<ПИСЬМО> Минфина СССР от 29.05.1978 n 48 О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ БОЛЬНИЦ

N 48
О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ БОЛЬНИЦ
Министерство финансов СССР направляет прилагаемые к настоящему письму Методические указания по планированию расходов на содержание больниц, составленные с учетом действующего законодательства и применительно к типовой смете.
С изданием настоящего письма следует считать утратившим силу письмо Министерства финансов СССР "О методическом пособии по планированию расходов на содержание больниц" от 17 февраля 1967 г. N 52.
Заместитель Министра
финансов СССР
М.Л.РЯБОВА
Начальник
Управления финансирования
культуры и здравоохранения
В.Г.ИВАНОВА



Приложение
к письму
Министерства финансов СССР
от 29 мая 1978 г. N 48
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ БОЛЬНИЦ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Больница является лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим медицинское обслуживание населения. Она может быть многопрофильной и специализированной.
Больница может иметь в своем составе стационар со специализированными отделениями, поликлинику (поликлиники) со специализированными кабинетами (отделениями, в том числе диспансерными), вспомогательные лечебные и диагностические кабинеты (рентгеновские, флюорографические и т.д.), лаборатории (клинико-диагностические, биохимические и др.), а также отделения скорой и неотложной медицинской помощи и отделения переливания крови.
Поликлиника (амбулатория), входя в состав больницы, является ее структурным подразделением и действует на правах отделения больницы. Структурными подразделениями больниц или поликлиник являются также молочные кухни. Самостоятельные молочные кухни могут создаваться с разрешения Министерства здравоохранения союзной республики при объеме работы не менее 12 тысяч порций молока и молочных смесей в день.
Женская консультация является структурным подразделением родильного дома или поликлиники.
Станции санитарной авиации входят в состав областных, краевых, республиканских больниц, являются их структурными подразделениями и действуют на правах отделений.
В республиках (краях, областях), не имеющих республиканских (краевых, областных) больниц, с разрешения министерства здравоохранения союзной республики, может быть организована как самостоятельное учреждение республиканская (краевая, областная) станция санитарной авиации.
В зависимости от мощности больницы в ее составе может быть организована аптека.
Положением о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. N 548, Министерству здравоохранения СССР предоставлено право утверждать номенклатуру учреждений здравоохранения.
В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения больничные учреждения подразделяются на больницы:
- участковые, районные, центральные районные, городские, городские скорой медицинской помощи, детские городские, центральные городские, окружные, детские окружные, центральные окружные, областные (краевые, республиканские), детские областные (краевые, республиканские), на водном транспорте (центральные бассейновые, бассейновые, портовые, линейные), на железнодорожном транспорте (центральные, дорожные, отделенческие, узловые, линейные), детские на железнодорожном транспорте, госпитали для инвалидов Отечественной войны;
- специализированные больницы: инфекционные, детские инфекционные, туберкулезные, детские туберкулезные, психиатрические, детские психиатрические, психоневрологические (для больных хроническим алкоголизмом), ортопедо-хирургические восстановительного лечения, детские ортопедо-хирургические восстановительного лечения, офтальмологические, оториноларингологические и физиотерапевтические.
Больничные учреждения, предназначенные для оказания стационарной медицинской помощи по нескольким специальностям, являются многопрофильными больничными учреждениями.
В зависимости от мощности больницы подразделяются на типовые категории.
В области (крае, республике) может создаваться одна областная (краевая, республиканская) больница и одна детская областная (краевая, республиканская) больница.
Районная больница, на которую возложены функции райздравотдела сельского административного района или одновременно функции райздравотдела сельского района и функции горздравотдела (в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих райздравотделов), называется Центральной районной больницей.
Больница, на которую возложены функции горздравотдела (в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих райздравотделов), называется Центральной городской больницей.
Больница, на которую возложены функции водздравотдела, называется Центральной бассейновой больницей.
При наличии в одном населенном пункте двух и более учреждений одного наименования каждому из них присваивается порядковый номер.
При наличии в сельском районе двух и более районных больниц каждой из них, кроме центральной, присваивается порядковый номер.
Наименование "Городская больница скорой медицинской помощи" может присваиваться только городской больнице, которая используется исключительно для оказания экстренной стационарной и внебольничной помощи и имеет в своем составе станцию скорой и неотложной медицинской помощи на правах структурного подразделения.
Больницы, а также специализированные отделения, входящие в их состав, используемые с целью преподавания высшими медицинскими учебными заведениями или в научных целях медицинскими научно-исследовательскими учреждениями не менее чем на 50%, называются клиническими учреждениями (отделениями). Больницы, входящие в состав высших медицинских учебных заведений и медицинских научно-исследовательских учреждений или подчиненные ВУЗам и научно-исследовательским учреждениям, называются клиниками.
