ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ, РАСХОДОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 01.12.1971, протокол n 24, п. 11)


Утверждена
Постановлением
Президиума ВЦСПС
от 1 декабря 1971 года,
протокол N 24, п. 11
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ, РАСХОДОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В связи с Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1968 года "Об улучшении организации работы по государственному социальному страхованию и использованию средств, выделяемых на эту цель" устанавливается следующий порядок планирования, расходования и учета средств государственного социального страхования.
I. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТОВ И СМЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов утверждает бюджет государственного социального страхования в целом по стране по следующим статьям:
По доходам
I. Страховые взносы предприятий и организаций.
II. Поступления за путевки.
III. Прочие доходы.
IV. Поступления из союзного бюджета.
По расходам
I. На выплату пенсий
в том числе:
неработающим пенсионерам;
работающим пенсионерам.
II. На выплату пособий
в том числе:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам.
III. На выплату пособий на детей.
IV. На организацию санаторно-курортного лечения и отдыха рабочих, служащих и их детей
в том числе:
на дотацию на заработную плату и питание.
V. На осуществление социального страхования.
VI. На прочие расходы.
VII. Капвложения.
2. Советы профсоюзов, республиканские, краевые, областные, городские и районные комитеты профсоюзов утверждают бюджет социального страхования по следующим статьям:
По доходам
I. Страховые взносы предприятий и организаций.
II. Поступления за путевки.
III. Прочие доходы.
IV. Поступления средств от вышестоящих профсоюзных органов.
По расходам
I. На выплату пособий
в том числе:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам.
II. На выплату пособий на детей.
III. На выплату пенсий работающим пенсионерам.
IV. На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания.
V. На путевки в санатории для инвалидов Отечественной войны.
VI. На содержание санаториев-профилакториев.
VII. На приобретение путевок в санатории, дома отдыха и лечебное питание для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, студенческие оздоровительные лагеря.
VIII. На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание.
IX. Расходы по осуществлению социального страхования
в том числе:
на организационно-административные расходы;
на содержание технической инспекции;
на содержание доверенных врачей;
на премирование.
X. Прочие расходы.
XI. Капвложения.
XII. Перечисление средств вышестоящим профсоюзным органам.
3. Фабричные, заводские, местные комитеты профсоюзов утверждают сметы по социальному страхованию по следующим статьям:
По доходам
I. Страховые взносы.
II. Поступления за путевки.
III. Прочие доходы.
IV. Поступления средств от вышестоящих профсоюзных органов.
По расходам
I. На выплату пособий по временной нетрудоспособности.
II. На выплату пособий по беременности и родам.
III. На выплату пособий на детей.
IV. На выплату других пособий (на рождение ребенка, на погребение).
V. На выплату пенсий работающим пенсионерам.
VI. На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания
в том числе:
на путевки в санатории;
на путевки в дома и базы отдыха;
на оплату проезда в санатории;
на лечебное питание.
VII. На путевки в санатории для инвалидов Отечественной войны.
VIII. На путевки в санатории-профилактории.
IX. На приобретение путевок в санатории, дома отдыха и лечебное питание для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, студенческие оздоровительные лагеря.
X. На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание.
XI. Перечисление средств вышестоящим профсоюзным органам.
II. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ,
КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ, ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ КОМИТЕТОВ
И СМЕТ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ФАБРИЧНЫХ,
ЗАВОДСКИХ И МЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ ПРОФСОЮЗОВ
4. Фабричный, заводской и местный комитет профсоюза с числом работающих более 300 человек составляет проект сметы по государственному социальному страхованию на планируемый год и представляет в установленные сроки вышестоящему профсоюзному органу по подчиненности.
Районные, городские, областные, краевые и республиканские комитеты или советы профсоюзов составляют для предприятий и организаций с числом работающих до 300 человек проект сводной сметы.
Районный, городской, областной, краевой и республиканский комитет профсоюза с учетом смет по социальному страхованию фабричных, заводских и местных комитетов профсоюза и сводной сметы по предприятиям и организациям с числом работающих до 300 человек составляет проект бюджета государственного социального страхования по комитету в целом и представляет его вышестоящему комитету или совету профсоюзов.
Совет профсоюзов составляет проект бюджета государственного социального страхования по области, краю, республике с учетом проектов бюджетов социального страхования областных, краевых или республиканских комитетов профсоюзов и смет фабричных, заводских и местных комитетов профсоюзов, находящихся в его непосредственном обслуживании, и представляет его в установленные сроки в ВЦСПС.
