
Таблица 1
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ХАРАКТЕРА
ПАТОЛОГИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
------------T------T-----------------T-----------------T---------¬
¦ Группа ¦Харак-¦ Число занятий ¦Продолжительность¦Перерыв ¦
¦ ¦тер ¦ ¦занятий (мин.) ¦между за-¦
¦ ¦пато- ¦ +-----T-----T-----+нятиями ¦
¦ ¦логии ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦(мин.) ¦
+-----------+------+-----------------+-----+-----+-----+---------+
¦Средняя ¦ А ¦Ежедневно по 2 ¦ 15 ¦ 10 ¦ - ¦ - ¦
¦(4 - 5 лет)¦ ¦занятия (одно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦утром, второе - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦вечером) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Б ¦Ежедневно по 2 ¦ 15 ¦ 10 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦занятия (утром) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ В ¦То же ¦ 20 ¦ 15 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Г ¦ - ¦ по показаниям ¦ - ¦
+-----------+------+-----------------+-----T-----T-----+---------+
¦Старшая ¦ А ¦3 дня по 3 заня- ¦ 15 ¦ 10 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦(5 - 6 лет)¦ ¦тия (два - утром,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦третье - вече- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ром); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2 дня по 2 заня- ¦ 15 ¦ 15 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦тия (утром) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Б ¦То же ¦ 20 ¦ 15 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 20 ¦ 20 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ В ¦То же ¦ 20 ¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ 20 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Г ¦ - ¦ по показаниям ¦ - ¦
+-----------+------+-----------------+-----T-----T-----+---------+
¦Подготови- ¦ А ¦4 дня по 3 заня- ¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦тельная ¦ ¦тия (два - утром,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(6 - 7 лет)¦ ¦третье - вече- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ром); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦один день 2 заня-¦ 20 ¦ 15 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦тия (утром) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Б ¦То же ¦ 20 ¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ 20 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ В ¦То же ¦ 25 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 30 ¦ 25 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Г ¦ - ¦ по показаниям ¦ - ¦
L-----------+------+-----------------+-----------------+----------
А - дети с амблиопией высокой степени;
Б - дети с амблиопией средней степени;
В - дети с альтернирующим косоглазием;
Г - дети с восстановленным бинокулярным зрением, требующие мероприятий по его закреплению.
Что касается слабовидящих, то приведенный режим продолжительности обязательных занятий адекватен только для группы детей с аномалиями рефракции без патологических изменений глазного дна (исключая детей с миопией средней и высокой степени, у большинства из которых увеличивается острота зрения и которые нуждаются в тренирующем режиме нагрузок). Во всех остальных случаях продолжительность обязательных занятий не должна превышать соответствующих величин для детей с косоглазием и амблиопией высокой степени, однако непрерывная зрительная нагрузка в этом случае не должна быть более 5 - 10 мин.
Большое значение имеет организация занятий. На занятиях плоховидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных занятий.
Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих отмечено после 5 - 10 мин., а у детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия. Это лишний раз свидетельствует о необходимости дифференцированного нормирования зрительной нагрузки слабовидящих с различными нарушениями зрения и тщательного учета этих нарушений при комплектации групп.
Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора косоглазых и слабовидящих детей как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ
Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям,

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 11.05.1984 n 581-р <О СОХРАНЕНИИ ПРАВА НА БЕСПЛАТНЫЕ КВАРТИРЫ>  »
Документы СССР »
Читайте также