<ПИСЬМО> Минфина СССР от 02.12.1980 n 200 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ФИНОРГАНОВ ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПРОЧИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПИСЬМО
от 2 декабря 1980 г. N 200
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ФИНОРГАНОВ
ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПРОЧИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
Министерство финансов СССР отмечает, что финансовые органы на местах проводят значительную работу по выявлению и взысканию в бюджет прочих государственных доходов. Вместе с тем в этой работе имеются недостатки.
Отдельные городские и районные финансовые отделы длительное время не проверяют в судах, нотариальных конторах, органах Министерства внутренних дел СССР и других организациях своевременность и полноту передачи финорганам для учета и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству. В результате задерживается реализация этого имущества и поступление в бюджет вырученных сумм.
Из-за недостаточного контроля со стороны финорганов имеют место случаи реализации указанного имущества минуя финансовые органы.
Многие финорганы не выполняют требование об обязательной проверке не менее одного раза в год предприятий и организаций с целью выявления не перечисленных в бюджет просроченных сумм кредиторской и депонентской задолженности; невостребованных депозитных сумм; сумм от реализации невостребованных грузов на транспорте и не розданных органами почтовой связи почтовых отправлений; сумм, взысканных по делам о хищениях и недостачах товаров, и других неналоговых платежей в бюджет.
Министерство финансов СССР предлагает министерствам финансов союзных автономных республик, краевым, областным, окружным, городским и районным финансовым отделам:
усилить контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет прочих государственных доходов;
обеспечить проверку не менее одного раза в год соответствующих организаций и находящихся в их ведении складов и хранилищ с целью выявления полноты и своевременности передачи финансовым органам конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, а также ежегодную проверку во всех предприятиях и организациях состояния расчетов с бюджетом по прочим неналоговым доходам.
Полноту и своевременность перечисления в бюджет сумм просроченной кредиторской и депонентской задолженности и прочих неналоговых доходов финансовые органы могут проверять одновременно с проверкой отчетов по налогу с оборота, счетными проверками отчетов и балансов и при проверке финансово - хозяйственной деятельности предприятий, используя при этом прилагаемое к настоящему письму Методическое пособие.
Заместитель
Министра финансов СССР
А.Н.КАМЕНСКОВ
Заместитель
Начальника Управления
государственных доходов
Н.Т.ХМЕЛЬНИЦКИЙ



Приложение
к письму Министерства финансов СССР
от 2 декабря 1980 г. N 200
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ СУММ ПРОЧИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОХОДОВ
I. Проверка полноты и своевременности зачисления
в бюджет стоимости конфискованного, бесхозяйного
имущества и имущества, перешедшего по праву
наследования к государству
1. В целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью передачи финансовым органам конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, городские и районные финансовые отделы производят проверку соответствующих организаций не реже одного раза в год: народных судов; органов МВД (включая госавтоинспекции) в части выявления, учета и своевременности передачи ими в доход государства вещественных доказательств (при наличии соответствующих решений этих органов) и находок; нотариальных контор и др. Проверке подвергается материальный и денежный учет этих организаций, их склады, хранилища, гаражи.
Органы МВД по вопросам порядка учета, хранения и передачи в доход государства имущества и ценностей, изъятых при производстве дознания и предварительного следствия, финорганами не контролируются. В соответствии с Приказом Министра внутренних дел СССР от 27 октября 1969 г. N 370 такой контроль осуществляется при проведении ведомственных документальных ревизий.
2. К конфискованному имуществу относится всякое имущество, изъятое по приговорам, постановлениям, определениям судебных органов или решениям других уполномоченных на то органов. Это имущество поступает на учет финансовых органов в случае, если в приговоре, постановлении или определении суда не предусмотрен другой порядок его использования.
3. Имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, является бесхозяйным и переходит в собственность государства по решениям народных судов или других уполномоченных на то органов. К бесхозяйному имуществу относятся также находки, не востребованные владельцами в течение шести месяцев.
4. Имущество переходит по праву наследования к государству в следующих случаях:
а) если у умершего нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
б) если ни один из наследников не принял наследства;
в) если все наследники по закону лишены завещателем права наследования;
г) если имущество завещано государству;
д) если кто-нибудь из наследников отказался от своей доли наследства в пользу государства;
е) если при отсутствии наследников по закону наследодатель завещал только часть имущества (незавещанная часть имущества).
