ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 23.02.1991 n 119 О ВРЕМЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РСФСР


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 февраля 1991 г. N 119
О ВРЕМЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РСФСР
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1990 г. N 273-1 "О Временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:
Впредь до принятия законов об образовании в РСФСР утвердить и ввести в действие прилагаемые Временные положения об учреждениях (организациях) системы образования и подготовки кадров в РСФСР.
Председатель
Совета Министров РСФСР
И.СИЛАЕВ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
А.ТРЕТЬЯКОВ



Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В РСФСР
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственным высшим учебным заведением в РСФСР (в дальнейшем - вуз) является самостоятельный субъект с правами юридического лица, который реализует различные образовательные, профессиональные и научные программы подготовки кадров и имеет право выдавать диплом о высшем образовании.
2. Порядок предоставления и лишения вузов права выдачи дипломов о высшем образовании определяется Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
3. Вуз в РСФСР является центром образования, науки и культуры в системе непрерывного образования, главные задачи которого:
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении высшего образования и квалификации в выбранной области деятельности;
удовлетворение социально - экономических потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием;
организация и проведение в тесной связи с учебным процессом фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно - конструкторских работ;
подготовка научно - педагогических кадров высшей квалификации, переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов;
распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
4. Создание, реорганизация и ликвидация вуза производится Советом Министров РСФСР по представлениям Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомов местных Советов народных депутатов, министерств и ведомств, согласованным с Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
5. Высшее учебное заведение разрабатывает в соответствии с законодательством РСФСР и настоящим Положением свой Устав, который утверждается Ученым советом и регистрируется в органе государственного управления, в ведении которого находится вуз.
6. В состав высшего учебного заведения входят учебные, научные и производственные подразделения, в том числе имеющие статус юридического лица. Последние действуют на основании собственных уставов, утвержденных ректором вуза. Типовые положения об этих подразделениях, включая организации послевузовского обучения, утверждаются Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
7. Вуз, включая его подразделения, находящиеся на самостоятельном балансе, имеющие статус юридического лица, действующие на условиях хозяйственного расчета или работающие в новых условиях хозяйствования и финансирования, функционирует как единый учебно - научно - производственный комплекс - учреждение народного образования, что обеспечивается:
обязательностью для исполнения указанными подразделениями решений Ученого совета и руководства вуза;
образованием в высшем учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, входящих в состав комплекса подразделений. Направления использования этих фондов устанавливаются Ученым советом вуза.
Конкретные формы и содержание отношений между подразделениями, входящими в состав единого учебно - научно - производственного комплекса, определяются Уставом вуза.
8. Вуз самостоятелен в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его Устава.
Вмешательство органов государственного управления в учебную, научную, хозяйственную или иную деятельность вуза допускается только в случае нарушения им законодательства РСФСР.
9. Управление вузом строится на принципах участия в решении важнейших вопросов его деятельности преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов.
Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет Ученый совет вуза, число членов которого и порядок их избрания определяются общим собранием или конференцией научно - педагогических работников. Ученый совет утверждает Устав вуза и принимает решения по социально - экономическим вопросам с учетом мнения всех категорий работников, студентов, аспирантов и докторантов.
Управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор, назначаемый на эту должность решением или на контрактной основе органом государственного управления, в ведении которого находится вуз, по представлению его Ученого совета и по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы. В пределах своих полномочий, определенных Уставом, ректор издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и учащихся вуза.
10. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по характеру и объему образовательные и профессиональные программы по направлениям науки, техники и культуры, освоение которых удостоверяется дипломами о высшем образовании разного уровня, документами о повышении квалификации и переподготовке.
Временное положение о многоуровневой системе высшего образования в РСФСР утверждается Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
Направления подготовки специалистов определяются Ученым советом вуза и регистрируются в Государственном комитете РСФСР по делам науки и высшей школы.
11. Документы о высшем образовании, выданные вузом РСФСР, действуют на всей территории РСФСР.
В соответствии с договорами с зарубежными государствами или союзными республиками может осуществляться взаимное признание дипломов о высшем образовании.
12. Количество обучаемых и структура их подготовки определяются Ученым советом вуза исходя из возможностей качественного обучения, бюджетного финансирования, договоров с предприятиями, организациями, учреждениями, государственными органами и иными заказчиками.
13. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан иностранных государств осуществляются по международным соглашениям, заключенным Правительством РСФСР или от его имени, Союзом ССР по согласованию с РСФСР, по направлению международных, общественных и других организаций, а также по договорам и контрактам, заключенным с высшими учебными заведениями зарубежных стран. Обучение при этом может осуществляться как на компенсационной основе, так и за счет средств, перечисляемых вузам указанными организациями, высшими учебными заведениями зарубежных стран или иностранными гражданами.
Порядок приема граждан иностранных государств определяется Ученым советом вуза, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
14. Вуз имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием, ведет документацию и представляет отчетность в установленном порядке.
Раздел II. СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
15. Прием в высшие учебные заведения производится в соответствии с общими положениями, устанавливаемыми Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы. Конкретные правила приема определяются вузом.
16. Студентом высшего учебного заведения является гражданин, зачисленный на обучение приказом ректора. Студенту вуза выдается студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
17. Всем успевающим студентам, обучающимся с отрывом от производства, выплачивается стипендия. Размеры стипендий устанавливаются вузом, но не менее установленного законодательством РСФСР минимального размера, или определяются условиями договора студента с предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности.
