ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ. ВЫПУСК 57. РАЗДЕЛ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ВОЗДУШНЫХ СУДОВ) (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 17.10.1983 n 235/21-39)


Утвержден
Постановлением
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам и ВЦСПС
от 17 октября 1983 г. N 235/21-39
ЕДИНЫЙ ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
ВЫПУСК 57
РАЗДЕЛ:
"ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ (ВОЗДУШНЫХ СУДОВ)"
Выпуск утвержден Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 17 октября 1983 г. N 235/21-39.
Раздел данного выпуска переработан Министерством гражданской авиации с участием ведущих предприятий и научно - исследовательских институтов совместно с Центральным бюро нормативов по труду Министерством авиационной промышленности и ДОСААФ.
Ранее действовавшее наименование раздела "Эксплуатационные учебно - летные предприятия (организации) и летно - испытательные станции гражданской авиации" изменено.
В данный раздел внесены ранее утвержденные дополнения; внесены дополнения и изменения в содержание большинства тарифно - квалификационных характеристик и в наименования профессий в связи с техническим прогрессом, изменением технологии ремонта, усложнением поступающей в эксплуатацию авиационной техники, происходящей специализации бригад по обслуживанию приборного и электрического оборудования; раздел дополнен двумя новыми профессиями широкого профиля - "Авиационный механик по планеру и двигателям", разработанной на основе пяти действовавших профессий: "Авиационный моторист", "Авиационный механик ЛИС", "Авиационный механик по полевому ремонту", "Авиационный механик (моторист)" и "Авиационный техник (механик)", "Авиационный техник по планеру и двигателям", разработанной на основе трех действовавших профессий: "Авиационный техник", "Авиационный техник ЛИС" и "Авиационный техник по полевому ремонту"; изменен диапазон разрядов по профессиям: "Оператор водомаслостанции" и "Авиационный техник по парашютным и аварийно - спасательным средствам"; профессия "Укладчик - ремонтер парашютов", унифицирована в профессии "Укладчик изделий", помещенной в 50-м выпуске ЕТКС, раздел "Парашютное производство"; профессии "Моторист - аккумуляторщик", "Прожекторист" и "Стартер" аннулированы.
Тарифно - квалификационные характеристики являются обязательными при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности, где имеются указанные в настоящем разделе производства или виды работ, кроме особо оговоренных случаев.
ВВЕДЕНИЕ
Данный раздел Единого тарифно - квалификационного справочника содержит тарифно - квалификационные характеристики, специфические для производства "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)", которые могут применяться во всех предприятиях, где имеются указанные производства (работы) независимо от ведомственной подчиненности.
Профессии рабочих, не являющиеся специфичными для конкретного производства или вида работ, помещены в разделе "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства".
Тарифно - квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда. В необходимых случаях условия труда (тяжесть, вредность и другие) учитываются путем установления повышенных тарифных ставок, утверждаемых соответствующими органами.
Порядок пользования тарифно - квалификационными характеристиками, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений указан в "Общих положениях" Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, помещенных в выпуске 1 ЕТКС.
Наряду с требованиями, изложенными в "Общих положениях", в настоящем разделе Единого тарифно - квалификационного справочника к техникам авиационным и электромеханикам по обслуживанию светотехнического оборудования систем обеспечения полетов (6-й разряд) предъявляется требование - иметь специальное техническое образование.
В квалификационных характеристиках техников авиационных и механиков авиационных в разделе "Характеристика работ" указаны классы авиационной техники, которую рабочий той или иной квалификации должен уметь обслуживать.
Классы авиационной техники устанавливаются министерствами (ведомствами) в соответствии с действующими наставлениями по производству полетов.
При организации работ на техническом обслуживании авиационной техники по методу узкой специализации (обслуживание по системам, агрегатам, видам оборудования) высшие квалификационные разряды (5-й и 6-й) разрешается присваивать только рабочим специалистам, выполняющим наиболее ответственные (дефектация) и сложные регулировочные и доводочные работы.
Профессия "Авиационный техник по парашютным и аварийно - спасательным средствам" 6-го разряда вводится только на предприятиях Министерства авиационной промышленности при техническом обслуживании экспериментальных (опытных) образцов парашютных и аварийно - спасательных средств.
