МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМУ САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ И ПРИЕМКЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ СУДОВ МОРСКОГО, СМЕШАННОГО И ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ СССР И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ (утв. Минздравом СССР 30.03.1981 n 2375-81)


Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
30 марта 1981 г. N 2375-81
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМУ САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ
И ПРИЕМКЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ СУДОВ МОРСКОГО, СМЕШАННОГО
И ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ СССР И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ
И СООРУЖЕНИЙ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ
"Методические указания по предупредительному санитарному надзору при проектировании, строительстве, переоборудовании и приемке в эксплуатацию судов морского, смешанного и внутреннего плавания СССР и других объектов и сооружений, приравненных к ним" разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта (НИИ ГВТ) Министерства здравоохранения СССР и Республиканской санитарно-эпидемиологической станцией Министерства здравоохранения РСФСР.
Настоящие Методические указания предназначены для оказания практической помощи работникам органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющим государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм при проектировании, строительстве, переоборудовании, ремонте и вводе в эксплуатацию судов морского, смешанного и внутреннего плавания СССР (за исключением военных и спортивных судов, лодок, катеров и прочих судов личного пользования) и других объектов и средств, приравненных к ним:
- все морские суда гражданского назначения;
- морские суда промыслового флота и суда промыслового флота внутренних водоемов СССР;
- самоходные и несамоходные суда внутреннего (речного и озерного) и смешанного "река - море" плавания;
- буровые суда и буровые платформы;
- грузовые подводные суда, лаборатории и другие объекты в части требований к помещениям и системам, на которые не распространяется действие специальных санитарных правил и норм;
- другие плавучие сооружения морского, внутреннего и смешанного плавания (плавкраны, плавучие электростанции, зачистные станции и т.п.).
Все вышеперечисленные суда, объекты и средства в дальнейшем именуются "суда".
С вступлением в силу настоящих Методических указаний "Методические указания по предупредительному санитарному надзору при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте транспортных и рыбопромысловых морских, речных и озерных судов СССР" N 628-66 отменяются.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. На основании "Положения о государственном санитарном надзоре в СССР", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 31 мая 1973 года, Главный государственный санитарный врач СССР и его заместители, главные государственные санитарные врачи союзных и автономных республик, краев и областей и их заместители, главные государственные врачи округов, городов и районов, а также бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте в пределах их компетенции в форме предупредительного и текущего санитарного надзора осуществляют контроль за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм.
1.2. Порядок осуществления государственного санитарного надзора определяется положениями, инструкциями и другими актами, издаваемыми в установленном порядке Министерством здравоохранения СССР, и настоящими Методическими указаниями.
1.3. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы в лице бассейновых, портовых и линейных санитарно-эпидемиологических станций, а при их отсутствии - санитарно-эпидемиологических станций административных районов (республиканских, краевых, областных, городских) осуществляют предупредительный санитарный надзор на водном транспорте путем проведения:
- контроля за выполнением требований действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм при рассмотрении и согласовании проектно-технической документации на строительство, переоборудование и ремонт судов;
- контроля за соблюдением требований действующих санитарных правил и других гигиенических нормативных документов в ходе строительства, переоборудования и ремонта судов, а также в процессе приемо-сдаточных испытаний вновь построенных, переоборудованных или отремонтированных судов при вводе их в эксплуатацию.
1.4. В целях осуществления своевременного контроля за проектированием, строительством, переоборудованием и ремонтом, а также вводом в эксплуатацию судов учреждения санэпидслужбы ежегодно должны иметь от организаций-судовладельцев, проектных, судостроительных и судоремонтных организаций планы-графики проектирования, строительства, переоборудования, ремонта и ввода в эксплуатацию судов.
1.5. Министерства и ведомства - заказчики судов и подведомственные им проектные организации в установленном порядке представляют для рассмотрения и согласования в органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик проектно-техническую документацию на строительство и переоборудование судов.
Примечание. При текущем ремонте судов ремонтная документация (дефектные ведомости) в части, на которую распространяется действие санитарных правил, согласовывается с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на местах (бассейновыми или портовыми и линейными санэпидстанциями), при отсутствии последних - с территориальными учреждениями санэпидслужбы, ведущими надзор за судами.
1.6. В соответствии с требованиями действующих санитарных правил, а также СНиП III-3-76 "Правила производства и приемки работ" в состав государственных приемочных комиссий включается представитель Министерства здравоохранения СССР, который участвует в работе комиссии непосредственно на зарубежных судоверфях.
1.7. При осуществлении предупредительного санитарного надзора необходимо руководствоваться основными документами, содержащими санитарно-гигиенические требования к конструкции, устройству и оборудованию судов при их проектировании, строительстве и переоборудовании (капитальном ремонте):
- "Санитарные правила для судов внутреннего плавания СССР" N 1751-71;
- "Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР" N 1814-77;
- "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов" N 2195-80;
- "Санитарные правила для морских судов СССР", также действующими приказами, нормативными документами и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик, государственными санитарными стандартами и другими нормативными документами по вопросам судостроения и судоремонта, согласованными с Министерством здравоохранения СССР и министерствами здравоохранения союзных республик (см. рекомендуемый перечень документов).
2. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СУДОВ
2.1. Порядок приемки для рассмотрения
проектно-технической документации
2.1.1. Проектно-техническая документация на строительство и переоборудование судов представляется на рассмотрение и согласование в органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы в порядке, предусмотренном действующими санитарными правилами в соответствии с назначением судна.
2.1.2. Дата поступления всей необходимой для рассмотрения проектно-технической документации на строительство или переоборудование судна является исходной для отсчета времени выдачи заключения по проекту. Поступившая на рассмотрение и согласование проектно-техническая документация регистрируется в специальном журнале (Приложение 1).
2.1.3. Представленная на рассмотрение и согласование в органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы проектно-техническая документация возврату не подлежит и хранится в архиве в течение 10 лет (и далее по решению экспертно-производственной комиссии).
2.1.4. По результатам рассмотрения проекта на строительство и переоборудование судов оформляется заключение в установленном порядке.
2.1.5. Срок выдачи заключения не должен превышать 15 дней с момента получения материала в полном объеме.
2.1.6. Срок действия согласования проекта органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы устанавливается на 6 лет.
По истечении этого срока проектно-техническая документация должна быть представлена на повторное согласование, а строительство судов по данному проекту может быть продолжено только после получения от органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы соответствующего разрешения.
2.1.7. Проектно-техническая документация вновь проектируемых судов принимается к рассмотрению и согласованию на стадии технического проекта.
2.1.8. Для судов зарубежной постройки (в порядке консультации) допускается рассматривать проектно-техническую документацию на стадии контрактного проекта. Но для получения окончательного заключения и согласования необходимо представлять технический проект.
Вся проектно-техническая документация на суда зарубежного строительства принимается на рассмотрение только при условии изложения ее на русском языке.
