<ПИСЬМО> Минфина СССР от 19.08.1983 n 112 ОБ УКАЗАНИЯХ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 19 августа 1983 г. N 112
ОБ УКАЗАНИЯХ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПРОВЕРКИ
БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Министерство финансов СССР направляет для руководства указания о порядке проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций согласно Приложению.
С изданием настоящего письма считать утратившими силу письма Министерства финансов СССР от 28 января 1976 г. N 5 "О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций", от 29 июня 1977 г. N 43 "О частичном изменении и дополнении указаний Министерства финансов СССР от 28 января 1976 г. N 5 "О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций", от 21 ноября 1980 г. N 191 "О частичном изменении указаний Министерства финансов СССР от 28 января 1976 г. N 5 "О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций", а также пункт 5 приложения N 3 к письму Министерства финансов СССР от 14 ноября 1979 г. N 181 "О признании утратившими силу и о внесении изменений в нормативные документы Министерства финансов СССР".
Заместитель
Министра финансов СССР
Л.Е.БАБАШКИН



Приложение
к письму
Министерства финансов СССР
от 19 августа 1983 г. N 112
УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКИХ
ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Финансовые органы активно участвуют в реализации намеченных постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР мер по совершенствованию хозяйственного механизма, аппарата управления и сокращению расходов на его содержание. В этих целях необходимо значительно усилить финансовый контроль за целевым и рациональным использованием государственных средств, выделяемых на развитие отраслей народного хозяйства, в особенности агропромышленного комплекса, удовлетворение социально-культурных потребностей населения.
Поставленная XXVI съездом КПСС задача - усиление режима экономии и бережливости в народном хозяйстве - обязывает аппарат финансовых органов повысить качество и эффективность контрольно-ревизионной работы, принять более действенные меры по пресечению нарушений государственной дисциплины в расходовании финансовых и материальных ресурсов, устранению потерь и излишеств, бесхозяйственности и расточительства, обеспечению сохранности социалистической собственности.
Большое значение для решения этой задачи имеет счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций <*>. Счетная проверка должна производиться в целях установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения приписок и разного рода ошибок, искажающих показатели выполнения предприятиями плановых заданий, а также выявления фактов пренебрежения общегосударственными интересами, недопущения неправильного использования средств, обеспечения выполнения обязательств перед бюджетом и укрепления отчетной дисциплины.
--------------------------------
<*> В дальнейшем под предприятием понимаются производственные объединения и самостоятельные предприятия и организации.
В соответствии с действующим порядком районные и городские финансовые отделы обязаны не реже одного раза в год производить счетную проверку бухгалтерских отчетов и балансов всех предприятий. При этом в течение года проверка должна производиться не менее чем в 50 процентах предприятий и в 50 процентах - по получении годовых отчетов. Проверка должна производиться в 15-дневный срок со дня получения бухгалтерских отчетов и балансов. В течение года проверка может производиться как по квартальным бухгалтерским отчетам и балансам, так и балансам на промежуточные даты.
По планово-убыточным предприятиям, а также прибыльным, у которых прибыль по плану на год составляет до 30 тыс. руб., счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов производится не реже одного раза в два года.
Круг предприятий с указанием, за какой период должна производиться счетная проверка, устанавливается руководителями финансовых органов.
При централизованном порядке расчетов с бюджетом по платежам из прибыли счетная проверка сводных бухгалтерских отчетов объединений и других аналогичных организаций производится финансовыми органами, контролирующими расчеты с бюджетом по этим организациям.
Финансовые органы, осуществляющие контроль за объединениями, управлениями и другими аналогичными организациями, рассчитывающимися с бюджетом в централизованном порядке, счетную проверку бухгалтерских отчетов и балансов должны производить не только по балансам указанных организаций, но и по бухгалтерской отчетности подведомственных им предприятий и организаций, а также производственных единиц. В этих целях до 10-го числа последнего месяца квартала ими направляются поручения финансовым органам по месту нахождения предприятий, организаций и производственных единиц, подведомственных объединениям, управлениям и другим аналогичным организациям, на проверку квартальной бухгалтерской отчетности и до 10 декабря - по проверке годовых отчетов и балансов.
По предприятиям, подведомственным министерствам, переведенным на нормативный метод распределения прибыли, рассчитывающимся с бюджетом в централизованном порядке, счетная проверка должна производиться только по годовым бухгалтерским отчетам и балансам. Акты счетных проверок, а также заключения по имеющимся разногласиям не позднее 10 марта направляются управлениям отраслевого финансирования Министерства финансов СССР или министерства финансов республики в зависимости от подчиненности предприятий и в копии - соответствующим министерствам. Взыскание в бюджет дополнительно начисленных сумм прибыли и завышенных отчислений в фонды экономического стимулирования производится в 5-дневный срок со дня составления актов проверки.
Счетную проверку следует осуществлять по плану. План проведения счетной проверки составляется в соответствии с графиком их проведения.
Особое внимание при составлении плана и графиков следует обращать на предприятия, которые систематически допускают нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности и ошибки в исчислении платежей в бюджет, а также на предприятия, платежи которых составляют наибольший удельный вес в доходах бюджета.
