ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕЖИМА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЯТИДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ) (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 19.10.1981, Минпросом СССР 23.10.1981)


Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
19 октября 1981 года
Утверждаю
Заместитель Министра
просвещения СССР
В.М.КОРОТОВ
23 октября 1981 года
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕЖИМА ПРОДЛЕННОГО
ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЯТИДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
Настоящие Методические указания подготовлены Главным санитарно - эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР (Н.А. Белостоцкая), Главным управлением лечебно - профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР (И.Н. Гусева), Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР (Л.Ф. Бережков, Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, В.М. Зубкова, В.В. Стан, Л.Г. Рогачевская, Г.М. Сапожникова, З.И. Сазанюк, Т.Н. Сорокина, Н.К. Барсукова, Г.В. Терентьева, О.Г. Иванова), Институтом физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР (О.А. Лосева), Научно - исследовательским институтом санитарии и гигиены им. Г.М. Натадзе Министерства здравоохранения Грузинской ССР (О.И. Дедабришвили), Ереванским медицинским институтом, Армянским научно - исследовательским институтом общей гигиены и профзаболеваний (Г.Г. Никогосян), Киевским научно - исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева (Г.И. Яковенко, Г.М. Рыженко), Белорусским научно - исследовательским санитарно - гигиеническим институтом (А.А. Крюкова), Республиканской СЭС Министерства здравоохранения Латвийской ССР (Э.А. Улицкая).
Методические указания предназначены для работников здравоохранения и просвещения.
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Приказом Министерства просвещения СССР от 10.08.81 N 124 утверждено "Временное положение о подготовительных классах общеобразовательных школ, работающих в условиях 5-дневной учебной недели".
В соответствии с этим Положением в подготовительные классы принимаются дети, которым до 1 сентября текущего года исполняется 6 лет.
Обучение осуществляется по экспериментальным программам, разработанным в союзных республиках на основе типовых программ, рекомендованных Министерством просвещения СССР.
Наполняемость подготовительных классов не должна превышать 25 чел. В сельских школах, не имеющих параллельных I - III классов, наполняемость подготовительных классов не менее 15 человек. При меньшем числе учащихся подготовительные классы включаются в состав классов - комплектов. Приказом Министерства здравоохранения СССР N 348 от 03.04.81 "О мероприятиях по организации медицинского обеспечения детей при введении обучения с 6-летного возраста" предусматривается детским амбулаторно - поликлиническим учреждениям в течение февраля - марта проводить медицинское обследование детей, поступающих в текущем году в подготовительные классы, определяя их функциональную готовность к обучению в школе (форма 026/у).
Методы и критерии определения функциональной готовности детей к обучению изложены в "Методических рекомендациях по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу", утвержденных Министерством здравоохранения СССР N 11-6/48 от 21.12.1978.
1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Морфо - функциональные возможности организма ребенка 6-летнего возраста, незавершенность развития важных для обучения систем, прежде всего центральной нервной системы, зрительного, слухового анализаторов, опорно - двигательной системы определяют высокую чувствительность организма к неблагоприятным внешним влияниям.
Поэтому организация учебной и игровой деятельности, а также отдыха детей подготовительных классов должна основываться на учете морфо - функциональных и психофизиологических особенностей детей 6 лет и полностью соответствовать их возрастным функциональным возможностям. Изменение функционального состояния организма детей в процессе обучения и воспитания зависит от величины суммарной учебной нагрузки, режима занятий и всего дня, а также других факторов.
Продолжительность пребывания детей в подготовительных классах - 32 учебные недели. Обучение 6-летних детей должно организовываться только в 1-ю смену. Наилучшее время начала занятий в школе - 9 часов. Нецелесообразно отодвигать начало занятий на более позднее время. Учебный день необходимо начинать с гимнастики, которая проводится в предварительно тщательно проветренном классном помещении. Методика проведения гимнастики до уроков представлена в Приложении N 1.
Временным положением о подготовительных классах общеобразовательных школ, работающих в условиях 5-дневной учебной недели, определена предельная учебная нагрузка в 20 недельных часов.
Важное значение для обеспечения высокой работоспособности 6-летних детей имеет продолжительность занятий.
В связи с тем, что длительность активного внимания у 6-летних детей не превышает 20 минут из общей продолжительности 35-минутного занятия, часть времени поэтому следует использовать для приготовления к выполнению заданий, проведению физкультпауз и вспомогательных видов работ (Методика проведения физкультминуток, см. Приложение 2).