2.1.9. Технический проект представляется на рассмотрение и согласование в объеме, предусмотренном настоящими Методическими указаниями. В случаях представления на рассмотрение и согласование проекта в неполном объеме или если проект содержит недостаточные сведения для санитарно-гигиенической оценки судна, органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы имеют право потребовать от проектных организаций представления недостающих документов. В отдельных случаях, при необходимости, органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы имеют право приглашать специалистов проектных организаций с дополнительными материалами, чертежами или расчетами для окончательного рассмотрения и согласования технического проекта в целом.
2.2. Перечень проектно-технической документации,
необходимой для рассмотрения и согласования
2.2.1. Представляемый на рассмотрение проект должен содержать следующие материалы:
2.2.1.1. Пояснительную записку с описанием технического задания, поставленного перед судном (назначение судна), его характерных особенностей и преимуществ перед судами аналогичного назначения.
2.2.1.2. Спецификацию, содержащую:
- тип судна, класс Регистра, назначение, район плавания, классификацию судна по санитарным правилам (группа или категория), главные размерения (длина, ширина, высота борта, осадка, водоизмещение), дедвейт и состав его (запасы питьевой и мытьевой воды, провизии, груза и топлива), автономность, скорость хода, количество экипажа и пассажиров (если судно пассажирское);
- перечень всех санитарных правил, норм и международных конвенций, требованиям которых должно удовлетворять данное судно;
- состав, размещение, оборудование всех судовых помещений: жилых, общественных, бытового обслуживания, пищеблока, продовольственных кладовых, санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических, помещений медицинского назначения, технической эксплуатации судна (рубки, посты управления судном, административные помещения), помещений энергетических установок, грузовых помещений (охлаждаемых и неохлаждаемых), помещений судового снабжения и других;
- для промысловых судов - основные данные по технологии производства, производственных процессов лова и обработки рыбы и морепродуктов, оборудование всех производственно-технологических помещений;
- для судов, предназначенных для плавучих домов отдыха, санаториев, для проведения научно-исследовательских или спасательных работ, перевозки особо опасных грузов, а также для буровых судов и платформ, судов, предназначенных для производства подводно-технических работ, зачистных станций и т.д. должны быть отражены специфика производственных процессов и оборудования помещений, предназначенных для их выполнения;
- описание расположения и оборудования судовых систем водоснабжения и сточной; систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; системы освещения, а также систем мойки и зачистки танков и нефтесодержащих вод.
В зависимости от оборудованных на судах систем должны быть сведения о наличии, расположении и принципе действия (паспортные данные) установок для приготовления питьевой и мытьевой воды (минерализаторы, станции озонирования, ультрафиолетовые лампы, фильтры и т.п.), установок для очистки и обеззараживания сточных вод, сепараторов подсланевых вод, установок по утилизации мусора, а также о цистернах, предназначенных для хранения питьевой и мытьевой воды, цистернах для сбора и хранения сточных вод, контейнерах для мусора;
- мероприятия, предусмотренные для защиты от вредного воздействия шума и вибрации (с технико-экономическим обоснованием комплекса противошумовых и противовибрационных мероприятий), электромагнитного, инфракрасного и ионизирующего излучений, статистического электричества;
- перечень всех синтетических полимерных материалов, применяемых на судне, с указанием их назначения, а также разрешений Минздрава СССР или минздравов союзных республик на их применение. На синтетические полимерные материалы зарубежного производства должны быть представлены заключения государственных органов здравоохранения стран-изготовителей о безвредности этих материалов и возможности их применения для предусмотренных проектом целей;
- вопросы механизации и автоматизации процессов управления судном и энергетическим оборудованием, а также всех производственных процессов (обработка рыбы, морепродуктов, погрузо-разгрузочные работы, мойка и зачистка танков и т.п.);
- сведения о выполнении требований ГОСТов по вопросам эргономики при проектировании рабочих мест, пультов управления, систем индикации и т.д.;
- табель снабжения судна: медицинским оборудованием, инструментарием и медикаментами, судовыми аптечками; камбузным инвентарем (посуда, приборы, разделочные доски и т.п.); моющими и дезинфицирующими средствами; уборочным инвентарем (пылесосы, щетка и т.п.); судовым бельем (постельным и столовым); инвентарем для жилых и общественных помещений (пепельницы, настольные вентиляторы, комнатные термометры, графины и т.п.); наборами солей в стандартной расфасовке для минерализации воды; средствами для индивидуальной защиты и контроля (противошумовые наушники, шумовые дозиметры, светозащитные очки и т.п.); газоанализаторами (для нефтеналивных судов, зачистных станций); противомоскитными сетками и противокрысиными щитами, а также другим инвентарем и приборами в зависимости от назначения судна.
2.2.1.3. Расчеты:
- систем водоснабжения (питьевой и мытьевой), необходимой емкости цистерн для хранения запасов воды; производительности установок для приготовления питьевой и мытьевой воды (минерализаторы, станции "Озон", фильтры и т.д.);
- сточной системы, необходимой емкости цистерн для сбора и хранения сточных вод, производительности установки для обработки сточных вод;
- количества образования мусора, необходимой емкости для его хранения или производительности утилизационной установки;
- систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха всех судовых помещений;
- искусственного освещения и коэффициентов естественного освещения;
- тепловой изоляции судовых помещений;
- необходимой емкости продовольственных (охлажденных и неохлажденных) кладовых с учетом автономности плавания и длительности рейсов;
- ожидаемых уровней шума (воздушного и структурного) с представлением графиков по спектру;
- уровней низкочастотной вибрации;
- ожидаемых уровней интенсивности электромагнитных полей;
- интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждений;
- насыщенности судовых помещений полимерными синтетическими материалами (в кв. м/куб. м или кг/куб. м).
2.2.1.4. Чертежи общего вида судна и всех судовых помещений по разным палубам с расположением в них оборудования:
- жилых для экипажа и пассажиров; для внекаютных пассажиров с указанием мест для сидения;
- общественных для экипажа и пассажиров (площадки отдыха и спорта, бассейны, музыкальные салоны, рестораны, кают-компании, спорт-каюты и залы и т.п.);
- бытового обслуживания (ателье, парикмахерские, почта и т.п.);
- санитарно-бытовых (прачечные, сушильные, помещения для спецодежды, гладильные и т.п.);
- санитарно-гигиенических (души, умывальные, уборные, помещения для гигиены женщин и т.п.);
- медицинского назначения (амбулатория, стационар, специализированные кабинеты, количество коек и т.п.);
- пищевого блока (камбуз, хлебопекарня, раздаточная и т.п.);
- продовольственных кладовых (охлаждаемых и неохлаждаемых);
- технической эксплуатации судна (рубки, посты управления судна, административные помещения);
- энергетических помещений (помещения главных и вспомогательных механизмов, котельных и рефрижераторных отделений);
- вспомогательных (с размещением установок для приготовления питьевой и мытьевой воды, для очистки и обеззараживания сточных вод, утилизации твердых отходов и мусора);
- производственно-технологических (предназначенных для обработки рыбы и морепродуктов);
- грузовых (грузовые охлаждаемые и неохлаждаемые трюмы, нефтеналивные танки, цистерны для хранения питьевой и мытьевой воды, цистерны для сбора сточно-фановых вод, мусора и т.п.);
- судового снабжения (судовое имущество, расходные материалы);
- лабораторий (для научно-исследовательских судов);
- других помещений, связанных со спецификой производимых работ (суда-спасатели, пожарные суда, зачистные станции, суда технического флота, буровые суда и платформы и т.п.).
