<ПИСЬМО> Минфина СССР от 19.08.1983 n 112 ОБ УКАЗАНИЯХ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 19 августа 1983 г. N 112
ОБ УКАЗАНИЯХ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПРОВЕРКИ
БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Министерство финансов СССР направляет для руководства указания о порядке проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций согласно Приложению.
С изданием настоящего письма считать утратившими силу письма Министерства финансов СССР от 28 января 1976 г. N 5 "О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций", от 29 июня 1977 г. N 43 "О частичном изменении и дополнении указаний Министерства финансов СССР от 28 января 1976 г. N 5 "О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций", от 21 ноября 1980 г. N 191 "О частичном изменении указаний Министерства финансов СССР от 28 января 1976 г. N 5 "О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций", а также пункт 5 приложения N 3 к письму Министерства финансов СССР от 14 ноября 1979 г. N 181 "О признании утратившими силу и о внесении изменений в нормативные документы Министерства финансов СССР".
Заместитель
Министра финансов СССР
Л.Е.БАБАШКИН



Приложение
к письму
Министерства финансов СССР
от 19 августа 1983 г. N 112
УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКИХ
ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Финансовые органы активно участвуют в реализации намеченных постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР мер по совершенствованию хозяйственного механизма, аппарата управления и сокращению расходов на его содержание. В этих целях необходимо значительно усилить финансовый контроль за целевым и рациональным использованием государственных средств, выделяемых на развитие отраслей народного хозяйства, в особенности агропромышленного комплекса, удовлетворение социально-культурных потребностей населения.
Поставленная XXVI съездом КПСС задача - усиление режима экономии и бережливости в народном хозяйстве - обязывает аппарат финансовых органов повысить качество и эффективность контрольно-ревизионной работы, принять более действенные меры по пресечению нарушений государственной дисциплины в расходовании финансовых и материальных ресурсов, устранению потерь и излишеств, бесхозяйственности и расточительства, обеспечению сохранности социалистической собственности.
Большое значение для решения этой задачи имеет счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций <*>. Счетная проверка должна производиться в целях установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения приписок и разного рода ошибок, искажающих показатели выполнения предприятиями плановых заданий, а также выявления фактов пренебрежения общегосударственными интересами, недопущения неправильного использования средств, обеспечения выполнения обязательств перед бюджетом и укрепления отчетной дисциплины.
--------------------------------
<*> В дальнейшем под предприятием понимаются производственные объединения и самостоятельные предприятия и организации.
В соответствии с действующим порядком районные и городские финансовые отделы обязаны не реже одного раза в год производить счетную проверку бухгалтерских отчетов и балансов всех предприятий. При этом в течение года проверка должна производиться не менее чем в 50 процентах предприятий и в 50 процентах - по получении годовых отчетов. Проверка должна производиться в 15-дневный срок со дня получения бухгалтерских отчетов и балансов. В течение года проверка может производиться как по квартальным бухгалтерским отчетам и балансам, так и балансам на промежуточные даты.
По планово-убыточным предприятиям, а также прибыльным, у которых прибыль по плану на год составляет до 30 тыс. руб., счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов производится не реже одного раза в два года.
Круг предприятий с указанием, за какой период должна производиться счетная проверка, устанавливается руководителями финансовых органов.
При централизованном порядке расчетов с бюджетом по платежам из прибыли счетная проверка сводных бухгалтерских отчетов объединений и других аналогичных организаций производится финансовыми органами, контролирующими расчеты с бюджетом по этим организациям.
Финансовые органы, осуществляющие контроль за объединениями, управлениями и другими аналогичными организациями, рассчитывающимися с бюджетом в централизованном порядке, счетную проверку бухгалтерских отчетов и балансов должны производить не только по балансам указанных организаций, но и по бухгалтерской отчетности подведомственных им предприятий и организаций, а также производственных единиц. В этих целях до 10-го числа последнего месяца квартала ими направляются поручения финансовым органам по месту нахождения предприятий, организаций и производственных единиц, подведомственных объединениям, управлениям и другим аналогичным организациям, на проверку квартальной бухгалтерской отчетности и до 10 декабря - по проверке годовых отчетов и балансов.
По предприятиям, подведомственным министерствам, переведенным на нормативный метод распределения прибыли, рассчитывающимся с бюджетом в централизованном порядке, счетная проверка должна производиться только по годовым бухгалтерским отчетам и балансам. Акты счетных проверок, а также заключения по имеющимся разногласиям не позднее 10 марта направляются управлениям отраслевого финансирования Министерства финансов СССР или министерства финансов республики в зависимости от подчиненности предприятий и в копии - соответствующим министерствам. Взыскание в бюджет дополнительно начисленных сумм прибыли и завышенных отчислений в фонды экономического стимулирования производится в 5-дневный срок со дня составления актов проверки.
Счетную проверку следует осуществлять по плану. План проведения счетной проверки составляется в соответствии с графиком их проведения.
Особое внимание при составлении плана и графиков следует обращать на предприятия, которые систематически допускают нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности и ошибки в исчислении платежей в бюджет, а также на предприятия, платежи которых составляют наибольший удельный вес в доходах бюджета.
Перечень вопросов, подлежащих счетной проверке на конкретном предприятии с учетом его особенностей и структуры, устанавливается руководителями соответствующих финансовых органов.
II. СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ
Ведение бухгалтерского учета основывается на своевременном и правильном документировании хозяйственных операций, отражении этих операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета и обеспечении текущего контроля за сохранностью и законностью расходования денежных средств и материальных ценностей.
