ИНСТРУКЦИЯ Минфина СССР от 26.02.1991 n 18 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 26 февраля 1991 г. N 18
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ И ДРУГИХ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ
I. Общие положения
1. Положением о Государственной налоговой службе, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26.07.90 N 736 <*>, на государственные налоговые инспекции возложено обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет.
--------------------------------
<*> Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 22 августа 1990 г. N 107.
2. Настоящая Инструкция определяет вопросы:
а) организации работы государственных налоговых инспекций по учету предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, на которой они основаны, включая созданные на территории СССР совместные предприятия с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан <*>;
--------------------------------
<*> В дальнейшем называются "предприятия".
б) организации работы налоговых инспекций по учету граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, доходы которых подлежат налогообложению налоговыми органами <*>;
--------------------------------
<*> В дальнейшем называются граждане.
в) ведения документации по учету предприятий и граждан, а также поступающих от них налогов и других платежей в бюджет.
3. Учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет проводится налоговыми инспекциями по районам, городам без районного деления, и районам в городах <*>, а налоговыми инспекциями по АССР, краям и областям только тех плательщиков, которые ими непосредственно контролируются.
--------------------------------
<*> В дальнейшем называются "районов и городов".
4. В целях проведения налогового учета руководители государственных налоговых инспекций по районам и городам обязаны организовать тщательную подготовку и обеспечить полноту учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, а также правильность исчисления налогов гражданам.
5. Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и налоговые инспекции по краям, областям, округам и городам с районным делением обязаны:
оказывать методологическую, консультативную и практическую помощь нижестоящим налоговым инспекциям в подготовке и проведении учета плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также в обеспечении необходимыми законодательными, инструктивными материалами и бланками документов;
обеспечивать систематический контроль за подготовкой и ходом проведения учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет и правильностью исчисления налогов гражданам.
6. С целью правильной организации работы по учету плательщиков, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления налогов и других платежей в бюджет за каждым работником налоговой инспекции в распределении обязанностей должен быть закреплен конкретный участок работы.
Конкретные предприятия закрепляются за работниками в зависимости от форм их собственности и видов хозяйствования, объема платежей в бюджет, а также видов налогов: налог с оборота, налог с продаж, налог на прибыль (доход), прочие виды налогов и другие платежи в бюджет.
За каждым работником, осуществляющим контроль за деятельностью граждан, доходы которых подлежат налогообложению налоговыми органами, закрепляется территориальный налоговый участок.
В сельской местности участки распределяются по сельским Советам, в зависимости от количества хозяйств в сельских Советах (все населенные пункты одного сельского Совета должны входить в один налоговый участок), в городской местности - по улицам в зависимости от количества учтенных и привлеченных к налогообложению граждан.
Распределение обязанностей и закрепление конкретных участков работы по учету плательщиков производится начальником государственной налоговой инспекции в соответствии с квалификацией, деловыми качествами работников и объемом работы.
II. Подготовительные мероприятия по проведению
учета плательщиков налогов и других обязательных
платежей в бюджет
7. С целью обеспечения полноты и своевременности учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильности исчисления налогов гражданам налоговые инспекции ежегодно в период с 1 ноября по 31 декабря проводят подготовительные мероприятия, к которым, в частности, относятся:
утверждение плана проведения подготовительных мероприятий и налогового учета;
проведение семинаров, совещаний, инструктажей и специальных занятий по подготовке работников налоговых инспекций к проведению налогового учета, по изучению ими законодательных актов, инструктивных материалов, методов и приемов проведения этой работы, обеспечение их этими материалами и бланками необходимых документов;
участие совместно с финансовыми органами в разработке и внесении исполкомам Советов народных депутатов проектов решений по вопросам налогового учета;
проведение совещаний, инструктажей, бесед, собраний, а также выступлений в средствах массовой информации с целью доведения до сведения руководителей предприятий и населения положений об ответственности за нарушения налогового законодательства, порядка и сроков проведения налогового учета, а также о сроках представления документов о правах на льготы по налогам и другим платежам в бюджет;
проведение совещаний с представителями правоохранительных органов, а также других контролирующих органов с целью координации работы по обеспечению полноты учета плательщиков.
