ПРИКАЗ МВД СССР от 04.01.1982 n 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ПРИКАЗ
от 4 января 1982 г. N 2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ
В целях дальнейшего совершенствования технического надзора и организации этой работы в соответствии с Положением о Государственной автомобильной инспекции - приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1983 г. Наставление по техническому надзору Государственной автомобильной инспекции (Приложение N 1).
2. Утвердить Перечень управлений (отделов) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов, которым предоставлено право самостоятельно осуществлять контроль за соответствием конструкции автотранспортных средств требованиям стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения (Приложение N 2).
3. Министрам внутренних дел союзных республик, министрам внутренних дел автономных республик, начальникам управлений внутренних дел крайоблисполкомов:
3.1. Обеспечить изучение Наставления всеми работниками Государственной автомобильной инспекции, выполняющими обязанности технического надзора.
3.2. Организовать работу Государственной автомобильной инспекции в соответствии с Наставлением. Обеспечить контроль за выполнением работниками Государственной автомобильной инспекции обязанностей технического надзора и строгое соблюдение ими социалистической законности.
3.3. Возложить контроль за соответствием конструкции автотранспортных средств требованиям стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, в управлениях (отделах) Государственной автомобильной инспекции на наиболее подготовленных работников.
Довести до сведения предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих проекты на изготовление или переоборудование автотранспортных средств, порядок согласования с управлениями (отделами) Государственной автомобильной инспекции проектов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, и порядок участия работников Государственной автомобильной инспекции в испытаниях образцов и приемке их в производство.
Не допускать к эксплуатации транспортные средства, не отвечающие требованиям стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
3.4. Принять необходимые меры к обеспечению положительного влияния технического надзора Государственной автомобильной инспекции на улучшение работы автотранспортных предприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии и на повышение качества технического обслуживания и ремонта транспортных средств на станциях технического обслуживания.
Обратить особое внимание на своевременность и качество обслуживания и ремонта транспортных средств сельскохозяйственных организаций на станциях технического обслуживания Госкомсельхозтехники. Путем систематического контроля за техническим состоянием этих транспортных средств добиваться, чтобы колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные организации своевременно направляли транспортные средства на обслуживание и ремонт.
3.5. Обеспечить дальнейшее повышение качества технических осмотров и уровня культуры обслуживания населения работниками Государственной автомобильной инспекции.
С помощью печати, радио, телевидения разъяснить работникам автомобильного транспорта, станций технического обслуживания и владельцам индивидуальных автомототранспортных средств порядок проведения технических осмотров.
Организовать изучение Правил проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов работниками подразделений МВД, УВД, эксплуатирующих автомототранспортные средства, и обеспечить выполнение ими служебных обязанностей в соответствии с этими Правилами.
3.6. Применять согласно действующему законодательству меры административного воздействия в предусмотренных Наставлением случаях, когда они могут оказать влияние на предупреждение аварийности по техническим причинам.
3.7. Обеспечить при проведении технических осмотров взаимодействие работников Государственной автомобильной инспекции, уголовного розыска и следственных аппаратов в целях розыска похищенных автомобилей, мотоциклов и их составных частей.
3.8. Организовать изготовление бланков служебной документации, предусмотренных Наставлением, и обеспечить снабжение ими Государственной автомобильной инспекции.
4. Главному управлению Государственной автомобильной инспекции МВД СССР (т. Лукьянову В.В.) с привлечением работников Всесоюзного научно-исследовательского института безопасности дорожного движения МВД СССР провести в августе - декабре 1982 г. кустовые семинары с работниками управлений (отделов) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов по точному и полному исполнению Наставления по техническому надзору Государственной автомобильной инспекции.
5. Всесоюзному научно-исследовательскому институту безопасности дорожного движения МВД СССР (т. Жулеву В.И.):
5.1. Подготовить до 1 мая 1982 г. оригинал отдельной брошюры "Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов" для передачи в типографию.
Осуществить до 1 сентября 1982 г. рассылку брошюры Советам Министров союзных и автономных республик, крайоблисполкомам, общесоюзным, союзно-республиканским и республиканским министерствам и ведомствам, а также подразделениям Государственной автомобильной инспекции.
5.2. До 1 июля 1983 г. разработать методическое пособие для работников Государственной автомобильной инспекции, осуществляющих контроль за соответствием конструкции автотранспортных средств требованиям стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, а также требованиям, изложенным в Приложении N 3 к Наставлению.
Оригинал пособия передать в августе 1983 г. в типографию для печатания.
До 1 января 1984 г. осуществить рассылку методического пособия подразделениям Государственной автомобильной инспекции.
6. Хозяйственному управлению МВД СССР (т. Калинину В.А.) обеспечить печатание:
брошюры "Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов" в количестве 6000 экземпляров в срок до 1 июля 1982 г.;
методического пособия для работников Государственной автомобильной инспекции в количестве 6000 экземпляров в срок до 1 ноября 1983 г.
7. Управлению учебных заведений МВД СССР (т. Черненко А.У.) внести в программу подготовки госавтоинспекторов необходимые изменения и дополнения в соответствии с Наставлением.
8. Считать утратившими силу:
пункты 193 - 222 Наставления по службе Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР, объявленного Приказом МООП РСФСР от 28 июня 1965 г. N 500, а также приложение N 13 к этому Наставлению;
Приказ МВД СССР от 18 января 1974 г. N 16 "Об утверждении "Правил проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов";
указание МВД СССР от 26 мая 1977 г. N 85, пункт 2 указания МВД СССР от 14 апреля 1978 г. N 55 и указание МВД СССР от 8 мая 1980 г. N 67.
Министр,
генерал армии
Н.ЩЕЛОКОВ



Приложение N 1
к Приказу МВД СССР
от 4 января 1982 г. N 2
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Наставление направлено на упорядочение и повышение эффективности технического надзора, устанавливает круг обязанностей всех подразделений Государственной автомобильной инспекции по техническому надзору и порядок их выполнения, определяет формы взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами.
1.2. Главной задачей Госавтоинспекции по техническому надзору является обеспечение безопасности дорожного движения и повышение эффективности использования автомототранспортных средств.
1.3. Госавтоинспекция выполняет обязанности по техническому надзору в соответствии с Положением о Государственной автомобильной инспекции, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1978 г. N 685.
1.4. Деятельность должностных лиц Госавтоинспекции по техническому надзору основывается на строжайшем соблюдении социалистической законности. При выполнении обязанностей технического надзора они руководствуются законами СССР, законами союзных и автономных республик, указами Президиума Верховного Совета СССР, указами Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных и автономных республик, решениями и распоряжениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, а также Положением о советской милиции, Положением о Государственной автомобильной инспекции, приказами и инструкциями Министерства внутренних дел СССР, настоящим Наставлением и другими утвержденными в соответствии с действующим законодательством нормативными актами.
