МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) (утв. Минздравом СССР 14.05.1984 n 3029-84)


Утверждаю
Заместитель Начальника Главного
санитарно-эпидемиологического
управления МЗ СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
14 мая 1984 г. N 3029-84
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
(ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Решениями XXVI съезда КПСС, Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" (1977 г.), "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" (1982 г.) определена программа мероприятий по совершенствованию медико-социальной помощи женщинам и детям. Важное место в ней отводится повышению эффективности профилактики и диспансеризации детского населения. Одним из звеньев общей системы профилактики является борьба за сохранение полноценного зрения, роль которого в познании мира и трудовой деятельности человека исключительно велика.
Большая социальная значимость проблемы охраны зрения определяется распространенностью заболеваний органа зрения (до 25 - 30% к концу обучения в школе) и связанной с ними частотой профессиональных ограничений (до 40%) у подростков, а в ряде случаев и инвалидизацией. В связи с предстоящей реформой общеобразовательной школы, намечаемой в соответствии с Постановлением апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС, и переходом к обучению детей с 6-летнего возраста особое значение приобретает реабилитация детей с патологией органа зрения в дошкольном возрасте. Для осуществления реабилитации дошкольников с нарушениями зрения создана система государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход развития детского организма, и стойкую постоянную компенсацию нарушенных функций и обеспечивающих адаптацию к обычным или новым условиям существования, физическую, психическую и социальную полноценность ребенка.
Дошкольные детские учреждения для детей с нарушениями зрения организуются в соответствии с номенклатурой, утвержденной по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Приказом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125.
Количество мест в группах и объемно-планировочное решение здания следует принимать в соответствии с номенклатурой типовых положений и инструкций по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (ВСН-28-76), утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295. В случае необходимости допускается открытие дошкольных групп для детей с нарушениями зрения при детских дошкольных учреждениях общего типа, в том числе в учреждениях круглосуточного и круглогодичного функционирования, при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к участку, планировке, составу, площадям и оборудованию помещений специальных дошкольных учреждений.
В специализированных дошкольных учреждениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.
У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы в специализированном учреждении с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами.
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЖИМУ ДНЯ
В режиме дня чередование и сочетание учебно-воспитательных и лечебно-восстановительных процессов должны обеспечивать достаточную продолжительность сна (не менее 2 ч днем и 10 - 11 ч ночью), рациональное распределение приемов пищи (при четырехразовом питании с интервалом в 3 - 3,5 ч), регулярное и достаточное пребывание на открытом воздухе (ежедневно не менее 4 ч). Не изменяя содержания "Программы воспитания в детском саду", во все формы работы вводятся упражнения и игры, способствующие развитию зрительных функций, тренировка зрительно-двигательного восприятия, упражнения, направленные на коррекцию вторичных дефектов развития.
В Приложении 1 приведен ориентировочный распорядок дня для детей с патологией зрения в специализированном учреждении с круглосуточным пребыванием.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РЕЖИМУ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Организация учебно-воспитательной работы с косоглазыми и слабовидящими детьми в специализированных учреждениях в соответствии с режимом обязательных занятий для детей дошкольных учреждений общего профиля приводит к выраженному снижению уровня функционального состояния организма и развитию утомления, что отражается на эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.
В таблице 1 представлен режим обязательных занятий, разработанный с учетом дневной и недельной динамики функционального состояния организма детей с косоглазием в зависимости от характера патологии. При этом два занятия проводятся в первую половину дня, а третье - во вторую (после дневного сна). Следует отметить, что по мере излечения детей (от группы А к группе В) улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, а также происходит повышение работоспособности. Однако при достижении конечного лечебного эффекта (восстановление бинокулярного зрения - группа Г) наблюдаются выраженное уменьшение работоспособности и снижение функционального состояния зрительного анализатора, восстанавливающихся по мере закрепления бинокулярного зрения. Поэтому для детей с восстановленным бинокулярным зрением (подгруппа Г) зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть исключена или сведена до минимума до тех пор, пока под влиянием специальных упражнений и лечебных мероприятий не произойдет полная перестройка зрительной системы и ребенок не приспособится к работе в новых условиях.
