ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР (утв. МПС СССР 31.12.1976 n ЦВ/3429)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
А.ГОЛОВАТЫЙ
31 декабря 1976 г. N ЦВ/3429
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ,
РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на колесные пары вагонов железных дорог широкой колеи (за исключением коленных пар специальных вагонов, а также моторных и прицепных вагонов электро- и дизель-поездов). Ею определяются порядок и сроки осмотра, освидетельствования и ремонта колесных пар, а также устанавливаются нормы и требования, которым они должны удовлетворять при осмотре, освидетельствовании, ремонте и формировании.
1.2. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ) каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям настоящей Инструкции, выполнение которой обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом, формированием и подкаткой колесных пар под вагоны.
1.3. Освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар, а также полная ревизия букс с роликовыми подшипниками должны производиться в пунктах, имеющих соответствующее оборудование и разрешение на выполнение этих работ.
1.4. Каждая колесная пара должна иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования и полного освидетельствования, а также клейма о приемке ее при формировании. Кроме того, на элементах колесной пары должны быть знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями.
Годные к эксплуатации колесные пары, поставленные по импорту, а также сформированные на заводах и в вагоноколесных мастерских (ВКМ) в период 1957 - 1958 гг. и не имеющие приемочных клейм, до поступления их на вагоноремонтный завод (ВРЗ) и в ВКМ эксплуатируются под вагонами на общих основаниях.
1.5. Размеры колесных пар и их элементов при эксплуатации, ремонте и формировании должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией нормам, а также чертежам и требованиям стандартов.
1.6. Технология ремонта и формирования колесных пар для вагонных депо (ВЧД) и вагоноколесных мастерских устанавливается Главным управлением вагонного хозяйства (ЦВ МПС), для вагоноремонтных и локомотиво-вагоноремонтных заводов - Главным управлением по ремонту подвижного состава и производству запасных частей (ЦТВР МПС), для вагоностроительных заводов - технологическими процессами, принятыми на этих заводах.
1.7. Перечень измерительного инструмента и шаблонов, правила пользования ими, а также порядок ведения учетных и отчетных форм по колесным парам устанавливаются МПС.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ
И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ
2.1. На железных дорогах широкой колеи применяются следующие типы вагонных колесных пар:
- для вагонов с роликовыми подшипниками (рис. 1, а) <*>:
------------------------------------
<*> Рисунки не приводятся.
РУ1-950 с цельнокатаными колесами;
РУ1Ш-950 с цельнокатаными колесами;
РУ-950 с цельнокатаными колесами;
РУ-1050 с цельнокатаными колесами;
- для вагонов с подшипниками скольжения (рис. 1, б):
III-950 с цельнокатаными колесами.
Основные размеры вновь формируемых колесных пар приведены в Приложении 1.
2.2. Вагонные колесные пары имеют три конструкции осей, которые работают с роликовыми подшипниками (рис. 2, а, б) и с подшипниками скольжения (рис. 2, в).
Основные размеры новых осей указаны в Приложении 2.
2.3. Для установки на станках каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия (рис. 3).
2.4. Для восстановления геометрического центра оси и ограничения мест постановки клейм и знаков на торцах шеек осей колесных пар с подшипниками скольжения наносится контрольная окружность диаметром 100 мм с разбивкой на секторы (рис. 4). Ширина и глубина канавки контрольной окружности должны быть 0,5 мм.
2.5. Колесные пары должны иметь цельнокатаные колеса (рис. 5).
Размеры новых цельнокатаных колес приведены в Приложении 3. Посадка цельнокатаных колес на оси прессовая.
Примечание. По варианту узла I (см. рис. 5) диаметр D2 внутренней поверхности обода с наружной стороны колеса должен быть меньше диаметра D3 с внутренней стороны не менее чем на 5 мм, но в пределах поля допуска.
2.6. Обработанный обод цельнокатаного колеса должен иметь профиль поверхности катания, установленный стандартом (рис. 6).
3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
КОЛЕСНЫХ ПАР
3.1. Основные положения
3.1.1. Для проверки состояния и своевременного изъятия из эксплуатации колесных пар, угрожающих безопасности движения поездов, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:
осмотра колесных пар под вагонами;
обыкновенного освидетельствования;
полного освидетельствования.
