ПРИКАЗ Минторга СССР от 13.05.1983 n 104 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР


МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР
ПРИКАЗ
от 13 мая 1983 г. N 104
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ
В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР
В целях усиления контроля за торговой и финансово - хозяйственной деятельностью предприятий и организаций системы Министерства торговли СССР и повышения качества ревизий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизий торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы Министерства торговли СССР, согласованную с Министерством финансов СССР.
2. Министрам торговли союзных республик:
принять меры к улучшению контрольно - ревизионной работы, повышению ее эффективности, предупреждению бесхозяйственности, полноте выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
установить постоянный контроль за состоянием контрольно - ревизионной работы на подведомственных предприятиях и в организациях;
укрепить контрольно - ревизионный аппарат квалифицированными специалистами, хорошо знающими учет и экономику торговли и общественного питания;
обеспечить участие специалистов министерства торговли республики, управлений торговли и управлений общественного питания обл(край)горисполкомов в проведении комплексных ревизий;
обязать ревизоров проводить при ревизиях глубокий анализ выполнения хозяйственных и финансовых планов, осуществления мероприятий по обеспечению сохранности социалистической собственности, а также мероприятий по борьбе с бесхозяйственными потерями;
организовать семинары по изучению Инструкции о порядке проведения ревизий торговой и финансово - хозяйственной деятельности для ревизоров и других специалистов, привлекаемых для участия в проведении ревизий.
3. Признать утратившим силу Приказ Министерства торговли СССР от 20 июля 1967 г. N 110.
Министр
Г.И.ВАЩЕНКО



Утверждена
Приказом
Министерства торговли СССР
от 13 мая 1983 г. N 104
Согласована
с Министерством финансов СССР
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ ТОРГОВОЙ И ФИНАНСОВО -
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР
1. Общие положения
1.1. Основными задачами внутриведомственного контроля являются:
контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно - ревизионной работы;
пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
1.2. Производственное объединение (комбинат) проводит проверки производственной и финансово - хозяйственной деятельности своих производственных единиц комплексно один раз в год.
При необходимости проводятся внеплановые ревизии.
1.3. При проведении ревизий работники министерств, ведомств, объединений и хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Совета Министров СССР, нормативными актами министерств; неуклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению нарушений государственной дисциплины, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым предприятиям в улучшении их финансово - хозяйственной и производственной деятельности и обеспечении сохранности государственных средств.
1.4. Ревизии и проверки торговой и финансово - хозяйственной деятельности осуществляются контрольно - ревизионными подразделениями:
Министерства торговли СССР и министерства торговли союзных республик - в министерствах торговли автономных республик, главных управлениях и управлениях торговли (общественного питания), республиканских оптовых конторах, объединениях и других предприятиях (организациях), непосредственно подчиненных этим министерствам;
министерств торговли автономных республик, главных управлений и управлений торговли (общественного питания) краевых, областных, городских исполнительных комитетов Советов народных депутатов - в подчиненных им предприятиях (организациях), а также управлениях колхозными рынками, различных учреждениях, детских садах и прочих хозяйствах.
1.5. Ревизии торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций), состоящих на хозяйственном расчете, проводятся вышестоящим органом комплексно один раз в год. Руководство Министерства торговли СССР, Советы Министров союзных и автономных республик и исполнительные комитеты Советов народных депутатов разрешают в отдельных случаях проведение комплексных ревизий финансово - хозяйственной деятельности отдельных предприятий (организаций), состоящих на хозяйственном расчете, один раз в два года.
Ревизии организаций системы Министерства торговли СССР (управлений колхозными рынками, учреждений, детских садов и т.п.), не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций, проводятся один раз в два года.
1.6. Контрольно - ревизионные управления (отделы) при проведении комплексных ревизий производственной и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций) проверяют:
обоснованность принятых в техпромфинплане расчетов для определения объемных показателей работы предприятий, фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции, прибыли и др.;
правильность отражения в отчетности плановых показателей; нет ли случаев необоснованных изменений планов производства и реализации продукции, фондов заработной платы, прибыли, платежей в бюджет и др.;
выполнение плана по основным количественным и качественным показателям, влияние отдельных факторов на отклонения от утвержденных планов;
содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности;
записи в регистрах бухгалтерского учета в сопоставлении с первичными документами, данные учетных регистров - с показателями отчетности, отчетные данные - с плановыми (техпромфинплан, баланс доходов и расходов, смета);
данные разных документов, относящиеся к взаимосвязанным хозяйственным операциям, например, сопоставление данных о количестве выпущенных изделий с документами о начислении заработной платы за выработку этих изделий; сравнение данных об отгрузке (отпуске) продукции с пропусками на ее вывоз с территории предприятия и т.д.;
соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, а также обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах;
достоверность отчетных данных, выявление приписок и других искажений показателей отчетности;
эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременность документального оформления хозяйственных операций, полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, причины образования непроизводительных расходов и потерь;
соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также своевременность внесения в бюджет всей суммы дополнительной выручки, полученной в результате нарушения действующего порядка установления и применения цен и тарифов;
выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой.
1.7. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах проводится сплошным или выборочным способом.
При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за ревизуемый период. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, непланируемые расходы и потери и некоторые другие участки деятельности ревизуемого предприятия, указанные в программе ревизии.
При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то ревизия на данном участке деятельности предприятия (организации) проводится сплошным способом.
При централизованном учете документальная проверка операций с основными средствами и малоценным инвентарем, расчетов с рабочими и служащими осуществляется выборочно и не по всем структурным подразделениям предприятия (организации). Руководитель ревизионной группы на основе проведенного анализа данных сводных учетных регистров и отчетов по этим хозяйственным операциям определяет объекты и период, за который следует провести документальную проверку.
1.8. При проверке законности и целесообразности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству, нормативным актам Министерства торговли СССР и других министерств и ведомств. Целесообразность хозяйственной операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед ревизуемым предприятием (организацией), при соблюдении законности.