2.2.1.5. Чертежи монтажа судовой изоляции.
2.2.1.6. Чертежи расположения фидерных линий судовых радионавигационных приборов.
2.2.1.7. Чертежи и схемы судовых систем:
- водоснабжения (питьевой и мытьевой);
- сточной и шпигатов;
- отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
- расположения светильников освещения;
- мойки, зачистки танков.
2.2.1.8. Программу приемо-сдаточных испытаний судна (по санитарно-гигиенической части).
3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
ПРОЕКТНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
3.1. Проект или дополнительная проектно-техническая документация, в зависимости от назначения судна, должны рассматриваться профильными специалистами.
Рассмотрение и обсуждение проектной документации может производиться при участии представителя проектной организации.
3.2. Рассмотрение наиболее сложных технических проектов судов при необходимости производится на заседаниях санитарно-технических советов санитарно-эпидемиологических станций с привлечением специалистов проектно-конструкторских организаций - авторов проектов, а также представителей заказчиков-судовладельцев.
3.3. Результаты рассмотрения проектно-технической документации оформляются заключением по установленной форме (Приложение 2). Заключение составляется в 2-х экземплярах, один из них направляется в организацию, представляющую проект на согласование, второй экземпляр сохраняется в делах органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы, рассматривающих технический проект судна.
Примечание: а) если строительство судна предусмотрено по согласованному с органами или учреждениями санэпидслужбы проекту, последний не подлежит повторному согласованию по месту строительства судна;
б) если проектная организация допустила изменение типового проекта, последний следует рассматривать как индивидуальный, подлежащий согласованию по всем разделам.
3.4. Заключение на согласование технического проекта судна имеют право подписывать: Главный государственный санитарный врач СССР и его заместители; главные государственные санитарные врачи союзных республик и их заместители; главные государственные санитарные врачи бассейнов.
3.5. Согласование технического проекта с выдачей заключения может быть только в том случае, если проект соответствует всем требованиям и нормам действующих санитарных правил и других санитарно-нормативных документов.
В противном случае составляется заключение об отклонении проекта от согласования.
Условное согласование технического проекта судна запрещается.
3.6. Рассмотрение проектно-технической документации начинается с оценки полноты представленной документации в соответствии с п. 2.2 настоящих Методических указаний.
3.7. При рассмотрении проектов следует строго соблюдать требования действующих санитарных правил и других санитарно-гигиенических нормативных документов. При этом необходимо обращать особое внимание на нижеследующие положения.
3.7.1. По судовым помещениям:
3.7.1.1. Состав, расположение и оборудование жилых помещений для экипажа и пассажиров.
Размещение членов экипажа в одно- и двухместных каютах; соответствие числа спальных мест, предусмотренных спецификацией, числу членов экипажа и каютных пассажиров; наличие сидячих мест для всех внекаютных пассажиров; отсутствие расположения жилых помещений около и над помещениями со значительными тепловыделениями или над охлаждаемыми трюмами; строгое соблюдение санитарных норм площади и полезной кубатуры воздуха на одного человека; раздельное расположение жилых помещений экипажа и пассажиров.
3.7.1.2. Наличие, состав, расположение и оборудование общественных помещений для экипажа и пассажиров (кают-компании, столовой, красного уголка, кинозала, курительных салонов, плавательных бассейнов, спортивных кают и мест для отдыха и занятий спортом экипажа, ресторанов, буфетов и баров, кинозалов, салонов и бассейнов и палубных мест для отдыха пассажиров); соответствие размеров и оборудования всех указанных помещений числу экипажа и пассажиров.
3.7.1.3. Наличие бытовых помещений (парикмахерские, ателье и т.п.), особенно для пассажирских судов.
3.7.1.4. Состав, расположение и оборудование санитарно-бытовых помещений (прачечные, сушильные, гладильные), наличие оборудования для стирки, сушки и глажения личного белья пассажиров, расположение прачечной, кладовых чистого и грязного белья; наличие индивидуальных шкафчиков и сушилки для спецодежды, особенно для промысловых судов.
Для судов, имеющих выход в море, особое внимание уделяется оборудованию для прачечных (которое должно быть в морском исполнении).
3.7.1.5. Состав, расположение, количество и оборудование индивидуальных и общественных санитарно-гигиенических помещений (помещений для гигиены женщин, умывальные, бани, ванные, душевые, уборные). Особое внимание уделяется расположению и составу санитарно-гигиенических помещений, предназначенных для рабочих рыбообрабатывающих цехов, работников пищеблока, энергетических отделений и т.п.
3.7.1.6. Состав помещений медицинского назначения (амбулатория, изолятор, стационар, специализированные кабинеты и др.) в зависимости от типа и назначения судна и расположения их на судне с учетом минимального воздействия шума, вибрации, качки и других факторов.
Обращается внимание на оборудование специализированных кабинетов (операционной, стоматологического и рентген-кабинета и др.), для судов, имеющих выход в море, предусмотренное медицинское оборудование должно быть выполнено в морском исполнении.
Проверяется наличие при помещениях медицинского назначения санитарных узлов (ванна, туалет); двух входов в изолятор; телефонной или сигнальной связи с каютой врача.
3.7.1.7. Состав, планировку и взаимное расположение помещений пищевого блока и продовольственных кладовых с учетом специфики питания пассажиров на пассажирских, туристских и т.п. судах (камбузы, заготовочные, буфетные, посудомоечные, хлебопекарные и т.п.).
Обращается внимание на наличие (для всех судов, имеющих выход в море, - в морском исполнении), производительность и размещение технологического оборудования в помещениях пищеблока с учетом обеспечения последовательности технологических процессов обработки продуктов и реализации готовой пищи; на наличие оборудования для мытья посуды (наличие посудомоечных машин) и отсутствие перекрещивания потоков чистой и грязной посуды; на устройство лифтов при расположении помещений пищеблока, общественных помещений и продовольственных кладовых на разных палубах.
Обращается внимание на устройство необходимого количества продуктовых кладовых соответствующего объема (с учетом автономности плавания, возможных сроков хранения продуктов), обеспеченности соответствующего температурного режима хранения.
3.7.1.8. Расположение, состав и оборудование помещений энергетического и рефрижераторного отделений, размещение в них машин, механизмов и трубопроводов, обеспечивающее безопасную и удобную работу, предотвращающее создание повышенных уровней шума, вибрации и газовых загрязнений воздуха, а также наличие теплоизоляции нагревающихся оборудования и трубопроводов.
Обращается внимание на производительность рефрижераторных установок, обеспечивающих необходимый температурный режим в скороморозильных агрегатах, грузовых трюмах и льдогенераторах.
