ПРИКАЗ Минвуза СССР от 05.04.1984 n 230 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ДРУГИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ ВУЗОВ


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 5 апреля 1984 г. N 230
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ
ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ДРУГИХ
РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ
СОСТАВОМ ВУЗОВ
В целях дальнейшего совершенствования организации труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и в соответствии с решением коллегии Минвуза СССР от 5 января 1984 г. приказываю:
1. Утвердить Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вузов, согласно Приложению.
2. Ректорам высших учебных заведений СССР руководствоваться указанными Примерными нормами и основными видами работ при определении нагрузки профессорско-преподавательского состава.
3. Считать утратившими силу Приказ Минвуза СССР от 1 августа 1977 г. N 805 и инструктивное письмо Минвуза СССР от 1 августа 1977 г. N 29.
Министр
В.ЕЛЮТИН



ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ
ДЛЯ РАСЧЕТА ОБЪЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ДРУГИХ
РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ
СОСТАВОМ ВУЗОВ
I. Учебная работа
----T----------------------T---------------------T---------------¬
¦ N ¦ Виды работ ¦Норма времени в часах¦ Примечание ¦
¦п/п¦ ¦для расчета нагрузки ¦ ¦
+---+----------------------+---------------------+---------------+
¦1. ¦Чтение лекций ¦1 час за 1 академи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ческий час ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Проведение лаборатор- ¦1 час на группу ¦ ¦
¦ ¦ных работ ¦(подгруппу) за 1 ака-¦ ¦
¦ ¦ ¦демический час ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Проведение практичес- ¦1 час на группу ¦ ¦
¦ ¦ких занятий, семинаров¦(подгруппу) за 1 ака-¦ ¦
¦ ¦и расчетно-графических¦демический час ¦ ¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Проведение текущих ¦От общего числа лек- ¦ ¦
¦ ¦консультаций по учеб- ¦ционных часов на изу-¦ ¦
¦ ¦ным дисциплинам ¦чение каждой дисцип- ¦ ¦
¦ ¦ ¦лины по учебному пла-¦ ¦
¦ ¦ ¦ну на группу до 5% - ¦ ¦
¦ ¦ ¦по дневной форме обу-¦ ¦
¦ ¦ ¦чения, до 10% - по ¦ ¦
¦ ¦ ¦вечерней форме обуче-¦ ¦
¦ ¦ ¦ния, до 15% - по за- ¦ ¦
¦ ¦ ¦очной форме обучения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Прием зачетов, предус-¦0,25 - 0,35 часа на ¦ ¦
¦ ¦мотренных учебным пла-¦одного студента в за-¦ ¦
¦ ¦ном ¦висимости от сложнос-¦ ¦
¦ ¦ ¦ти дисциплины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Прием экзаменов и диф-¦0,35 - 0,50 часа на ¦ ¦
¦ ¦ференцированных заче- ¦одного студента ¦ ¦
¦ ¦тов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Прием вступительных ¦1 час на одного пос- ¦Число экзамена-¦
¦ ¦экзаменов в аспиранту-¦тупающего или аспи- ¦торов не более ¦
¦ ¦ру и кандидатских эк- ¦ранта (соискателя) по¦4. Проректору ¦
¦ ¦заменов ¦каждой дисциплине ¦вуза, являюще- ¦
¦ ¦ ¦каждому экзаменатору ¦муся председа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦телем комиссии ¦