18. Студенты вузов имеют право:
получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями вуза набор дисциплин обучения;
посещать все виды учебных занятий в данном вузе, а также в других учебных заведениях с разрешения их руководителей;
участвовать через общественные организации и органы управления высшего учебного заведения в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза;
бесплатно пользоваться при проведении мероприятий, предусмотренных учебно - воспитательным процессом, библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определенном его Уставом;
принимать на конкурсной основе участие во всех видах научно - исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, публиковать свои работы, в том числе в изданиях вузов;
переходить из вуза в другое учебное заведение с согласия руководителя этого учебного заведения, а также менять формы обучения и направления подготовки в порядке, определяемом Уставом вуза;
обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в установленном законодательством порядке.
Студенты имеют также другие права, определенные законодательством и Уставом вуза.
19. Студенты учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения, соблюдать Устав вуза, правила внутреннего распорядка и общежития.
20. За успехи в учебе и активное участие в научно - исследовательской работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
За нарушение предусмотренных Уставом вуза обязанностей к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из вуза, оформляемого приказом ректора.
Порядок отчисления и восстановления студентов осуществляется вузом на основе типового Положения, утверждаемого Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
21. Трудоустройство выпускников дневных отделений вуза осуществляется в соответствии с нормативными актами в области труда и занятости, действующими в РСФСР. Высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении трудовых договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями.
Раздел III. ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СОТРУДНИКИ
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
22. В вузах предусматриваются должности профессорско - преподавательского, научного, инженерно - технического, административного, производственного, вспомогательного и прочего персонала.
23. Замещение должностей руководителей учебно - научных подразделений, профессорско - преподавательского и научного персонала производится по конкурсу или на контрактной основе, прочих сотрудников - по трудовому договору. Положения о конкурсном избрании, контрактной форме заключения трудового договора определяются Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы по согласованию с Министерством труда РСФСР, Министерством юстиции РСФСР и ЦК профсоюзов работников народного образования и науки РСФСР.
24. Преподаватели и сотрудники вуза имеют право:
на обеспечение своей профессиональной деятельности;
избирать и быть избранными в Ученый совет вуза;
участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза через общественные организации и органы управления высшего учебного заведения;
пользоваться в установленном Уставом вуза порядке информационными фондами вуза, услугами учебных, научных, социально - бытовых, лечебных и других подразделений вуза;
выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в установленном законодательством порядке.
Преподаватели имеют также другие права, определенные законодательством и Уставом вуза.
25. Преподаватели и сотрудники вуза обязаны обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов, развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, соблюдать Устав вуза.
26. Права и обязанности административного, вспомогательного и прочего персонала определяются правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.
Раздел IV. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
27. Обучение в вузе осуществляется в соответствии с требованиями к образовательным программам, устанавливаемыми Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы и Министерством образования РСФСР с учетом преемственности обучения в системе непрерывного образования, общественно необходимой значимости и потребностей граждан.
Конкретизация содержания образования и организация учебного процесса определяются учебными планами и программами, утверждаемыми Ученым советом вуза.
Обучение может вестись с отрывом и без отрыва от производства, в рамках экстерната, путем сочетания этих форм.
Для студентов дневной и вечерней форм обучения два раза в год устанавливаются каникулы общей продолжительностью 7 - 10 недель.
28. Языки обучения устанавливаются вузом исходя из стремления создать наиболее благоприятные условия для получения студентом высшего образования с учетом возможности вуза обеспечить качество подготовки обучаемого, специфики отрасли и условий договора.
29. Не допускается отвлечение педагогических работников от исполнения их прямых обязанностей, студентов от учебного процесса, за исключением случаев, определяемых Советом Министров РСФСР.
30. Высшее учебное заведение воздерживается от любых видов и форм политической деятельности. Не допускается вмешательство любых политических партий в деятельность вузов. В них запрещается вести в учебное время пропаганду идей политических партий, религиозных организаций и общественных объединений.
31. Воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей. Общественные объединения, органы студенческого самоуправления организуют работу кружков, клубов по интересам, студий, коллективов и самодеятельных объединений студентов и работников высшего учебного заведения.
32. Знания, умения и навыки студентов в документах об образовании определяются следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачет", "незачет".
Оценка выставляется на экзамене или по результатам текущего контроля учебной работы студента. Несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена.
33. Студент, выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой государственной аттестации, по результатам которой решается вопрос о выдаче ему диплома о соответствующем высшем образовании, квалификации и нагрудного знака установленного образца. В приложении к диплому указываются оценки всех дисциплин, изученных студентом за время обучения в вузе.
Положения об итоговой государственной аттестации, деятельности Государственной аттестационной комиссии утверждаются Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы.
34. Студенту высшего учебного заведения, проявившему особые успехи в обучении и научных исследованиях и прошедшему итоговую государственную аттестацию с оценкой "отлично", решением Государственной аттестационной комиссии выдается диплом с отличием.
Раздел V. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
35. Вуз проводит научные исследования и творческую работу по тематическим планам, утверждаемым Ученым советом.
36. Научные исследования, проводимые в вузе, финансируются за счет:
ассигнований из бюджета;
средств, получаемых от выполнения хозяйственных договоров;
различных фондов;
банковских кредитов;
собственных средств;
пожертвований;
других законных источников.
37. На научные подразделения вузов распространяются права, которыми наделены научные организации.
