УКАЗАНИЕ МПС СССР от 05.09.1991 n Г-1454у О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР, утв. МПС СССР 10.08.1991 n ЦЮ-4864)


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
УКАЗАНИЕ
от 5 сентября 1991 г. N Г-1454у
О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В соответствии с действующим союзным и республиканским законодательством хозяйственные споры между предприятиями, объединениями и организациями наряду с арбитражными судами могут рассматриваться в третейских судах.
В связи с этим, а также принимая во внимание специфику взаимоотношений предприятий и организаций железнодорожного транспорта, регулирование этих отношений едиными ведомственными актами, МПС СССР с учетом мнения железных дорог и других предприятий принято решение, поддержанное Высшим Арбитражным Судом СССР и Минюстом СССР, о создании Третейского суда при МПС СССР, Положение о котором утверждено 10.08.91 N ЦЮ-4864 (прилагается).
Деятельность третейского суда направлена на защиту прав и законных интересов предприятий и организаций железнодорожного транспорта путем разрешения хозяйственных споров, возникающих в процессе их работы и производственных отношений как подразделений транспортной системы. Третейский суд обеспечит единообразное, правильное и быстрое рассмотрение споров и возникающих хозяйственных конфликтов, будет способствовать урегулированию отношений между предприятиями железнодорожного транспорта на основе договоров с учетом интересов каждой стороны.
Принцип передачи спора в третейский суд добровольный и решается каждым предприятием самостоятельно. Положением о третейском суде предусмотрены различные возможности выражения согласия на передачу споров в третейский суд. Споры, переданные на рассмотрение третейского суда, разрешаются арбитрами, внесенными в список, прилагаемый к Положению о третейском суде <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
В указанный список включены специалисты, обладающие знаниями в области разрешения хозяйственных споров и применения транспортного законодательства. Предусматривается в качестве консультантов и экспертов привлекать специалистов незаинтересованных организаций и научно-исследовательских институтов. Для обеспечения высокоэффективной работы третейского суда и организации его деятельности на современном уровне предусмотрена плата в виде сбора, сумма которого значительно меньше госпошлины, установленной при разрешении споров в органах арбитражного суда.
Исполнение решений третейского суда осуществляется добровольно или в соответствии с действующим законодательством через соответствующие судебные органы.
В целях обеспечения защиты прав предприятий, объединений и организаций железнодорожного транспорта, единообразного и правильного применения действующего законодательства, содействия в совершенствовании договорной и претензионно-исковой работы Министерство путей сообщения СССР:
1. Устанавливает, что Арбитраж МПС СССР разрешает споры между предприятиями и организациями железнодорожного транспорта по искам, заявленным до 1 октября 1991 года.
Исковые заявления, поданные в Арбитраж МПС СССР после 1 октября 1991 года, могут быть с согласия обеих сторон рассмотрены в Третейском суде при МПС СССР.
2. Рекомендует начальникам железных дорог, начальникам метрополитенов, руководителям концернов, ассоциаций, объединений и других организационных структур с правами юридического лица:
передавать хозяйственные споры, возникающие между предприятиями, объединениями и организациями железнодорожного транспорта, на рассмотрение Третейского суда при МПС СССР;
создать для разрешения споров между предприятиями и организациями, входящими в состав железных дорог и других объединений, органы, принципы деятельности которых основаны на третейском разбирательстве.
При организации работы этих органов и разрешении ими споров в качестве основы может использоваться Положение о Третейском суде при МПС СССР.
3. Предлагает довести настоящее указание до всех подведомственных предприятий и организаций.
Первый заместитель Министра
путей сообщения СССР



Утверждаю
Министр путей сообщения СССР
10 августа 1991 г. N ЦЮ-4864
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
1. Общие положения
1.1. Третейский суд при Министерстве путей сообщения (далее именуемый "Третейский суд") образован на основании статьи 15 Закона СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР" и ст. 6 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик".
1.2. Деятельность Третейского суда направлена на:
защиту прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений, а также других организованных структур, созданных на железнодорожном транспорте, связанных с вопросами безопасности, сохранности грузов и другими сферами хозяйственной деятельности, путем разрешения хозяйственных споров в пределах прав, предоставленных законом и настоящим Положением;
обеспечение единообразного и правильного применения законодательства СССР, республик, нормативных актов МПС СССР и других министерств и ведомств, изданных в соответствии с их полномочиями, регулирующих взаимоотношения предприятий, организаций, учреждений МПС, направленных на сохранность перевозимых грузов, подвижного состава, повышение качества ремонта локомотивов и вагонов, моторвагонного подвижного состава, узлов, агрегатов, устранение непроизводительных потерь, обеспечение безопасности на транспорте;
содействие совершенствованию договорной, исковой и претензионной работы в системе МПС.
