ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕТСКОМ ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 06.04.1979 n 35)


Утверждено
Приказом Министерства
социального обеспечения РСФСР
от 6 апреля 1979 г. N 35
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕТСКОМ ДОМЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР
I. Общие положения
1. Детский дом - интернат для умственно отсталых детей <*> является медико - социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально - трудовой адаптации. В детском доме - интернате может быть организовано отделение или группа с дневным или шестидневным режимом содержания.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется детский дом - интернат.
2. Детский дом - интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета Министров АССР, исполкома краевого, областного, а в Москве и Ленинграде - городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.
3. Детский дом - интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета Совета народных депутатов.
4. Министерство социального обеспечения автономной республики, отдел социального обеспечения исполкома краевого, областного, районного (городского) Совета народных депутатов осуществляет координацию деятельности детских домов - интернатов, находящихся соответственно на территории республики, края, области, города.
5. Детский дом - интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета, на территории которого он расположен. При наличии в одном населенном пункте двух и более детских домов - интернатов может быть присвоен порядковый номер. Наименование ему присваивается областным, краевым отделом социального обеспечения или министерством социального обеспечения АССР.
6. Детский дом - интернат организует в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно - гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.
7. В детском доме - интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно - производственные (трудовые) мастерские, а в детском доме - интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, - подсобное сельское хозяйство.
Примечание. Лечебно - производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства создаются при детских домах - интернатах для глубоко умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам.
Лечебно - производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, утвержденными Министерством социального обеспечения РСФСР.
В целях укрепления материальной базы лечебно - производственных (трудовых) мастерских в детском доме - интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.
8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме - интернате, соблюдением санитарно - противоэпидемического режима и оказанием специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.
9. Детский дом - интернат состоит на бюджете автономной республики, края, области, города (республиканского подчинения) и имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, городским (республиканского подчинения) отделом социального обеспечения, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.
Детский дом - интернат может иметь специальные средства от лечебно - производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства и других доходов, которые расходуются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания, расширение лечебно - производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства, а также на поощрение воспитанников.
10. В своей деятельности детский дом - интернат руководствуется действующим законодательством Союза ССР и РСФСР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и Правительства РСФСР, приказами, инструктивными письмами и постановлениями коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР, министерства социального обеспечения АССР, краевого, областного, Московского и Ленинградского городских отделов социального обеспечения, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
II. Задачи и функции детского дома - интерната
11. Основными задачами детского дома - интерната являются:
11.1. Материально - бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организации ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи.
11.2. Осуществление мероприятий, направленных на социально - трудовую адаптацию воспитанников.
12. В соответствии с основными задачами детский дом - интернат осуществляет:
12.1. Прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива.
12.2. Бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им, согласно утвержденным нормам, благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.
12.3. Организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья.
12.4. Диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно - профилактических учреждений.
12.5. Проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
12.6. Обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно - ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения.
12.7. Трудовое обучение умственно отсталых детей в объеме учебных программ, планов, разработанных Министерством социального обеспечения РСФСР.
12.8. Мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания воспитанников.
12.9. Совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации.
12.10. Широкое использование шефской помощи предприятий (учреждений) в улучшении эксплуатации жилого фонда, объектов культурно - бытового назначения и благоустройства, а также проведении культурно - воспитательной работы.
13. Финансово - хозяйственная деятельность детского дома - интерната осуществляется в соответствии с утвержденным планом и сметой расходов.
В этих целях администрация детского дома - интерната организует:
13.1. Обеспечение детского дома - интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, бельем, школьно - письменными принадлежностями, наглядными пособиями, игрушками и их рациональное использование.
13.2. Рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома - интерната, и обеспечение сохранности товарно - материальных ценностей.
13.3. Соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности.
13.4. Реконструкцию, а также своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, коммуникаций.
13.5. Рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб.
13.6. Устройство детских площадок для игр и т.д.
13.7. Благоустройство и озеленение территории детского дома - интерната.
13.8. списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденной Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июня 1975 г. N 73.
13.9. Ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета, составление отчетности по утвержденным формам и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.
14. Администрация детского дома - интерната выполняет обязанности опекуна и попечителей в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.