Таблица 1
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ХАРАКТЕРА
ПАТОЛОГИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
------------T------T-----------------T-----------------T---------¬
¦ Группа ¦Харак-¦ Число занятий ¦Продолжительность¦Перерыв ¦
¦ ¦тер ¦ ¦занятий (мин.) ¦между за-¦
¦ ¦пато- ¦ +-----T-----T-----+нятиями ¦
¦ ¦логии ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦(мин.) ¦
+-----------+------+-----------------+-----+-----+-----+---------+
¦Средняя ¦ А ¦Ежедневно по 2 ¦ 15 ¦ 10 ¦ - ¦ - ¦
¦(4 - 5 лет)¦ ¦занятия (одно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦утром, второе - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦вечером) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Б ¦Ежедневно по 2 ¦ 15 ¦ 10 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦занятия (утром) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ В ¦То же ¦ 20 ¦ 15 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Г ¦ - ¦ по показаниям ¦ - ¦
+-----------+------+-----------------+-----T-----T-----+---------+
¦Старшая ¦ А ¦3 дня по 3 заня- ¦ 15 ¦ 10 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦(5 - 6 лет)¦ ¦тия (два - утром,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦третье - вече- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ром); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2 дня по 2 заня- ¦ 15 ¦ 15 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦тия (утром) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Б ¦То же ¦ 20 ¦ 15 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 20 ¦ 20 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ В ¦То же ¦ 20 ¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ 20 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Г ¦ - ¦ по показаниям ¦ - ¦
+-----------+------+-----------------+-----T-----T-----+---------+
¦Подготови- ¦ А ¦4 дня по 3 заня- ¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦тельная ¦ ¦тия (два - утром,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(6 - 7 лет)¦ ¦третье - вече- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ром); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦один день 2 заня-¦ 20 ¦ 15 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦тия (утром) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Б ¦То же ¦ 20 ¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ 20 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ В ¦То же ¦ 25 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 30 ¦ 25 ¦ - ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Г ¦ - ¦ по показаниям ¦ - ¦
L-----------+------+-----------------+-----------------+----------
А - дети с амблиопией высокой степени;
Б - дети с амблиопией средней степени;
В - дети с альтернирующим косоглазием;
Г - дети с восстановленным бинокулярным зрением, требующие мероприятий по его закреплению.
Что касается слабовидящих, то приведенный режим продолжительности обязательных занятий адекватен только для группы детей с аномалиями рефракции без патологических изменений глазного дна (исключая детей с миопией средней и высокой степени, у большинства из которых увеличивается острота зрения и которые нуждаются в тренирующем режиме нагрузок). Во всех остальных случаях продолжительность обязательных занятий не должна превышать соответствующих величин для детей с косоглазием и амблиопией высокой степени, однако непрерывная зрительная нагрузка в этом случае не должна быть более 5 - 10 мин.
Большое значение имеет организация занятий. На занятиях плоховидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных занятий.
Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих отмечено после 5 - 10 мин., а у детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия. Это лишний раз свидетельствует о необходимости дифференцированного нормирования зрительной нагрузки слабовидящих с различными нарушениями зрения и тщательного учета этих нарушений при комплектации групп.
Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора косоглазых и слабовидящих детей как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ
Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (0,2 - 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.
Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени - со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии - без контура.
Необходимо развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТНЫХ
ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения), правильное цветовое оформление помещений.
Естественное освещение
Коэффициент естественной освещенности в группах и классах должен быть не мене 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены. Расположение основных светопроемов должно обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. Окна основных помещений групповых ячеек, зала для музыкальных и гимнастических занятий, помещения медицинского назначения должны иметь солнцезащитные устройства - подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, и шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс). Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в помещении рекомендуется:
- ограждающие поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование окрашивать матовыми красками светлых тонов, с коэффициентом отражения потолка - не ниже 0,70, стен - 0,50 - 0,60, пола - 0,25 - 0,30, столов и стульев - не ниже 0,45, классной доски - 0,20;
- оконные стекла не замазывать краской, проводить их очистку не реже 3 - 4 раз в год снаружи и 1 - 2 раза в месяц изнутри; на подоконниках не расставлять комнатные растения;
- деревья сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; наружные фасады соседних зданий, обращенные к групповым комнатам, окрашивать в белый цвет.
Искусственное освещение
В групповых, классах для занятий, кабинете врача-окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминесцентные лампы типа "белого" света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Светильники устанавливаются рядами параллельно линии окон, включение их должно осуществляться раздельно по рядам с освещением в первую очередь части помещения, удаленной от окон. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.
В групповых и классах для занятий на рабочих столах рационально устанавливать местное освещение светильниками прямого света на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту с доведением общего уровня освещенности до оптимального в зависимости от формы патологии (табл. 2). Детям со светобоязнью рекомендуются очки с зелеными, желто-зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50% света.
