ПРИКАЗ Минвуза СССР от 11.06.1973 n 513 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 11 июня 1973 г. N 513
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ
И ЗАЧЕТАХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР
1. В соответствии с Положением о высших учебных заведениях СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969 г. N 64, утвердить прилагаемое Положение о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях, согласованное с министерствами и ведомствами СССР и союзных республик.
2. Считать утратившими силу Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 2 января 1962 г. N 2; Приказы Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 19 июня 1939 г. N 333 и от 17 апреля 1941 г. N 220; инструктивное письмо Министерства высшего образования СССР от 14 января 1955 г. N И-7; подпункт "д" пункта 4 Приказа Министерства высшего образования СССР от 17 февраля 1956 г. N 167; подпункты "в", "г" и "ж" (в части, касающейся сдачи экзаменов и зачетов студентами вузов) пункта 1 Приказа по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 30 марта 1960 г. N 179; подпункты "б", "в", "г" и "з" (и части, касающейся сдачи студентами вузов экзаменов и зачетов) пункта 1 Приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 21 ноября 1961 г. N 320.



ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ СССР
1. Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
2. Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.
В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.
3. Студенты обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебными планами, а также утвержденными программами, едиными для дневных, вечерних и заочных высших учебных заведений (филиалов, факультетов, отделений).
4. Студенты могут сдавать экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, практикумам и семинарам, и по их желанию результаты сдачи вносятся в ведомость, зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому).
5. Курсовые экзамены на дневных факультетах сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.
Деканам факультетов с учетом мнения общественных организаций предоставляется право разрешать хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими установленных практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.
Студенты, которым разрешен в порядке исключения в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, устанавливаемые деканами факультетов.
6. В вечерних высших учебных заведениях (филиалах, факультетах, отделениях) экзаменационные сессии проводятся на каждом курсе в два периода с чередованием по курсам, специальностям в зависимости от производственных условий предприятий, на которых работают студенты.
7. В заочных высших учебных заведениях (филиалах, факультетах, отделениях) лабораторно-экзаменационные сессии могут проводиться группами только в учебных помещениях под наблюдением директора филиала, декана факультета в различные периоды времени в зависимости от производственных интересов предприятий, на которых работают студенты, и по предварительной записи.
Периоды и количество лабораторно-экзаменационных сессий в учебном году на каждом курсе устанавливаются ректором вуза, но не более четырех сессий в течение учебного года.
Успевающим студентам-заочникам, выполнившим полностью учебный план соответствующего курса, ректор высшего учебного заведения может разрешить сдачу экзаменов и зачетов по дисциплинам следующих курсов, при условии выполнения ими по этим дисциплинам контрольных и лабораторных работ, а также курсовых проектов (работ), установленных учебными планами.
8. Не разрешается направлять студентов-заочников для сдачи экзаменов и зачетов в другие высшие учебные заведения, а также проводить прием экзаменов и зачетов в учебно-консультационных пунктах.
9. Ректоры обязаны согласовывать графики экзаменационных сессий в вечерних вузах (филиалах, факультетах, отделениях), а также графики лабораторно-экзаменационных сессий в заочных вузах (филиалах, факультетах, отделениях) с руководителями тех предприятий, на которых работает большое число студентов данного учебного заведения.
10. Студенты дневных факультетов, а также вечерних филиалов (факультетов, отделений) допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи установленных расчетно-графических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.
При наличии уважительных причин по ходатайству общественных организаций декану факультета в отдельных случаях предоставляется право допускать до экзаменационных сессий студентов дневного обучения, не сдавших зачеты по дисциплинам, по которым не установлены экзамены.
Студенты заочных высших учебных заведений (филиалов, факультетов, отделений) допускаются к участию в лабораторно-экзаменационной сессии, если они не имеют задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнили все контрольные работы и курсовые проекты (работы) по дисциплинам, выносимым на сессию. Выполненными считаются засчитанные контрольные работы и допущенные к защите курсовые проекты (работы).
11. Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденным соответствующим учреждением, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.