Документом, подтверждающим право государства на получение наследства, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом (не ранее шестимесячного срока со дня открытия наследства).
5. Выявление и взятие на учет подлежащего конфискации имущества производят судебные исполнители.
Судебный исполнитель уведомляет финансовый орган о наличии конфискованного имущества и не позднее 20 дней со дня получения исполнительного листа передает это имущество финоргану в натуре для реализации. Передачу в натуре конфискованных и не востребованных в срок вещественных доказательств финансовым органам производят также судебные исполнители.
При исполнении этих обязанностей судебные исполнители руководствуются Инструкциями: "О порядке исполнения судебных решений", утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 24 апреля 1973 г. N 7 (пункты 184 - 192) с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом от 1 августа 1978 г. N 11, и "О порядке приема, учета и хранения в судах вещественных доказательств", утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 11 декабря 1975 г. N 29 (п. 4).
Самостоятельно принимать меры к реализации конфискованного имущества (минуя финорганы) судебные исполнители не имеют права.
При выполнении приговора суда в части конфискации имущества судебным исполнителем составляется на это имущество опись с предварительной оценкой (если оно не было описано в процессе предварительного следствия), которая утверждается народным судьей.
В описи указывается полное и точное наименование имущества, его отличительные признаки. При передаче имущества представителю финоргана вручается копия описи, составленная в процессе предварительного следствия, или второй экземпляр описи, составленной судебным исполнителем и утвержденной народным судьей, с соответствующими отметками (об утрате, порче имущества, исключении из описи отдельных предметов по решению суда, реализации части имущества для удовлетворения претензий третьих лиц или скоропортящихся продуктов).
Участие представителей финансовых органов при рассмотрении судом претензий третьих лиц об исключении имущества из описи обязательно для защиты интересов государства.
Передача имущества представителю финансового органа при исполнении приговора в части конфискации имущества производится после удовлетворения всех предъявленных к должнику требований, в том числе и погашения ущерба (в порядке очередности), возникших до наложения следственными или судебными органами ареста на имущество осужденного (п. п. 205 - 209 Инструкции об исполнении судебных решений).
В том случае, если конфискованное имущество было полностью направлено на погашение долгов, подлежащих удовлетворению за счет этого имущества, судебные органы сообщают об этом финансовым органам.
Прием и передача имущества в натуре подтверждается подписями судебного исполнителя и представителя финансового органа на экземплярах описи имущества, находящейся у судебного исполнителя и передаваемой представителю финансового органа.
6. В соответствии с действующим законодательством охрана наследственного имущества и выдача свидетельств о праве на наследство возложены на нотариальные конторы.
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами утверждается министерствами юстиции союзных республик.
В целях обеспечения сохранности наследственного имущества нотариальные конторы производят опись этого имущества с подробной характеристикой его и предварительной оценкой и передают на хранение наследникам или другим лицам, а также запрашивают сведения о вкладах умерших граждан у кредитных учреждений.
При переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве государства на наследство выдается нотариальной конторой соответствующему финансовому органу (по месту последнего постоянного жительства наследодателя или, если оно неизвестно, по месту нахождения основной части наследственного имущества) и ему направляется опись наследуемого имущества.
Государственная нотариальная контора до выдачи государству свидетельства о праве на наследство дает распоряжение об оплате за счет наследственного имущества расходов: по уходу за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны; на содержание граждан, находившихся на иждивении наследодателя; по охране наследственного имущества, по управлению им; по публикации сообщения о вызове наследников.
При отсутствии в составе наследственного имущества денежных сумм дается распоряжение о выдаче вещей, оставшихся после умершего, стоимость которых не должна превышать произведенных расходов (по документам, счетам магазинов, справкам лечебных учреждений, актам комиссий по организации похорон и др.).
В случае производства таких расходов в описи имущества должны быть соответствующие отметки о том, какие суммы израсходованы на указанные цели или какие предметы реализованы для покрытия произведенных расходов.
7. Выявление и учет имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен (бесхозяйного имущества), производится в порядке, установленном законодательством союзной республики (инструкция издается министерствами финансов союзных республик).