При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных операций ревизующий устанавливает, по чьему распоряжению они осуществлены, а также размер нанесенного материального ущерба.
1.9. Достоверность финансово - хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов, а также с помощью специальных приемов документального и фактического контроля.
При формальной проверке устанавливают: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. В необходимом случае подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника или назначить графологическую экспертизу.
При арифметической проверке определяют правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в кассовых отчетах, в платежных ведомостях на выплату заработной платы и др.
1.10. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, с которыми ревизуемое предприятие (организация) вступило в хозяйственные связи.
При встречных проверках первичные документы и учетные данные ревизуемого предприятия (организации) сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях (организациях), от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности.
Имеющиеся на ревизуемом предприятии (организации) выписки банка по расчетным, текущим и ссудным счетам сопоставляются с подлинными записями по этим счетам в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Копии платежных документов, имеющиеся на ревизуемом предприятии (организации), сличаются с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждениях банка.
При необходимости проведения встречных проверок на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в других городах и районах, руководитель ревизионной группы обращается по этому вопросу в соответствующие вышестоящие организации, которые должны обеспечить проведение встречных проверок и направление материалов этих проверок руководителю ревизионной группы, по просьбе которого проводятся проверки.
1.11. При комплексных ревизиях торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций) наряду с документальной проверкой используются следующие приемы фактического контроля в целях установления действительного объема и качества выполненных работ, а также фактического получения или выдачи денежных средств и материальных ценностей, указанных в документах:
обследование на месте ревизуемого объекта (торгового зала, кладовых, складов, цехов предприятий общественного питания и др. подразделений) для изучения организации торговли, производства и труда, охраны материальных ценностей, состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и готовой продукции и т.д. При этом следует ознакомиться с применяемым на объекте порядком отражения в первичных документах и регистрах учета операций по движению товаров, переработке сырья и материалов в соответствии с маршрутами их движения в производстве. Данные этого учета (журналов ОТК, заводской лаборатории и др.) сопоставляются с записями в бухгалтерском учете;
проведение сплошной или выборочной инвентаризации денежных средств в кассах и товарно - материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей, денежных средств и расчетов в организациях и предприятиях системы Министерства торговли СССР;
проведение с участием специалистов контрольного обмера строительных, монтажных, ремонтных и других работ для установления достоверности отчетных данных о выполненных объемах этих работ;
проведение в необходимых случаях с участием специалистов контрольного вложения сырья и продуктов в производство, контрольных анализов сырья и готовой продукции, а также обмера или взвешивания сырья, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного расхода сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции, обоснованности норм выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
проверка, при необходимости с участием специалистов, качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам;
проверка соответствия цен, указанных в документах, ценам, указанным в действующих прейскурантах и ценниках.
1.12. Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и продуктов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других проверках деятельности материально ответственных лиц.
1.13. При проведении ревизий ревизоры имеют право:
проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления письменных объяснений должностных и других лиц, также необходимых справок по возникающим вопросам;
при проверке полноты оприходования по кассе денежных средств, полученных в учреждении Госбанка СССР, тщательно проверять выписки из расчетных (текущих, спецссудных) счетов, а при необходимости уточнять в учреждении Госбанка СССР данные о суммах наличных денег, выданных ревизуемому предприятию за проверяемый период;
уточнять в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия (организации);
проводить или организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладовые, архивы. При этом печать (пломбиратор) должен находиться у ревизующего, а ключ - у материально ответственного лица;
привлекать через соответствующие организации специалистов для определения качества и количества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; для контрольного обмера строительных, монтажных и других работ и определения их качества; проверки фактических затрат сырья и материалов и в других необходимых случаях;
получать при необходимости от других предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, справки по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием (организацией);
проверять на предприятиях, в организациях и учреждениях других систем, с их согласия, правильность отдельных операций, связанных с деятельностью ревизуемого предприятия;
передавать материалы ревизии следственным органам с последующим докладом об этом руководителю, назначившему ревизию, принимать меры к возмещению причиненного ущерба в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.
1.14. При выявлении фактов неправильного расходования государственных средств и других нарушений финансовой дисциплины или злоупотреблений устанавливаются размер причиненного ущерба, причины нарушений, должностные лица, по вине которых совершены нарушения.
1.15. Изъятие ревизорами необходимых подлинных документов, когда сохранность их в ревизуемом предприятии (организации) не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно - следственных и других органов, имеющих на это право. Изъятие документов в этих случаях производится в порядке, предусмотренном Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций.
Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия (организации) оставляются машинописные или фотографические копии, или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого предприятия (организации).
В отдельных случаях по усмотрению руководителя предприятия (организации) разрешается не снимать копии с документов (счета, наряды и т.п.), а изъять их по акту с точным перечислением всех документов (вид, дата, номер документа и сумма).
1.16. За преднамеренное искажение или скрытие фактов хищений и злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях ревизующий привлекается к ответственности в установленном порядке.
1.17. В ходе ревизии в зависимости от характера деятельности ревизуемого объекта методом анализа следует проверить:
в оптовых торговых предприятиях (организациях) - выполнение плана товарооборота и поставки важнейших видов товаров, осуществление контроля за качеством товаров, состояние товарных запасов, организацию службы спроса, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, какие требования предъявлялись промышленным предприятиям по выполнению ими плана поставки товаров, своевременность и полноту предъявления к поставщикам штрафных санкций за нарушение договорных условий;
в розничных торговых предприятиях (организациях) - выполнение планов товарооборота в разрезе отдельных предприятий, развития торговой сети, применение прогрессивных форм торговли, организацию завоза товаров, структуру товарных запасов;
в предприятиях (организациях) общественного питания - выполнение планов товарооборота по организациям в целом и по предприятиям, реализацию продукции собственного производства и покупных товаров, развитие торговой сети, использование полуфабрикатов; осуществление контроля за качеством выпускаемой продукции; наличие мероприятий по увеличению выработки кондитерских, кулинарных и других изделий собственного производства; внедрение прогрессивных форм обслуживания;
в транспортных предприятиях - обеспечение транспортом нужд торговли, общественного питания и других отраслей деятельности, использование различных методов доставки товаров, выполнение планов перевозок различными видами транспортных средств, состояние борьбы с простоями, нерациональными перевозками, организацию контроля за работой транспортных средств;
в производственных предприятиях - выполнение производственных планов по всем показателям с учетом профиля работы предприятия, состояние контроля за качеством выпускаемой продукции, взаимоотношения предприятия с поставщиками материалов, выполнение ими договоров, выполнение плана выборки фондов на материалы, выполнение планов выпуска продукции и других работ;
в предприятиях сельского хозяйства - выполнение планов производства продукции растениеводства и животноводства, соблюдение режима содержания скота и птицы, экономическую эффективность подсобных хозяйств по производству продукции сельского хозяйства.