3.7.1.9. Расположение, состав и оборудование помещений технической эксплуатации судна (служебные помещения - рулевая, штурманская и радиорубки, посты управления судном и т.п.); наличие кругового обзора из рулевой рубки, расположение радиорубки по отношению к жилым помещениям, наличие изоляции источников образования высокочастотных излучений (размещение радиопередатчиков и генераторных устройств СВЧ в отдельных помещениях, экранировка фидерных линий); оцениваются эргономические данные пультов управления и систем индикации центральных постов управления судном или установками.
3.7.1.10. Состав, планировку и взаимное расположение производственно-технологических цехов; отсутствие влияния микроклимата каждого из них на микроклимат жилых, служебных и др. помещений; отсутствие проходов в помещения, не связанные с технологическим процессом обработки рыбы; расположение оборудования, обеспечивающее возможность соблюдения технологических процессов, а также соблюдения необходимого санитарного режима цехов; наличие комплексной автоматизации и механизации производственно-технологических процессов обработки морепродуктов; упаковки в тару мороженой продукции, консервов; комплексной автоматизации погрузки и выгрузки консервных банок в бланширователи и автоклавы, а также вспомогательных грузовых и транспортных операций; наличие комплексной механизации процессов погрузки-разгрузки грузовых помещений; соответствие воды, предназначенной для использования в технологическом процессе обработки рыбопродукции, действующим гигиеническим требованиям, возможность санитарной обработки системы приготовления и перекачки тузлука, приема и хранения растительного масла, а также медицинского и технического рыбьего жира.
3.7.1.11. Состав, планировку и расположение специфических помещений и лабораторий судов (научно-исследовательских, спасательных, бурильных, для подводно-технологических работ, зачистных станций и т.п.), предназначенных для выполнения соответствующих работ.
Обращается внимание на наличие специального оборудования, необходимого для выполнения специфических работ, уровень автоматизации и механизации выполняемых операций.
3.7.1.12. Расположение и оборудование грузовых помещений (трюмов и танков), обеспечивающих безопасную и удобную погрузку и разгрузку грузов, исключающую возможность загрязнения судовых помещений, палуб, груза и окружающей среды; обеспечивающих также необходимые режимы хранения продукта при транспортировке.
Обращается внимание на наличие подводки пресной воды (питьевого качества) для мытья помещений, предназначенных для перевозки пищевых грузов, и оборудование шпигатной системы, обеспечивающей полный сток промывных вод; наличие механизированного оборудования для зачистки и промывки танков.
3.7.1.13. Наличие устройств и приспособлений для защиты судовых помещений от грызунов и летающих насекомых.
3.7.2. По судовым системам:
3.7.2.1. Оценивается принятый способ водоснабжения в целом: единая система (вся вода питьевого качества) или раздельная (питьевая и мытьевая); проверяется расчет необходимого количества воды исходя из категорийности и назначения судна, в случае приготовления воды на судне проверяется наличие соответствующего оборудования - опреснителя, минерализатора, станции ППВ, обеззараживающих установок и т.д.; в случае хранения береговой воды (питьевой и мытьевой - наличие системы кондиционирования (очистки, обеззараживания, консервации)); проверяется расположение, конструктивное устройство цистерн для хранения питьевой и мытьевой воды (автоматическая сигнализация уровня наполнения, наличие уклонов для стока промывных вод и т.д.).
Все оборудование, предусмотренное для приготовления питьевой и мытьевой воды, должно иметь разрешение Министерства здравоохранения СССР; антикоррозионные покрытия цистерн должны иметь разрешение Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.
Примечание. Для судов, строящихся для СССР на зарубежных судоверфях, антикоррозионные покрытия цистерн должны иметь разрешения государственного органа здравоохранения страны-изготовителя, содержащее заключение о безвредности и возможности применения для этих целей.
3.7.2.2. Рассматривается состав и размещение оборудования сточной и шпигатной систем, а также осушительной (льяльной) системы, системы мойки грузовых помещений и танков; системы сбора и удаления производственно-технологических отходов и мусора, оборудования для утилизации мусора.
В случае наличия установки для обеззараживания сточных вод проверяется наличие разрешения Министерства здравоохранения СССР на возможность ее применения; при отсутствии установки производится проверка расчета емкостей сборных цистерн исходя из численности экипажа, принятых норм водоснабжения и реальных возможностей опорожнения цистерн.
При отсутствии установки для утилизации мусора проверяется наличие контейнеров соответствующей емкости.
3.7.2.3. При рассмотрении системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха определяется соответствие принятых расчетных параметров наружного воздуха и микроклимата судовых помещений предусмотренным санитарными нормами в зависимости от назначения, категории и района плавания судна; оценивается принципиальное решение систем (отопление - воздушное или водяное; вентиляция - с искусственным или естественным побуждением; кондиционирование - круглогодичное, центральное и т.п.); изучаются источники тепло-, газо- и влаговыделений; проверяются расчеты необходимого количества тепла (для компенсации теплопотерь в режиме отопления), необходимого количества воздуха (исходя из условия растворения тепло-, влаго- и газовыделений), необходимого количества воздуха и холодопроизводительности установки кондиционирования воздуха в режиме охлаждения (и теплопроизводительности в режиме отопления); проверяется правильность принятых схем воздухораспределения по судовым помещениям - наличие самостоятельных систем для помещений энергетической установки, помещений медицинского назначения и т.д.; схем подачи и удаления воздуха из помещений.
При изучении принятых систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха оценивается конструктивное решение систем: соответствие производительности принятого оборудования (отопительных приборов, вентиляторов, фильтров, установок кондиционирования воздуха) для создания необходимого микроклимата в судовых помещениях; наличие очистных устройств в системах вентиляции и кондиционирования воздуха, особенно для судов, перевозящих пылящие грузы.
Изучается конструкция воздухораспределителей с точки зрения обеспечения равномерного воздухораспределения и возможности индивидуальной регулировки температуры и скорости движения воздуха; взаимное расположение приемных и вытяжных отверстий; наличие приборов автоматики.
При оценке систем отопления и кондиционирования воздуха проверяются расчеты тепловой изоляции судовых помещений (для зимних условий по "точке росы", при летних условиях в целях выбора сочетания параметров микроклимата для нормируемых величин результирующих температур).
3.7.2.4. При оценке системы освещения обращается внимание на наличие естественного освещения в жилых, служебных, медицинских, общественных помещениях; на принятый принцип искусственного освещения всех судовых помещений (лампы накаливания или газоразрядные светильники); размещение светильников в судовых помещениях; соответствие расчетных уровней искусственного освещения действующим санитарным нормам для различных видов судов; наличие аварийного освещения.
3.7.3. По различным судовым факторам:
3.7.3.1. Проверяются расчеты ожидаемых уровней шума и вибраций как по суммарным уровням (шкала "А"), так и по всем октавным полосам частот (для всех судовых помещений, для которых имеются санитарные нормы); оценивается комплекс противошумовых и комплекс противовибрационных мероприятий (наличие дистанционного управления, противошумовой изоляции судовых помещений, установки агрегатов на амортизаторы, наличие специальных выгородок для дизель-генераторов и другого оборудования и т.п.), а также наличие индивидуальных средств защиты и контроля (противошумовые наушники, шумовые дозиметры и т.п.).