III. Порядок проведения учета плательщиков налогов
и других обязательных платежей в бюджет
8. Налоговые органы до начала проведения налогового учета должны получить на месте или в ответ на их запросы от соответствующих предприятий данные за истекший год по состоянию на 1 января, необходимые для полного и своевременного учета плательщиков налогов и других платежей:
от финансовых органов - о предприятиях и их филиалах, зарегистрированных исполкомами Советов народных депутатов, о гражданах, которым этими исполкомами выданы разрешения на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, сведения о гражданах, которым выданы патенты и регистрационные удостоверения, а также о предприятиях и гражданах, которым предоставлены льготы по налогам и другим платежам в бюджет;
от учреждений банков - о предприятиях, которым были открыты, изменены или закрыты расчетные, текущие и ссудные счета, субсчета, а также о конкретных операциях по получению доходов предприятиями и гражданами;
от органов учета нежилых помещений и предприятий - о сданных в аренду помещений;
от органов архитектуры - о разрешениях нового строительства, о выделении для этих целей земельных участков предприятиям и гражданам в городской и сельской местности;
от органов коммунального хозяйства (Бюро технической инвентаризации) - о вновь построенных домовладениях граждан и взятых на учет строениях, принадлежащих кооперативным организациям;
от органов землеустройства - об отведении земельных участков в сельской местности;
от органов капитального строительства (включая отделы капитального строительства потребкооперации) - о сданных в эксплуатацию строительных объектах;
от органов Госстраха - о страховании новых предприятий и строений граждан;
от органов, регистрирующих крестьянские и трудовые хозяйства - сведения об указанных хозяйствах;
от предприятий - о выплатах гражданам доходов, подлежащих налогообложению налоговыми органами, включая удержанные у источника налоги, в том числе о суммах авторских вознаграждений, о выплатах гражданам за приобретенные у них изделия, а также за произведенные работы и оказанные услуги по договорам подряда, выполняемым свыше двух месяцев в календарном году;
от органов милиции, жилищных органов, домовых, уличных, квартальных комитетов, сельских Советов - о гражданах, имеющих самостоятельные источники доходов;
от органов социального обеспечения, военкоматов, а также от других органов - данные, необходимые для предоставления льгот по налогам.
9. Подготовительные работы по проведению учета хозяйств и земельных участков, выделенных им в установленном порядке в сельской местности, для исчисления сельскохозяйственного налога проводятся налоговыми инспекциями по состоянию на 1 июня ежегодно на основании данных похозяйственных книг сельских Советов. Эти работы включают:
проведение проверок достоверности записей данных, необходимых для правильного исчисления налога, в сельских Советах, колхозах, сельскохозяйственных и других предприятиях, а также принятие мер по устранению недостатков в ведении книг похозяйственного учета;
получение от соответствующих организаций, в которых земельно - кадастровые книги не заводятся, сведений о выделенных рабочим и служащим размерах приусадебных участков и служебных наделов пахотной земли за счет земель, находящихся в пользовании этих организаций;
получение данных о гражданах, имеющих право на льготы по налогам: от военного комиссариата и сельского Совета - о лицах, находящихся на действительной военной службе; отдела социального обеспечения и военкомата - об инвалидах и семьях военнослужащих и партизан, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны; отдела здравоохранения и больниц - о медицинских работниках; районного управления сельского хозяйства, колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий и организаций - о специалистах сельского хозяйства.
10. Налоговые инспекции обязаны завершить ежегодный учет плательщиков, объектов обложения, а также исчислить налоги гражданам к 1 мая (кроме сельскохозяйственного налога). К этому сроку должны быть завершены следующие работы:
проверка данных, отобранных в ходе подготовки к налоговому учету, требующих уточнения;
получение к установленным срокам от предприятий бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов по итогам истекшего года о фактически полученной прибыли (дохода) или наличии иных объектов, подлежащих налогообложению, а также от граждан деклараций о доходах;
перерасчеты платежей в бюджет за истекший год и исчисление авансовых платежей на текущий год;
оформление налоговой документации: дел плательщиков, их лицевых счетов, платежных извещений и иных документов, необходимых для обеспечения правильного исчисления налогов и других платежей в бюджет, их полного и своевременного поступления;
представление соответствующим органам информации о результатах учета плательщиков, выявленных нарушениях налогового законодательства и принятых мерах.
