ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (утв. Приказом Госпрофобра СССР от 08.07.1977 n 87)


Утверждена
Приказом Государственного
комитета Совета Министров СССР
по профессионально-техническому
образованию
от 8 июля 1977 г. N 87
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Выпускные квалификационные экзамены являются завершающим этапом учебной работы и проводятся с целью определения уровня квалификации (разряда, класса, категории) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе по избранной профессии.
1.2. Выпускные квалификационные экзамены в профессионально-технических учебных заведениях всех типов заключаются в выполнении учащимися квалификационной (пробной) производственной работы, письменной экзаменационной работы и в проверке знаний, умений и навыков учащихся в пределах требований квалификационных характеристик.
1.3. Для проведения выпускных квалификационных экзаменов в училище создается экзаменационная комиссия.
1.4. К сдаче выпускных квалификационных экзаменов допускаются учащиеся, закончившие полный курс обучения по утвержденным учебным планам и программам и имеющие положительные итоговые оценки по всем учебным предметам, производственному обучению, производственной практике и поведению.
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ (ПРОБНЫЕ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
2.1. Перечень и содержание квалификационных (пробных) производственных работ определяются мастерами производственного обучения под руководством старшего мастера училища по согласованию с руководителями соответствующих цехов предприятий (участков, пароходств, отделений связи и т.п.), рассматриваются методическими комиссиями и утверждаются директором или заместителем директора училища по учебно-производственной работе.
Квалификационные (пробные) производственные работы выполняются учащимися на рабочих местах в цехах предприятий, на стройках, на судах, в колхозах, совхозах, сельскохозяйственных и других организациях, где они проходят производственную практику. Квалификационные (пробные) производственные работы с разрешения местного органа профтехобразования могут выполняться также в учебных мастерских, хозяйствах или на полигонах училищ.
Квалификационная (пробная) производственная работа выполняется в последнем месяце производственной практики.
2.2. В качестве квалификационных (пробных) производственных работ выбираются характерные для данной профессии и для базового предприятия работы и изделия, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному квалификационной характеристикой, техническим требованиям, действующим на данном предприятии (организации).
2.3. По профессиям механизаторов сельского хозяйства, строительства, угольной, горнорудной и других отраслей народного хозяйства, связанным с обслуживанием машин и механизмов (трактористы-машинисты, машинисты кранов, экскаваторов, горных машин и др.), квалификационная (пробная) производственная работа включает самостоятельное выполнение практических работ на соответствующих машинах; наладку, регулировку и подготовку машин, агрегатов на заданный режим работы; технический уход и ремонт машин в объеме требований, предусмотренных квалификационной характеристикой.
2.4. Учащиеся, обучающиеся совмещенным профессиям (арматурщик-электросварщик, моторист-рулевой, машинист завалочной машины - электрослесарь и т.п.), квалификационную (пробную) производственную работу выполняют отдельно по каждой профессии.
Учащиеся, получающие дополнительные умения по другой профессии (вышкомонтажник с умением выполнять сварочные работы, водитель трамвая с умением выполнять слесарные работы и т.п.), квалификационную (пробную) производственную работу выполняют по основной профессии на уровень квалификации, предусмотренный квалификационной характеристикой, а по второй профессии, как правило, - на начальный уровень квалификации.
2.5. Учащимся, имеющим отличную успеваемость по специальным и общетехническим предметам, производственному обучению и систематически выполняющим в период практики установленные производственные задания, может быть выдана работа сложностью на более высокий уровень квалификации, чем предусматривается квалификационной характеристикой.
2.6. Мастера производственного обучения под руководством старшего мастера совместно с соответствующими работниками предприятий своевременно подготавливают машины, оборудование, рабочие места, материалы, заготовки, инструменты, приспособления, документацию, необходимые для выполнения учащимися квалификационных (пробных) производственных работ, обеспечивают соблюдение норм и правил охраны труда.
Учащимся сообщается порядок и условия выполнения пробной работы, выдается необходимая техническая документация (чертежи, технологические карты, монтажные схемы, технические требования к предстоящей работе и т.п.), а также наряд с указанием содержания и разряда работы, нормы времени, рабочего места.
