ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СНАБЖЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ВЫДАЧИ И УЧЕТА ВСЕХ ВИДОВ БИЛЕТОВ НА ПРОЕЗД В АВТОБУСАХ И АВТОМОБИЛЯХ-ТАКСИ, КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ВЫРУЧКИ ОТ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА (утв. Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978)


Утверждаю
Заместитель Министра
автомобильного транспорта РСФСР
Н.С.КОРОЛЕВ
12 июля 1978 года
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СНАБЖЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ВЫДАЧИ
И УЧЕТА ВСЕХ ВИДОВ БИЛЕТОВ НА ПРОЕЗД В АВТОБУСАХ
И АВТОМОБИЛЯХ-ТАКСИ, КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ВЫРУЧКИ
ОТ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
I. Общие положения
§ 1
Операции по снабжению, хранению, выдаче и учету билетов, талонов, квитанций сборов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автотранспортом системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР должны осуществляться в соответствии с настоящей Инструкцией.
Примечания. 1. В дальнейшем изложении талоны и квитанции сборов включены в понятие "билеты" и отдельно не упоминаются.
2. Под автотранспортными предприятиями понимаются все предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие продажу билетов и прием выручки; автотранспортные предприятия, хозрасчетные автовокзалы, транспортно-экспедиционные агентства и т.п.
§ 2
Снабжение автотранспортных предприятий всеми видами билетов установленных министерством образцов производится в централизованном порядке.
Всем звеньям хозяйственных организаций министерства запрещается:
а) изготовление билетов в местных и специализированных типографиях;
б) применение билетов неустановленных и отмененных образцов;
в) переоценка номинальной стоимости билетов;
г) передача билетов из одного автотранспортного предприятия в другое в порядке временного позаимствования;
д) введение в эксплуатацию без разрешения вышестоящей организации билетно-печатающих кассовых аппаратов всех образцов и типов.
§ 3
Передача билетов, талонов и квитанций сборов в порядке перераспределения может быть произведена из одного автопредприятия в другое внутри автотранспортного управления по письменному распоряжению автотранспортного управления, а в автопредприятие другого автоуправления - по письменному распоряжению Главного пассажирского управления министерства.
§ 4
Бланки билетов являются бланками строгой отчетности.
§ 5
Со всеми должностными лицами, назначаемыми руководством автотранспортного предприятия для выполнения операций по хранению, выдаче и продаже билетов, взиманию сборов и приему выручки (кладовщики, кассиры автотранспортного предприятия, билетные кассиры, кассиры по приему выручки, кондукторы, автопроводники, водители такси и автобусов, при работе без кондукторов), должны быть заключены письменные договоры о полной материальной ответственности за вверенные им ценности (Приложение N 1).
§ 6
Работники автотранспортного предприятия, связанные с получением, хранением, выдачей и продажей билетов, а также получением, хранением и инкассацией выручки, в своей оперативной работе в вопросах оформления этих операций подчиняются главному (старшему) бухгалтеру.
§ 7
Лица, на которых возлагается получение билетов для автотранспортных предприятий, автостанций, линейных и других пунктов по продаже билетов, назначаются приказом по автотранспортному предприятию.
§ 8
Для осуществления операций по хранению и выдаче билетов в подотчет, а также кассовой продаже билетов и приему выручки всем работникам, выполняющим указанные операции, руководством автотранспортного предприятия должно быть предоставлено изолированное помещение (отдельная комната или отгороженная часть общей комнаты) с исправными и надежными запорами.
При наличии в помещении кассы наружных окон последние должны быть оборудованы металлическими решетками. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Хранение билетов в снабжающих организациях и в запасе автотранспортного предприятия должно осуществляться в специально приспособленных помещениях или в общих кладовых в специально оборудованных запирающихся шкафах. По окончании рабочего дня место хранения запирается и опечатывается сургучной печатью ответственного хранителя или им же пломбируется.
§ 9
Запас билетов в билетных кассах, наличные деньги принятой выручки, а также документы до сдачи их в бухгалтерию автотранспортного предприятия должны храниться в несгораемых шкафах, которые по окончании работы кассы запираются и опечатываются сургучной печатью ответственного за ценности лица или же им пломбируются. Хранение указанных ценностей в деревянных ящиках, письменных столах или у ответственных за ценности лиц запрещается.
Руководители автотранспортных предприятий обязаны обеспечить охрану билетных касс и других мест хранения, а также сохранность поступившей выручки при доставке и сдаче ее в Госбанк.
Хранение в билетной кассе денег и других ценностей, не принадлежащих данному автотранспортному предприятию, запрещается.
Перед открытием места хранения, билетной кассы и несгораемого шкафа кассир или другое лицо, отвечающее за сохранность билетов, обязан убедиться в исправности замков, дверей, оконных решеток, печатей и пломб. В случае повреждения или снятия печати или пломб, поломки замков или решеток на окнах эти лица, не открывая помещения места хранения или несгораемого шкафа, обязаны немедленно сообщить об этом руководителю автотранспортного предприятия.
В этих случаях руководитель, главный (старший) бухгалтер и ответственное за ценности лицо до начала операций производят полную проверку наличия билетов и денег, а также не сданных в бухгалтерию автотранспортного предприятия документов. О результатах проверки составляется акт, который подписывается всеми участвовавшими в проверке лицами.
В случае недостачи ценностей руководитель автотранспортного предприятия принимает меры в установленном законом порядке.
Примечание. Если перед открытием помещения места хранения ценностей обнаруживаются явные следы взлома, руководитель автотранспортного предприятия обязан немедленно вызвать представителя органов милиции, в присутствии которого затем производится проверка наличия ценностей.
При утере ответственными за хранение ценностей лицами ключей от помещений или несгораемых шкафов вскрытие производится комиссией в указанном выше составе, о чем составляется акт, в котором отмечается причина вскрытия, состояние печатей и пломб и производится полная проверка всех ценностей.
§ 10
Предприятия и организации министерства, осуществляющие пассажирские перевозки, должны учитывать все виды билетов по их номинальной цене, сериям и номерам.
В автотранспортных предприятиях и автотранспортных управлениях и их отделах снабжения запасы билетов учитываются в балансе на счете материалов в стоимости их заготовления и одновременно на забалансовом счете N 006 "Бланки строгой отчетности" (субсчет "билеты на проезд в автобусах и таксомоторах") в количественных показателях и в номинальной их стоимости по каждому виду билетов в отдельности.
В целях контроля забалансовый учет бланков воинских билетов, не имеющих номинальной цены, ведется в условной оценке - по одной копейке за каждый бланк.
Забалансовый учет билетов ведется бухгалтерией предприятия. Запрещается вести учет билетов кассирами, являющимися ответственными за хранение и выдачу билетов для подотчетных лиц.
§ 11
Все документы, служащие основанием к приему, хранению, выдаче и учету билетов, а также приему выручки от перевозки пассажиров и багажа, должны оформляться в порядке, установленном Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденным Министерством финансов СССР 18 октября 1961 г.
§ 12
Во всех первичных и учетных документах, служащих для оформления и отражения приемки, оприходования, отпуска и реализации билетов (счета-фактуры, требования, накладные, акты приема-сдачи, акты на уничтожение, билетно-учетные листы, ведомости кассовой продажи, книги учета движения билетов, лицевые счета и др.), должны указываться количество и номера билетов по каждому в отдельности виду, серии и номинальной цене.