3.7.3.2. Проверяется наличие мероприятий (подтвержденных расчетом) по защите экипажа от воздействия электромагнитных полей в диапазоне ВЧ (радиопередатчики, фидерные линии, коммутирующие устройства) и в диапазоне СВЧ (радионавигационные антенны, СВЧ-блоки, генераторы); мероприятий по защите от статического электричества и радиоактивного излучения; мероприятий по снижению до допустимых величин уровня инфракрасного излучения от нагретого оборудования и ограждений.
3.7.3.3. Проверяется наличие разрешений Министерства здравоохранения СССР на применение конструкционных, изоляционных, отделочных, лакокрасочных и т.п. синтетических полимерных материалов; расчет насыщения судовых помещений указанными материалами (кв. м/куб. м или кг/куб. м) с точки зрения соблюдения допущенных пределов насыщения при определенных температурах и минимальных воздухообменах (в соответствии с действующими перечнями неметаллических материалов, допущенных к применению в судостроении и судоремонте) и других нормативных документов.
Обращается особое внимание на материалы, применяемые для отделки пищеблоков, продовольственных кладовых, изоляции и покрытий трюмов, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, покрытия цистерн питьевой и мытьевой воды и других пищевых грузов.
Материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, должны быть допущены Министерством здравоохранения СССР или министерствами союзных республик именно для этих целей.
В случае строительства судов для СССР на зарубежных судоверфях проверяется наличие на все применяемые синтетические полимерные материалы заключений государственных органов здравоохранения стран-изготовителей о безвредности этих материалов и возможности их применения для предусмотренных целей.
4. САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ,
ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕМ И РЕМОНТОМ СУДОВ
4.1. Предупредительный санитарный надзор за строительством, переоборудованием и ремонтом судов на отечественных судостроительных или судоремонтных заводах осуществляют бассейновые и линейные санэпидстанции на водном транспорте, а при их отсутствии - санитарно-эпидемиологические станции административных районов.
Санитарный надзор за строительством, переоборудованием и ремонтом осуществляется с целью предотвращения нарушений санитарно-гигиенических норм и правил, а также контроля за точным выполнением согласованного с органами или учреждениями технического проекта (или в случае ремонта - ремонтной ведомости).
4.2. В целях правильной организации предупредительного санитарного надзора за строительством, переоборудованием и ремонтом судов учреждения санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте должны:
4.2.1. Располагать соответствующей информацией о предприятиях, расположенных на территории, обслуживаемой данной санитарно-эпидемиологической станцией, осуществляющих строительство, переоборудование и ремонт судов.
4.2.2. Получать от судостроительных и судоремонтных предприятий годовые планы-графики выполнения работ по строительству, переоборудованию и ремонту судов.
4.2.3. Проверять наличие заключения о согласовании органами или учреждениями санэпидслужбы технического проекта, а также внесение в проект тех изменений, которые были указаны в заключении или в процессе приемки головного образца серии, запрашивать материалы согласования проекта от учреждения санэпидслужбы, согласовавшей проект.
4.3. На каждое вновь строящееся или переоборудоваемое судно в санитарно-эпидемиологической станции заполняется карта санитарного надзора (Приложение 3).
4.4. При периодическом обследовании строящегося или переоборудоваемого судна представители учреждения санитарно-эпидемиологической службы составляют акт, в который вносятся следующие данные:
4.4.1. Краткое описание общего состояния строительства или переоборудования судна на момент обследования, сведения о выполнении требований, перечисленных в заключении, выданном при согласовании проекта, а также сделанных во время приемки головного образца серии.
4.4.2. Соответствие ведущихся работ согласованному проекту и требованиям действующих санитарных правил для судов различного назначения; отклонения или изменения проекта с их санитарной оценкой; мероприятия по устранению выявленных недочетов.
4.4.3. Акт обследования составляется в двух экземплярах (один экземпляр вручается администрации завода, другой хранится в делах санэпидстанции, осуществляющей надзорные функции за строительством судов). Акт обследования подписывается представителем санитарно-эпидемиологической службы и представителем администрации организации - строителя судна.
4.5. В ходе обследования строящегося, переоборудоваемого или ремонтируемого судна представитель санитарно-эпидемиологической службы при необходимости может потребовать от администрации завода проектные материалы и другие документы, относящиеся к данному объекту. При обследовании объекта он обязан уделять особое внимание тем элементам конструкции, которые могут быть недоступными для осмотра по окончании строительства, потребовать акты на скрытые работы (цистерны для хранения питьевой и пресной мытьевой воды, цистерны для сточно-фекальных вод, вентиляционные каналы, применяемые материалы для звуко- и теплоизоляции и т.п.).
4.6. При выявлении в процессе обследования на строящихся судах отклонений от гигиенических норм и санитарных правил и несоблюдения требований учреждений санитарно-эпидемиологической службы, предъявленных при согласовании проекта, составляется по установленной форме акт или протокол о нарушениях санитарных норм и правил.
4.6.1. Руководителю строительства, переоборудования или ремонта судна предъявляется в письменном виде соответствующее предписание об устранении нарушений, а также, в случае необходимости, принимаются другие меры административного воздействия в соответствии с "Положением о Государственном санитарном надзоре в СССР", утвержденным 31 мая 1973 г. N 361.
4.6.2. В случае необходимости главный государственный санитарный врач бассейна или порта может вызвать для объяснения по материалам акта обследования судна лиц, отвечающих за выполнение работ по строительству.
Постановление о наложении штрафа выносится главным государственным санитарным врачом бассейна или порта согласно установленному порядку.
4.6.3. Строительство судов должно вестись только по согласованным проектам, в противном случае, а также если строительство или переоборудование судна осуществляется с отклонениями от проекта, строительство запрещается и выносится постановление о его прекращении (Приложение 4).
4.6.4. Решение о приостановлении строительства или ремонта судна главный государственный санитарный врач бассейна или порта доводит до сведения руководителей министерств, ведомств, предприятий и организаций, которым подчинены объекты (суда), а также вышестоящих органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
4.7. При осуществлении предупредительного санитарного надзора за ремонтом судов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы должны учитываться следующие особенности:
4.7.1. Во время планово-предупредительного ремонта судов при необходимости проводятся дополнительные мероприятия по оптимизации условий обитания экипажа и пассажиров на основе замечаний, рекомендаций и требований учреждений санитарно-эпидемиологической службы, сделанных при обследовании судов в ходе текущего санитарного надзора за их эксплуатацией.
4.7.2. Санитарно-эпидемиологические станции, осуществляющие предупредительный санитарный надзор за ремонтом судов, в своей деятельности исходят из основных принципов организации ремонтных работ, регламентированных ведомственными руководящими документами.
4.7.3. Санитарно-эпидемиологические станции, осуществляющие предупредительный санитарный надзор за ремонтом судов, должны разрабатывать предложения по приведению судов в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими правилами и нормами.
