ПРИКАЗ Минпроса СССР от 03.07.1981 n 103 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ (ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 3 июля 1981 г. N 103
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
(ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1980 г. N 705 "О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению" и в целях совершенствования системы обучения и воспитания детей с психоневрологическими заболеваниями приказываю:
1. Ввести в действие:
- Инструкцию по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (Приложение 1);
- Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (Приложение 2);
- Типовой учебный план специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (Приложение 3).
2. Министерствам просвещения союзных республик открывать специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития в счет планов по контингентам специальных школ-интернатов для детей с поражением центральной нервной системы, предусмотренных п. 9 указанного Постановления.
3. Установить штаты специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами специальных школ-интернатов для детей с дефектами умственного или физического развития, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 29.08.79 N 165.
Установить штаты специальных общеобразовательных школ с продленным днем для детей с задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами общеобразовательных школ, утвержденными Советами Министров союзных республик (с учетом дополнительных Типовых штатов, утвержденных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.02.60 N 182).
4. Ввести в штаты указанных специальных общеобразовательных школ-интернатов и школ с продленным днем дополнительно должность учителя-логопеда из расчета одна единица на 25 - 30 детей с нарушением речи.
Министр просвещения СССР
М.А.ПРОКОФЬЕВ



Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
(ШКОЛЫ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат дети 7 - 9 лет (старше - в порядке исключения), у которых имеются специфические нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.
2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в I - II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду указанных нарушений психического развития не подготовленные к усвоению школьной программы.
3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза (как правило, резидуального характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной системы, реже - при генетических пороках развития), при которой нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.
В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития:
а) задержка психического развития по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
б) задержка психического развития соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;
в) задержка психического развития психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.
Примечание. Дети, страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в пунктах 3 "а", "б", "в", направляются в специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в общеобразовательной массовой школе.
4. Противопоказанием к приему в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) олигофрения;
б) органическое слабоумие;
в) эпилептическое слабоумие;
г) шизофреническое слабоумие;
д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;
е) шизофрения без явления слабоумия;
ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;
з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные;
и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез;
к) различные нервно-психические расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и школьной неуспеваемостью;
л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, страдающие заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 "а" - "д", подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на лечение;
дети, страдающие заболеваниями и патологическими состояниями, названными в пункте 4 "е" - "к", подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям - по программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития только после санации указанных болезненных очагов.
5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.
Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе.
6. Направление в специальную школу-интернат (школу) для детей с задержкой психического развития производится на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Перевод в специальную школу другого типа осуществляется медико-педагогической комиссией. Школа представляет на комиссию документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.



Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
1 июля 1981 года
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
(ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Общие положения
1.1. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития предназначена для детей с замедленным темпом психического развития вследствие ослабленности нервной системы после инфекций, интоксикаций, травм головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве.
При потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития у этих детей наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. У них, как правило, снижена умственная работоспособность, повышена истощаемость, отмечаются головные боли, двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость или, наоборот, вялость, апатичность.
Общая задержка интеллектуального развития является следствием перечисленных особенностей и проявляется в недостаточной сформированности основных мыслительных процессов, ограниченности запаса знаний, представлений и навыков, необходимых для усвоения учебного материала.
1.2. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития работает в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы и настоящим Положением.
1.3. Порядок открытия и закрытия специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития определяется Советами Министров союзных республик. Они находятся в введении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, районных отделов народного образования.
В специальных школах-интернатах для детей с задержкой психического развития для приходящих детей могут организовываться группы продленного дня. В исключительных случаях по согласованию с министерствами просвещения союзных республик при общеобразовательных школах могут открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития с группами продленного дня при них.
Эти классы в своей работе руководствуются настоящим Положением.
1.4. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляет образование учащихся в объеме восьмилетней общеобразовательной школы.
Выпускники сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.
1.5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) при открытии комплектуются в составе только начальных классов при количестве учащихся не менее 80 человек. Впоследствии наполняемость школы-интерната (школы) не должна превышать 360 - 400 человек.
1.6. Предельная наполняемость учащихся класса и воспитательной группы школы-интерната и групп продленного дня - 20 человек.
1.7. В специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа.
2. Структура школы и организация
учебно-воспитательного процесса
2.1. Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР для данных специальных школ, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования восьмилетней общеобразовательной школы.
2.2. Структура начальных классов может быть представлена в двух или одном из двух вариантов:
Первый - в составе подготовительного, I, II, III классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе.
Второй - в составе II, III и III дополнительного классов - для детей, ранее обучавшихся в массовой общеобразовательной школе.
Обучение по программе IV - VIII классов общеобразовательной школы осуществляется в IV - VIII и VIII дополнительном классах.
2.3. По окончании начальных классов педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся в массовую общеобразовательную школу, либо в случае тяжелых форм задержки психического развития - о продолжении обучения в данной специальной школе.
2.4. В целях коррекции недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов предыдущего обучения, а также для развития моторики, пространственной ориентации и др. проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Эти занятия проводятся учителями как непосредственно после уроков, так и во второй половине дня согласно расписанию.
2.5. В учебно-воспитательной работе специальной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное и прочное усвоение знаний, способствуют общему развитию детей, активизации и коррекции их познавательной деятельности.
2.6. Продолжительность урока в подготовительном классе - 35 минут; после второго урока в этом классе организуется перерыв - 40 минут, который следует проводить на воздухе.
Продолжительность урока в I - VIII классе и VIII дополнительном классах - 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкультпаузы.
2.7. Для учащихся начальных классов проводится дневной сон. Для отдельных учащихся старших классов сон организуется по рекомендации врача.
2.8. В соответствии с учебным планом проводятся факультативные занятия с учетом интересов и возможностей учащихся, а также для углубления профессионально-трудовой подготовки.
3. Трудовое обучение
3.1. В специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития трудовое обучение является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к общественно полезной деятельности. Она осуществляется следующим образом:
- обучение ручному

<ПИСЬМО> Минавтотранса РСФСР от 03.07.1981 n 47-ц О ПРАВИЛАХ ОФОРМЛЕНИЯ ВОИНСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И РАСЧЕТОВ ЗА НИХ (вместе с ПРАВИЛАМИ..., утв. Минавтотрансом РСФСР 13.06.1980)  »
Документы СССР »
Читайте также