САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕКОНЦЕНТРАТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (утв. Минздравом СССР 01.03.1976 n 1408-76)


Утверждаю
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
В.Е.КОВШИЛО
1 марта 1976 г. N 1408-76
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕКОНЦЕНТРАТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Область и порядок применения Санитарных правил
1.1. Настоящие Правила определяют санитарные требования к оборудованию и содержанию действующих и вновь вводимых в эксплуатацию предприятий пищеконцентратной промышленности.
При реконструкции действующих предприятий следует руководствоваться строительными нормами и правилами, санитарными нормами проектирования и другими нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР.
1.2. Правила проводят в жизнь в следующем порядке:
а) требования по санитарному содержанию предприятий выполняются немедленно и в полном объеме;
б) требования, касающиеся реконструкции, благоустройства производственных помещений и изменения технологических процессов, реконструкции сооружений по очистке производственных и хозяйственно-бытовых стоков, изменений водоснабжения, выполняются в сроки, согласованные с органами санитарно-эпидемиологической службы и другими органами в установленном порядке.
1.3. Ввод в эксплуатацию вновь выстроенных и реконструированных предприятий производится в соответствии с действующей документацией.
2. Санитарные требования к территории
2.1. Территория должна быть благоустроена в соответствии с нормами проектирования генеральных планов промышленных предприятий и санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
2.2. В ночное время территория должна быть освещена в соответствии с действующими нормами.
2.3. Водостоки для отвода атмосферных вод должны регулярно очищаться и своевременно ремонтироваться.
2.4. Тара, строительные и другие материалы, временно допущенные к хранению на отведенных участках территории, должны складироваться в определенном порядке под навесами или накрываться брезентами.
2.5. Для сбора и временного хранения отбросов и мусора должны быть установлены:
а) для жидких отходов - водонепроницаемые сборники с плотно закрывающимися крышками и непроницаемым дном;
б) для других видов отбросов и мусора - сборники с плотно закрывающимися крышками и непроницаемым дном.
2.6. Мусоросборники устанавливаются на асфальтированных или бетонированных площадках, превышающих площадь основания сборника на 1 м во все стороны, и размещаются на территории предприятия не ближе 25 м от производственных и складских помещений. Для сбора стеклобоя емкости должны быть установлены отдельно.
2.7. Очистка сборников в теплое время года производится ежедневно, а в другое время года - по мере их накопления, но не реже 1 раза в два дня.
После разгрузки производится мойка сборников и их дезинфекция 10%-ным раствором хлорной извести (на ведро воды 1 кг хлорной извести).
2.8. Для мытья переносных мусоросборников должны быть оборудованы площадки или помещения с подводкой горячей и холодной воды, обеспеченной краном со смесителем, шлангом, оборудованные трапом или стоками для удаления смывных вод.
2.9. Удаление отходов и мусора из сборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки сырья, готовой продукции и тары запрещается.
2.10. Туалеты для посетителей, экспедиторов, шоферов, грузчиков и т.д. рекомендуется устраивать блокированно со вспомогательными зданиями с самостоятельным выходом из туалета на территорию.
Отдельно стоящие туалеты должны находиться на расстоянии не менее 25 м от производственных помещений и быть подключены к канализации и утеплены.
Туалеты должны постоянно содержаться в чистоте и ежедневно дезинфицироваться 10%-ным раствором хлорной извести или другими равноценными дезинфицирующими средствами.
2.11. Уборка территории должна производиться ежедневно. В летнее время должна производиться регулярная поливка территории. Зимой территорию (проезды и проходы) следует систематически очищать от снега и льда, посыпать песком.
3. Водоснабжение и канализация
3.1. Качество воды, используемой для технологических и санитарно-бытовых нужд, должно отвечать требованиям ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая". За качеством воды должен быть установлен систематический химический и бактериологический контроль, не реже 1 раза в квартал, лабораторией предприятия или местной санэпидстанцией на договорных условиях.
3.2. Помещения для водяных баков с запасной водой должны быть изолированы, запираться на замок, опломбироваться и содержаться в чистоте.
3.3. В каждом производственном цехе или отделении должны быть установлены раковины для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды через смесители.
Умывальник должен быть обеспечен мылом, дезинфицирующим раствором и полотенцем или электросушителем.
Примечание. Использование горячей воды из системы водяного отопления запрещается.
3.4. Снабжение работающих доброкачественной питьевой водой производится посредством сатураторов или фонтанчиков. Температура питьевой воды должна быть в пределах 8 - 20 град. C.
