ВРЕМЕННАЯ ТИПОВАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЯЕМОГО НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (одобрена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21.10.1983 n 254/284/134)


Одобрена
Постановлением Госплана СССР,
Госстроя СССР, Президиума АН СССР
от 21 октября 1983 г. N 254/284/134
ВРЕМЕННАЯ ТИПОВАЯ МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЦЕНКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЯЕМОГО НАРОДНОМУ
ХОЗЯЙСТВУ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Методика разработана Объединенной комиссией АН СССР и ГКНТ по экономической оценке природных ресурсов и мероприятий по охране окружающей природной среды и Научным советом АН СССР по экономической эффективности основных фондов, капитальных вложений и новой техники.
Авторский коллектив:
Раздел I - канд. экон. наук А.С. Быстров, доктор экон. наук В.В. Варанкин, доктор экон. наук М.А. Виленскнй, доктор экон. наук К.Г. Гофман, доктор экон. наук А.А. Гусев, ст.н.сотр. Л.В. Дунаевский, акад. Н.П. Федоренко, акад. Т.С. Хачатуров.
Разделы II, III и Приложения 2, 6 - 8 - доктор экон. наук О.Ф. Балацкий, доктор техн. наук А.К. Внуков, доктор экон. наук К.Г. Гофман, доктор экон. наук А.А. Гусев, ст.н.сотр. Л.В. Дунаевский, канд. техн. наук В.Б. Карев, доктор экон. наук Е.П. Ушаков, акад. Н.П. Федоренко.
Разделы IV, V и Приложения 1, 3 - 5 - канд. экон. наук А.С. Быстров, доктор экон. наук В.В. Варанкин, Б.Н. Либерман, акад. Т.С. Хачатуров.
В разработке отдельных положений Методики приняли участие: канд. экон. наук А.В. Абрамов, В.А. Аникеев, канд. экон. наук К.В. Балычева, канд. экон. наук В.В. Баранова, канд. географ. наук А.А. Безруков, доктор экон. наук Л.А. Белашов, доктор экон. наук А.А. Бесчинский, канд. техн. наук Ю.А. Бродский, И.Я. Гоголев, канд. экон. наук В.И. Денисов, канд. техн. наук В.К. Коробков, канд. техн. наук А.А. Клекль, В.А. Марков, доктор экон. наук Р.М. Меркин, канд. экон. наук Г.А. Моткин, канд. экон. наук А.Ф. Мудрецов, канд. экон. наук С.И. Нестерова, канд. экон. наук А.Я. Оськина, канд. физ.-мат. наук Г.В. Ротарь, канд. мед. наук Э.И. Саакъянц, И.П. Шпорта, канд. физ. - мат. наук А.Ф. Яковлев.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.1. Настоящая Методика отменяет Временную методику определения экономической эффективности затрат в мероприятия по охране окружающей среды (см. сб. "Эффективность капитальных вложений: Сборник утвержденных методик", М.: Экономика, 1983), использованную при подготовке данной Методики. В Руководстве по выбору проектных решений в строительстве (М.: Стройиздат, 1982), разработанном Научно - исследовательским институтом экономики строительства и ЦНИИпроектом Госстроя СССР, ссылка (с. 43, пункт 4.28) на Временную методику определения экономической эффективности затрат в мероприятия по охране окружающей среды утрачивает силу. При пользовании указанным Руководством следует исходить из положений настоящей Методики.
I.2. Методика базируется на основных положениях Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений <*> и Методики определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений <**>. Эти положения развиваются применительно к природоохранным мероприятиям. Данная Методика будет доработана и утверждена в установленном порядке.
--------------------------------
<*> Утверждена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиума АН СССР от 8 сентября 1969 г. N 40/100/33.
<**> Утверждена Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Госплана СССР, Академии наук СССР и Государственного комитета по делам изобретений и открытий от 14 февраля 1977 г. N 43/16/13/3.
Методика предназначается для расчета экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий при:
экономическом обосновании основных этапов достижения нормативного качества окружающей среды;
оценке фактической эффективности осуществляемых мероприятий;
оценке результатов природоохранной деятельности предприятий и объединений, министерств и ведомств, городских и поселковых Советов народных депутатов.
Методика может быть использована для оценки экономической эффективности водо- и атмосфероохранных мероприятий при проектировании объектов производственного и непроизводственного назначения. На ее основе разрабатываются соответствующие отраслевые методики и методики оценки ущерба, причиняемого загрязнением среды отдельным видам объектов (реципиентов <*>).
--------------------------------
<*> Перечень основных видов реципиентов приведен в п. 4 раздела II Методики.
Методика не применяется при установлении оптовых цен и не изменяет действующих финансовых взаимоотношений в народном хозяйстве.
I.3. К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно - ресурсного потенциала страны: строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивация земель, меры по борьбе с эрозией почв, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.
I.4. Методика базируется на следующих принципах экономического обоснования природоохранных мероприятий:
I.4.1. Проектируемый и планируемый комплекс природоохранных мероприятий должен обеспечивать достижение целей:
соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, отвечающих интересам охраны здоровья, людей и охраны окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами;
получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.
Степень достижения названных целей определяется с помощью показателей общего экологического и общего социально - экономического результатов природоохранных мероприятий.
Общий экологический результат заключается в уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния и проявляется в снижении объемов поступающих в среду загрязнений и уровня ее загрязнения (концентраций вредных веществ в среде, уровней шума, радиации и т.п.), увеличение количества и улучшение качества пригодных к использованию земельных, лесных и водных ресурсов и т.д.
Общий социально - экономический результат заключается в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны. Он определяется рядом конкретных социальных и экономических результатов.