Организация бухгалтерского учета регламентируется:
- Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, сообщенным Приказом Министра финансов СССР от 23 июля 1979 г. N 105;
- Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. N 105;
- Планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, утвержденным Министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР 30 мая 1968 г. N 130, инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, дополнениями и изменениями к инструкции по его применению;
- Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, сообщенным письмом Министерства финансов СССР от 7 мая 1976 г. N 30, с учетом уточнений к нему от 14 декабря 1976 г. N 91 и изменений, сообщенных письмом Министерства финансов СССР от 14 ноября 1979 г. N 181;
- Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 30 апреля 1974 г. N 103;
- Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов, сообщенным письмом Министерства финансов СССР от 18 октября 1979 г. N 166;
- Основными положениями по бухгалтерскому учету тары на промышленных предприятиях и стройках, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 30 апреля 1966 г. N 159, и изменениями к ним, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 14 ноября 1979 г. N 181;
- Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве, утвержденными Госкомтрудом СССР, Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР 27 апреля 1973 г. N 75-АБ/89/10-80; указаниями Министерства финансов СССР и Госкомтруда СССР от 20 августа 1973 г. N 173/1473БС "Об опыте организации учета в связи с безавансовой выплатой заработной платы рабочим-сдельщикам";
- Положением о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, сообщенным Приказом Министра финансов СССР от 24 октября 1973 г. N 238, и письмом Министерства финансов СССР и Госбанка СССР от 16 сентября 1974 г. N 216/2309 "О порядке приема предприятиями и организациями бытового обслуживания населения наличных денег за оказанные населению услуги и оформления этих операций";
- Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, сообщенными письмом Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179;
- Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 20 июля 1970 г., и Дополнениями и изменениями к ним от 31 декабря 1982 г. N АБ-53-Д, сообщенными письмом Минфина СССР от 17 января 1983 г. N 10;
- Положением о главных бухгалтерах, сообщенным письмом Минфина СССР от 4 марта 1980 г. N 40;
- Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (направлено финансовым органам при письме Минфина СССР от 6 сентября 1976 г. N 61П);
- ведомственными (отраслевыми) инструкциями и указаниями о порядке ведения бухгалтерского учета, методах планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции отдельных производств, учета труда, учета материалов и др., составленными в соответствии с действующими положениями;
- Методическими указаниями о порядке проведения проверок состояния бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях и в хозяйственных организациях, сообщенными письмом Минфина СССР от 31 октября 1979 г. N 174;
- Методическими указаниями по анализу финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений и предприятий промышленности, сообщенными письмом Минфина СССР от 2 июня 1982 г. N 66.
В процессе счетной проверки следует выяснять, своевременно и правильно ли отражаются в учете хозяйственные операции, обеспечивается ли достоверность в учете основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства, реализации, расчетов, денежных средств, средств целевого назначения, результатов финансово-хозяйственной деятельности; правильность исчисления и перечисления в бюджет платежей из прибыли (платы за производственные фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли) и разных неналоговых доходов, а также взноса средств на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта.
В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах финансовым органам представляются в установленном порядке копии месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов, заверенные главным бухгалтером предприятия (строительства, организации, объединения, главного управления и министерства или центрального учреждения). Кроме этого, предприятиями сообщаются финансовым органам все исправления, внесенные в эти отчеты и балансы при их проверке и утверждении вышестоящими организациями.
В случаях, когда отдельные предприятия не обеспечивают своевременное представление в финансовые органы бухгалтерских отчетов и балансов, о всех фактах задержки следует сообщать их вышестоящим органам для принятия соответствующих мер.
Следует иметь в виду, что в бухгалтерских отчетах и балансах не допускаются никакие подчистки и помарки. При исправлении ошибок делаются соответствующие оговорки, подписываемые теми же лицами, которые заверили отчет и баланс.
Бухгалтерские отчеты и балансы должны представляться в объеме и по формам, утвержденным Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР или в установленном порядке министерствами финансов и ЦСУ союзных республик для объединений, предприятий и организаций отдельных республиканских министерств и ведомств. Указания об объеме и формах периодической и годовой отчетности по предприятиям и организациям союзного, республиканского и местного подчинения ежегодно сообщаются финансовым органам Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР.
При проведении счетных проверок в условиях механизации бухгалтерского учета следует пользоваться Методическими указаниями по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники, утвержденными Минфином СССР и ЦСУ СССР 20 февраля 1981 г. N 35/34-Р/426, а также пояснениями, изложенными в письме Минфина СССР от 16 декабря 1975 г. N 115.
При журнально-ордерной форме счетоводства аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены, в виде исключения, лишь по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются, как правило, только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.
В журнально-ордерной форме счетоводства применяются два вида учетных регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.
Для обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы.
Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. В тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах, группировка данных первичных документов осуществляется предварительно во вспомогательных ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.
В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен принцип регистрации хозяйственных операций по кредиту синтетических счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
В виде исключения кассовые операции, операции по расчетному и спецссудному счетам в банке и по зачету взаимных требований регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы в связи с записями в разных журналах-ордерах.
Исходя из принципа регистрации операций в регистрах по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью только в одном предназначенном для него журнале - ордере.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в главную книгу. Баланс составляется по данным главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров. Шахматный баланс и баланс оборотов не ведутся.
III. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ПЛАНОВЫХ
И ОТЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СРАВНИМОСТИ ДАННЫХ ЗА ОТЧЕТНЫЙ
И ПРОШЛЫЙ ПЕРИОДЫ И СОГЛАСОВАННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ И БАЛАНСА
При счетной проверке выявляется соответствие плановых показателей, приводимых в бухгалтерской отчетности, плану, утвержденному в установленном порядке (кроме случаев, специально оговоренных), со всеми принятыми изменениями и уточнениями.
В ходе счетной проверки устанавливается преемственность баланса путем сличения данных по статьям баланса на начало отчетного периода с данными по этим статьям баланса за предыдущий отчетный период по графе "На конец года (месяца)".
Сравнение отчетных показателей отчетного и предшествующего периодов должно производиться при соблюдении единства методологии и сопоставимости условий. Так, если план на отчетный год составлен с учетом изменения методологии и цен или изменена организационная структура предприятия, то соответствующие показатели за прошлый год пересчитываются по методологии, ценам и структуре, действовавшим в отчетном году, и сравнение производится с учетом поправок, внесенных в данные предыдущего периода.