Медико-санитарной частью является городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий и строительных организаций. В состав медико-санитарной части могут входить также здравпункты.
Открытие больниц производится в соответствии с показателями государственного плана экономического и социального развития сети и в порядке, установленном в союзных республиках.
Специализированные больницы: психоневрологические (для больных хроническим алкоголизмом), ортопедо-хирургические восстановительного лечения, физиотерапевтические, офтальмологические и оториноларингологические - создаются с разрешения министерства здравоохранения союзной республики.
Специализированные больницы, не предусмотренные действующей номенклатурой учреждений здравоохранения, организуются с разрешения Министерства здравоохранения СССР.
Утвержденная в установленном порядке смета расходов больницы является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на ее содержание.
Смета расходов больницы составляется на календарный год по установленной Министерством финансов СССР типовой форме.
В смете отражаются все расходы больницы, включая расходы на стационар, поликлинику, молочные кухни, станции санитарной авиации и другие структурные подразделения.
В смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.
Сумма расходов и ее распределение по статьям приводится в смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период за 6 или 9 месяцев в зависимости от того, когда составляется смета.
Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.
Расчеты к смете составляются больницей исходя из производственных показателей (число коек, число должностей персонала, число амбулаторных посещений и т.д.) и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, а также с соблюдением установленных норм расходов по отдельным видам затрат (питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря), действующих государственных цен и тарифов.
В смете приводятся общие сведения о кубатуре зданий по наружному обмеру, внутренней площади зданий, системе отопления, наличии водопровода и канализации, которые используются при планировании объема затрат на хозяйственные расходы и капитальный ремонт.
Смета расходов больницы утверждается вышестоящей организацией (министерством, ведомством, краевым, областным, городским или районным отделом здравоохранения, главным врачом центральной районной, центральной городской, центральной окружной, центральной бассейновой больницы).
По больницам, состоящим на союзном и республиканских бюджетах союзных республик, смета утверждается в сроки, устанавливаемые соответственно Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик, а по больницам, состоящим на бюджетах автономных республик и местных бюджетах, - в сроки, устанавливаемые Советами Министров автономных республик и исполкомами местных Советов народных депутатов.
Смета утверждается в двух экземплярах, один из которых направляется в больницу, а второй остается в вышестоящей организации, утвердившей смету. При наличии централизованной бухгалтерии смета утверждается в трех экземплярах, из которых один остается в централизованной бухгалтерии.
Утверждение сметы расходов производится в разрезе статей бюджетной классификации расходов и оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителя) организации и главным бухгалтером, с датой утверждения, а также оттиском печати этой организации на двух (трех) экземплярах сметы.
При рассмотрении и утверждении сметы больницы вышестоящая организация должна тщательно проверять законность и правильность включенных в смету расходов.
Кроме того, вышестоящая организация утверждает для больницы расходы на наем легкового автотранспорта, предельные ассигнования на содержание аппарата управления, лимиты расходов на командировки работников аппарата управления, а также работников, не относящихся к аппарату управления, численность работников ведомственной охраны и численность работников для больниц города Москвы и Московской области, города Ленинграда и Ленинградской области.
Руководителям учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 декабря 1976 г. N 984 <*> предоставлено право увеличивать или уменьшать в случае необходимости по истечении I квартала годовые и квартальные бюджетные ассигнования в пределах общей суммы годовых ассигнований по учреждению в целом по всем статьям сметы расходов, за исключением ассигнований на заработную плату, питание, медикаменты, приобретение оборудования и инвентаря, на капитальные вложения и содержание аппарата управления.
------------------------------------
<*> Сообщено финансовым органам письмом Минфина СССР от 30 декабря 1976 г. N 85 П.
Больницы, состоящие на бюджете, помимо ассигнований из бюджета, могут иметь доходы и расходы по смете специальных средств.
Специальными средствами учреждений, состоящих на бюджете, являются суммы, которые образуются из доходов бюджетных учреждений и расходуются учреждениями на специальные цели без включения в доходную и расходную часть бюджета.
Образование и упразднение специальных средств учреждений, состоящих на республиканских и местных бюджетах, осуществляется в порядке, установленном Советами Министров союзных республик, а состоящих на союзном бюджете - Министром финансов СССР.
Смета специальных средств составляется одновременно со сметой по бюджету на основе соответствующих инструкций и указаний Министерства финансов СССР и министерств финансов союзных республик.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ БОЛЬНИЦЫ
Больница осуществляет медицинскую помощь населению в двух формах:
стационарной - госпитализация больных;
амбулаторно-поликлинической - оказание медицинской помощи больному в поликлинике (амбулатории) или на дому.
Одним из основных показателей работы больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического отделения - число врачебных должностей и посещений.