Раздел VI. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
38. Устанавливаются следующие формы послевузовского обучения кадров:
аспирантура;
докторантура;
соискательство - прикрепление к высшим учебным заведениям для подготовки кандидатских и докторских диссертаций;
научная, педагогическая, творческая стажировка, в том числе на предприятиях, в научно - исследовательских институтах, конструкторских бюро, других вузах;
переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников.
39. Докторантура и аспирантура в вузе открываются решением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы.
Прием в докторантуру, аспирантуру и прикрепление соискателей проводится по решению Ученого совета вуза в соответствии с финансовыми и другими возможностями. Вуз имеет право устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов и докторантов в пределах собственных средств.
40. Для создания условий научно - педагогическим работникам в повышении их квалификации вуз самостоятельно решает вопросы прикрепления соискателей, направления на научную и педагогическую стажировку, перевода на научные должности для подготовки диссертаций, предоставления творческих отпусков.
41. Подразделения вуза, осуществляющие переподготовку, повышение квалификации специалистов и руководящих работников, организуются по решению Ученого совета высшего учебного заведения. Права и обязанности этих лиц (слушателей) определяются Уставом высшего учебного заведения. Финансирование указанных подразделений (учебных заведений) осуществляется за счет средств заказчиков.
Раздел VII. ТРУД И ЕГО ОПЛАТА
42. Высшее учебное заведение обеспечивает создание необходимых условий для учебы, труда, отдыха и быта студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, преподавателей и сотрудников.
43. Размеры и формы оплаты труда, материального стимулирования и материальной помощи всем категориям работников высшего учебного заведения устанавливаются вузом в соответствии с действующими условиями оплаты труда в пределах фонда оплаты труда, определяемого в установленном порядке. При этом работникам вуза могут быть установлены надбавки к должностному окладу, которые предельными размерами не ограничиваются. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника и могут быть уменьшены либо отменены при ухудшении качества работы.
В случае привлечения работников на контрактной основе им могут устанавливаться оклады, не ограниченные максимальными размерами, но не ниже минимальных окладов, установленных для данной должности.
Премиальный фонд вуза и премии конкретным работникам предельными размерами не ограничиваются.
44. Вуз определяет общую численность сотрудников, их профессиональный и квалификационный состав. Штаты профессорско - преподавательского состава, а также прочего персонала вуза утверждаются ректором исходя из задач и специфики вуза в пределах имеющегося фонда оплаты труда.
45. В случае создания в вузе структурных подразделений и должностей, не предусмотренных соответствующей схемой, размеры должностных окладов по данным структурным подразделениям и должностям определяются с учетом специфики их деятельности применительно к существующим подразделениям и должностям.
Раздел VIII. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА
46. Финансирование деятельности вуза осуществляется в установленном порядке за счет:
ассигнований из бюджета;
средств, получаемых от выполнения хозяйственных и иных договоров;
банковских кредитов;
реализации научной и товарной продукции, услуг населению;
собственных средств вуза;
добровольных взносов;
других законных источников.
47. Финансово - хозяйственная деятельность вуза осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 года.
Особенности формирования доходов вузов, переведенных на новые условия хозяйствования, а также порядок определения экономических нормативов устанавливаются Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы по согласованию с Министерством финансов РСФСР.
48. Экономия расходов по всем видам деятельности изъятию не подлежит, остается в распоряжении вуза и используется по решению Ученого совета на нужды вуза в установленном порядке, за исключением случаев, определяемых Советом Министров РСФСР.
49. Все подразделения высшего учебного заведения как единого учебно - научно - производственного комплекса, включая предприятия, учреждения и организации, находящиеся на самостоятельном балансе и имеющие статус юридического лица, освобождаются от налога на прибыль в части сумм, подлежащих зачислению в республиканский бюджет РСФСР для использования их на производственное и социальное развитие учебно - научно - производственного комплекса.



Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В РСФСР
I. Общие положения
1. Общеобразовательные государственные учебные заведения в РСФСР (именуемые в дальнейшем учебные заведения) являются основным звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем детям, проживающим на территории РСФСР, равные возможности для своевременного получения общего образования, продолжения образования с учетом выбранной профессии в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого исходя из общественных потребностей.
Наряду с государственными могут создаваться негосударственные учебные заведения, порядок и условия деятельности которых устанавливаются Советом Министров РСФСР.
2. Учебное заведение осуществляет обучение и воспитание разносторонней, духовно развитой, интеллектуальной, нравственно убежденной личности, руководствующейся в своей деятельности общечеловеческими принципами. Обучение и воспитание проводится с учетом местных социально - экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей.
Учебные заведения обладают самостоятельностью в осуществлении образовательного процесса.
Главная задача учебных заведений - создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
Деятельность учебных заведений строится на принципах гуманизации и гуманитаризации, свободы и ответственности, демократизации, доступности, многоукладности, альтернативности, открытости, непрерывности, научности и развивающего характера обучения.
3. Учебные заведения призваны способствовать удовлетворению национально - культурных запросов граждан, воспитанию уважительного отношения к другим национальностям, выработке у молодых людей гражданской позиции, готовности к самостоятельной жизни, труду и творчеству.
4. Государство гарантирует социально - экономическую, правовую основу деятельности и развития учебных заведений, определяет стандарт образования, изменяющийся в связи с научно - техническим и социальным прогрессом.
5. Учебные заведения несут ответственность перед органами народного образования, родительской и педагогической общественностью за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, требованиям охраны здоровья детей, качественное освоение школьниками учебного материала, соответствующего уровню обязательных требований к образованию.