Министерство финансов СССР разрабатывает и сообщает финансовым органам таблицы проверки основных показателей годового отчета по промышленности, а также по капитальному строительству и по хозрасчетным научно-исследовательским и конструкторским организациям.
Эти таблицы показывают, какие показатели, приведенные в различных формах отчетности, по их строкам и графам должны сопоставляться между собой и могут соответствовать один другому.
Руководствуясь таблицей сопоставления отдельных показателей бухгалтерских отчетов и балансов, финансовые органы производят проверку согласованности сумм, приведенных в различных отчетных формах.
IV. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ
И РАСЧЕТОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
И ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ИХ В ОТЧЕТЕ
Данные об остатках товарно-материальных ценностей, других средств и источниках их образования, а также о расчетах, отраженные по статьям годового заключительного баланса, обосновываются тщательно проведенной инвентаризацией. При счетной проверке необходимо проверять своевременность, полноту и правильность проведения инвентаризации в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в частности:
а) правильно ли установлен состав инвентаризационной комиссии и объявлен ли состав этой комиссии приказом;
б) установлены ли приказом порядок и сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации и как они выполнены;
в) все ли материальные ценности проинвентаризированы;
г) отобраны ли у материально ответственных лиц перед началом инвентаризации расписки о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы ими в бухгалтерию и никаких неоприходованных или не списанных в расход ценностей у них нет;
д) правильно ли составлены и оформлены инвентаризационные описи или акты. Имеется ли на каждой описи (или акте) расписка материально ответственного лица об отсутствии претензий с его стороны к инвентаризационной комиссии;
е) осуществлена ли инвентаризация расчетов и других статей баланса;
ж) проведена ли проверка правильности сумм резервов предстоящих платежей, оставленных на балансе;
з) правильно ли определены и обоснованно ли отражены в бухгалтерском учете результаты инвентаризации.
Для выявления результатов инвентаризации по тем ценностям, по которым выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтерией составляются сличительные ведомости, в которых приводятся данные бухгалтерского учета и инвентаризационных описей, а также результаты инвентаризации. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения, за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Министерства (ведомства) могут устанавливать порядок, когда такой зачет может быть допущен в отношении одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения.
Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы представляются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии и окончательно решаются руководителем предприятия, который после изучения всех представленных материалов принимает соответствующее решение о зачете.
В том случае, когда при зачете излишков и недостач от пересортицы стоимость недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке, разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц. Выявленные при инвентаризации излишки материальных ценностей в цеховых кладовых приходуются как ценности со счета "Общецеховые расходы", а на заводских складах - со счета "Общезаводские расходы", при этом превышение излишков над недостачами на заводских складах относится на счет "Прибыли и убытки".
Правильность взаимного зачета излишков и недостач товарно-материальных ценностей устанавливается на основе сличительных ведомостей по инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
а) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск;
в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприятиями и организациями на издержки производства или обращения в пределах 100 рублей по каждому отдельному случаю недостачи или порчи с сообщением об этом вышестоящим органам.
Аналогичные недостачи и потери, превышающие по каждому отдельному случаю 100 рублей, списываются на издержки производства или обращения:
- государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями союзного и республиканского (союзных республик) подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управления, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения министерств и ведомств;
- государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями республиканского (АССР) и местного подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения министерств и ведомств автономных республик или управлений (отделов) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения Совета Министров автономных республик или исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов;
- предприятиями и организациями потребительской кооперации в порядке, устанавливаемом Центросоюзом;
- общественными организациями и их предприятиями на сумму до 500 рублей с разрешения вышестоящих организаций, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения соответствующих союзных и республиканских органов.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.
При проверке правильности применения норм естественной убыли следует также руководствоваться соответствующими ведомственными указаниями.
Недостачи ценностей, выявленные проверками, инвентаризациями и ревизиями в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения судебных органов о взыскании ущерба по ним с виновных лиц, отражаются по счету 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" (субсчет "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы"). Одновременно эти суммы списываются с кредита счета 84 в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты по возмещению материального ущерба". По мере погашения задолженности (числящейся на счете 75) и оприходования поступивших средств кредитуется счет 99 "Прибыли и убытки" (статья "Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году") и дебетуется счет 98 по указанному выше субсчету.
Недостачи и потери от порчи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации и других проверках, в тех случаях, когда конкретные виновники недостачи или порчи не установлены или во взыскании которых отказано судом, а также потери от брака продукции прошлых лет, выявленные в отчетном году, включаются в состав фактических затрат на производство и фактической себестоимости продукции текущего года независимо от времени их возникновения.
V. ПРОВЕРКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ И ПРАВИЛЬНОСТИ ИХ ОЦЕНКИ В УЧЕТЕ
Осуществляя проверку учета и сохранности материальных ценностей на предприятии (стройке), следует руководствоваться Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов и разработанными министерствами и ведомствами на основе этих положений инструкциями.
Сохранность материальных и других ценностей в значительной степени зависит от того, насколько правильно и своевременно документально отражается движение этих ценностей, систематически осуществляется контроль за их использованием в производстве и надлежаще организовано хранение материалов.
Вопросам сохранности ценностей на предприятиях и в хозяйственных организациях должно быть уделено постоянное и неослабное внимание.
В частности, необходимо тщательно анализировать показатели отчетов о недостачах, хищениях и порче товарно-материальных и других ценностей, о недостачах, порче и повреждениях грузов при перевозках на транспорте (форма N 1-потери), выявлять причины недостач (хищений, порчи), проверять обоснованность списания потерь, образовавшихся по этим причинам, в полной ли мере применяется в надлежащих случаях Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.
