ПИСЬМО Минтруда РСФСР от 13.02.1991 n РБ-6-12-192 О ВРЕМЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (вместе с ВРЕМЕННЫМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ..., утв. Минтрудом РСФСР 12.02.1991; ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТДЕЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ, утв. Минтрудом РСФСР 18.01.1991)


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РСФСР
ПИСЬМО
от 13 февраля 1991 г. N РБ-6-12-192
О ВРЕМЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА
За последние годы ослаблено внимание руководителей предприятий, объединений, организаций к созданию для работающих здоровых и безопасных условий труда, которые во многих отраслях народного хозяйства остаются неудовлетворительными.
Каждый двухсотый работающий в республике трудится в условиях повышенной загазованности и запыленности воздушной среды, повышенных уровней шума и вибрации, каждый четырехсотый - при недостаточной освещенности рабочих мест, около половины - заняты на производстве с тяжелыми или вредными условиями, ручным трудом.
Коэффициент износа основных фондов в народном хозяйстве составляет 50 процентов, обновления - только около 7 в год. Средний срок службы оборудования, машин и механизмов в два раза превышает нормативный. Темпы приведения условий труда в соответствие с нормативными требованиями недопустимо низкие. Программы по улучшению условий труда, снижению уровня производственного травматизма, профессиональной и другой заболеваемости не выполняются.
Ежегодно в республике травмируется более 400 тыс. человек, из них около 8 тыс. смертельно, свыше 30 тыс. человек становятся инвалидами. Наблюдается рост профессиональных заболеваний.
Велико число пострадавших на производстве в Татарской ССР, Красноярском крае, Волгоградской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ростовской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Тюменской и других областях, г. г. Москве и Ленинграде.
По-прежнему значительные средства направляются на оплату больничных листов, предоставление различных льгот и компенсаций за работу с неблагоприятными условиями труда, а не на проведение кардинальных мер по их улучшению. Непосредственно на мероприятия по охране труда расходуется вдвое меньше средств, чем на выплату льгот и компенсаций, которые получают более 9 млн. человек.
В Коми ССР, Татарской ССР, Башкирской ССР, Вологодской, Курской, Липецкой, Мурманской, Пермской и Челябинской областях теми или иными льготами пользуются от 30 до 40 процентов работающих в народном хозяйстве.
Для осуществления государственного контроля за правильностью применения Списков производств, профессий, должностей и показателей, которыми устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска и другие преимущества, качеством проведения аттестации рабочих мест, подготовки заключений об установлении и изменении предприятиям дифференцированных тарифов социального страхования в зависимости от опасности, вредности и других условий труда, а также обеспечения защищенности трудящихся, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 557 "О государственной экспертизе условий труда РСФСР" предусмотрено в республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, г. г. Москве и Ленинграде, автономных областях, автономных округах создание соответствующих служб. Задачи и функции Государственной экспертизы условий труда определены Положением, утвержденным указанным Постановлением.
Министерство труда РСФСР направляет Временные рекомендации по организации служб Государственной экспертизы условий труда РСФСР, разработанные Минтрудом РСФСР, и Положение об отделе государственных экспертов Главной государственной экспертизы условий труда СССР для использования в практической работе при создании собственной Государственной экспертизы условий труда.
Нормативные документы, действующие и новые, по мере их разработки будут направляться централизованно, а также должны приобретаться в соответствующих организациях на местах.
Министр
Р.БАТКАЕВ



Приложение N 1
к письму Минтруда РСФСР
от 13 февраля 1991 г. N РБ-6-12-192
Утверждаю
Министр труда РСФСР
Р.БАТКАЕВ
12 февраля 1991 года
ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
УСЛОВИЙ ТРУДА РСФСР
Служба Государственной экспертизы условий труда организуется в составе государственных комитетов республик в составе РСФСР по труду и социальным вопросам, главных управлений, управлений, отделов по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, Леноблгорисполкомов, крайисполкомов, облисполкомов.