Перечень вопросов, подлежащих счетной проверке на конкретном предприятии с учетом его особенностей и структуры, устанавливается руководителями соответствующих финансовых органов.
II. СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ
Ведение бухгалтерского учета основывается на своевременном и правильном документировании хозяйственных операций, отражении этих операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета и обеспечении текущего контроля за сохранностью и законностью расходования денежных средств и материальных ценностей.
Организация бухгалтерского учета регламентируется:
- Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, сообщенным Приказом Министра финансов СССР от 23 июля 1979 г. N 105;
- Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. N 105;
- Планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, утвержденным Министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР 30 мая 1968 г. N 130, инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, дополнениями и изменениями к инструкции по его применению;
- Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, сообщенным письмом Министерства финансов СССР от 7 мая 1976 г. N 30, с учетом уточнений к нему от 14 декабря 1976 г. N 91 и изменений, сообщенных письмом Министерства финансов СССР от 14 ноября 1979 г. N 181;
- Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 30 апреля 1974 г. N 103;
- Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов, сообщенным письмом Министерства финансов СССР от 18 октября 1979 г. N 166;
- Основными положениями по бухгалтерскому учету тары на промышленных предприятиях и стройках, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 30 апреля 1966 г. N 159, и изменениями к ним, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 14 ноября 1979 г. N 181;
- Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве, утвержденными Госкомтрудом СССР, Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР 27 апреля 1973 г. N 75-АБ/89/10-80; указаниями Министерства финансов СССР и Госкомтруда СССР от 20 августа 1973 г. N 173/1473БС "Об опыте организации учета в связи с безавансовой выплатой заработной платы рабочим-сдельщикам";
- Положением о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, сообщенным Приказом Министра финансов СССР от 24 октября 1973 г. N 238, и письмом Министерства финансов СССР и Госбанка СССР от 16 сентября 1974 г. N 216/2309 "О порядке приема предприятиями и организациями бытового обслуживания населения наличных денег за оказанные населению услуги и оформления этих операций";
- Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179;
- Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 20 июля 1970 г., и Дополнениями и изменениями к ним от 31 декабря 1982 г. N АБ-53-Д, сообщенными письмом Минфина СССР от 17 января 1983 г. N 10;
- Положением о главных бухгалтерах, сообщенным письмом Минфина СССР от 4 марта 1980 г. N 40;
- Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (направлено финансовым органам при письме Минфина СССР от 6 сентября 1976 г. N 61П);
- ведомственными (отраслевыми) инструкциями и указаниями о порядке ведения бухгалтерского учета, методах планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции отдельных производств, учета труда, учета материалов и др., составленными в соответствии с действующими положениями;
- Методическими указаниями о порядке проведения проверок состояния бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях и в хозяйственных организациях, сообщенными письмом Минфина СССР от 31 октября 1979 г. N 174;
- Методическими указаниями по анализу финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений и предприятий промышленности, сообщенными письмом Минфина СССР от 2 июня 1982 г. N 66.
В процессе счетной проверки следует выяснять, своевременно и правильно ли отражаются в учете хозяйственные операции, обеспечивается ли достоверность в учете основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства, реализации, расчетов, денежных средств, средств целевого назначения, результатов финансово-хозяйственной деятельности; правильность исчисления и перечисления в бюджет платежей из прибыли (платы за производственные фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли) и разных неналоговых доходов, а также взноса средств на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта.
В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах финансовым органам представляются в установленном порядке копии месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов, заверенные главным бухгалтером предприятия (строительства, организации, объединения, главного управления и министерства или центрального учреждения). Кроме этого, предприятиями сообщаются финансовым органам все исправления, внесенные в эти отчеты и балансы при их проверке и утверждении вышестоящими организациями.
В случаях, когда отдельные предприятия не обеспечивают своевременное представление в финансовые органы бухгалтерских отчетов и балансов, о всех фактах задержки следует сообщать их вышестоящим органам для принятия соответствующих мер.
Следует иметь в виду, что в бухгалтерских отчетах и балансах не допускаются никакие подчистки и помарки. При исправлении ошибок делаются соответствующие оговорки, подписываемые теми же лицами, которые заверили отчет и баланс.
Бухгалтерские отчеты и балансы должны представляться в объеме и по формам, утвержденным Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР или в установленном порядке министерствами финансов и ЦСУ союзных республик для объединений, предприятий и организаций отдельных республиканских министерств и ведомств. Указания об объеме и формах периодической и годовой отчетности по предприятиям и организациям союзного, республиканского и местного подчинения ежегодно сообщаются финансовым органам Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР.
При проведении счетных проверок в условиях механизации бухгалтерского учета следует пользоваться Методическими указаниями по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники, утвержденными Минфином СССР и ЦСУ СССР 20 февраля 1981 г. N 35/34-Р/426, а также пояснениями, изложенными в письме Минфина СССР от 16 декабря 1975 г. N 115.
При журнально-ордерной форме счетоводства аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены, в виде исключения, лишь по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются, как правило, только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.
В журнально-ордерной форме счетоводства применяются два вида учетных регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.
Для обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы.
Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. В тех случаях,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 19.08.1983 n 811 О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ПРЕДПРИЯТИЯМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ  »
Документы СССР »
Читайте также