Сатураторная установка должна иметь паспорт, выданный предприятием, ее изготовившим. В паспорте должны быть указаны дата лужения и номер анализа полуды. В случае замены полуды другим покрытием в паспорте должны быть указаны состав покрытия, номер и дата разрешения санитарного надзора.
Лужение сатуратора должно производиться регулярно по мере изнашивания полуды, но не реже 1 раза в год. Олово должно отвечать требованиям действующего стандарта и содержать свинца не более 1%. Перед эксплуатацией вновь полуженного сатуратора необходимо проводить лабораторные исследования качества полуды.
Разрешение на право эксплуатации сатуратора должно быть выдано санитарно-эпидемиологической станцией.
Водяные баки для питьевой воды должны быть опломбированы или закрыты на замок.
Очистка и мытье баков производится не реже 1 раза в месяц жесткими щетками с последующей дезинфекцией известковым молоком или 1%-ным раствором хлорной извести при 30-минутной экспозиции. Заменяться вода в бочках должна ежедневно.
3.5. Канализационные трапы должны располагаться в стороне от рабочих мест и переходов. Канализационные трапы и диаметр отводящих канализационных труб должны обеспечивать удаление стоков и промывных вод. Уклоны к трапам должны быть не менее 0,03%. Трапы должны иметь решетки и гидравлические запоры.
3.6. Условия приема сточных вод в канализационную сеть населенного пункта или в водоем, а также места сброса и степень очистки вод должны быть согласованы в установленном порядке.
3.7. Контроль за санитарно-техническим состоянием очистных сооружений возлагается на технически подготовленных лиц.
4. Санитарные требования к освещению
4.1. Во всех производственных и подсобных помещениях должны быть приняты меры к максимальному использованию естественного освещения. Световые проемы не допускается загромождать производственным оборудованием, готовыми изделиями, полуфабрикатами и т.п. как внутри, так и вне здания. Нельзя заменять стекла фанерой, картоном.
4.2. Остекленная наружная поверхность световых проемов (окон, фонарей) должна очищаться от пыли и копоти по мере надобности, но не реже 1 раза в квартал.
4.3. Разбитые стекла в окнах необходимо немедленно заменить целыми. Устанавливать в окнах составные стекла воспрещается.
4.4. Электрические лампочки должны быть заключены в закрытые плафоны.
4.5. Для осмотра внутренних поверхностей аппаратов и емкостей допускается использование переносных ламп напряжение 12 Вт. Электрические лампочки должны быть заключены в защитные сетки, предохраняющие от возможности выпадения стекла.
4.6. Наблюдение за состоянием и эксплуатацией осветительных установок возлагается на технически подготовленных лиц.
4.7. В случае изменения в назначении производственного помещения, а также при переносе или замене одного оборудования другим осветительные установки должны быть соответствующим образом переоборудованы и приспособлены к новым условиям без отклонения от норм освещенности.
4.8. Светильники местного освещения должны иметь конструкцию и расположение, обеспечивающие отсутствие отраженной и прямой блескости.
4.9. Запрещается располагать светильники непосредственно над открытым оборудованием.
4.10. На предприятии необходимо вести учет боя электроламп, плафонов и битого стекла согласно инструкции по предотвращению попадания посторонних предметов в продукцию.
5. Санитарные требования к отоплению и вентиляции.
Борьба с шумом и вибрацией
5.1. В производственных помещениях метеорологические условия (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха) должны соответствовать установленным нормам.
5.2. Цехи с учетом технологических условий, склады готовой продукции, подсобные и бытовые помещения должны быть обеспечены естественной или механической приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
5.3. Вентиляционные установки, не обеспечивающие создание предусмотренных санитарными нормами метеорологических условий в производственных помещениях вследствие их неэффективности или из-за происшедших изменений в технологическом оборудовании или процессе, должны быть заново запроектированы, реконструированы и после монтажа сданы по согласованию с органами государственного санитарного надзора как новые установки с переоформлением паспорта.
5.4. Источники выделения влаги, пыли, тепла и других неблагоприятных факторов должны быть герметизированы или оборудованы местными вентиляционными устройствами.
5.5. Воздух, удаляемый местными вентиляционными установками, содержащий минеральную и растительную пыль, должен быть подвергнут очистке перед выпуском его в атмосферу в соответствии с действующими нормативами.
5.6. Порядок эксплуатации и уход за вентиляционными установками на каждом предприятии должны быть установлены в соответствии со специальными инструкциями, разработанными предприятиями. Контроль за эксплуатацией вентиляционных установок возлагается на технически подготовленных лиц.