2. Организация и подготовка ревизий
2.1. Комплексные ревизии торговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятий (организаций) проводятся на основе годовых планов, составленных контрольно - ревизионным управлением (отделом) и утвержденных до начала года руководителем вышестоящей организации, при необходимости с участием заинтересованных организаций (комитета народного контроля, госторгинспекции, финансовых органов и др.).
Вышестоящая организация заранее сообщает о времени проведения ревизий подведомственных предприятий (организаций) местным органам народного контроля, финансовым органам, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР.
Планы ревизий хранятся у начальника контрольно - ревизионного управления (отдела) как документы, не подлежащие оглашению. При назначении ревизии должен соблюдаться принцип внезапности ее проведения.
2.2. Для проведения ревизии приказом руководителя ревизующего органа назначается ревизионная группа в составе работников контрольно - ревизионного аппарата и высококвалифицированных специалистов экономических и других служб главных управлений и управлений торговли (общественного питания) Министерства торговли СССР и министерств торговли союзных республик.
Ревизии должны возглавляться руководителями структурных подразделений органа, назначившего ревизию, их заместителями или наиболее квалифицированными работниками контрольно - ревизионного аппарата.
2.3. Срок проведения ревизий не может превышать 30 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию. При проведении ревизии по заданию следственных органов - с их согласия.
2.4. Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период.
2.5. Проведению комплексной ревизии предшествует тщательная подготовка, изучение имеющихся в организации, назначившей ревизию, в финансовых, банковских и других органах плановых, отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших сигналов и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия (организации).
На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа ревизии (задание), предусматривающая перечень основных вопросов ревизии, на которых следует сосредоточить внимание, а также период, за который должна быть проведена ревизия. Наряду с программой разрабатывается план одновременного проведения ревизий касс и инвентаризаций материальных ценностей.
При комплексной ревизии деятельности объединений в программе предусматривается, какие производственные единицы (филиалы) объединения должны быть подвергнуты ревизии. При этом ревизией должно быть охвачено не менее 2 - 3 производственных единиц.
Программа комплексной ревизии утверждается руководителем контрольно - ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.
2.6. Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит участников ревизии с содержанием программы (задания) и распределяет ее между исполнителями.
На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности ревизуемого предприятия (организации), которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указывается перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки выполнения.
2.7. Если ревизуемое предприятие (организация) имеет централизованную бухгалтерию, то в программе комплексной ревизии предусматривается обязательное проведение проверок всех его структурных подразделений (магазинов, складов, столовых и т.п.).
Круг проверяемых вопросов зависит от характера деятельности ревизуемого объекта.
Непосредственно на ревизуемом объекте - предприятии (организации) розничной торговли и общественного питания ревизионная группа знакомится с организацией и условиями работы материально ответственных лиц, с условиями хранения товаров, тары и денежных средств, с организацией материальной ответственности за ценности, порядком эксплуатации контрольно - кассовых аппаратов, соблюдением правил документального оформления хозяйственных операций, связанных с поступлением и выбытием товаров, тары и денежных средств, состоянием оперативного контроля за движением ценностей, за соблюдением цен, порядком ведения табельного учета рабочего времени, содержанием приказов, распоряжений за ревизуемый период и книги жалоб и предложений.
2.8. Документальная проверка торговой и финансово - хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, имеющего централизованную бухгалтерию, проводится по функциональным отделам последней. Распределение обязанностей между ревизорами отражается в программе ревизии, применительно к отделам конкретной централизованной бухгалтерии. Руководитель ревизионной группы, наряду с выполнением других функций, осуществляет проверку сводных отчетов, сводных регистров, расчетов по определению финансовых результатов в целом по ревизуемому предприятию (организации) и его подразделениям.
Документальная проверка законности и достоверности хозяйственных операций, правильности и своевременности отражения их в учете и отчетности при децентрализованном учете проводится ревизионной группой по хозрасчетным структурным подразделениям, находящимся на самостоятельном балансе.