¦ ¦ ¦ ¦по приему кан- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дидатских экза-¦
¦ ¦ ¦ ¦менов, может ¦
¦ ¦ ¦ ¦засчитываться в¦
¦ ¦ ¦ ¦учебную нагруз-¦
¦ ¦ ¦ ¦ку, подлежащую ¦
¦ ¦ ¦ ¦оплате, время, ¦
¦ ¦ ¦ ¦затраченное на ¦
¦ ¦ ¦ ¦прием экзаменов¦
¦ ¦ ¦ ¦по той дисцип- ¦
¦ ¦ ¦ ¦лине, которую ¦
¦ ¦ ¦ ¦он ведет как ¦
¦ ¦ ¦ ¦преподаватель ¦
¦ ¦ ¦ ¦кафедры ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Проверка и прием конт-¦До 0,4 часа на одно ¦ ¦
¦ ¦рольных, расчетно-гра-¦задание, но не более ¦ ¦
¦ ¦фических и расчетных ¦1 часа на одного сту-¦ ¦
¦ ¦работ (типовые расче- ¦дента на дисциплину в¦ ¦
¦ ¦ты, домашние задания, ¦семестр ¦ ¦
¦ ¦предусмотренные учеб- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ными планами или прог-¦ ¦ ¦
¦ ¦раммами) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Руководство, консуль- ¦От 1 до 3 часов на ¦В том числе 0,3¦
¦ ¦тации, рецензирование ¦работу, но не свыше ¦часа на прием ¦
¦ ¦и прием защиты курсо- ¦15 часов на одного ¦каждому препо- ¦
¦ ¦вых работ ¦студента в год ¦давателю ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Руководство, консуль- ¦До 4 часов на один ¦В том числе до ¦
¦ ¦тации, рецензирование,¦проект по всем видам ¦0,5 часа на ре-¦
¦ ¦прием защиты курсовых ¦работ ¦цензирование и ¦
¦ ¦проектов ¦ ¦0,4 часа на ¦
¦ ¦ ¦ ¦прием каждому ¦
¦ ¦ ¦ ¦преподавателю ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Руководство, консуль- ¦35 часов на каждого ¦Разбивка часов ¦
¦ ¦тации, рецензирование ¦студента-дипломника, ¦по составляю- ¦
¦ ¦дипломных проектов ¦в том числе участие в¦щим: председа- ¦
¦ ¦(работ) и участие в ¦работе комиссии - до ¦телю и членам ¦
¦ ¦работе ГЭК ¦0,5 часа на каждого ¦ГЭК - до 5 ча- ¦
¦ ¦ ¦члена комиссии (число¦сов; рецензиро-¦
¦ ¦ ¦членов не более 8) и ¦вание - 4 часа;¦
¦ ¦ ¦1 час председателю ¦руководство и ¦
¦ ¦ ¦ ¦консультации - ¦
¦ ¦ ¦ ¦26 часов. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Председателю, ¦
¦ ¦ ¦ ¦одновременно ¦
¦ ¦ ¦ ¦выполняющему ¦
¦ ¦ ¦ ¦обязанности де-¦
¦ ¦ ¦ ¦кана или замес-¦
¦ ¦ ¦ ¦тителя декана ¦
¦ ¦ ¦ ¦факультета, ¦
¦ ¦ ¦ ¦время его рабо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ты в качестве ¦
¦ ¦ ¦ ¦члена ГЭК может¦
¦ ¦ ¦ ¦включаться в ¦
¦ ¦ ¦ ¦объем учебной ¦
¦ ¦ ¦ ¦нагрузки только¦
¦ ¦ ¦ ¦по той дисцип- ¦
¦ ¦ ¦ ¦лине, которую ¦
¦ ¦ ¦ ¦он ведет как ¦
¦ ¦ ¦ ¦преподаватель ¦
¦ ¦ ¦ ¦кафедры. За од-¦
¦ ¦ ¦ ¦ним руководите-¦
¦ ¦ ¦ ¦лем закрепляет-¦
¦ ¦ ¦ ¦ся до 8 диплом-¦
¦ ¦ ¦ ¦ников ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12 ¦Руководство аспиранта-¦ ¦За одним руко- ¦
¦ ¦ми: ¦ ¦водителем зак- ¦
¦ ¦ иностранцами ¦100 часов на каждого ¦репляется: за ¦
¦ ¦ ¦аспиранта ежегодно ¦профессором и ¦
¦ ¦ советскими ¦50 часов на каждого ¦доктором наук -¦
¦ ¦ ¦аспиранта ежегодно ¦до 5 аспиран- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тов, за доцен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦том и кандида- ¦
¦ ¦ ¦ ¦том наук - до 3¦
¦ ¦ ¦ ¦аспирантов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13.¦Руководство соискате- ¦25 часов на каждого ¦ ¦
