МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (утв. Минздравом СССР 16.06.1980 n 11-49/6-29)


Утверждаю
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
16 июня 1980 г. N 11-49/6-29
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях составлены Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям и Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР - ст. н. с., канд. м. н. Юрко Г.П., мл. н. с. Ивановой О.Г.
"Программа воспитания в детском саду" предусматривает закаливание детского организма как необходимое условие их полноценного физического воспитания.
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
Организация и методы использования факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей каждого коллектива, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в этих вопросах персонала дошкольного учреждения (медицинского и педагогического) и родителей.
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
3. Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.
4. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.
5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Закаливание в повседневной жизни детей
Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5 - 7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4 - 5 град. C, т.е. опускаться до +14 - 16 град. C. Проводят его:
1) утром перед приходом детей,
2) перед занятиями,
3) перед возвращением детей с прогулки,
4) во время дневного сна,
5) после полдника.
После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20 - 30 минут.
Температура воздуха в групповых помещениях должна быть:
----------------T------------------------------------------------¬
¦ Возраст детей ¦ Строительно-климатические зоны ¦
¦ +---------------T----------------T---------------+
¦ ¦ I ¦ II ¦ IV ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦до 3 лет ¦+23 град. C ¦+22 град. C ¦+21 град. C ¦
¦3 - 4 года ¦+22 град. C ¦+21 град. C ¦+20 град. C ¦
¦5 - 7 лет ¦+21 град. C ¦+20 град. C ¦+19 град. C ¦
L---------------+---------------+----------------+----------------
При таких температурах дети должны находиться в двухслойной одежде и в гольфах.
Для поддержания температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми 1 - 2 фрамуги (с одной стороны). В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствии детей. Важно, чтобы эти помещения чрезмерно не охлаждались. Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.
При отклонении температуры воздуха помещений от указанной тепловой комфорт ребенка достигается изменением в слойности его одежды:
------------T----------------------------------------------------¬
¦Температура¦ Одежда ¦
¦ помещения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦+23 град. C¦1 - 2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье,¦
¦и выше ¦легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами,¦
¦ ¦носки, босоножки ¦
¦ ¦ ¦
¦+21 - 22 ¦2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчато- ¦
¦град. C ¦бумажное или полушерстяное платье с длинным рукавом,¦
¦ ¦колготы, туфли для детей 3 - 4 лет, для детей 5 - 7 ¦
¦ ¦лет - гольфы ¦
¦ ¦ ¦
¦+18 - 20 ¦2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчато- ¦
¦град. C ¦бумажное или полушерстяное платье с длинным рукавом,¦
¦ ¦колготы для детей 3 - 4 лет, для детей 5 - 7 лет - ¦
¦ ¦гольфы, туфли ¦
¦ ¦ ¦
¦+16 - 17 ¦3-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, трикотаж- ¦
¦град. C ¦ная кофта, трикотажное или шерстяное платье с длин- ¦
¦ ¦ным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки) ¦
L-----------+-----------------------------------------------------
При температурах выше и ниже указанных, даже при обеспечении правильной одежды детей, наступает перегревание или охлаждение, что может явиться причиной заболевания.
Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна.
Во время сна ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем соответствующего подбора одежды и температуры воздуха помещений.
В холодное время года
------------T----------------T--------------T--------------------¬
¦ ¦ Групповое ¦ Отапливаемая ¦ Неотапливаемая ¦
¦ ¦ помещение или ¦ веранда ¦ веранда ¦
¦ ¦ спальня ¦ ¦ ¦
+-----------+----------------+--------------+--------------------+
¦Температура¦+15 - 16 град. C¦+5 - 6 град. C¦-10 - 15 град. C ¦
¦воздуха ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+----------------+--------------+--------------------+
¦Одежда ¦байковая рубашка¦спальный ¦спальный мешок, пи- ¦
¦ ¦с длинными рука-¦мешок, пижама ¦жама, носки, косын- ¦
¦ ¦вами или пижа- ¦байковая, ко- ¦ка, поверх мешка - ¦
¦ ¦ма, теплое одея-¦сынка, носки ¦теплое одеяло (мат- ¦
¦ ¦ло ¦ ¦рацы и спальные меш-¦
¦ ¦ ¦ ¦ки хранить в теплом ¦
¦ ¦ ¦ ¦помещении) ¦
L-----------+----------------+--------------+---------------------
В теплое время для сна надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в одних трусиках. После укладывания детей открывают фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5 - 7 минут. В течение всего времени сна, для поддержания нужной температуры, оставляют открытыми с одной стороны фрамуги, окна. Закрывают их за 20 - 30 минут до подъема детей. Дети при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна в помещении при температуре воздуха +16 - 18 град. C, получая при этом воздушные ванны.
Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.
В зимний сезон дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4 - 5 часов ежедневно. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт.
Рекомендуемая одежда при температуре воздуха:
----------------------T--------------------T---------------------¬
¦ от +6 до -2 град. C ¦ -3 - 8 град. C ¦ -9 - 14 град. C ¦
+---------------------+--------------------+---------------------+
¦4-слойная одежда: ¦4-слойная одежда: ¦5-слойная одежда: ¦
¦белье, платье, трико-¦белье, платье, три- ¦белье, платье, трико-¦
¦тажная кофта, колго- ¦котажная кофта, кол-¦тажная кофта (сви- ¦
¦ты, рейтузы, куртка ¦готы, рейтузы, зим- ¦тер), колготы, рейту-¦
¦или дем. пальто (зим-¦нее пальто, утеплен-¦зы - две пары, зимнее¦
¦нее пальто без трико-¦ные сапоги ¦пальто, утепленные ¦
¦тажной кофты (когда ¦ ¦сапоги с носками ¦
¦температура ниже 0 ¦ ¦ ¦
¦град. C)); сапожки ¦ ¦ ¦
L---------------------+--------------------+----------------------
Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха -15 град. C, а 4 - 7-летние при температуре до -18 - 22 град. C. При низких температурах время прогулки сокращается.
Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусах).
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2 - 3 минут до 10 - 12 минут и при более низких температурах воздуха до +22 - 20 град. C. Затем приучают детей ходить босиком в помещении. Перед дневным сном ребенок идет до своей кроватки по дорожке босиком. Для детей 5 - 7 лет можно рекомендовать проведение сначала в носках, а потом и босиком утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.
В холодное время года при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить четкую правильную их организацию и методику. Организационно, как показал опыт работы дошкольных учреждений, физкультурные занятия лучше проводить перед или в конце прогулки, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе. В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах. В зимнее время занятия проводятся на воздухе при температуре не ниже -12 - 15 град. C.
Одежда детей при проведении физкультурных занятий:
----------------T-----------------------T------------------------¬
¦ Летом ¦ Холодный период ¦ Зимой ¦
¦ ¦ +6 - -6 град. C ¦ -7 - 15 град. C ¦
+---------------+-----------------------+------------------------+
¦Трусы и майки, ¦Спортивный костюм, май-¦Спортивный костюм, май- ¦
¦на ногах тапоч-¦ка, футболка с длинными¦ка, рубашка фланелевая ¦
¦ки или полукеды¦рукавами, колготы, шер-¦с длинными рукавами, ¦
¦ ¦стяная шапочка на ма- ¦колготы, шерстяная шапка¦
¦ ¦терчатой подкладке, ¦на матерчатой подкладке,¦
¦ ¦простые носки, шерстя- ¦шерстяные носки, кеды, ¦
¦ ¦ные носки, кеды ¦варежки; при ветре наде-¦
¦ ¦ ¦вается куртка из непро- ¦
¦ ¦ ¦дуваемой ткани и рейтузы¦
L---------------+-----------------------+-------------------------
После физкультурных занятий дети в раздевалках или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье.
Важно, чтобы спортивная одежда детей хорошо просушивалась в сушильных шкафах, потом складывалась в специальные мешки, где и хранилась до следующего занятия.
Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе для детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеется. Но дети, имеющие хронические заболевания, должны приступать к ним в летнее время, при обеспечении индивидуального подхода в дозировании им мышечной нагрузки по назначению врача. Врач также решает вопрос о возможности занятий на воздухе для ряда детей в холодное время года.
После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1 - 2 занятия, дети, ранее не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2 - 3 занятия, дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или других заболеваний, допускаются к занятиям только после разрешения врача.
Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды (которая рекомендована для местного воздействия) при умывании и для завершающего споласкивания при мытье ног.
Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. Если дети, умываясь, забрызгали чулки, белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, т.к. высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия: моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.
Специальные меры закаливания
При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей целесообразно разбить на группы:
I группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.
II группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие

ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ) (утв. Минздравом СССР 12.06.1980 n 08-14/4-14)  »
Документы СССР »
Читайте также