1.3. Третейский суд при разрешении споров руководствуется действующим законодательством, нормативными актами МПС, других министерств и ведомств и настоящим Положением.
2. Подведомственность споров
2.1. Третейский суд рассматривает споры между железными дорогами, предприятиями, организациями железнодорожного транспорта, наделенными правами юридических лиц, независимо от суммы и основания иска.
2.2. Иски к рассмотрению принимаются при наличии:
а) письменного соглашения сторон о рассмотрении Третейским судом конкретного дела;
б) или выписки из договора на поставку продукции, производство ремонта и проч., в которых указано, что споры сторон подлежат рассмотрению в Третейском суде;
в) или письменного заявления руководителей железных дорог, предприятий и организаций железнодорожного транспорта о согласии на рассмотрение их споров в Третейском суде (в качестве истца и ответчика) в течение определенного срока (более одного года).
Согласие сторон может быть также выражено:
истцом - путем предъявления иска в Третейский суд;
ответчиком - совершением действий, свидетельствующих о его согласии на рассмотрение спора Третейским судом (направление объяснений по иску).
2.3. Вопрос о подведомственности споров Третейскому суду по каждому конкретному делу решается председателем или заместителем председателя Третейского суда.
3. Состав арбитров, рассматривающих споры
3.1. Споры, переданные на рассмотрение Третейского суда, разрешаются арбитрами, обладающими специальными знаниями в области разрешения хозяйственных споров, срок полномочий которых устанавливается на 5 лет.
Список арбитров Третейского суда прилагается к настоящему Положению. Арбитры большинством голосов избирают из своего состава председателя Третейского суда и его заместителя.
3.2. Список арбитров доводится до сведения всех предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта.
3.3. Состав арбитров, рассматривающих каждое конкретное дело, определяется:
а) истцом и ответчиком - при избрании одного и того же арбитра (коллегии арбитров) спор рассматривает этот арбитр (коллегия арбитров);
б) истцом и ответчиком - при избрании разных арбитров председателем (заместителем председателя) Третейского суда назначается 3 арбитр;
в) председателем (заместителем председателя) Третейского суда в случае неполучения мнения сторон о составе арбитров к моменту рассмотрения спора или получения от сторон согласия на назначение арбитров по усмотрению Третейского суда.
3.4. Избранный сторонами арбитр указывается в исковом заявлении, отзыве, письме или телеграмме.
4. Процедура подготовки дел к рассмотрению
4.1. Поступающие в Третейский суд заявления регистрируются, на каждое из них заводится дело и специальная карточка (ведение регистрации и карточки допускается на персональном компьютере). Дело назначается к рассмотрению на определенную дату и время, о чем извещаются истец и ответчик.
4.2. В соответствующем определении могут быть изложены требования Третейского суда о представлении истцом и ответчиком дополнительных документов или производстве процессуальных действий, необходимых для рассмотрения спора по существу.
4.3. Истец, направляя заявление в Третейский суд, наряду с документами, подтверждающими обстоятельства, на которых оно основывается, прилагает документы, свидетельствующие о принятии им мер к выполнению обязанностей по непосредственному урегулированию спора с ответчиком, а также другие документы, предусмотренные законодательством о разрешении хозяйственных споров.
4.4. Ответчик в пятидневный срок с момента получения определения направляет в Третейский суд отзыв.
4.5. При поступлении отзыва, но не позднее 15 дней после получения исковых материалов, председатель или заместитель председателя Третейского суда поручает рассмотрение дела избранному арбитру (коллегии арбитров) или назначает, если это право стороны передают Третейскому суду.
4.6. По просьбе сторон спор может быть рассмотрен не в месте нахождения Третейского суда, а в согласованном сторонами месте (у истца, ответчика и др.).
При рассмотрении дела стороны вправе принять участие в заседании Третейского суда. Неявка сторон (стороны) не является препятствием для рассмотрения дела.
5. Решения
5.1. Решение принимается в заседании арбитром либо большинством голосов коллегии арбитров. Арбитр, не согласный с решением большинства, может выразить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.
5.2. Арбитр (коллегия арбитров) может отложить принятие решения (если оно не было объявлено представителям сторон), вызвать представителей, запросить необходимые дополнительные документы, если это требуется в интересах правильного разрешения спора.
5.3. По окончании устного разбирательства в присутствии представителей сторон принимается решение, которое объявляется сторонам.
5.4. В течение десятидневного срока сторонам должно быть направлено мотивированное решение.