Таблица 2
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УРОВНИ
ОСВЕЩЕННОСТИ НА РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И СЛАБОВИДЕНИЕМ
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Форма патологии ¦Уровень освещенности (лк)¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦ Косоглазие ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦амблиопия слабой степени ¦ 700 - 1000 ¦
¦ ¦ ¦
¦амблиопия средней степени ¦ 1000 - 1500 ¦
¦ ¦ ¦
¦амблиопия высокой степени ¦ 1500 - 2000 ¦
¦ ¦ ¦
¦ Слабовидение ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦аномалии рефракции без патологических ¦ ¦
¦изменений глазного дна, атрофия зри- ¦ ¦
¦тельного нерва ¦ 1000 - 1500 ¦
¦ ¦ ¦
¦аномалии рефракции с патологическим ¦ ¦
¦изменением глазного дна ¦ 500 - 1000 ¦
¦ ¦ ¦
¦помутнение преломляющих сред: ¦ ¦
¦ а) заболевания роговицы, афакия ¦ 300 - 500 ¦
¦ б) катаракта ¦ 700 - 900 ¦
¦ ¦ ¦
¦болезни сетчатой и сосудистой оболо- ¦ ¦
¦чек: ¦ ¦
¦ а) альбинизм, ахромазия ¦ 100 - 200 ¦
¦ б) макулярная дегенерация сетчатки ¦ 800 - 1000 ¦
L--------------------------------------+--------------------------
В системе общего освещения групповых, спален, комнат для музыкальных и гимнастических занятий, занятий коррегирующей гимнастикой, палат изолятора предусматривать установку источников ультрафиолетового излучения - эритемные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 Вт/кв. м площади помещений на высоте 2,7 - 2,9 м от пола и источники бактерицидного облучения типа ДБ-15 из расчета 1 Вт/кв. м площади помещений на высоте 2,7 - 2,8 м от пола.
Мебель и оборудование
Групповые ячейки должны комплектоваться мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. Типы и основные размеры столов, стульев и кроватей предусмотрены соответствующими ГОСТ 19301.1-73 - 19301.3-73 "Мебель детская дошкольная (функциональные размеры)". Групповые для слабовидящих детей оборудуются одноместными столами, для детей с косоглазием и амблиопией - двухместными столами. Наклон крышки стола должен быть регулируемый от 10 до 30 град. При расстановке оборудования и мебели в помещениях групповых ячеек необходимо руководствоваться требованиями действующих "Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений общего типа" и следующими рекомендациями:
- столы устанавливаются вдоль окон в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение столов в зависимости от характера занятий с целью наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий. При этом расстояние между столами в ряду должно быть не менее 80 - 100 см, а расстояние от первого стола до классной доски (меловой, магнитной, наколочной) должно обеспечивать угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего за первым столом, направленным на удаленную вертикальную кромку доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) не менее 45 град.;
- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера следует ставить ближе к преподавателю и доске, а для детей, страдающих светобоязнью, - дальше от окон и источников света;
- классные доски размером 1,5 x 0,75 м на высоте 0,75 - 0,8 м от пола (нижний край) должны иметь регулируемый наклон.
Окраску столов производят светло-зеленой гаммой тонов или цвета натуральной древесины, классной доски - темно-зеленых или коричневых цветов.
Во время занятий по рисованию целесообразно использовать мольберты.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Нарушения зрения, затрудняя ориентировку детей в пространстве, препятствуют реализации их естественной потребности в движениях. Низкая двигательная активность детей приводит к задержке и нарушениям биологического развития всего организма, проявляющимся в отставании уровня физического развития и отклонениях со стороны опорно-двигательного аппарата, в отставании уровня развития физических качеств и низком уровне функционирования физиологических систем. Поэтому физическое воспитание детей с нарушениями органа зрения в условиях специализированных дошкольных учреждений должно быть направлено на решение следующих задач: 1) развитие основных двигательных качеств; 2) повышение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 3) коррекция вторичных дефектов развития. Основными формами физического воспитания являются утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна и прогулки, дополнительными - музыкальные занятия, физкультпаузы и перерывы между занятиями.