Все записи в первичных и учетных документах по билетам и выручке должны производиться только чернилами или шариковой авторучкой. Записи химическим карандашом допускаются для одновременного получения нескольких экземпляров документа через копировальную бумагу.
§ 13
Уничтожение билетов, не могущих быть использованными по каким-либо причинам, может производиться только по письменному разрешению Главного пассажирского управления министерства. В десятидневный срок по получении указанного разрешения приказом руководителя предприятия назначается специальная комиссия, которая составляет акт проверки наличия подлежащих уничтожению билетов и дает заключение, подтверждающее необходимость их уничтожения. Комиссия возглавляется представителем вышестоящей организации.
В присутствии этой же комиссии билеты, указанные в акте проверки, упаковываются в отдельную тару, опечатываются или опломбируются и оставляются на хранении в том же автотранспортном предприятии до утверждения акта вышестоящей организацией.
Фактическое уничтожение билетов производится той же комиссией после утверждения акта, о чем составляется акт.
Списание уничтоженных билетов производится на основании актов проверки и уничтожения билетов.
§ 14
Ответственность за соблюдение настоящей Инструкции возлагается на руководителей, начальников служб (отделов) по пассажирским перевозкам и главных (старших) бухгалтеров предприятий и управлений Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
§ 15
Лица, допускающие нарушения настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
II. Порядок снабжения билетами
§ 16
Снабжение всеми видами билетов, талонов, абонементов производится централизованно Глававтоснабсбытом по годовым заявкам (с разбивкой по кварталам) главных управлений, республиканских объединений, транспортных управлений Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
§ 17
В транспортных управлениях, предприятиях и организациях поступающие от Глававтоснабсбыта билеты принимаются комиссией, назначаемой приказом руководителя.
Приемка билетов производится в суточный срок по их получении. Комиссия при вскрытии упаковки проверяет ее состояние, наличие сопроводительного документа, наличие находящихся в упаковке билетов и составляет в 3 экземплярах акт (Приложение N 2). Один экземпляр акта направляется организации, от которой получены билеты, второй экземпляр служит основанием для отражения в учете полученных билетов и передается в бухгалтерию организации, получившей билеты, третий экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему билеты на ответственное хранение.
Организации министерства, снабжающие билетами, обязаны во всех без исключения случаях строго следить за получением подтверждения (Приложение N 2) от организаций, которым билеты были направлены.
§ 18
Снабжающие организации обязаны обеспечить надлежащую упаковку предназначенных к транспортировке билетов, гарантирующую полную сохранность билетов и исключающую возможность их порчи. В каждую упаковку в обязательном порядке вкладывается копия сопроводительного документа, в котором указывается вид билетов, цена по номиналу, серии, номера, количество билетов и их стоимость по номиналу.
§ 19
Для каждого автотранспортного предприятия вышестоящая организация устанавливает приказом общий суммовой лимит запаса всех видов билетов по их номинальной стоимости.
Контроль за своевременным обеспечением и состоянием запаса билетов возлагается на заместителя начальника управления по пассажирским перевозкам (начальника отдела пассажирских перевозок), а в автотранспортных предприятиях - на начальника отдела эксплуатации. Руководители автотранспортных предприятий обязаны принимать своевременные меры к получению потребного количества билетов, обеспечивающего нормальную работу пассажирского транспорта.
§ 20
Отпуск билетов автотранспортным предприятиям производится вышестоящей организацией на основании разовых требований (Приложение N 3). Требования подписываются руководителем и главным (старшим) бухгалтером автотранспортного предприятия.
Требования автотранспортных предприятий контролируются начальником отдела пассажирских перевозок управления (или лицом, его заменяющим), которым на требовании дается письменное разрешение на отпуск. Без указанного разрешения требования считаются недействительными и отпуск билетов по ним не производится.
Отпуск билетов производится по доверенностям установленной формы.
§ 21
На отпущенные предприятию билеты выписывается в 3 экземплярах счет-фактура, в котором указываются виды билетов, цена по номиналу, серии и номера, количество рулонов или книжек, количество билетов, стоимость их по номиналу и стоимость по цене заготовления. Два экземпляра счета-фактуры направляются предприятию вместе с билетами. Один экземпляр счета-фактуры с распиской в приеме материально ответственного лица служит основанием для записей в бухгалтерском учете, второй экземпляр счета-фактуры остается у материально ответственного лица.
§ 22
При поступлении билетов в автотранспортное предприятие приемка их производится не позднее суточного срока. В случаях, когда фактическое наличие поступивших в автопредприятие билетов не тождественно со счетом-фактурой поставщика, составляется акт (Приложение N 2), который немедленно представляется вышестоящей организации (управлению) на предмет выяснения причин расхождения и принятия необходимых мер. До получения указаний вышестоящей организации расходовать билеты из полученной партии не разрешается.
III. Порядок выдачи билетов подотчетным лицам
и их возврата
§ 23
Отпуск билетов со склада автотранспортного предприятия производится только в подотчет старшему билетному кассиру. Выдача билетов со склада другим лицам запрещается.
Отпуск билетов со склада старшему билетному кассиру производится по разовому требованию типовой формы М-11, которое выписывается в двух экземплярах, первый из которых прилагается к отчетам о движении билетов на складе автопредприятия, а второй - остается у старшего билетного кассира для оприходования и учета билетов в билетной кассе. В требовании указывается вид билетов, серия, номера билетов, цена и стоимость их по номиналу, а также цена заготовительной стоимости.
Разрешение на отпуск билетов со склада оформляется подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
§ 24
На основании оформленного требования заготовительная стоимость билетов списывается со счета материалов на расходы автотранспортного предприятия. Одновременно по забалансовому счету номинальная стоимость билетов списывается со счета материально ответственного лица (кладовщика) и записывается в подотчет старшему билетному кассиру.
§ 25
Билетный кассир автотранспортного предприятия осуществляет только операции по приему, хранению и выдаче билетов кондукторам, водителям автобусов, работающих без кондукторов, билетным кассирам, производящим кассовую продажу билетов на станциях и других установленных для продажи билетов пунктах, ведет учет движения билетов в билетной кассе и у подотчетных лиц.
Прием выручки за проданные билеты билетными кассирами не производится.
§ 26
Все операции по приему и выдаче билетов билетный кассир учитывает в билетной книге (Приложение N 4).
Билетная книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью автотранспортного предприятия. Количество листов в книге удостоверяется подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
Записи в билетной книге производятся только чернилами или шариковой ручкой. Подчистки и неоговоренные исправления в билетной книге не допускаются. Вносимые исправления заверяются подписями билетного кассира и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
§ 27
Старший билетный кассир полученные со склада автотранспортного предприятия билеты приходует в день их получения по билетной книге. Для записи полученных билетов в билетной книге открываются отдельные счета (страницы) для каждого вида и достоинства билетов. Остаток билетов выводится ежедневно.
Старший билетный кассир хранит билеты, подобранные по номиналу, сериям и номерам, и выдает их в порядке очередности серий и номеров.