При составлении проектов бюджетов (смет) социального страхования советам и комитетам профсоюзов следует руководствоваться следующим:
По доходам
План поступлений страховых взносов определяется по каждому предприятию и организации, району, области, краю, республике на основе фондов заработной платы, планируемых соответствующими органами, с включением в них сумм всех видов вознаграждений и премий, установленных системами оплаты труда и премиальными Положениями, независимо от источников финансирования (из фондов материального поощрения, премий, получаемых за ввод в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов строительства; за экономию топлива, электрической и тепловой энергии; за изготовление и отгрузку продукции для экспорта; за выполнение и перевыполнение плана изготовления ширпотреба; за сбор и сдачу отработанных подшипников, годных для восстановления; за сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов, пищевых отходов и других вознаграждений, выплат и премий) с учетом динамики этих показателей за ряд лет и тарифа страховых взносов. При этом суммы страховых взносов предприятий, учреждений и организаций определяются в соответствии с тарифами, установленными для данного профсоюза.
Тарифы страховых взносов по профсоюзам установлены в следующих размерах <*>:
------------------------------------
<*> Приводятся новые тарифы страховых взносов, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1980 г. N 54 "О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам", которые вводятся в действие с 1 января 1982 года, а по профессиональному союзу рабочих строительства и промышленности строительных материалов в части работников, занятых в строительстве, - одновременно с введением новых сметных норм и цен в строительстве:
рабочих авиационной промышленности 14
авиационных работников 14
рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 5,3
рабочих автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения 14
рабочих геологоразведочных работ 7
работников государственной торговли и потребительской
кооперации 7
работников государственных учреждений 7
рабочих железнодорожного транспорта 10
работников культуры 7
рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей
промышленности 8
рабочих машиностроения и приборостроения 14
медицинских работников:
для работников медицинской промышленности 14
для работников здравоохранения 7
рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых
предприятий:
для работников местной промышленности 12
для работников коммунально-бытовых предприятий 4,7
рабочих металлургической промышленности 10
рабочих морского и речного флота 10
рабочих нефтяной и газовой промышленности 14
рабочих оборонной промышленности 14
рабочих общего машиностроения 14
рабочих пищевой промышленности 14
работников просвещения, высшей школы и научных учреждений 7
рабочих радиоэлектронной промышленности 14
работников связи 7
работников сельского хозяйства 4,4
рабочих строительства и промышленности строительных
материалов 12
рабочих судостроительной промышленности 14
рабочих текстильной и легкой промышленности 14
рабочих тяжелого машиностроения 14
рабочих угольной промышленности 9
рабочих химической и нефтехимической промышленности 14
рабочих электростанций и электротехнической промышленности 14.
рабочих угольной промышленности 9,0
рабочих нефтяной и химической промышленности 8,4
рабочих металлургической промышленности 7,9
рабочих машиностроения 7,7
рабочих судостроительной промышленности 7,7
рабочих железнодорожного транспорта 7,5
рабочих авиационной и оборонной промышленности 7,3
рабочих текстильной и легкой промышленности 6,8
рабочих пищевой промышленности 6,8
рабочих морского и речного флота 6,7
авиационных работников 6,7
рабочих электростанций и электротехнической промышленности 6,6
рабочих радио- и электронной промышленности 6,6
рабочих строительства и промышленности строительных
материалов 6,1
медицинских работников 5,5
работников просвещения, высшей школы и научных учреждений 5,5
работников культуры 5,5
работников государственных учреждений 5,5
работников связи 5,3
рабочих автотранспорта и шоссейных дорог 5,3
рабочих геологоразведочных работ 4,8
рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей
промышленности 4,7
рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых
предприятий 4,7
работников государственной торговли и потребительской
кооперации 4,5
рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок 4,4.
5. Поступления за путевки в санатории, дома отдыха и туристские базы, выдаваемые за счет средств социального страхования на льготных условиях, планируются с увеличением пропорционально росту поступления страховых взносов.
Поступления за путевки в действующие санатории-профилактории определяются исходя из количества путевок, установленного планом обслуживания в санаториях-профилакториях в планируемом году, и средней стоимости путевки. При открытии нового санатория-профилактория в течение года республиканский, краевой, областной комитет или совет профсоюзов устанавливает соответствующему комитету дополнительный план поступлений за путевки с учетом числа путевок, которые будут выделены в этот профилакторий.