Возглавляет государственную экспертизу условий труда заместитель руководителя органов по труду и социальным вопросам - главный государственный эксперт республики, входящей в состав РСФСР, края, области, г. г. Москвы, Ленинграда, автономной области и автономного округа.
В структуре подразделения рекомендуется предусмотреть должности государственных экспертов по условиям труда по отраслям народного хозяйства, экономиста, юрисконсульта. Минимальная численность работников государственной экспертизы 7 человек, в том числе:
1. Главный государственный эксперт по условиям труда республики, входящей в состав РСФСР (края, области, автономной области, автономного округа) - заместитель руководителя органов по труду и социальным вопросам.
2. Главный государственный эксперт территории по промышленности.
3. Ведущий государственный эксперт территории по строительству.
4. Ведущий государственный эксперт территории по агропромышленному комплексу.
5. Эксперт I категории территории по транспорту, связи и отраслям непроизводственной сферы.
6. Экономист I категории.
7. Юрисконсульт I категории.
При преобладании отдельных отраслей необходимо предусмотреть дополнительно возможности экспертов по этим отраслям.
Ориентиром при определении численности работников государственной экспертизы условий труда может служить число получающих льготы за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, в том числе по досрочному выходу на пенсию в соответствии со Списками N 1 и N 2, или один работник экспертизы на 8 - 10 тыс. человек, пользующихся льготами по этим спискам.
При создании государственной экспертизы условий труда необходимо учитывать территориальное расположение предприятий и организаций и их транспортное сообщение с центром. В этом случае, при необходимости, предусматриваются в составе государственной экспертизы условий труда работники экспертизы по отдельному району, городу.
Государственными экспертами условий труда должны быть специалисты с высшим техническим, экономическим и юридическим образованием, имеющие опыт практической работы в сфере организации и условий труда.
Оплата труда работников Государственной экспертизы условий труда производится согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. N 803. Финансирование - за счет местного бюджета.
В составе государственных экспертиз условий труда территорий должны быть передвижные лаборатории по экспертизе условий труда. На первом этапе (1991 - 1992 годы) - одна лаборатория, в дальнейшем - в зависимости от объемов работы.
Рекомендации по составу передвижных и стационарных лабораторий будут направлены дополнительно.
В своей работе Государственная экспертиза условий труда руководствуется Положением о Государственной экспертизе условий труда РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 557, Положением о Государственной экспертизе условий труда территории, утверждаемой советами министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомами местных Советов народных депутатов, должностными инструкциями.
План работы Государственной экспертизы условий труда формируется в зависимости от скоординированных с органами социального обеспечения, социального страхования, санитарного надзора, технической инспекцией труда плановых обследований предприятий, организаций, производств, отдельных профессий и в соответствии с заданиями местных органов, Министерства труда РСФСР, Всероссийской государственной экспертизы условий труда, заявлений и обращений руководителей предприятий, трудовых коллективов.
Система обучения руководящих работников и специалистов государственных экспертиз будет организована централизованно и может осуществляться на местах.
Главный государственный
эксперт РСФСР по условиям труда -
Начальник отдела
Е.ОРЛОВ



Приложение N 2
к письму Минтруда РСФСР
от 13 февраля 1991 г. N РБ-6-12-192
Утверждаю
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам,
Главный государственный эксперт СССР
по условиям труда
Б.ГАВРИЛОВ
18 января 1991 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ
1. Отдел государственных экспертов является структурным подразделением Главной государственной экспертизы условий труда и действует на основе Постановления Совета Министров СССР от 13 августа 1990 г. N 812 "О государственной экспертизе условий труда" и в соответствии с Положением о Главной государственной экспертизе условий труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР от 22 октября 1990 г. N 416, и настоящим Положением.
2. Отдел государственных экспертов осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными экспертизами условий труда союзных и автономных республик, краев, областей и округов, профсоюзными органами, министерствами и ведомствами СССР, органами социального обеспечения, социального страхования, санитарною надзора, инспекциями Госпроматомнадзора СССР, соответствующими структурными подразделениями Госкомтруда СССР, другими отделами Главной государственной экспертизы условий труда.