1.5. Госавтоинспекция выполняет обязанности по техническому надзору во взаимодействии с другими службами органов внутренних дел, государственными органами, администрацией предприятий, учреждений и организаций, органами Министерства обороны, комиссиями общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и городском электротранспорте, добровольными обществами автомотолюбителей, специализированными добровольными народными дружинами по безопасности дорожного движения и другими организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения.
1.6. Технический надзор в отношении находящихся на территории СССР транспортных средств, принадлежащих дипломатическим и консульским представительствам иностранных государств и их сотрудникам, а также другим иностранным представительствам и международным организациям и их сотрудникам, которые согласно советскому законодательству пользуются соответствующим иммунитетом, осуществляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел СССР по согласованию с Министерством иностранных дел СССР и другими заинтересованными организациями на основе принципа взаимности, применяемого во взаимоотношениях СССР с другими государствами.
1.7. Должностные лица Госавтоинспекции несут установленную законодательством ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей и неправильное использование предоставленных им прав.
Каждый работник Госавтоинспекции обязан проявлять высокую культуру в работе, быть тактичным и вежливым в обращении с гражданами, чутким и внимательным по отношению к участникам дорожного движения.
2. Распределение обязанностей технического надзора
между аппаратами и подразделениями Госавтоинспекции
2.1. Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР выполняет функции управления, контроля и другие обязанности по техническому надзору, предусмотренные Положением о Главном управлении Госавтоинспекции МВД СССР, утвержденным Приказом МВД СССР от 16 августа 1979 г. N 252.
2.2. Управления (отделы) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов выполняют функции управления, контроля и другие обязанности по техническому надзору, предусмотренные Примерным положением об управлении (отделе) Госавтоинспекции МВД союзной, автономной республики, УВД крайоблисполкома, утвержденным Приказом МВД СССР от 17 августа 1979 г. N 253.
2.3. Отделения (группы) Госавтоинспекции ОВД горрайисполкомов выполняют следующие обязанности по техническому надзору.
2.3.1. Осуществляют контроль за соответствием конструкции автотранспортных средств установленным настоящим Наставлением требованиям безопасности дорожного движения в случаях, когда их изготовление или переоборудование не требует разработки и согласования проектной документации.
2.3.2. Проводят государственные периодические технические осмотры автомобилей, мотоциклов и прицепов.
2.3.3. Контролируют проведение предприятиями, учреждениями и организациями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии.
2.3.4. Осуществляют контроль за техническим состоянием автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, и за выполнением требований по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта. Проверяют наличие на них приспособлений, обеспечивающих подавление индустриальных помех радиоприему, противоугонных устройств, установленных заводами - изготовителями автомобилей и мотоциклов, а также наличие разрешений Государственной инспекции электросвязи Министерства связи СССР на установку на транспортных средствах радиоэлектронных средств и радиостанций.
2.3.5. Осуществляют контроль за качеством обслуживания и ремонта автотранспортных средств на станциях технического обслуживания в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
2.4. Диагностические станции Госавтоинспекции <*> выполняют следующие обязанности по техническому надзору.
------------------------------------
<*> Диагностическая станция Госавтоинспекции в дальнейшем будет именоваться "диагностическая станция".
2.4.1. Проводят государственные периодические технические осмотры автомобилей и прицепов.
2.4.2. Осуществляют контроль за техническим состоянием автотранспортных средств по параметрам, указанным в п. 2.3.4 настоящего Наставления.
2.4.3. По направлению следственных органов или органов дознания проводят осмотр и проверку технического состояния транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.
3. Разработка или участие в разработке правил, нормативов
и стандартов, относящихся к обеспечению безопасности
дорожного движения и охране окружающей среды
от вредного влияния автомототранспорта
3.1. Правила, нормативы и стандарты, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта, которыми руководствуются подразделения Госавтоинспекции при осуществлении технического надзора, разрабатываются Главным управлением Госавтоинспекции или по его поручению Всесоюзным научно-исследовательским институтом безопасности дорожного движения (ВНИИБД) МВД СССР.
ВНИИБД, кроме того, участвует (в качестве соисполнителя) в разработке или готовит заключения по разработанным предприятиями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств проектам этих нормативных документов и представляет их на утверждение в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР либо по его поручению утверждает их самостоятельно.
3.2. Разработка правил и нормативов осуществляется в соответствии с порядком, установленным МВД СССР.
3.3. Разработка стандартов осуществляется в соответствии с требованиями государственного стандарта 1.2-68 "Государственная система стандартизации. Порядок разработки и утверждения государственных и отраслевых стандартов".
3.4. В перечень документов, которые разрабатываются Главным управлением Госавтоинспекции или ВНИИБД МВД СССР <*>, входят правила, нормативы и стандарты, устанавливающие:
------------------------------------
<*> В этих случаях Главное управление Госавтоинспекции или ВНИИБД МВД СССР являются головными организациями.
номенклатуру составных частей конструкции автотранспортных средств и дополнительных устройств, влияющих на безопасность дорожного движения (Приложение N 1);
требования безопасности дорожного движения к техническому состоянию транспортных средств;
требования безопасности дорожного движения к транспортным средствам оперативных служб;
требования к номерным знакам транспортных средств;
порядок согласования Госавтоинспекцией проектов на конструкции транспортных средств и дополнительных устройств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения;
порядок участия работников Госавтоинспекции в приемочных испытаниях образцов новых транспортных средств и дополнительных устройств, а также в решении вопросов по рекомендации их в производство;
порядок проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов;
порядок проверки технического состояния транспортных средств в период между техническими осмотрами: в автотранспортных предприятиях, на улицах и дорогах, на пунктах технического контроля, на диагностических станциях Госавтоинспекции;
порядок проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии;
порядок осуществления контроля за качеством обслуживания и ремонта автотранспортных средств на станциях технического обслуживания в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения;
порядок учета работы и отчетности Госавтоинспекции по техническому надзору.
3.5. В перечень документов, которые разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств с участием Главного управления Госавтоинспекции или ВНИИБД МВД СССР, входят правила, нормативы и стандарты, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта и устанавливающие:
требования безопасности дорожного движения к транспортным средствам, составным частям их конструкции и дополнительным устройствам;
методы приемочных испытаний образцов транспортных средств и дополнительных устройств на соответствие требованиям безопасности;
нормы технической эксплуатации транспортных средств;
технические требования к диагностическому оборудованию, контрольно-измерительным приборам и методы их применения при проверке технического состояния транспортных средств;
нормы токсичности и дымности выхлопных газов, а также нормы внешнего и внутреннего шума, создаваемого транспортными средствами;
требования к противоугонным устройствам и маркировке номерных агрегатов транспортных средств;
требования безопасности дорожного движения к специальным световым и звуковым сигналам автомототранспортных средств оперативных служб;
требования к приспособлениям, обеспечивающим подавление индустриальных помех радиоприему.