Таблица 3
КОЛИЧЕСТВО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАЗНЫХ ФОРМ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
---------------T---------------T---------------------------------¬
¦Форма физичес-¦ Количество ¦ Продолжительность, мин. ¦
¦кого воспита- +------T--------+-------T-------T-------T---------+
¦ния ¦в день¦в неделю¦младшая¦средняя¦старшая¦подгото- ¦
¦ ¦ ¦ ¦группа ¦ группа¦группа ¦вительная¦
¦ ¦ ¦ ¦(3 - 4 ¦(4 - 5 ¦(5 - 6 ¦группа (6¦
¦ ¦ ¦ ¦ года) ¦ лет) ¦ лет) ¦- 7 лет) ¦
+--------------+------+--------+-------+-------+-------+---------+
¦Утренняя гиги-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦еническая гим-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦настика ¦ 1 ¦ ¦ 8 - 10¦10 - 12¦12 - 15¦ 15 - 17 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Гимнастика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦после сна ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Физкультурное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятие ¦ ¦ 3 ¦15 - 20¦20 - 25¦25 - 30¦ 30 - 35 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятие ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прогулки ¦ 2 ¦ ¦ 2 ч ¦ 2 ч ¦ 2 ч ¦ 2 ч ¦
L--------------+------+--------+-------+-------+-------+----------
Таблица 4
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
И ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
------------T------------------T-----------------T---------------¬
¦ Структура ¦ Подготовительная ¦ Основная часть ¦Заключительная ¦
¦ ¦ часть ¦ ¦ часть ¦
+-----------+------------------+-----------------+---------------+
¦Задачи ¦Обеспечить быстрый¦Тренировка и со- ¦Нормализовать ¦
¦ ¦переход от сна к ¦вершенствование ¦физиологические¦
¦ ¦бодрствованию; по-¦физиологических ¦функции; умень-¦
¦ ¦высить эмоциональ-¦функций; формиро-¦шить двигатель-¦
¦ ¦ный тонус ¦вание правильной ¦ное возбуждение¦
¦ ¦ ¦осанки и свода ¦ ¦
¦ ¦ ¦стопы и коррекция¦ ¦
¦ ¦ ¦их нарушений ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Содержание ¦Строевые упражне- ¦Упражнения для ¦Дыхательные уп-¦
¦ ¦ния; упражнения ¦формирования пра-¦ражнения; упра-¦
¦ ¦для тренировки мо-¦вильной осанки и ¦жнения для рас-¦
¦ ¦торного аппарата ¦свода стопы; кор-¦слабления мышц ¦
¦ ¦глаза ¦ригирующие упраж-¦глаза ¦
¦ ¦ ¦нения; основные ¦ ¦
¦ ¦ ¦движения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Организация¦Построение, равне-¦Упражнение для ¦В процессе вы- ¦
¦ ¦ние, перестроение ¦формирования пра-¦полнения дыха- ¦
¦ ¦выполнять с движе-¦вильной осанки и ¦тельных упраж- ¦
¦ ¦ниями глаз во всех¦свода стопы, кор-¦нений включать ¦
¦ ¦направлениях (по 4¦ригирующие упраж-¦упражнения на ¦
¦ ¦- 6 раз) ¦нения чередовать ¦расслабление ¦
¦ ¦ ¦с ходьбой и бегом¦мышц глаза ¦
¦ ¦ ¦в разном темпе (с¦(3 - 4 упражне-¦
¦ ¦ ¦разной скоростью)¦ния) ¦
L-----------+------------------+-----------------+----------------
Физкультурное занятие. Выбор содержания занятия и дозирования физической нагрузки зависит от характера и формы патологии, степени снижения остроты зрения, наличия других отклонений в состоянии здоровья и осуществляется по рекомендации врача-окулиста и педиатра. Физкультурные занятия, как правило, следует проводить на открытом воздухе. В холодную погоду надо использовать физические упражнения и игры большей подвижности и интенсивности, причем они должны быть хорошо знакомы детям, чтобы избежать длительных пауз на объяснения.
Таблица 5
------------T----------------T--------------------T--------------¬
¦ Структура ¦Подготовительная¦ Основная часть ¦Заключительная¦
¦ ¦ часть ¦ ¦ часть ¦
+-----------+----------------+--------------------+--------------+
¦Задачи ¦Активизировать ¦Формирование пра- ¦Нормализовать ¦
¦ ¦внимание; подго-¦вильной осанки и ¦физиологичес- ¦
¦ ¦товить к пред- ¦свода стопы; разви- ¦кие функции; ¦
¦ ¦стоящей физичес-¦тие фических качеств¦уменьшить дви-¦
¦ ¦кой нагрузке; ¦(быстроты, координа-¦гательное ¦
¦ ¦тренировка мо- ¦ции движений, силы);¦возбуждение ¦
¦ ¦торного аппарата¦тренировка сердечно-¦ ¦
¦ ¦глаз; ориентиро-¦сосудистой и дыха- ¦ ¦
¦ ¦вание в прост- ¦тельной систем; раз-¦ ¦
¦ ¦ранстве ¦витие и тренировка ¦ ¦
¦ ¦ ¦зрительных функций; ¦ ¦
¦ ¦ ¦коррекция нарушений ¦ ¦
¦ ¦ ¦опорно-двигательного¦ ¦
¦ ¦ ¦аппарата ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Содержание ¦Строевые упраж- ¦Общеразвивающие уп- ¦Медленный бег;¦
¦ ¦нения; упражне- ¦ражнения (3 - 7 ¦дыхательные ¦
¦ ¦ния для трени- ¦мин.) из различных ¦упражнения; ¦
¦ ¦ровки моторного ¦исходных положений ¦упражнения для¦