5.7. Оконные переплеты, рассчитанные на аэрацию, должны быть оборудованы дистанционными приспособлениями для их открывания и установки в требуемом положении.
5.8. Для правильного проведения аэрации производственных зданий должны быть составлены подробные инструкции, учитывающие метеорологические условия в различные периоды года и направление ветров.
5.9. Уровни громкости шума в производственных помещениях должны находиться в пределах нормы.
5.10. Для снижения шума от вентиляционных систем воздуховоды необходимо укрыть звукопоглощающими материалами, не допускать резкого изменения сечения воздуховодов, резких поворотов и т.п.
5.11. Станки, машины, аппараты необходимо оборудовать виброгасящими устройствами.
5.12. Отопительные приборы должны быть легко доступны для очистки.
6. Санитарные требования к производственным
помещениям
6.1. Основные производственные помещения не разрешается размещать в подвальных помещениях.
6.2. Панели производственных помещений на высоту не менее 1,8 м облицовывают плиткой или окрашивают масляной краской.
6.3. Для предохранения от механических повреждений облицовки и покраски у стен, колонн, дверных проемов необходимо устраивать отбойные уголки и ограничители на полу.
6.4. Побелка и покраска производственных помещений производится не реже 1 раз в год, причем потолки, стены, углы в случае наличия на них грязных пятен, подтеков, сырости, копоти и т.п. белятся и красятся по мере загрязнения.
При появлении плесени стены, потолки перед побелкой обрабатывают микоцидными антисептиками, допущенными Министерством здравоохранения СССР для пищевых предприятий.
6.5. Места с отбитой штукатуркой подлежат немедленному заштукатуриванию с последующей побелкой или покраской при условии надежной защиты продукции от попадания в нее посторонних предметов.
6.6. Панели производственных помещений ежедневно протирают влажной ветошью, смоченной мыльно-щелочным раствором, и не реже 1 раза в неделю промывают горячей водой с мылом.
6.7. Полы во всех производственных помещениях должны быть водонепроницаемыми, без щелей и выбоин с гладкой, удобной для очистки и мытья поверхностью, с достаточными уклонами к трапам.
6.8. Все двери производственных помещений ежедневно промываются горячей водой с мылом или синтетическими моющими веществами, разрешенными Министерством здравоохранения СССР для применения в пищевой промышленности, и протираются насухо. Особенно тщательно должны протираться ручки и нижние части дверей. Наружные двери промываются по мере надобности, но не реже 1 раза в неделю.
6.9. Перила лестничных клеток и ручки дверей должны промываться не реже 1 раза в смену. Ступени лестничных клеток подметаются влажными швабрами и моются не реже 1 раза в смену.
6.10. Влажная уборка полов должна производиться ежесменно, причем полы необходимо предварительно подметать влажными вениками или швабрами, а затем мыть и протирать насухо.
В случае необходимости полы очищают от загрязнений скребками. Жирные и липкие полы (по условиям производства) моют горячей водой с мылом или щелочным раствором несколько раз в день.
6.11. В производственных помещениях внутреннюю остекленную поверхность рам промывают по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.
6.12. Карнизы, подоконники, отопительные приборы и пространства за ними ежедневно очищаются от загрязнений.
6.13. Решетчатые и другие ограждения, вентиляционные камеры и каналы должны очищаться соответствующими работниками (электромонтеры, слесари) периодически по мере загрязнения при полном выключении моторов и рубильников.
6.14. Кабины подъемников должны ежедневно очищаться и протираться влажной ветошью при соблюдении всех правил техники безопасности в присутствии лифтера.
6.15. Перед входами в производственные помещения должны быть коврики, смоченные дезинфицирующими растворами.
6.16. Уборка производственных помещений во всех сменах должна проводиться уборщицами, а уборка рабочих мест самими рабочими.
Примечание. Использование уборщиц на производственных работах запрещается.
6.17. Уборщицы должны быть снабжены уборочным инвентарем, средствами для мытья и чистки.
Уборочный материал, инвентарь для уборки производственных помещений должны маркироваться и храниться в отдельных шкафах, запрещается использовать его для других целей, кроме соответствующих маркировке.
6.18. Применяемые для санитарной обработки ветошь и мелкий инвентарь после окончания работы очищают, промывают в специальных моечных помещениях, кипятят и сушат.
6.19. Производственные и вспомогательные помещения

ПИСЬМО Минюста СССР от 19.02.1976 n К-18-103 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ (КОМБИНАТЕ)>  »
Документы СССР »
Читайте также