4. Контроль за соответствием конструкции
автомототранспортных средств, троллейбусов, трамваев
и дополнительных устройств требованиям стандартов,
относящихся к обеспечению безопасности дорожного
движения и охране окружающей среды от вредного
влияния автомототранспорта
4.1. К стандартам (Приложение N 2), устанавливающим требования безопасности дорожного движения к автомототранспортным средствам, троллейбусам, составным частям их конструкции и дополнительным устройствам, а также требования по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта, относятся:
государственные стандарты;
отраслевые стандарты и отраслевые нормали Министерства автомобильной промышленности и других министерств и ведомств, предприятия которых выпускают указанные транспортные средства, комплектующие изделия к ним или дополнительные устройства; отраслевые стандарты МВД СССР.
Примечание. К дополнительным устройствам относятся ремни безопасности, специальные детские сиденья, шлемы для экипажей мототранспортных средств, подголовники и подобные им изделия.
4.2. Контроль Госавтоинспекции распространяется на конструкции грузовых автомобилей (бортовых, самосвалов, седельных тягачей, специальных и со специализированными кузовами), легковых автомобилей и их модификаций, специальных легковых автомобилей со стационарным оборудованием, автобусов, троллейбусов, трамваев, автомобильных шасси, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотоколясок, прицепов, полуприцепов, самоходных машин на автомобильных шасси <*>, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР, и дополнительных устройств, а также на конструкции указанных транспортных средств и дополнительных устройств иностранного производства, которые ввозятся на территорию СССР для эксплуатации.
------------------------------------
<*> Автомототранспортные средства, троллейбусы и трамваи в дальнейшем будут именоваться "транспортные средства", за исключением случаев, когда необходимо указать конкретный вид транспортного средства.
4.3. Контроль за конструкцией транспортных средств и дополнительных устройств осуществляется на следующих стадиях их разработки:
за автомототранспортными средствами и троллейбусами отечественного производства - на стадиях согласования технических заданий (ТЗ), технических проектов (ТП), технических условий (ТУ), испытания образцов и приемки их в производство;
за трамваями отечественного производства - на стадиях согласования ТЗ, ТП и ТУ;
за автомототранспортными средствами, троллейбусами и трамваями иностранного производства - на стадии испытания образцов и решения вопроса о допуске их к эксплуатации на территории СССР;
за дополнительными устройствами отечественного производства - на стадии согласования ТУ, а иностранного производства - при решении вопроса о допуске их к использованию в транспортных средствах на территории СССР.
Контроль на указанных стадиях осуществляется как при создании новых транспортных средств отечественного производства, так и при их переоборудовании, если оно связано с изменением габаритов и весовых параметров; тормозной системы; количества, мест установки, углов видимости, световых и цветовых характеристик приборов освещения и световой сигнализации; ходовой части; рулевого управления; а также составных частей конструкции, обеспечивающих видимость, обзорность, пассивную и послеаварийную безопасность.
4.4. Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР привлекает ВНИИБД МВД СССР к осуществлению контроля за конструкцией:
автомототранспортных средств и троллейбусов, выпускаемых предприятиями отрасли автомобилестроения <*>;
------------------------------------
<*> В отрасль автомобилестроения входят предприятия Министерства автомобильной промышленности и Министерства оборонной промышленности, осуществляющие массовое производство автомототранспортных средств.
автотранспортных средств, выпускаемых предприятиями других министерств и ведомств, расположенными в зоне обслуживания отделов Госавтоинспекции МВД автономных республик, УВД крайоблисполкомов РСФСР, которым не предоставлено право самостоятельно проводить эту работу;
автобусов и трамваев, выпускаемых предприятиями, не относящимися к отрасли автомобилестроения;
автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев иностранного производства, закупаемых по государственному плану;
дополнительных устройств отечественного и иностранного производства.
4.5. Управления (отделы) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов осуществляют контроль за конструкцией автотранспортных средств (кроме автобусов), выпускаемых предприятиями, не относящимися к отрасли автомобилестроения.
Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР организует их работу по согласованию проектов, участию в испытании образцов и приемке их в производство.
Примечание. Перечень управлений (отделов) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов, которым предоставлено право самостоятельно осуществлять контроль за соответствием конструкции автотранспортных средств требованиям стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, утверждается приказом МВД СССР.
4.6. Отделения (группы) Госавтоинспекции ОВД горрайисполкомов осуществляют контроль:
за конструкцией автомототранспортных средств, изготовление и переоборудование которых осуществляются без разработки и согласования проектной документации (Приложение N 3);
за наличием свидетельств о согласовании с ВНИИБД МВД СССР, управлениями (отделами) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов <*> конструкции автотранспортных средств, выпускаемых предприятиями, не относящимися к отрасли автомобилестроения;
------------------------------------
<*> Управления (отделы) Госавтоинспекции МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов в дальнейшем будут именоваться "управления (отделы) Госавтоинспекции".
за наличием допуска к эксплуатации на территории СССР транспортных средств иностранного производства, а также к использованию дополнительных устройств.
4.7. При осуществлении контроля работники ВНИИБД МВД СССР и Госавтоинспекции обязаны принимать меры, исключающие допуск к эксплуатации транспортных средств и использование дополнительных устройств, не отвечающих требованиям стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения <*>.
------------------------------------
<*> Стандарты, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, в дальнейшем будут именоваться "стандарты".
Транспортные средства и дополнительные устройства, изготовленные или переоборудованные с нарушением требований стандартов, без проектной документации (за исключением простейших видов переоборудования, указанных в Приложении N 3) или по документации, не согласованной с ВНИИБД МВД СССР или управлениями (отделами) Госавтоинспекции, не допускаются к эксплуатации и использованию.
О случаях изготовления или переоборудования транспортных средств и дополнительных устройств с нарушением требований стандартов ВНИИБД МВД СССР управления (отделы) Госавтоинспекции, осуществляющие контроль за их конструкцией, направляют при необходимости в соответствующие органы Госстандарта информацию с просьбой о принятии мер по доведению конструкции до уровня предъявляемых требований или о запрещении производства нестандартных изделий. В информации указываются:
наименование и адрес предприятия-изготовителя;
тип и модель выпускаемого транспортного средства или наименование и модель дополнительного устройства;
перечень стандартов, требования которых не учтены в конструкции, и неучтенные требования.
Управления (отделы) Госавтоинспекции направляют копию информации во ВНИИБД МВД СССР.
4.8. Порядок контроля на стадии согласования ТЗ.
4.8.1. При согласовании ТЗ контролируется, чтобы в них были включены сведения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения:
краткая характеристика области применения изделия;
дорожные условия и режимы эксплуатации, для которых транспортное средство предназначается;
скорость, мощность, удельная мощность;
весовые параметры (масса снаряженного состояния, полная масса, грузоподъемность, количество пассажиров, полная масса буксируемого прицепа, распределение полной массы по осям);
дорожный просвет, радиусы поворота;
число колес, размер и характеристика шин;
конструкция тормозов, тип привода;
другие требования безопасности дорожного движения, значения которых должны быть не ниже требований стандартов.