¦ ¦аппарата глаз; ¦на все группы мышц; ¦расслабления ¦
¦ ¦бег в медленном ¦основные движения (8¦мышц глаза ¦
¦ ¦темпе; дыхатель-¦- 12 мин.); обучение¦ ¦
¦ ¦ные упражнения ¦новым движениям, со-¦ ¦
¦ ¦ ¦вершенствование и ¦ ¦
¦ ¦ ¦закрепление извест- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ных (2 - 3 движе- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния); подвижная игра¦ ¦
¦ ¦ ¦(4 - 6 мин.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Организация¦Построение, рав-¦После общеразвиваю- ¦Медленный бег ¦
¦ ¦нение с движени-¦щих упражнений, уп- ¦переходит в ¦
¦ ¦ями глаз во всех¦ражнений в равнове- ¦ходьбу, во ¦
¦ ¦направлениях, ¦сии, метании, лаза- ¦время которой ¦
¦ ¦дыхательные уп- ¦нии и прыжках вклю- ¦выполняются ¦
¦ ¦ражнения (3 - ¦чать бег со средней ¦дыхательные ¦
¦ ¦5), ходьба, пе- ¦скоростью; заканчи- ¦упражнения (6 ¦
¦ ¦реходящая в раз-¦ваются упражнения в ¦- 8) <...> ¦
¦ ¦ные виды медлен-¦основных движениях ¦ ¦
¦ ¦ного бега <...>,¦медленным бегом; ор-¦ ¦
¦ ¦ходьба с пере- ¦ганизуется подвижная¦ ¦
¦ ¦строением ¦игра ¦ ¦
L-----------+----------------+--------------------+---------------
Занятия со слабовидящими детьми могут существенно отличаться от традиционных как содержанием, так и структурой их организации. Учитывая интересы слабовидящих детей, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Для детей с выраженными дефектами развития и хроническими заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем необходимо организовать занятия лечебной физкультурой.
Специальные музыкальные занятия в значительной степени должны проводиться в движении на высоком эмоциональном уровне и, помимо воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма и любви к музыке, способствовать преодолению вторичных отклонений в двигательной деятельности - улучшению координации, точности и скорости движений. Музыкальные подвижные игры, связанные со зрительным и звуковым восприятием предметов, должны включать упражнения, развивающие приемы дистантного восприятия, фиксации взгляда, сопутствующие формированию бинокулярного зрения.
Прогулки должны носить организованный характер с широким введением спортивных развлечений, упражнений и подвижных игр, способствующих совершенствованию функций основных физиологических систем и зрительных функций. Для реализации программы физического воспитания в детском учреждении должен быть набор необходимого физкультурного оборудования, предусмотренного рекомендациями "Сборника руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских яслей-садов" (М., 1979).
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание включает мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к влияниям внешней среды, особенно к воздействию метеорологических факторов. Закаливание проводится на основании "Методических рекомендаций по закаливанию детей в дошкольных учреждениях", утвержденных МЗ СССР (М., 1980), и с учетом характера патологии. Все виды закаливания должны проводиться под контролем врача, который дает рекомендации индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и зрения ребенка. Слабовидящим детям с глаукомой, злокачественной близорукостью, с изменениями на глазном дне время пребывания на солнце надо ограничить до 20 - 25 мин. Более длительное пребывание на солнце может вызвать у этих детей излишний прилив крови к глазам, голове. Детям, страдающим высокой близорукостью, афакией, подвывихом хрусталика, глаукомой, во время купания нельзя разрешать нырять.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Выбор упражнений и игр зависит не только от возраста и индивидуального развития ребенка, но и от характера зрительного нарушения. При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча, настольный теннис, волейбол и баскетбол. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т.д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, метание мяча в цель, пионербол, кегли, городки, настольный теннис, бадминтон; организуются спартакиады, ежедневные прогулки, однодневные походы.
Выбор упражнений и игр для детей со слабовидением зависит и от формы патологии. Детям с высокой близорукостью, глаукомой, афакией, подвывихом хрусталика, с аномалиями рефракции и патологическими изменениями глазного дна, с заболеваниями сетчатой и сосудистой оболочек глаза, с атрофией зрительного нерва и с сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы (наклоны туловища), перемещением тела в вертикальной плоскости (приседания, прыжки в высоту, спрыгивания) и сотрясением тела (подскоки, бег с максимальной скоростью).