6. План прочих доходов (возмещение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с травмами или профессиональными заболеваниями, происшедшими по вине администрации предприятий и организаций, пени за просрочку платежей и другие) устанавливается на основе отчетных данных за предыдущие годы и предполагаемого исполнения за текущий год.
Примечание. План поступления страховых взносов, поступлений за путевки и прочих доходов составляется с разбивкой по периодам (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) применительно к отчетным данным о поступлении этих доходов по периодам за последний отчетный год.
Например, в отчетном году по комитету профсоюза поступило страховых взносов 150,0 тыс. рублей. Из них в I квартале - 38,3 тыс. рублей, или 25,5% к общей сумме, поступившей за год, в I полугодии - 75,0 тыс. рублей, или 50%, за 9 месяцев - 114,0 тыс. рублей, или 76,0%.
Предположим, что на планируемый год данному комитету план страховых взносов определен в сумме 160 тыс. рублей.
Распределение поступлений страховых взносов по периодам на планируемый год следует произвести по удельному весу поступлений взносов за соответствующие периоды в отчетном году по отношению к поступившей сумме в год. С учетом этого план поступлений взносов в I квартале определяется в размере 25,5% от 160 тыс. рублей, или 40,8 тыс. рублей, в I полугодии - 50%, или 80,0 тыс. рублей, на 9 месяцев - 76%, то есть 121,6 тыс. рублей.
В таком же порядке определяются по периодам года поступления за путевки и прочие доходы.
По расходам
7. Расходы по бюджетам (сметам) социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, на выплату пособий по беременности и родам определяются вышестоящим профсоюзным органом раздельно в процентах к сумме собственных доходов.
Эти проценты являются основанием для определения суммы ассигнований на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по бюджету (смете) социального страхования совета или комитета профсоюзов.
Процент расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности определяется исходя из фактических расходов на выплату пособий, произведенных на предприятии и в организации за последние три года, сокращенных на сумму перерасхода пособий в связи с имевшими место эпидемическими вспышками гриппа, а также с учетом дальнейшего улучшения профилактической работы и снижения заболеваемости рабочих и служащих.
При этом тем комитетам профсоюзов, где при прочих равных условиях потери от заболеваемости являются наиболее высокими, а следовательно, имеются резервы для улучшения условий труда и снижения заболеваемости, процент расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности определяется с большим снижением.
В таком же порядке определяется размер расходов в проценте к собственным доходам на выплату пособий по беременности и родам.
Одновременно с этим, исходя из намеченной суммы ассигнований на выплату пособий по временной нетрудоспособности, исчисляется расчетный показатель временной нетрудоспособности в днях на 100 работающих на планируемый год.
Для этого определяется размер дневного пособия в рублях и копейках, исходя из дневной заработной платы, принятой на планируемый год, и размера дневного пособия в процентах к дневной заработной плате за последний отчетный год. Затем исчисленная сумма расходов на выплату пособий делится на размер дневного пособия и устанавливается абсолютное число дней временной нетрудоспособности. Полученное абсолютное число дней делится на планируемую численность работающих, в результате получается число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих. При этом расчетный показатель числа дней временной нетрудоспособности на 100 работающих на планируемый год устанавливается не выше минимально достигнутого показателя за последние три года. В тех случаях, когда исчисленный в указанном выше порядке показатель временной нетрудоспособности будет выше, он должен быть уменьшен до минимально достигнутого показателя за последние три года и соответственно этому уменьшен размер ассигнований на выплату пособий в процентах к собственным доходам бюджета (сметы).
Этот расчетный показатель доводится до советов и комитетов профсоюзов одновременно с бюджетом (сметой) социального страхования.
8. При определении ассигнований на организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания, на содержание пионерских лагерей и внешкольное обслуживание (кроме расходов на путевки в санатории для инвалидов Отечественной войны, на содержание санаториев-профилакториев и на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и лечебное питание для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, студенческие оздоровительные лагеря, финансирование которых осуществляется целевым назначением в пределах общих ассигнований, утвержденных по бюджету государственного социального страхования на организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания) принимается процент к сумме собственных доходов, утвержденный по бюджету (смете) на текущий год.
По вновь организованным предприятиям и учреждениям процент к доходам определяется исходя из фактического числа путевок в санатории, дома отдыха и туристские базы на 1000 работающих на аналогичных предприятиях и в учреждениях данной отрасли и средней стоимости путевок, принятой в расчетах по сметам социального страхования ФЗМК.
При этом путевки в санатории, дома отдыха и туристские базы, приобретенные за счет средств фонда оздоровительных мероприятий, не учитываются.