6. Учебные заведения самостоятельно определяют языки обучения (изучения) в соответствии с запросами учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) исходя из имеющихся возможностей.
7. В целях обеспечения доступности общего среднего образования и создания максимально благоприятных условий для развития интересов и способностей учащихся могут создаваться различные виды учебных заведений.
Выбор вида учебного заведения осуществляется его советом по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов.
Открытие учебных заведений осуществляется исполкомами районных, городских, районных (в городе) Советов народных депутатов.
Реорганизация (изменение типа учебного заведения), а также его закрытие производится исполкомами районных, городских, районных (в городе) Советов народных депутатов по согласованию с советом учебного заведения.
Закрытие малокомплектных школ проводится только по решению схода граждан.
II. Структура общего образования и основы деятельности
учебных заведений
8. Общее образование состоит из трех ступеней, соответствующих основным этапам развития учащегося:
I ступень - начальное образование (срок обучения - 3 - 4 года);
II ступень - основное (базовое) образование (срок обучения - 5 лет);
III ступень - среднее образование (срок обучения - 2 - 3 года) определяется органами народного образования республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, автономных областей и автономных округов, г. г. Москвы и Ленинграда.
9. Начальное образование (I ступень) призвано обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
С учетом интересов учащихся и в целях развития склонностей и способностей вводятся факультативные курсы (художественно - эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и другие).
10. Основное (базовое) образование (II ступень) обеспечивает условия становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно закладывает фундамент общего образования, необходимый для получения различных видов среднего образования и полноценного включения в общественную жизнь.
В дополнение к обязательным предметам, определяемым Министерством образования РСФСР, министерствами народного образования республик, входящих в состав РСФСР, могут вводиться новые учебные предметы, факультативные курсы и различные формы внешкольных занятий, а также предметы по выбору, направленные на более полное развитие способностей учащихся.
По согласованию с учащимися и родителями (лицами, их заменяющими) может организовываться обучение по разноуровневым программам.
11. Основное (базовое) образование является обязательным и дает право учащимся продолжить обучение в средних учебных заведениях III ступени, профессиональных и в средних специальных учебных заведениях различного типа, а также в вечерних общеобразовательных учебных заведениях.
12. Среднее образование (III ступень) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Решением совета учебного заведения при наличии соответствующих условий и исходя из запросов учащихся может быть открыто обучение по различным профилям и направлениям.
13. Учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) имеют право выбирать профили обучения, формы обучения, определять темпы, сроки освоения обязательного и дополнительного образования, а также избирать индивидуальную программу обучения.
Для учащихся по решению педагогического совета могут вводиться индивидуальные программы и учебные планы. Кроме того, учащиеся по своему желанию могут воспользоваться экстернатом по всем или отдельным предметам.
14. Вариативность общего среднего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре его содержания следующих компонентов:
общеобразовательного базового, определяемого Министерством образования РСФСР;
регионально - национального, определяемого соответствующими органами народного образования;
компонента, определяемого советом учебного заведения по согласованию с учащимися и родителями (лицами, их заменяющими).
Содержание образования сельской школы должно учитывать особенности труда и образа жизни на селе.
15. Для оказания помощи учащимся, не усваивающим учебную программу в пределах государственного уровня обязательных требований, педагогическим советом учебного заведения может организовываться компенсирующее обучение, различные формы педагогической поддержки, а районным, городским, районным (в городе) советом по народному образованию при районном, городском, районном (в городе) Совете народных депутатов определяются формы и условия организации обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.
Восстановление здоровья детей осуществляется в учреждениях санаторного типа.
16. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется штатным или специально закрепленным за учебным заведением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания учащихся.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в учебном заведении осуществляет психолог.
17. Обучение на II и III ступенях образования завершается экзаменами.
При поступлении учащихся на III ступень образования организуется конкурсный отбор (вступительные экзамены или собеседование - по решению педагогического совета), если количество желающих будет превышать предельно допустимую наполняемость класса.
Порядок выпуска учащихся из II и III ступеней учебного заведения определяется Министерством образования РСФСР и соответствующими органами народного образования.
18. Учащиеся могут быть освобождены от выпускных экзаменов по болезни на основании заключения медицинской комиссии. Перечень заболеваний, дающих право на освобождение от экзаменов, устанавливается Министерством образования РСФСР совместно с Министерством здравоохранения РСФСР.
19. Учащимся, завершившим образование в объеме II ступени, вручается свидетельство о получении основного (базового) образования, а добившимся особых успехов - свидетельство с отличием.
Выпускникам, получившим образование в объеме III ступени, вручается аттестат о среднем образовании. Выпускники, достигшие особых успехов, награждаются золотой или серебряной медалью. Учащиеся, отличившиеся в изучении отдельных предметов, награждаются грамотами Министерства образования РСФСР.
Порядок вручения свидетельства о получении основного (базового) образования, аттестата о среднем образовании, золотой и серебряной медалей устанавливается Министерством образования РСФСР.
III. Организация учебно - воспитательного процесса
20. Организация учебно - воспитательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе учителем (воспитателем) учебных планов, программ, средств, форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение учащимися образования, соответствующего государственному уровню требований.