Контроль за ведением билетной книги возлагается на главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
§ 28
Билеты из билетной кассы в подотчет кондукторам, водителям автобусов, работающим без кондукторов, и другим лицам, осуществляющим продажу билетов, выдаются в количестве, обеспечивающем нормальную работу пассажирского автотранспорта на линии. Количество билетов, единовременно выдаваемых подотчетному лицу, ограничивается устанавливаемым приказом руководителя автотранспортного предприятия суммовым лимитом по номинальной стоимости билетов. Лимит устанавливается по каждому маршруту или пункту кассовой продажи билетов, при этом лимит не должен превышать 2 - 3-сменную потребность, а для касс предварительной продажи автовокзалов и автостанций - не более семидневной потребности.
§ 29
На оборотной стороне каждого бланка поясного и воинского билетов, а также багажных квитанций до выдачи их подотчетным лицам должен быть поставлен штамп автотранспортного предприятия.
§ 30
Для получения в подотчет билетов получатель (кондуктор, водитель, кассир кассовой продажи билетов) обязан предъявить билетному кассиру служебное удостоверение и учетную книжку.
Учетная книжка (Приложение N 8) выдается билетным кассиром каждому подотчетному лицу, получающему билеты, под расписку в лицевом счете и оформляется в порядке, принятом для выдачи материальных ценностей.
Лицо, получающее в подотчет билеты впервые, должно предъявить билетному кассиру служебное удостоверение и письменное распоряжение руководителя автотранспортного предприятия на выдачу билетов с визой главного (старшего) бухгалтера.
§ 31
Билеты могут быть выданы получателю:
а) если им выполнены условия, перечисленные в § 30 настоящей Инструкции;
б) если он регулярно, своевременно и полностью сдает выручку за проданные билеты;
в) если номинальная стоимость требуемых им билетов вместе с остатком билетов, находящихся у него в подотчете, не превышает установленного лимита.
§ 32
На каждое лицо, получающее билеты в подотчет, открывается лицевой счет (Приложения N 7 и 7-а) сроком на один месяц. Для обеспечения контроля открываемые ежемесячно карточки лицевых счетов регистрируются бухгалтерией автотранспортного предприятия. При регистрации каждому лицевому счету присваивается номер на срок не менее года, указываются фамилия, имя, отчество подотчетного лица, сумма лимита, заполняется первая строка "Остаток на первое число" и заверяется подписью главного (старшего) бухгалтера и печатью автотранспортного предприятия. Не допускается открытие лицевых счетов без указанного выше оформления.
По истечении месяца законченные лицевые счета вместе с месячным отчетом билетного кассира сдаются бухгалтерии автотранспортного предприятия.
§ 33
Выдаваемые подотчетным лицам для продажи билеты записываются билетным кассиром в лицевой счет (Приложение N 7). Получатель билетов расписывается в лицевом счете в полученных им в подотчет билетах на сумму номинальной их стоимости. Одновременно с этим билетный кассир обязан внести запись о выданных им билетах в учетную книжку подотчетного лица и скрепить эту запись своей подписью.
§ 34
При получении из билетной кассы билетов подотчетные лица обязаны, не отходя от кассы, проверить получаемые билеты, правильность сделанных кассиром записей в лицевом счете и подтвердить их своей подписью, а также проверить внесенные кассиром записи в учетную книжку и скрепление их подписью билетного кассира.
После подтверждения получения билетов распиской подотчетного лица на лицевом счете никакие претензии о неправильности записей в лицевом счете или в учетной книжке к рассмотрению не принимаются.
§ 35
Подотчетные лица по продаже билетов обязаны своевременно пополнять запас находящихся у них билетов для исключения случаев отсутствия билетов на маршруте, в также в пунктах кассовой продажи билетов.
Передача билетов одним подотчетным лицом другому запрещается.
§ 36
Каждый билет, выдаваемый в кассу предварительной продажи билетов, должен быть проштемпелеван штемпелем "Комиссионный сбор 30 к.".
§ 37
На каждую партию проштемпелеванных билетов в момент выдачи их в кассу предварительной продажи должен быть составлен акт в трех экземплярах за подписями главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия (автовокзала), начальника автостанции и билетного кассира, отпускающего билеты. В акте должен быть указан вид, серии, номера, количество и номинальная стоимость билетов, на которых проставлен штемпель комиссионного сбора.
Кассир кассы предварительной продажи расписывается в получении указанных в акте проштемпелеванных билетов в лицевом счете и на всех трех экземплярах акта, из которых первый экземпляр немедленно передается главному (старшему) бухгалтеру автотранспортного предприятия для учета, второй экземпляр остается у кассира, выдавшего билеты, и третий экземпляр - у кассира, получившего билеты, для оприходования таковых и учета в кассе предварительной продажи.
§ 38
Штемпель комиссионного сбора должен храниться у главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия, без участия которого штемпелевать билеты запрещается.
§ 39
Выданные билеты в подотчет кондукторам, водителям автобусов, работающих без кондуктора, а также кассирам по продаже билетов на станциях и других линейных пунктах списываются по билетной книге ежедневно на основании суточного отчета (Приложение N 5).
Суточный отчет составляется билетным кассиром на основании лицевых счетов подотчетных лиц, получивших билеты за сутки. Суточный отчет ежедневно представляется главному (старшему) бухгалтеру автотранспортного предприятия для оперативного контроля за движением билетов и контроля выдачи билетов на пополнение запаса билетной кассы. Суточные отчеты бухгалтерия прикладывает к месячному отчету билетного кассира.
§ 40
В период отпуска, при увольнении или прекращении работы по продаже билетов по каким-либо причинам подотчетные лица обязаны сдать числящиеся за ними билеты в билетную кассу автотранспортного предприятия.
Принимая возвращаемые подотчетным лицом билеты, билетный кассир в присутствии подотчетного лица производит пересчет билетов, проверяет их качественную сохранность, соответствие возвращаемых серий и номеров билетов полученным и на принятые билеты выписывает приходный ордер (типовая форма N М-4), в котором сдающее билеты подотчетное лицо подтверждает своей подписью правильность указанного количества билетов и их номинальной стоимости. Одновременно с этим билетный кассир вносит в учетную книжку подотчетного лица запись о приеме возвращаемых билетов и скрепляет внесенную запись своей подписью.
Принятые билетным кассиром билеты заносятся в лицевой счет подотчетного лица (Приложение N 7) и в билетную книгу (Приложение N 4).
§ 41
Для обеспечения сохранности билетов у кондукторов и водителей автобусов, работающих без кондукторов, в межсменное время автотранспортное предприятие обязано снабдить подотчетных лиц соответствующими приспособлениями и материалами для опечатывания сумок и организовать прием от подотчетных лиц опечатанных кондукторских сумок с непроданными билетами. Выдача и прием сумок должны сопровождаться осмотром печати (пломбы) как сдающим, так и принимающим и удостоверяться подписями в специальной пронумерованной и прошнурованной книге (Приложение N 15), скрепленной сургучной печатью и заверенной подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
Сумки и книги хранятся в металлических шкафах (ящиках), которые устанавливаются в запирающихся, пломбируемых и охраняемых помещениях.
Администрация автотранспортного предприятия несет ответственность за обеспечение сохранности принятых от подотчетных лиц сумок и регистрационной книги.
Назначение лиц, ответственных за прием и выдачу сумок, оформляется приказом по автотранспортному предприятию.
§ 42
Билетный кассир не позднее 3 числа следующего за отчетным месяца составляет отчет о движении всех видов билетов за месяц (Приложение N 6). Отчет представляется в бухгалтерию автотранспортного предприятия вместе с лицевыми счетами подотчетных лиц за истекший месяц.