Общая сумма расходов на приобретение путевок на планируемый год распределяется по каждому виду путевок, то есть в санатории, дома отдыха, туристские базы, пропорционально распределению этих расходов по плану на текущий год. Число путевок определяется путем деления исчисленных сумм на плановую стоимость путевок в санатории, дома отдыха, туристские базы, предусмотренную по бюджету (смете) на текущий год.
Например, комитету профсоюза по смете социального страхования план собственных доходов на текущий год определен в сумме 5 млн. рублей, а расходы на путевки в санатории, дома отдыха и туристские базы - 250 тыс. рублей, или 5% к собственным доходам. Из них расходы на путевки в санатории утверждены в сумме 150 тыс. рублей, или 60%, в дома отдыха в сумме 90 тыс. рублей - 36% и на путевки в туристские базы - 10 тыс. рублей, или 4% от расходов на все путевки.
Предположим, что на планируемый год этому комитету профсоюза с учетом роста собственных доходов план поступлений их будет утвержден в сумме 5,5 млн. рублей, то расходы на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и туристские базы должны быть определены также в размере 5%, то есть в сумме 275 тыс. рублей. При этом расходы на путевки в будущем году по плану должны определяться: в санатории - в сумме 165 тыс. рублей (60% от 275 тыс. рублей), в дома отдыха - 99 тыс. рублей (36% от 275 тыс. рублей), в туристские базы - 11 тыс. рублей (4% от 275 тыс. рублей).
Количество путевок в санатории определяется путем деления суммы 165 тыс. рублей на плановую цену путевок 113 руб. и составит 1460 путевок. Соответственно определяется количество путевок в дома отдыха и туристские базы.
Ассигнования на приобретение санаторных путевок для инвалидов Отечественной войны и на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и на лечебное питание для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, студенческие оздоровительные лагеря определяются в порядке, устанавливаемом ВЦСПС.
Ассигнования на содержание санаториев-профилакториев определяются исходя из пропускной способности в год и утвержденной стоимости путевок.
Советы и комитеты профсоюзов устанавливают профсоюзным организациям процент расходов на содержание (дотацию) пионерских лагерей и на диетическое (лечебное) питание исходя из наличия собственной или арендованной базы и возможности для полного и целесообразного расходования средств.
Расходы на ремонт, оборудование и аренду по установленным ВЦСПС нормам должны предусматриваться только для пионерских лагерей, находящихся на балансе учреждений и организаций, объединяемых профессиональными союзами работников государственных учреждений, культуры, просвещения, высшей школы и научных учреждений и медицинских работников.
9. Ассигнования на выплату других пособий (на рождение ребенка, на погребение) определяются исходя из отчетных данных за предыдущие годы и предполагаемых расходов за текущий год.
Ассигнования на выплату пособий на детей определяются исходя из размера пособия на одного ребенка, численности детей, получавших пособия за последние годы, и ожидаемой численности детей за текущий год.
10. Расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам планируются с учетом фактических расходов за предыдущие годы, ожидаемого исполнения в текущем году, увеличения численности пенсионеров, а также среднего размера пенсий.
11. Расходы на содержание технической инспекции и доверенных врачей (зарплата, начисления, командировки, социально-бытовые расходы, премирование) планируются в соответствии с утвержденными штатами и установленными окладами их заработной платы.
12. Ассигнования на организационно-административные расходы (содержание аппарата по социальному страхованию), премирование страхового актива, прочие расходы и капиталовложения определяются в соответствии с порядком и нормами, устанавливаемыми ВЦСПС.
Примечание. Определение ассигнований на выплату пособий по временной нетрудоспособности по периодам года (на I квартал, на I полугодие, на 9 месяцев) производится применительно к отчетным данным о расходовании средств по этой статье за соответствующие периоды по отношению к общей сумме расходов за год в последнем отчетном году, в котором не было эпидемической вспышки гриппа.
По остальным статьям: "На выплату пособий по беременности и родам", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания", "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание" и другим - по отношению расходов за соответствующий период к общей сумме расходов за год в последнем отчетном году.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТА
(СМЕТЫ) ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
13. Республиканские, краевые, областные советы и комитеты профсоюзов организуют работу по выполнению установленного по бюджету (смете) социального страхования плана по доходам, правильному расходованию средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями и нормами, обеспечивают своевременное перечисление средств в бюджет государственного социального страхования на финансирование расходов по выплате пенсий неработающим пенсионерам.
