ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 22.04.1975 n 242 О СТАВКАХ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 1975 г. N 242
О СТАВКАХ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР
от 11.05.1983 N 228 - СП РСФСР, 1983, N 11, ст. 64)
В целях дальнейшего упорядочения выплаты авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства, а также за выполнение заказов на создание произведений для публичного исполнения или за право первого публичного исполнения неопубликованных произведений Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных и музыкально - драматических произведений - оригинальных пьес, инсценировок, опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, переводов указанных произведений с одного языка на другой, а также концертных, цирковых и танцевальных программ согласно приложению N 1.
Авторское вознаграждение начисляется театрально - зрелищными предприятиями в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов при публичном исполнении указанных произведений.
Выплата авторского вознаграждения за исполнение драматических и музыкально - драматических произведений - оригинальных пьес, музыкальных комедий, инсценировок, а также переводов указанных произведений с одного языка на другой производится с применением следующих предельных норм: первые 10 тыс. рублей, начисленные с валового сбора от продажи билетов за исполнение одного произведения, выплачиваются автору полностью, из вторых 10 тыс. рублей выплачивается 60 процентов, из третьих - 50 процентов, из четвертых и пятых - по 40 процентов, из шестых и из всех последующих - по 30 процентов. Разница между начисленной и подлежащей выплате автору суммами должна передаваться в доход республиканского бюджета РСФСР.
Авторам, чьи произведения (пьесы, оперетты) сохранились в репертуаре театров свыше пяти лет, вознаграждение за публичное исполнение этих произведений выплачивается по истечении пяти лет полностью без указанных ограничений.
2. Установить ставки авторского вознаграждения за выполнение заказов на создание драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений для публичного исполнения или за право первого публичного исполнения неопубликованных произведений согласно приложению N 2.
Авторы драматических, музыкальных, музыкально - драматических и литературных произведений имеют право заключать договор на создание произведения по заказу только с одним учреждением (организацией) и получать вознаграждение за данное произведение лишь в одном учреждении (организации).
3. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению настоящего Постановления. Пункт 4 Постановления, приложения N 1 и 2 к нему не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.


Утверждена
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 22 апреля 1975 г. N 242
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА
МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 22 АПРЕЛЯ 1975 Г. N 242
"О СТАВКАХ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПУБЛИЧНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСКУССТВА"
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР
от 11.05.1983 N 228 - СП РСФСР, 1983, N 11, ст. 64)
I. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. Авторское вознаграждение по ставкам, предусмотренным приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, начисляется за публичное исполнение драматических, музыкальных и музыкально - драматических произведений, концертных, цирковых и танцевальных программ на территории РСФСР.
При централизованных расчетах за публичное исполнение, проводившееся на территории других союзных республик, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, действующим на этой территории.
2. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется по полной ставке, указанной в приложении N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, как в тех случаях, когда вся сумма начисленного вознаграждения подлежит выплате авторам, так и в тех случаях, когда часть вознаграждения выплате не подлежит (например, концертная, эстрадная или цирковая программа состоит из произведений, охраняемых и не охраняемых авторским правом; пьеса написана соавторами как одно неразрывное целое и права одного из соавторов не охраняются авторским правом за истечением установленного законом срока и т.п.).
3. Авторское вознаграждение начисляется по ставкам, указанным в приложении N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242, также за все музыкальные концерты, состоящие целиком из произведений, не охраняемых авторским правом.
4. Начисленные суммы авторского вознаграждения, не подлежащие выплате авторам - за произведения, не охраняемые авторским правом (кроме музыкальных произведений, исполняемых в концертах) или объявленные достоянием государства, а также произведения, авторское право на которые выкуплено государством, - передаются в доход республиканского бюджета РСФСР.
В соответствии с Постановлением СНК СССР от 20 сентября 1939 г. N 1511 "Об образовании Музыкального фонда Союза ССР" (СП СССР 1939 г., N 53, ст. 460) вознаграждение за не охраняемые авторским правом музыкальные произведения, исполняемые в концертах (в том числе целиком состоящих из не охраняемых авторским правом музыкальных произведений), передается в Музыкальный фонд СССР.