¦ ¦лями (до 3 лет) ¦соискателя ежегодно ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14.¦Руководство стажерами:¦ ¦ ¦
¦ ¦ иностранцами ¦8 - 10 часов на каж- ¦ ¦
¦ ¦ ¦дый месяц стажировки ¦ ¦
¦ ¦ советскими <*> ¦До 8 часов за один ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяц, но не более 30¦ ¦
¦ ¦ ¦часов в год ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15.¦Руководство учебной ¦6 часов за рабочий ¦Решением ректо-¦
¦ ¦практикой с проверкой ¦день на группу (под- ¦рата группа мо-¦
¦ ¦отчетов и приемом за- ¦группу) ¦жет быть разде-¦
¦ ¦чета ¦ ¦лена на две ¦
¦ ¦ ¦ ¦подгруппы при ¦
¦ ¦ ¦ ¦прохождении ¦
¦ ¦ ¦ ¦практики на ¦
¦ ¦ ¦ ¦разных базах ¦
¦ ¦ ¦ ¦или по условиям¦
¦ ¦ ¦ ¦техники безо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦пасности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16.¦Руководство производ- ¦2 - 3 часа за рабочий¦При проведении ¦
¦ ¦ственной практикой ¦день на группу (без ¦производствен- ¦
¦ ¦<**> ¦выезда в командиров- ¦ной практики в ¦
¦ ¦ ¦ку) или 3 часа за ра-¦форме специали-¦
¦ ¦ ¦бочий день на группу ¦зированных сту-¦
¦ ¦ ¦(при выезде в коман- ¦денческих бри- ¦
¦ ¦ ¦дировку) ¦гад (ССБ) по ¦
¦ ¦ ¦ ¦решению ректора¦
¦ ¦ ¦ ¦группа может ¦
¦ ¦ ¦ ¦быть разделена ¦
¦ ¦ ¦ ¦на подгруппы по¦
¦ ¦ ¦ ¦числу бригад ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17.¦Руководство практикой,¦До 1 часа в неделю на¦ ¦
¦ ¦проводимой в индивиду-¦каждого студента ¦ ¦
¦ ¦альном порядке ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦18.¦Прием письменных всту-¦4 часа на проведение ¦Работу проверя-¦
¦ ¦пительных экзаменов в ¦экзамена на поток ¦ет один препо- ¦
¦ ¦вузы и выпускных экза-¦поступающих; 0,3 часа¦даватель ¦
¦ ¦менов на подготови- ¦на проверку каждой ¦ ¦
¦ ¦тельных отделениях ¦письменной работы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦19.¦Прием устных вступи- ¦0,25 часа каждому из ¦ ¦
¦ ¦тельных экзаменов в ¦двух экзаменаторов на¦ ¦
¦ ¦вузы и выпускных экза-¦каждого экзаменующе- ¦ ¦
¦ ¦менов на подготови- ¦гося ¦ ¦
¦ ¦тельных отделениях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦20.¦Проведение экзаменаци-¦Перед вступительным ¦ ¦
¦ ¦онных консультаций ¦экзаменом - 2 часа на¦ ¦
¦ ¦ ¦поток, перед текущим ¦ ¦
¦ ¦ ¦экзаменом - 2 часа на¦ ¦
¦ ¦ ¦группу ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦21.¦Проведение собеседова-¦0,25 часа каждому ¦ ¦
¦ ¦ния с поступающим на ¦члену комиссии на ¦ ¦
¦ ¦спецфакультет и подго-¦каждого поступающего ¦ ¦
¦ ¦товительное отделение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦22.¦Рецензирование конт- ¦До 0,75 часа на одну ¦ ¦
¦ ¦рольных работ студен- ¦работу ¦ ¦
¦ ¦тов-заочников ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦23.¦Проведение занятий с ¦До 140 часов в год на¦ ¦
¦ ¦аспирантами и соиска- ¦группу до 7 человек ¦ ¦
¦ ¦телями по совершенст- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вованию знаний иност- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ранного языка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦24.¦Рецензирование рефера-¦3 часа за 1 печатный ¦ ¦
¦ ¦та по специальности ¦лист ¦ ¦