Отдел государственных экспертов в своей деятельности руководствуется Законами СССР, Указами Президента СССР, решениями Верховного Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров СССР, постановлениями и приказами Госкомтруда СССР, приказами и методическими указаниями Главной государственной экспертизы условий труда и другими нормативными актами.
3. Основными задачами отдела государственных экспертов являются:
3.1. Проведение экспертизы условий труда на действующих, а также совместно с отделом экспертизы новых предприятия на вновь вводимых предприятиях союзного значения, в состав которых входят производства с неблагоприятными условиями труда, с целью обеспечения защищенности трудящихся, занятых в этих производствах. Подготовка заключений Главного государственного эксперта СССР по условиям труда об установлении на вновь вводимых предприятиях союзного значения льготных пенсий и дополнительных отпусков.
3.2. Анализ принятых решений органов по труду и социальному обеспечению союзных республик, государственных экспертиз условий труда союзных республик, министерств и ведомств СССР, а также ассоциаций, концернов и других объединений, не имеющих прямого подчинения республиканским и союзным отраслям и ведомственным органам управления, и подготовка соответствующих заключений Главной государственной экспертизы условий труда по вопросам:
- применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска;
- предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
- качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.
3.3. Подготовка проектов заключений по предложениям Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, ассоциаций, концернов и других объединений, не имеющих прямого подчинения союзным органам управления, о внесении изменений в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительные отпуска за вредные условия труда.
3.4. Участие совместно с отделом развития системы экспертизы на основе соглашений между республиками в координации контрольно - профилактической деятельности и обеспечении взаимодействия с органами социального обеспечения, социального страхования, санитарного надзора, техническими инспекциями труда и доверенными врачами профсоюзов, инспекций Госпроматомнадзора СССР для совместного проведения комплексных обследований в отдельных отраслях и видах производств с неблагоприятными условиями труда.
3.5. Подготовка совместно с другими отделами Главной государственной экспертизы условий труда проектов решений по спорам между предприятиями и союзными республиками, между предприятиями и министерствами и ведомствами СССР (по просьбе одной из сторон): о предоставлении пенсий и дополнительных отпусков; о запрещении эксплуатации производственных объектов или ликвидации рабочих мест в связи с неблагоприятными условиями труда; о взыскании с предприятий денежных сумм, выплаченных в связи с необоснованным отнесением рабочего места к спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение; о нарушении действующего законодательства, ущемляющем права работников на получение льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда; о приостановлении действия принятых на предприятиях или органами социального обеспечения и государственных экспертиз решений по льготному пенсионному обеспечению и дополнительным отпускам, если споры не нашли разрешения в региональных органах государственной экспертизы условий труда.
3.6. Рассмотрение совместно с отделом экономики условий труда предложений союзных республик, министерств и ведомств СССР, других органов управления союзного подчинения и по согласованию с соответствующими профсоюзными органами подготовка проектов заключений об изменении тарифов социального страхования в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других факторов условий труда для внесения их руководством Главной государственной экспертизы условий труда в Пенсионный фонд СССР.
3.7. Оказание методической и практической помощи республиканским, краевым, областным и окружным органам государственных экспертиз условий труда в организации проведения экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест, а также осуществление контроля за их работой.
3.8. Подготовка предложений по тематике научных исследований, направленных на развитие прогрессивных методов проведения экспертизы условий труда, аттестации рабочих мест и оценки условий труда, методов измерения показателей, совершенствование льготного пенсионного обеспечения и предоставление ежегодных дополнительных отпусков.
3.9. Организация совместно с отделом развития системы экспертизы на крупных предприятиях системы внештатных экспертов из числа квалифицированных специалистов и рабочих, занятых в соответствующих производствах с вредными и тяжелыми, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
3.10. Изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Республики ВС РСФСР от 13.02.1991 ОБ ИТОГАХ ОБМЕНА ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ ДОСТОИНСТВОМ 50 И 100 РУБЛЕЙ ОБРАЗЦА 1961 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также