Требования стандартов в ТЗ не повторяют, вместо них делают ссылки на эти стандарты. Допускается запись общего содержания: "Требования безопасности дорожного движения - в соответствии со стандартами СССР".
4.8.2. В целях повышения качества проектов и исключения случаев дублирования конструкций при разработке транспортных средств предприятиями, не относящимися к отрасли автомобилестроения, ВНИИБД МВД СССР, управления (отделы) Госавтоинспекции принимают на согласование проекты ТЗ, предварительно прошедшие экспертизу и согласование в головных научно-исследовательских или проектных организациях соответствующих министерств или ведомств.
4.8.3. Согласование проектов ТЗ проводится в срок не более 20 дней со дня их поступления.
4.8.4. По проектам ТЗ, представленным на согласование предприятиями отрасли автомобилестроения, составляется письменное заключение в 2 экземплярах.
При отсутствии замечаний в заключении указывается: "Замечаний по проекту ТЗ не имеется". Если в проекте не учтены требования стандартов или он не дает полного представления о конструкции транспортного средства, в заключении указывается: "Проект ТЗ не согласован" и в качестве обоснования этого решения перечисляются недостатки проекта.
Первый экземпляр заключения направляется предприятию - разработчику ТЗ, второй вместе с проектом остается во ВНИИБД МВД СССР для контроля.
Работники ВНИИБД МВД СССР обязаны проконтролировать на специальных согласительных совещаниях по проекту ТЗ или в рабочем порядке, что предприятие-разработчик приняло указанные в заключении замечания и устранило недостатки в проекте. В случае необоснованного отклонения замечаний предприятию-разработчику направляется обязательное для выполнения предписание (Приложение N 4) о соблюдении в конструкции транспортных средств требований стандартов.
4.8.5. Согласование проектов ТЗ, представленных предприятиями, не относящимися к отрасли автомобилестроения, оформляется путем нанесения на титульном листе грифа согласования, например:
СОГЛАСОВАНО или СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела транспортных Начальник Управления Госавто-
средств ВНИИБД МВД СССР инспекции ГУВД Мособлисполкома
___________________ (фамилия) ____________________ (фамилия)
"__" ________________ 19__ г. "__" _________________ 19__ г.
Подпись заверяется гербовой печатью.
При наличии недостатков, указанных в п. 4.8.4 настоящего Наставления, проект ТЗ возвращается на доработку. В сопроводительном письме указывается: "Проект ТЗ не согласован, возвращается на доработку" и в качестве обоснования этого решения перечисляются недостатки проекта.
4.9. Порядок контроля на стадии согласования ТП.
4.9.1. При экспертизе ТП контролируется устранение недостатков в ТЗ и его утверждение, полнота реализации указанных в ТЗ требований стандартов.
В ТП включаются чертежи общего вида транспортного средства и составных частей конструкции, влияющих на безопасность дорожного движения, а также пояснительная записка, в которой приводится перечень невыполненных требований ТЗ с обоснованием причин их невыполнения.
4.9.2. Согласование ТП и контроль за устранением недостатков осуществляются в порядке, указанном в п. п. 4.8.2 - 4.8.5 настоящего Наставления.
4.9.3. Одновременно с ТП, представленными во ВНИИБД МВД СССР предприятиями-разработчиками, не относящимися к отрасли автомобилестроения, проводится согласование программы-методики испытания образцов. Если в изделиях применяются составные части серийных транспортных средств, то программа-методика испытания этих изделий может предусматривать проверку только тех параметров, которые изменены.
Согласование программы-методики осуществляется в порядке, установленном для ТЗ.
4.10. Порядок контроля на стадии испытания и приемки образцов транспортных средств в производство.
4.10.1. Приемочные испытания проводят комиссии, назначаемые приказами министерств или ведомств, предприятия которых разрабатывают изделие.
Место проведения испытаний определяется комиссиями.
В состав комиссий, как правило, включаются работники ВНИИБД МВД СССР или управлений (отделов) Госавтоинспекции, которые осуществляли контроль за данным изделием на стадиях согласования проектной документации. Если испытания проводятся на территории другой республики, края, области, в состав комиссий включаются работники управлений (отделов) Госавтоинспекции этих регионов. Информацию об участии в испытаниях направляют им ВНИИБД МВД СССР или управления (отделы) Госавтоинспекции, согласовавшие проектную документацию.
4.10.2. Работники ВНИИБД МВД СССР и Госавтоинспекции начинают свою работу в комиссии с изучения образцов транспортных средств и документов. Они должны убедиться в том, что:
испытаниям подвергается достаточное количество образцов;
по результатам предварительных испытаний, которые проводятся только предприятиями-разработчиками отрасли автомобилестроения, образцы допущены к приемочным испытаниям;
ТЗ и ТП утверждены в установленном порядке.
Комиссии представлены технические отчеты по предварительным испытаниям, проект программы-методики приемочных испытаний и другие документы, необходимые для работы.
Невыполнение любого из перечисленных условий может служить основанием переноса срока начала приемочных испытаний. Решение об этом принимает комиссия.
4.10.3. Программа-методика приемочных испытаний предусматривает проверку образцов на соответствие всем требованиям стандартов. Если это условие не выполнено, работники ВНИИБД МВД СССР или Госавтоинспекции дополняют ее.
4.10.4. Положительные результаты предварительных испытаний могут засчитываться за результаты приемочных испытаний.
4.10.5. Проверку соответствия образцов требованиям стандартов работники ВНИИБД МВД СССР и Госавтоинспекции осуществляют путем непосредственного участия в испытаниях или по техническим отчетам научно-исследовательских учреждений и экспериментально-конструкторских подразделений предприятий, разрабатывающих изделие.
4.10.6. По результатам испытаний приемочные комиссии составляют протокол и акт приемки по формам, установленным Министерством автомобильной промышленности. Если образцы не выдержали испытаний, в протокол записываются предложения о доработке конструкции до подписания акта. Доработанные составные части конструкции подвергаются повторным испытаниям.
Акт с рекомендацией в производство образцов, не выдержавших испытаний, работники ВНИИБД МВД СССР и Госавтоинспекции не подписывают. В этих случаях предприятию-разработчику направляется предписание (Приложение N 4).
4.11. Порядок контроля на стадии согласования ТУ на автотранспортные средства, выпускаемые предприятиями, не относящимися к отрасли автомобилестроения, и на трамваи.
4.11.1. Проекты ТУ на автотранспортные средства принимаются на согласование только с протоколом и актом по результатам приемочных испытаний, а на широкогабаритные, длинномерные и другие автотранспортные средства, требующие особых условий для движения, и проектом инструкции (руководства) по эксплуатации, в которой отражаются особенности конструкции и указание о том, что данное автотранспортное средство может эксплуатироваться только по разрешению отделений (групп) Госавтоинспекции при строгом соблюдении установленных ими условий.