Расчетной единицей для определения расходов на содержание больниц является койка, поликлиник (амбулаторий) - врачебная должность, структурных подразделений, входящих в состав больницы (станций санитарной авиации, молочных кухонь), - учреждение.
При составлении сметы больницы важное значение имеет правильное определение числа коек на начало планируемого периода, исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату и учета возможности развертывания коек в оставшийся период времени до конца года, в пределах числа коек, предусмотренных по плану.
Увеличение числа коек в планируемом году (прирост коек) определяется вышестоящим органом здравоохранения при утверждении сметы, исходя из потребности и возможности их размещения и в соответствии с показателями государственного плана экономического и социального развития.
При планировании коечного фонда больницы необходимо учитывать эффективность использования действующего коечного фонда.
Для определения расходов на содержание больницы исчисляется среднегодовое число коек, которое устанавливается в зависимости от сроков развертывания новых коек, путем прибавления к переходящему числу коек на начало планируемого года среднегодового их прироста.
Например, на 1 января в больнице фактически имеется 200 коек, с 1 мая предусматривается ввести еще 60 коек.
В этом случае среднегодовой прирост новых коек составит 40
60 x 8
(------), а среднегодовое число коек - 240 (200 + 40).
12
Для исчисления расходов на питание больных и приобретение медикаментов необходимо установить число дней функционирования одной койки в году и на основании этого - общее количество койко-дней в больнице путем умножения среднегодового количества коек на число дней функционирования одной койки в году.
Число дней функционирования одной койки в году по каждому профилю коек различно и должно определяться с учетом статистических отчетных данных.
При определении числа дней функционирования одной койки в году необходимо учитывать возможность увеличения числа дней использования коек за счет лучшего их распределения по специализированным отделениям, а также сокращения сроков капитального ремонта учреждения, дезинфекции и других причин.
Койки, временно свернутые в связи с дезинфекцией, капитальным ремонтом или карантином, относятся к числу фактически развернутых.
Приставные койки в число действующих коек не включаются, однако число дней, в течение которых эти койки были заняты больными, включается в показатель "Количество койко-дней".
Число койко-дней, проведенных матерями с больными детьми, в общее количество койко-дней по больнице не включается, а показывается отдельно.
Определение врачебных посещений
для поликлинического обслуживания
Поликлиническое обслуживание городского населения осуществляется по участково-территориальному принципу. Число врачебных должностей для этих целей устанавливается по штатным нормативам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.
При этом необходимо учитывать численность населения, наличие на территории, обслуживаемой поликлиническим отделением больницы, других учреждений, осуществляющих амбулаторно-поликлиническое обслуживание этого же населения, с целью учета "дублирования". В связи с этим при установлении штатов конкретной поликлиники может быть сокращено некоторое количество должностей против предусмотренного штатными нормативами.
При определении числа врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических отделениях больницы на планируемый год следует учитывать фактическое количество врачебных посещений за предшествующие годы.
Число врачебных посещений в поликлинике определяется исходя из среднегодового числа врачебных должностей, утвержденных по смете, числа часов работы врачей данной специальности в день, нормы приема больных в час и числа рабочих дней в году.
Например:
Участковых терапевтов в поликлинике 89 должностей
Число часов работы одного врача в день 6 час. 30 мин.
Норма приема в час
а) в поликлинике (при норме приема
5 человек в час x 3 часа работы врача
в день) 15 человек в день
б) помощь на дому (2 человека
в час x 3,5 часа работы врача в день) 7 человек в день
______________________________________________________
Всего 22 человека в день
Количество человек, принимаемых за день
всеми врачами (22 x 89) 1958
Число рабочих дней в году 277,5
Количество рабочих дней в году определяется исходя из следующего расчета:
из 365 дней исключаются:
52 воскресных дня плюс 8 дней праздничных, итого 60 дней. Если в году один праздничный день совпадает с воскресным днем, при расчете учитывается не 60, а 59 дней;
4,5 субботних и предпраздничных дней - при 6,5-часовом рабочем дне; в субботние и предпраздничные дни рабочий день сокращается на 0,5 часа, в переводе на количество дней это составит 4,5 дня (0,5 часа x 59 дней = 29,5 часа; 29,5 часа : 6,5 (продолжительность рабочего дня) = 4,5 дня);
24 дня очередного отпуска.
Всего исключается 87,5 дня.
Таким образом, количество рабочих дней в году составит 277,5 (365 - 87,5).
Общее число врачебных посещений в году 543345 (1958 x 277,5).
Примечание. В указанном выше расчете учитываются только врачи, ведущие приемы в поликлинике и оказывающие помощь на дому.
III. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ
Расходы на содержание больниц планируются по разделу 203 бюджетной классификации "Здравоохранение" по § 1 - больницы и поликлиники в городах и рабочих поселках и по § 2 - больницы и амбулатории в сельских местностях.
Статьи расходов, установленные бюджетной классификацией расходов, определяют направление этих затрат.

Статья 1.

Статья 2.

Статья 3.

Статья 4.

Статья 5.

Статья 9.

Статья 10.

Статья 12.

Статья 14.

Статья 16.

Статья 18.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29.05.1978 n 176/П8-1 О ДОПОЛНЕНИИ СПИСКА ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК И СОКРАЩЕННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ  »
Документы СССР »
Читайте также