В процессе проверки необходимо уделить внимание порядку хранения товарно-материальных ценностей, состоянию их учета, правильности составления приходно-расходной документации, обоснованности норм расхода и переходящих запасов, составу запасов и соответствия их нормам, выполнению плана мероприятий по пересмотру действующих норм расхода сырья и материалов и замене их более прогрессивными.
Оценка сырья и материалов, списанных на производство, зависит от порядка их учета, применяемого на предприятии. При учете сырья и материалов по плановой себестоимости или по оптовым (фактурным) ценам проверяется на выдержку правильность применения плановых или оптовых (фактурных) цен путем сравнения данных о ценах, по которым сырье и материалы списаны на производство по кредиту соответствующего материального счета, с данными о ценах, предусмотренных действующими прейскурантами или утвержденными ценниками, а также правильность распределения отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их плановой себестоимости или распределения транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций.
Проверка правильности распределения отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их плановой себестоимости или транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций производится на основе данных счетов 05 "Сырье и материалы", 06 "Топливо", 07 "Строительные материалы и оборудование к установке", 08 "Запасные части" и 14 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Распределение отклонений фактической себестоимости от плановой или транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций производится по каждому виду или соответствующей группе материалов. В случаях, когда нет значительного различия в уровнях отклонений между группами материалов, учитываемых на одном субсчете, допускается выявление отклонений в целом по субсчету.
Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих организаций распределяются пропорционально плановой стоимости сырья и материалов, как израсходованных на производство, так и списанных на реализацию и отпущенных жилищно-коммунальному и другим непромышленным хозяйствам в течение отчетного периода, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода.
На основе приведенных данных за отчетный месяц по определенной группе материалов, учтенных на счете 05 "Сырье и материалы", рассмотрим пример:
(руб.)
Сальдо отклонений от начала месяца +1010
Сумма отклонений за данный месяц +4000
Остатки материалов на начало месяца по плановой
себестоимости 100000
Поступило материалов за данный месяц по плановой
себестоимости 200000
Израсходовано материалов на производство в течение
месяца по плановой себестоимости 250000
Остатки материалов на конец месяца по плановой
себестоимости 50000
Исходя из этих данных, средний процент отклонений по этой группе материалов составит:
(1010 + 4000) x 100
------------------- = 1,67%.
100000 + 200000
Сумма отклонений, подлежащая отнесению на производство
продукции, равна:
250000 x 1,67
------------- = 4175 руб.,
100
50000 x 1,67
а на остаток материалов - 835 руб. (------------).
100
В тех случаях, когда учет материалов ведется по фактической себестоимости, проверка правильности оценки сырья и материалов, списанных за отчетный месяц на производство и при отпуске материалов сторонним организациям и оставшихся на конец этого месяца на складах, производится на основе данных оборотных ведомостей или книги остатков и ведомости распределения материалов на производство.
В этом случае проверке подлежат расчеты определения средневзвешенной стоимости сырья, материалов и топлива, примененной при их списании на производство.
Расчет средневзвешенной себестоимости сырья, материалов и топлива, по которой должно производиться списание их на производство, может быть показан на следующем примере:
Остаток руды на начало месяца составлял 1000 т
по цене за тонну 5 руб.
всего на сумму 5000 руб.
Поступило за месяц руды 20000 т
в том числе 5000 т по цене 4 руб. за тонну,
10000 т по 6 руб. за тонну и 5000 т по 5 руб. за
тонну, а всего на сумму (5000 x 4 + 10000 x 6 +
5000 x 5) 105000 руб.
Исходя из данных, средняя себестоимость одной тонны руды, по
которой следует списать ее на производство, составит 5 р. 23,8 к.
105000 + 5000
(-------------).
20000 + 1000
Если за этот месяц на производство израсходовано руды 19000 т,
то в остатке должно остаться руды на конец месяца 2000 т (1000 +
20000 - 19000).
Себестоимость списанной руды на производство составит 19000 x
5 р. 23,8 к. = 99524 руб.
Себестоимость остатка руды на конец месяца составит 2000 x 5
р. 23,8 к. = 10476 руб.
VI. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
Учет затрат на производство основывается на составляемой в установленном порядке первичной документации, которой оформляются все операции по производству и выпуску продукции, работ, услуг, а также по расходованию заработной платы, денежных средств и материалов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др.).
В первичных документах затраты на производство фиксируются по цехам, а в пределах цеха, в зависимости от особенностей производства, они могут подразделяться по участкам, агрегатам, шахтам, заказам, видам продукции и т.д.
Учет затрат на производство должен отражать фактическую себестоимость продукции, производимую в каждом отдельном периоде.
Затраты, связанные с производством в данном отчетном периоде, полностью включаются в себестоимость продукции, изготовленной в этот период, независимо от того, когда эти затраты фактически произведены. Порядок включения этих расходов в затраты на производство устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
Затраты, относящиеся к последующим отчетным периодам, учитываются на счете расходов будущих периодов и с этого счета в соответствующей части ежемесячно включаются в себестоимость продукции.
Затраты, оплачиваемые в последующем, но относящиеся к данному отчетному периоду, включаются в себестоимость продукции ежемесячно в корреспонденции со счетом резерва предстоящих расходов и платежей.
Состав затрат, образующих себестоимость продукции, методы планирования и учета этих затрат, а также порядок калькулирования себестоимости продукции, общие для всех промышленных предприятий, приведены в Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях.
На предприятиях машиностроения и металлообработки при проверке следует также пользоваться методическими материалами по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, сообщенными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 10 июня 1975 г. N АБ-162/16-127/10-86/1080.
Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, учитывающие производственные особенности отдельных отраслей промышленности (отраслевые инструкции), разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.
Отраслевые инструкции, разработанные и утвержденные ведущими в развитии соответствующих отраслей министерствами (ведомствами), являются обязательными для всех предприятий соответствующей отрасли независимо от их ведомственной принадлежности.
