ПРИКАЗ Минздрава СССР от 03.01.1978 n 12 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРУДЯЩИМСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ТРАНСПОРТА (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ, ПОЛОЖЕНИЕМ О ВРАЧЕ - УЧАСТКОВОМ ТЕРАПЕВТЕ ЦЕХОВОГО ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА, ПОЛОЖЕНИЕМ О ВРАЧЕБНОМ ЗДРАВПУНКТЕ, ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕЛЬДШЕРСКОМ ЗДРАВПУНКТЕ, ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 3 января 1978 г. N 12
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРУДЯЩИМСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
СТРОИТЕЛЬСТВА И ТРАНСПОРТА
Советский народ успешно претворяет в жизнь решения XXV съезда КПСС. Выполнение поставленных XXV съездом КПСС задач в значительной мере зависит от эффективного использования трудовых ресурсов страны, сохранения здоровья трудящихся и обеспечения высокого уровня их трудоспособности.
Забота о здоровье граждан СССР нашла свое отражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения", принятом в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление предусматривает осуществление широкой программы мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение дела охраны здоровья советских людей.
Большая работа проведена и проводится промышленными министерствами и ведомствами по разработке комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий при активном участии Министерства здравоохранения СССР, ВЦСПС, министерств здравоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения и профсоюзных организаций.
Вопросы охраны здоровья и медицинской помощи трудящимся неоднократно обсуждались на Всесоюзных совещаниях и конференциях, организованных Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС, отраслевыми комитетами профсоюзов и промышленными министерствами. Такие совещания и конференции были проведены по вопросам дальнейшего совершенствования медицинской помощи трудящимся (г. Челябинск), улучшения медико-санитарного обеспечения рабочих химической промышленности (г. Северодонецк) и рабочих металлургической промышленности (г. Запорожье), по актуальным вопросам экспертизы временной нетрудоспособности (г. Калинин), Всесоюзная научно-практическая конференция "Влияние научно-технического прогресса на изменение характера женского труда в условиях социалистического общества" (г. Москва), семинар-совещание по опыту организации наркологических отделений при промышленных предприятиях (г. Кривой Рог) и т.д.
В Международный год женщины (1975 г.) местные органы здравоохранения совместно с профсоюзными организациями активизировали работу по охране здоровья и труда женщин.
Большое внимание уделялось изучению и распространению передового опыта работы медико-санитарных частей.
Придавая большое значение профилактике профессиональных заболеваний и оказанию медицинской помощи больным, страдающим этими заболеваниями, в ряде промышленных центров страны созданы отделения профпатологии. Осуществляются мероприятия по улучшению подготовки врачей-специалистов, в том числе врачей - участковых терапевтов цеховых врачебных участков, преподавателей ВУЗов и студентов в области профессиональной патологии.
В медицинских институтах введены соответствующие доцентские курсы, в ЦИУ и институтах усовершенствования врачей проводится подготовка врачей медико-санитарных частей и территориальных лечебно-профилактических учреждений по вопросам профессиональной патологии.
Все это сыграло положительную роль в снижении профессиональной заболеваемости трудящихся.
Научно-исследовательскими институтами проводятся исследования по различным санитарно-гигиеническим, профпатологическим и другим проблемам охраны здоровья трудящихся.
Приняты меры к дальнейшему укреплению материально-технической базы медико-санитарных частей. Число развернутых коек в стационарах медико-санитарных частей возросло в 1976 году по сравнению с 1968 годом на 21,2% (с 173110 до 209769 коек). Средняя мощность стационаров за указанный период возросла на 40,1% (с 162 до 227 коек). Увеличилось число штатных врачебных должностей в медико-санитарных частях с 50828 в 1968 году до 69673 в 1976 году, т.е. на 37,1%.
Возросла сеть фельдшерских здравпунктов как в составе территориальных поликлиник с 22059 до 25359, так и в медико-санитарных частях с 5740 до 6765.
Дальнейшее развитие получил цеховой метод оказания медицинской помощи трудящимся, обеспечивающий единство профилактических и лечебных мероприятий.
За период с 1968 по 1976 годы число цеховых участков возросло на 32,3% (с 11355 до 15028), в том числе за счет реорганизации врачебных здравпунктов. При этом особенно быстрыми темпами увеличилось число цеховых участков в территориальных поликлиниках с 4905 до 7608, т.е. на 55,0%. Принимаются меры к разукрупнению цеховых участков и укомплектованию их наиболее квалифицированными специалистами.
