САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 21.12.1982 n 2641-82)


Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
21 декабря 1982 г. N 2641-82
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР
"Санитарные правила для морских судов СССР" разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Минздрава СССР вместо "Санитарных правил для морских судов СССР" N 484-74.
В новых Правилах учтено дальнейшее развитие морских судов СССР, отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию и эксплуатации судов, судовых помещений и систем.
Правила предназначены для практических работников санэпидслужбы на водном транспорте, командного состава судна, а также для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение и применение Правил
1.1.1. Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.
1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:
- кораблей и военных судов;
- промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;
- спортивных судов и шлюпок;
- судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.
На несамоходные судна, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.
При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме пунктов, специально для них оговоренных, выполняются в максимально возможном объеме по согласованию с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.
1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 месяцев после выхода в свет.
С введением в действие настоящих Правил отменяются "Санитарные правила для морских судов СССР" N 484-64.
1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, по системам водоснабжения и сточной, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также по уровням шума и вибрации.
Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении требований "Санитарных правил для морских судов СССР" N 484-64 в объеме, предусмотренном в этих проектах и согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
При этом рекомендуется максимально выполнять требования настоящих Правил <*>.
--------------------------------
<*> По судам, строящимся за границей, требования настоящих Правил распространяются на суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3-х месяцев с даты вступления в силу настоящих Правил.
1.2. Контроль и ответственность за выполнение Правил
1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, ведущие проектирование, строительство и ремонт судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.
1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.
1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проектную документацию в согласованном объеме на строительство, переоборудование и ремонт судов с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:
- в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты на суда зарубежной постройки;
- в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты на суда I и II категорий отечественной постройки;
- в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты на строительство судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.
1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов устанавливается на 6 лет <*>. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
--------------------------------
<*> По судам, строящимся за границей, - на срок действия контракта.
1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте должны включаться в установленном порядке в состав приемных комиссий по приемке головных, серийных или единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.
1.2.6. Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. А проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.
1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки, переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.
1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:
- судовое санитарное свидетельство на право плавания;
- судовой санитарный журнал;
- Санитарные правила для морских судов СССР;
- свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;
- санитарный паспорт судна;
- данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);
- медицинский справочник капитана.
1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п. 1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна. За выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.
1.3. Категория судов
1.3.1. Применительно к настоящим Правилам вводятся следующие определения:
- суда I категории - суда, совершающие рейсы продолжительностью более 5 суток, а также суда неограниченного района плавания;
- суда II категории - суда, совершающие рейсы продолжительностью свыше 24 часов, но не более 5 суток;
- суда III категории - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 24 часов;
- суда IV категории - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 8 часов.
1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категорий должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.
1.4. Определения и пояснения
1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электронавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.
1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.
1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.
1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
Рабочее место - место постоянного или временного пребывания в процессе трудовой деятельности.
Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 часов непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.
1.4.6. "Вместимость" - валовая вместимость по правилам Регистра СССР.
1.4.7. "Должно" - означается обязательное выполнение требований Санитарных правил.
1.4.8. "Рекомендуется" - означает, что данное решение наилучшее, но его выполнение не является обязательным.
1.4.9. "Допускается" - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.
1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических районах.
1.4.11. Пассажирским судном считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.
Часть I
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ,
ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ
2.1. Общие положения
2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:
- жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);
- общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (столовые команды, кают-компании, пассажирские салоны и салоны для отдыха, клубы, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий спортом и т.д.);
- бытового обслуживания - помещения, предназначенные для ремонта обуви, одежды, парикмахерского обслуживания (ателье, мастерские для ремонта обуви, парикмахерские и т.п.);
- пищеблоки - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т.п.);
- продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;
- медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный кабинет, гинекологический, физиотерапевтические кабинеты и т.д.);
- служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмами (рулевая, штурманская, багермейстерская, рубка, радиорубка и т.п.);
- административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для канцелярских, бухгалтерских работ (канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т.п.);
- санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для обеспечения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальные, душевые, туалеты, прачечные, гладильные, сушильные и т.п.);
- энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, двигатели и механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу различных судовых систем и устройств;
- Центральный пост управления (ЦПУ) - звукоизолированное помещение, выделенное из энергетического отделения, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;
- грузовые помещения - помещения, предназначенные для перевозки грузов.
2.1.2. Жилые и общественные помещения экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.
На судах, перевозящих 12 и менее пассажиров, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать.
В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.
2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений экипажа должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.
2.1.4. Жилые помещения в зависимости от назначения и района эксплуатации судна должны иметь теплоизоляцию, звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
2.1.5. Использование на судах всех видов синтетических полимерных материалов в жилых, общественных, служебных, во всех помещениях медицинского назначения, пищеблока, продовольственных кладовых и грузовых трюмах для перевозки пищевых грузов допускается только при наличии разрешения Минздрава СССР или министерств здравоохранения союзных республик.
При этом должны быть указаны пределы насыщенности помещений этими материалами (в кв. м/куб. м или кг/куб. м) и допустимые при эксплуатации температуры воздуха и минимальные воздухообмены.
Применение импортных синтетических полимерных материалов допускается при наличии разрешения Минздрава СССР или заключения органов здравоохранения страны - изготовителя

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 21.12.1982 n 637 О РАЗМЕРАХ НАТУРАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАЮЩИХ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ВЫРАЩИВАНИИ И УБОРКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР  »
Документы СССР »
Читайте также