2.9. В программе комплексной ревизии предусматривается перечень вопросов по проверке специалистами деятельности отделов и служб аппарата управления ревизуемого предприятия (организации):
в торговом отделе проверяются:
выполнение поставщиками договорных обязательств по поставке товаров, ритмичность поступления товаров, эффективность мер воздействия на поставщиков, не выполняющих договорные обязательства;
порядок распределения товарной массы по предприятиям;
организация выборки товарных фондов по договорам и децентрализованным закупкам;
организация учета конъюнктуры спроса, наличие отказов, замена в поставках одних товаров другими;
проведение товароведами ревизуемого предприятия (организации) проверок и анализа состояния товарных запасов на базах (складах), в магазинах и т.п.;
в отделе по организации торговли проверяются:
выполнение плана развития торговой сети и внедрение прогрессивных форм торговли (число вновь открытых магазинов, столовых, их структура, площадь и методы организации торгового процесса, охват предприятий методом самообслуживания, соблюдение правил размещения товаров для показа их покупателям, состояние торговой рекламы и оконных витрин, использование средств, выделенных на рекламу, выполнение плана мероприятий по повышению культуры обслуживания покупателей);
организация работы с жалобами и заявлениями покупателей (наличие книги учета жалоб и заявлений покупателей, число и характер жалоб и заявлений за ревизуемый период, объективность и своевременность ответов на жалобы и заявления (письма) покупателей, организация ответственности за состояние работы с жалобами и заявлениями (письмами) трудящихся;
соблюдение правил продажи товаров;
состояние тарного хозяйства (наличие помещений для хранения тары, соблюдение правил приемки и сдачи тары тарособирающим организациям, выполнение мероприятий по снижению потерь по таре и эффективность применения поощрительных мер, организация и состояние приема посуды от населения);
в отделе кадров проверяются:
наличие и качественный состав работников ревизуемого предприятия (образование, стаж работы в торговле, возраст, партийность);
укомплектованность штатных должностей, потребность в кадрах, текучесть кадров и причины;
соблюдение правил организации бригадной материальной ответственности (оформление договоров при создании бригад материально ответственных лиц, наличие согласия профсоюзной организации, своевременность переоформления договоров при принятии в состав бригады новых работников);
подбор, изучение и расстановка кадров по деловым и политическим качествам (особенно руководителей предприятия (организации) и материально ответственных лиц), соответствие работников занимаемым должностям;
использование специалистов с высшим и средним специальным образованием;
наличие фактов приема или перемещения по работе лиц, допустивших ранее нарушения и злоупотребления в торговле;
наличие графика отпусков и его исполнение, факты нарушений графика отпусков материально ответственных лиц (причины нарушений и принимаемые меры);
состояние трудовой дисциплины и организация воспитательной работы в коллективах предприятия (организации), какие проводятся мероприятия с молодежью и молодыми специалистами;
состояние кадрового хозяйства, правильность ведения личных дел, трудовых книжек, книги приказов;
соблюдение правил оформления на работу лиц по совместительству;
проведение аппаратом отдела кадров тематических проверок в подведомственных подразделениях по кадровым вопросам;
в плановом отделе проверяются:
обоснованность планирования товарооборота, издержек обращения, валовых доходов и прибыли по структурным подразделениям ревизуемого предприятия (организации);
обоснованность нормативов товарных запасов, денежных средств и прочих товарно - материальных ценностей;
соблюдение установленных сроков доведения утвержденных планов и заданий до структурных подразделений;
обеспечение директивных указаний по приросту товарооборота;
учитывается ли при планировании график проведения ремонтов в структурных подразделениях;
соответствие планов товарооборота товарному покрытию;
выполнение плана товарооборота и прибыли с начала года и начала пятилетки в целом по ревизуемому предприятию (организации) и его подразделениям, а также их ритмичность;
принятие мер к предприятиям (организациям), не обеспечивающим выполнение плановых заданий;
обоснованность сметы расходов по длительному хранению картофеля и овощей;
выполнение плановых заданий по валовым доходам, издержкам обращения и прибыли;
соблюдение сметы издержек обращения по статьям расходов в сравнении с планом и отчетом за соответствующий период прошлого года (при этом особое внимание обращается на статьи "потери товарно - материальных ценностей сверх норм убыли" и "потери по таре");
причины возникновения потерь сверх норм убыли и потерь по таре и виновные лица в допущенной бесхозяйственности;
факты незаконного и необоснованного списания на результаты хозяйственно - финансовой деятельности недостач, потерь от порчи продукции и других сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц;
соблюдение установленного порядка актирования и списания потерь товаров и тары, своевременного рассмотрения материалов о потерях и принимаемых мерах по их предупреждению, их эффективность;
суммы уплаченных штрафов за простой вагонов, судов, автотранспорта, за несвоевременный возврат тары, необоснованность отказов от оплаты счетов и другие нарушения. Выявление причин и виновных лиц в несвоевременной разгрузке транспортных средств и принимаемые меры к ликвидации простоев транспорта;
дебиторская задолженность, списанная в убытки;
соблюдение установленного порядка списания на убытки сумм дебиторской задолженности и нет ли фактов необоснованного списания ее на результаты хозяйственно - финансовой деятельности;
принимаемые меры к розыску должников и взысканию образовавшейся задолженности;
выполнение мероприятий по сокращению расходов на содержание аппарата управления;
обоснованность планирования фонда заработной платы и его использования;
применение коллективных форм организации и оплаты труда;
использование фондов экономического стимулирования;
организация сбора информации и состояние оперативного контроля за выполнением плановых заданий;
деятельность экономического совета ревизуемого предприятия (организации);
по юридической службе проверяются:
отражение в плане работ вопросов по сохранности социалистической собственности;
организация претензионной, исковой и договорной работы;
соблюдение сроков и правильность оформления претензионных, исковых материалов, отзывов, обжалования необоснованности решений арбитража, суда или другого органа;
принимаемые меры по снижению и ликвидации дебиторской задолженности;
участие работников юридической службы в проведении мероприятий по обеспечению сохранности ценностей и взысканию материального ущерба с виновных лиц, своевременность и правильность оформления материалов по недостачам, растратам и хищениям, передаваемым в судебно - следственные органы для взыскания ущерба, в сверке дел, находящихся в суде, органах прокуратуры, милиции.
Если ревизуемое предприятие (организация) имеет другие отделы и службы, то в программе комплексной ревизии предусматривается проверка этих служб, исходя из их функциональных особенностей.
2.10. Начальник контрольно - ревизионного управления (отдела) совместно с руководителем ревизионной группы до начала ревизии проводит инструктаж участников комплексной ревизии о порядке проведения ревизии, акцентирует внимание ревизоров на те участки хозяйственной деятельности, которые нуждаются в более тщательной проверке.
2.11. При проведении ревизии по требованию следственных органов руководитель ревизионной группы получает от них задание, предусматривающее перечень вопросов, подлежащих проверке с указанием периода, за который должна быть проведена ревизия. При необходимости к ее проведению привлекаются специалисты (инженеры, технологи, товароведы и др.), а в случае запущенности бухгалтерского учета - счетные работники ревизуемого предприятия (организации) для восстановления учета.
3. Организация работы ревизоров
на ревизуемом предприятии (организации)
и последовательность проведения ревизии
3.1. Прибыв на ревизуемый объект, руководитель ревизионной группы предъявляет руководителю предприятия (организации) или его заместителю распоряжение о проведении ревизии, представляет членов ревизионной группы.