Помимо традиционной классно - урочной системы по желанию учителя, с согласия учащихся, родителей (лиц, их заменяющих), могут использоваться и иные формы организации обучения (интенсивные способы обучения, изучение программного материала в сжатые сроки, проведение совместных занятий несколькими учителями). Достижение установленного государственными программами уровня развития учащихся за меньшее количество учебного времени после подтверждения результатов районными, городскими, районными (в городе) методическими службами не влечет за собой уменьшение оплаты труда учителя.
21. Количество первых, а также последующих классов определяется советом учебного заведения по согласованию с районным, городским, районным (в городе) органом народного образования.
Предельная наполняемость классов учебных заведений всех ступеней образования не должна превышать 25 человек.
При проведении занятий по иностранному языку и труду (V - XI классы), физической культуре (X - XI классы), основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 человек, в сельских - 20 человек.
При условии выделения дополнительных средств исполкомами местных Советов народных депутатов, а также за счет привлеченных внебюджетных средств, разрешается содержание классов с меньшей наполняемостью.
Количество и наполняемость классов учебных заведений, включая малокомплектные, в сельской местности определяются исполкомами местных Советов народных депутатов исходя из потребностей населения.
22. В первый класс принимаются дети 6 - 7 лет, достигшие готовности к обучению (по заключению медико - педагогической комиссии и органов народного образования). В состав комиссии для этого привлекаются соответствующие специалисты органов здравоохранения. Зачисление детей производится, как правило, до начала учебного года и оформляется приказом по учебному заведению.
Каждый ребенок может поступать и переходить в течение всего учебного года (независимо от года обучения) в любое учебное заведение при наличии в нем свободных мест. Преимуществом пользуются дети, проживающие вблизи данного учебного заведения.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РСФСР, принимаются в учебные заведения на общих основаниях.
23. Учебный год, как правило, начинается 1 сентября. Учебное заведение по согласованию с районным, городским, районным (в городе) органом народного образования в зависимости от местных условий может самостоятельно определять сроки начала и окончания учебного года.
Продолжительность учебного года не должна быть менее 34 недель, а в первых классах - 30 недель.
24. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, а летом - не менее 8 недель. Совет учебного заведения по согласованию с районным, городским, районным (в городе) советом по народному образованию определяет сроки начала и продолжительность осенних, зимних и весенних каникул.
Для учащихся первых классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
25. Совет учебного заведения устанавливает продолжительность учебной недели и учебных занятий по каждому предмету с учетом физиологических и гигиенических требований в пределах лимита учебного времени, предусмотренного учебным планом. Продолжительность перерыва между занятиями устанавливается с учетом необходимости организации активного отдыха и горячего питания учащихся. Ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий определяются расписанием, утверждаемым директором учебного заведения.
Пяти- или шестидневную учебную неделю учебное заведение устанавливает по согласованию с родителями (лицами, их заменяющими), учащимися и с учетом санитарно - гигиенических требований.
Решением совета учебного заведения наряду с традиционным 45-минутным уроком может быть установлена продолжительность урока в I ступени до 35 минут, во II и III ступенях - до 40 минут.
26. В I и II классах учебных заведений используется качественная оценка успешности освоения учебной программы. В последующих классах вводится отметка в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Промежуточные итоговые отметки в баллах по решению совета учебного заведения выставляются за четверть, полугодие или другой период учебного времени. В конце года выставляются итоговые отметки. В процессе обучения допустима другая система оценок в соответствии с Уставом учебного заведения.
В случае несогласия учащегося, его родителей (или лиц, их заменяющих) с годовой оценкой ему предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, создаваемой советом учебного заведения.
Перевод учащегося в последующий класс осуществляется при положительных итоговых отметках. В исключительных случаях по решению совета учебного заведения учащиеся могут быть переведены с неудовлетворительными отметками.
27. Учащиеся I ступени учебного заведения, не справившиеся с учебной программой, по представлению педагогического совета решением совета учебного заведения могут быть оставлены на повторный курс обучения с использованием при необходимости индивидуального учебного плана.
В отношении учащихся, дважды оставленных на повторный курс обучения, по решению совета учебного заведения проводится медико - педагогическое обследование, по результатам которого районным, городским, районным (в городе) советом по народному образованию или органом, его заменяющим, принимается решение о направлении учащихся в соответствующее учебное заведение.
28. Учащиеся II ступени, не освоившие учебную программу в пределах уровня обязательных требований, по решению совета учебного заведения переводятся в классы компенсирующего обучения. По мере достижения необходимого уровня знаний они могут переводиться в обычные классы. Кроме того, может быть организовано обучение по индивидуальным планам.
В исключительных случаях районные, городские, районные (в городе) органы народного образования по представлению педагогического совета учебного заведения и с согласия учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) могут переводить учащихся, не освоивших учебную программу после двух повторных курсов, в специальные группы профессиональных училищ, вечерние общеобразовательные школы (с обязательным трудоустройством) для получения основного (базового) образования. При отсутствии согласия со стороны учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) на перевод в другие учебные заведения может быть рассмотрен вопрос об исключении учащегося из учебного заведения.
29. Учащимся, закончившим III ступень учебного заведения и не сдавшим экзамены по отдельным предметам, предоставляется право пересдавать их в течение трех месяцев после выпускных экзаменов. При получении неудовлетворительных отметок учащимся выдается справка об обучении в учебном заведении с предоставлением права сдачи экзаменов в порядке экстерна.
30. Вся внеурочная воспитательная работа в учебном заведении ведется с учетом пожеланий родителей, интересов, склонностей и способностей учащихся на принципах добровольности, самостоятельности выбора деятельности, взаимоуважения и сотрудничества.