В цехах (на участках) технического обслуживания летательных аппаратов рабочим (авиационные техники, авиационные механики и др.) с повременной оплатой труда присвоение квалификационного разряда или его повышение производится в пределах и в соответствии со сложностью работ, имеющихся в цехе (на участке), и с учетом потребности в рабочих данного разряда по этой профессии.
Кроме требований, изложенных в пункте 8 и 9 "Общих положений" ЕТКС, авиационные техники, авиационные механики и другие рабочие, занятые техническим обслуживанием авиационной техники, тарификация которых предусмотрена данным разделом ЕТКС, должны знать: приказы, указания и другие нормативные документы, регламентирующие выполняемые производственные процессы, а также требования по технике безопасности.
На предприятиях и в организациях вопрос о присвоении или повышении разряда рассматривается постоянно действующей местной квалификационной комиссией.
ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Авиационный механик по планеру и двигателям
2-й разряд
Характеристика работ. Подготовительно - заключительные работы при техническом обслуживании летательных аппаратов по техническим регламентам. Подготовительные работы по устранению выявленных неисправностей на летательных аппаратах. Крепление летательных аппаратов. Подогрев двигателей и пассажирских кабин. Промывка узлов и механизмов управления летательных аппаратов. Наружная консервация агрегатов летательных аппаратов и другие несложные операции.
Должен знать: основные конструктивные и технические данные обслуживаемого летательного аппарата и его двигателей (двигателя), а также правила технической эксплуатации; эксплуатационные особенности и характерные неисправности обслуживаемой авиационной техники; правила ее хранения и консервации; применяемые при техническом обслуживании материальной части летательного аппарата основные смазки, смеси, жидкости и материалы, их назначение; назначение и принцип действия аэродромного оборудования, приспособлений, инструмента; порядок подготовки рабочего места для всех видов регламентов технического обслуживания.
§ 2. Авиационный механик по планеру и двигателям
3-й разряд
Характеристика работ. Выполнение под руководством техника авиационного всех видов регламентов технического обслуживания и работ по устранению неисправностей летательных аппаратов. Подготовка двигателей летательного аппарата к съемке. Комплектовка и консервация снятых двигателей. Проведение несложных работ по текущему ремонту летательных аппаратов - зачистка механических повреждений, мелких царапин, удаление очагов коррозии, съемка и установка панелей пола в багажнике и т.п.
Должен знать: основные технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и установленных на них двигателей; назначение и принцип работы основных узлов и агрегатов; правила технической эксплуатации, регламенты и технологию технического обслуживания данных летательных аппаратов и их систем; технологию снятия и установки двигателей на летательных аппаратах; технические условия и правила установки и регулировки основных узлов и агрегатов; характерные неисправности и способы их устранения; марки, сорта, нормы расхода материалов, применяемых при эксплуатации авиационной техники; эксплуатационные зазоры и технические допуски, виды коррозии и способы ее предотвращения и удаления; применяемые сорта топлива, масел и смазок.
§ 3. Авиационный механик по планеру и двигателям
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание по всем видам регламентных работ одного и более типов самолетов 4 класса или вертолетов 3 - 4 класса под руководством бригадира механиков - техническое обслуживание одного из типов самолетов 1 - 3 класса или вертолетов 1 - 3 класса по всем видам регламентных работ.
Дефектация, определение и устранение неисправностей, регулировка механизмов закрытия входных дверей, натяжения замков крышек капотов и других несложных узлов и агрегатов. Предварительный монтаж и комплектация изделий.
Оформление рабочей документации по техническому обслуживанию авиационной техники.
Техническая подготовка самолетов 4 класса или вертолетов 3 - 4 класса к испытанию в воздухе. Выполнение слесарных, клепальных и других работ по текущему ремонту летательных аппаратов.
Должен знать: конструкцию, принципиальные и монтажные схемы самолетных (вертолетных) систем, правила технической эксплуатации, регламент и технологические указания обслуживаемых летательных аппаратов; возможные неисправности, способы их обнаружения и устранения; правила хранения и консервации летательных аппаратов, двигателей и агрегатов; правила и порядок технического обслуживания и подготовки летательного аппарата к летным испытаниям; применяемые при техническом обслуживании летательных аппаратов материалы, их свойства; конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании; места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений; правила буксировки летательных аппаратов; документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения; систему допусков и посадок.
