ПРИКАЗ Минторга СССР от 13.05.1983 n 104 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР


МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР
ПРИКАЗ
от 13 мая 1983 г. N 104
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ
В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР
В целях усиления контроля за торговой и финансово - хозяйственной деятельностью предприятий и организаций системы Министерства торговли СССР и повышения качества ревизий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизий торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы Министерства торговли СССР, согласованную с Министерством финансов СССР.
2. Министрам торговли союзных республик:
принять меры к улучшению контрольно - ревизионной работы, повышению ее эффективности, предупреждению бесхозяйственности, полноте выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
установить постоянный контроль за состоянием контрольно - ревизионной работы на подведомственных предприятиях и в организациях;
укрепить контрольно - ревизионный аппарат квалифицированными специалистами, хорошо знающими учет и экономику торговли и общественного питания;
обеспечить участие специалистов министерства торговли республики, управлений торговли и управлений общественного питания обл(край)горисполкомов в проведении комплексных ревизий;
обязать ревизоров проводить при ревизиях глубокий анализ выполнения хозяйственных и финансовых планов, осуществления мероприятий по обеспечению сохранности социалистической собственности, а также мероприятий по борьбе с бесхозяйственными потерями;
организовать семинары по изучению Инструкции о порядке проведения ревизий торговой и финансово - хозяйственной деятельности для ревизоров и других специалистов, привлекаемых для участия в проведении ревизий.
3. Признать утратившим силу Приказ Министерства торговли СССР от 20 июля 1967 г. N 110.
Министр
Г.И.ВАЩЕНКО



Утверждена
Приказом
Министерства торговли СССР
от 13 мая 1983 г. N 104
Согласована
с Министерством финансов СССР
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ ТОРГОВОЙ И ФИНАНСОВО -
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР
1. Общие положения
1.1. Основными задачами внутриведомственного контроля являются:
контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно - ревизионной работы;
пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
1.2. Производственное объединение (комбинат) проводит проверки производственной и финансово - хозяйственной деятельности своих производственных единиц комплексно один раз в год.
При необходимости проводятся внеплановые ревизии.
1.3. При проведении ревизий работники министерств, ведомств, объединений и хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Совета Министров СССР, нормативными актами министерств; неуклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению нарушений государственной дисциплины, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым предприятиям в улучшении их финансово - хозяйственной и производственной деятельности и обеспечении сохранности государственных средств.
1.4. Ревизии и проверки торговой и финансово - хозяйственной деятельности осуществляются контрольно - ревизионными подразделениями:
Министерства торговли СССР и министерства торговли союзных республик - в министерствах торговли автономных республик, главных управлениях и управлениях торговли (общественного питания), республиканских оптовых конторах, объединениях и других предприятиях (организациях), непосредственно подчиненных этим министерствам;
министерств торговли автономных республик, главных управлений и управлений торговли (общественного питания) краевых, областных, городских исполнительных комитетов Советов народных депутатов - в подчиненных им предприятиях (организациях), а также управлениях колхозными рынками, различных учреждениях, детских садах и прочих хозяйствах.
1.5. Ревизии торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций), состоящих на хозяйственном расчете, проводятся вышестоящим органом комплексно один раз в год. Руководство Министерства торговли СССР, Советы Министров союзных и автономных республик и исполнительные комитеты Советов народных депутатов разрешают в отдельных случаях проведение комплексных ревизий финансово - хозяйственной деятельности отдельных предприятий (организаций), состоящих на хозяйственном расчете, один раз в два года.
Ревизии организаций системы Министерства торговли СССР (управлений колхозными рынками, учреждений, детских садов и т.п.), не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций, проводятся один раз в два года.
1.6. Контрольно - ревизионные управления (отделы) при проведении комплексных ревизий производственной и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций) проверяют:
обоснованность принятых в техпромфинплане расчетов для определения объемных показателей работы предприятий, фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции, прибыли и др.;
правильность отражения в отчетности плановых показателей; нет ли случаев необоснованных изменений планов производства и реализации продукции, фондов заработной платы, прибыли, платежей в бюджет и др.;
выполнение плана по основным количественным и качественным показателям, влияние отдельных факторов на отклонения от утвержденных планов;
содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности;
записи в регистрах бухгалтерского учета в сопоставлении с первичными документами, данные учетных регистров - с показателями отчетности, отчетные данные - с плановыми (техпромфинплан, баланс доходов и расходов, смета);
данные разных документов, относящиеся к взаимосвязанным хозяйственным операциям, например, сопоставление данных о количестве выпущенных изделий с документами о начислении заработной платы за выработку этих изделий; сравнение данных об отгрузке (отпуске) продукции с пропусками на ее вывоз с территории предприятия и т.д.;
соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, а также обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах;
достоверность отчетных данных, выявление приписок и других искажений показателей отчетности;
эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременность документального оформления хозяйственных операций, полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, причины образования непроизводительных расходов и потерь;
соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также своевременность внесения в бюджет всей суммы дополнительной выручки, полученной в результате нарушения действующего порядка установления и применения цен и тарифов;
выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой.