Задачи воспитания детей и подростков реализуются в совместной коллективно - творческой деятельности педагогического и ученического коллективов, детских общественных организаций, родителей (лиц, их заменяющих) и общественности. Для этого в учебном заведении могут создаваться одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся по интересам. Учебное заведение оказывает им всемерное содействие, создавая благоприятные условия для их самостоятельности.
Занятия могут проводиться как по программе одного, двух профилей, так и по комплексным программам.
Каждый учащийся может заниматься в нескольких объединениях и свободно выходить из них в течение года.
С разрешения совета учебного заведения в работе кружков, секций, студий и объединений могут участвовать родители.
Предусматриваются различные формы организации занятий (индивидуальные, по группам или всем объединением).
31. Трудовое воспитание организуется с учетом местных условий и потребностей. Трудовая деятельность учащихся включает наравне с общественно полезным трудом, сферой социальной помощи, охраной природы и другие виды деятельности. Учащиеся при отсутствии медицинских противопоказаний имеют право выбирать любой из этих видов деятельности.
32. В случае систематического нарушения Устава учебного заведения к учащимся II и III ступеней могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Уставом учебного заведения, вплоть до исключения.
Исключение из учебного заведения рассматривается как крайняя мера наказания. Решение об исключении учащегося из учебного заведения принимается районным, городским, районным (в городе) советом по народному образованию.
IV. Управление учебным заведением
33. Управление учебным заведением осуществляется на основе принципов демократии, гласности, открытости, региональности и самоуправления. Коллектив учебного заведения решает свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (лицами, их заменяющими) и общественностью.
34. Управление учебным заведением осуществляется в соответствии с его Уставом на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.
35. Высшим органом самоуправления учебного заведения является конференция.
Конференция:
избирает совет учебного заведения, его председателя и определяет срок их полномочий;
принимает Устав учебного заведения;
утверждает основные направления развития учебного заведения, повышения качества учебно - воспитательного процесса, определяет язык (языки) обучения;
при необходимости создает временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их полномочия.
Конференция проводится не реже одного раза в год.
Делегаты с правом решающего голоса избираются на конференцию собраниями коллективов учащихся II и III ступеней, учителей и других работников учебного заведения, родителей (лиц, их заменяющих) и представителей общественности.
36. В период между конференциями в роли высшего органа самоуправления выступает совет учебного заведения.
Совет учебного заведения:
организует выполнение решений конференций;
наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
по представлению педагогического совета устанавливает компонент содержания образования учебного заведения, выбирает профили обучения и трудовой подготовки;
устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;
рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
заслушивает отчеты о работе директора учебного заведения, его заместителей и отдельных педагогов;
совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.
37. Совет учебного заведения работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями. Его решения своевременно доводятся до сведения родителей (лиц, их заменяющих).
Решение совета учебного заведения является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за него проголосовало не менее двух третей присутствовавших.
Решения совета учебного заведения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и всех членов коллектива учебного заведения.
38. Управление учебным заведением осуществляет директор, порядок назначения или избрания которого определяется Уставом учебного заведения.
Директор учебного заведения:
несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно - воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы;
проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно - воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;
несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом народного образования.
Директор учебного заведения приостанавливает решения совета учебного заведения в случае их противоречия действующему законодательству. Спорные вопросы, возникающие между советом учебного заведения и администрацией, разрешаются районным, городским, районным (в городе) советом по народному образованию, а при его отсутствии - соответствующим органом народного образования.
39. Директор от имени учебного заведения в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями деятельности заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения.
40. В учебном заведении создается педагогический совет.
Председатель педагогического совета избирается коллективом педагогических работников. Порядок его работы определяется Уставом учебного заведения.
Педагогический совет:
обсуждает и производит выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно - воспитательного процесса и способов их реализации;
организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
проводит опытно - экспериментальную работу, определяет направления взаимодействия учебного заведения с научно - исследовательскими институтами, добровольными обществами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными организациями;
проводит аттестации педагогических работников учебного заведения с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих); вносит предложения в квалификационные комиссии при органах народного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;
рекомендует педагогических работников на областные и республиканские курсы повышения квалификации, стажировку (в том числе за рубеж), в аспирантуру, а также представляет педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения.
41. Детские, подростковые и юношеские общественные организации функционируют в учебном заведении на основании своих уставов и положений в соответствии с действующим законодательством.
Отношения педагогического коллектива, руководства учебного заведения и детских, подростковых и юношеских общественных организаций строятся на основе взаимного уважения, доверия, ответственности и сотрудничества.
V. Финансово - хозяйственная деятельность
учебного заведения. Правовое положение
42. Финансовые средства учебного заведения складываются из бюджетных ассигнований, выделяемых на нормативной основе, обеспечивающей достижение государственного уровня, и внебюджетных средств.
Исполкомы местных Советов народных депутатов могут устанавливать повышенные нормативы исходя из региональных потребностей и условий и обеспечивать их соответствующими ассигнованиями.
43. При отказе от классно - урочной системы обучения и введении иных форм организации учебного процесса оплата занятий производится по решению совета учебного заведения в пределах общего фонда заработной платы учебного заведения.
При введении в учебном заведении дополнительных учебных предметов и курсов, проведении опытно - экспериментальных работ, а также в иных случаях исполкомы местных Советов народных депутатов могут осуществлять дополнительное финансирование.
44. Финансово - хозяйственная деятельность учебного заведения осуществляется в соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 года.
45. Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета и отчетности в учебном заведении регулируется действующим законодательством. Учет может проводиться самостоятельно учебным заведением и через централизованные районные или городские бухгалтерии.
46. Оплата труда работников учебного заведения и их материальное стимулирование осуществляются в соответствии с действующими условиями оплаты труда.
Директор учебного заведения утверждает штатное расписание и устанавливает на основе схем должностные оклады.
47. Учебное заведение является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием. Учебное заведение имеет право открывать счета в банке.
48. Документация учебного заведения ведется в соответствии с типовой инструкцией, утверждаемой Министерством образования РСФСР.
Отчетность учебного заведения представляется в соответствии с требованиями органов государственной статистики. Требование иной отчетности запрещается.
49. Учебные заведения действуют на основании Устава.
В Уставе учебного заведения определяются права и обязанности, вытекающие из настоящего Положения, полномочия, дополнительно переданные соответствующими органами народного образования, а также иные вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности учебного заведения.
Устав принимается конференцией учебного заведения и утверждается соответствующим районным, городским, районным (в городе) органом народного образования.
50. Педагогические работники, учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством несут имущественную ответственность за порчу зданий и сооружений, учебного оборудования, инвентаря и другого имущества учебного заведения.
VI. Международные связи
51. Общеобразовательное учебное заведение имеет право на осуществление международной деятельности в соответствии с установленным порядком.



Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г. N 119
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В РСФСР
I. Общие положения
1. Профессиональное учебное заведение в РСФСР является государственным, входит в систему непрерывного образования и обеспечивает реализацию потребностей личности в приобретении профессии, специальности и квалификации в соответствии с интересами и способностями, состоянием здоровья, имеющимися условиями, социальным заказом общества и государства.
2. Профессиональное образование в РСФСР осуществляется через профессиональные и профессионально - технические училища, высшие профессиональные училища (профессиональные лицеи, колледжи), коммерческие училища, индустриально - педагогические техникумы, а также отраслевые, межотраслевые и региональные центры, учебно - курсовые комбинаты и курсы профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и специалистов, учебно - производственные объединения и комплексы, иные формы профессионального обучения, которые относятся к профессиональным учебным заведениям в порядке, установленном Министерством образования РСФСР.
3. Главная задача профессионального учебного заведения - создание максимально благоприятных условий для профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации молодежи и взрослого населения.
Профессиональное учебное заведение обеспечивает условия для получения и совершенствования общеобразовательной подготовки учащихся, преемственность образования.
4. Профессиональное учебное заведение является основной формой планомерной подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов из числа молодежи, оканчивающей основные (базовые) и общие средние общеобразовательные учебные заведения, а также лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР по окончании срочной службы.
Профессиональные учебные заведения совместно с органами по труду и службами занятости, а также по договорам с предприятиями могут осуществлять профессиональное обучение граждан, незанятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов.
5. Профессиональное учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, устанавливаемом Министерством образования РСФСР.
6. Профессиональное учебное заведение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием, штампы.
7. Профессиональное учебное заведение для осуществления поставленных перед ним задач имеет право разрабатывать свою организационную структуру, определять формы организации и стимулирования труда.
8. Каждое профессиональное учебное заведение разрабатывает на основе законодательства РСФСР и настоящего Положения свой Устав и правила внутреннего распорядка, в которых отражаются его специфика и особенности.
Устав профессионального учебного заведения согласовывается с органами управления профессиональным образованием республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда.
9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в профессиональном учебном заведении осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.
В профессиональном учебном заведении могут создаваться вечерние (сменные) отделения (группы), а также филиалы, которые являются его структурными подразделениями и действуют на основании Устава или Положения.
10. Профессиональное учебное заведение может иметь одно или несколько базовых предприятий (объединений, организаций), для которых оно подготавливает на приоритетной основе кадры рабочих и специалистов и отношения с которыми регулируются договором.
11. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях осуществляются на основе свободного приема, по договорам с предприятиями, службами занятости, другими организациями и гражданами, а также в соответствии с межправительственными соглашениями и протоколами для союзных республик и зарубежных стран.
Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения организуется на основе заключения учебным заведением трехстороннего договора по утвержденной Министерством образования РСФСР форме с предприятием, предоставляющим рабочее место, и лицом, нуждающимся в обучении.
12. Подготовка и переподготовка в профессиональном учебном заведении рабочих и специалистов финансируется за счет средств государственного республиканского бюджета РСФСР.
При профессиональном учебном заведении могут быть организованы курсы (группы) профессионального обучения отдельных граждан за счет их средств или средств предприятий и организаций, направивших граждан на обучение.
II. Учебно - воспитательный процесс
13. Учебно - воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении строится на принципах демократизации и гуманизации отношений учащихся и педагогов.
Содержание образования в профессиональном учебном заведении ориентировано на расширение возможностей молодежи в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной и общекультурной подготовки его выпускников.
14. Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, их переподготовка и повышение квалификации в профессиональных учебных заведениях осуществляется по профессиям (специальностям) и группам профессий, определяемым учебным заведением совместно с предприятиями - заказчиками, как правило, на основе Перечня профессий и специальностей, утверждаемого Министерством образования РСФСР, и профессионально - квалификационных характеристик, утверждаемых в необходимых случаях предприятиями - заказчиками.