Отчет проверяется бухгалтерией автотранспортного предприятия и утверждается его руководителем.
Утвержденный месячный отчет билетного кассира служит основанием для бухгалтерских записей по забалансовому счету "Бланки строгой отчетности" по лицевому счету билетного кассира.
По подотчетным лицам (кондукторы, водители и др.), лицевые счета которых ведет билетный кассир, в бухгалтерии автотранспортного предприятия отдельного учета по лицевым счетам не ведется.
IV. Порядок отчетности по сдаче выручки
от перевозок пассажиров и багажа, учет и контроль
поступления выручки
§ 43
Для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов подотчет впервые билетный кассир выдает бланк билетно-учетного листа (Приложение N 9). О выдаче билетно-учетного листа кассир делает запись в учетной книжке подотчетного лица (Приложение N 8). При выдаче билетно-учетного листа кассир указывает в нем фамилию и инициалы подотчетного лица и его табельный номер.
Последующая выдача билетно-учетного листа производится кассиром при приеме выручки за проданные билеты, при этом взамен сдаваемого билетно-учетного листа выдается новый бланк.
Водителям автобусов и маршрутных такси, работающим на междугородных линиях с кассовой продажей билетов и не имеющим в подотчете билетов, диспетчер выдает контрольный лист (Приложение N 14). О выдаче контрольного листа диспетчером делается отметка в путевом листе с указанием его номера.
§ 44
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
§ 45
Выдача подотчетным лицам по продаже билетов и водителям, работающим на междугородных маршрутах с кассовой продажей, бланков билетно-учетных и контрольных листов, не заверенных печатью автотранспортного предприятия, не допускается.
Подотчетные лица по продаже билетов обязаны перед выездом на линию предъявить билетно-учетный лист вместе с билетами и учетной книжкой дежурному диспетчеру или начальнику автостанции, которые проверяют соответствие предъявленных билетов по сериям и номерам с записями в билетно-учетном листе и учетной книжке. Факт проверки удостоверяется дежурным диспетчером или начальником автостанции подписью на билетно-учетном листе.
По окончании смены производится аналогичная проверка теми же лицами.
Если при проверке билетов будет установлено их несоответствие с билетно-учетным листом, то, впредь до выяснения, кондуктор (водитель) к работе на линии не допускается.
------------------------------------------------------------------

Нумерация параграфов дана в соответствии с официальным текстом документа. § 47
Работники контрольно-ревизорской службы при осуществлении контроля обязаны требовать у кондуктора (водителя) билетно-учетный лист, производить проверку соответствия серий и номеров билетов, записанных в билетно-учетном листе, наличия билетов у кондуктора (водителя) и о проверке делать отметку в билетно-учетном листе, указывая место и время проверки и скрепляя ее своей подписью.
§ 48
Обнаруженные при контроле билеты, серии и номера которых не записаны в билетно-учетный лист или в учетную книжку, отбираются, о чем составляется акт и делается запись в билетно-учетном листе. До производства служебного расследования и принятия по нему решения кондукторы (водители) к работе, связанной с продажей билетов и получением выручки, не допускаются.
§ 49
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
§ 50
Сверка правильности записи номеров и серий билетов осуществляется в пути работниками контрольно-ревизорской службы; на конечных и промежуточных пунктах - начальником или дежурным по автостанции. Факт проверки заверяется подписью или личным штампом проверяющего.
§ 51
В случаях, если при продаже подотчетным лицом рулонных билетов в рулоне будет обнаружен брак (пропуск или отсутствие номеров билетов или серий), подотчетное лицо обязано прекратить продажу билетов с рулона, имеющего типографский брак, и возвратить указанные билеты в билетную кассу автотранспортного предприятия. Претензии подотчетных лиц в таких случаях принимаются при условии, если лента части рулона, имеющего типографский брак, не имеет разрыва, и в начале бракованной части сохранены билеты, имеющие все требуемые реквизиты.
В каждом отдельном случае приемка от подотчетного лица билетов, имеющих типографский брак, оформляется актом с участием представителя службы эксплуатации и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
Акт рассматривается и утверждается руководителем автотранспортного предприятия, после чего негодные к продаже билеты уничтожаются, а их номинальная стоимость, на основании актов проверки и уничтожения, списывается с подотчетного лица и билетного кассира.
В исключительных случаях, если у кондуктора нет в запасе билетов соответствующего достоинства, разрешается билеты с типографским браком с рулона снять, сохранив при этом несколько смежных билетов до и после типографского брака. После окончания смены брак оформляется в указанном выше порядке.
По окончании смены подотчетное лицо (кондуктор, водитель автобуса, работающего без кондуктора, или кассир по продаже билетов) обязано сдать вырученные от продажи билетов денежные суммы и корешки поясных билетов кассиру автотранспортного предприятия.
Для этого подотчетное лицо обязано заполнить в билетно-учетном листе номера верхних билетов, оставшихся после окончания работы, заполнить графу количества проданных билетов, исчислить и записать сумму выручки по каждому виду и достоинству билетов, а также указать количество сдаваемых корешков поясных билетов, подобрать их предварительно по поясам отреза и вместе с билетно-учетным листом и учетной книжкой предъявить кассиру сумму выручки и корешки поясных билетов.
------------------------------------------------------------------

Нумерация параграфов дана в соответствии с официальным текстом документа. § 53
Кассир автотранспортного предприятия при приеме выручки обязан:
а) проверить правильность оформления билетно-учетного листа;
б) проверить соответствие серий и номеров билетов, указанных в билетно-учетном листе, записанным в учетной книжке подотчетного лица;
в) проверить правильность записи номеров верхних билетов в билетно-учетном листе путем сличения с оставшимися на руках у подотчетного лица билетами;
г) проверить правильность подсчета количества проданных билетов и протаксировать сумму выручки по каждой позиции в отдельности;
д) произвести полный перерасчет предъявленной денежной суммы выручки и количества корешков поясных билетов;
ж) принятую сумму выручки и количество корешков поясных билетов четко вписать цифрами и прописью в билетно-учетный лист и прием этих ценностей скрепить своей подписью и потребовать подпись подотчетного лица;
з) внести в учетную книжку подотчетного лица запись о принятой сумме выручки и корешков поясных билетов и скрепить эту запись своей подписью;
и) вложить корешки поясных билетов в конверт и надписать на нем фамилию подотчетного лица, его табельный номер, количество, сумму и дату приема их;
к) принятую сумму выручки записать в открытый лист (Приложение N 10) и потребовать от сдающего лица подпись в правильности записи сданной денежной суммы.
Никакие подчистки, приписки и переделки цифр в билетно-учетном листе, открытом листе и учетной книжке не допускаются.
В случаях внесения исправлений делается соответствующая оговорка, подписываемая кассиром и лицом, сдающим выручку.
§ 54
Кассир по приемке выручки по окончании рабочего дня (смены) подсчитывает общую сумму принятой по открытому листу выручки, выводит общий итог цифрами и прописью, сдает под расписку на открытом листе билетно-учетные листы и принятые корешки поясных билетов билетному кассиру, а выручку сдает в кассу автотранспортного предприятия или непосредственно в отделение Госбанка (по указанию главного бухгалтера автотранспортного предприятия), причем во всех случаях она проводится по кассе автотранспортного предприятия с выдачей квитанции приходного ордера, в первом случае в обмен на деньги и во втором - на квитанцию Госбанка.