Таблица 6
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
----------------T------------------------------T-----------------¬
¦ Упражнения ¦ Содержание упражнений ¦ Применение ¦
¦ ¦ ¦ упражнений ¦
+---------------+------------------------------+-----------------+
¦Улучшающие кро-¦Крепко зажмурить глаза на 3 - ¦Заключительная ¦
¦вообращение и ¦5 сек., открыть глаза на 3 - 5¦часть физкультур-¦
¦способствующие ¦с; повторить 6 - 8 раз; быстро¦ного занятия и ¦
¦расслаблению ¦моргать в течение 1 мин.; зак-¦гимнастики, физ- ¦
¦мышц глаза ¦рыть веки, массировать их с ¦культпауза ¦
¦ ¦помощью круговых движений ¦ ¦
¦ ¦пальца в течение 1 мин. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Улучшающие цир-¦Тремя пальцами каждой руки ¦Физкультпауза ¦
¦куляцию внутри-¦легко нажать на верхнее веко, ¦ ¦
¦глазной жидкос-¦через 1 - 2 с снять пальцы с ¦ ¦
¦ти ¦век; повторить 3 - 4 раза ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Снижающие утом-¦Смотреть прямо перед собой 2 -¦Физкультпауза ¦
¦ление, облегча-¦3 с, поставить палец правой ¦ ¦
¦ющие зрительную¦руки по средней линии лица на ¦ ¦
¦работу на близ-¦расстоянии 25 - 30 см от глаз,¦ ¦
¦ком расстоянии ¦перенести взгляд на конец ¦ ¦
¦ ¦пальца и смотреть на него 3 - ¦ ¦
¦ ¦5 с; повторить 8 - 10 раз; вы-¦ ¦
¦ ¦тянуть руку вперед, смотреть ¦ ¦
¦ ¦на конец пальца вытянутой ру- ¦ ¦
¦ ¦ки, расположенной по средней ¦ ¦
¦ ¦линии лица, медленно прибли- ¦ ¦
¦ ¦жать палец, не отводя с него ¦ ¦
¦ ¦глаз до тех пор, пока палец не¦ ¦
¦ ¦начнет двоиться; повторить 4 -¦ ¦
¦ ¦5 раз ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Способствующие ¦Поставить палец правой руки по¦Основная часть ¦
¦развитию бино- ¦средней линии на расстоянии 25¦физкультурного ¦
¦кулярного зре- ¦- 30 см от глаз, смотреть дву-¦занятия, прогулка¦
¦ния ¦мя глазами на конец пальца 3 -¦ ¦
¦ ¦5 с, прикрыть ладонью левой ¦ ¦
¦ ¦руки левый глаз на 3 - 5 с, ¦ ¦
¦ ¦убрать ладонь, смотреть двумя ¦ ¦
¦ ¦глазами на конец пальца 3 - 5 ¦ ¦
¦ ¦с, сменить руки и выполнить то¦ ¦
¦ ¦же упражнение; повторить 4 - 6¦ ¦
¦ ¦раз; движения глаз во всех ¦ ¦
¦ ¦направлениях, повторить 4 - 6 ¦ ¦
¦ ¦раз; следить за передвижением ¦ ¦
¦ ¦пальца во всех направлениях ¦ ¦
¦ ¦при неподвижной голове; повто-¦ ¦
¦ ¦рить 8 - 10 раз ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Способствующие ¦Передача мяча от груди, от ¦Перерывы между ¦
¦тренировке ак- ¦плеча, из-за головы (7 - 10 ¦занятиями, про- ¦
¦комодации ¦раз); подбрасывание мяча одной¦гулка ¦
¦ ¦и обеими руками; бросок мяча в¦ ¦
¦ ¦стену на расстоянии 5 - 8 м в ¦ ¦
¦ ¦мишень (6 - 8 раз); бросок мя-¦ ¦
¦ ¦ча об пол с ударом о стену (6 ¦ ¦
¦ ¦- 8 раз); бросок мяча в бас- ¦ ¦
¦ ¦кетбольное кольцо двумя и од- ¦ ¦
¦ ¦ной рукой с расстоянием 3 - 5 ¦ ¦
¦ ¦м (10 - 12 раз); подача волей-¦ ¦
¦ ¦больного мяча через сетку, ¦ ¦
¦ ¦верхняя и нижняя (3 - 5 мин.);¦ ¦
¦ ¦удары футбольного мяча по ¦ ¦
¦ ¦стенке и в квадраты с расстоя-¦ ¦
¦ ¦ния 8 - 10 м (3 - 5 мин.); пе-¦ ¦
¦ ¦редача футбольного мяча в па- ¦ ¦
¦ ¦рах на расстоянии 10 - 12 м (5¦ ¦
¦ ¦- 7 мин.); игра в бадминтон, ¦ ¦
¦ ¦настольный и большой теннис ¦ ¦
¦ ¦через сетку и без нее (5 - 7 ¦ ¦
¦ ¦мин.); игра в пионербол и во- ¦ ¦
¦ ¦лейбол (5 - 7 мин.) ¦ ¦
L---------------+------------------------------+------------------
Упражнения, игры, занятия на аппаратах
для формирования бинокулярного зрения
Для формирования бинокулярного зрения у детей во время обязательных занятий, лечебных процедур и игр должен применяться комплекс упражнений в следующей последовательности.
