ПРИКАЗ Минморфлота СССР от 09.01.1976 n 6 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР


МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПРИКАЗ
от 9 января 1976 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ
МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР
1. Утвердить Устав службы на судах морского флота Союза ССР и ввести в действие с 1 января 1977 года.
2. Считать утратившим силу с 1 января 1977 года Устав службы на судах морского флота Союза ССР, утвержденный Приказом ММФ от 23 октября 1965 г. N 187.
3. Рекламбюро обеспечить издание и рассылку Устава службы на судах морского флота Союза ССР до 1 октября 1976 года.
4. Мортехснабу обеспечить Рекламбюро необходимыми материалами для качественного издания Устава службы на судах ММФ Союза ССР.
5. Руководителям управлений и отделов, организаций и предприятий ММФ привести с 1 января 1977 года, изданные ранее, нормативные документы (приказы, инструкции, наставления и т.д.) в соответствие с новым Уставом службы на судах ММФ, а по нормативным актам, утвержденным руководством ММФ, дать к 1 октября 1976 года предложения для внесения в эти акты необходимых изменений.
Заместитель Министра
В.И.ТИХОНОВ



Утвержден
Приказом Министерства
морского флота Союза ССР
от 9 января 1976 г. N 6
УСТАВ
СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР
(Извлечение)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав определяет основы организации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и права лиц судового экипажа.
2. Требования настоящего Устава распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.
3. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.
Глава III. ЭКИПАЖ СУДНА
32. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
33. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы.
Капитан, старший помощник капитана, первый помощник капитана и старший (главный) механик <*> являются старшим командным составом судна.
--------------------------------
<*> В дальнейшем старший (главный) механик именуется "старшим механиком".
К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.
34. Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей должности.
35. Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности.
36. Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего квалификационного свидетельства на право занятия определенной должности.
37. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):
(01) служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, а также выполнение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна, и возглавляется старшим помощником капитана;
(02) служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечивает техническую эксплуатацию судовых технических средств <*> и корпуса судна; комплектуется из членов экипажа, обеспечивающих вахтенное обслуживание механической (энергетической) установки <**>, а также из членов экипажа, не несущих постоянной вахты и занятых профилактическими, ремонтными и наладочными работами, и возглавляется старшим механиком. Ее состав и численность устанавливаются раздельно для ходового и стояночного режимов работы судна;
--------------------------------
<*> Под судовыми техническими средствами понимаются установки, агрегаты, механизмы и другое оборудование судна, обеспечивающие его работоспособность в соответствии с назначением.
<**> В дальнейшем именуется "механическая установка".
(03) служба быта обеспечивает обслуживание экипажа судна и возглавляется помощником капитана по хозяйственной части;
(04) пассажирская служба обеспечивает обслуживание пассажиров и возглавляется помощником капитана по пассажирской части;
(05) радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу радиотехнических, радионавигационных средств и возглавляется начальником радиостанции;
(06) медико - санитарная служба обеспечивает охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам и возглавляется судовым врачом;
(07) учебная служба на учебных и учебно - производственных судах обеспечивает организацию учебного процесса и плавательной практики курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощником капитана по учебной части.
Составы служб определяются их руководителями и утверждаются капитаном судна.
38. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, готовности к действию и сохранности распределяются в заведование определенным членам экипажа судна.
Распределение по заведованиям определяется настоящим Уставом, судовыми расписаниями, должностными инструкциями и утверждается капитаном.
39. Каждый член экипажа обязан:
(01) поддерживать престиж Советского Союза, честь и достоинство советского моряка, воспитывать в себе и в подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;
(02) строго хранить государственную тайну;
(03) беречь социалистическую собственность;
(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства морского флота;
(05) добросовестно выполнять служебные обязанности, повседневно бороться за повышение производительности труда, активно участвовать в выполнении производственных задач экипажа, способствовать достижению высоких показателей в выполнении производственно - финансовых планов и рейсовых заданий судна;
(06) знать свою специальность, устройство судна и свое заведование, постоянно совершенствовать свои знания;
(07) быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро выполнять распоряжения командиров;
(08) знать и четко выполнять свои обязанности по борьбе за живучесть судна; уметь использовать согласно своим обязанностям судовые технические средства борьбы за живучесть, аварийно - спасательное и противопожарное имущество и инвентарь; уметь пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами;
(09) твердо знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожаробезопасности и санитарные правила, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях;
(10) быть чисто и опрятно одетым, соблюдать правила ношения форменной одежды.
40. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильное использование.
Член экипажа, ведающий судовым техническим средством, которым пользуется широкий круг лиц, обязан следить, чтобы у этого средства находилась инструкция о порядке пользования им.
41. Член экипажа при обнаружении ненормальной работы или неудовлетворительного состояния технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), а также непосредственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.
42. Без разрешения своего командира и ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.
43. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.
44. Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.
45. Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.
46. Лица, связанные по характеру своей работы на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей продуктов питания, обязаны своевременно проходить установленный врачебный осмотр.
47. Если наличие специально подготовленных кадров позволяет уменьшить штатную численность экипажа, допускается в установленном порядке совмещение двух или нескольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжительности его рабочего времени.
Лица, работающие по двум или нескольким совмещенным специальностям (должностям), должны иметь квалификационные документы и выполнять все обязанности и требования, предусмотренные настоящим Уставом, с учетом издаваемых Министерством морского флота и судовладельцем специальных положений, устанавливающих порядок совмещения специальностей (должностей) и соответствующую форму организации труда на судах.
48. При исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным. При обращении лица командного состава к младшему по должности члену экипажа последний должен вставать.
Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.
В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.
49. При списании с судна члена экипажа последний должен сдать дела, свое заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу или лицу, указанному командиром, по акту, который представляется своему непосредственному командиру.
50. Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.
Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отдыха судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном.
51. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разрешается увольнение не более 2/3 экипажа.
52. Членам экипажа, а также другим лицам, на которых распространяются требования настоящего Устава (ст. 2), запрещается приносить на судно и употреблять спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде.
Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вахту в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от исполнения служебных обязанностей.
53. Экипаж судна может быть заменен подменным экипажем как на время стоянки судна в порту, так и на определенный период плавания судна. Численность подменного экипажа устанавливается штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке в зависимости от типа судна, на котором производится подмена экипажа.
В своей деятельности подменный экипаж руководствуется настоящим Уставом.
Глава IV. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ СУДНА
54. Командный состав руководит действиями подчиненных и лично участвует в управлении судном и его эксплуатации.
55. Лица командного состава должны служить примером в труде и быту для остального экипажа судна, умело сочетать требовательность с повседневной заботой о подчиненных, развивать у них инициативу, способствовать повышению их квалификации, организовывать социалистическое соревнование, воспитывать у подчиненных чувство ответственности за порученное дело, сохранность технических средств и судового имущества, чувство патриотизма и любви к Родине, морскому флоту и своему судну.
56. Лица командного состава обязаны:
(01) всесторонне знать своих подчиненных, их деловые и моральные качества, их обязанности, организовывать и руководить их работой, повышением специальной и общей подготовки, способствовать росту производительности труда;
(02) требовать от подчиненных неуклонного соблюдения трудовой дисциплины, знания и выполнения настоящего Устава, приказов, наставлений, инструкций, правил и положений, действующих на морском флоте, и проверять точное выполнение подчиненными своих служебных обязанностей;
(03) знать устройство, производственные и технические данные судна, мероприятия по борьбе за живучесть, технические средства своего заведования и правила эксплуатации этих средств;
(04) предъявлять в установленные сроки к освидетельствованию технические средства своего заведования и принимать необходимые меры к своевременному устранению неисправностей и повреждений;
(05) готовить технические средства своего заведования к выходу в рейс, докладывать о состоянии готовности своему командиру, обеспечивать подготовку своего заведования к плаванию в штормовых условиях;
(06) информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и особенностях предстоящего рейса;
(07) составлять план - график технического обслуживания по своему заведованию и обеспечивать его выполнение;
(08) составлять и представлять старшему механику заявки на материально - техническое снабжение и сменно - запасные части по своему заведованию, организовывать получение снабжения, его хранение, рациональное расходование и учет;
(09) составлять и представлять старшему механику ремонтные ведомости (материалы для ремонтных ведомостей) по своему заведованию, контролировать ход и качество ремонта.
57. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних с судном, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, назначением и размещением аварийно - спасательного и противопожарного имущества по всему судну, оборудования и инвентаря, с правилами обслуживания заведования и другими служебными обязанностями, с правилами техники

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 08.01.1976 n 26 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ  »
Документы СССР »
Читайте также