Руководитель предприятия (организации) представляет ревизионной группе начальников отделов и других ответственных работников и дает указание о предоставлении помещения ревизионной группе, обеспечении сохранности ревизионных материалов и содействии в работе ревизоров, назначении в необходимых случаях инвентаризационных комиссий.
Руководитель ревизионной группы совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия (организации) немедленно приступают к проведению инвентаризации денежных средств в кассе, товаров и тары.
Сплошная инвентаризация товаров, тары и денежных средств у всех материально ответственных лиц проводится на предприятиях (организациях) розничной торговли и общественного питания в необходимых случаях.
При невозможности и нецелесообразности сплошной инвентаризации товаров, тары и денежных средств руководитель ревизионной группы должен определить объекты инвентаризации.
В первую очередь следует провести инвентаризацию в подразделениях, где нарушались сроки инвентаризации, имеются сверхнормативные остатки ценностей, где материально ответственные лица нерегулярно используют очередные отпуска или уходили в отпуск без передачи ценностей, имеют недостаточный опыт работы с товарно - материальными ценностями и денежными средствами.
В подразделениях предприятия (организации), где ведется натурально - стоимостный учет товарно - материальных ценностей (на базах, складах, в кладовых, цехах по производству полуфабрикатов и т.п.) допускается проведение выборочной инвентаризации. Проверке подвергаются ценные и многосортные группы товаров, а также товары, по которым имеются значительные остатки и при этом продолжительное время не было их отпуска.
Если инвентаризации проводятся аппаратом ревизуемой организации, руководитель ревизионной группы должен организовать проведение членами ревизионной группы контрольных проверок.
Результаты проведенных инвентаризаций выявляются бухгалтерами ревизуемого предприятия (организации), правильность их определения контролируется ревизорами ревизионной группы. По выявленным результатам инвентаризации составляется справка, в которой указываются наименование объекта, где проведена инвентаризация, фамилия, имя и отчество материально ответственного лица, результаты инвентаризации, какое решение принято по результатам инвентаризации.
3.2. До начала проверки хозяйственных операций в условиях централизованных бухгалтерий руководитель и члены ревизионной группы проводят проверку ревизуемых объектов согласно программе комплексной ревизии.
На предприятиях (в организациях) проверяются:
соблюдение правил эксплуатации контрольно - кассовых аппаратов, условий хранения ценностей, организации материальной ответственности за ценности;
соблюдение правил торговли;
состояние товарных запасов, организация оперативного учета и контроля за движением ценностей, за документальным оформлением хозяйственных операций;
соблюдение розничных (продажных) цен и т.п.
3.3. Руководитель ревизионной группы о начале ревизии ставит в известность местные партийные и советские органы, органы народного контроля, внутренних дел, финансовые, банковские, используя их помощь для проверки деятельности ревизуемого предприятия (организации). В ходе ревизии руководитель ревизионной группы поддерживает постоянную связь с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями ревизуемого предприятия (организации), группой народного контроля, используя их помощь для выявления причин серьезных недостатков и нарушений государственной дисциплины и разработки мероприятий по их устранению. При необходимости руководитель ревизионной группы устанавливает связь со следственными органами.
На видных местах ревизуемого предприятия (организации) вывешиваются объявления о проведении ревизии и месте нахождения ревизионной группы, а также ящик для писем, заявлений и сообщений работников ревизуемого объекта и покупателей.
3.4. В ходе проведения ревизии руководитель ревизионной группы обязан координировать действия ревизоров на ревизуемом объекте, в том числе и привлеченных специалистов. Все члены ревизионной группы должны участвовать в разработке предложений по материалам комплексной ревизии.
3.5. Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется по требованию руководителя ревизионной группы, обязаны: предъявлять все необходимые для проведения ревизии справки, подлинные документы или копии их, заверенные в установленном порядке, и другие материалы, давать объяснения ревизорам как в устной, так и в письменной форме по вопросам, имеющим отношение к ревизии, присутствовать при инвентаризациях вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, взятии проб и образцов на исследование, обмера или взвешивания сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного расхода сырья и материалов, полноты оприходования готовых изделий, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности работников ревизуемого объекта.
При выявлении злоупотреблений и в других необходимых случаях ревизующие получают от должностных и других лиц ревизуемого предприятия (организации) копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, поручений банку, чеков, приказов, писем и др.), или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения виновных должностных или материально ответственных лиц.
3.6. При проведении ревизий работники министерств, ведомств, объединений, предприятий (организаций) обязаны: строго руководствоваться действующим законодательством, нормативными актами Министерства торговли СССР и других министерств и ведомств; неуклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению нарушений государственной дисциплины, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности, быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым предприятиям (организациям) в улучшении их финансово - хозяйственной и торговой деятельности и обеспечении сохранности государственных средств.
4. Ревизия денежных средств
4.1. При ревизии денежных средств следует проверить:
сохранность наличных денег, ценных бумаг, чеков и других денежных документов, находящихся в кассах, и соответствие фактического наличия их данным бухгалтерского учета; ревизию следует начать с инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, обеспечивая при этом внезапность ревизии кассы;
соблюдение кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Положением о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 6 августа 1973 г. N 552;
соблюдение Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых аппаратов в предприятиях торговли и общественного питания;
организацию учета кассовых операций.
4.2. При ревизии денежных средств на счетах в банках следует проверить:
реальность остатков денежных средств;
достоверность, законность и целесообразность операций, проведенных по расчетному, текущим и ссудным счетам в банке, а также по аккредитивам и чекам из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;
организацию учета денежных средств.
4.3. При ревизии прочих денежных средств следует проверить:
реальность сальдо по счету 56 "Прочие денежные средства", числящегося по балансу на ближайшую к началу ревизии дату;
полноту и своевременность зачисления выручки и сумм по денежным документам на счетах в банке;
правильность организации инкассации выручки.