Члены экзаменационной комиссии наблюдают за выполнением квалификационных (пробных) работ учащимися. В необходимых случаях для наблюдения и оценки этих работ экзаменационной комиссией привлекаются инженерно-технические работники, выделяемые предприятием (организацией).
Выполненную квалификационную работу учащиеся сдают мастерам цехов (участков), которые отмечают в нарядах фактически затраченное время и подписывают их. Соответствие выполненных работ техническим требованиям определяет отдел технического контроля (ОТК) цеха (участка).
При определении времени, фактически затраченного на выполнение квалификационной (пробной) работы, время простоев, происшедших не по вине учащегося, исключается.
2.7. При оценке квалификационной (пробной) производственной работы учитывается конечный результат выполнения задания (качество, выполнение норм времени и другие показатели), а также умения и навыки учащихся правильно выполнять приемы работы, применять передовые методы труда, налаживать и регулировать оборудование, пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности, планировать свою работу и организовывать рабочее место, экономить материалы и электроэнергию.
Квалификационная (пробная) производственная работа считается принятой при условии, если задание выполнено в полном соответствии с техническими требованиями, условиями и в установленное время.
2.8. По профессиям, связанным с обслуживанием системы машин, агрегатов, установок или производственных участков, и по другим технологическим профессиям, по которым не может быть установлено конкретное содержание пробной работы, квалификация учащихся определяется экзаменационной комиссией на основе производственных показателей, достигнутых ими в процессе производственной практики, а также путем непосредственной проверки подготовленности учащихся к самостоятельной работе на рабочем месте предприятия, стройки, организации.
3. ПИСЬМЕННЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
3.1. Письменные экзаменационные работы выполняются с целью проверки умения учащихся применять полученные знания на производстве.
3.2. Темы письменных экзаменационных работ определяются преподавателями специальных предметов совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются методическими комиссиями, утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. Задания выдаются учащимся до начала производственной практики.
Темы письменных экзаменационных работ должны соответствовать содержанию производственной практики учащихся, объему знаний, умений и навыков, предусмотренному учебными программами и квалификационной характеристикой.
Письменные работы учащихся, обучающихся совмещенным профессиям, должны отражать квалификационные требования по каждой из них. Учащимся, осваивающим профессии с дополнительными умениями, выдаются задания на письменные работы исходя из требований квалификационной характеристики по основной профессии.
3.3. Учащимся, проходящим производственную практику на предприятиях, значительно удаленных от места нахождения учебного заведения, в порядке исключения, разрешается представлять письменный отчет о производственной практике вместо выполнения письменного экзаменационного задания.
3.4. Учащиеся сельских профессионально-технических училищ, обучающиеся по профессиям механизаторов сельского хозяйства, вместо выполнения письменной экзаменационной работы представляют дневники учета выполненных работ и отчеты о производственной практике.
Учащиеся, обучающиеся в сельских училищах по другим профессиям, выполняют письменные экзаменационные работы.
3.5. Письменные экзаменационные работы учащихся содержат:
- разработку и описание технологического процесса выполнения работы, выбор и краткое описание оборудования, инструментов, приборов, приспособлений, параметров и режимов ведения процесса, обоснование технических требований, предъявляемых к работе, с использованием знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
- описание физических, химических и других свойств применяемых на производстве материалов и сырья;
- описание передового производственного опыта, обеспечивающего повышение производительности труда и высокое качество продукции применительно к данному производству (виду работ);
- разработку предложений по совершенствованию выполнения отдельных производственных операций (приспособлений, инструментов, оснастки, способов контроля работ);
- описание передового опыта организации рабочего места и правил техники безопасности;
- определение экономической эффективности от внедрения нового технологического процесса, рационализаторского предложения, передовых приемов труда;
- графическую часть (в зависимости от специфики профессий): рабочий чертеж изделия, эскиз, схему, чертеж приспособления, инструмента.
При выполнении письменных экзаменационных работ необходимо соблюдать единые грамматические, графические и другие нормативные требования, стандарты, международную систему единиц измерения.
3.6. Объем письменной экзаменационной работы не должен превышать 15 - 20 страниц текста (формата 11) и двух листов графических работ (формата 24).