12. Успешно обучающимся студентам заочных и вечерних высших учебных заведений (филиалов, факультетов, отделений) до начала лабораторно-экзаменационной (экзаменационной) сессии высылаются (выдаются) справки-вызовы прилагаемого образца.
Выдача справок-вызовов и явка студентов-заочников и вечерников на экзамены подлежат строгому учету.
13. Успешно обучающимися и имеющими право на дополнительный оплачиваемый отпуск считаются студенты:
а) вечерних высших учебных заведений (филиалов, факультетов, отделений), сдавшие все зачеты, предусмотренные учебным планом, выполнившие и сдавшие установленные расчетно-графические и другие работы по дисциплинам учебного плана данного семестра;
б) заочных вузов (филиалов, факультетов, отделений), не имеющие задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнившие все контрольные работы и курсовые проекты (работы) по дисциплинам, выносимым на сессию.
14. Студенты заочных и вечерних вузов (филиалов, факультетов, отделений), которым по уважительным причинам перенесен срок лабораторно-экзаменационной (экзаменационной) сессии, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск.
15. Студенты вечерних и заочных вузов (филиалов, факультетов, отделений), оставленные по уважительным причинам на повторный курс и не пользовавшиеся за данный курс оплачиваемым дополнительным отпуском для сдачи курсовых экзаменов и зачетов, имеют на него право, если они за второй год обучения успешно выполнили соответствующий учебный план.
16. Студенты-заочники, не выполнившие учебного плана и не имеющие права на дополнительный оплачиваемый отпуск, но прибывшие на лабораторно-экзаменационную сессию самостоятельно или по уведомлению вуза, допускаются к консультациям преподавателей, выполнению лабораторно-практических работ, сдаче зачетов и в установленном порядке к сдаче экзаменов без последующего предоставления оплачиваемого отпуска за текущий учебный год.
17. Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется с учетом предложений студенческих организаций, утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее чем за месяц до начала экзаменов.
Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено, как правило, не менее 3 - 4 дней.
18. При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.
19. Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. Форма проведения экзамена устанавливается советом высшего учебного заведения (филиала, факультета). При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также помимо теоретических вопросов давать задачи и примеры по программе данного курса.
20. Экзамены принимаются лицами, которым разрешено в соответствии с действующими положениями чтение лекций, как правило, лекторами данного потока. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
21. Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут приводиться в виде контрольных работ на практических занятиях.
Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах.
По общественным наукам зачеты проводятся путем опроса студентов. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.
22. Зачеты по отдельным курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии.
23. Учебная практика студентов засчитывается преподавателем на основе отчетов, составляемых студентами в соответствии с утвержденной программой. Зачет по производственной практике проставляется на основе результатов защиты студентами отчетов перед специальной комиссией, выделенной кафедрой, с участием руководителя производственной практикой.
24. Зачеты по курсовым проектам (работам) проставляются на основе результатов защиты студентами курсовых проектов (работ) перед специальной комиссией, выделенной кафедрой, с участием непосредственного руководителя проекта (работы).
25. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями.
26. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения ректора высшего учебного заведения, проректора по учебной работе или декана факультета не допускается.
27. Успеваемость студентов определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
Когда отдельные разделы курса, по которым установлен один экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен может проводиться с их участием, но проставляется одна оценка.
Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости.
Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами "не явился". Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета проставляется неудовлетворительная оценка.
28. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено". Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") проставляются по курсовым проектам (работам), производственной практике, по черчению, а также по специальным дисциплинам вузов (факультетов) искусства и архитектуры (живопись, рисунок, актерское мастерство и т.д.). Перечень указанных дисциплин устанавливается советом высшего учебного заведения или факультета.
29. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий курс распоряжением декана факультета.
Студенты, получившие в весеннюю сессию не более двух неудовлетворительных оценок, могут с разрешения ректора переводиться на следующий курс с обязательством ликвидации академической задолженности в первый месяц последующего за сессией семестра.
Студенты, ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок, считаются студентами данного курса.
30. Для ликвидации студентами дневной или вечерней форм обучения академической задолженности декан факультета в необходимых случаях устанавливает индивидуальные сроки, но не позднее первого месяца следующего за сессией семестра.