Открытый лист прикладывается и хранится при кассовом приходном ордере.
§ 55
Билетный кассир, получив от кассира по приемке выручки билетно-учетные листы за истекшие сутки, обязан:
а) сверить наличие билетно-учетных листов со сведениями дежурного диспетчера или табельной части автотранспортного предприятия о кондукторах (водителях), работавших в истекших сутках, и убедиться, что все они сдали выручку в кассу автотранспортного предприятия. О подотчетных лицах, не сдавших выручку за истекшие сутки, билетный кассир докладывает в письменной форме руководителю автотранспортного предприятия через главного (старшего) бухгалтера для принятия соответствующих мер;
б) до таксировки билетно-учетных листов проверить непрерывность цепочки порядковых номеров и номинала билетов с предыдущим билетно-учетным листом и, в случае обнаружения разрыва, в суточный срок вызвать подотчетное лицо для полной проверки наличия у него билетов и состояния его лицевого счета;
в) произвести полную таксировку каждого билетно-учетного листа на проданные билеты по каждому их виду и номиналу, а также протаксировать и определить по корешкам поясных билетов сумму выручки от продажи поясных билетов. Определить общую сумму выручки, подлежащей сдаче в кассу автотранспортного предприятия, сличить ее с фактически сданной выручкой и, если окажется разрыв (излишки, недостача), внести сумму разрыва в суточную ведомость (Приложение N 11).
Указанная ведомость ежедневно вывешивается билетным кассиром у билетной кассы для сведения кондукторов о разрыве за предыдущий день.
В случае недодачи подотчетным лицом выручки свыше одного рубля или хотя и меньших сумм, но более трех раз подряд, билетный кассир прекращает выдачу ему билетов и в письменном виде докладывает через главного (старшего) бухгалтера руководителю автотранспортного предприятия. Дальнейшая выдача билетов этому подотчетному лицу может быть произведена только на основании письменного распоряжения руководителя и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
Суммы передач и недодач при последующей сдаче выручки не засчитываются, а расчет по ним производится отдельно через кассу на основании ведомости бухгалтерии автотранспортного предприятия, при этом сумма недодачи взыскивается при первой выдаче заработной платы, а суммы передач оприходуются;
г) после проверки правильности заполнения билетно-учетного листа и полной их таксировки произвести записи в лицевые счета подотчетных лиц о сумме сданной ими выручки и сумме сданных корешков поясных билетов.
§ 56
Корешки поясных билетов, принятые от подотчетных лиц, погашаются штампом автотранспортного предприятия, упаковываются и опечатываются.
Корешки поясных билетов хранятся один год, по истечении которого, при условии завершения плановой ревизии, уничтожаются. В случаях возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел, связанных с хищением денежных средств, корешки поясных билетов сохраняются до вынесения окончательного решения соответствующими органами. Уничтожение (путем сжигания) корешков поясных билетов оформляется актом комиссии, специально назначаемой руководителем автотранспортного предприятия.
§ 57
Кассиры по продаже билетов, работающие на отдаленных от автотранспортного предприятия пунктах, по особой договоренности руководителя автотранспортного предприятия с отделением Госбанка могут сдавать выручку в Госбанк. В этом случае кассир отчитывается перед бухгалтерией автотранспортного предприятия квитанциями Госбанка, принявшего сумму выручки.
V. Инвентаризация, ревизия и проверки
§ 58
Инвентаризация всех видов билетов во всех без исключения местах хранения и у подотчетных лиц производится в обязательном порядке ежемесячно.
Результаты инвентаризации рассматриваются и утверждаются руководителем автотранспортного предприятия в срок не свыше трех дней после снятия наличных остатков.
§ 59
Не реже одного раза в месяц в каждом автотранспортном предприятии производится внезапная ревизия билетной кассы с полным пересчетом всех видов билетов и проверкой записей в билетной книге и лицевых счетах подотчетных лиц.
Для производства внезапной ревизии приказом руководителя автотранспортного предприятия назначается комиссия, которая составляет акт по результатам ревизии.
Акт ревизии билетной кассы по ее окончании рассматривается руководителем автотранспортного предприятия и в суточный срок по нему принимается соответствующее решение.
Акты ревизии билетной кассы прикладываются к месячному отчету билетного кассира и хранятся при бухгалтерских записях.
Ежемесячное проведение внезапных ревизий билетной кассы не освобождает главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия от оперативной проверки операций билетной кассы автотранспортного предприятия. При обнаружении главным (старшим) бухгалтером в процессе оперативного контроля билетной кассы недостач, растрат или хищений, а также нарушения порядка производства операций или записей в документах руководителем автотранспортного предприятия назначается полная ревизия билетной кассы с составлением комиссией акта по ее результатам.
§ 60
Билетный кассир обязан не реже двух раз в месяц производить внезапную проверку наличия билетов у подотчетных лиц. При проверке все находящиеся у подотчетного лица билеты пересчитываются, проверяется соответствие серий и номеров билетов, предъявленных для проверки, сериям и номерам билетов, выданных подотчетному лицу, и результаты проверки сопоставляются с лицевыми счетами подотчетных лиц. Факт проверки отмечается в лицевом счете и учетной книжке подотчетного лица и скрепляется подписями подотчетного лица и билетного кассира. Если при проверке обнаружатся расхождения предъявленного наличия против учетных данных в лицевом счете, составляется акт за подписями подотчетного лица и билетного кассира. Акт проверки представляется через главного (старшего) бухгалтера руководителю автотранспортного предприятия для рассмотрения и принятия необходимых мер.
Билетный кассир обязан не реже двух раз в декаду сообщать в письменном виде главному (старшему) бухгалтеру автотранспортного предприятия о произведенных им внезапных проверках наличия билетов у подотчетных лиц.
Главный (старший) бухгалтер автотранспортного предприятия обязан следить за регулярным проведением билетным кассиром внезапных проверок наличия билетов у подотчетных лиц и равномерно распределять проверки наличия билетов на протяжении всего месяца, с тем чтобы в течение месяца все подотчетные лица были охвачены проверками.
Производство билетным кассиром внезапных проверок билетов у подотчетных лиц не освобождает главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия от проведения им лично аналогичных внезапных проверок и контроля производства проверок билетным кассиром.
§ 61
Независимо от производимых проверок корешков поясных билетов билетным кассиром главный (старший) бухгалтер автотранспортного предприятия обязан лично заниматься их проверкой, обеспечивая в квартал выборочную проверку.
VI. Операции по продаже месячных и квартальных
билетов, по продаже билетов по воинским требованиям
и талонам
§ 62
Именные месячные школьные билеты и билеты учащимся продаются только билетными кассирами по надлежаще оформленным заявкам школ и разрешительным визам руководителя и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
В таком же порядке выдаются проездные билеты школьникам на бесплатный проезд в автобусах.
Продажа льготных именных месячных билетов рабочим, служащим и учащимся производится кассами предварительной продажи и билетными кассирами автотранспортного предприятия по предъявлении рабочими, служащими и учащимися паспортов с отметкой о прописке и работе (учебе). Учащимся, не имеющим паспортов, билеты продаются на основании студенческих билетов или заменяющих их документов.