¦ ¦при поступлении в ас- ¦ ¦ ¦
¦ ¦пирантуру ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦25.¦Государственные экза- ¦0,5 часа на одного ¦Не более 6 ча- ¦
¦ ¦мены ¦экзаменующегося каж- ¦сов в день ¦
¦ ¦ ¦дому члену ГЭК ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦26.¦Перепроверка работ на ¦0,15 часа на каждую ¦Выборочная про-¦
¦ ¦вступительных экзаме- ¦работу ¦верка до 10% от¦
¦ ¦нах ¦ ¦общего числа ¦
¦ ¦ ¦ ¦работ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦27.¦Консультации и провер-¦До 1 часа на один ре-¦ ¦
¦ ¦ка рефератов по курсу ¦ферат ¦ ¦
¦ ¦"Введение в специаль- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ность" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦28.¦Чтение лекций по Цент-¦До 3 часов на 1 ака- ¦При условии ¦
¦ ¦ральному и местному ¦демический час ¦чтения лекций ¦
¦ ¦телевидению ¦ ¦без дополни- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельной оплаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦29.¦Чтение лекций по внут-¦До 2 часов за 1 ака- ¦ ¦
¦ ¦ривузовскому телевиде-¦демический час ¦ ¦
¦ ¦нию ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦30.¦Чтение телелекций для ¦То же ¦При условии ¦
¦ ¦видеозаписей ¦ ¦проведения ра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦боты без допол-¦
¦ ¦ ¦ ¦нительной опла-¦
¦ ¦ ¦ ¦ты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦31.¦Аудиторная репетиция ¦ " ¦То же ¦
¦ ¦телелекции ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦32.¦Групповые консультации¦До 1 часа за 1 акаде-¦ ¦
¦ ¦студентов в процессе ¦мический час ¦ ¦
¦ ¦просмотра в аудитории ¦ ¦ ¦
¦ ¦телелекций Центрально-¦ ¦ ¦
¦ ¦го или местного теле- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вещания ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦33.¦Руководство учебно- ¦1 час на группу ¦ ¦
¦ ¦исследовательской ра- ¦(подгруппу) за 1 ака-¦ ¦
¦ ¦ботой студентов, вклю-¦демический час, но не¦ ¦
¦ ¦ченной в расписание ¦более 70 часов в год ¦ ¦
¦ ¦учебных занятий ¦на преподавателя ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦34.¦Индивидуальные устные ¦До 0,25 часа на одно-¦Перечень дис- ¦
¦ ¦и письменные консуль- ¦го студента в год на ¦циплин, по ко- ¦
¦ ¦тации для студентов- ¦дисциплину ¦торым проводят-¦
¦ ¦заочников ¦ ¦ся консульта- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции, определя- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ется ректоратом¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦35.¦Руководство кафедрами,¦Штатному заведующему ¦При условии, ¦
¦ ¦для которых постанов- ¦60 - 100 часов в год ¦если заведующий¦
¦ ¦лениями правительства ¦при числе сотрудников¦кафедрой рабо- ¦
¦ ¦не установлены твердые¦50 и более; 50 - 80 ¦тает на общест-¦
¦ ¦нормы учебной нагрузки¦часов при числе сот- ¦венных началах ¦
¦ ¦(в том числе разработ-¦рудников от 31 до 49;¦без оплаты, ¦
¦ ¦ка учебных планов, ¦40 - 60 часов при ¦часть этих ча- ¦
¦ ¦планирование и конт- ¦числе сотрудников 30 ¦сов может быть ¦
¦ ¦роль учебной нагрузки,¦и менее ¦выделена одному¦
¦ ¦посещение занятий про-¦ ¦из преподавате-¦