Примечание. Невозможность выполнения отдельных предложений санитарно-эпидемиологической станции судоремонтными предприятиями должна быть обоснована технико-экономическими расчетами.
4.7.4. В процессе предупредительного санитарного надзора за ремонтом судов санитарно-эпидемиологические станции рассматривают и согласовывают технические проекты переоборудования судов, а также ремонтные ведомости на большой, средний и малый ремонт.
Эта работа выполняется по отношению и к судам из других бассейнов, ремонтируемых на подконтрольных данных санэпидстанций предприятиях. В этом случае необходимо информировать санитарно-эпидемиологические станции того бассейна, откуда прибыло судно, об установлении за его ремонтом санитарного надзора, а также запрашивать сведения о наличии выявленных санитарно-гигиенических недостатках.
Примечание. Необходимо учитывать, что переоборудование, как правило, предусматривается при большом, среднем ремонте судна. Однако отдельные мероприятия по переоборудованию, связанные с улучшением условий труда, быта и отдыха судовых экипажей, могут выполняться при текущем и других видах ремонта.
4.7.5. Санитарно-эпидемиологические станции проводят обследование судна в период подготовки к ремонту с целью проверки его готовности для выполнения ремонтных работ. Обследование оформляется актом о постановке судна на ремонт.
5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
ЗА ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫМИ ИЛИ ПЕРЕОБОРУДОВАННЫМИ СУДАМИ
ПРИ ПРИЕМКЕ И ВВОДЕ ИХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
5.1. Общие положения
5.1.1. Предупредительный санитарный надзор при приемке и вводе в эксплуатацию вновь построенных или переоборудованных судов независимо от места постройки осуществляется представителями органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
5.1.2. Предупредительный санитарный надзор при приемке и вводе в эксплуатацию вновь построенных или переоборудованных судов отечественного строительства осуществляется представителем бассейновой санитарно-эпидемиологической станции, участвующим в работе рабочей или государственной комиссии.
5.1.3. В случае, если член приемной комиссии (представитель санитарно-эпидемиологической службы) не является сотрудником санэпидстанции, на территории которой находится судостроительное предприятие, он обязан представиться главному врачу этой санэпидстанции, информируя его о цели прибытия.
Главный врач местной санэпидстанции обязан предоставить члену приемной комиссии необходимые сведения и результаты санитарного надзора, осуществленного за строительством или переоборудованием данного судна, оказать необходимую помощь, обеспечив активное участие своих специалистов в работе по приемке вновь построенного или переоборудованного судна.
5.1.4. Представитель санитарно-эпидемиологической службы - член комиссии по приемке судна проводит свою работу под руководством председателя приемной комиссии в соответствии с утвержденной органами или учреждениями санэпидслужбы программой приемо-сдаточных испытаний судна и в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Приемо-сдаточные испытания проводятся как во время швартовных, так и во время ходовых испытаний судна.
Ответственность за выполнение программы несет председатель комиссии, контроль за ее выполнением (по санитарно-гигиенической части) осуществляет представитель санитарно-эпидемиологической службы - член комиссии.
5.1.5. В отдельных случаях при строительстве на иностранных судоверфях пассажирских, грузовых и промысловых судов по согласованию с соответствующими министерствами следует включать представителя органов санэпидслужбы для участия в работе приемной комиссии непосредственно за рубежом.
В том случае, если представитель Министерства здравоохранения СССР не принимал участия в работе государственной приемной комиссии, санитарно-эпидемиологическая станция порта приписки или отечественного порта первого захода должна провести обследование судна на соответствие его техническому проекту и действующим санитарным нормам и правилам.
5.1.6. О намеченных сроках приемки судна органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы должны иметь информацию по судам отечественной постройки не менее чем за 30 дней до начала работы приемной комиссии, по судам зарубежной постройки (с выездом на иностранную судоверфь) - не менее чем за 90 дней.
5.1.7. После получения необходимых актов и документов, подтверждающих готовность судна к приемо-сдаточным испытаниям, и проведения обследования судна представитель санитарно-эпидемиологической службы - член приемной комиссии докладывает председателю приемной комиссии о возможности выполнения программы ходовых испытаний (по санитарно-гигиенической части).
5.2. Порядок проведения работы по приемке судна
5.2.1. Приступив к работе по приемке вновь построенного или переоборудованного судна (на отечественных или зарубежных судоверфях), представитель санитарно-эпидемиологической службы - член комиссии в первую очередь должен получить от ответственного сдатчика (председателя сдаточной комиссии) следующие документы:
5.2.1.1. Технический проект, по которому осуществлялось строительство или переоборудование судна.
5.2.1.2. Заключение о согласовании технического проекта, выданное органом или учреждением санитарно-эпидемиологической службы.
5.2.1.3. Официальную справку завода-строителя о том, что для надписей и циферблатов исключены светосоставы, содержащие радиоактивные вещества.
5.2.1.4. Официальную справку завода-строителя о том, что все синтетические полимерные материалы, примененные на построенном судне (конструкционные, изолировочные, антикоррозийные, лакокрасочные, контактирующие с пищевыми продуктами), соответствуют перечню, указанному в техническом проекте, и насыщение ими судовых помещений не превышает расчетных величин.
Для полимерных синтетических материалов зарубежного изготовления следует проверить срок действия разрешений на их применение, выданное государственным органом здравоохранения страны-изготовителя (в соответствии с п. 3.7.3.3).
5.2.1.5. Материалы технических испытаний судовых систем и акты приемки в эксплуатацию:
- системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха (вентиляторов, фильтров, воздухонагревателей и т.п.);
- системы освещения;
- системы водоснабжения - питьевой и мытьевой (опреснителя, минерализатора, установки обеззараживания, консервации воды и т.п. в соответствии с принятой техническим проектом системой водоснабжения);
- сточной системы и установки для очистки и обеззараживания сточных вод;
- системы сбора мусора и установки по его сжиганию (инсениратора);
- установок для очистки льяльных, подсланевых, балластных вод и промывных вод, загрязненных нефтепродуктами;
- холодильных шкафов и холодильных установок провизионных кладовых;
- оборудования пищеблока (камбузной плиты, мясорубки, картофелечистки и др., а также хлебопекарного оборудования, посудомоечных машин);
- оборудования медицинского блока (автоклава, операционного стола, зубоврачебного кресла и др. в зависимости от наличия помещений медицинского назначения);
- оборудования прачечных, гладильных, сушильных;
- рыбообрабатывающего оборудования (линий заморозки, сортировки, заливки, консервных линий и т.п.).
5.2.2. При отсутствии необходимых данных по тем или иным устройствам или системам представитель санитарно-эпидемиологической службы - член комиссии по приемке судна имеет право потребовать от ответственного сдатчика недостающих документов или проведения при своем участии дополнительных инструментальных замеров и анализов, подтверждающих эффективность работы судовых устройств или систем.