11. Налоговые инспекции по мере получения данных о плательщиках систематизируют их по видам налогов, объектам обложения, анализируют эти данные и сопоставляют с данными о плательщиках налогов и других платежей в бюджет, имеющихся у налоговых инспекций. По результатам этой работы производится отбор данных, требующих проверки и уточнения, с целью выявления предприятий и граждан, имеющих объекты обложения налогами и другими платежами в бюджет и не учтенных налоговыми инспекциями.
IV. Учет предприятий - плательщиков налогов и других
обязательных платежей в бюджет
12. Налоговый учет предприятий ведется в Книге учета предприятий (Приложение N 1), которая открывается на 3 года. Страницы книги должны быть пронумерованы, книга прошнурована и заверена в конце подписью начальника инспекции и печатью.
13. В книгу записываются все предприятия, расположенные на территории районов и городов, их филиалы и отделения, независимо от места расположения.
Записи в Книге учета производятся по группам предприятий, в зависимости от форм собственности (государственные, арендные, ассоциации, концерны, межхозяйственные, кооперативные предприятия, общественные организации, индивидуальные предприятия, а также филиалы и отделения юридических лиц, расположенных на территории данной налоговой инспекции и т.д.). Внутри этих групп предприятия записываются по видам деятельности (промышленные, строительные, торгово - закупочные, сельскохозяйственные, банки и т.д.), а также делаются отметки о видах налогов и других платежей, вносимых предприятиями в бюджет.
Книга учета предприятий заполняется на основании выверенных данных предыдущей книги и результатов налогового учета.
14. От вновь созданных предприятий налоговые инспекции в 10-дневный срок должны получить в двух экземплярах заявление (Приложение N 2), копию устава или положения. После проверки достоверности данных, указанных в заявлении о регистрации предприятия в исполкоме Совета народных депутатов или в соответствующем уполномоченном органе, и о расчетном (текущем) счете в учреждении банка налоговая инспекция в течение 5 дней с момента поступления заявления вносит предприятие в Книгу учета предприятий и возвращает ему один экземпляр заявления с отметкой о принятии на учет государственной налоговой инспекцией.
Об отделениях и филиалах предприятий, расположенных в других городах и районах, в тот же срок сообщается налоговой инспекции по месту их нахождения, о чем делается отметка в Книге учета в графе "Примечание".
15. Если контроль за исчислением, полнотой и своевременной уплатой налогов и других платежей в бюджет предприятиями осуществляется вышестоящими налоговыми органами, инспекция по району и городу включает данное предприятие в Книгу учета предприятий и высылает копию заявления вышестоящему налоговому органу, о чем делается запись в графе "Примечание".
Особенности учета совместных предприятий
с участием иностранных инвесторов
16. Учет налоговыми инспекциями для целей налогообложения совместных предприятий с участием иностранных инвесторов осуществляется на основании подаваемых этими предприятиями заявлений и контролируется сведениями, получаемыми в органах, уполномоченных производить регистрацию совместных предприятий.
Если регистрация совместных предприятий осуществляется республиканскими или краевыми, областными и городскими (имеющими районное деление) органами, то соответствующие органы государственной налоговой службы (налоговые инспекции министерств финансов или налоговые инспекции по краям, областям и городам) обязаны ежемесячно получать в регистрирующих органах списки зарегистрированных совместных предприятий и сообщать об этом налоговым инспекциям районов и городов по месту нахождения дирекций совместных предприятий.
17. Основанием для учета иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в СССР через постоянные представительства, являются данные о регистрации в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства таких юридических лиц.
Регистрация начала или окончания деятельности иностранных юридических

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 25.02.1991 n 1975-1 О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА СССР 17 МАРТА 1991 ГОДА  »
Документы СССР »
Читайте также