§ 63
Кассиры, продающие месячные льготные именные билеты рабочим, служащим и учащимся, ведут контрольную книгу продажи льготных билетов (Приложение N 12). Книга используется для выборочной проверки правильности продажи льготных билетов, проводимой не реже одного раза в квартал. Проведение выборочных проверок возлагается на контрольно-ревизорские отделы (службы) автотранспортных управлений.
§ 64
Сдача выручки за проданные билеты производится ежедневно по билетно-учетному листу, заполняемому кассиром с соблюдением общих правил оформления билетно-учетного листа.
На сданную выручку билетному кассиру выдается квитанция к приходному ордеру с указанием в тексте количества проданных билетов и их номинальной стоимости.
Билетно-учетный лист хранится при кассовом приходном ордере.
Списание проданных билетов по билетной книге производится билетным кассиром ежедневно на основании квитанции кассового приходного ордера.
§ 65
Месячные и квартальные билеты для всех граждан могут продаваться кондукторами, водителями, билетными кассирами и кассами предварительной продажи билетов.
При продаже указанных билетов кондукторами, водителями и кассами предварительной продажи сдача выручки производится в общем порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией. При продаже их билетным кассиром выручка сдается в кассу автотранспортного предприятия ежедневно по билетно-учетному листу, заполняемому билетным кассиром. В приеме выручки билетному кассиру выдается квитанция кассового приходного ордера, на основании которого проданные билеты списываются по билетной книге.
§ 66
Выручка за перевозки пассажиров по квартальным и месячным билетам относится на доходы будущих периодов с последующим перечислением на доходы соответствующего периода.
§ 67
Продажа билетов по воинским требованиям и талонам на багаж производится в полном соответствии с Правилами оформления воинских перевозок автомобильным транспортом и расчетов за них, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР 15 апреля 1964 г.
Проданные по воинским требованиям и талонам на багаж билеты показываются в билетно-учетном листе в общей сумме продажи (выручки). Воинские талоны и требования сдаются в кассу вместе с деньгами и корешками поясных билетов.
При сдаче выручки в кассу автотранспортного предприятия кассиры по приему выручки сдают воинские требования и талоны. Главный (старший) бухгалтер делает отметку в открытом листе, указывая номер и дату счета, при котором требования и талоны направляются для оплаты.
В лицевом счете подотчетного лица и месячном отчете билетного кассира воинские требования и талоны указываются в общей сумме выручки.
§ 68
Предварительная и текущая продажа билетов на станциях отправления и кассах предварительной продажи учитывается в ведомости продажи билетов (Приложение N 13). Перед отправлением автобуса в ведомости должен быть подведен итог по всем проданным билетам (пассажирским и багажным), а также указаны государственный номер автобуса, его марка и наименование автотранспортного предприятия - владельца автобуса.
Номер ведомости, количество проданных пассажирских билетов, общая сумма выручки по ним и сумма за провоз багажа записываются общим итогом в контрольный лист автобуса. Запись заверяется штемпелем автостанции. Номер контрольного листа указывается в верхнем правом углу ведомости.
При продаже билетов на автобусы других автотранспортных предприятий ведомость заполняется в двух экземплярах под копирку. Первый экземпляр ведомости вручается водителю автобуса для передачи автотранспортному предприятию - владельцу автобуса. Второй экземпляр ведомости кассир передает в бухгалтерию своего автотранспортного предприятия для перечисления выручки автотранспортному предприятию - владельцу автобуса.
При продаже билетов на автобусы своего автотранспортного предприятия ведомость заполняется в одном экземпляре и передается водителю автобуса.
§ 69
Выручка за билеты, учтенные в ведомости продажи, сдается в общем порядке по билетно-учетному листу ежедневно, а ведомости предварительной продажи, до их сдачи в бухгалтерию, передаются кассиру очередной смены.
§ 70
Суммы, причитающиеся другим автотранспортным предприятиям за проданные на их автомобили билеты, переводятся им полностью, включая суммы страхового сбора.
§ 71
Единичные и поясные билеты, продаваемые кассирами, должны компостироваться или штемпелеваться в обязательном порядке.
§ 72
Возврат пассажирам стоимости приобретенных, но неиспользованных билетов производится лишь в случаях, предусмотренных действующими правилами.
Возврат стоимости неиспользованных билетов разрешается начальником автостанции (автовокзала). Для этого билет погашается наложением на оборотной стороне штемпеля "ВОЗВРАТ" с указанием даты и времени (часы, минуты) сдачи билета пассажиром и размера возврата (полностью, без комиссионного сбора или с удержанием установленного процента стоимости). Погашение билета подтверждается подписью начальника автостанции (автовокзала).
Деньги выдаются кассиром под расписку пассажира на справке (Приложение N 17).
Погашенный билет, квитанции комиссионного сбора (при продаже билета с доставкой на дом) и другие, предусмотренные правилами, документы, служащие основанием для возврата денег, прикладываются к справке.
§ 73
Продажа проездных билетов водителями маршрутных такси, сдача и контроль выручки оформляются порядком и по формам, установленным настоящей Инструкцией.
VII. Порядок приема выручки
при бескондукторном обслуживании пассажиров
§ 74
Выручка от перевозки пассажиров и багажа в автобусах, работающих без кондукторов, собирается в специальные кассеты, устанавливаемые в кассы-копилки до начала работы.
Изъятие выручки производится по окончании работы автобуса, а также при возвращении автобусов в парк в любое время суток с тем, чтобы при стоянке автобусов в гараже денег в кассах-копилках не было.
При производстве осмотров и ремонтов автобусов, работающих без кондукторов, должна быть обеспечена сохранность пломб и замков на кассах-копилках.
§ 75
Регулировка и ремонт касс-копилок производится специально выделенными для этого слесарями, фамилии которых объявляются приказом по автотранспортному предприятию.
§ 76
Все вновь поступающие в автотранспортное предприятие кассеты должны быть сданы на склад автотранспортного предприятия. Перед выдачей кассет в эксплуатацию они должны быть пронумерованы порядковыми номерами, наносимыми краской на двух внешних сторонах кассеты. Номера списанных кассет присваиваются вновь полученным.
§ 77
Кассеты выдаются в эксплуатацию старшему кассиру автотранспортного предприятия по требованию за подписью начальника и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия. При выдаче в требовании указываются номера кассет.
§ 78
Кассеты учитываются на счете N 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Списание кассет, пришедших в негодность, оформляется актами, составляемыми службой эксплуатации и старшим кассиром автотранспортного предприятия, в которых указываются номера списываемых кассет.
§ 79
Кассеты, полученные со склада или освобожденные от выручки, до постановки их в кассы-копилки и кассы-полуавтоматы должны быть опломбированы пломбами с применением суровых или кордовых ниток. Опломбирование кассет и касс проволокой запрещается.
Для опломбирования кассет, касс-копилок и касс-полуавтоматов кассетчику и дежурным кассирам выдаются пломбиры. Выданные пломбиры закрепляются за ними по показаниям пуансонов. Пуансоны должны содержать наименование автотранспортного предприятия и порядковый номер каждого пломбира.
Закрепление пломбиров оформляется расписками получателей в акте, который хранится у главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия.
§ 80
Опломбирование кассет производится в присутствии представителя от администрации, выделенного для контроля за приемом выручки, согласно графику дежурств, утвержденному начальником автотранспортного предприятия. Ключ от кассет и пломбир после окончания работы кассетчик сдает на хранение старшему кассиру по приему выручки.