5. За концерты, целиком состоящие из произведений, объявленных достоянием государства, а также из произведений, авторское право на которые выкуплено государством, авторское вознаграждение не начисляется.
Авторское вознаграждение не начисляется за публичное исполнение не охраняемых авторским правом или объявленных достоянием государства драматических и музыкально - драматических произведений (пьес, опер, оперетт, балетов), а также драматических и музыкально - драматических произведений, авторское право на которые выкуплено государством.
6. Если музыка оперы, балета или оперетты охраняется авторским правом, а либретто не охраняется, или наоборот, авторское вознаграждение начисляется только за то произведение (музыку или либретто), которое охраняется авторским правом.
7. При начислении авторского вознаграждения к числу произведений, не охраняемых авторским правом, следует относить:
а) произведения народного творчества, авторы которых неизвестны;
б) произведения умерших авторов, если наследников нет или они утратили авторское право за истечением установленного законом срока;
в) произведения, принадлежащие гражданам иностранных государств, за исключением случаев, когда эти произведения впервые были опубликованы на территории СССР или охраняются в соответствии с международными договорами или международными соглашениями, в которых участвует СССР.
8. Авторское вознаграждение за концертные, эстрадные и цирковые программы начисляется независимо от того, звучат ли произведения в исполнении артистов или в механической записи, кроме тех случаев, когда исполняется музыка в механической записи на танцевальных площадках при бесплатном входе (подпункт "в" пункта 32 настоящей Инструкции).
9. Многоактными драматическими и музыкально - драматическими произведениями признаются произведения, имеющие, как правило, не менее трех актов. Двухактное произведение признается многоактным, если оно занимает весь спектакль.
Произведение, не имеющее обозначения числа актов, может быть признано многоактным по заключению Министерства культуры РСФСР.
10. Произведение признается написанным в стихах, если не менее половины произносимого со сцены текста изложено в стихотворной форме (рифмованным, белым или свободным стихом).
11. Количество актов в произведении и объем стихотворного текста определяются по экземпляру, удостоверяющему, что произведение разрешено к публичному исполнению.
12. Если спектакль включает несколько одноактных или одноактное и многоактное произведения, вознаграждение начисляется за каждое произведение в отдельности по установленной для него ставке.
Если спектакль включает одноактное и двухактное произведения, вознаграждение за одноактное произведение начисляется по установленной для него ставке, а за двухактное - исходя из двух третей ставки, предусмотренной для соответствующих многоактных произведений.
Если одноактное произведение исполняется в концертной программе, где занимает целое отделение, вознаграждение за это произведение начисляется по установленной для него ставке и, кроме того, начисляется половина ставки, предусмотренной за соответствующую концертную программу.
Если спектакль включает два двухактных произведения, вознаграждение за каждое произведение начисляется, исходя из половины ставки, предусмотренной для соответствующих многоактных произведений.
13. Специальные ставки авторского вознаграждения за пьесы для детей (пункт 3 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242) применяются к пьесам на русском языке, исполняемым детскими, в том числе кукольными театрами и театрами юного зрителя. За пьесы для детей на одном из языков народов СССР авторское вознаграждение начисляется по ставкам, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242. За пьесы на русском языке, исполняемые драматическими театрами на детских (утренних) спектаклях, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, установленным пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242.
14. Специальные ставки авторского вознаграждения за произведения, написанные на одном из языков народов СССР (кроме русского), применяются в том случае, когда произведение исполняется в оригинале, независимо от того, на каком языке - в подлиннике или переводе оно впервые опубликовано.
За оперы и оперетты, написанные и исполняемые по оригинальным либретто на языке какого-либо народа СССР, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, предусмотренным за оперы и оперетты на русском языке (пункты 8 и 11 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242).
15. К пьесам - инсценировкам относятся также пьесы, написанные по мотивам других произведений, в том числе произведений народного творчества.