Учебная нагрузка в день должна составлять 4 урока по 35 минут. Типовой учебный план для подготовительных классов, одобренный Советом по вопросам работы общеобразовательной школы при Министерстве просвещения СССР, 13.02.81, предусматривает следующее распределение учебных занятий в течение недели:
Русские школы Национальные школы
Русский и родной язык 8 часов 9 часов
Математика 4 часа 4 часа
Труд (конструирование) 2 часа 2 часа
Физкультура 3 часа 2 часа
ИЗО, музыка 2 часа 2 часа
Природоведение 1 час 1 час
(ознакомление с окружающим)
Учитывая, что наиболее утомительно для детей статическое напряжение (сидение за партами), не следует требовать от детей соблюдения в течение всего урока неподвижной позы. При составлении расписания занятий в течение учебного дня рекомендуется:
- предметы, требующие большого умственного напряжения, - русский язык (или родной язык), математика ставить на первые и вторые уроки;
- предметы с преобладанием двигательного, динамического компонента - физкультура, музыкальное занятие, связанное с движением, - предусматривать третьими занятиями;
- 4-м занятием планируются такие виды работ, как изобразительное искусство, труд (конструирование), ознакомление с окружающим миром и т.д. Продолжительность перемен между уроками должна быть 15 - 20 минут. Наиболее эффективный отдых между уроками обеспечивается при выходе детей на пришкольный участок и проведении игр умеренной подвижности (см. Приложение 3). После 2 - 3 занятий ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут, заполненное подвижными играми и спортивными развлечениями на воздухе под руководством учителя. Методика проведения динамического занятия представлена в Приложении 4.
В дни, когда учебным расписанием предусмотрена физкультура, динамическое занятие проводится в виде самостоятельных подвижных игр, причем физкультурные занятия, предшествуя динамическому занятию, помогают организации детей в самостоятельных играх.
Динамическое занятие целесообразно проводить на воздухе в любое время года. Лучше надевать для этого спортивную форму. В зависимости от температуры наружного воздуха рекомендуется следующее количество слоев одежды:
--------------------------T--------------------------------------¬
¦ Холодный период ¦Спортивный костюм, майка, футболка с¦
¦ (осень, весна), ¦длинными рукавами, колготы, шерстяная¦
¦ температура воздуха ¦шапочка на матерчатой подкладке,¦
¦ от +6 град. C до ¦простые или шерстяные носки, кеды ¦
¦ -3 град. C ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦ Зимой ¦Спортивный костюм, майка, рубашка¦
¦ температура воздуха ¦фланелевая с длинными рукавами,¦
¦ от -4 град. C до ¦колготы, шерстяная шапочка на¦
¦ -12 град. C ¦матерчатой подкладке, шерстяные носки,¦
¦ ¦кеды или сапожки, варежки ¦
L-------------------------+---------------------------------------
Зимой при ветре или при температуре ниже -12 град. C надевается куртка из непродуваемой ткани, рейтузы, утепленная обувь.
После перенесенных заболеваний дети могут быть во время динамической паузы в более утепленной одежде (куртка, сапоги и т.д.).
При составлении расписания занятий в течение недели рекомендуется в понедельник, учитывая постепенность вхождения в умственную работу, начинать учебный день с занятия физкультурой, то есть предметом с преобладанием двигательного компонента.
В период обучения детей в подготовительных классах необходимо проводить работу с детьми функционально не готовыми к школе ("школьнонезрелыми"), предусмотрев для них специальные занятия с логопедом и специальные упражнения для развития моторики по методике НИИ дошкольного воспитания.
В соответствии с временным положением о подготовительных классах домашние задания в подготовительных классах не задаются.
Большое значение имеет рациональная организация всего школьного режима для детей в целом. При организации продленного дня с пребыванием 6-летних детей в школе до 17 - 18 часов обязателен ежедневный 2-часовой дневной сон, 2,5 - 3-часовая прогулка с активным отдыхом и 3-разовое питание. Причем прогулку и подвижные игры на воздухе целесообразно в течение дня проводить дважды: перед обедом и в конце продленного дня.