4.11.2. При экспертизе проектов ТУ контролируется наличие в них указаний о соответствии конструкции автотранспортных средств требованиям стандартов, а конструкции трамваев - требованиям стандартов и нормативно-технической документации, распространяющейся на этот вид транспортных средств.
4.11.3. Согласование проектов ТУ проводится в срок не более 15 дней со дня их поступления, а окончательной редакции - не более 5 дней.
Оформление согласования проектов ТУ выполняется в порядке, предусмотренном для ТЗ и изложенном в п. 4.8.5 настоящего Наставления.
Извещения об изменении ТУ согласовываются в порядке, установленном для ТУ.
4.11.4. При согласовании проектов ТУ на автотранспортные средства организациям-разработчикам выдается свидетельство (Приложение N 5) о согласовании конструкции в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, которое является основанием их допуска к эксплуатации.
Решение о допуске к эксплуатации автотранспортных средств без предъявления копии свидетельства отделения (группы) Госавтоинспекции ОВД горрайисполкомов принимают лишь при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, и обязательно после проверки основных параметров безопасности, указанных в п. 4.3 настоящего Наставления.
В этих случаях они направляют сообщение о допуске к эксплуатации автотранспортных средств без предъявления копии свидетельства во ВНИИБД МВД СССР или управление (отдел) Госавтоинспекции по месту изготовления или переоборудования этих автотранспортных средств для принятия мер, предусмотренных п. 4.7 настоящего Наставления.
4.11.5. При согласовании проектной документации на трамваи отечественного производства ВНИИБД МВД СССР направляет управлениям (отделам) Госавтоинспекции информацию о допуске их к эксплуатации.
4.12. ВНИИБД МВД СССР и управления (отделы) Госавтоинспекции при согласовании ТЗ на каждое транспортное средство заводят контрольную карту (Приложение N 6), где отмечают согласование ТЗ, ТП, ТУ, результаты приемочных испытаний и выдачу свидетельства.
После выдачи свидетельства управления (отделы) Госавтоинспекции заполняют карту на машинке в 2 экземплярах и первый экземпляр направляют в 5-дневный срок ВНИИБД МВД СССР для учета согласованных конструкций. Второй экземпляр остается у них для учета выполненной работы.
4.13. Порядок контроля за конструкцией автомототранспортных средств, изготовление или переоборудование которых осуществляются без разработки и согласования проектной документации.
4.13.1. К автомототранспортным средствам, изготовление и переоборудование которых осуществляются без разработки и согласования проектной документации, относятся:
легковые автомобили, амфибии, прицепы к легковым автомобилям, прицепные боковые коляски к мотоциклам и мотороллерам, изготовляемые в индивидуальном порядке для личного пользования;
автотранспортные средства, подвергающиеся простейшим видам переоборудования (Приложение N 3).
4.13.2. Конструкции легковых автомобилей проверяются на соответствие техническим требованиям (Приложение N 7) технической комиссией при городских (районных) организациях добровольного общества автомотолюбителей.
При соответствии автомобилей установленным требованиям комиссия выдает владельцам акт произвольной формы, который представляется в Госавтоинспекцию и служит основанием для допуска к эксплуатации.
Разрешение на переоборудование легковых автомобилей в специальные, предусмотренные перечнем, согласованным с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Министерством внутренних дел СССР, выдается Главным управлением Госавтоинспекции МВД СССР.
4.13.3. Конструкции амфибий, прицепов к легковым автомобилям и прицепных боковых колясок к мотоциклам и мотороллерам проверяются на соответствие техническим требованиям работниками отделений (групп) Госавтоинспекции ОВД горрайисполкомов. К проверке могут привлекаться представители технических комиссий при городских (районных) организациях добровольного общества автомотолюбителей.
При соответствии указанных транспортных средств установленным требованиям работники Госавтоинспекции допускают их к эксплуатации.
4.13.4. При осуществлении контроля за автотранспортными средствами, подвергающимися простейшим видам переоборудования, проверяется соответствие их конструкции требованиям безопасности дорожного движения (Приложение N 3). Автотранспортные средства, отвечающие указанным требованиям, допускаются к эксплуатации.
4.14. Порядок контроля за конструкцией транспортных средств иностранного производства, закупаемых по государственному плану.
4.14.1. ВНИИБД МВД СССР и управления (отделы) Госавтоинспекции контролируют, чтобы все министерства и ведомства, закупающие по государственному плану СССР транспортные средства иностранного производства, перед решением вопроса о закупке проводили приемочные испытания образцов на соответствие стандартам СССР.
Примечание. Этот порядок не распространяется на транспортные средства иностранного производства, закупаемые в качестве образцов.
4.14.2. Испытания проводятся межведомственными комиссиями, назначаемыми приказами министерств и ведомств, закупающих транспортные средства. В состав комиссий включаются работники ВНИИБД МВД СССР.
4.14.3. Место и порядок проведения испытаний определяются комиссиями. При испытании образцов автомототранспортных средств и троллейбусов используются методики научно-исследовательских организаций Министерства автомобильной промышленности.
4.14.4. Результаты испытаний оформляются протоколом, форма которого установлена Министерством автомобильной промышленности.
Один экземпляр подписанного членами комиссии и утвержденного в установленном порядке протокола остается во ВНИИБД МВД СССР.
4.14.5. При положительных результатах испытаний, подтвержденных протоколом, ВНИИБД МВД СССР направляет управлениям (отделам) Госавтоинспекции информацию о допуске этих транспортных средств к эксплуатации в случае их закупки.
4.15. Порядок контроля за конструкцией дополнительных устройств.
4.15.1. ВНИИБД МВД СССР осуществляет контроль за конструкцией дополнительных устройств с целью определения их влияния на безопасность дорожного движения и их соответствия требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации.
4.15.2. Испытания образцов дополнительных устройств, влияющих на безопасность дорожного движения, проводятся предприятиями-разработчиками по методикам, установленным стандартом или нормативно-технической документацией на данное изделие.
Работники ВНИИБД МВД СССР осуществляют проверку соответствия образцов требованиям безопасности путем непосредственного участия в испытаниях или по техническим отчетам предприятий-разработчиков.
При положительных результатах испытаний ВНИИБД МВД СССР согласовывает ТУ на изготовление этих изделий.
4.15.3. Образцы дополнительных устройств иностранного производства, предназначенных для использования на территории СССР, подвергаются испытаниям в порядке, согласованном в каждом отдельном случае с ВНИИБД МВД СССР, но обязательно перед решением вопроса о их закупке.
4.15.4. Дополнительные устройства, влияющие на безопасность дорожного движения и отвечающие требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации, включаются в перечень допущенных на территории СССР для установки в автомобилях, на мототранспортных средствах или для их использования водителями и пассажирами.