Примечание. Пьесы для детей, написанные по мотивам народных сказок, приравниваются к оригинальным произведениям. Пьесы для детей, написанные по мотивам литературных сказок, не охраняемых авторским правом, приравниваются к оригинальным произведениям лишь по заключению Министерства культуры РСФСР. Пьесы, написанные по мотивам собственных произведений, приравниваются к оригинальным, если инсценировка сделана без соавторов.
16. Ставки авторского вознаграждения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "б" пункта 5 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 за пьесы - инсценировки на одном из языков народов СССР (кроме русского), применяются во всех случаях, когда инсценировка написана и исполняется на одном из указанных языков, независимо от того, на каком языке написано инсценированное произведение.
17. Если произведение создано автором на двух или нескольких языках без оговорки о том, какой текст является оригинальным, а какой - переводным, оно признается оригинальным на каждом из этих языков.
18. Если перевод пьесы на язык какого-либо народа СССР осуществлен не с оригинала, а с другого, промежуточного перевода, автору промежуточного перевода вознаграждение не выплачивается; факт использования промежуточного перевода не влияет на размер и порядок начисления авторского вознаграждения за исполняемый перевод.
19. За перевод пьесы - инсценировки, охраняемой авторским правом, авторское вознаграждение начисляется по ставкам, установленным для переводов оригинальных произведений. Сумма вознаграждения, начисленная автору переведенного произведения, делится в таких случаях между автором инсценированного произведения и автором инсценировки в том же соотношении, в каком делится между ними вознаграждение за инсценировку при исполнении ее в оригинале. Если инсценированное произведение не охраняется авторским правом, доля гонорара автора инсценированного произведения определяется так, как если бы произведение охранялось, и сумма вознаграждения, составляющая эту долю, передается в доход республиканского бюджета РСФСР.
20. Ставки авторского вознаграждения, предусмотренные пунктами 8 - 12 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242 за исполнение музыкально - драматических произведений, применяются также в тех случаях, когда произведение ставится в концертном исполнении.
21. Если либретто оперы, балета или оперетты написано на основе другого литературного произведения, охраняемого авторским правом, автору этого произведения выплачивается вознаграждение в размере: за исполнение оперы или балета - 1/4 части и оперетты - 1/3 части ставки вознаграждения, установленной для автора либретто. Если произведение, на основе которого написано либретто, не охраняется авторским правом, доля вознаграждения, которая причиталась бы автору этого произведения, передается в доход республиканского бюджета РСФСР.
22. Варианты либретто и новые подтекстовки оперетт с музыкой иностранных композиторов приравниваются к переводам (пункт 12 приложения N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. N 242).
23. Утратил силу. - Постановление Совмина РСФСР от 11.05.1983 N 228.
24. Вознаграждение за музыку к драматическим спектаклям начисляется за каждый акт спектакля, сопровождаемый музыкой, независимо от количества музыкальных номеров, а также от того, звучит ли музыка в исполнении артистов или в механической записи. Если отдельные акты спектакля идут без музыкального сопровождения или сопровождаются целиком музыкой, не охраняемой авторским правом, авторское вознаграждение за эти акты не начисляется. В случае расхождения между количеством актов в пьесе и в спектакле авторское вознаграждение за музыкальное сопровождение начисляется по количеству актов в спектакле.
Если спектакль, занимающий целый вечер, поставлен в двух отделениях или в двух частях и при этом количество охраняемых авторским правом музыкальных номеров превышает двенадцать, вознаграждение начисляется из расчета трехактного спектакля (0,75 процента).
25. Если в концертной программе наряду с эстрадными произведениями исполняется хотя бы одно крупное симфоническое или вокально - симфоническое произведение (симфония, оратория, кантата, симфоническая поэма или увертюра, инструментальный

УКАЗ Президиума ВС СССР от 11.05.1983 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА СОЮЗА ССР (вместе с ВОЗДУШНЫМ КОДЕКСОМ СССР)  »
Документы СССР »
Читайте также