Во время прогулки дети должны быть одеты соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
При температуре наружного воздуха:
---------------------T----------------------T--------------------¬
¦ от +6 град. C до ¦ от -3 град. C до ¦ от -9 град. C до ¦
¦ -2 град. C ¦ -8 град. C ¦ -14 град. C ¦
+--------------------+----------------------+--------------------+
¦4-слойная одежда: ¦4-слойная одежда: ¦5-слойная одежда: ¦
¦белье, платье, ¦белье, платье, трико- ¦белье, платье, три- ¦
¦трикотажная кофта, ¦тажная кофта, колготы,¦котажная кофта ¦
¦колготы, рейтузы, ¦рейтузы, зимнее паль- ¦(свитер), колготы, ¦
¦куртка или демисе- ¦то, утепленные сапоги ¦рейтузы - 2 пары, ¦
¦зонное пальто (зим- ¦ ¦зимнее пальто, ¦
¦нее пальто без три- ¦ ¦утепленные сапоги с ¦
¦котажной кофты, если¦ ¦носками ¦
¦температура ниже ¦ ¦ ¦
¦0 град. C), сапожки ¦ ¦ ¦
L--------------------+----------------------+---------------------
Зимой в безветренную погоду при температуре до -22 град. C рекомендуется утеплять одежду и сокращать продолжительность прогулки.
Приемы горячей пищи должны быть равномерно распределены в течение дня: завтрак на 2-й перемене, обед в 13.00 - 13.30 часов и полдник в 16 час. 20 мин. Калорийность горячего завтрака должна составлять примерно 25%, обеда - 35 - 40% и полдника - 10% суточной потребности в калориях (2400 кал). На полдник дети могут получать фрукты (яблоки, апельсины), печенье, булочку с чаем, кефир или молоко.
Длительное пребывание 6-летних детей в школе на продленном дне или на так называемом полупродленном дне до 14 - 15 часов без организации дневного сна запрещается. При невозможности организовать дневной сон лучше ограничить время пребывания детей в школе учебной работой. Выполнение учебной работы тотчас после обеда физиологически нецелесообразно, так как в это время снижается умственная работоспособность и у большинства детей отмечается падение активности физиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА ПРИ ПРОДЛЕННОМ ДНЕ
ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ
8.30 - 9.00 - Сбор детей. Утренняя гимнастика.
9.00 - 9.35 - Первое учебное занятие.
9.35 - 9.55 - Первая перемена (подвижные игры).
9.55 - 10.30 - Второе учебное занятие.
10.30 - 10.50 - Вторая перемена - горячий завтрак.
10.50 - 11.25 - Третье учебное занятие.
11.25 - 12.25 - Динамическое занятие (организованные подвижные
игры; прогулка, включая время на
переодевание).
12.25 - 13.00 - Четвертое учебное занятие.
13.00 - 13.30 - Обед.
13.30 - 15.30 - Сон.
15.30 - 15.45 - Уборка постели, туалет.
15.45 - 16.20 - Занятия по интересам. Тихие игры.
16.20 - 16.40 - Полдник.
16.40 - 18.00 - Прогулка, подвижные игры на воздухе.
При такой организации режима дня время активных движений, включая 8 - 10-минутную утреннюю гимнастику в школе, 1 - 1,5-минутные физкультминутки на каждом уроке, организованные активные движения во время часового ежедневного динамического занятия и подвижные игры на воздухе в конце продленного дня, составляет почти 2 часа, а в дни с уроками физкультуры несколько больше. Как известно, суточный объем активных движений школьников должен быть не менее 2-х часов в течение школьного дня. Включение активных движений в режим учебного дня детей имеет большое значение в профилактике гиподинамии.
В субботу учебные занятия не проводятся. В этот день организуется работа группы продленного дня для той части детей, которая в этом нуждается.
При составлении расписания в течение учебного года рекомендуется: кроме каникул, предусмотренных для всех учащихся школы, прерывать учебные занятия дополнительными каникулами для детей подготовительного класса в течение одной недели в середине III, наиболее продолжительной учебной четверти (третья неделя февраля).
Систематический контроль за соблюдением режима дня, проведением прогулок и подвижных игр на свежем воздухе, организацией дневного сна, питанием, физическим воспитанием детей, начавших обучение с 6 лет, а также их состоянием здоровья возлагается в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.04.81 N 348 на руководителей министерств здравоохранения союзных республик, автономных республик, областных, краевых, городских отделов здравоохранения.
2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ
ДЕТЕЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 22.10.1981 n 578 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ БРУЦЕЛЛЕЗОМ И ТУБЕРКУЛЕЗОМ  »
Документы СССР »
Читайте также