Для охраны имущественных интересов воспитанников (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.
III. Условия приема, содержания и выписки воспитанников
15. В детский дом - интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития.
16. Приему подлежат умственно отсталые дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома - интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5 - 7 сентября 1978 г. N 06-14/12/2495-МК (приложение N 1) <*>, независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Дети инвалидов и участников Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны, дети - сироты, дети одиноких и многодетных матерей принимаются в детский дом - интернат в первоочередном порядке.
17. Прием в детский дом - интернат производится по путевке Министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Московского, Ленинградского городских отделов социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в детский дом - интернат (приложение N 2) <*> с указанными в нем документами.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
18. Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания, осуществления мероприятий по социально - трудовой адаптации и проведения учебно - воспитательной работы воспитанники размещаются по комнатам с учетом заболевания, возраста и распределения по учебным группам.
19. Временное выбытие воспитанников из детского дома - интерната разрешается на срок не более одного месяца.
Разрешение о временном выбытии воспитанников может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников об обеспечении ухода за ними.
Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом - интернатом не возмещаются.
20. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста, овладевшие трудовыми навыками и могущие по заключению ВТЭК работать на предприятиях, в сельском хозяйстве, при наличии родителей, выписываются к ним, и им районными, городскими отделами социального обеспечения оказывается помощь в трудоустройстве. Воспитанники, не имеющие родителей, трудоустраиваются министерствами социального обеспечения АССР, краевыми, областными, а в Москве и Ленинграде - городскими отделами социального обеспечения.
21. На воспитанников, выписываемых из детского дома - интерната с последующим трудовым устройством, директор детского дома - интерната оформляет и направляет в районный, городской отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или районный, городской отдел социального обеспечения, который будет осуществлять трудовое устройство, следующие документы:
справку о сроке пребывания в детском доме - интернате и приобретенных трудовых навыках;
справку ВТЭК о группе инвалидности;
свидетельство о рождении и паспорт.
22. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением специализированной ВТЭК и решением педагогического совета переводятся в психоневрологические интернаты.
При этом детский дом - интернат высылает в психоневрологический интернат на указанных воспитанников их личные дела.
IV. Организация учебно - воспитательной работы в детском
доме - интернате (для детей, способных к обучению
по специальным программам и методикам)
23. В детском доме - интернате осуществляется учебно - воспитательный процесс, предусматривающий привитие воспитанникам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте, счету, развитие у детей простейших представлений и понятий.
24. Воспитание и обучение в детском доме - интернате осуществляется по специальному учебному плану в соответствии с программой по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в детских домах - интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР.
25. Все воспитанники, находящиеся в детском доме - интернате, распределяются по воспитательным группам в соответствии с их возрастом, физическим и интеллектуальным развитием и учетом возможности овладения трудовыми навыками.
26. Воспитанники детского дома - интерната распределяются по группам с наполняемостью 15 - 18 человек:
26.1. Дошкольная группа - от 4 до 8 лет.
26.2. Подготовительная группа к трудовому обучению - от 8 до 12 лет.
26.3. Группы трудового обучения от 12 до 18 лет (в том числе подростковая - от 16 до 18 лет).
26.4. Диагностическая группа - от 4 до 18 лет.
Примечание. Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно - воспитательной работы с воспитанниками.
27. Воспитание и обучение детей осуществляется воспитателями и инструкторами по труду в процессе обучения трудовой деятельности, проведения коллективных мероприятий, а также на занятиях по общеобразовательным предметам.
28. Учебные занятия в детском доме - интернате проводятся в соответствии со сроками, утвержденными Министерством просвещения СССР для общеобразовательных школ (начало учебного года, каникулы, четверть и окончание учебного года). Руководителям детских домов - интернатов, расположенных в сельской местности, где воспитанники обучаются сельскохозяйственному труду, предоставляется право по согласованию с областными, краевыми отделами и министерствами социального обеспечения АССР изменять эти сроки в зависимости от климатических условий.
V. Педагогический совет
29. Для обсуждения и решения основных вопросов учебно - воспитательной работы и трудового обучения воспитанников в детском доме - интернате создается педагогический совет.
Педагогический совет утверждает план работы на год и созывается не менее 4 раз в учебном году.