5.5. Срок производства по делу не должен превышать одного месяца.
5.6. Председатель (заместитель председателя) Третейского суда в случае объективной необходимости и при наличии уважительных причин может продлить срок производства по делу на срок, необходимый для устранения этих причин.
6. Дополнительное рассмотрение дел
6.1. По заявлению одной из сторон или по инициативе арбитра (коллегии арбитров), рассматривающего спор, могут быть исправлены явные описки, опечатки и арифметические ошибки, допущенные в решении, не затрагивающие существа дела.
Определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в решении является составной частью решения по делу.
6.2. По вновь открывшимся обстоятельствам, о чем заинтересованная сторона направляет заявление в Третейский суд и копию заявления другой стороне по делу.
Заявление может быть подано не позднее 3 месяцев после установления обстоятельств, служащих основанием для дополнительного рассмотрения и принятия нового решения.
7. Исполнение решений
7.1. Решение Третейского суда исполняется сторонами добровольно в установленный в нем срок.
7.2. Решение, не исполненное добровольно в срок, указанный в решении, приводится в исполнение в соответствии с действующим законодательством.
8. Определения
8.1. Если спор не рассматривается по существу, производство по делу завершается вынесением определения.
8.2. Определение о прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения выносится в случае:
отзыва истцом своего искового заявления после его назначения к слушанию;
заключения сторонами мирового соглашения, утвержденного арбитром (коллегией арбитров), при отсутствии просьбы сторон о вынесении решения;
невыполнения сторонами определения Третейского суда о представлении дополнительных документов или производстве процессуальных действий, необходимых для рассмотрения спора в срок, указанный в определении.
8.3. Решение Третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
9. Сборы и расходы, связанные с рассмотрением дел
9.1. По спорам, рассматриваемым Третейским судом, оплачивается сбор:
в размере 5% от цены иска, но не менее 50 рублей;
в размере 200 рублей по преддоговорным спорам.
9.2. По спорам, связанным с безопасностью движения на железнодорожном транспорте, если сумма иска превышает 100 тыс. руб., сбор может быть уменьшен на 50% по ходатайству правления Фонда железнодорожной безопасности.
9.3. При прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения сбор, оплаченный при передаче иска в Третейский суд, возвращается истцу в размере 75%.
9.4. В порядке исключения, в интересах прав трудовых коллективов, при отсутствии средств на расчетном счете истца для оплаты сбора за рассмотрение спора председатель (заместитель председателя) Третейского суда может разрешить принятие дела к производству без оплаты сбора с последующим отнесением суммы арбитражного сбора на одну из сторон на основании решения арбитра (коллегии арбитров).
9.5. Председатель (заместитель председателя) Третейского суда может по наиболее сложным и специфическим спорам привлекать на договорных началах консультантов из числа высококвалифицированных специалистов с отнесением расходов на виновную сторону по спору.
9.6. Расходы на выезд арбитров для рассмотрения спора, разрешаемого по просьбе сторон в согласованном ими месте, относятся:
при удовлетворении иска - на ответчика;
при отказе в иске - на истца;
при частичном удовлетворении иска - на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
9.7. Стороны не обязаны возмещать какие-либо расходы, связанные с принятием дополнительного решения или определения (п. 6 Положения).
9.8. Хозяйственно-финансовое обслуживание Третейского суда осуществляется малым предприятием "Юстра". Распределение сборов и расходов, связанных с деятельностью Третейского суда, определяется отдельным положением.
9.9. Сбор и другие средства перечисляются в Третейский суд на расчетный счет малого предприятия "Юстра" N 467404 в Желдорбанке СССР, к/с Желдорбанка СССР N 161421, в МГУ Госбанка СССР, код МФО 201791.
10. Предупреждение правовых нарушений
10.1. В тех случаях, когда при рассмотрении споров Третейский суд выявляет серьезные недостатки в работе объединений, предприятий, организаций и учреждений, он обращает на это внимание в решении либо направляет сообщение руководителям соответствующих объединений, предприятий, организаций и учреждений для принятия надлежащих мер.
10.2. В целях предупреждения нарушений, правонарушений по безопасности движения, сохранности грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава Третейский суд по просьбе предприятий и организаций может на условиях договорных отношений проанализировать практику рассмотрения споров, обобщить ее и дать соответствующие рекомендации.
11. Местонахождение и адрес Третейского суда
107174, Москва, ул. Ново-Басманная, 2, МПС, Третейский суд, к. 593 "Д".
Контактные телефоны: 262-75-12, 262-64-17.

ЗАКОН СССР от 05.09.1991 n 2392-1 ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ССР В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД  »
Документы СССР »
Читайте также