5. Ревизия расчетных и кредитных операций
5.1. При ревизии операций по расчетам следует проверить:
законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями, прочих дебиторов и кредиторов, а также по внутриведомственным и внутрихозяйственным расчетам;
эффективность мер по снижению и ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности;
соблюдение установленного порядка расчетов за товары и услуги;
соблюдение установленного порядка выдачи подотчетных сумм, законность и целесообразность расходования средств подотчетными лицами. Соблюдаются ли требования Инструкции о составе расходов на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за правильностью использования средств на эти цели, утвержденной Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР, и Инструкции "О служебных командировках в пределах СССР", утвержденной Министерством финансов СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС 15 февраля 1980 г. N 30;
состояние расчетов с бюджетом по налогу с оборота, платежам от прибыли и прочим платежам и выполнение планов по этим платежам;
своевременность перечисления в бюджет кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;
состояние расчетов по возмещению материального ущерба и обоснованность списания потерь, образовавшихся вследствие недостач, хищений и порчи ценностей. При этом необходимо установить, в полной ли мере применяется в надлежащих случаях Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.;
соблюдение установленного порядка списания нереальной дебиторской задолженности на убытки, принимались ли меры к розыску должников и взысканию образовавшейся задолженности;
правильность организации учета расчетов;
эффективность использования, своевременность погашения и обеспечения кредитов банка.
6. Ревизия товарных операций
6.1. При ревизии товарных операций на предприятиях (организациях) оптовой и розничной торговли следует проверить:
состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения и реализации товаров мерной тарой, весовыми и измерительными приборами, соблюдение сроков их проверки и клеймения, условия хранения товаров, не допускается ли при этом снижение их качества и порча;
правильность приемки товаров по количественным и качественным показателям;
сохранность товаров и тары; заключены ли в установленном порядке письменные договоры о материальной ответственности с работниками, которым переданы товарно - материальные ценности; обеспечение охраной складских и торговых помещений;
предоставляются ли ежегодные (очередные) отпуска материально ответственным лицам с передачей ценностей лицам, их заменяющим;
полноту оприходования фактически полученных товарно - материальных ценностей; соблюдение правил количественной и качественной приемки товарно - материальных ценностей;
правильность применения цен, торговых и оптово - сбытовых скидок (накидок), наценок;
соблюдение нормативов товарных запасов;
обоснованность и законность операций по отпуску, реализации и прочему выбытию товарно - материальных ценностей;
соблюдение правил отпуска товаров в мелкорозничную сеть, внутрисистемных перебросок товаров;
соблюдение порядка перемеривания тканей;
выполнение мелкооптовыми и комиссионными магазинами установленных для них правил работы;
соблюдение установленного порядка продажи товаров в кредит;
состояние работы по нормированию материалов, топлива, электроэнергии, принимаемые меры по внедрению прогрессивных норм расхода сырья и материалов;
соблюдение установленных норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и спецпитания;
обеспечены ли сохранность и правильный учет драгоценных металлов, алмазов, изделий из них и спирта на складах и в производстве в соответствии с действующими положениями;
не имели ли место случаи перебоев в торговле товарами достаточного ассортимента, нарушений правил торговли, припрятывания дефицитных товаров, реализации их определенному кругу лиц по знакомству, отпуска товаров повышенного спроса с баз и складов мелкими партиями;
своевременность и правильность проведения инвентаризаций товарно - материальных ценностей, правильность определения результатов инвентаризаций и отражения их в бухгалтерском учете, а также обоснованность списания недостач и потерь товарно - материальных ценностей по нормам естественной убыли при их хранении и транспортировке;
соблюдение установленного порядка актирования и списания потерь товаров и тары, своевременного рассмотрения материалов о потерях и принимаемые меры по их предупреждению, их эффективность;
правильность переоценки и уценки товаров, проведенных за счет средств бюджета и фонда уценки;
состояние залежалых, не пользующихся спросом у населения, товаров;
правильность отчисления средств торговыми организациями в фонд на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей и товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, а также расходование этого фонда по прямому назначению;
проводятся ли в торговых предприятиях и организациях периодические проверки соблюдения установленного порядка уценки указанных товаров и распродаж их, имея в виду, что торговые организации должны принимать необходимые меры, обеспечивающие полную распродажу уцененных товаров;
выполнение Постановления Совета Министров СССР от 12 марта 1974 г. N 184 "О мерах по распродаже промышленных товаров, скопившихся в торговой сети" в части снижения оптовых цен или установления скидок с оптовых цен на товары, пользующиеся ограниченным спросом у населения;
соблюдение установленного порядка приемки и хранения плодоовощной продукции, своевременность и полноту ее оприходования;
реальность числящихся на балансе остатков материальных ценностей в пути. Организован ли оперативный контроль за поступлением грузов и за выданными доверенностями на получение ценностей;
не допускается ли незаконный отпуск на сторону фондируемых и дефицитных товарно - материальных ценностей;
обеспечен ли правильный учет товаров и тары.
6.2. На предприятиях общественного питания необходимо проверить:
порядок ведения калькуляционных карточек и правильность составления калькуляции продажных цен на продукцию предприятий общественного питания и норм вложения сырья;
соответствие цен, указанных в калькуляционных карточках, ценам, указанным в меню;
регистрацию калькуляционных карточек в специальном реестре;
производится ли пересчет продажных цен на блюда при изменении норм закладки или цены сырья (особенно в период сезонных изменений цен);
соблюдение правил взаимозаменяемости продуктов;
соблюдение порядка выдачи товарных книг и правильности ведения оперативного учета движения товаров и тары в кладовой;
своевременность и правильность маркировки винно - водочных изделий (установлено ли ответственное лицо, хранение штампа, все ли имеющиеся в кладовой и буфетах винно - водочные изделия промаркированы, наличие штампа на пустой стеклянной таре);
осуществление контроля за закладкой сырья, порядок оформления проверок контрольной закладки сырья и рассмотрения результатов по ним;
правильность списания сырья и материалов на производство, соответствие действующих норм современному уровню технологии и организации производства. При этом следует установить, нет ли случаев, когда в результате завышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтенные излишки материальных ценностей, а также случаев списания их в завышенных размерах против фактического расходования;
регулярность проверок выходов изделий по весу, калорийности и контрольных лабораторных анализов пищи, результаты этих анализов, принятые меры;
проведение контрольных варок;
регулярность проведения технологических конференций и др.;
полноту и правильность использования сырья (в соответствии с рецептурой выпускаемых блюд);
продажу сырья в необработанном виде;
соблюдение порядка отпуска изделий кухни в буфеты и мелкорозничную сеть, проведение директором и старшим бухгалтером предприятия (организации) контрольных проверок соответствия фактического количества отпускаемых изделий из кухни в буфеты и мелкорозничную сеть количеству, записанному в дневных заборных листах (накладных);
соответствие необходимых по рецептурам продуктов имеющихся на производстве (исходя из наименований выпущенных блюд и перечня продуктов в инвентаризационной описи и приходных накладных);
соблюдение порядка отпуска и оплаты льготного питания своими работниками, нет ли случаев отпуска питания лицам, не имеющим право на это питание;
порядок использования отходов производства;
правильность составления нарядов - заказов на выпуск кондитерских изделий;
правильность пересчета весовых изделий в штучные.
