ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 n 315 О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ ЕЕ РОЛИ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 315
О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ
ЕЕ РОЛИ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров, повышать ее роль в осуществлении перехода к всеобщему профессиональному обучению молодежи.
Усилить идейно-политическую направленность учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях. Формировать у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение, стойкие материалистические представления, непримиримость к любым проявлениям враждебной идеологии. Добиваться, чтобы каждый будущий молодой рабочий воспитывался как гражданин социалистического общества, патриот и интернационалист, активный строитель коммунизма, рачительный хозяин с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокой культурой труда, поведения и быта.
Направлять усилия инженерно-педагогических коллективов, всех работников профессионально-технического образования на овладение учащимися глубокими и прочными знаниями, на выработку у них современного экономического мышления, высокого профессионального мастерства, творческого отношения к труду. Обратить особое внимание на подготовку квалифицированных рабочих для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с применением компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.
2. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик реорганизовать в 1984 году существующие профессионально-технические учебные заведения в единый тип - среднее профессионально-техническое училище с соответствующими отделениями по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих.
Средние профессионально-технические училища осуществляют подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения 3 года и выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированными сроками обучения до 1 года с учетом их трудовой подготовки и сложности профессий. В средних профессионально-технических училищах могут создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, филиалы, вечерние (сменные) отделения, а также может осуществляться переподготовка рабочих кадров.
Сохранить за учащимися и работниками этих профессионально-технических училищ ранее установленные в соответствующих учебных заведениях профессионально-технического образования льготы, преимущества и условия материального обеспечения.
Поручить Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству юстиции СССР и ВЦСПС внести в Совет Министров СССР предложения по унификации законодательства о льготах и об условиях материального обеспечения учащихся и работников профессионально-технических учебных заведений.
Средние профессионально-технические училища создаются в установленном порядке на базе производственных объединений, предприятий, строек, организаций с численностью работников 2 тыс. человек и более, а в сельской местности, как правило, - в каждом административном районе и входят в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятий с меньшей численностью работников училища могут создаваться на основе отраслевой и межведомственной кооперации.
Министерствам, имеющим в своем ведении профессиональные (профессионально-технические) училища, осуществляющие подготовку рабочих кадров, завершить в 1984 - 1986 годах передачу этих училищ в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.
3. Повысить роль Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в осуществлении единой государственной политики в подготовке квалифицированных рабочих, предоставив ему право определять в установленном порядке перечень профессий, по которым может проводиться подготовка рабочих во всех учебных заведениях и на производстве, устанавливать единый, обязательный для всех министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих профессиональное обучение, уровень содержания этого обучения, порядок аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих, а также право контроля за соблюдением требований, предъявляемых к подготовке рабочих.
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, ВЦСПС, другими министерствами и ведомствами СССР разработать и утвердить в 1984 - 1985 годах перечень профессий и специальностей для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, непосредственно на производстве.
4. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать в 1985 - 1987 годах учебные планы, а также программы по специальным предметам и на их основе подготовить новые учебники для средних профессионально-технических училищ. Обеспечить высокий научный уровень и доступность содержания каждого учебного предмета, устранив излишне усложненный и второстепенный материал. Предусмотреть в них также усиление преемственности в обучении и воспитании учащихся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, политехнической направленности, более глубокое изучение технических, агрономических и других специальных дисциплин, раскрывающих тенденции и перспективы научно-технического прогресса.
Принять меры к повышению уровня общеобразовательной подготовки, обеспечению прочного овладения основами наук, улучшению качества знаний учащихся в соответствии с едиными требованиями к общему среднему образованию, теснее увязывать преподавание общеобразовательных предметов с получаемой профессией. Улучшить изучение наряду с родным языком русского языка. Вводить с учетом интересов учащихся факультативные и кружковые занятия, шире практиковать лабораторные и самостоятельные работы.
Особое внимание уделять комплексному педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, созданию учебно-методических пособий и дидактических средств обучения. Разработать учебные пособия для учащихся по общеобразовательным предметам, отражающие содержание профессиональной подготовки по соответствующим группам профессий.
5. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам повысить уровень профессиональной подготовки учащихся и прежде всего их производственного обучения. Добиваться более глубокого и полного соединения обучения с производительным трудом учащихся, шире практиковать производственное обучение на выпуске полезной продукции, выполнении сложных видов работ, как правило, по заказам базовых предприятий. Обеспечить прочное овладение учащимися практическими навыками и умением эффективно использовать новую технику и технологию, опытом новаторов производства.
Проводить производственное обучение и производственную практику учащихся профессионально-технических училищ в составе лучших бригад и звеньев под руководством передовиков, новаторов производства, ветеранов труда и опытных наставников. Повысить ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за проведение производственного обучения учащихся профессионально-технических училищ.