14. Комитеты профсоюзов в процессе исполнения бюджета и смет по согласованию с соответствующим вышестоящим профорганом, а советы профсоюзов - по согласованию с Отделом ВЦСПС по государственному социальному страхованию могут вносить соответствующие изменения в размеры ассигнований на путевки в санатории, дома и базы отдыха, туристские базы, лечебное питание, оплату проезда в санатории, студенческие оздоровительные и пионерские лагеря в пределах общих ассигнований, утвержденных на эти цели, и установленных норм.
15. В тех случаях, кода установленный на текущий год план собственных доходов бюджета (сметы) будет перевыполнен или фактические доходы сложатся меньше, чем намечалось по плану, соответственно в сумму ассигнований "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания", "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание" соответствующими комитетами и советами профсоюзов вносятся изменения в большую или меньшую сторону исходя из размера ассигнований в проценте к доходам, принятого по бюджету (смете).
Фабричные, заводские и местные комитеты профсоюзов, у которых за первое полугодие текущего года фактические доходы сложатся ниже, чем установлено по плану, должны произвести оценку ожидаемого поступления доходов в целом за текущий год и с учетом этого обязаны представить вышестоящему профсоюзному органу предложения об уменьшении ассигнований "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания", "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание", с таким расчетом, чтобы плановые ассигнования по указанным статьям в данном году в проценте к фактическому исполнению собственных доходов соответствовали проценту расходов на эти цели, утвержденному по смете социального страхования ФЗМК. В таком же порядке уменьшаются ассигнования, предусматриваемые по сметам социального страхования ВЦСПС, совета профсоюзов "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания", "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание", установленные в процентах к собственным доходам бюджета в целом по стране, республике, краю, области.
16. Экономия средств, полученная в истекшем году в результате снижения временной нетрудоспособности рабочих и служащих на предприятиях, в организациях и учреждениях, направляется на улучшение профилактической и оздоровительной работы и создание резерва средств, предназначенного для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае повышения заболеваемости на отдельных предприятиях (в организациях, учреждениях) или отдельных районах страны. При этом 25% полученной экономии остаются в распоряжении комитетов профсоюзов предприятий, организаций, учреждений; 50% направляются в распоряжение республиканского, краевого, областного, городского, районного комитета или совета профсоюзов (по предприятиям и учреждениям, входящим в их непосредственное обслуживание) и 25% - ВЦСПС.
Размеры экономии, оставляемой в распоряжении соответствующих профсоюзных органов, могут быть изменены ВЦСПС одновременно с утверждением бюджета государственного социального страхования.
17. По итогам исполнения бюджетов и смет социального страхования на отчетный год в советах, районных, городских, областных, краевых, республиканских комитетах профсоюзов образуются:
I. "Фонд улучшения профилактической работы" за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
II. "Фонд оздоровительных мероприятий" в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки.
При образовании указанных фондов учитываются ассигнования, предусматриваемые по сметам социального страхования ВЦСПС, совета профсоюзов "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания", "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание", установленные в процентах к доходам бюджета в целом по стране, республике, краю, области.
Средства "Фонда улучшения профилактической работы" направляются, в первую очередь, на покрытие перерасхода установленных ассигнований на выплату пособий по временной нетрудоспособности на отдельных предприятиях, в учреждениях, организациях или в отдельных районах страны в текущем году в порядке, установленном пунктом 21 настоящей Инструкции.
Оставшиеся после этого средства "Фонда улучшения профилактической работы" направляются на создание резерва средств для покрытия расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в целом по стране в размере 2% от собственных доходов бюджета государственного социального страхования за истекший год. Порядок создания указанного резерва и перераспределения его в случае необходимости между профсоюзными органами устанавливается ВЦСПС.
После создания резерва ВЦСПС дает разрешение советам профсоюзов расходовать экономию средств сверх резерва на улучшение профилактической и оздоровительной работы.
Советы профсоюзов могут давать разрешения республиканским, краевым, областным комитетам профсоюзов расходовать средства "Фонда улучшения профилактической работы" в пределах сумм, разрешенных ВЦСПС, а также средства "Фонда оздоровительных мероприятий" на приобретение сверх плана путевок в санатории, санатории-профилактории, дома и базы отдыха, в том числе одно- и двухдневные, пансионаты, туристские базы, пионерские лагеря, на лечебное питание, на оплату проезда в санатории и другие цели по улучшению оздоровительной и профилактической работы.
Республиканские, краевые и областные комитеты профсоюзов могут разрешать профсоюзным комитетам предприятий, учреждений и организаций расходовать средства фондов на указанные выше цели.