5.2.3. В ходе приемки (на швартовных и ходовых испытаниях) судна представитель санитарно-эпидемиологической службы проводит тщательное обследование всех судовых помещений, систем и механизмов, обеспечивающих обитаемость; дает оценку судовым факторам, в условиях которых будет проходить эксплуатация судна; бытовым условиям и условиям отдыха экипажа и пассажиров; условиям осуществления производственной деятельности экипажа; уровню автоматизации и механизации производственных процессов, погрузки и разгрузки и т.п.
5.2.4. Обследование проводится с целью определения соответствия построенного судна согласованному техническому проекту, санитарным правилам и другим гигиеническим нормативам, причем особое внимание обращается на те конструктивные моменты, которые не всегда могут быть оценены в техническом проекте:
5.2.4.1. В жилых и общественных помещениях на удобство расположения этих помещений по отношению друг к другу; соответствие размеров (площадей и высот) требованиям санитарных правил; рациональное и удобное расположение мебели и оборудования; рациональное расположение приточных и вытяжных отверстий вентиляции (кондиционирование воздуха), отопительных приборов и светильников; минимальное наличие трубопроводов систем вентиляции, кондиционирования и особенно сточной системы, проходящих через эти помещения; наличие в судовых помещениях инвентаря согласно табелю снабжения (зеркал, полочек, крючков, пепельниц и т.д.).
5.2.4.2. В санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических помещениях на соответствие оборудования назначению, его рациональное расположение и работоспособность; рациональное размещение отопительных приборов, воздухораспределительных устройств, осветительных приборов; эффективность работы сточной и шпигатной системы, наличие комингсов, водонепроницаемых штор, предотвращающих загрязнение палуб; удобство санитарной обработки помещений, наличие штормовых поручней, крючков для санодежды; инвентаря согласно табелю снабжения и т.д.
5.2.4.3. В помещениях медицинского назначения - на состав помещений, оборудование и меблировку кабинетов в соответствии со специализацией; правильность монтажа медицинского оборудования, обеспечивающего удобную и безопасную работу медицинского персонала, особое внимание обращается на установку на судах, имеющих выход в море, оборудования и мебели только в морском исполнении.
Обращается внимание на расположение коек в изоляторе и лазарете, наличие устройств против качки и возможность транспортировки больных на носилках; соответствующее размещение санитарно-гигиенического оборудования, качество подаваемой воды (в самих помещениях медицинского назначения и в санитарных блоках при них); рациональное размещение отопительных приборов, воздухораспределительных устройств, приборов освещения; наличие необходимого инвентаря и медицинского снабжения (в соответствии с табелем снабжения) и т.д.
При наличии на судне рентгенокабинета проверяется соответствие его оборудования расположению экранировки специальным требованиям.
Во всех помещениях медицинского назначения обращается особое внимание на возможность их удобной санитарной обработки и дезинфекции.
5.2.4.4. При осмотре пищеблоков (для экипажа и пассажиров) обращается внимание на их расположение по отношению к общественным помещениям (ресторанам, барам, столовым, кают-компании и т.п.); в помещениях пищеблоков (камбузах, заготовочных, буфетных, сервировочных, хлебопекарных и т.п.) проверяется наличие, размещение и качество монтажа оборудования (которое должно быть изготовлено в морском исполнении) с точки зрения максимальной механизации процесса, обеспечения последовательности технологических процессов обработки и реализации продуктов питания, возможности удобной санитарной обработки и дезинфекции оборудования и помещения; обращается внимание на качество подаваемой воды ко всем потребителям (включая мытье палуб) и эффективность работы сточной и шпигатной систем; оценивается рациональность размещения отопительных приборов, вентиляционных приточных и вытяжных отверстий, осветительных приборов; обращается внимание на наличие зашивки трасс трубопроводов, проходящих через пищеблок, в целях предупреждения загрязнений и на отсутствие трасс трубопроводов сточной системы.
В посудомоечных обращается внимание на планировку помещений и расположение оборудования (посудомоечных машин, моечных ванн), обеспечивающее соблюдение поточности обработки чистой и грязной посуды, наличие полок и шкафов для сушки и хранения посуды; проверяется наличие кухонного инвентаря (разделочные доски, ножи, противни и т.п.) и посуды; наличие санитарной одежды и шкафчиков для ее хранения; место хранения уборочного инвентаря и др.
5.2.4.5. При осмотре продовольственных кладовых дается оценка удобству расположения их по отношению к пищеблокам (для экипажа и пассажиров); проверяется качество облицовки холодильных камер (пропайка стыков обшивочного материала, покрытие палуб керамическими плитками, наличие шпигатов), проверяется оборудование продовольственных кладовых - наличие стальных крючьев для подвески мясных туш, решеток на палубах, стеллажей и ларей для хранения сухих продуктов и т.п.
Проверяется вместимость кладовых на соответствие их расчетным данным; проводятся замеры температур в охлаждаемых кладовых с определением стабильности ее поддержания (не менее чем в течение суток).
5.2.4.6. В служебных помещениях (помещения технической эксплуатации - рулевые и радиорубки, посты управления и т.п.) дается эргономическая оценка органам управления и системам индикации (пультам управления); обращается внимание на наличие кругового обзора в рулевой рубке, размещение источников электромагнитных излучений в экранированном помещении; изоляцию фидерных линий и антенных коммутаторов; рациональное размещение отопительных приборов, воздухораспределительных устройств и приборов освещения.
5.2.4.7. В помещениях энергетических отделений оценивается размещение оборудования с учетом обеспечения удобного обслуживания и безопасного доступа к нему; оцениваются мероприятия по снижению влияния уровней шума и вибрации (наличие противошумовых кабин, установка оборудования на амортизаторы и т.п.), влияния лучистого тепла и газовых загрязнений.
5.2.4.8. При осмотре помещений, в которых производится обработка рыбы, морепродуктов и пр., а также помещений для хранения и перевозки продуктов промысла обращается внимание на планировку производственно-технологических помещений и расположение рыбообрабатывающего оборудования, конструкцию опорных элементов и фундаментов, обеспечивающих возможность санитарной обработки и дезинфекции оборудования всего помещения, а также на наличие эффективной системы удаления сточных вод, на наличие подвода горячей и холодной забортной воды, пара и (если необходимо по технологическим инструкциям) питьевой воды; наличие закрытых средств транспортировки льда от льдогенератора; рациональную планировку оборудования, исключающую попадание отходов в готовую продукцию и полуфабрикат, а также организацию рабочего места с учетом антропометрических данных; рациональное расположение воздухораспределительных устройств, приборов отопления и освещения; оценивается уровень механизации и автоматизации процессов обработки рыбы, загрузки и выгрузки консервных банок в автоклавы и бланширователи, а также погрузки готовой продукции в трюмы; особое внимание следует обратить, не проложены ли трубопроводы сточной системы через помещения рыборазделочных цехов. Также обращается внимание на удобство расположения санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических помещений, предназначенных для рыбообработчиков.
Дается санитарная оценка системам мойки жировых цистерн, приемки и перекачки рыбьего жира, тузлука, наличию мест хранения уборочного инвентаря и т.п.
