ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 12.04.1984 n 13-xi ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 13-XI
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Заслушав и обсудив доклад члена Политбюро ЦК КПСС, Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР депутата Алиева Г.А., Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что разработанные Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и внесенные на рассмотрение настоящей сессии "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" имеют важнейшее значение для экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества. Они развивают ленинские идеи о единой, трудовой, политехнической школе и ее роли в формировании нового человека, содержат научно обоснованную стратегическую программу дальнейшего совершенствования общего среднего и профессионального образования, воспитания юной смены в свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, полностью соответствуют положениям Конституции СССР о праве граждан СССР на образование. В них намечен широкий комплекс общегосударственных мер, призванных поднять работу советской школы на новый качественный уровень, определены перспективы ее развития.
Основные направления реформы школы получили всенародное одобрение и поддержку советских людей. Это - новое яркое проявление монолитного единства партии и народа, глубокого демократизма советского общественного строя, высокой сознательности и общественно-политической активности трудящихся.
Верховный Совет СССР единодушно поддерживает оценки и выводы по вопросам развития народного образования, содержащиеся в речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Черненко К.У. на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, и считает, что они должны быть положены в основу деятельности всех Советов народных депутатов, других государственных органов и общественных организаций, трудовых коллективов.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Одобрить "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
Первостепенной государственной задачей является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса, общественного и семейного воспитания детей и подростков, более раннее приобщение их к знаниям и привитие им навыков для участия в общественно полезном труде, а также улучшение управления народным образованием, укрепление учебно-материальной базы общеобразовательной и профессиональной школы.
2. Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР подготовить предложения о внесении в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании и в другие законодательные акты СССР необходимых изменений, вытекающих из "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Признать целесообразным передать эти предложения в Комиссии по народному образованию и культуре и Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР для предварительного рассмотрения и подготовки по ним заключений.
3. Совету Министров СССР, исходя из "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы", с учетом всенародного обсуждения и высказанных на данной сессии предложений и замечаний депутатов Верховного Совета СССР разработать и принять постановления по конкретным вопросам, обеспечивающие поэтапное осуществление реформы школы.
4. Президиуму Верховного Совета СССР:
внести изменения в статут ордена Трудовой Славы, предусмотрев награждение им учителей и других работников народного образования за успехи в обучении и воспитании детей и подростков;
объявить 1 сентября всенародным праздником - Днем знаний.
5. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов, их исполнительным комитетам принять меры к значительному улучшению учебно-воспитательного процесса, дальнейшему совершенствованию идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с требованиями реформы, задачами современного этапа развития советского общества.
Повысить ответственность органов народного образования за постановку дела обучения и воспитания. Улучшать стиль и методы руководства учебными заведениями, дошкольными и внешкольными учреждениями, создавать благоприятные возможности для творческой деятельности педагогических коллективов. Проявлять неустанную заботу об учителях, улучшении условий их труда, быта и отдыха.
Советам народных депутатов разработать и утвердить на сессиях конкретные планы по реализации реформы школы, шире использовать свои координационные и контрольные полномочия в организации воспитательной работы с детьми и подростками, особенно по месту жительства, в объединении усилий родителей, семьи, школы, учреждений культуры, творческих союзов, спортивных и других общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации в этом важном деле.
6. Местным Советам народных депутатов, их исполнительным комитетам, министерствам и ведомствам, руководителям предприятий, организаций и учреждений, колхозов и совхозов осуществить конкретные мероприятия по организации трудового обучения и воспитания, общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации школьников. Обеспечить на каждом рабочем месте учащихся безопасные условия их труда.
7. Советам народных депутатов, их исполнительным и распорядительным органам, министерствам и ведомствам, руководителям других государственных и общественных органов рассмотреть предложения и замечания граждан по вопросам работы школ и органов народного образования, поступившие в связи с всенародным обсуждением проекта ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", и принять необходимые меры по их реализации.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Курс партии на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, более полное раскрытие его гуманистической природы, дальнейшее повышение творческой активности человека выдвигает перед советской школой большие и ответственные задачи.
Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей - материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Все шире развертывается научно-техническая революция. Осуществляется переход к интенсивному развитию экономики. Реализуются крупномасштабные комплексные социально-экономические программы. Решаются важные проблемы развития социалистической демократии, укрепления советского образа жизни, формирования нового человека.
Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Им предстоит продолжить дело Великого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы страны, за всесторонний прогресс общества, его успешное продвижение по пути коммунистического строительства.
Партия видит свою задачу в том, чтобы воспитать, как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У. Черненко, "такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями".
Реформа школы проводится в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и имеет своей целью поднять ее работу на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма. Это дело большой важности, затрагивающее интересы каждой семьи, всего советского народа.
I. ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
1. Становление и развитие социалистической системы народного образования неотделимы от истории советского общества, героических революционных и трудовых свершений нашего народа. Великий Октябрь, победа социализма открыли трудящимся широчайшие возможности для овладения знаниями, всеми богатствами духовной культуры, для проявления талантов и дарований. Впервые в мировой истории создана подлинно народная школа, обеспечивающая на деле равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. Социализм утверждает высокий авторитет знания и культуры, честного труда на благо общества.
У истоков советской системы народного образования стоял великий Ленин. Коммунистическая партия и Советское государство последовательно претворяют в жизнь ленинские идеи единой, трудовой, политехнической школы.
В кратчайший исторический срок страна шагнула от массовой неграмотности ко всеобщему среднему образованию молодежи. Создана система профессионально-технического образования, ставшая основным источником планомерной подготовки, подлинной кузницей квалифицированных рабочих кадров. Широкое развитие получило высшее и среднее специальное образование. Значительно сблизились уровни образования классов и социальных групп, наций и народностей, мужчин и женщин.
Создание и развитие советской системы образования явились важнейшим фактором утверждения социалистической цивилизации, того гигантского взлета к вершинам современной науки, техники и культуры, который совершила Страна Советов. Это - крупный вклад в сокровищницу мирового опыта социалистических преобразований, вдохновляющий пример для государств, встающих на путь строительства новой жизни, убедительная демонстрация исторических преимуществ социализма перед капитализмом.
2. На современном этапе интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической надстройки, самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.
Насущные задачи улучшения всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания диктуют необходимость реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Школа должна растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.
Предстоит вывести все отрасли народного хозяйства на самые передовые рубежи науки и техники, осуществить широкую автоматизацию производства, обеспечить кардинальное повышение производительности труда, выпуск продукции на уровне лучших мировых образцов. Все это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, - рабочего, техника, инженера - самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду.
Существенно обогащается и социальная функция образования. Обеспечивая высокий уровень знаний, необходимый для продолжения учебы в вузе, школа в то же время должна ориентировать молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовить ее к этому. Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности и как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах. Нынешняя постановка обучения и воспитания, профессиональной ориентации еще не соответствует этим требованиям. Воспитание у каждого молодого человека осознанной потребности в труде объединенными усилиями школы, семьи, производственных коллективов, средств массовой информации, литературы и искусства, всей нашей общественности представляет задачу первостепенной экономической, социальной и нравственной значимости.
Возрастают требования к идейно-политическому воспитанию молодежи, формированию ее марксистско-ленинского мировоззрения, чувства ответственности, организованности и дисциплины. В росте идейности, образованности и профессиональной подготовленности новых поколений советских людей партия видит важную предпосылку углубления социалистической демократии, все более широкого и эффективного участия масс в управлении производством, государственными и общественными делами. В условиях резкого обострения международной обстановки нужно повысить бдительность к проискам агрессивных сил империализма, ведущих оголтелые атаки на социализм и рассчитывающих на политическую неискушенность молодых людей.
Реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.
Необходимо решительно искоренять любые проявления формализма в содержании и методах учебно-воспитательной работы и жизни школы, в оценке знаний учащихся, преодолевать так называемую процентоманию.
3. Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:
- повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;
- усилить ответственность учащихся

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 12.04.1984 n 317 О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ  »
Документы СССР »
Читайте также