Перечень по состоянию на 1 июля ВНИИБД МВД СССР направляет ежегодно в управления (отделы) Госавтоинспекции для использования в работе.
5. Правила проведения государственных периодических
технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов
5.1. Государственные периодические технические осмотры автомобилей, мотоциклов и прицепов <*> проводятся Госавтоинспекцией с участием органов Министерства обороны в целях проверки их исправности, уточнения наличия, ведомственной принадлежности и повышения технического состояния.
------------------------------------
<*> В дальнейшем государственный периодический технический осмотр автомобилей, мотоциклов и прицепов будет именоваться "осмотр".
5.2. Осмотру подвергаются один раз в год все автобусы, грузовые автомобили (бортовые, самосвалы, седельные тягачи, специальные и со специализированными кузовами), легковые автомобили, фургоны и пикапы на их базе, мотоциклы, прицепы и полуприцепы, состоящие на постоянном или временном учете в Госавтоинспекции.
5.3. Осмотр проводится:
непосредственно в автотранспортных предприятиях, располагающих необходимой базой для проверки технического состояния транспортных средств (диагностическими стендами, приборами, подъемниками или смотровыми канавами, площадками с асфальтовым или бетонным покрытием) и штатом квалифицированных работников (инженеров, техников, механиков автомобильной специальности ремонтных рабочих);
на станциях технического обслуживания;
на диагностических станциях Госавтоинспекции;
на пунктах технического контроля, организуемых Госавтоинспекцией в местах, удаленных от автомобильных хозяйств, как правило, не более чем на 25 километров.
Место проведения осмотра транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, не располагающим необходимой базой для контроля их технического состояния и штатом квалифицированных работников, определяется Госавтоинспекцией.
5.4. Осмотр всех транспортных средств проводится с 1 января по 31 июля. В пределах этого периода времени Госавтоинспекция может, в зависимости от местных условий, самостоятельно назначать срок начала и окончания осмотра для всех или отдельных категорий транспортных средств.
5.5. Планирование осмотра осуществляется путем составления графиков на весь период осмотра, которые должны содержать сведения о местах, календарных днях, времени проведения осмотра и о количестве транспортных средств, подлежащих осмотру в течение каждого дня.
5.6. Графики разрабатываются работниками отделений (групп) Госавтоинспекции ОВД горрайисполкомов и диагностических станций. К их составлению привлекаются представители автотранспортных предприятий, колхозов, совхозов и других организаций, хорошо знающие специфику транспортных работ своего направления.
5.7. При разработке графиков работники Госавтоинспекции и диагностических станций руководствуются следующими положениями:
5.7.1. Осмотры организуются и проводятся с максимальным учетом интересов народного хозяйства, владельцев транспортных средств, дорожных и климатических условий, времени привлечения транспортных средств на весеннюю посевную кампанию, уборку урожая и других важных обстоятельств, связанных с работой автомобильного транспорта и Госавтоинспекции.
5.7.2. Графики проведения осмотра на станциях технического обслуживания Госкомсельхозтехники разрабатываются с учетом планов ремонта и обслуживания автомобилей и согласовываются с администрацией этих станций.
5.7.3. В автотранспортных предприятиях осмотр проводится в рабочее и межсменное время <*>, на пунктах технического контроля - в дневное и вечернее время рабочих дней и один из выходных дней, на станциях технического обслуживания и диагностических станциях - в соответствии с режимом работы этих предприятий.
------------------------------------
<*> Межсменное время ограничивается периодом с момента прибытия транспортного средства на стоянку до его выезда на линию.
5.7.4. Количество автомобилей одного автотранспортного предприятия, подлежащих осмотру в каждый установленный графиком день, определяется в зависимости от производительности контрольно-измерительной аппаратуры, используемой для проверки технического состояния транспортных средств. Во всех случаях оно не должно быть менее числа автомобилей, остановленных в этот день по плану предприятия для прохождения второго технического обслуживания.
5.7.5. Месяц, в котором каждый индивидуальный автомобиль должен быть представлен в Госавтоинспекцию или диагностическую станцию для осмотра или оформления результатов осмотра, если он проводится на станции технического обслуживания, назначается работниками Госавтоинспекции или диагностических станций во время предыдущего осмотра.
5.8. Графики утверждаются начальниками отделений Госавтоинспекции, старшими госавтоинспекторами, госавтоинспекторами ОВД горрайисполкомов и начальниками диагностических станций.
Копии графиков проведения осмотра транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, направляются городским (районным) военным комиссариатам.
5.9. Госавтоинспекция и диагностическая станция не менее чем за 20 дней до начала осмотра извещают (по местному радио, через газету, по телефону) индивидуальных владельцев о месте, куда они должны представить свои транспортные средства для осмотра или оформления результатов осмотра, а администрацию предприятий, учреждений и организаций - о сроках и месте проведения осмотра принадлежащих им транспортных средств. Одновременно направляют администрации бланки акта технического осмотра (Приложение N 9) для составления списка находящихся на балансе транспортных средств с указанием о них необходимых сведений.
5.10. Порядок проведения осмотра.
5.10.1. Предприятия, учреждения и организации обязаны представить принадлежащие им транспортные средства на осмотр в предусмотренные графиком срок и место, а владельцы индивидуальных транспортных средств обязаны в течение назначенного месяца представить их в Госавтоинспекцию или диагностическую станцию для осмотра или оформления результатов осмотра, проведенного на станции технического обслуживания.
За невыполнение этого требования без уважительных причин к виновным принимаются в установленном порядке меры административного воздействия.
Владельцы индивидуальных транспортных средств, не имеющие возможности выполнить это требование по причине болезни, нахождения в командировке или отпуске, обязаны представить в Госавтоинспекцию или диагностическую станцию свои транспортные средства в 10-дневный срок после выздоровления, возвращения из командировки или отпуска. Во время болезни, нахождения в командировке или отпуске владельцев их транспортные средства могут представить в Госавтоинспекцию или диагностическую станцию на осмотр или для оформления результатов осмотра, проведенного на станции технического обслуживания, лица, имеющие доверенность владельцев, удостоверенную в установленном порядке.
5.10.2. Проверка технического состояния транспортных средств в автомототранспортных предприятиях, на станциях технического обслуживания Госкомсельхозтехники и на пунктах технического контроля проводится государственными автомобильными инспекторами, а на диагностических станциях - специалистами этих станций.
В автотранспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания Госкомсельхозтехники по согласованию с руководителями этих предприятий для проверки привлекаются инженерно-технические работники, в том числе члены комиссий общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и городском электротранспорте. На диагностических станциях и пунктах технического контроля для проверки могут привлекаться представители общества автомотолюбителей - инженеры, техники и механики автомобильной специальности.
Решение о запрещении эксплуатации транспортных средств принимается государственным автомобильным инспектором.