Выдача этих путевок рабочим и служащим производится в порядке и на условиях, установленных для выдачи путевок, приобретаемых за счет средств государственного социального страхования.
18. Расчеты экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и дополнительных расходов на улучшение оздоровительной и профилактической работы в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки производятся на основании данных расчетной ведомости (форма N 4), которая составляется предприятиями и организациями по данным бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года.
Предприятия, учреждения, организации и ФЗМК представляют в установленные сроки соответствующему районному, городскому, областному, краевому, республиканскому комитету или совету профсоюзов:
а) отчетные данные за полугодие и год о выполнении установленного по смете социального страхования плана по доходам (графы 61 и 62 таблицы V расчетной ведомости формы N 4);
б) расчеты экономии (или перерасхода) средств по временной нетрудоспособности (таблица V расчетной ведомости формы N 4) и расчет изменения ассигнований в зависимости от выполнения плана доходов (таблица VI расчетной ведомости формы N 4) по итогам исполнения смет за отчетный год.
Предприятия, учреждения, организации и ФЗМК, по сметам социального страхования которых план доходов за I полугодие выполнен в суммах меньших, чем установлено по смете, представляют соответствующему вышестоящему комитету или совету профсоюзов "Расчет изменения ассигнований в зависимости от выполнения плана доходов" (таблица VI расчетной ведомости формы N 4).
Одновременно с этим комитет профсоюза указанных предприятий, учреждений и организаций представляет предложения об уменьшении на второе полугодие данного года ассигнований по статьям: "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания", "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание".
Районный, городской, областной, краевой, республиканский комитет или совет профсоюзов рассматривает результат исполнения сметы ФЗМК по социальному страхованию и не позднее 1 августа текущего года направляет ФЗМК и в копии администрации предприятия, учреждения, организации извещение об уменьшении плановых ассигнований по соответствующим статьям расходов следующего содержания:
Извещение об уменьшении ассигнований
по смете социального страхования
ФЗМК _________________________________________________________
Копия: администрации _________________________________________
Рассмотрев отчет об исполнении сметы социального страхования за I полугодие текущего года, областной (районный, городской, краевой, республиканский) комитет профсоюза, в связи с тем, что установленный по смете ФЗМК план доходов в сумме ____________ тыс. рублей выполнен в сумме _____________ тыс. рублей и с учетом ожидаемого исполнения доходов за год, уменьшает соответственно установленному размеру расходов в процентах к собственным доходам ассигнования на 19__ год по следующим статьям:
--------------------------------T--------T------T----------------¬
¦ Наименование статей ¦Установ-¦Сумма ¦Установленный ¦
¦ ¦ленный ¦умень-¦план после ¦
¦ ¦план ¦шения ¦уменьшения асси-¦
¦ ¦ ¦ ¦гнований в связи¦
¦ ¦ ¦ ¦с невыполнением ¦
¦ ¦ ¦ ¦плана доходов ¦
+-------------------------------+--------+------+----------------+
¦1. На выплату пособий по вре- ¦ ¦ ¦ ¦
¦менной нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. На приобретение путевок на ¦ ¦ ¦ ¦
¦санаторно-курортное лечение, ¦ ¦ ¦ ¦
¦отдых и лечебное питание ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. На содержание пионерских ла-¦ ¦ ¦ ¦
¦герей, путевки в санатории для ¦ ¦ ¦ ¦
¦подростков и детей, внешкольное¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+--------+------+-----------------
Председатель комитета профсоюза (подпись)
Заведующий финансовым отделом -
главный бухгалтер (подпись)
О числе организаций, не выполнивших план доходов за полугодие и отчетный год, а также о суммах, на которые уменьшены ассигнования по сметам ФЗМК, районные, городские, областные, краевые, республиканские комитеты и советы профсоюзов сообщают в объяснительных записках к финансовому отчету об исполнении бюджета государственного социального страхования за соответствующий период.
Расчеты образования фондов по данным годового отчета производятся в следующем порядке:
а) "Фонд улучшения профилактической работы за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности".
(в тыс. руб.)