Одновременно с этим за указанный период времени значительно улучшилось оснащение современным медицинским оборудованием медико-санитарных частей и других лечебно-профилактических учреждений, часть которого приобретается за счет промышленных предприятий.
Проводится определенная работа по совершенствованию организации медицинской помощи в условиях пятидневной рабочей недели.
Однако в организации медико-санитарного обеспечения трудящихся промышленности, строительства и транспорта продолжают иметь место определенные недостатки.
Несмотря на снижение показателей временной нетрудоспособности в 1976 году по сравнению с 1970 годом на 7,0% в случаях, отмечается рост показателей на 0,6% в днях на 100 работающих. При этом имеет место особенно высокий уровень временной нетрудоспособности в связи с острыми респираторными заболеваниями и осложнениями при них. Продолжает оставаться высоким уровень временной нетрудоспособности в текстильной и легкой промышленности, лесной, бумажной и деревообрабатывающей, угольной, машиностроительной, металлургической промышленности и др.
Многие медико-санитарные части представляют собой маломощные лечебно-профилактические учреждения, в которых не представляется возможным оказывать медицинскую помощь на уровне современных требований медицины, использовать медицинскую технику и врачей-специалистов.
Так, например, средняя мощность стационаров медико-санитарных частей составляет в Грузинской ССР - 142 койки, Таджикской ССР - 79 коек, Молдавской ССР - 70 коек, Азербайджанской ССР - 90 коек, причем в этой республике из 23 закрытых медико-санитарных частей только 6 имеют стационары со средней мощностью - 62 койки. Материально-техническая база ряда медико-санитарных частей неудовлетворительная. Так, 9% медико-санитарных частей в Казахской ССР и 20% в Азербайджанской ССР не имеют рентгеновских кабинетов.
Несмотря на это, некоторые министерства здравоохранения союзных и автономных республик, краевые, областные и городские отделы здравоохранения не принимают необходимых мер к укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и нередко согласовывают комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий отдельных промышленных министерств и ведомств, предусматривающие строительство маломощных учреждений здравоохранения без учета существующих лечебно-профилактических учреждений. Недостатки в координации сети медико-санитарных частей и территориальных лечебно-профилактических учреждений способствуют созданию маломощных отделений в стационарах, приводят к распылению кадров и материальных ресурсов.
В то же время имеют место факты необоснованного перепрофилирования и реорганизации лечебно-профилактических учреждений, построенных за счет средств промышленных министерств и предприятий. При этом в ряде случаев органы здравоохранения, используя эти учреждения, в основном, для оказания медицинской помощи населению, не обеспечивают преимущественной лечебно-профилактической помощью трудящихся промышленных предприятий (медико-санитарные части Чебоксарского хлопчатобумажного комбината, Тамбовского завода полимерного машиностроения и др.).
В отдельных случаях еще формально осуществлено прикрепление промышленных предприятий, не имеющих медико-санитарных частей, к территориальным лечебно-профилактическим учреждениям для оказания преимущественной медицинской помощи трудящимся (лечебно-профилактические учреждения ряда областей РСФСР, Узбекской ССР, Украинской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Азербайджанской ССР и др.).
Не везде проводится целенаправленная работа по реорганизации врачебных здравпунктов в цеховые врачебные участки, а в ряде республик без достаточных оснований отмечается рост врачебных здравпунктов (Узбекская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Армянская ССР).
Имеются недостатки в организации медицинской помощи трудящимся в условиях пятидневной рабочей недели.
В некоторых лечебно-профилактических учреждениях не созданы необходимые условия для эффективного лечения больных; из-за нечеткой организации работы поликлиник больные нередко затрачивают много времени в ожидании приема врачей и лечебных процедур.
Серьезные недостатки имеются в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
В отдельных лечебно-профилактических учреждениях периодические медицинские осмотры проводятся без предусмотренных Приказом Министра здравоохранения СССР от 30.05.1969 N 400 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся" лабораторных, функционально-диагностических обследований и участия соответствующих специалистов.
По результатам осмотров несвоевременно и не в полном объеме проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия (медико-санитарные части Ереванского электролампового завода, Армянского электрозавода, Алексинского химического комбината, завода "Ростсельмаш", Московских заводов "Динамо" и "Москабель" и др.).