5.10.3. Работники Госавтоинспекции проводят осмотр после предъявления владельцем транспортного средства технического паспорта на автомобиль или мотоцикл, технического талона на прицеп и квитанции об оплате сбора за осмотр. Владельцы индивидуальных автомобилей и мотоциклов, кроме того, предъявляют водительские документы, справку о медицинском переосвидетельствовании <*> и квитанцию об уплате полной суммы налога с владельцев транспортных средств, установленного Положением о местных налогах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г.
------------------------------------
<*> Сроки прохождения водителями медицинского переосвидетельствования определены Инструкцией о порядке медицинского освидетельствования лиц, желающих получить удостоверение на право управления автомототранспортом и городским электротранспортом, и переосвидетельствования водителей транспортных средств, утвержденной по согласованию с МВД СССР Приказом Министра здравоохранения СССР от 16 сентября 1972 г. N 733.
Владельцы транспортных средств, на которых установлены радиостанции, радиотелефоны и другие аналогичного назначения радиоэлектронные устройства (кроме радиоприемников, магнитофонов и телевизоров), предъявляют разрешение Государственной инспекции электросвязи Министерства связи СССР на установку этих устройств (Приложение N 8).
На станции технического обслуживания владельцы индивидуальных транспортных средств предъявляют только технический паспорт на автомобиль или мотоцикл и технический талон на прицеп к легковому автомобилю.
5.10.4. Осмотр транспортных средств должен начинаться с проверки соответствия типа, марки, модели транспортного средства, номерных знаков, заводских номеров кузова, двигателя, шасси (рамы) данным, записанным в карточках учета и технических паспортах.
Работники Госавтоинспекции и диагностической станции проверяют подлинность технических паспортов на индивидуальные транспортные средства с применением имеющихся в их распоряжении специальных приборов.
При обнаружении несоответствия номеров агрегатов регистрационным данным, подделки номеров агрегатов или записей в техническом паспорте принимаются меры, установленные нормативными актами МВД СССР.
5.10.5. К техническому состоянию транспортных средств предъявляются требования, изложенные в Правилах дорожного движения.
К техническому состоянию транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, предъявляются дополнительные требования, изложенные в Инструкции о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной Приказом МВД СССР от 20 ноября 1980 г. N 370.
Обязательной проверке подлежат все параметры безопасности.
Агрегаты и механизмы проверяются без их разборки и с максимальным использованием контрольно-измерительной аппаратуры.
5.10.6. Исправным считается полностью укомплектованное транспортное средство, имеющее удовлетворительный внешний вид, техническое состояние которого отвечает требованиям Правил дорожного движения и указанной Инструкции.
Транспортное средство, не отвечающее хотя бы одному требованию, считается неисправным. Его эксплуатация запрещается до устранения неисправности и повторного представления на осмотр.
5.10.7. К транспортным средствам оперативных служб: пожарной охраны, милиции (патрульные автомобили и мотоциклы), скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы, аварийной службы контактной электросети и военизированных горноспасательных частей предъявляются также требования, изложенные в ГОСТе 21392-75 "Транспортные средства оперативных служб, цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования".
При несоответствии этих транспортных средств хотя бы одному требованию ГОСТа Госавтоинспекция или диагностическая станция направляют администрации автотранспортных предприятий предписание (Приложение N 10) об устранении нарушения с указанием конкретного срока. В случае невыполнения этого требования эксплуатация транспортных средств запрещается до приведения их в соответствие с требованиями ГОСТа.
При выявлении транспортных средств, оборудованных в соответствии с требованиями данного ГОСТа, но не принадлежащих оперативной службе, их эксплуатация запрещается (со снятием номерных знаков) до устранения нарушения.
5.10.8. На специальных автомобилях кроме их технического состояния проверяется наличие специального стационарного оборудования. В случаях самовольного снятия оборудования эксплуатация этих автомобилей запрещается (со снятием номерных знаков), а к виновным в переоборудовании транспортных средств принимаются в установленном порядке меры административного воздействия.
5.10.9. При осмотрах транспортных средств, изготовленных или переоборудованных на предприятиях, не относящихся к автомобильной промышленности, когда изготовление или переоборудование связано с изменением параметров, указанных в п. 4.3 настоящего Наставления, кроме технического состояния транспортных средств проверяется согласование их конструкции с соответствующими управлениями (отделами) Госавтоинспекции. Если изготовление или переоборудование произведено без согласования конструкции, эксплуатация этих транспортных средств запрещается (со снятием номерных знаков) до приведения их в соответствие с требованиями стандартов.
5.10.10. При осмотре автомобилей, находящихся на консервации, проверяется их укомплектованность. Техническое состояние этих автомобилей определяется по акту автотранспортного предприятия, составленному при постановке автомобилей на консервацию. При отсутствии акта или наличии других причин, вызывающих сомнение в исправности автомобиля, обязательно проверяется в рабочем состоянии двигатель и трансмиссия без снятия автомобиля с подставок.
5.10.11. Транспортные средства, находящиеся в период осмотра в капитальном ремонте, подвергаются осмотру по возвращении из капитального ремонта.
5.10.12. Транспортные средства (за исключением привлеченных на уборку урожая), эксплуатирующиеся в другой местности более двух месяцев, подвергаются осмотру по месту временного учета.
5.10.13. Владельцам исправных индивидуальных автомобилей Госавтоинспекция или диагностическая станция выдает талон о прохождении технического осмотра (Приложение N 11), в котором указывается месяц представления автомобиля в следующем году в Госавтоинспекцию или на диагностическую станцию для осмотра или оформления результатов осмотра, проведенного на станции технического обслуживания.
Владельцы обязаны установить талон в кузове автомобиля лицевой стороной наружу в правом нижнем углу лобового стекла и не снимать его до получения нового талона.
5.11. Особенности проведения осмотра индивидуальных транспортных средств на станциях технического обслуживания.
5.11.1. В соответствии с Положением о Государственной автомобильной инспекции к проведению осмотров индивидуальных транспортных средств привлекаются станции технического обслуживания, оснащенные необходимым контрольно-диагностическим оборудованием.
5.11.2. Перечень этих станций после предварительного их обследования определяется управлениями (отделами) Госавтоинспекции МВД союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, УВД крайоблисполкомов совместно с республиканскими, краевыми и областными организациями, в ведении которых станции находятся.
5.11.3. К проведению осмотра допускаются станции технического обслуживания, имеющие в числе контрольно-диагностического оборудования:
стенд для диагностики технического состояния тормозной системы;
прибор для проверки суммарного люфта в рулевом управлении;
прибор для проверки силы и направленности головного света или экран для проверки направленности головного света;
прибор для проверки токсичности отработавших газов;
прибор для проверки внешнего шума автомобилей;
подъемники или смотровые канавы.
5.11.4. Осмотр индивидуальных транспортных средств на станциях проводится по желанию владельцев.