5.2.4.9. Проверяется наличие на судне необходимых инструкций по эксплуатации санитарно-технических систем (минерализаторов, установок по очистке и обеззараживанию воды, кондиционеров, установок по очистке и обеззараживанию сточных вод, сепараторов и т.п.); медицинского оборудования, различных приборов-анализаторов и т.д.
5.2.4.10. При осмотре специализированных производственных помещений судов технического флота (землечерпалки, земснаряды и т.п.), зачистных станций, лабораторий научно-исследовательских судов и других производственных помещений плавучих средств морского, смешанного и внутреннего плавания следует в первую очередь оценивать возможность проведения соответствующих технологических процессов с учетом удобного и безопасного обслуживания оборудования, рационального расположения отопительных приборов, приточных и вытяжных отверстий системы вентиляции (или кондиционирования) осветительных приборов; наличия мероприятий по защите от вредного влияния шума, вибрации, газовых загрязнений, лучистой энергии и т.п.
5.2.5. Во время приемки судна (на ходовых испытаниях) должны быть проведены испытания судовых систем и установок с выполнением инструментальных замеров и лабораторных анализов.
Акты, протоколы замеров и лабораторные анализы должны быть представлены члену комиссии - представителю санитарно-эпидемиологической службы для оценки эффективности работы установок и систем.
5.2.5.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
При приемке систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха дается общая санитарная оценка техническому решению и принципам работы систем в различных судовых помещениях, а также оценка эффективности их работы.
Эффективность работы системы отопления определяется путем замеров температур воздуха в судовых отапливаемых помещениях и поддержания стабильности их в течение суток.
Примечание. Оценка эффективности работы системы отопления должна проводиться при расчетных наружных температурах.
В случае оборудования судна системой воздушного отопления производятся замеры количества и температуры поступающего воздуха, относительной влажности в помещениях, температуры на поверхности изоляции ограждений. Определяется рациональность расположения, удобство обслуживания и безопасность отопительных приборов.
При определении эффективности работы вентиляционных установок: определяются источники тепло-, влаго- и газовыделений; проверяется взаимное расположение заборных и вытяжных отверстий; наличие очистных устройств в системе приточной вентиляции (особенно для судов, перевозящих пылящие грузы, и для судов технического флота, выполняющих операции, связанные с пылеобразованием); проводятся замеры количества воздуха, поступающего в судовые помещения, и определяется соответствие их проектным данным (Приложение 5).
Проводятся замеры температуры и скорости движения воздуха в жилых, общественных, служебных и производственных помещениях; определяется перепад между температурой наружного воздуха и воздуха судовых помещений.
Эффективность вентиляции машинных отделений и других производственных помещений определяется после продолжительной (не менее 1 суток) непрерывной работы агрегатов (желательно в летний период).
Во время испытаний вентиляции производственных помещений должны быть определены - температура воздуха на основных рабочих местах, разница температур наружного воздуха и воздуха на рабочем месте, равномерность распределения температур по вертикали и горизонтали, температура воздуха, поступающего на рабочее место с подогревом или охлаждением (в зимний или летний режимы), скорость движения воздуха на рабочих местах.
Замер температур и скоростей движения воздуха должен производиться в верхней части рабочей зоны на высоте 1,5 м от настила.
Для определения загазованности машинных отделений и других производственных помещений проводится анализ проб воздуха, отобранных в этих помещениях при работе всех агрегатов.
Эффективность работы системы кондиционирования воздуха жилых, медицинских и общественных помещений определяется в условиях, приближенных к расчетным, путем оценки микроклимата в градусах результирующей температуры по методике, изложенной в "Инструктивно-методических указаниях по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах" N 1182-74. Полученную величину результирующей температуры следует сравнить с нормируемой.
В жилых, общественных и медицинских помещениях также следует замерить температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха, температуру воздуха на выходе из воздухораспределителя и температуру ограждающих поверхностей, а также следует определить количество воздуха, поступающего в эти помещения, и процент рециркулируемого воздуха.
Для оценки работы системы кондиционирования в судовых помещениях, где микроклимат не нормируется в градусах РТ, следует провести замеры объемов и температур поступающего в помещение воздуха; температур, относительной влажности и скорости движения воздуха в кондиционируемых помещениях, температур поверхности ограждений, замеры следует проводить в местах преимущественного пребывания людей.
Проверяется исправность и правильность настройки чувствительных элементов (датчиков) автоматических регуляторов температуры и влажности, а также регулировка положения датчиков статического давления.
5.2.5.2. Система водоснабжения.
При приемке системы водоснабжения определяется соответствие ее проектному решению и дается санитарная оценка принятому принципу водоснабжения (единая система или раздельная - питьевая и мытьевая) и месту расположения цистерн для хранения питьевой и мытьевой воды; проверяется конструктивное исполнение цистерн - устройств замеров уровней воды, наличие комингсов у горловин, воздушных трубок для вентиляции, соответствующих уклонов дна и сливных отверстий, а также в случае длительного хранения воды - принятого способа консервации.
В случае приготовления питьевой и мытьевой воды из опресненной (морские суда) обращается внимание на место установки минерализатора (должно быть изолированное помещение) и расположение и оборудование кладовой для хранения комплектов минерализующих солей.
Для оценки эффективности работы минерализатора проводятся химические анализы воды (на ионный состав). Пробы отбираются из специальных пробных кранов сборной цистерны, установленной после минерализатора.
Для оценки эффективности работы средств обеззараживания воды проводятся бактериологические анализы воды. Пробы должны отбираться до и после обработки.
Для оценки качества приготовления питьевой воды из забортной путем очистки и обеззараживания на станции приготовления питьевой воды (ППВ) проводятся бактериологические анализы воды, пробы которой отбираются из сборной цистерны, установленной после станции.
Вода, приготовленная на судне любым из принятых методов, должна отвечать требованиям ГОСТ 2874-73 и другим нормативным документам.
На судах всех назначений уточняются (на соответствие требованиям санитарных правил) потребители питьевой, мытьевой и забортной воды; проверяется наличие специальных шлангов для питьевой воды и места их хранения; наличие наборов солей для минерализации воды.
В случае полного соответствия выполненной на судне системы водоснабжения проектным данным система промывается и дезинфицируется.
Члену приемной комиссии - представителю санитарно-эпидемиологической службы до подписания приемного акта предъявляется:
- акт о проведенной промывке и дезинфекции всей системы с приложением трехкратных бактериологических анализов, следующих друг за другом с интервалами не менее 2 - 3 дней, взятых из цистерн и не менее чем из 5 точек распределительной сети.
5.2.5.3. Сточная система, система сбора мусора.
При приемке сточной системы и системы шпигатов оценивается соответствие их проектным решениям, а также требованиям по предотвращению загрязнений окружающей среды нефтепродуктами, химическими веществами, сточными водами, пищевыми отходами, бытовыми и производственными отходами (мусором).
Проверяются конструктивные решения цистерн для сбора и хранения сточных вод - наличие воздушных трубок для венти

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 30.03.1981 n 183 О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СЕМЕНОВОДСТВА ЛЬНА-ДОЛГУНЦА В РСФСР В 1981 - 1985 ГОДАХ  »
Документы СССР »
Читайте также