¦ ¦фессоров и доцентов ¦ ¦лей - членов ¦
¦ ¦кафедры) ¦ ¦кафедры ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦36.¦Новые формы и методы ¦1 час на группу за 1 ¦Количество пре-¦
¦ ¦проведения учебных за-¦академический час ¦подавателей оп-¦
¦ ¦нятий (деловые игры, ¦каждому преподавате- ¦ределяет ректо-¦
¦ ¦анализ конкретных си- ¦лю, участвующему в ¦рат (руководст-¦
¦ ¦туаций, решение произ-¦проведении занятий ¦во ИПК, ФПК, ¦
¦ ¦водственных задач и ¦ ¦КПК) ¦
¦ ¦др.) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦37.¦Руководство выпускными¦До 10 часов на рабо- ¦ ¦
¦ ¦работами слушателей ¦ту, включая консуль- ¦ ¦
¦ ¦ИПК, ФПК, КПК, защища-¦тации и рецензирова- ¦ ¦
¦ ¦емыми перед комиссией ¦ние (по решению рек- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тората, деканата) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦38.¦Руководство выпускными¦До 20 часов на рабо- ¦ ¦
¦ ¦работами слушателей ¦ту, включая консуль- ¦ ¦
¦ ¦спецфакультетов и ¦тации ¦ ¦
¦ ¦ФОППиСов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦39.¦Рецензирование рефера-¦3 часа на 1 печатный ¦ ¦
¦ ¦тов слушателей ИПК, ¦лист ¦ ¦
¦ ¦ФПК <***>, КПК и спец-¦ ¦ ¦
¦ ¦факультетов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦40.¦Участие в работе ко- ¦0,5 часа на одного ¦Состав комис- ¦
¦ ¦миссии по приему защи-¦слушателя каждому ¦сии: по выпуск-¦
¦ ¦ты выпускных работ и ¦члену комиссии ¦ным работам, ¦
¦ ¦рефератов, по проведе-¦ ¦рефератам и вы-¦
¦ ¦нию выпускного экзаме-¦ ¦пускным экзаме-¦
¦ ¦на слушателей ИПК, ¦ ¦нам - не более ¦
¦ ¦ФПК, КПК ¦ ¦3 человек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦41.¦Руководство стажиров- ¦5 часов на каждого ¦Не более 6 слу-¦
¦ ¦кой слушателей ИПК, ¦слушателя в неделю ¦шателей на од- ¦
¦ ¦ФПК и спецфакультетов ¦ ¦ного преподава-¦
¦ ¦на передовых предприя-¦ ¦теля. Стажиров-¦
¦ ¦тиях и в организациях ¦ ¦ка проводится в¦
¦ ¦с проверкой отчетов ¦ ¦месте нахожде- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ния ИПК, ФПК ¦
¦ ¦ ¦ ¦вуза штатными ¦
¦ ¦ ¦ ¦преподавателями¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦42.¦Проведение выездных ¦1 час за 1 академи- ¦ ¦
¦ ¦тематических занятий ¦ческий час на группу ¦ ¦
¦ ¦со слушателями ИПК, ¦(подгруппу) ¦ ¦
¦ ¦ФПК, КПК и спецфакуль-¦ ¦ ¦
¦ ¦тетов на передовых ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиях и в орга-¦ ¦ ¦
¦ ¦низациях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦43.¦Индивидуальные кон- ¦При сроке обучения 6 ¦ ¦
¦ ¦сультации слушателей ¦месяцев - 40 часов и ¦ ¦
¦ ¦ФОППиСов ¦при сроке обучения 3 ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяца - 20 часов на ¦ ¦
¦ ¦ ¦каждого слушателя ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦44.¦Проведение тематичес- ¦1 час за 1 академи- ¦Количество пре-¦
¦ ¦ких дискуссий, научно-¦ческий час каждому ¦подавателей оп-¦
¦ ¦практических конферен-¦преподавателю, участ-¦ределяет ректо-¦
¦ ¦ций слушателей ИПК, ¦вующему в проведении ¦рат, руководст-¦
¦ ¦ФПК, КПК и спецфакуль-¦занятий ¦во ИПК, ФПК, ¦