3.1.2. Осмотр колесных пар под вагонами должны производить осмотрщики вагонов, а при текущем отцепочном ремонте вагонов - мастера и бригадиры. Указанные лица должны ежегодно сдавать испытания в знании должностных инструкций.
3.1.3. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар разрешается производить лицам, испытанным в знании настоящей Инструкции, технологического процесса и организации ремонта колесных пар и получившим право на выполнение этих работ.
Лицам, сдавшим установленные испытания, выдается удостоверение по форме, указанной в Приложении 4. Проверочные испытания проводятся ежегодно.
3.1.4. Удостоверение на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар должны иметь:
в отделениях дорог - начальники вагонных отделов и их заместители;
в вагонных депо, вагоноколесных мастерских, пунктах технического обслуживания, пунктах подготовки вагонов к перевозкам - начальники вагонных депо, вагоноколесных мастерских, их заместители (в депо, не имеющих заместителя начальника депо, - старшие мастера), приемщики и старшие приемщики вагонных депо, главные инженеры, начальники пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам, мастера и бригадиры колесных и роликовых цехов, мастера и бригадиры по подкатке;
на ремонтных заводах - главные инженеры и их заместители, начальники колесных и роликовых цехов и их заместители, начальники отдела технического контроля (ОТК) и их заместители, главные технологи, технологи, мастера, бригадиры, инспектора и контролеры ОТК колесных цехов, инспектора-приемщики вагонов;
на вагоностроительных заводах - заводские инспектора-приемщики ЦВ МПС.
3.1.5. Прием испытаний и выдачу удостоверений на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар осуществляют комиссии в составе:
а) начальника службы вагонного хозяйства или его заместителя (председатель) и помощника дорожного ревизора по безопасности движения поездов по вагонному хозяйству.
Комиссия испытывает: начальников вагонных отделов и их заместителей, заводских инспекторов-приемщиков ЦВ МПС, приемщиков и старших приемщиков вагонов, работников ремонтных заводов и колесных мастерских, а также начальников, их заместителей и главных инженеров вагонных депо;
б) начальника вагонного отдела или его заместителя (председатель) и помощника участкового ревизора по безопасности движения поездов по вагонному хозяйству.
Комиссия испытывает работников вагонных депо, за исключением указанных в п. "а".
3.2. Осмотр колесных пар под вагонами
3.2.1. Колесные пары под вагонами осматривают:
а) на станциях формирования и расформирования поездов с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением;
б) на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена стоянка для технического осмотра вагонов;
в) в пунктах подготовки вагонов к перевозкам и перед постановкой в поезд;
г) после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава, схода с рельсов вагонов с подшипниками скольжения;
д) при текущем отцепочном и профилактическом ремонтах вагонов и единой технической ревизии пассажирских вагонов.
3.2.2. При осмотре колесных пар под вагонами проверяют:
а) состояние элементов колесных пар;
б) соответствие размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам;
в) соответствие типа колесных пар и их размеров грузоподъемности и типу вагона (только при текущем отцепочном ремонте вагонов при условии выкатки колесных пар).
3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар
3.3.1. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производится при каждой подкатке под вагон, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования.
3.3.2. При обыкновенном освидетельствовании колесных пар осуществляют:
а) предварительный осмотр колесных пар до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига ступиц колес на оси и трещин в элементах;
б) очистку от грязи и смазки;
в) проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;
г) проверку магнитным дефектоскопом средней части оси;
д) проверку ультразвуковым дефектоскопом подступичных частей осей колесных пар для подшипников скольжения;
е) осмотр, а также проверку соответствия размеров и износов всех элементов установленным нормам;
ж) промежуточную ревизию букс колесных пар для роликовых подшипников.
3.3.3. После обыкновенного освидетельствования знаки маркирования и клеймения на колесные пары не наносятся.