В состав педагогического совета входят директор детского дома - интерната (председатель совета), заместитель директора по учебно - воспитательной работе, заведующий медицинской частью (отделением), заместитель заведующего по медицинской части, старший воспитатель, воспитатели, врачи, заместитель директора по административно - хозяйственной части, логопеды, массовик - культорганизатор, мастер учебно - производственных мастерских, инструкторы по труду, заведующий подсобным хозяйством.
30. Педагогический совет рассматривает:
30.1. Мероприятия по выполнению директив Партии и Правительства, приказов и постановлений вышестоящих органов социального обеспечения.
30.2. Планы работы детского дома - интерната.
30.3. Итоги работы детского дома - интерната за каждую учебную четверть, а также планы проведения оздоровительной работы, праздников и т.п.
30.4. Комплектование отделений и воспитательных групп детского дома - интерната.
30.5. Обмен опытом воспитателей и других работников детского дома - интерната в целях введения в практику лучших методов работы.
30.6. Мероприятия по улучшению трудового и производственного обучения.
30.7. Состояние физического воспитания детей, мероприятия по охране их здоровья, создание санитарно - гигиенических условий обучения, труда и отдыха воспитанников, состояние техники безопасности.
30.8. Вопросы организации и состояния методической работы в детском доме - интернате, результаты проведения методических совещаний, семинаров и медико - педагогических конференций.
30.9. Мероприятия по внедрению в детском доме - интернате научной организации труда, новые эффективные методы обслуживания умственно отсталых детей.
31. Члены педагогического совета имеют право вносить по своей инициативе на рассмотрение совета вопросы, связанные с учебно - воспитательной работой.
32. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков и лиц, ответственных за их исполнение.
33. Решение педагогического совета принимается большинством голосов присутствующих членов совета и оформляется протоколом.
34. Для ведения дел педагогического совета из числа его членов ежегодно избирается секретарь, который ведет протоколы заседаний, хранит документацию о работе совета, подготавливает материалы о работе совета за отчетный период.
35. Председатель педагогического совета организует систематическую проверку исполнения принимаемых решений совета и информирует совет об итогах проверки.
VI. Руководство детским домом - интернатом
36. Детский дом - интернат возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, Московским и Ленинградским городскими отделами социального обеспечения из лиц, имеющих высшее педагогическое или медицинское образование.
37. Директор организует всю работу детского дома - интерната и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
38. Директор без доверенности действует от имени детского дома - интерната, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами детского дома - интерната, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в государственном банке текущие счета детского дома - интерната.
В пределах своей компетенции директор издает приказы по детскому дому - интернату, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников детского дома - интерната.
39. Директор обеспечивает подбор и правильную расстановку педагогических, медицинских и других кадров в соответствии с Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.03.78 N 29 "О номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием в системе Министерства социального обеспечения РСФСР", осуществляет руководство работой педагогического и медицинского персонала, повышение их квалификации, а также принимает участие в комплектовании детского дома - интерната воспитанниками и отвечает за выполнение учебно - воспитательного плана.
40. Директор детского дома - интерната по согласованию с местным комитетом профсоюза производит в установленном порядке премирование работников за достижение лучших результатов в работе.
Премирование руководящих работников детского дома - интерната (директора, его заместителей, главного бухгалтера, старшего бухгалтера на правах главного бухгалтера) производится вышестоящим органом социального обеспечения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза. Премирование указанных работников при наличии фактов нарушения финансово - бюджетной дисциплины не производится.
41. Администрация детского дома - интерната совместно с местным комитетом профсоюза организует социалистическое соревнование работников, подводит итоги и определяет победителей.
42. Администрация детского дома - интерната совместно с местным комитетом профсоюза:
42.1. Устанавливает правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с Типовыми правилами.
42.2. Распределяет жилую площадь в домах учреждения, а также жилую площадь, предоставляемую в распоряжение учреждения в других домах.
43. Проверка работы и ревизия финансово - хозяйственной деятельности детского дома - интерната производится вышестоящей и другими организациями в установленном порядке.

ПРИКАЗ Минжилкомхоза РСФСР от 04.04.1979 n 180 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ КЛАДБИЩ  »
Документы СССР »
Читайте также