¦ ¦тетов ¦ ¦КПК ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦45.¦Проведение зачетного ¦6 часов каждому пре- ¦Планируется ¦
¦ ¦туристического похода ¦подавателю, участвую-¦преподавателям ¦
¦ ¦с проверкой туристских¦щему в походе ¦физического ¦
¦ ¦навыков, предусмотрен-¦ ¦воспитания один¦
¦ ¦ного учебным планом ¦ ¦раз на весь пе-¦
¦ ¦ ¦ ¦риод обучения ¦
¦ ¦ ¦ ¦студента ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦46.¦Проведение учебных за-¦До 6 часов в день ¦Один преподава-¦
¦ ¦нятий со студентами в ¦ ¦тель физическо-¦
¦ ¦оздоровительно-спор- ¦ ¦го воспитания ¦
¦ ¦тивном лагере ¦ ¦на 30 студен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тов. При усло- ¦
¦ ¦ ¦ ¦вии проведения ¦
¦ ¦ ¦ ¦работы без до- ¦
¦ ¦ ¦ ¦полнительной ¦
¦ ¦ ¦ ¦оплаты ¦
L---+----------------------+---------------------+----------------
--------------------------------
<*> Имеются в виду преподаватели вузов, направленные на стажировку в другие ведущие высшие учебные заведения сроком до 3 месяцев, стажеры-преподаватели и стажеры-исследователи, зачисленные на эти должности соответственно на срок один год или до 2 лет.
<**> Руководство педагогической практикой регламентируется Типовой инструкцией по организации и проведению педагогической практики студентов педагогических институтов, утвержденной Минпросом СССР в 1972 г., Инструкцией по педагогической практике студентов госуниверситетов, утвержденной Приказом Минвуза СССР от 14 апреля 1978 г. N 424, и Инструкцией по организации и проведению педагогической практики студентов инженерно-педагогических специальностей высших учебных заведений, утвержденной Минвузом СССР 27 октября 1975 г.
<***> Здесь и в других пунктах к ФПК относятся также факультеты по подготовке организаторов промышленного производства и строительства и факультеты планирования промышленного производства (ФОППиСы).
Примечания к разделу I. 1. В случае расчета объема учебной нагрузки применительно к иностранным студентам, аспирантам, соискателям нормы времени по п. 7, 11, 13, 24, 25 принимаются с коэффициентом 1,2; по п. 4, 5, 6, 8, 9, 10, 17, 27 - по максимальным предельным значениям.
2. Лекционные часы рассчитывать на поток, который, как правило, должен включать всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается лишь при наличии различных учебных программ или при количестве студентов на курсе свыше 300 человек.
3. Под термином "группа" подразумевается "академическая группа".
4. При расчете часов практических занятий основной учебной единицей является группа в 25 - 30 человек. Для занятий по иностранным языкам, инженерной графике допускается разделение группы на две подгруппы по 12 - 15 студентов.
По решению ректората (директората ИПК) группа по отдельным специальностям и при проведении отдельных занятий может делиться на две и более число подгрупп.
5. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплата труда преподавателей-почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.
6. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением ректората (деканата).
II. Учебно-методическая работа
Подготовка к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике.
