ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ. РД 31.11.81.37-82 (утв. Минморфлотом СССР)


Утверждены
Министерством Морского флота СССР
ПРАВИЛА
МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ
РД 31.11.81.37-82
1. Общие положения
1.1. Область применения.
1.1.1. Настоящие Правила перевозки химических грузов наливом <*> разработаны на основе изучения и анализа нормативных и других документов по перевозке химических грузов, анализа работы наливного флота и наливных портов, изучения технологического процесса перевозки, обобщения зарубежного и отечественного опыта перевозок, а также на основе разработок и исследований по технологии перевозок наливных грузов, выполненных в Черноморском филиале ЦНИИМФ.
------------------------------------
<*> В дальнейшем именуются "Правила".
1.1.2. Во всем ином, что специально не предусмотрено Правилами, перевозка наливных опасных химических грузов морем регламентируется Правилами классификации и постройки химовозов, Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (КТМ), Общими правилами перевозки наливных грузов на судах Минморфлота, Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР (РД 31.60.14-81), Правилами техники безопасности на судах морского флота, Правилами по защите от статического электричества на морских судах и Наставлением по предотвращению загрязнения с судов, техническими условиями морской перевозки (ТУМП) и картами технологических режимов (КТР), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73/78), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).
1.1.3. Правила устанавливают порядок погрузки, перевозки и выгрузки наливных опасных химических грузов и распространяются на суда-химовозы и на суда, специально переоборудованные для перевозки наливом опасных химических грузов, перечень которых указан в судовом свидетельстве, а также на морские порты и портпункты, грузоотправителей и грузополучателей, связанных с морской перевозкой наливных химических грузов в пределах СССР.
1.1.4. Перевозка наливных химических грузов без соблюдения Правил запрещается.
1.2. Определения и термины, используемые в Правилах.
1.2.1. Водная мойка - мойка, при которой в качестве моющей жидкости используется пресная, морская вода или водный раствор моющего препарата.
1.2.2. Неводная мойка - мойка, при которой используются различные растворители и моющие средства без применения воды.
1.2.3. Зона грузовых танков - часть судна, в которой размещаются грузовые емкости и грузовые насосные отделения, включая примыкающие к ним или расположенные над ними коффердамы и другие помещения.
1.2.4. Конвенция - действующая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов со всеми изменениями и поправками.
1.2.5. Противотоксичный режим - режим, предусматривающий порядок выполнения работ и использования защитного снаряжения, при котором обеспечивается безопасность для здоровья людей от токсичного воздействия грузов.
1.2.6. Реакционная способность - способность груза вступать в опасную реакцию с другими веществами в любом виде, в том числе с забортной водой и материалами конструкции судна.
Пожаро- и взрывоопасность химического груза определяется температурой самовоспламенения.
1.2.7. Транспортная опасность - вероятность ущерба здоровью людей, окружающей среде или народному хозяйству, который может иметь место во время перевозки вследствие проявления при определенных условиях тех или иных опасных свойств грузов.
1.3. Классификация наливных химических грузов.
1.3.1. Грузы по степени опасности для здоровья находящихся на судне людей классифицируются на четыре класса в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76.
1.3.2. По степени образования зарядов статического электричества грузы делятся в зависимости от способности аккумулировать эти заряды на два подразряда:
аккумулирующие статическое электричество;
не аккумулирующие статическое электричество.
1.3.3. По степени опасности вступления в реакцию грузов друг с другом, с водой и материалами судовых конструкций грузы делятся на четыре группы:
К первой группе относятся грузы, смешение которых друг с другом, с водой или контакт которых с незащищенными деталями конструкции судна может привести к катастрофическим последствиям для самого судна, его экипажа или для других судов, береговых объектов и людей, находящихся на расстоянии от судна.
Ко второй группе относятся грузы, смешение которых друг с другом вызывает повышение температуры до 50 град. C и более при начальной температуре 20 град. C, выделение газа, протекание экзотермических реакций при температуре от 20 град. C до 70 град. C.
К третьей группе относятся грузы, контакт которых с материалами конструкции судна может привести к их повреждению или к порче груза (подгруппа "а"); смешение которых друг с другом приводит не более как к порче обоих грузов или одного из них (подгруппа "в").