3.7. Выполнением письменных экзаменационных работ руководит преподаватель специального предмета. В качестве консультантов целесообразно привлекать преподавателей других учебных предметов.
В тех случаях, когда письменные экзаменационные работы учащиеся выполняют на производственной практике с выездом из училища (строительство ЛЭП, плавательная практика на судах, поездная практика и т.п.), в качестве консультантов разрешается привлекать квалифицированных специалистов предприятий с оплатой труда по часовым ставкам преподавателей специальных предметов в пределах времени, предусмотренного учебными планами на консультации.
Преподаватели за месяц до начала экзаменов проверяют письменные экзаменационные работы и выставляют оценку с краткой мотивировкой.
3.8. Выполненные учащимися письменные экзаменационные работы хранятся в училище, а за 2 - 3 дня до заседания экзаменационной комиссии выдаются учащимся для подготовки к экзаменам.
3.9. Срок хранения в училище выполненных письменных экзаменационных работ и отчетов о производственной практике - один год.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
4.1. Экзаменационная комиссия создается по приказу государственного комитета профтехобразования союзной республики (в республике, не имеющей областного деления), республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления профессионально-технического образования за месяц до начала экзаменов в составе: представителя госкомитета (управления) профессионально-технического образования (председатель комиссии); представителей администрации и общественных организаций базового предприятия, директора училища, его заместителей и старшего мастера. В работе экзаменационной комиссии участвуют мастер производственного обучения и преподаватель специального предмета экзаменуемой группы (если он не находится в отпуске).
Председатель экзаменационной комиссии должен быть специалистом соответствующей отрасли производства. На одного из членов экзаменационной комиссии возлагаются обязанности секретаря комиссии.
В состав экзаменационных комиссий в сельских профессионально-технических училищах, в зависимости от профессий выпускников, включаются представители районных производственных управлений сельского хозяйства, отделений (объединений) "Сельхозтехника", предприятий системы мелиорации и водного хозяйства, предприятий лесного хозяйства.
При проведении квалификационного экзамена для учащихся по профессиям, связанным с работами на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам (машинисты грузоподъемных кранов, слесари-монтажники по электрическим подъемникам (лифтам), электрогазосварщики, дежурный персонал электростанций и др.), в состав экзаменационной комиссии включаются в установленном порядке представители Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсельтехнадзора и др.
4.2. По профессиям, для которых предусмотрена квалификация водителя транспортных средств, перед выпускными квалификационными экзаменами проводятся экзамены в местной Госавтоинспекции на получение удостоверения на право управления соответствующими транспортными средствами.
4.3. В тех случаях, когда учащиеся проходят производственную практику не в полном составе учебной группы, а рассредоточены по отдельным объектам (в колхозе, совхозе, на строительстве, на судах и т.п.), разрешается в порядке исключения создавать дополнительные экзаменационные комиссии под руководством директора училища или его заместителей, старшего мастера с участием в них представителя предприятия (колхоза, совхоза, строительства, пароходства) и мастера производственного обучения экзаменуемой группы.
4.4. Мастер производственного обучения обеспечивает получение от предприятия (организации), где учащиеся проходили производственную практику, производственных характеристик на каждого учащегося группы, подготавливает сводную ведомость итоговых оценок успеваемости учащихся по всем предметам учебного плана, дневники учета выполненных учебно-производственных работ, чертежи, наряды на выполненные квалификационные (пробные) работы с заключением ОТК предприятия и другие материалы, характеризующие подготовленность учащихся. Не менее чем за три дня до начала работы экзаменационной комиссии указанные документы и материалы передаются в учебную часть училища.
4.5. До начала выпускных квалификационных экзаменов проводится собрание учащихся, оканчивающих училище, на котором им разъясняется значение и порядок проведения предстоящих экзаменов, требования к квалификационным (пробным) производственным работам, порядок определения квалификации и т.д.
4.6. Заседания экзаменационной комиссии проводятся в специально подготовленных помещениях, оснащенных необходимыми наглядными

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 13.10.1956 n 1414 О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ - МАТЕРЯМ, РАБОТАЮЩИМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В УЧРЕЖДЕНИЯХ  »
Документы СССР »
Читайте также