31. По представлению декана факультета с учетом мнения общественных организаций приказом ректора студенты, имеющие академическую задолженность, отчисляются из высшего учебного заведения:
а) не сдавшие в сессию экзаменов по трем и более дисциплинам;
б) не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности;
в) переведенные на следующий курс и не ликвидировавшие академической задолженности в установленный срок (студент считается отчисленным с курса, с которого он был переведен);
г) не выполнившие программу производственной практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, если они имеют две неудовлетворительные оценки по курсовым экзаменам.
32. Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются повторно на практику в период студенческих каникул.
33. Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В отдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу в период экзаменационной сессии тому же экзаменатору одного экзамена по дисциплине, по которой получена неудовлетворительная оценка.
Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз. Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается ректором вуза в исключительных случаях по представлению декана факультета с учетом мнения общественных организаций.
34. Повторное обучение студента на одном из курсов допускается в виде исключения не более двух раз за весь срок его пребывания в вузе.
Решение вопроса об оставлении студента на повторное обучение в первый раз производится ректором по представлению декана при наличии уважительных причин (болезни, семейных обстоятельств, служебных командировок), подтвержденных документально, с учетом мнения общественных организаций высшего учебного заведения и факультета.
Для рассмотрения вопроса об оставлении студента на повторное обучение второй раз ректор вуза направляет его на медицинскую комиссию в порядке, установленном инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерством здравоохранения СССР 17 августа 1964 г. и Министерством высшего и среднего специального образования СССР 9 сентября 1964 г. Повторное обучение во второй раз допускается только на основании заключения врачебно-консультационной комиссии.
Студенту, оставленному на повторное обучение, независимо от полученных оценок за курс, по представлению декана ректор вуза может устанавливать дисциплины, по которым он должен вновь выполнить домашние, лабораторные и практические задания, прослушать курс лекций и сдать зачеты и экзамены.
35. Ректоры высших учебных заведений, проректоры, деканы факультетов и заведующие кафедрами совместно с общественными организациями в процессе экзаменационной сессии изучают качество подготовки студентов и намечают мероприятия, обеспечивающие дальнейшее улучшение учебного процесса.
Результаты экзаменов и предложения по улучшению учебного процесса после сессии выносятся на обсуждение заседаний кафедр, советов факультетов и совета высшего учебного заведения.



Штамп
высшего учебного заведения
N и дата выдачи
СПРАВКА-ВЫЗОВ
__________________________________________________________________
(наименование предприятия, учреждения)
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 июля 1959 г.
N 720 прошу Вас предоставить оплачиваемый дополнительный отпуск
для участия в лабораторно-экзаменационной (экзаменационной) сессии
студенту-заочнику (вечернику) тов. ____________________________ на
период с ___________________ по ___________________ как успешно
выполняющему учебный план.
Ректор (проректор) (подпись)
__________________________________________________________________
(линия отрыва)
СПРАВКА ОБ УЧАСТИИ В ЛАБОРАТОРНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
(ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ) СЕССИИ
Студент-заочник (вечерник) ___________________________________
(наименование высшего учебного
__________________________________________________________________
заведения, фамилия, имя и отчество)
_________________________________________________________________,
работающий в ____________________________________________________,
(наименование предприятия, учреждения)
в оплаченный дополнительный отпуск выбыл _______________ 197___ г.
__________________________________________________________________
(подпись и печать предприятия, учреждения)
Явился в вуз для участия в лабораторно-экзаменационной
(экзаменационной) сессии _________________________________________
________________________________________________________ 197___ г.
(подпись и печать высшего учебного заведения)
Закончил участие в лабораторно-экзаменационной
(экзаменационной) сессии вуза _________________________ 197___ г.,
сдав за указанный период согласно учебному плану:
а) экзаменов _____________; б) зачетов _____________.
(прописью) (прописью)
Прибыл на предприятие (в учреждение) _______________ 197___ г.
__________________________________________________________________
(подпись и печать предприятия, учреждения)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 02.07.1969 n 407 О МЕРОПРИЯТИЯХ В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЕМ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО АРХИТЕКТОРА В.П. СТАСОВА  »
Документы СССР »
Читайте также