6.3. При ревизии операций с тарой необходимо проверить:
организацию тарного хозяйства;
наличие помещений для хранения тары, обеспеченность предприятий (организаций) специальным инвентарем для вскрытия и небольшого ремонта тары;
соблюдение порядка приемки тары от поставщиков и сдачи ее поставщикам и тарособирающим организациям, а также своевременность сбора и возврата стеклянной, бочковой, ящичной, картонной тары, тканевых мешков и другой тары;
соблюдение порядка учета тары и результатов по операциям с тарой; порядок начисления и использования фондов премирования за сбор и сдачу тары;
обоснованность списания потерь по таре, пришедшей в негодность вследствие бесхозяйственности ее хранения, указать факты необеспечения сохранности тары, хранения ее на открытых площадках и порчи, сжигания тары, причины этой бесхозяйственности; своевременно ли проводится ремонт и возврат тары, соблюдаются ли правила хранения ее; сумма штрафов, списанных на убытки предприятия за понижение качества и несвоевременный возврат поставщикам мешковой, бочковой, стеклянной и другой тары. Какие меры приняты к лицам, виновным в допущении потерь от бесхозяйственности;
обеспечивается ли сохранность контейнеров при перевозке и хранении товаров; установлена ли за соответствующими лицами материальная ответственность за контейнеры. В случаях их утраты и порчи выявляются ли виновные, за чей счет отнесены эти потери и как они отражены по учету.
6.4. При ревизии товарных операций необходимо проверить, осуществляется ли регистрация прейскурантов и дополнений к ним в соответствии с Инструкцией Государственного комитета цен при Госплане СССР, Министерства торговли СССР и Центросоюза от 23 августа 1966 г. N 10-15/2121 "О порядке ведения прейскурантного хозяйства в предприятиях и организациях торговли и общественного питания".
7. Ревизия использования трудовых ресурсов
и средств на оплату труда
При ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оплату труда и премирование необходимо проверить:
правильность планирования производительности труда и фондов заработной платы, в том числе в поквартальном разрезе, в целом по ревизуемому предприятию (организации) и структурным подразделениям;
не допускалось ли в плане необоснованное снижение производительности труда в сравнении с прошлым годом, увязаны ли задания по росту производительности труда с планами внедрения новой техники, организационно - технических мероприятий, снижения трудоемкости и другим показателям;
соблюдение предусмотренных в плане соотношений между темпами роста производительности труда и средней заработной платы, включая выплаты из фонда материального поощрения. Выполнение установленного задания по росту производительности труда;
состояние нормирования труда, удельный вес технически обоснованных норм выработки и нормативов обслуживания; характеристику выполнения норм выработки рабочими - сдельщиками; нет ли случаев значительного перевыполнения норм выработки при невыполнении задания по росту производительности труда; удельный вес ручного труда и меры, принимаемые к существенному его сокращению; имеется ли календарный план пересмотра норм выработки; его выполнение;
наличие непроизводительных потерь рабочего времени за счет простоев, прогулов, неявок на работу с разрешения администрации, процент этих потерь в общем балансе рабочего времени и как они отразились на выполнении плана товарооборота; меры, принимаемые к обеспечению более полного и рационального использования рабочего времени, устранению простоев и непроизводительных затрат труда;
эффективность применения системы управления качеством труда, степень внедрения бригадной формы организации труда;
использование средств на оплату труда;
соблюдение установленных штатов и действующих схем должностных окладов;
организацию и состояние учета расчетов с рабочими и служащими (табельный учет рабочего времени, оформление расчетно - платежных документов и др.); соблюдается ли порядок ведения учета, предусмотренный Инструкцией по учету труда и заработной платы в торговле;
наличие сверхурочных работ, не носят ли они массовый и систематический характер, сколько часов отработано сверхурочно и сумма произведенных доплат, имеется ли согласие профсоюзной организации на их проведение;
использование фонда заработной платы (особенно работников несписочного состава); причины его относительного перерасхода и меры, принимаемые к его возмещению, непроизводительные выплаты заработной платы (оплата простоев, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы и др.);
эффективность применяемых систем оплаты труда, возможности перевода работников на сдельную оплату;
соответствие фактических объемов товарооборота (выполненных работ) объемам, принятым в расчетах по начислению заработной платы; нет ли случаев приписки объемов товарооборота, начислений заработной платы вымышленным лицам и других незаконных выплат;
соблюдение действующих положений о премировании работников предприятий (организаций) за результаты хозяйственной деятельности. Не применяются ли какие-либо премиальные системы, не утвержденные в установленном порядке.
При проверке правильности расходования средств на выплату премий руководящим, инженерно - техническим работникам и служащим необходимо строго руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977 г. N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно - технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства". Особое внимание следует уделить проверке соответствия данных о выполнении плановых заданий, представленных в вышестоящие организации, для получения разрешения на премирование руководящих работников предприятия (организации) показателям бухгалтерской и статистической отчетности, а также данным бухгалтерского учета и документов.