К четвертой группе относятся грузы, которые теряют свое качество при длительном хранении на судне из-за полимеризации, окисления или разложения.
1.3.4. При рассмотрении вопросов предотвращения загрязнения с судов грузы делятся на следующие категории:
Категория A - вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют значительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, значительно ухудшают условия отдыха или значительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение строгих мер по предотвращению загрязнения.
Категория B - вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют опасность для морских ресурсов или здоровья человека, ухудшают условия отдыха или мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение специальных мер по предотвращению загрязнения.
Категория C - вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют незначительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, незначительно ухудшают условия отдыха или незначительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуются специальные условия эксплуатации судна.
Категория D - вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют определенную опасность для морской среды или здоровья человека, несколько ухудшают условия отдыха или несколько мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуется некоторая осторожность при эксплуатации судна.
1.3.5. Химические грузы по степени пожарной опасности, в соответствии с ГОСТ 12.1.017-80, классифицируются на группы по температуре вспышки:
----------------------------T------------------------------------¬
¦ Группа ¦Температура вспышки в тигле, град. C¦
¦ +-----------------T------------------+
¦ ¦ закрытом ¦ открытом ¦
+---------------------------+-----------------+------------------+
¦Особо опасные ¦t <= -18 ¦t <= -13 ¦
¦Постоянно опасные ¦23 >= t > -18 ¦27 >= t > -13 ¦
¦Опасные при повышенной ¦23 < t <= 61 ¦27 < t <= 66 ¦
¦температуре ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-----------------+-------------------
1.4. Технические условия морской перевозки.
1.4.1. Судно должно быть обеспечено техническими условиями морской перевозки (в дальнейшем именуемыми ТУМП) для каждого сорта груза.
1.4.2. Запрещается перевозка химического груза, не указанного в судовом свидетельстве, а также при отсутствии на судне ТУМП.
1.5. Общие требования, предъявляемые к судну.
1.5.1. Перевозка опасных грузов допускается только на химовозах и судах, имеющих Свидетельство о безопасности химовоза, выданное в соответствии с требованиями Правил классификации и постройки химовозов Регистра СССР, и только тех грузов, которые указаны в нем.
1.5.2. Судно должно быть обеспечено информацией для капитана об остойчивости и непотопляемости.
1.5.3. Расписание по тревогам, а также оперативные планы по борьбе с пожаром, водой и др. должны быть разработаны с учетом конкретных опасных свойств перевозимых грузов.
1.5.4. На судне должно быть не менее двух комплектов приборов для определения:
содержания кислорода в атмосфере;
концентрации токсичных паров;
концентрации взрыво- и пожароопасных паров.
Конкретные наименования приборов указываются в ТУМП для каждого груза.
1.6. Несовместимость грузов.
1.6.1. Перевозка двух сортов грузов 1-й группы опасности вступления в реакцию (в соответствии с п. 1.3.3) запрещается.
1.6.2. Допускается одновременная перевозка нескольких сортов грузов 2-й группы опасности вступления в реакцию, если танки с грузом одного сорта отделены от танков с грузом другого сорта коффердамом, пустым танком либо танком, содержащим груз, нейтральный к обоим несовместимым грузам.
1.6.3. Перевозка разных сортов грузов группы 3 (подгруппы "в") допускается в смежных танках, если переборка, их разделяющая, перед заполнением обоих танков была испытана на непроницаемость гидростатическим давлением, величина которого должна быть равна расчетной для данного судна.
1.6.4. Погрузка грузов 4-й группы разрешается только в случае, если грузоотправитель перед подачей груза предоставил сертификат о том, что для обеспечения сохранности груза во время перевозки в него добавлено соответствующее количество ингибитора.
2. Подготовка судна к погрузке
2.1. Составление грузового плана.
2.1.1. Грузовой план, включающий в себя план погрузки и технологическую карту грузовых операций, утверждается капитаном судна до начала налива. В случае необходимости изменения в них вносятся только с ведома капитана.
До прихода судна в порт погрузки следует, если в этом есть необходимость, заблаговременно обменяться информацией между судном и портом по вопросам, которые связаны с безопасностью судна и причала и предотвращением загрязнения окружающей среды.