Разработка, написание, переработка, подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), выпускных работ.
Разработка эскизов средств статической проекции (диапозитивов, диафильмов, пособий для кодоскопов, стереодиапозитивов, голограмм и т.п.). Составление сценариев учебных кино- и телефильмов.
Подготовка к производственной практике (групповой и индивидуальной), стажировке слушателей спецфакультетов, ИПК, ФПК (стажировка проводится в месте нахождения вуза, ИПК, ФПК штатными преподавателями).
Подготовка методических материалов к проведению со слушателями ИПК, ФПК и спецфакультетов выездных тематических занятий и дискуссий, научно-практических конференций.
Обобщение предложений, разработанных слушателями ИПК, ФПК и спецфакультетов в выпускных работах, и проведение мероприятий по их внедрению.
Текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение учебно- и научно-методической литературы, прохождение внутривузовской системы повышения квалификации, изучение передового производственного опыта и т.д.) - с представлением отчетности.
Разработка планов непрерывной подготовки студентов по важнейшим фундаментальным и общепрофессиональным дисциплинам, составление проектов новых учебных планов специальностей.
Пересмотр действующих программ по читаемым курсам и сквозных программ практики.
Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам и календарных графиков прохождения практики.
Рецензирование конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, других учебно-методических материалов.
Научно-методическое руководство работой отдела технических средств обучения, разработкой и внедрением ТСО в вузе.
Составление методических разработок по применению технических средств обучения в учебном процессе; рецензирование материалов по ТСО.
Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.
Составление заданий и методических указаний для слушателей специальных факультетов, ИПК и ФПК.
Составление вопросов для программированного контроля знаний обучающихся.
Составление заданий и подбор различных документов по дипломному и курсовому проектам (работам), контрольным и домашним заданиям, индивидуальным лабораторным работам и научно-исследовательским заданиям на практику.
Составление экзаменационных билетов, включая комплекты с задачами.
Составление экзаменационных билетов по предметам вступительных экзаменов (письменных и устных).
Подготовка и проведение олимпиад со студентами и абитуриентами.
Разработка учебно-методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач и конкретных ситуаций и т.д.
Посещение руководителями кафедр и другими преподавателями (взаимопосещения) лекций и других занятий.
Работы, связанные с применением ЭВМ в учебном процессе (разработка задач, отладка программы и т.п.), - с обязательной отчетностью.
Составление аннотированных тематических планов телевизионных лекций, написание текста телевизионной лекции по аннотированному плану с выполнением всех рисунков, чертежей и схем.
Разработка сценария телевизионной лекции и рецензирование литературного сценария телевизионной лекции.
Участие в работе методической комиссии по просмотру и обсуждению телелекции, рассмотрение и утверждение на заседании кафедры (методической комиссии) аннотированных тематических планов курса телевизионных лекций на учебный год и сценариев телевизионных лекций.
Разработка, подбор и подготовка киномультфрагментов, заставок, моделей, опытов и других материалов к телелекции, консультации при их изготовлении.
Составление карт обеспеченности студентов учебной литературой по учебной дисциплине.
Разработка семестрового графика самостоятельной работы студентов, тематики УИРС.
III. Научно-исследовательская работа
Выполнение плановых госбюджетных научно-исследовательских работ, коллективных договоров о содружестве, договоров о внедрении и т.п. (руководство научно-исследовательской темой, непосредственное выполнение научно-исследовательских работ по теме, работа по внедрению результатов научно-исследовательских разработок).
Написание и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов на кафедре и конференции (при условии выполнения работы без дополнительной оплаты).
Научное редактирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов (при условии выполнения работы без дополнительной оплаты).
Рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, докладов и диссертаций, конкурсных и т.п. материалов (по заданию кафедры) (при условии выполнения работы без дополнительной оплаты).
Написание отзывов: на автореферат и авторские заявки и изобретения.