При выявлении фактов незаконных выплат премий принимаются необходимые меры к устранению имеющихся нарушений и возмещению в установленном порядке нанесенного государству ущерба;
правильность оплаты за совместительство и за совмещение профессий;
законность выплаты надбавок и доплат (за звания "мастер - повар" и "мастер - кондитер", за знание иностранных языков, за руководство бригадой);
правильность начисления заработной платы за время отпуска рабочих и служащих;
правильность выплаты всех видов пособий по государственному социальному страхованию, пенсий работающим пенсионерам и пособий на детей малообеспеченным семьям;
правильность арифметических расчетов по начислению заработной платы;
реальность задолженности рабочим и служащим по заработной плате, числящейся на балансе;
правильность начисления и уплаты страховых взносов и удержаний из заработной платы рабочих и служащих (налогов, сумм по исполнительным листам; за товары, приобретенные в кредит, и др.);
полноту и своевременность перечислений по назначению удержаний из заработной платы;
правильность ведения расчетов за товары, проданные в кредит рабочим и служащим ревизуемого предприятия (организации);
правильность ведения регистров синтетического и аналитического учета расчетов с рабочими и служащими;
правильность учета и выдачи депонентских сумм.
8. Ревизия материальных ценностей,
основных средств и капитальных вложений
8.1. При ревизии использования и сохранности основных средств следует проверить:
соответствие фактического наличия основных средств данным бухгалтерского учета; реальность числящихся на балансе основных средств проверяется путем сопоставления учетных данных с данными последней инвентаризации; кроме того, ревизующий проводит контрольную инвентаризацию основных средств на отдельных производственных участках;
выполнение плана внедрения новой техники, механизации трудоемких процессов;
уровень фондоотдачи за ряд лет, разработан и осуществлен ли на предприятии (организации) комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи;
наличие неиспользованного оборудования, его качественное состояние, условия хранения;
своевременность оформления ввода основных средств в эксплуатацию;
соблюдение нормативных сроков освоения вновь вводимых мощностей;
обоснованность и правильность оформления ликвидации основных средств; приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при ликвидации основных средств;
не передаются ли отдельные предметы основных средств в личное пользование (оборудование и инвентарь культурно - бытового назначения и др.);
соблюдается ли порядок учета основных фондов, предусмотренный Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденным Министерством финансов СССР;
выполнение плана - графика планово - предупредительного ремонта и освоение сметных ассигнований на капитальный и текущий ремонт;
соблюдается ли порядок применения норм амортизационных отчислений, начисления амортизации и износа, использования амортизационных отчислений на полное восстановление и капитальный ремонт в соответствии с Положением о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Стройбанком СССР и ЦСУ СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1969 г. N 252;
законность и обоснованность затрат по капитальным вложениям;
соблюдение установленных сроков строительства, реконструкции и ввода в действие производственных мощностей и объектов, обратив особое внимание на объекты, сооружаемые на базе импортного оборудования; выполнение плана взносов собственных средств на финансирование капитальных вложений и задания по мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве.
8.2. При ревизии малоценного инвентаря и спецодежды необходимо проверить:
организацию материальной ответственности за малоценный инвентарь и спецодежду;
соблюдение порядка учета поступления, передачи и списания малоценных предметов и спецодежды;
состояние контроля за сохранностью посуды и обеденных приборов, правильность списания утраты и лома посуды и обеденных приборов;
соблюдение установленного порядка начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
9. Ревизия финансовых результатов
Ревизия финансовых результатов деятельности ревизуемого предприятия (организации) включает проверку издержек обращения, валовых доходов, непланируемых доходов и потерь, использования прибыли.
9.1. При ревизии правильности образования и использования прибыли следует проверить:
правильность планирования прибыли, соответствие суммы прибыли, предусмотренной в утвержденном годовом плане, заданию пятилетнего плана, правильность поквартального распределения плана прибыли;
выполнение плана прибыли в целом по ревизуемому предприятию (организации) и его подразделениям на внутреннем хозрасчете; факторы, повлиявшие на недовыполнение или перевыполнение плана прибыли; достоверность данных учета и отчетности о выполнении плана прибыли, ритмичность выполнения плановых заданий по прибыли; причины убыточности отдельных подразделений ревизуемого предприятия (организации);
нет ли фактов незаконного и необоснованного списания на результаты хозяйственно - финансовой деятельности недостач, потерь от порчи продукции, уплаченных штрафов за простой железнодорожных вагонов, морских и речных судов, автотранспорта, несвоевременный возврат тары и других сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц.
9.2. При ревизии издержек обращения следует установить:
правильность планирования издержек обращения по подразделениям ревизуемого предприятия (организации);
исполнение сметы расходов, соблюдение режима экономии, причины перерасхода средств и виновных в этом лиц;
законность и целесообразность произведенных расходов и правильность отнесения их на соответствующие статьи издержек обращения;
правильность распределения издержек по смежным отчетным периодам.
При ревизии также выявляются неиспользованные резервы сокращения расходов.
9.3. При ревизии использования прибыли проверяются:
выполнение финансового плана, правильность распределения прибыли, определения суммы взносов отчислений от прибыли в бюджет, фиксированных платежей и свободного остатка прибыли;
правильность образования и расходования фондов материального поощрения, социально - культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда развития торговли и других фондов в соответствии с действующими положениями об этих фондах;
правильность расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений (на содержание детских садов, пионерских лагерей и др.);
правильность образования и использования резервов и платежей: на оплату отпусков, на восстановление износа и ремонт автомобильных шин и других резервов, разрешенных в установленном порядке;
правильность произведенных отчислений от сверхплановой прибыли на финансирование капитальных вложений

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 11.05.1983 n 94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНДЕКСОВ ИЗМЕНЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НИМ ДЛЯ ПЕРЕСЧЕТА СВОДНЫХ СМЕТНЫХ РАСЧЕТОВ (СВОДНЫХ СМЕТ) СТРОЕК  »
Документы СССР »
Читайте также