1. Упражнения, способствующие улучшению восприятия форм, предметов и повышению остроты зрения амблиопичного глаза (перерисовка изображений предметов через прозрачную бумагу, раскрашивание картинок, мозаика, классификация геометрических фигур по форме, величине и цвету, проставление точек в фигурах, нанизывание бус, бисера, разбор бусинок, крупы, вышивание, шнуровка, обведение фигур по контуру, вырезывание деталей, фигур, рассматривание картинок в монокулярный фильмоскоп, просмотр диафильмов и детских телепередач и т.п.).
2. Упражнения, способствующие повышению уровня зрительного анализа и синтеза сложной формы (аппликация, составление картинок из фигур, кубиков, нахождение части целого, обнаружение различий в похожих рисунках, лепка и т.п.).
3. Развитие пространственных представлений и ориентировок (нахождение предмета по словесному описанию, размещение предметов по заданию на плоскости, понятия верх, низ, правая и левая стороны, угол, составление окружающих предметов по качественным и количественным признакам и т.п.).
4. Упражнения, направленные на коррекцию глазодвигательных функций (обведение контурных очертаний предметов, распутывание лабиринта, тренировка на мускултренере, конвергенцтренере, синоптрофоре или упрощенным методом, перемещая перед глазом ребенка предмет в разных направлениях).
5. Упражнения, способствующие улучшению зрительно-двигательной координации и повышению скорости зрительного восприятия (стрельба в цель из детского пистолета, лука, набрасывание колец, забрасывание мячей в корзину, теннис, детский биллиард и т.п.).
6. Упражнения, способствующие улучшению интеграции зрительного анализатора со слуховым и тактильным анализаторами (приборы типа стереозуммера, стереолокализатора).
7. Упражнения, направленные на восстановление плоскостного бинокулярного зрения после излечения амблиопии и установления симметричного положения глаз (просмотр телевизионных передач через поляроидные пленки, чтение с решеткой, использование зеркального стереоскопа, цветового прибора, синоптофора).
8. Упражнения, направленные на развитие глубинного (стереоскопического) зрения при восстановлении симметричного положения глаз и плоскостного бинокулярного зрения (щелепалочковый прибор, прибор для забрасывания шариков, доска с гвоздями, параллаксный визускоп, разделитель полей зрения, хейроскоп, призменный стереоскоп).
9. Упражнения, направленные на компенсацию существующих дефектов и повышение дееспособности бинокулярной зрительной системы, улучшение резервов аккомодации (дивергентная дезаккомодация, оптическое микрозатуманивание) и фузионных резервов (синоптофор, призма Гершеля).
В процессе применения упражнений нужно руководствоваться интересами и склонностями ребенка, ежедневно использовать разнообразные упражнения, постепенно усложняя их. Выбор зрительных упражнений определяется возрастом, индивидуальным развитием ребенка и остротой зрения. Продолжительность упражнений развлекательного характера определяется желанием ребенка и рекомендацией лечащего врача (обычно не более 15 - 20 мин.). Продолжительность лечебных упражнений на специальных аппаратах должна составлять в зависимости от возраста и состояния органа зрения не более 5 - 15 мин. Ортоптические упражнения целесообразно проводить дважды в течение дня, причем в течение одного сеанса повторять процедуру дробно 2 - 3 раза по 5 - 10 мин. с 5-минутным перерывом.
В проведении этой работы необходим постоянный творческий контакт воспитателей и медицинских работников.
Упражнения и игры, направленные на развитие
основных двигательных качеств
Развитие скорости двигательных реакций осуществляется с помощью рефлексометра. Звуковые и световые сигналы подаются серийно - по 10 повторений в серии.
Развитие максимальной частоты движений рук осуществляется с помощью тремометра. Постукивания с максимальной частотой производятся в течение 5, 10, 15 с, с интервалом отдыха 1 - 2 мин.; ног - осуществляется под звуковой сигнал электрометронома. Длительность бега на месте в одном повторении - 5, 10, 15 с. Интервалы отдыха между нагрузками - 1 - 3 мин.
Тренировка скорости бега осуществляется на отрезках от 10 до 30 м.
Развитие прыжковой силы осуществляется при выполнении прыжков в длину, в высоту, с места, с разбега.
Развитие силы броска осуществляется при метании на дальность.
Тренировка статического равновесия осуществляется при выполнении следующих упражнений:
- стойка на носках с различным положением рук;
- стойка на одной ноге с различными положениями свободной ноги на полу и предметах (гимнастическая скамейка, кубики, табуретки, бревно) с различным положением или различными движениями рук;
- удержание на голове груза весом до 400 г;
- балансирование гимнастической палки на ладони, ноге;
- стойка на одной ноге после поворота на 360 град., на 2 и 3 оборота.