В ряде медико-санитарных частей и поликлиник территориальной сети не все лица с заболеваниями, требующими систематического наблюдения врачей-специалистов, охвачены диспансеризацией. Качество диспансерного наблюдения продолжает оставаться не на должном уровне.
В некоторых лечебно-профилактических учреждениях не осуществляется плановая госпитализация больных, находящихся на диспансерном наблюдении, недостаточно используется санаторно-курортное лечение, в том числе санатории-профилактории, диетическое питание, лечебная гимнастика и др. (медико-санитарные части Уфимского завода синтетического спирта имени 40-летия ВЛКСМ, Чебоксарского хлопчатобумажного комбината, Алмалыкского горно-металлургического комбината, медико-санитарная часть N 3 г. Еревана и др.).
Имеются недостатки в организации обследования больных, страдающих профессиональными заболеваниями, в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе клиниках научно-исследовательских и медицинских институтов.
Не установлен перечень учреждений здравоохранения, имеющих право давать экспертные заключения о состоянии здоровья лиц, подвергающихся воздействию профессиональных вредностей, что нередко порождает противоречивые заключения отдельных учреждений здравоохранения о наличии профессиональных заболеваний у трудящихся.
Врачи некоторых лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь трудящимся, недостаточно ознакомлены с вопросами профессиональной патологии.
В ряде лечебно-профилактических учреждений состояние экспертизы временной нетрудоспособности продолжает оставаться неудовлетворительным.
Главные специалисты органов здравоохранения не осуществляют должного организационно-методического руководства экспертизой трудоспособности по своей специальности.
Заведующие отделениями не систематически анализируют качество диагностической, лечебной и экспертной работы врачей, не контролируют выдачу и продление больничных листков, выдаваемых до 6 дней и в ряде случаев продлевают больничные листки без личного осмотра больных (Брянская, Костромская, Владимирская, Ростовская, Курская, Рязанская, Орловская области РСФСР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР и др.). Нередко нарушается право трудящихся обращаться за медицинской помощью и получать заключение о временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, при наличии медико-санитарных частей при соответствующих промышленных предприятиях.
Вследствие недостаточного контроля со стороны органов и учреждений здравоохранения за постановкой экспертизы временной нетрудоспособности, продолжают иметь место грубые нарушения установленного порядка выдачи больничных листков, граничащие со злоупотреблением (Брянская, Белгородская, Горьковская, Ростовская области РСФСР, Узбекская ССР и др.).
В нарушение Инструкции о порядке выдачи больничных листков в Украинской ССР укоренилась практика выдачи больничных листков на срок до 6-ти дней только с письменного разрешения заведующего отделением, а на срок свыше 6-ти дней при наличии зав. отделением - только с разрешения ВКК или заместителя главного врача по поликлинике. При посещении больных на дому в нарушение законодательства врачи выдают им вместо больничных листков "фишки".
Недостаточно изучаются и распространяются передовые формы и методы работы учреждений здравоохранения.
В некоторых лечебно-профилактических учреждениях еще низка культура оказания медицинской помощи, не изжиты факты грубого и формального отношения к больным, что порождает справедливые жалобы трудящихся.
В целях дальнейшего повышения качества оказания медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта утверждаю:
1. План совместных мероприятий ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР на 1978 - 1980 годы по дальнейшему улучшению медицинского обеспечения трудящихся и членов их семей в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" (приложение N 1) <*>.
------------------------------------
<*> Не приводится.
2. Положение о медико-санитарной части (Приложение N 2).
3. Положение о враче - участковом терапевте цехового врачебного участка (Приложение N 3).
4. Положение о врачебном здравпункте (Приложение N 4).
5. Положение о фельдшерском здравпункте (Приложение N 5).
6. Положение о профпатологическом отделении (Приложение N 6).
Во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" приказываю:
I. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Ленгорисполкома:
1.1. Обеспечить мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование форм и методов оказания преимущественной медицинской помощи рабочим, повышение ее качества, на профилактику и снижение временной нетрудоспособности и инвалидности, а также на усиление контакта в работе органов и учреждений здравоохранения с профсоюзными организациями

ПРИКАЗ Министра обороны СССР 1978 г. n 70 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРЕМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР  »
Документы СССР »
Читайте также