При осмотре на станциях проверяется техническое состояние транспортных средств в соответствии с п. п. 5.10.3, 5.10.4 и 5.10.5 настоящего Наставления. Владельцам исправных транспортных средств выдаются справки установленной формы (Приложение N 12).
5.11.5. Владельцы исправных индивидуальных транспортных средств, осмотр которых проведен на станциях технического обслуживания, представляют их в Госавтоинспекцию.
Работники Госавтоинспекции принимают справки станций технического обслуживания, проверяют в соответствии с п. 5.10.4 настоящего Наставления транспортные средства, технические паспорта, наличие у владельцев водительских документов, квитанций и оформляют результаты осмотра в порядке, изложенном в п. п. 5.15.1 - 5.15.3 настоящего Наставления.
В период проведения массового осмотра на станциях технического обслуживания работникам Госавтоинспекции предоставляется право по согласованию с администрацией станций проводить оформление результатов осмотра непосредственно на станциях.
5.12. Особенности проведения осмотра автомобилей и прицепов на станциях технического обслуживания Госкомсельхозтехники.
5.12.1. На станциях технического обслуживания Госкомсельхозтехники проводится осмотр автомобилей и прицепов, принадлежащих сельскохозяйственным и другим организациям, транспортные средства которых обслуживаются станциями на договорных началах.
5.12.2. Эти станции в процессе подготовки к осмотру проводят обслуживание и ремонт автомобилей и прицепов, предъявляют их на осмотр и оказывают государственному автомобильному инспектору помощь в проверке технического состояния транспортных средств.
5.12.3. Уплата сборов за осмотр производится организациями - владельцами транспортных средств.
5.13. Особенности проведения осмотра автомобилей и прицепов на диагностических станциях.
5.13.1. Пропускная способность диагностических станций при проведении осмотра определяется исходя из производительности контрольно-диагностической аппаратуры.
5.13.2. Для осмотра на диагностических станциях принимаются грузовые автомобили и автобусы, у которых масса снаряженного состояния, приходящаяся на одну ось, не превышает несущей способности диагностических стендов.
5.13.3. На диагностической станции подвергаются осмотру в первую очередь транспортные средства предприятий, учреждений и организаций, которые не располагают необходимой базой для проверки их технического состояния, а также индивидуальные транспортные средства, владельцы которых не воспользовались услугами станций технического обслуживания.
5.14. Организация пунктов технического контроля.
5.14.1. Пункты технического контроля организуются Госавтоинспекцией для проведения осмотра мотоциклов, а в районах, где нет диагностических станций, кроме того, для осмотра автомобилей и прицепов.
5.14.2. Пункты технического контроля должны иметь площадку с асфальтовым или бетонным покрытием, размеры которой обеспечивают возможность проверки технического состояния автомобилей и стоянки ожидающих осмотра транспортных средств, эстакаду, экран для проверки направленности головного света, а также помещение для размещения контрольных приборов, инструментов и других необходимых приспособлений и оформления результатов осмотра.
При наличии этих условий допускается организация пунктов технического контроля в местах расположения Госавтоинспекции и на территории коллективных гаражей.
5.15. Порядок оформления работниками Госавтоинспекции результатов осмотра.
5.15.1. Результаты осмотра оформляются актами установленной формы (Приложение N 9 - для группы и Приложение N 13 - для одиночных транспортных средств).
Акты о результатах осмотра транспортных средств предприятий, учреждений и организаций составляются в 2 экземплярах, копия вручается администрации автотранспортного предприятия, учреждения или организации.
Результаты осмотра транспортных средств, принадлежащих гражданам, оформляются актами только в случаях, когда при осмотре обнаруживаются технические неисправности, из-за чего эксплуатация транспортных средств не допускается, или когда автомобили (мотоциклы) стоят на временном учете. Копия акта выдается по требованию.
При проведении осмотра на диагностической станции с использованием постов и линий диагностики, когда техническое состояние транспортных средств регистрируется в диагностической карте, акты технического осмотра не составляются.
5.15.2. Акты технического осмотра или диагностические карты на транспортные средства, находящиеся на временном учете, направляются в недельный срок после осмотра в Госавтоинспекцию по месту их постоянного учета.
В отчет о наличии и техническом состоянии транспортные средства по месту временного учета не включаются.
5.15.3. Госавтоинспекция на основании актов, документов диагностических станций и справок станций технического обслуживания делает в карточке учета, техническом паспорте и техническом талоне на каждое транспортное средство отметку о прохождении осмотра.
5.16. Порядок составления и представления отчета о наличии и техническом состоянии транспортных средств.
5.16.1. При проведении осмотра Госавтоинспекция по картотеке карточек учета сличает свой учет с фактическим наличием транспортных средств. В связи с этим администрация предприятий, учреждений и организаций по запросу Госавтоинспекции обязана представлять сведения, касающиеся состоящих на балансе автомобилей, мотоциклов и прицепов.
5.16.2. Отчет о наличии и техническом состоянии транспортных средств составляется Госавтоинспекцией по состоянию на 1 августа.
5.16.3. Формы отчета разрабатываются Главным управлением Госавтоинспекции МВД СССР по согласованию с Министерством обороны и утверждаются Центральным статистическим управлением СССР.
5.16.4. Отчеты о наличии и техническом состоянии транспортных средств представляются:
МВД союзных республик (не имеющих областного деления), МВД автономных республик и УВД крайоблисполкомов РСФСР - в ГУГАИ МВД СССР к 31 августа;
МВД союзных республик (имеющих областное деление) - в ГУГАИ МВД СССР к 20 сентября <*>;
------------------------------------
<*> МВД союзных республик, имеющих областное деление, представляют отчеты с разбивкой сведений по двум вариантам: по министерствам и ведомствам; по областям.
МВД СССР - в Совет Министров СССР, Совет Министров РСФСР, Центральное статистическое управление СССР, Центральное статистическое управление РСФСР, Госплан СССР, Госплан РСФСР и в Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР к 1 ноября.
5.16.5. МВД союзных республик, МВД автономных республик и УВД крайоблисполкомов РСФСР самостоятельно определяют сроки получения отчетов из УВД и ОВД, а также порядок и сроки их представления в Советы Министров союзных республик, центральные статистические управления союзных республик, госпланы и военные комиссариаты союзных республик, статистические уп

КОМПЛЕКТЫ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ, ШАНЦЕВОГО ИНСТРУМЕНТА И ЗАПРАВОЧНОГО ИНВЕНТАРЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ НАКОПЛЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ПЕРЕДАЧЕ ВМЕСТЕ С АВТОМОБИЛЯМИ, ТРАКТОРАМИ, ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ, ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМИ МАШИНАМИ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ, ПОСТАВЛЯЕМЫМИ В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПО МОБИЛИЗАЦИИ (утв. Приказом Министра обороны СССР 1982 г. n 43)  »
Документы СССР »
Читайте также