<ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО> Минпроса СССР от 21.11.1974 n 102-М <О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ И ОБЛАСТНОЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЯХ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ> (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОБЛАСТНОЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ, ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ, утв. Минпросом СССР 20.11.1974; ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИЕМУ В ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПОЛИОМИЕЛИТА И ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧЕЙ, ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ) (ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ), ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ) ДЛЯ ГЛУХИХ, СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ, ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ) СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ)


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 21 ноября 1974 г. N 102-М
Министерство просвещения СССР направляет новые Положения о республиканских и областных методико-педагогических комиссиях и Инструкции по приему в специальные школы для детей с недостатками физического и умственного развития.
Считать утратившими силу Положения о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях, утвержденные Министром просвещения СССР 12 февраля 1969 года, и Инструкции по приему в школы для детей с дефектами умственного и физического развития, утвержденные заместителем Министра просвещения СССР 11 февраля 1969 года.
Заместитель Министра
М.И.КОНДАКОВ


Приложение N 1
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 г. N 102-М
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
20 ноября 1974 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЛАСТНОЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Цели и задачи
Областная медико-педагогическая комиссия осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения;
дает рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта;
решает вопросы о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений специального назначения или переводе из одного типа учреждения в другой;
консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения специального назначения.
Состав и организация работы областной
медико-педагогической комиссии
1. Медико-педагогическая комиссия организуется при областном отделе народного образования.
Примечание. В республиках, не имеющих областного деления, а в случае необходимости и при наличии условий в областях при районном (городском) отделе народного образования могут создаваться медико-педагогические комиссии, которые в своей работе руководствуются данным Положением.
2. В состав областной медико-педагогической комиссии входят:
- представитель областного отдела народного образования - председатель комиссии;
- представитель областного отдела здравоохранения - заместитель председателя комиссии;
- представитель отдела социального обеспечения;
- члены комиссии: детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, психолог, педагог-дефектолог, дефектолог дошкольного учреждения, логопед, секретарь комиссии.
3. Персональный состав медико-педагогической комиссии утверждается областными отделами народного образования и здравоохранения.
4. Медико-педагогические комиссии работают по определенному графику в течение года с учетом ежедневной пропускной способности не более 10 человек.
Комиссия работает на базе областной детской больницы, специальной школы или дошкольного учреждения, где имеются необходимые условия для всестороннего обследования детей.
5. В дни работы областной медико-педагогической комиссии члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.
6. В областную медико-педагогическую комиссию районными отделами народного образования направляются списки детей для обследования и документы на каждого ребенка (Приложение).
7. На основании полученных документов секретарь комиссии назначает время приема и извещает об этом школу или дошкольное учреждение, родителей или лиц, их заменяющих.
При обследовании ребенка на комиссии присутствие родителей или лиц, их замещающих, обязательно.
8. Медико-педагогические комиссии в своих рекомендациях руководствуются инструкциями по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения для детей с недостатками физического и умственного развития.
9. Медико-педагогические комиссии ведут журнал приема, в котором записывается фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения, место жительства, диагноз и тип учреждения, куда рекомендовано направить ребенка.
10. Данные медико-педагогического обследования каждого ребенка протоколируются.
Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключением комиссии и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в ту школу, куда направлен ученик.
11. Комплектование специальных школ-интернатов (школ) и дошкольных учреждений специального назначения производит областной (районный, городской) отдел народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Родители или лица, их заменяющие, получают путевки в соответствующие спецшколы и дошкольные учреждения.
Определение уровня подготовленности и распределение учащихся по классам производятся школьными комиссиями. Комплектование возрастных групп в дошкольных учреждениях проводится администрацией.
12. Заключения медико-педагогической комиссии о детях, подлежащих лечению или устройству в учреждения системы собеса, направляются в областной отдел здравоохранения для определения ребенка в соответствующее лечебное учреждение или в отдел социального обеспечения для направления в дома-интернаты.
13. Прием детей в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения, отчисление или перевод из школы, дошкольного учреждения одного типа в другой без заключения областной (районной, городской) медико-педагогической комиссии не разрешаются.
14. В тех случаях, когда окончательный диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых задержках психического развития или пограничных состояниях между дебильностью и имбецильностью может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ребенок направляется во вспомогательную школу с целью уточнения диагноза сроком не более одного года. В случае необходимости по истечении этого срока он повторно направляется на медико-педагогическую комиссию для определения типа учреждения, в котором ребенок должен обучаться.
Примечание. При наличии необходимого количества таких детей допускается организация диагностических классов и диагностических дошкольных групп раздельно для каждой категории этих детей в составе вспомогательных школ или дошкольных учреждений специального назначения. Методическое руководство работой диагностических классов и дошкольных групп осуществляется медико-педагогическими комиссиями.
15. Контроль за правильной организацией работы областной медико-педагогической комиссии возлагается на заведующих областными отделами народного образования и здравоохранения.


Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
НА МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ
1. Педагогическая характеристика учащегося, отражающая данные о продолжительности его обучения в школе, подробный анализ успеваемости и поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.)
2. Письменные работы учащегося (для дошкольников).
3. Подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом детской поликлиники, с заключениями:
- педиатра об общем состоянии ребенка;
- психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
- отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (привести данные о восприятии разговорной и шепотной речи, данные аудиограммы);
- офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом;
- врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата).
4. Свидетельство о рождении предъявляется.
Примечание. На детей, не обучавшихся в школе, предъявляются документы, указанные в п. п. 3, 4.
На детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, представляются характеристики из этих учреждений.


Приложение N 2
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 г. N 102-М
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
20 ноября 1974 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Цели и задачи
Республиканская медико-педагогическая комиссия:
- рассматривает диагностически сложные и конфликтные случаи на основании документов, представленных областными (районными, городскими) медико-педагогическими комиссиями;
- оказывает консультативную, организационную и методическую помощь в работе областных (районных, городских) медико-педагогических комиссий;
- организует мероприятия по повышению квалификации врачей и педагогов - членов областных (районных, городских) медико-педагогических комиссий;
- участвует в разработке предложений по развитию сети специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) и дошкольных учреждений специального назначения республики и мер по улучшению дела обучения, воспитания и медицинской помощи детям с дефектами умственного и физического развития;
- разрабатывает мероприятия по своевременному выявлению и учету аномальных детей разных категорий (как состоящих на учете в детских медицинских учреждениях, так и из числа стойко неуспевающих массовой школы), подлежащих обучению в специальных школах-интернатах (школах) и содержанию в дошкольных учреждениях специального назначения.
Состав и организация работы республиканской
медико-педагогической комиссии
1. Медико-педагогические комиссии организуются при министерствах просвещения (народного образования) союзных республик.
2. В состав республиканской медико-педагогической комиссии входят:
- представитель министерства просвещения (народного образования) союзной республики - председатель комиссии;
- представитель министерства здравоохранения союзной республики - заместитель председателя комиссии;
- представитель министерства социального обеспечения союзной республики;
- высококвалифицированные специалисты: детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, педагог-дефектолог, дефектолог дошкольного учреждения, психолог.
3. Персональный состав республиканской медико-педагогической комиссии утверждается министерством просвещения (народного образования) и министерством здравоохранения союзной республики.
4. Республиканская медико-педагогическая комиссия собирается на заседания регулярно. Заседания комиссии протоколируются.
Решения республиканской медико-педагогической комиссии являются окончательными.
5. В период между заседаниями члены комиссии знакомятся с работой областных медико-педагогических комиссий, проводят консультации по организации, формам и методам работы этих комиссий, по методике обследования детей и принципам отбора в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения.
6. В дни участия в заседаниях республиканской медико-педагогической комиссии и выполнения ее заданий члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.
7. Республиканская медико-педагогическая комиссия работает на базе республиканской детской больницы, специального школьного или дошкольного учреждения, где имеются необходимые условия исследования детей.
8. Контроль за деятельностью республиканской медико-педагогической комиссии осуществляется министерством просвещения (народного образования) и министерством здравоохранения республики.


Приложение N 3
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 г. N 102-М
Утверждаю
Заместитель Министра
просвещения СССР
М.КОНДАКОВ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИЕМУ В ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
ПОЛИОМИЕЛИТА И ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧЕЙ
I. Приему в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей подлежат дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:
а) с церебральными параличами;
б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;
в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;
г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.
II. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако в отдельных случаях, как в подготовительный, так и в другие классы, допускается прием с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.
Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.
Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ.
Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.
III. Не подлежат приему в спецшколу-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:
а) дети, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального подхода;
б) страдающие частыми эпилептическими припадками;
в) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы;
г) дети, страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии.
IV. Направление в школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата производится органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.


Приложение N 4
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 г. N 102-М
Утверждаю
Заместитель Министра
просвещения СССР
М.КОНДАКОВ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
(ШКОЛЫ) (ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ)

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ (утв. Минздравом СССР 18.11.1974 n 1197-74)  »
Документы СССР »
Читайте также