1.7. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах проводится сплошным или выборочным способом.
При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за ревизуемый период. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, непланируемые расходы и потери и некоторые другие участки деятельности ревизуемого предприятия, указанные в программе ревизии.
При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то ревизия на данном участке деятельности предприятия (организации) проводится сплошным способом.
При централизованном учете документальная проверка операций с основными средствами и малоценным инвентарем, расчетов с рабочими и служащими осуществляется выборочно и не по всем структурным подразделениям предприятия (организации). Руководитель ревизионной группы на основе проведенного анализа данных сводных учетных регистров и отчетов по этим хозяйственным операциям определяет объекты и период, за который следует провести документальную проверку.
1.8. При проверке законности и целесообразности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству, нормативным актам Министерства торговли СССР и других министерств и ведомств. Целесообразность хозяйственной операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед ревизуемым предприятием (организацией), при соблюдении законности.
При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных операций ревизующий устанавливает, по чьему распоряжению они осуществлены, а также размер нанесенного материального ущерба.
1.9. Достоверность финансово - хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов, а также с помощью специальных приемов документального и фактического контроля.
При формальной проверке устанавливают: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. В необходимом случае подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника или назначить графологическую экспертизу.
При арифметической проверке определяют правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в кассовых отчетах, в платежных ведомостях на выплату заработной платы и др.
1.10. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, с которыми ревизуемое предприятие (организация) вступило в хозяйственные связи.
При встречных проверках первичные документы и учетные данные ревизуемого предприятия (организации) сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях (организациях), от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности.
Имеющиеся на ревизуемом предприятии (организации) выписки банка по расчетным, текущим и ссудным счетам сопоставляются с подлинными записями по этим счетам в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Копии платежных документов, имеющиеся на ревизуемом предприятии (организации), сличаются с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждениях банка.
При необходимости проведения встречных проверок на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в других городах и районах, руководитель ревизионной группы обращается по этому вопросу в соответствующие вышестоящие организации, которые должны обеспечить проведение встречных проверок и направление материалов этих проверок руководителю ревизионной группы, по просьбе которого проводятся проверки.
1.11. При комплексных ревизиях торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций) наряду с документальной проверкой используются следующие приемы фактического контроля в целях установления действительного объема и качества выполненных работ, а также фактического получения или выдачи денежных средств и материальных ценностей, указанных в документах:
обследование на месте ревизуемого объекта (торгового зала, кладовых, складов, цехов предприятий общественного питания и др. подразделений) для изучения организации торговли, производства и труда, охраны материальных ценностей, состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и готовой продукции и т.д. При этом следует ознакомиться с применяемым на объекте порядком отражения в первичных документах и регистрах учета операций по движению товаров, переработке сырья и материалов в соответствии с маршрутами их движения в производстве. Данные этого учета (журналов ОТК, заводской лаборатории и др.) сопоставляются с записями в бухгалтерском учете;
проведение сплошной или выборочной инвентаризации денежных средств в кассах и товарно - материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей, денежных средств и расчетов в организациях и предприятиях системы Министерства торговли СССР;
проведение с участием специалистов контрольного обмера строительных, монтажных, ремонтных и других работ для установления достоверности отчетных данных о выполненных объемах этих работ;
проведение в необходимых случаях с участием специалистов контрольного вложения сырья и продуктов в производство, контрольных анализов сырья и готовой продукции, а также обмера или взвешивания сырья, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного расхода сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции, обоснованности норм выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
проверка, при необходимости с участием специалистов, качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам;
проверка соответствия цен, указанных в документах, ценам, указанным в действующих прейскурантах и ценниках.
1.12. Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и продуктов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других проверках деятельности материально ответственных лиц.
1.13. При проведении ревизий ревизоры имеют право:
проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления письменных объяснений должностных и других лиц, также необходимых справок по возникающим вопросам;
при проверке полноты оприходования по кассе денежных средств, полученных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 11.05.1983 n 94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНДЕКСОВ ИЗМЕНЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НИМ ДЛЯ ПЕРЕСЧЕТА СВОДНЫХ СМЕТНЫХ РАСЧЕТОВ (СВОДНЫХ СМЕТ) СТРОЕК  »
Документы СССР »
Читайте также