2.1.2. План погрузки должен обеспечить:
мореходность судна и расчетную его посадку (осадки, крен и дифферент) после окончания налива и приема снабжения;
максимально возможное использование грузоподъемности или грузовместимости судна;
сохранность перевозимого груза;
безопасное для корпуса распределение массы груза по танкам;
распределение реактивных грузов по танкам, исключающее возможность их смешения друг с другом или с водой;
распределение объема груза по танкам с учетом его температурного расширения во время рейса;
безопасную погрузку, выгрузку и зачистку с учетом ротации портов.
2.1.3. При составлении плана погрузки необходимо учитывать следующее:
танки после перевозки грузов с сильным запахом (фенола, октанола, таллового масла и др.) нельзя использовать в очередном рейсе для перевозки чувствительных к запаху грузов, таких как гликоли и др.;
в танках, смежных с танками, в которых находятся подогреваемые грузы, нельзя размещать ароматические углеводороды, кетоны, спирты, а также грузы 4-й группы;
в случаях, когда защитные покрытия в танках имеют ограничения по температуре, нельзя грузить подогреваемые выше этой температуры продукты как в эти танки, так и в смежные с ними;
если в танках перевозились грузы с высокой температурой кипения и/или слабой растворимостью в воде, то эти танки не рекомендуется в очередном рейсе использовать для чувствительных к малейшему загрязнению грузов, таких, например, как метанол.
2.1.4. В технологической карте грузовых операций должны быть указаны:
цель и задачи выполняемой работы;
ответственный руководитель, контролирующий соблюдение правил техники безопасности и последовательность операций;
спецификация работы, ее продолжительность и объем;
приспособления, устройства, инструмент и расходные материалы;
очередность загрузки танков;
по каким магистралям должен приниматься каждый груз;
какие клинкеты закрываются и какие участки трубопроводов снимаются и глушатся перед наливом;
какие клинкеты открываются перед началом налива и все дальнейшие действия, связанные с открытием и закрытием клинкетов в течение всей грузовой операции:
скорость налива поэтапно - вначале, установившаяся и в конце налива;
результаты проверки путем расчетов и с помощью приборов загрузки (лодикаторов) напряжений, возникающих в корпусе во время погрузки, с указанием их величин на каждом этапе.
Кроме того, в технологической карте необходимо учитывать основные внешние факторы, которые могут повлиять на производство работ, а также меры предосторожности и защитные приспособления.
2.1.5. Налив разных сортов грузов группы 3 (подгруппы "в") следует планировать таким образом, чтобы в процессе погрузки имелась возможность испытать на непроницаемость гидростатическим давлением груза переборки смежных танков с разными сортами грузов.
2.1.6. Перед погрузкой груза 4-й группы с ограниченным сроком его хранения следует убедиться, что время рейса с возможными задержками не превысит времени допустимого хранения груза.
2.1.7. Если наливу подлежит груз 4-й группы с ограниченной температурой перевозки, то следует убедиться, что она не меньше максимально возможной температуры забортной воды в рейсе, ожидаемой в данный период. При этом следует учитывать, что на мелководье и в устьях рек температура забортной воды может оказаться выше, чем в открытом море.
Когда допустимая температура перевозки груза окажется меньше температуры забортной воды, то прием груза не разрешается.
2.1.8. Перед началом погрузки комиссии, утвержденной капитаном, необходимо произвести проверку технического состояния всего грузового оборудования судна и устранить обнаруженные дефекты. В судовом журнале сделать запись о проведенной проверке и ее результатах.
2.1.9. С приходом в порт капитан обязан получить от представителя порта полную информацию о местных правилах и постановлениях, касающихся безопасности судна и предотвращения загрязнения окружающей среды. С полученной информацией должен быть ознакомлен экипаж.
2.1.10. До начала погрузки с представителем грузителя, грузоотправителя, пожарно-технической службы, ВОХР, а также грузополучателя, если таковой имеется, согласовывается следующее:
грузовой план и технологическая карта погрузки;
интенсивность погрузки (начальная), максимальная, при переходе с одной группы танков в другую, при окончании погрузки;

ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ НА СУДАХ ММФ. РД 31.11.81.38-82 (утв. Минморфлотом СССР)  »
Документы СССР »
Читайте также