При проверке следует иметь в виду указания о порядке установления в пятилетних и годовых планах промышленным, строительным и транспортным министерствам, объединениям, предприятиям и организациям заданий по себестоимости продукции (работ) и в составе этих заданий лимита (предельного уровня) материальных затрат и об оценке выполнения этих заданий, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР и ЦСУ СССР 30 июня 1982 г. N АБ-30-Д (сообщено финансовым органам письмом Минфина СССР от 15 июля 1982 г. N 99).
Достоверность фактической себестоимости продукции зависит от правильного учета затрат на производство.
В целях контроля за правильностью учета затрат на производство и составления отчетности о себестоимости промышленной продукции необходимо проверить:
- правильность отражения затрат на счетах производства по отчетным периодам (месяцы, кварталы), имея в виду, что несвоевременное отражение затрат приводит к серьезным искажениям финансовых результатов;
- правильность оценки сырья, материалов и топлива, списанных на производство в отчетном периоде;
- соблюдение порядка погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию;
- правильность оценки отходов и попутной продукции;
- полноту включения в затраты на производство непроизводительных расходов (потерь от брака, простоев и т.п.) и соответствие количества брака, по которому исчислена сумма потерь, количеству его, выявленному при осмотре или приемке продукции отделом технического контроля, покупателями и др.;
- правильность включения в затраты на производство сумм, учтенных на счете 31 "Расходы будущих периодов" по данным, отраженным по кредиту этого счета, а также стоимости текущих ремонтов и отчислений в резервы, образованные за счет себестоимости;
- правильность расчета амортизационных отчислений;
- своевременность и правильность отчислений в бюджет средств на покрытие затрат по геологоразведочным работам;
- соответствие начисленной рабочим заработной платы количеству произведенной продукции или объему выполненных ими работ, например, сравнением на выдержку данных за определенный отрезок времени о количестве сданной на склад продукции или сравнением данных о заработной плате рабочих, занятых на выгрузке сырья, поступившего на предприятие, и на отгрузке его в соответствующие цеха - с данными о весе сырья, оприходованного на склад и списанного со склада за этот же отрезок времени;
- правильность отнесения на затраты производства сумм, причитающихся трудящимся за дни отпуска, имея в виду, что в текущем месяце на затраты производства не должны относиться суммы, начисленные за дни отпуска, относящегося к следующему месяцу;
- правильность учета по соответствующим отчетным периодам расходов на подготовку и освоение производства, прочих производственных расходов и внепроизводственных расходов, как-то: погашения затрат на подготовительные работы в добывающей промышленности, отчислений на централизованную техническую пропаганду, отнесения в себестоимость реализованной продукции расходов по упаковке продукции и по доставке ее к месту отправления и др. По предприятиям, не образующим единого фонда развития науки и техники, кроме вышеперечисленных отчислений следует проверить правильность отчислений в фонд освоения новой техники, отчислений в фонд для премирования за создание и внедрение новой техники, отчислений на научно-исследовательские работы;
- соблюдение порядка отнесения сумм по отдельным статьям номенклатуры статей издержек обращения.
Необходимо также проверить соответствие метода определения стоимости незавершенного производства порядку исчисления, установленному в отраслевой инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, утвержденной соответствующим министерством.
При проверке правильности учета себестоимости промышленной продукции следует учесть, что согласно Основным положениям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, а также другим актам в затраты на производство (себестоимость продукции) не должны включаться:
а) расходы на упаковку и транспортировку, возмещаемые покупателями сверх оптовой цены продукции;
б) платежи за использование ссуд банка;
в) расходы, связанные с обслуживанием культурно-бытовых нужд персонала предприятий (жилищно-коммунальное хозяйство, прачечные, бани, детсады, дома отдыха, санатории и т.д.), а также расходы других непромышленных хозяйств, деятельность которых не связана с выпуском продукции промышленного предприятия;
г) расходы (кроме амортизационных отчислений), связанные с хозяйственным содержанием зданий, помещений и сооружений, предназначенных для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников и членов их семей, для технической пропаганды, а также на хозяйственное содержание садов, парков, пионерских лагерей и т.д. В особых случаях, предусмотренных специальными решениями Правительства СССР, указанные выше расходы могут включаться в себестоимость продукции.
Амортизационные отчисления по числящимся на балансе предприятий основным фондам, используемым для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы, технической пропаганды, а также предоставленным детским садам и яслям, отражаются в общей сумме амортизации зданий, сооружений, помещений и инвентаря общезаводского (общехозяйственного) назначения;
д) убытки от стихийных бедствий (потери от уничтожения и порчи производственных запасов, готовых изделий и других ценностей, потери от остановки производства и т.д., а также расходы, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий);
е) убытки от аннулированных заказов;
ж) убытки от списания долгов, по которым истекли сроки исковой давности, убытки от списания безнадежных долгов;
з) выявленные в отчетном году убытки (кроме потерь от брака) от операций прошлых лет, принадлежность которых к прошлым годам подтверждается документально, например расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлом году, а также по продукции, оплаченной покупателями в прошлом году.