§ 81
Установка кассет в кассы производится в присутствии водителя автобуса дежурным кассиром автотранспортного предприятия и представителем администрации одновременно с изъятием кассет с выручкой, о чем делается запись в билетно-учетном листе.
§ 82
Кассы автобуса после заправки их кассетами должны быть опломбированы дежурным кассиром, о чем делается запись в контрольной книге (Приложение N 18). В контрольную книгу заносятся номера заправленных кассет и номера пломбиров, которыми опломбированы кассеты и кассы. Факт заправки, изъятия кассет удостоверяется подписями ответственных лиц.
Контрольная книга установки, изъятия кассет хранится у дежурного кассира автотранспортного предприятия, она должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписями начальника и главного (старшего) бухгалтера и печатью автотранспортного предприятия.
§ 83
После заправки касс автобуса дежурный кассир записывает в билетно-учетный лист на следующий день номер автобуса, номер пломбира, которыми опломбированы кассеты и кассы, номера установленных кассет и скрепляет эти записи своей подписью.
§ 84
Перед выездом из парка водитель автобуса обязан:
а) получить у дежурного кассира билетно-учетный лист (Приложение N 16), составленный накануне при заправке касс данного автобуса, и закрепленную за автобусом сумму с контрольными билетами. Дежурный кассир обязан записать в отведенных графах билетно-учетного листа фамилию водителя, а также серии и номера всех имеющихся у водителя в момент выезда контрольных билетов (как полных, так и неполных катушек);
б) заправить билетницы контрольными билетами;
в) проверить исправность касс-копилок, наличие на них и целость пломб и соответствие контрольных знаков на пломбах указанным в билетно-учетном листе;
г) проверить наличие и исправность звукоусилительной установки, сигнала в кабину водителя и зеркал.
В случае обнаружения каких-либо неисправностей указанного оборудования водитель обязан принять меры к их устранению.
В крупных автотранспортных предприятиях выдача водителям билетно-учетных листов и сумок с контрольными билетами может производиться билетными кассами.
§ 85
Работа автобусов на линии с неисправным оборудованием категорически запрещается.
§ 86
На конечном пункте маршрута после каждого рейса водитель обязан:
а) записать в билетно-учетный лист номер верхних контрольных билетов, оставшихся в билетницах;
б) проверить наличие контрольных билетов в билетницах касс-копилок и, при необходимости, заправить новые катушки контрольных билетов.
§ 87
При неисправности во время работы на линии звукоусилительной установки, касс-копилок, отсутствии на них пломб водитель не имеет право работать на автобусе и обязан сообщить об этом через дежурного по автостанции в автотранспортное предприятие для принятия оперативных мер.
§ 88
На время перерыва в работе на линии, в том числе на время обеденного перерыва, автобус, работающий без кондуктора, должен сдаваться под наблюдение (охрану). При этом водитель должен обеспечить принудительное опускание оставшихся на площадке кассы-копилки денег в кассету сбора выручки с тем, чтобы во время стоянки автобуса денег на площадке не было.
Уходя на перерыв и обед, водитель обязан сдать, а по возвращении принять автобус, особо проверив целость пломб и касс-копилок.
§ 89
При стоянке автобуса на конечных пунктах маршрута в темное время суток должна быть включена одна группа внутреннего освещения салона с минимальным количеством ламп.
В неосвещенном салоне автобуса производить какие-либо работы водителю или другим лицам категорически воспрещается.
§ 90
При возвращении в парк по окончании работы на линии водитель обязан:
а) записать в билетно-учетном листе верхние номера оставшихся в билетницах контрольных билетов в графах для записи билетов в очередной рейс и, кроме того, номера всех оставшихся у него контрольных билетов (полных и неполных катушек) - в раздел "Движение контрольных билетов" в графе "после работы";
б) изъять из билетниц контрольные билеты и вложить их в сумку для хранения, после чего сдать сумку в билетную кассу;
в) проверить исправность касс-копилок, звукоусилительной установки, зеркал, сигнала и другого оборудования и при обнаружении неисправностей дать заявку на их устранение;
г) находиться в салоне автобуса до прибытия дежурного кассира для изъятия выручки из касс-копилок.
§ 91
Контрольные билеты, поступившие на склад автотранспортного предприятия, учитываются на счете материалов по серии, номерам и количеству в стоимости их изготовления.
На забалансовых счетах контрольные билеты не учитываются.
§ 92
Выдача контрольных билетов водителям производится билетной кассой. Получение водителями билетов непосредственно со склада автотранспортного предприятия запрещается.
§ 93
Для оперативного учета приема и выдачи контрольных билетов ведется "Книга оперативного учета контрольных билетов" (Приложение N 19). Контрольные билеты учитываются в билетной кассе в порядке, предусмотренном разделом III настоящей Инструкции. Для учета контрольных билетов, выданных водителям, и наблюдения за их использованием на каждый автобус заводится месячный лицевой счет (Приложение N 7-а).
§ 94
Контроль за правильным указанием в билетно-учетном листе серий и номеров контрольных билетов осуществляется в соответствии с § 46 настоящей Инструкции.
§ 95
При сдаче смены на линии или подмене водителя сдающий и принимающий водители записывают остатки нереализованных контрольных билетов, их серии и номера в билетно-учетный лист. Первый водитель отмечает билеты, с которыми он кончил работу, второй - с которыми начал работу. Эту запись оба водителя скрепляют своими подписями.
§ 96
При возвращении автобуса в гараж по окончании работы на линии или по другим причинам дежурный кассир в присутствии водителя и представителя администрации проверяет исправность касс, целость пломб на них и соответствие пломб данным билетно-учетного листа и контрольной книги, после чего распломбирует кассы и вынимает кассеты.
Изъятие кассет производится в строго установленном для этих целей месте.
§ 97
Кассеты осматриваются, проверяется их внешняя исправность и целость пломб на автоматических замках и соответствуют ли эти пломбы указанным в билетно-учетном листе и контрольной книге.
§ 98
О выемке кассет делается запись в билетно-учетном листе и контрольной книге заправки кассет за подписями водителя и дежурного кассира.
§ 99
Вынутые кассеты скрепляются цепочкой с карабином и доставляются водителем в сопровождении дежурного кассира в кассу автотранспортного предприятия, где помещаются в кассу-бункер (сейф).
§ 100
Билетно-учетный лист с отметкой о сдаче кассет передается дежурному кассиру.
§ 101
Контрольная книга заправки и изъятия кассет с выручкой хранится у дежурных кассиров. Главный (старший) бухгалтер автотранспортного предприятия по записям в этой книге систематически проверяет, все ли заправленные кассеты изъяты с выручкой.
§ 102
Если при выемке кассет будет обнаружена неисправность касс, кассет, пломб или несоответствие пломб, вызывается представитель администрации, вместе с которым дежурный кассир, дежурный диспетчер и водитель составляют акт и принимают необходимые меры, обеспечивающие полную сохранность выручки.