8. Если при передаче финоргану конфискованного или приеме наследственного имущества будет установлена утрата или порча этого имущества, финансовый орган предъявляет к лицам, принявшим его на хранение, требование о внесении в десятидневный срок в бюджет стоимости недостающего или поврежденного имущества. При невыполнении требований финоргана о внесении суммы в указанный срок им предъявляется иск к виновным лицам в народный суд.
9. Расходы финорганов, связанные с реализацией конфискованного, наследственного и бесхозяйного имущества, возмещаются в порядке, изложенном в п. 49 Инструкции Минфина СССР от 20 марта 1965 г. N 92. При этом следует иметь в виду, что стоимость пересылки ценностей в Гохран возмещается финоргану Управлением драгоценных металлов Минфина СССР.
10. В отношении учета и реализации почтовых марок, находящихся в составе конфискованного, бесхозяйного и перешедшего к государству наследственного имущества, следует руководствоваться письмом Минфина СССР от 7 марта 1967 г. N 70, имея при этом в виду, что Главная филателистическая контора "Союзпечать" переименована в Центральное филателистическое агентство "Союзпечать" и адрес агентства: 123242, Москва, Д-242, Б. Грузинская ул., д. 4/6. В связи с этим третий экземпляр описи необходимо высылать Краснопресненскому райфинотделу г. Москвы по адресу: 123100, г. Москва, ул. 1905 г., N 5.
11. В отношении учета и реализации имущества, поступающего финорганам из таможенных учреждений, следует руководствоваться письмом Минвнешторга, Минфина СССР и Госбанка СССР от 26 сентября 1967 г. N 16-2/1965/306/1644, имея в виду изменения адресов и названий, указанные в п. п. 10 и 12 настоящего раздела, и изменение адреса Мосгорфинуправления - 125047, Москва, Миусская площадь, д. 2/2.
12. В отношении реализации сертификатов Всесоюзного объединения "Внешпосылторг" и отрезных чеков Внешторгбанка СССР и Госбанка СССР, оказавшихся в составе конфискованного, бесхозяйного и наследственного имущества, следует руководствоваться письмом Минфина СССР от 21 февраля 1966 г. N 72, имея в виду, что начиная с 1976 года Внешпосылторг перешел на новую систему обмена валюты на чеки Внешпосылторга единого образца (взамен сертификатов и нарядов Внешпосылторга), а адрес Всесоюзного объединения "Внешпосылторг" изменен: 109147, Москва, ул. Марксистская, д. 5.
13. В случаях, когда имеется распоряжение соответствующих органов о возврате конфискованного, бесхозяйного или наследственного имущества, финорганы должны руководствоваться разделом IV Инструкции Минфина СССР от 20 марта 1965 г. N 92 с учетом дополнений, внесенных в пункты 54, 55, 58 письмом Министерства финансов СССР от 21 октября 1977 г. N 81.
14. При проведении проверки в государственных нотариальных конторах вопросов полноты и своевременности передачи финансовым органам имущества, перешедшего по праву наследования государству, следует иметь в виду следующее.
Государственные нотариальные конторы регистрируют сообщения граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также поручения других нотариальных контор об открытии наследства в книге учета заявлений о принятии мер к охране наследственного имущества (ф. N 14).
Одновременно государственные нотариальные конторы заводят наследственное дело, которому присваивается очередной номер, и оно заносится в алфавитную книгу (ф. N 12). В наследственное дело вкладываются заявления граждан, предприятий или учреждений об открытии наследства, опись имущества наследодателя с предварительной оценкой, запросы, направленные Центральной сберкассе, загсу, домоуправлению, квитанции Госбанка СССР о сдаче денег, ценностей, другие документы и переписка по данному наследству. Кроме того, наследственные документы: заявления о принятии наследства, выдача свидетельств о праве наследования, распоряжения об оплате расходов за счет наследственного имущества, об отказе от наследства, претензии кредиторов и др. регистрируются в книге учета наследственных дел (ф. N 7). На всех документах указывается время их поступления и номер наследственного дела.
Опись наследственного имущества производится государственным нотариусом (или должностным лицом исполкома Совета народных депутатов,

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 27.11.1980 n 1872-р <ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИХ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>  »
Документы СССР »
Читайте также