ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1976 n 235/18 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИЙ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 1976 г. N 235/18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОФЕССИЙ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат ВЦСПС постановляют:
1. Дополнить Квалификационный справочник профессий рабочих, не вошедших в Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий, рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, квалификационными характеристиками профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта согласно Приложению.
Квалификационные характеристики профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта, утвержденные настоящим Постановлением, вводятся в действие с 1 сентября 1976 г. и являются обязательными для применения на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех отраслей народного хозяйства СССР. В связи с этим ранее действовавшие квалификационные характеристики не применяются.
2. Присвоение водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов класса квалификации производится в соответствии с "Общими положениями" Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 19 сентября 1968 г. N 300/27 (Бюллетень N 1 за 1969 г.), с последующими дополнениями и квалификационными характеристиками, утвержденными настоящим Постановлением.
3. В момент введения квалификационных характеристик, утвержденных настоящим Постановлением, ранее присвоенные водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов классы квалификации не пересматриваются.



Приложение
к Постановлению
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
и Секретариата ВЦСПС
от 17 августа 1976 г. N 235/18
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОФЕССИЙ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТА
И ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Введение
1. Квалификация третьего, второго и первого классов может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение <*> с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("В", "С", "Д", "Е", трамваем или троллейбусом).
--------------------------------
<*> Порядок выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами различных категорий определяется Положением, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел СССР от 13 февраля 1976 г. N 40.
2. Единые программы подготовки водителей автомобилей третьего, второго и первого классов, а также положение о порядке подготовки и повышения квалификации водителей автомобилей разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092.
Единые программы подготовки водителей трамваев и троллейбусов третьего, второго и первого классов разрабатываются и утверждаются Министерством жилищно - коммунального хозяйства РСФСР в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 июля 1964 г. N 840.
3. Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого классов водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса - два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно - транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.
4. В состав квалификационной комиссии автотранспортного предприятия (цеха), кроме лиц, определяемых в соответствии с Общими положениями ЕТКС, включается также инженер по безопасности движения.
5. Квалификация третьего, второго и первого классов водителям автомобилей, работающим в колхозах, присваивается правлением колхоза на основании представлений аттестационных комиссий районных объединений и отделений "Сельхозтехники".
6. Водителям второго и первого классов, не управлявшим транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, которым в установленном порядке органами Госавтоинспекции заменено водительское удостоверение, второй или первый класс присваивается на основании вновь полученных разрешающих отметок в водительском удостоверении на право управления определенными категориями транспортных средств в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.
7. Если водитель автомобиля (трамвая, троллейбуса) второго и первого классов не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, или дополнительные требования, предусмотренные пунктом 3, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация предприятия (организации) по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.
Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя предприятия (организации) или решением правления колхоза с занесением в трудовую и расчетную книжки.
Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.
§ 1. Водитель автомобиля
3-й класс
Характеристика работ. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности. Буксирование прицепов весом до 750 кг. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" и "С"; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно - транспортных происшествий; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
§ 2. Водитель автомобиля
2-й класс
Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е". Буксирование прицепов весом свыше 750 кг. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", а при работе на автобусах - "Д" или "Д" и "Е", их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно - транспортных происшествиях; устройство касс, компостеров и радиоустановки.
Примечание. Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не мене трех лет в качестве водителя 3-го класса независимо от стажа работы на данном предприятии (в организации). Для присвоения второго класса водителям автобусов, прошедшим специальную подготовку, стаж работы в качестве водителя 3-го класса не требуется.
§ 3. Водитель автомобиля
1-й класс
Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С", "Д" и "Е".
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного пользования подвижного состава; основные технико - эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.
Примечания. 1. Квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса независимо от стажа работы на данном предприятии.
2. Автотранспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на следующие категории:
"В" - автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
"С" - автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг;
"Д" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
"Е" - составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "Д", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
§ 4. Водитель мототранспортных средств
Характеристика работ. Управление мотоциклами, мотороллерами, мотонартами и другими относящимися к категории "А" мототранспортными средствами с соблюдением правил дорожного движения. Заправка мототранспортных средств топливом, смазочными материалами. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием мототранспортных средств перед выездом на линию. Сдача мототранспортных средств и постановка их на отведенное место по возвращении с работы. Подача мототранспортных средств под погрузку грузов или посадку пассажиров, а также под разгрузку грузов или высадку пассажиров. Контроль за правильностью погрузки и крепления груза на мототранспортных средствах. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей мототранспортных средств.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов мототранспортных средств, на которых он работает; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации мототранспортных средств; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации мототранспортных средств, и способы их устранения; порядок технического обслуживания мототранспортных средств; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; порядок заполнения первичных документов по учету работы мототранспортных средств; влияние погодных условий на безопасность вождения мототранспортных средств; способы предотвращения дорожно - транспортных происшествий.
§ 5. Водитель трамвая
3-й класс

ПРИКАЗ Министра обороны СССР от 10.08.1976 n 166 С ОБЪЯВЛЕНИЕМ СПИСКА ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК И СОКРАЩЕННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ, И ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПИСКА  »
Документы СССР »
Читайте также