Профессиональные учебные заведения имеют право по согласованию с органами управления профессиональным образованием республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда оперативно открывать подготовку рабочих и специалистов по новым профессиям (специальностям) и группам профессий, не входящим в указанный Перечень, но имеющимся в Едином тарифно - квалификационном справочнике работ и профессий, или в другом установленном Министерством образования РСФСР порядке, а также проводить организационно - педагогические, учебно - производственные, экономические и другие эксперименты.
15. В профессиональных учебных заведениях РСФСР устанавливается подготовка:
квалифицированных рабочих на базе основного (базового) образования;
квалифицированных рабочих на базе общего среднего образования;
квалифицированных рабочих по сложным профессиям с общим средним образованием на базе основного (базового) образования;
квалифицированных рабочих по особо сложным профессиям с основным и повышенным профессиональным образованием;
мастеров производственного обучения и специалистов с основным и повышенным профессиональным образованием.
Конкретные сроки обучения квалифицированных рабочих и специалистов определяются Уставом профессионального учебного заведения и договором с предприятием - заказчиком.
Подготовка рабочих по особо сложным профессиям с повышенным профессиональным образованием и специалистов осуществляется в высших профессиональных училищах (профессиональных лицеях, коммерческих училищах), статус которых предоставляется передовым профессиональным учебным заведениям на основе аттестации, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством образования РСФСР.
Каждый вид обучения в профессиональном учебном заведении имеет профессиональную завершенность, что позволяет выпускникам работать по соответствующей профессии, специальности и квалификации.
16. Демократичность и вариативность профессионального образования, ориентация на национальные, региональные и производственные особенности обеспечиваются его структурой и содержанием, включающим компоненты образования: республиканский (РСФСР), территориальный и определяемый учебным заведением и предприятием - заказчиком.
17. Профессиональные учебные заведения исходя из имеющихся возможностей и в соответствии с запросами учащихся самостоятельно определяют язык обучения (изучения).
18. Учебный год в профессиональном учебном заведении (дневное обучение), как правило, начинается с 1 сентября и завершается не позднее 1 июля. Учебное заведение в зависимости от местных условий может самостоятельно определять сроки начала и окончания учебного года. Для отдельных категорий учащихся начало занятий устанавливается по мере укомплектования учебных групп в сроки, определяемые по договорам с предприятиями - заказчиками.
Учебная нагрузка учащихся не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год.
Отвлечение учащихся от занятий в учебное время на работы, не связанные с учебным процессом, запрещается, за исключением случаев ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, а также неблагоприятных погодных условий по решению Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
19. Производственное обучение учащихся осуществляется в учебно - производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах профессиональных учебных заведений, а также в цехах предприятий, на учебных участках, строительных объектах, полях и фермах.
Производственная практика учащихся, как правило, проводится на предприятиях, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации практики определяется договором.
Учащиеся, проходящие производственную практику и зачисленные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписочной численности.
20. Профессиональные учебные заведения могут, в том числе и в кооперации с другими учебными заведениями, предприятиями, организациями, создавать учебно - производственные, учебно - торгово - производственные структуры (фирмы, объединения, малые предприятия, товарищества и др.).
В соответствии с требованиями учебных программ в процессе производственного обучения, а также во внеучебное время учащиеся оказывают различные услуги населению, производят промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, которые могут быть проданы в розничной торговой сети на условиях реализации изделий, изготовленных кооперативами и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью.
21. Администрация, общественные организации, органы ученического самоуправления организуют работу кружков, клубов по интересам, коллективов и самодеятельных объединений учащихся и работников учебного заведения, а также их отдых.
22. Учащиеся профессионального учебного заведения объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы, количество которых определяется учебным заведением по согласованию с органом управления профессиональным образованием республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одного учащегося предусматривается, что количество учащихся в группе должно быть 25 человек.
В сельских профессиональных учебных заведениях малой наполняемости и их филиалах, организуемых в трудонедостаточных сельскохозяйственных районах, допускается по согласованию с соответствующим органом управления профессиональным образованием с привлечением других внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 8 - 10 человек.
При финансировании подготовки и переподготовки рабочих и специалистов средствами заказчиков комплектование учебных групп учащимися численностью не ограничивается.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12 - 15 человек, если другие условия не предусмотрены договором с предприятием - заказчиком кадров рабочих и специалистов.
На теоретических и лабораторно - практических занятиях по отдельным дисциплинам учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень указанных дисциплин определяется соответствующим органом управления профессиональным образованием республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда.
23. Успешность освоения учебной программы учащимися оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка выставляется на экзамене или по результатам текущего контроля работы учащегося. Учебное заведение имеет также право самостоятельно устанавливать различные методы и способы оценки текущих знаний учащихся, формы их контроля.
24. В целях реализации профессиональной завершенности различных видов обучения в профессиональных учебных заведениях проводится поэтапная аттестация учащихся, по итогам которой, как правило, им присваивается квалификация (разряд, класс, категория), соответствующая достигнутому на данном этапе уровню подготовки, а по завершении обучения проводятся выпускные квалификационные экзамены.
Лица, не прошедшие полного курса обучения, но получившие по итогам поэтапной аттестации определенную квалификацию (разряд, класс, категорию), имеют право выполнять соответствующую работу.
25. К сдаче выпускных квалификационных экзаменов допускаются учащиеся профессионального учебного заведения, закончившие полный курс обучения и имеющие положительные итог

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 23.02.1991 n 116 О ПОВЫШЕНИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  »
Документы СССР »
Читайте также