3.4. Полное освидетельствование колесных пар
3.4.1. Полное освидетельствование производится:
колесных пар для подшипников роликовых и скольжения:
а) при формировании и ремонте со сменой элементов;
б) при опробовании ступиц колес на сдвиг на гидравлическом прессе;
в) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси;
г) после выполнения допускаемых вырубок волосовин, неметаллических включений и других пороков на оси в пределах установленных норм;
д) после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;
е) при заводском ремонте вагонов;
колесных пар для роликовых подшипников:
ж) через одну обточку по предельному прокату или другим неисправностям ободов цельнокатаных колес;
з) при каждой обточке колесных пар с подшипниками на горячей посадке, работавших с редуктором от торца шейки оси, и колесных пар, выкатываемых из-под шестиосных цистерн и шестиосных полувагонов;
и) при полной ревизии букс;
к) после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);
л) при первой обточке (а в дальнейшем на общих основаниях) колесным парам формирования заводов Польской Народной Республики (ПНР) до 1972 г. включительно, имеющим клейма "Т/74" в овале, латинское "TGT", "48" или латинское "TASKO70", "70" в овале, и не имеющим на торце левой шейки букв "СВК";
м) при наличии на поверхности катания ползуна глубиной более 1 мм, навара и неравномерного проката более 2 мм у пассажирских вагонов и ползуна более 3 мм - у грузовых.
Примечание. Проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм;
н) при отсутствии бирки на буксе или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке колесных пар;
о) при недопустимом грении буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс, а также отказа в работе редукторно-карданного привода от торца шейки оси, требующего демонтажа редуктора;
п) при обнаружении в буксе редукторного масла;
р) при производстве сварочных работ на кузове вагона или тележке без соблюдения требований п. 1.7 "Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками";
колесных пар для подшипников скольжения:
с) при каждой обточке ободов цельнокатаных колес.
3.4.2. Колесные пары, прошедшие в установленном порядке ремонт, формирование или полное освидетельствование на ремонтных заводах, в колесных мастерских, на заводах промышленности или в вагонных депо и не бывшие в эксплуатации, перед подкаткой под вагоны повторному обыкновенному или полному освидетельствованию, а также дефектоскопированию элементов не подвергаются.
Примечание. Колесные пары для роликовых подшипников, сформированные или отремонтированные на одних заводах или ремонтных пунктах и полученные для монтажа подшипников другими заводами или ремонтными пунктами, подвергаются осмотру. В этом случае при монтаже букс на левом торце шейки оси наносят условный номер пункта, букву "М" и дату производства монтажа букс. После монтажа подшипников на бирках таких колесных пар наряду с номером оси ставят клейма - условный номер пункта, производившего последнее полное освидетельствование, и дату, а также условный номер пункта, букву "М" и дату производства монтажа букс.
3.4.3. При полном освидетельствовании производят:
а) предварительный осмотр до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига ступицы колеса на оси и трещин в элементах;
б) демонтаж букс с роликовыми подшипниками на втулочной посадке. Разрешается не снимать с предподступичных частей осей исправные лабиринтные кольца, если колесная пара после демонтажа букс непосредственно поступает в ремонт и на монтаж;
в) демонтаж букс с роликовыми подшипниками на горячей посадке без снятия внутренних и лабиринтных колец при условии проверки осей специальным щупом ультразвукового дефектоскопа.
Внутренние и лабиринтные кольца у букс с двумя цилиндрическими подшипниками на горячей посадке снимают при их неисправности, расформировании колесных пар, а также при отсутствии специального щупа ультразвукового дефектоскопа.
Примечание. Внутренние кольца цилиндрических роликовых подшипников на горячей посадке у колесных пар, сформированных в ПНР до 1972 г. включительно, не имеющих на торце левой шейки оси букв "СВК", снимают при первой после формирования обточке поверхности катания колес с постановкой на торце левой шейки оси указанных выше букв. В дальнейшем внутренние кольца снимают у этих колесных пар на общих основаниях;
г) очистку от грязи, смазки и краски;
д) проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей колесных пар с подшипниками скольжения, а также с роликовыми подшипниками после снятия внутренних и лабиринтных колец;
е) проверку магнитным дефектоскопом внутренних колец роликовых подшипников на горячей посадке без снятия их с шейки оси.
Шейки и предподступичные части осей, с которых внутренние и лабиринтные кольца не снимались, проверяют ультразвуковым

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.12.1976 n 106/29 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПОРЯДКА ОТНЕСЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ К ГРУППАМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА  »
Документы СССР »
Читайте также