При наличии среднего специального образования профессия именуется "Авиационный техник по планеру и двигателям".
§ 4. Авиационный механик по приборам
и электрооборудованию
2-й разряд
Характеристика работ. Выполнение подготовительно - заключительных работ по техническому обслуживанию приборов и электрооборудования летательных аппаратов. Выполнение под руководством авиационного техника несложных работ по техническому обслуживанию и устранение несложных неисправностей - внешний осмотр с земли приборов, очистка их от пыли, грязи, снега; снятие и установка заглушек на трубопроводы; замена неисправных ламп и другие работы.
Должен знать: основные сведения об авиаприборном и электрооборудовании, а также правила технической эксплуатации и технического обслуживания приборов и электрооборудования летательных аппаратов, на которых работает; характерные эксплуатационные особенности и неисправности; функциональные схемы авиаприборного и электрооборудования; назначение поверочных самолетных установок и контрольно - измерительных приборов и правила ухода за ними; применяемые при техническом обслуживании оборудования основные материалы, детали, агрегаты и их маркировку.
§ 5. Авиационный механик по приборам
и электрооборудованию
3-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание под руководством техника авиационных приборов и электрооборудования летательных аппаратов по всем видам регламентных работ.
Проверка монтажа приборов и агрегатов; прозвонка электроцепей тестером согласно монтажным и фидерным схемам при устранении дефектов. Проверка на прочность и герметичность высотомеров, датчиков и указателей скорости. Выявление и устранение несложных неисправностей приборов и электрооборудования на обслуживаемой авиационной технике.
Должен знать: основные законы электротехники, механики, электроники и автоматики в пределах выполняемой работы; общие сведения об обслуживаемых летательных аппаратах; правила технической эксплуатации, регламенты и технологию технического обслуживания авиаприборного и электрооборудования, технологию демонтажа и монтажа, функциональные и фидерные схемы авиаприборного и электрооборудования; назначение, устройство и принцип работы авиаприборного и электрооборудования и контрольно - записывающих приборов; правила хранения и консервацию оборудования; назначение несложных поверочных стендов, установок и контрольно - измерительных приборов, правила пользования ими; возможные неисправности оборудования, способы их обнаружения и устранения; применяемые при техническом обслуживании агрегаты, детали и материалы, их назначение и маркировку.
§ 6. Авиационный механик по приборам
и электрооборудованию
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание по всем видам регламентных работ приборов и электрооборудования одного и более типов самолетов 4 класса или вертолетов 3 - 4 класса; под руководством бригадира - техническое обслуживание приборов и электрооборудования одного из типов самолетов 1 - 3 класса или вертолетов 1 - 2 класса.
Подготовка летательного аппарата к летным испытаниям, проверка правильности монтажа всех систем по монтажно - сборочной схеме. Осмотр приборов, агрегатов и систем после испытания летательного аппарата в воздухе. Определение причин возникновения неисправностей и их устранение. Работа с контрольно - измерительной аппаратурой, а также на стендах и установках. Оформление документации на техническое обслуживание авиаприборов и электрооборудования.
Должен знать: регламенты и технологию технического обслуживания авиаприборного и электрооборудования; конструкцию, эксплуатационные особенности приборов и электрооборудования обслуживаемых летательных аппаратов; назначение и принцип действия поверочных стендов, установок, контрольно - измерительных приборов и контрольно - записывающей аппаратуры; функциональные, принципиальные, фидерные и монтажные схемы оборудования; возможные неисправности, способы обнаружения и устранения; документацию по техническому обслуживанию авиационной техники, порядок ее ведения и оформления.
При наличии среднего специального образования профессия именуется "Авиационный техник по приборам и электрооборудованию".
§ 7. Авиационный механик по радиооборудованию
2-й разряд
Характеристика работ. Выполнение подготовительно - заключительных работ по техническому обслуживанию радиооборудования летательных аппаратов. Выполнение под руководством авиационного техника несложных работ по техническому обслуживанию радиооборудования и

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 12.10.1983 n 463 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 1983 Г. n 936 О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА СТАНДАРТАМИ И СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ В СССР  »
Документы СССР »
Читайте также