Упражнения выполняются на время до потери равновесия. Число повторений - 3 - 5; интервалы отдыха - 25 - 30 с.
Тренировка динамического равновесия осуществляется при выполнении следующих упражнений:
- ходьба на носках вперед, назад, с поворотами на 180 град.;
- ходьба по линии (расстояние 10 - 15 м) с различным положением рук, с предметами, после 1 - 2 оборотов вокруг себя;
- ходьба по предметам с различным положением рук, с поворотами на 90 град. и 180 град., с движениями рук, боком, спиной, в полуприседе, с перешагиванием через веревочку и подлезанием под веревочку, с предметами в руках и на голове;
- внезапная остановка во время ходьбы, бега, игр;
- балансирование гимнастической палкой на ладони при ходьбе.
Тренировка точности воспроизведения движений происходит при выполнении следующих упражнений:
- отведение и приведение, сгибание и разгибание конечностей до заданного угла (повторение за воспитателем), ходьба, бег, прыжки, броски мячей на заданное расстояние (воспроизведение движений в пространстве);
- ходьба, бег на месте, другие общеразвивающие упражнения, упражнения с мячом в течение регламентированного времени (20, 30, ..., 180 с) в заданном темпе (воспроизведение временных интервалов).
Для тренировки точности воспроизведения мышечного усилия используют кистевой и становой динамометры. Вначале определяется максимальная сила, а затем путем расчета определяется мышечное усилие в 10, 20, 30, ..., 90% от максимальной мощности.
Упражнения на ориентирование:
- ходьба, бег, броски мяча на звуковой сигнал;
- ходьба, бег в различных направлениях за звуковым сигналом;
- ходьба, бег боком, спиной, после поворотов на 90 град., 180 град., 270 град., 360 град., 420 град.;
- ходьба по лабиринту с воспроизведением маршрута по памяти;
- ходьба с изменением длины шага (по разметкам).
Упражнения и спортивные развлечения, направленные
на развитие выносливости и повышение работоспособности
сердечно-сосудистой системы
Важнейшим средством воспитания общей выносливости является бег. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега и расстояние. Быстрый бег (с максимальной для данного ребенка скоростью) является составной частью самостоятельной деятельности детей, широко используется в играх и эстафетах. Бег со средней скоростью (составляющий 50 - 60% от максимальной скорости) и медленный бег (соответствующий моменту перехода от быстрой ходьбы к бегу) включаются в разные формы физического воспитания как самостоятельные упражнения.
Для повышения работоспособности сердечно-сосудистой системы целесообразно применять упражнения на детских велотренажерах, велоэргометре. Из спортивных развлечений с целью повышения общей выносливости следует применять катание на велосипеде и лыжах.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста (методические рекомендации). М., 1983.
Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития. М., 1978.
Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. М., 1980.
Сборник руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских садов-яслей. М., 1979.



Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
Подъем, утренний туалет 7.00 - 7.30
Утренняя гимнастика, водные процедуры 7.30 - 8.00
Лечебные процедуры, проведение окклюзии, трудовые
операции, лечение по показаниям на аппаратах 8.00 - 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак, выдача лекарств 8.30 - 9.00
Первое занятие 9.00 - 9.25
Перерыв (физкультурные упражнения) 9.25 - 9.40
Второе занятие <*> 9.40 - 10.00
Прогулка 10.00 - 12.00
Наблюдение за природой, труд, подвижные игры, зимой
- спортивные (лыжи, санки, коньки); зрительные
двигательные упражнения (воспитателю должны быть
даны конкретные рекомендации)
Игры, подготовка к обеду; занятия на аппаратах 12.00 - 12.30
Обед 12.30 - 13.00
Дневной сон 13.00 - 15.00
Подъем, туалет, гимнастика после сна 15.00 - 15.20
Третье занятие 15.20 - 15.40
Игры, труд, процедуры, занятия на аппаратах
по показаниям 15.40 - 16.00
Полдник 16.00 - 16.30
Вечерняя прогулка; подвижные игры, зрительные
двигательные упражнения 16.30 - 18.30
Возвращение с прогулки; процедуры 18.30 - 19.00
Ужин 19.00 - 19.30
Вечерний туалет; спокойные игры, не связанные
с интенсивной зрительной нагрузкой 19.30 - 20.00
Сон 20.00
--------------------------------
<*> В процессе проведения занятий необходим индивидуальный подход в зависимости от характера патологии и работоспособности. Для каждого ребенка ежедневно должен составляться перечень зрительных упражнений с использованием дидактических игр и специальных пособий. По показаниям можно брать детей для занятий на аппаратах.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 11.05.1984 n 581-р <О СОХРАНЕНИИ ПРАВА НА БЕСПЛАТНЫЕ КВАРТИРЫ>  »
Документы СССР »
Читайте также