Недостачи и потери от порчи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации и других проверках, в тех случаях, когда конкретные виновники недостачи или порчи не установлены или во взыскании которых отказано судом, а также потери от брака продукции прошлых лет, выявленные в отчетном году, включаются в состав фактических затрат на производство и фактической себестоимости продукции отчетного периода, независимо от времени их возникновения;
и) штрафы, пени и неустойки, получаемые и уплачиваемые за нарушение договорных условий поставки, условий перевозок, а также других правил, регулирующих хозяйственные взаимоотношения, как-то: за несвоевременную поставку продукции, несвоевременную оплату счетов, нарушение правил документооборота, за несвоевременный возврат тары, недопоставку по договору металлолома и др., штрафы за простой вагонов, судов и других видов транспорта, за неиспользование заявленных перевозочных средств, за недогруз вагонов до технических норм и пр.;
к) расходы, возмещаемые из фондов экономического стимулирования и других специальных фондов, образуемых путем отчислений части прибыли или выручки, а также за счет целевого финансирования и других источников, как-то: оплата рабочим и служащим отпусков в части соответствующей доли средней заработной платы рабочих и служащих, выплачиваемой за счет фонда материального поощрения без отражения по фонду заработной платы; премии, вознаграждения и единовременные поощрения, начисленные рабочим, ИТР, служащим и другим категориям работников из фонда материального поощрения (кроме премий рабочим при сдельно-премиальной или повременно-премиальной системе оплаты труда и премий, начисленных рабочим-сдельщикам за количественные и качественные достижения в работе); расходы по бесплатно предоставленным предприятиям общественного питания III категории помещениям (с освещением и отоплением), горячей и холодной воде, топливу для приготовления пищи и силовой электроэнергии в пределах средств, предусмотренных на эту цель администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом по расходной смете фонда социально-культурных мероприятий или фонда предприятия, и др.
В ряде промышленных министерств и ведомств для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и возмещения затрат, связанных с разработкой и освоением новых видов продукции и технологических процессов, с внедрением научной организации труда, а также финансирования дополнительных затрат по улучшению качества продукции и повышенных затрат в первые годы производства новой продукции создается единый фонд развития науки и техники. Предприятия по установленному нормативу производят отчисления в этот фонд за счет плановой прибыли. Порядок отчисления в единый фонд развития науки и техники и его использование определен отраслевым министерством на основании Методических указаний о порядке образования и использования единого фонда развития науки и техники, утвержденных Государственным комитетом СССР по науке и технике, Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Госкомцен СССР 11 сентября 1979 г. N 40-7/197/138/1;
л) расходы по содержанию предприятий за время их консервации. Такие расходы подлежат отнесению за счет выделенных для этого средств. Если на эту цель специальное финансирование не предусматривается, указанные расходы списываются на счет 99 "Прибыли и убытки";
м) результаты по операциям с тарой, списываемые на счет 99 "Прибыли и убытки";
н) расходы по бесплатному предоставлению транспорта персоналу предприятия (кроме случаев, когда Советом Министров СССР предусмотрено право перевозить рабочих к месту работы за счет средств предприятия). Для сведения приводятся некоторые решения Правительства СССР по указанному вопросу, приведенные в письмах Минфина СССР:
от 23 сентября 1968 г. N 232 - о разрешении руководителям шахт, разрезов и других предприятий и организаций угольной и сланцевой промышленности при отсутствии коммунального транспорта перевозить бесплатно рабочих и служащих, если они проживают на расстоянии более 3 км от места работы, с отнесением расходов по перевозке на себестоимость продукции;
от 20 ноября 1979 г. N 184 - о разрешении при отсутствии пассажирского транспорта общего пользования бесплатной перевозки рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве, к месту работы и обратно, если они проживают на расстоянии более 3 км от места работы, с отнесением расходов на себестоимость продукции (работ);
от 19 марта 1982 г. N 38 - о предоставлении права производственным объединениям и предприятиям системы Министерства легкой промышленности СССР относить затраты по перевозке рабочих и служащих к месту работы и обратно на расстояние более 3 километров (в одном направлении) за счет себестоимости продукции.
Распоряжением Совета Министров СССР от 2 октября 1975 г. N 2240р разрешено отдельным предприятиям Минпромстройматериалов РСФСР перевозить автотранспортом работников предприятий и производственных объединений промышленности нерудных стройматериалов от места жительства к месту работы и обратно с оплатой проезда по городскому тарифу и с отнесением дополнительных расходов по перевозке на издержки производства.
В целях улучшения перевозок трудящихся и сокращения количества ведомственных автобусов Совет Министров СССР Постановлением от 11 декабря 1980 г. N 1138 обязал промышленные предприятия, предприятия связи и строительные организации, производственные объекты и жилые дома которых удалены от общих линий городского пассажирского транспорта, заключать с предприятиями городского пассажирского транспорта договоры на организацию для работников указанных предприятий специальных маршрутов. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1982 г. N 560 <*> дополнительные расходы, связанные с организацией для работников промышленных предприятий, предприятий связи и строительных организаций специальных маршрутов городского пассажирского транспорта и подлежащие возмещению этими предприятиями и организациями в случае убыточности эксплуатации транспортных средств на этих маршрутах, относятся:
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Минфина СССР от 1 декабря 1982 г. N 165.
по промышленным предприятиям и предприятиям связи - на результаты их хозяйственной деятельности;
по строительным организациям - за счет смет на строительство соответствующих объектов в порядке, установленном Госстроем СССР по согласованию с Минфином СССР.
Совет Министров СССР Постановлением от 3 апреля 1983 г. N 294 обязал министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик:
обеспечить эффективное использование автобусов, находящихся в распоряжении подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
не допускать бесплатное оказание транспортных услуг населению, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
принять меры к недопущению отнесения затрат по содержанию автобусов на расходы по основной деятельности подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
о) затраты, связанные с осуществлением строительно-монтажных работ и капитальным ремонтом строений и сооружений.
Расходы по монтажу оборудования должны производиться за счет средств, выделяемых на капитальные вложения, затраты по асфальтированию заводских дворов и производственных площадей могут производиться за счет капитальных вложений или за счет себестоимости, если эти работы носят характер текущего ремонта, или за счет амортизационного фонда в случаях, когда они являются капитальным ремонтом.
При демонтаже оборудования, переданного другим предприятиям или организациям, первоначальные затраты по его монтажу списываются на уменьшение уставного фонда. В тех случаях, когда демонтаж производится в связи с преждевременным износом не полностью амортизированных основных фондов, убытки от ликвидации (с учетом расходов по демонтажу, разборке, стоимости оприходованных материальных ценностей) этих основных фондов относятся на счет 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом уставного фонда (кроме случаев, когда имеются разрешения на оставление таких результатов на уставном фонде).