Социальные результаты - это улучшение физического развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда), сохранение эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культуры, для совершенствования нравственного сознания человека. Социальные результаты, выраженные в денежной форме <*>, приобретают возможность отражения в общих экономических оценках результатов природоохранных мероприятий.
--------------------------------
<*> В настоящее время возможна лишь неполная денежная оценка некоторых социальных результатов. При их оценке желателен учет их непосредственного воздействия на эффективность общественного производства и на реальные доходы населения.
Экономические результаты природоохранных мероприятий заключаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления, достигаемых благодаря их осуществлению.
I.4.2. При экономическом обосновании систем природоохранных мероприятий должен соблюдаться народнохозяйственный подход, что предлагает:
а) возможно более полный охват всех позитивных (а также негативных, если они возникают) социально - экономических последствий реализации различных вариантов природоохранных мероприятий в разных сферах народного хозяйства как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе;
б) возможно более полный охват затрат, связанных с осуществлением рассматриваемых вариантов природоохранных мероприятий;
в) учет фактора времени при оценке затрат и результатов природоохранных мероприятий;
г) межотраслевой подход к обоснованию природоохранных мероприятий с учетом необходимости экономии затрат на улучшение состояния окружающей среды и обеспечения более эффективного использования природных ресурсов в масштабах рассматриваемой территории (района, области, республики).
I.4.3. Экономическое обоснование природоохранных мероприятий осуществляется путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий.
Экономическим результатом (полным экономическим эффектом) природоохранных мероприятий при расчете общей эффективности природоохранных затрат именуется обеспечиваемые этими мероприятиями:
в сфере материального производства - прирост объемов чистой продукции или прибыли, а в отдельных отраслях или на предприятиях - снижение себестоимости;
в непроизводственной сфере - экономия затрат на производство работ и оказание услуг;
в сфере личного потребления - сокращение расходов из личных средств населения.
Экономическим результатом природоохранных мероприятий при расчете чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий именуется сумма следующих величин:
предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т.е. не произведенных благодаря уменьшению загрязнений окружающей среды затрат в материальном производстве, непроизводственной сфере и расходов населения;
прироста экономической (денежной) оценки природных ресурсов, сберегаемых (улучшаемых) в результате реализации природоохранного мероприятия;
прироста денежной оценки реализуемой продукции, получаемого благодаря более полной утилизации сырьевых, топливно - энергетических и других материальных ресурсов, в результате осуществления природоохранного мероприятия.
Экономический результат природоохранных мероприятий, исчисляемый для определения их чистого экономического эффекта, может использоваться также и в расчетах общей экономической эффективности соответствующих природоохранных затрат.
Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности природоохранных затрат исчисляется как отношение годового объема полного экономического эффекта от природоохранных мероприятий к вызвавшим их затратам (см. раздел IV настоящей Методики). Он используется в ходе обоснования структуры и объемов природоохранных мероприятий в территориальном разрезе (включая строительство природоохранных объектов) или структуры и объемов капитальных вложений природоохранного назначения. Эти задачи решаются зональными институтами Госстроя СССР и госстроев союзных республик, а также головными отраслевыми институтами. Кроме того, этот показатель может найти применение при анализе и контроле динамики экономической эффективности природоохранных затрат, межотраслевых и межрайонных сопоставлений их эффективности.
Показатель сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат определяется величиной минимально необходимых совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений в реализацию природоохранных мероприятий, приведенных к годовой размерности с учетом фактора времени (см. раздел V). Он используется для выбора экономически наилучшего варианта природоохранных мероприятий в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение одинакового качества окружающей среды и тождественны по основным социальным и экономическим результатам в границах территории, на которую распространяется воздействие природоохранного мероприятия.
Показатель чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий определяется в виде разности между приведенными с учетом фактора времени к одинаковой размерности экономическими результатами этих мероприятий и затратами на их осуществление (см. раздел III).
Экономически наилучший вариант природоохранного мероприятия, соответствующий максимальной величине получаемого чистого экономического эффекта, выбирается в тех случаях, когда сравниваемые варианты мероприятий неодинаковы по своим социальным и экономическим результатам, а единовременное осуществление всех необходимых по экологическим и социальным соображениям природоохранных мероприятий невозможно из-за ограниченности материальных и трудовых ресурсов.
Основное назначение показателей сравнительной экономической эффективности и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий - обоснование проектного решения природоохранного комплекса или объекта заданного типа и мощности. Эти вопросы решаются при проектировании конкретных сооружений.
I.5. Указанные в п. I.4 общие принципы экономического обоснования природоохранных мероприятий в настоящей Методике детализируются применительно к мероприятиям, направленным на предотвращение или уменьшение загрязнения окружающей среды (далее они именуются средозащитные мероприятия) <*>.
--------------------------------
<*> В Методике рассматриваются принципы определения экономической эффективности реализации средозащитных мероприятий и даются конкретные рекомендации применительно к атмосфероохранным, водоохранным и противошумовым мероприятиям. Методы оценки экономической эффективности мероприятий по предотвращению почвенного, электромагнитного, теплового и других видов загрязнений должны разрабатываться по мере развития исследований по количественной оценке ущерба от соответствующих загрязнений. Не рассматриваются также мероприятия по устранению последствий загрязнения окружающей среды, вызванных аварийными причинами.
Капиталовложения и эксплуатационные расходы на осуществление средозащитных мероприятий именуются далее средозащитными затратами.
Под загрязнением окружающей среды в Методике понимаются антропогенно обусловленные поступления веществ и энергии в окружающую среду, приводящие к ухудшению ее состояния с точки зрения социально - экономических интересов общества.
При разработке средозащитных мероприятий необходимо по возможности предусматривать достижение таких значений характеристик окружающей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 21.10.1983 n 1015 ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР ПО ВОПРОСАМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  »
Документы СССР »
Читайте также