Учащиеся профессионально-технических учебных заведений во время производственной практики в списочный состав работников предприятий и организаций не включаются. Разрешить выплачивать учащимся средних профессионально-технических училищ не менее 50 процентов сумм, заработанных ими в период производственного обучения и производственной практики. Оплата за переработку норм выработки и премии выплачиваются учащимся, проходящим производственную практику в составе бригад, непосредственно на производстве.
6. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах пятилетних и годовых планов экономического и социального развития постепенное увеличение (в перспективе примерно вдвое) приема в средние профессионально-технические училища выпускников неполной средней школы с учетом потребностей народного хозяйства в рабочих кадрах, особенностей отдельных регионов, города и села.
В этих целях всемерно укреплять учебно-материальную базу средних профессионально-технических училищ, повышать их авторитет, улучшать учебно-воспитательный процесс и качество общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих молодых рабочих. Особое внимание уделять организации профессиональной ориентации молодежи.
Органам профессионально-технического образования расширять связи с общеобразовательными школами, трудовыми коллективами, с родителями.
Базовым предприятиям принимать активное участие в комплектовании профессионально-технических учебных заведений учащимися.
Создавать выпускникам средних профессионально-технических училищ необходимые условия для повышения квалификации и продолжения образования.
Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, редакциям газет и журналов систематически освещать опыт работы лучших педагогических коллективов профессионально-технических учебных заведений, базовых предприятий, молодых рабочих - выпускников училищ в печати, по телевидению и радио.
7. Министерствам и ведомствам СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик осуществить в 1986 - 1990 годах мероприятия по укреплению учебно-материальной базы профессионально-технических учебных заведений согласно приложениям N 1 - 5 <*>. При строительстве новых и расширении действующих предприятий и объектов осуществлять одновременно строительство предусмотренных в плане средних профессионально-технических училищ, обеспечивая первоочередной ввод их в эксплуатацию.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
Министерствам и ведомствам СССР расширить практику передачи в порядке долевого участия Советам Министров союзных республик лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов профессионально-технического образования. Задания по вводу их в действие доводятся до исполкомов местных Советов народных депутатов как составная часть плана строительства объектов социально-бытового назначения.
8. Министерствам и ведомствам предусматривать в планах материально-технического снабжения предприятий и организаций поставку для средних профессионально-технических училищ современных оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, сельскохозяйственной и мелиоративной техники, мерительного, режущего и другого инструмента, горюче-смазочных материалов по заявкам органов профессионально-технического образования и базовых предприятий.
Базовым предприятиям и организациям обеспечивать ремонт зданий и оборудования средних профессионально-технических училищ, создавать учебные цехи и участки, необходимые для обучения учащихся, а также осуществлять материально-техническое обеспечение мастерских этих училищ.
9. Советам Министров союзных республик, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству плодоовощного хозяйства СССР и Госкомсельхозтехнике СССР обратить особое внимание на дальнейшее развитие и рациональное размещение сети средних профессионально-технических училищ на селе, совершенствование подготовки квалифицированных кадров для отраслей агропромышленного комплекса, а также на создание необходимых условий труда, быта и отдыха выпускников профессионально-технических училищ и закрепление их в сельскохозяйственном производстве. Обеспечить выделение в 1986 - 1990 годах средним профессионально-техническим училищам, осуществляющим подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, земельных участков для организации новых и расширения действующих учебных хозяйств согласно приложению N 6, а также тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов, мелиоративной техники и станочного оборудования согласно приложению N 7.
Установить для этих училищ порядок проведения в учебных хозяйствах мелиоративных, культуртехнических работ за счет государственных капитальных вложений на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 декабря 1975 г. N 991.
10. Советам Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и Министерством сельского хозяйства СССР осуществлять начиная с 1985 года планирование подготовки квалифицированных рабочих кадров по основным профессиям сельскохозяйственного производства в профессионально-технических учебных заведениях.
11. Установить, что продажа работникам средних профессионально-технических училищ, готовящих кадры для сельскохозяйственного производства, сборных конструкций домов, строительных материалов и оборудования для индивидуального жилищного строительства производится на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 438. Распространить на работников этих училищ действие Постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1970 г. N 335 в части продажи мяса, молока, яиц и других продуктов, производимых в учебных хозяйствах, по государственным розничным ценам.
12. Распространить на учащихся средних профессионально-технических училищ, подготавливающих по сокращенным срокам обучения квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства из числа лиц, окончивших средние общеобразовательные школы и изучивших в них основы животноводства и сельскохозяйственной техники, действие распоряжения Совета Министров СССР от 23 ноября 1973 г. N 2545.
Распространить на выпускников

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 17.12.1959 n 1397 О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)  »
Документы СССР »
Читайте также