Расходы по озеленению заводской территории в зависимости от характера и объема работы могут производиться за счет себестоимости продукции (общезаводские расходы) или за счет ассигнований по капитальным вложениям.
Запрещается включать в себестоимость продукции затраты на работы, не связанные с производством продукции, как-то: работы, связанные с благоустройством городов и поселков, оказанием помощи сельскому хозяйству и т.п.
На себестоимость продукции не может относиться также и уплата членских взносов предприятием, являющимся коллективным членом добровольного общества.
Как правило, не должны также относиться на себестоимость продукции и расходы на изобретательство и рационализацию. Финансирование указанных расходов производится за счет соответствующих специальных фондов и только в недостающей части - за счет себестоимости, но не выше суммы, предусмотренной по смете общезаводских (общехозяйственных) расходов.
Следует иметь в виду, что отчисление средств Всесоюзному обществу изобретателей и рационализаторов производится за счет экономии, полученной от внедрения изобретений и рационализаторских предложений. В соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР, ВЦСПС и Госбанка СССР от 11 июня 1958 г. N 163-02/521-623 эти отчисления относятся на общезаводские расходы (накладные расходы, издержки обращения и др.).
Основанием для контроля за этими отчислениями являются данные квартальной статистической отчетности по форме N 4-нт "Отчет о поступлении и внедрении изобретений и рационализаторских предложений".
VII. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ УЧЕТА
РАСХОДОВ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ
И ОТРАЖЕНИЯ ИХ В ОТЧЕТНОСТИ
7.1. Общецеховые и общезаводские расходы
Правильность учета общецеховых и общезаводских расходов проверяется на основании первичных документов, ведомостей N 12 и 15 (или других регистров аналитического учета) по счетам 25 и 26.
При проверке следует установить, не отражены ли на общецеховых или общезаводских расходах суммы, подлежащие отнесению на счета специальных фондов или другие счета, сумы, излишне начисленные в результате отдельных ошибок, и суммы потерь и убытков, подлежащие взысканию с отдельных лиц, предприятий или организаций. При этом необходимо иметь в виду следующее:
а) Расходы по содержанию и оборудованию помещений,
предоставляемых предприятиям общественного питания
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 7 марта 1967 г. N 198 "О мерах по дальнейшему развитию и улучшению общественного питания" <*> установили, что государственные промышленные, строительные, транспортные и другие предприятия и организации (кроме совхозов):
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 8 апреля 1967 г. N 107.
- предоставляют бесплатно государственным и кооперативным предприятиям общественного питания III категории, обслуживающим коллективы их работников, помещения (с освещением и отоплением), горячую и холодную воду, топливо для приготовления пищи и силовую электроэнергию, с отнесением связанных с этим расходов за счет издержек производства или обращения и средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а по предприятиям, не переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, - за счет средств фонда предприятия;
- приобретают за счет выделенных на капитальное строительство средств, а также за счет нецентрализованных источников финансирования мебель, торговое, технологическое, холодильное и другое оборудование, предоставляют его бесплатно указанным предприятиям общественного питания и учитывают это имущество на своих балансах; осуществляют за свой счет капитальный и текущий ремонт предоставляемых этим предприятиям помещений, оборудования и мебели.
В дополнение к расходам, предусмотренным пунктом 9 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 марта 1967 г. N 198, Совет Министров СССР Постановлением от 14 августа 1969 г. N 660 "О дальнейшем улучшении общественного питания на производственных предприятиях" <*> предоставил право руководителям производственных предприятий по согласованию с профсоюзной организацией выделять бесплатно предприятиям общественного питания III категории, обслуживающим коллективы их работников, необходимый автомобильный и гужевой транспорт или возмещать им фактические расходы по перевозке продуктов и готовой пищи, а также возмещать расходы, связанные с обслуживанием рабочих и служащих в ночные смены и по доставке пищи на рабочие места и ее раздаче с отнесением этих расходов за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а по предприятиям, не переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования, - за счет средств фонда предприятия.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 15 сентября 1969 г. N 238.
Средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства могут также использоваться на удешевление стоимости питания в столовых (буфетах) предприятия.
Удешевление стоимости питания за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства осуществляется путем перечисления средств указанного фонда на оплату части стоимости питания по предъявлению счета столовых, обслуживающих производственные предприятия. Удешевленное питание должно предоставляться работникам предприятия по списку, утвержденному совместным решением администрации и профсоюзного комитета.
В случаях, когда по сметам расходов поощрительных фондов предусмотрены ассигнования на хозяйственное содержание указанных предприятий общественного питания, суммы расходов, покрываемые за счет этих ассигнований, относятся со счета 26 "Общезаводские (общехозяйственные) расходы" на счет 87 "Фонды экономического стимулирования и специального назначения".
Совхозы предоставляют бесплатно государственным и кооперативным предприятиям общественного питания III категории, обслуживающим коллективы их работников, помещения (с освещением и отоплением), горячую и холодную воду, топливо для приготовления пищи и транспорт, с отнесением этих расходов на себестоимость продукции.
Согласно методическим указаниям по планированию расходов на содержание городских и сельских профессионально-технических и технических училищ, утвержденным Минфином СССР 29 сентября 1976 г. N 75, училищам, организованным на базе производственных и других хозрасчетных предприятий и организаций, оборудованное помещение, топливо, электроэнергия и водоснабжение для организации питания учащихся предоставляются предприятиями бесплатно. Указанные затраты планируются и учитываются в составе общезаводских или накладных расходов.
б) Расходы по предоставлению
школам, училищам, курсам, высшим и средним
специальным учебным заведениям помещений и имущества
для учебных целей, а также ремонта помещений
В соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, Положением о производственном объединении (комбинате) и другими нормативными актами средней общеобразовательной, вечерней (сменной) и заочной школе, вечернему (сменному) профессионально-техническому училищу, курсам и учебно-курсовому комбинату повышения квалификации, в которых обучаются работники предприятий, состоящим при них заводу-втузу и техникуму могут безвозмездно предоставляться помещения для учебных целей, необходимые оборудование, приборы, инструменты и материалы для учебных лабораторий и кабинетов, с обеспечением ремонта и хозяйственного обслуживания помещения, включая снабжение электроэнергией и топливом.