§ 103
Поступившая в кассетах выручка подлежит пересчету на следующий день и только в дневное время. Вскрытие кассет и пересчет выручки производится комиссией в составе представителя от администрации (согласно графику, утвержденному начальником автотранспортного предприятия), старшего кассира и кассиров. Подсчет выручки производится только кассирами, остальные члены комиссии наблюдают за работой кассиров и ведут учетные работы. Количество представителей от администрации, а также количество кассиров определяется в зависимости от числа кассет с выручкой. При наличии больших разрывов между оторванными контрольными билетами и суммой поступившей выручки рекомендуется в состав комиссии включить представителя общественности.
§ 104
Дежурный кассир, принявший от водителя кассеты с выручкой за прошедший день, в присутствии комиссии вскрывает кассу-бункер (сейф), где хранятся кассеты с выручкой, и передает их для подсчета выручки комиссии.
Одновременно с кассетами комиссии передаются билетно-учетные листы.
В случае несоответствия количества кассет записям в контрольной книге или билетно-учетным листам, неисправности кассет, повреждения или несоответствия пломб комиссия вызывает начальника и главного (старшего) бухгалтера автотранспортного предприятия для составления акта и принятия необходимых мер.
§ 105
Кассеты распределяются между кассирами, осуществляющими пересчет выручки. При этом кассеты с одного автобуса передаются одному кассиру.
Кассир вскрывает кассеты и производит пересчет выручки в следующем порядке:
а) сортировка содержимого на купюры, никелевые, бронзовые монеты, абонементные талоны, монеты достоинством в 1 р. и 50 к., монеты старого образца, дефектные, иностранные монеты и различные предметы;
б) рассортированную выручку (бронзу и никель) передает на весы и по весовой таблице определяет сумму выручки;
в) вес и сумму бронзы и никеля записывает в билетно-учетный лист. Также записываются купюры и монеты в 1 р. и 50 к.;
г) отсортированные абонементные талоны подсчитываются или взвешиваются, по весовой таблице определяется количество талонов и их стоимость, после чего эти данные также записываются в билетно-учетный лист.
Взвешенные и записанные в билетно-учетный лист абонементные талоны ссыпаются в общую тару, по окончании рабочего дня тара пломбируется, к ней прикрепляется сопроводительный ярлык с указанием общего количества талонов за день (по каждому автобусу раздельно) и передается на хранение в центральную кассу автотранспортного предприятия.
Срок хранения использованных абонементных талонов не менее 3 дней, по истечении которых они уничтожаются путем сжигания. Состав комиссии для сжигания утверждается начальником автотранспортного предприятия;
д) весовые таблицы на бронзу, никель, абонементные талоны подлежат периодической проверке. После выверки они вывешиваются в кассе для применения в работе.
§ 106
Общая сумма выручки по каждому автобусу кассиром записывается в открытый лист на прием выручки по автотранспортному предприятию.
§ 107
По окончании подсчета выручки из всех кассет каждый кассир подсчитывает свой открытый лист. Одновременно старший кассир подсчитывает сумму выручки по билетно-учетным листам и в присутствии представителя администрации сверяет ее с открытыми листами каждого кассира.
§ 108
При тождественности сумм все открытые листы и билетно-учетные листы подписываются членами комиссии по подсчету выручки.
§ 109
Билетно-учетные листы, оформленные указанным выше порядком, возвращаются старшему кассиру для передачи их билетному кассиру для записи количества израсходованных контрольных билетов в контрольную книгу оперативного учета, после чего билетно-учетные листы передаются службе эксплуатации автотранспортного предприятия для последующего контроля и анализа работы водителя и размера принятой выручки.
§ 110
Взвешенная и определенная по весу выручка рассортировывается в сортировальной машине по достоинству монет и передается по весу контролеру отделения Госбанка при автотранспортном предприятии.
Старший кассир ведет запись сданных денег по весу в контрольную ведомость (Приложение N 20).
После сдачи всех денег производится сверка данных, записанных в контрольную ведомость, с данными контролера Госбанка о полученных суммах. После выверки контрольные ведомости подписываются старшим кассиром автотранспортного предприятия и контролером Госбанка.
При несоответствии итога контрольных ведомостей общей сумме сданных наличных денег старший кассир автотранспортного предприятия и контролер Госбанка должны установить причины расхождения.
§ 111
Сумма выручки по всем открытым листам в тот же день приходуется по кассе автотранспортного предприятия установленным порядком.
§ 112
При бункерной системе приема выручки от кондукторов и водителей такси применяется бункер (сейф) - металлический ящик, внутри зигзагообразный. На лицевой стороне бункера имеется прорезь, в которую опускается кошелек с выручкой. Открывается бункер из помещения, где пересчитывается выручка. После окончания пересчета выручки бункер закрывается и пломбируется старшим кассиром в присутствии членов комиссии по пересчету выручки.
Бункер (сейф) для приема выручки должен устанавливаться в непосредственной близости от билетной кассы, диспетчерской и т.д. с тем, чтобы можно было проконтролировать сдачу выручки кондуктором (водителем).
§ 113
Состав комиссии для пересчета выручки при бункерной системе определен в § 105 настоящей Инструкции.
§ 114
После окончания работы на линии кондуктор по билетно-учетному листу производит подсчет выручки, подлежащей сдаче в кассу автопредприятия, записывает ее в покупюрный лист (Приложение N 10-б) и сдает билетно-учетный лист за день работы билетному кассиру.
§ 115
Билетный кассир, получив билетно-учетный лист, выдает кондуктору кошелек для сдачи выручки, одновременно заносит номер кошелька, номер билетно-учетного листа и фамилию кондуктора в открытый лист.
§ 116
Кондуктор, получив кошелек, вкладывает в него выручку, покупюрный лист и опускает кошелек в бункер (сейф). После сдачи выручки кондуктор получает новый билетно-учетный лист на следующий день работы у билетного кассира.
§ 117
На следующий день и только в дневное время старший кассир в присутствии представителя от администрации и членов комиссии по пересчету выручки вскрывает бункер и вынимает кошельки с выручкой. Количество кошельков сверяется с записями в открытом листе и количеством билетно-учетных листов, переданных в кассу по пересчету выручки, из билетной кассы. После этого кошельки поступают для пересчета выручки к кассирам. Пересчитанную выручку кассир записывает в покупюрный лист и скрепляет своей подписью.
Старший кассир с покупюрного листа разносит выручку в билетно-учетный лист кондуктора, открытый лист и выводит разницу между сданной выручкой и выручкой по проданным билетам.
Открытый лист после окончания пересчета выручки подписывается всеми членами комиссии и служит основанием для оприходования выручки по автотранспортному предприятию.
§ 118
Перед выездом на линию водитель вместе с путевым листом получает у диспетчера кошелек для сдачи выручки, номер которого и фамилия водителя записываются диспетчером в открытый лист. После окончания выпуска такси на линию открытый лист передается в кассу по пересчету выручки.
§ 119
При возвращении с линии водитель подсчитывает сумму выручки, подлежащей сдаче в кассу автотранспортного предприятия, записывает деньги в покупюрный лист (Приложение N 10-б), расписывается в нем и опускает кошелек с деньгами и покупюрным листом в бункер (сейф).
§ 120
После вскрытия бункера и изъятия кошельков их количество сверяется с количеством кошельков, вписанных в открытый лист. После этого кошельки поступают для пересчета выручки к кассиру. Пересчитанная выручка записывается кассиром в покупюрный лист и скрепляется его подписью. Одновременно ст

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 07.07.1978 n 334 О СХЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ ГЕОЛОГИИ И РАЗВЕДКИ НЕДР РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также