----------------------T-----------T------------------------------¬
¦ ¦ Доходы с ¦ Расходы ¦
¦ ¦начала года+-----T------T------T----------+
¦ +-----T-----+ут- ¦ассиг-¦факти-¦результат ¦
¦ ¦ут- ¦фак- ¦верж-¦нова- ¦чески +----T-----+
¦ ¦верж-¦тиче-¦дено ¦ния с ¦израс-¦эко-¦пере-¦
¦ ¦дено ¦ски ¦по ¦учетом¦ходо- ¦но- ¦рас- ¦
¦ ¦по ¦пос- ¦бюд- ¦факти-¦вано ¦мия ¦ход ¦
¦ ¦бюд- ¦тупи-¦жету ¦ческих¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жету ¦ло ¦ ¦дохо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дов ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+-----+-----+------+------+----+-----+
¦Всего собственных ¦200 ¦220 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
¦доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦На выплату пособий по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦временной нетрудоспо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦собности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Утвержденный процент ¦- ¦- ¦30 ¦30 ¦- ¦- ¦- ¦
¦к собственным доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦- ¦- ¦60 ¦66 ¦62 ¦4 ¦- ¦
L---------------------+-----+-----+-----+------+------+----+------
б) "Фонд оздоровительных мероприятий в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки".
(в тыс. руб.)
--------------------------T--------------T-----------------------¬
¦ ¦ Доходы ¦ Расходы ¦
¦ ¦с начала года ¦ ¦
¦ +-------T------+-------T--------T------+
¦ ¦утверж-¦факти-¦утверж-¦ассигно-¦зачис-¦
¦ ¦дено по¦чески ¦дено по¦вания с ¦лено в¦
¦ ¦бюджету¦посту-¦бюджету¦учетом ¦фонд ¦
¦ ¦ ¦пило ¦ ¦факти- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходов ¦ ¦
+-------------------------+-------+------+-------+--------+------+
¦Всего доходов ¦200 ¦220 ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поступило за путевки ¦2,0 ¦2,3 ¦- ¦- ¦0,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦На организацию санаторно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦курортного лечения, отды-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ха и лечебного питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Утвержденный процент к ¦- ¦- ¦5,0 ¦5,0 ¦- ¦
¦собственным доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦- ¦- ¦10,0 ¦11,0 ¦1,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦На содержание пионерских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лагерей, путевки в сана- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тории для подростков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей, внешкольное обслу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦живание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Утвержденный процент к ¦- ¦- ¦2,0 ¦2,0 ¦- ¦
¦собственным доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦- ¦- ¦4,0 ¦4,4 ¦0,4 ¦
+-------------------------+-------+------+-------+--------+------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,7 ¦
L-------------------------+-------+------+-------+--------+-------
На основании произведенных расчетов об образовании фондов "Улучшения профилактической работы" и "Оздоровительных мероприятий" фабричные, заводские и местные комитеты профсоюзов вносят изменения в установленные на отчетный год по смете социального страхования ФЗМК ассигнования "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания" и "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание" и в представляемой за год расчетной ведомости (форма N 4) указывают их в таблице III по колонке "Утверждено на отчетный период с начала года".
Районные, городские, областные, краевые, республиканские комитеты и советы профсоюзов по ФЗМК непосредственного подчинения проверяют правильность произведенных фабричными, заводскими и местными комитетами профсоюзов расчетов образования фондов "Улучшения профилактической работы" и "Оздоровительных мероприятий" и внесенных на основании их изменений в установленные ассигнования по указанным выше статьям сметы социального страхования ФЗМК и с учетом этого, а также расчетов образования фондов по сводной смете социального страхования по ФЗМК с численностью работающих до 300 человек вносят изменения в утвержденные ассигнования по бюджетам социального страхования отраслевых комитетов профсоюзов.
В представляемых районными, городскими, областными, краевыми, республиканскими комитетами профсоюзов финансовых отчетах об исполнении бюджета социального страхования за отчетный год плановые ассигнования "На выплату пособий по временной нетрудоспособности", "На организацию санаторно-курортного лечения, отдыха и лечебного питания" и "На содержание пионерских лагерей, путевки в санатории для подростков и детей, внешкольное обслуживание" должны составлять сумму пересчитанных плановых ассигнований по сметам ФЗМК и сводной смете социального страхования по ФЗМК с численностью работающих до 300 человек.
В представляемых отчетах об исполнении бюджета социального страхования советами профсоюзов ассигнования по указанным статьям должны составлять сумму пересчитанных ассигнований республиканских, краевых и областных комитетов профсоюзов, по сметам ФЗМК непосредственного подчинения, а также по смете социального страхования совета профсоюзов.
19. Дополнительные расходы на улучшение профилактической и оздоровительной работы отражаются в таблице III "Расходы по социальному страхованию расчетной ведомости" (форма N 4):
в строке 44 - На улучшение профилактической и оздоровительной работы за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности;
в строке 45 - На оздоровительные мероприятия в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки.