Предприятия (объединения) также могут передавать безвозмездно общеобразовательным и специальным школам, средним специальным и профессионально-техническим учебным заведениям, институтам и курсам повышения квалификации материальные ценности, необходимые им для обучения и оснащения мастерских, учебных лабораторий и кабинетов, а высшим учебным заведениям - образцы машин, станков, приборов и другого оборудования, а также снимаемые с демонстрирования на выставках экспонаты, которые могут быть использованы для учебных целей.
Кроме того, в соответствии с Положением о профессионально-технических учебных заведениях СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1980 г. N 296, обеспечение профессионально-технических учебных заведений современным оборудованием, машинами, приборами, инструментами, материалами, топливом, теплоэнергией, а также ремонт их помещений осуществляются предприятиями, для которых эти учебные заведения готовят квалифицированных рабочих.
Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях предусмотрено относить расходы по содержанию помещений и инвентаря, предоставляемых в соответствии с действующими положениями для учебных целей, на общезаводские расходы. В соответствии с письмом Минфина СССР от 31 декабря 1965 г. N 518 "Об изменениях в бухгалтерском учете в связи с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии" капитальный ремонт основных средств, предоставляемых в безвозмездное пользование учебным заведениям, производится за счет амортизационных отчислений в общем порядке.
Кроме того, предприятие может производить расходы на ремонт и оборудование общеобразовательных школ, не носящие характер капитальных вложений, за счет сверхплановых накоплений.
в) Расходы по организации практики студентов
и учащихся и по оплате лекций
Согласно Положению о производственной практике студентов высших учебных заведений СССР, утвержденному Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 30 мая 1968 г. N 444, изданным в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. N 729 <*>, предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять общежития студентам-практикантам вузов на условиях, предоставляемых постоянным работникам, но с оплатой в месяц не свыше 1 руб. за пользование общежитием и 50 коп. за пользование постельными принадлежностями.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 17 октября 1966 г. N 338.
Руководителям предприятий, учреждений, организаций разрешается в необходимых случаях арендовать для студентов-практикантов жилую площадь, расходуя на эти цели не более 3 руб. в месяц на каждого студента-практиканта.
Положением о производственной практике учащихся средних специальных учебных заведений СССР, утвержденным на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. N 729 Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 13 ноября 1968 г. N 805, учащиеся средних специальных учебных заведений в период производственной практики обеспечиваются предприятиями, учреждениями, организациями общежитием на условиях, предоставляемых постоянным работникам, но с оплатой за пользование не свыше ставок, установленных Постановлением СНК СССР от 18 февраля 1941 г. N 332 (за пользование общежитием 50 коп., за пользование постельными принадлежностями 20 коп. в месяц). Учащиеся, не занимающие в период производственной практики оплачиваемых рабочих мест, пользуются общежитием бесплатно.
В тех случаях, когда за счет средств, ассигнованных на подготовку кадров, производятся расходы по оплате лекций, прочитанных на технические или экономические темы с целью повышения квалификации работников предприятий, суммы этих расходов подлежат отнесению на счет 26 "Общезаводские (общехозяйственные) расходы".
Затраты по повышению квалификации работников, включая стоимость их проезда, производятся предприятиями, организациями, учреждениями за счет средств, предусмотренных соответственно в сметах общезаводских расходов, накладных расходов, финансовом плане и др.
Следует учесть, что действующим законодательством не предусмотрена выплата за счет предприятий заработной платы преподавателям высших и средних специальных учебных заведений и специалистам за проведение занятий с учащимися-заочниками.
г) Расходы по выплате стипендий
студентам вузов и учащимся техникумов
Проверяя правильность оплаты лекций и выплат стипендий студентам вузов и учащимся техникумов, следует руководствоваться Методическими указаниями "О порядке планирования средств, выделяемых на подготовку и повышение квалификации рабочих и других кадров на производстве, и источниках финансирования расходов на эти цели", доведенными письмом Минфина СССР от 29 мая 1980 г. N 97.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 "Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий" (письмо Министерства финансов СССР от 6 апреля 1976 г. N 20) всем успевающим учащимся, направленным промышленными предприятиями, стройками, совхозами, организациями и предприятиями государственной торговли и потребкооперации на обучение в вузы и техникумы, выплачивается стипендия за счет этих предприятий.
Указанные затраты промышленными предприятиями и совхозами отражаются на счете 26 "Общезаводские (общехозяйственные) расходы" (статья "Расходы по подготовке кадров"); стройками, подрядными строительными и монтажными организациями на счете 27 "Накладные расходы" (статья "Прочие накладные расходы по организации и производству работ"); организациями и предприятиями государственной торговли и потребкооперации (кроме потребительских обществ) - за счет фонда на подготовку кадров; потребительскими обществами - за счет средств фонда культурно-бытовых мероприятий.
д) Расходы по содержанию помещений,
предоставляемых профсоюзным и другим общественным
организациям предприятия
Положением о профсоюзном комитете предприятия, учреждения, организации, Положением о социалистическом государственном производственном предприятии и Положением о производственном объединении (комбинате) предусмотрено, что соответствующему профсоюзному органу и другим общественным организациям предоставляются в бесплатное пользование помещения, необходимые для их работы и проведения собраний рабочих и служащих, с обеспечением их оборудованием, отоплением, освещением, охраной и уборкой, а также предоставляются в бесплатное пользование указанных организаций транспортные средства и средства связи. Затраты, связанные с предоставлением профсоюзным органам и другим общественным организациям помещени

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 19.08.1983 n 811 О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ПРЕДПРИЯТИЯМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ  »
Документы СССР »
Читайте также