Работа в редколлегиях научных журналов, в редсоветах сборников трудов и т.п. органах.
Работа в секциях научно-технических и научно-методических советов и комиссий при органах управления высшей школой, министерств и ведомств.
Участие в работе специализированных советов, советов вуза, факультета, в их научно-технических и научно-методических комиссиях.
Руководство научно-исследовательской работой студентов на кафедре, факультете, в КБ, вузе (во внеучебное время).
Руководство проблемной научно-исследовательской лабораторией.
Прочие виды научно-исследовательских и научно-методических работ, консультации работников промышленности, вузов и др.
IV. Организационно-методическая работа
Проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в вузы, а также на подготовительные отделения (с представлением отчетности).
Работа в приемной комиссии.
Подготовка материалов и участие в заседаниях: кафедры, совета вуза (факультета), научно-методических семинаров.
Организационно-методическая работа по заданиям органов управления высшей школой и системой повышения квалификации (с представлением отчетности).
Организация и проведение внеучебных спортивных мероприятий (занятия по физической подготовке со студентами в оздоровительно-спортивных лагерях и на учебно-тренировочных сборах, спортивные праздники, вечера, показательные выступления спортсменов, спортивные соревнования).
Контроль за стажировкой молодых специалистов, проведением производственной практики, за организацией добровольного труда студентов в период каникул.
Проведение организационной и воспитательной работы с иностранными студентами вузов в интернациональных лагерях труда и отдыха преподавателями вуза, командируемыми для проведения этой работы приказом ректора института (с представлением отчетности).
V. Работа по коммунистическому воспитанию студентов
Контроль за самостоятельной работой студентов по изучению первоисточников по общественно-политическим дисциплинам (проверка конспектов, коллоквиумы, индивидуальные собеседования и т.д.).
Руководство общественно-политической практикой студентов преподавателями кафедр общественно-политических дисциплин.
Работа в качестве куратора группы.
Руководство ФОП, ШМЛ.
Подготовка и проведение теоретических и практических конференций.
Работа со студентами-иностранцами (подготовка и проведение мероприятий: экскурсий, вечеров интернациональной встречи, интернациональных теоретических конференций и пр.) - с представлением отчетности.
Примечание к разделу V. В данном разделе представлены в основном важнейшие виды внеучебной воспитательной работы. Другие виды работы по воспитанию студентов осуществляются в ходе всего процесса обучения, включая преподавание общественно-политических дисциплин, они отражены в предыдущих разделах Примерных норм времени и основных видов работ и прежде всего в разделе I.
Общие примечания. 1. Примерные нормы времени и основные виды работ распространяются на профессорско-преподавательский состав подготовительных отделений вузов, факультеты повышения квалификации (ИПК) преподавателей, учебные заведения системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, в том числе на факультеты вуза по подготовке организаторов промышленного производства и строительства, планирования промышленного производства, специальные факультеты по переподготовке кадров по новым перспективным направлениям науки и техники.
2. При применении новых методов и форм педагогической работы ректорам вузов по согласованию с Минвузом СССР разрешается вводить новые виды работ и нормативы для расчета объема учебной нагрузки.
3. На период командировки, болезни, направления на повышение квалификации, сельскохозяйственные работы во главе группы студентов и т.п. преподаватель освобождается от всех видов нагрузок. Установленная ему на этот период учебная нагрузка выполняется другими преподавателями кафедры в пределах 6-часового рабочего дня за счет уменьшения научной и методической работы или путем привлечения в установленном порядке преподавателей с почасовой оплатой труда. По возвращении преподавателя на работу на оставшийся до окончания учебного года период нагрузка ему устанавливается заново исходя из 6-часового рабочего дня.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 13.08.1966 n 675 О ШИРОКОМ РАЗВИТИИ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ И УСТОЙЧИВЫХ УРОЖАЕВ ЗЕРНОВЫХ И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР  »
Документы СССР »
Читайте также