Расшифровка этих расходов приводится в таблице IV расчетной ведомости (форма N 4) "Расшифровка расходов на улучшение оздоровительной работы".
В финансовом отчете республиканских, краевых, областных, городских и районных комитетов и советов профсоюзов об исполнении бюджета государственного социального страхования (форма N 6) расходы отражаются:
в строке 32 - На улучшение профилактической и оздоровительной работы за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности;
в строке 33 - На оздоровительные мероприятия в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки.
20. Для осуществления бухгалтерского учета фондов балансовый счет N 23 "Фонды" подразделяется на три субсчета:
230 - "Фонд социального страхования";
231 - "Фонд улучшения профилактической и оздоровительной работы" за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности;
232 - "Фонд оздоровительных мероприятий" в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки.
21. Результаты расчета, приведенного в расчетной ведомости формы N 4 в таблице V "Расчет экономии (или перерасхода) средств по временной нетрудоспособности", отражаются в балансе за год.
На всю сумму экономии создается фонд улучшения профилактической работы за счет уменьшения фонда социального страхования. При этом дается следующая бухгалтерская проводка:
Дебет субсчета N 230 "Фонд Кредит субсчета N 231 "Фонд
социального страхования" улучшения профилактической
работы" за счет экономии
средств на выплату пособий по
временной нетрудоспособности.
В учете субсчет N 231 подразделяется на три: 231-а - 25% в распоряжения фабзавместкомов, 231-б - 50% в распоряжении республиканских, краевых, областных, городских и районных комитетов и советов профсоюзов (по непосредственно обслуживаемым страхователям), 231-в - 25% для образования резервного фонда ВЦСПС.
Причем по каждому из них ведутся отдельные карточки, а по субсчету N 231-а, кроме того, открываются карточки для каждой профорганизации и составляется оборотная ведомость.
Сумма экономии (25%) по субсчету 231-в передается в ВЦСПС в том же отчетном году за счет уменьшения суммы внутрибюджетных перечислений вышестоящим профорганам. В связи с этим до заключения года даются следующие бухгалтерские проводки:
а) в городских и районных комитетах профсоюзов на суммы, переданные вышестоящим профорганам:
Дебет субсчета N 223 Кредит субсчета N 001 (красным)
"Внутрибюджетные перечисления "Субтекущие счета профсоюзов"
в республиканские, краевые и
областные комитеты профсоюзов"
Дебет счета N 231-в "25% Кредит счета N 001 "Субтекущие
для образования резервного счета профсоюзов".
фонда ВЦСПС"
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета государственного социального страхования на суммы переданных таким образом средств в резервный фонд городские и районные комитеты профсоюзов направляют извещения соответствующим республиканским, краевым, областным комитетам профсоюзов, а последние - советам профсоюзов;
б) в республиканских, краевых и областных комитетах профсоюзов на суммы, принятые от городских и районных комитетов профсоюзов:
Дебет счета N 002 "Транзитные Кредит субсчета N 194 (красным)
счета профсоюзов" "Внутрибюджетные поступления
от райкомов профсоюзов"
Дебет счета N 002 "Транзитные Кредит счета N 231-в "25% для
счета профсоюзов" образования резервного фонда
ВЦСПС".
На суммы, переданные советам профсоюзов (принятые от городских и районных комитетов, а также и по страхователям непосредственного подчинения):
Дебет субсчета N 222 Кредит субсчета N 002 (красным)
"Внутрибюджетные перечисления "Транзитные счета профсоюзов"
в советы профсоюзов"
Дебет субсчета N 231-в "25% Кредит субсчета N 002 "Транзитные
для образования резервного счета профсоюзов";
фонда ВЦСПС"
в) в советах профсоюзов на суммы, принятые от республиканских, краевых и областных комитетов профсоюзов:
Дебет субсчета N 003 Кредит счета N 193 (красным)
"Централизованные счета "Внутрибюджетные поступления
совпрофов" от республиканских, краевых и
областных комитетов профсоюзов"
Дебет субсчета N 003 Кредит субсчета N 231-в "25% для
"Централизованные счета образования резервного фонда
совпрофов" ВЦСПС".
Советы профсоюзов, в свою очередь, одновременно с годовым отчетом направляют извещение в ВЦСПС на общую сумму, принятую ими от республиканских, краевых, областных комитетов профсоюзов с учетом экономии по непосредственно подчиненным совпрофу страхователям, отразив эти суммы в учете следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет субсчета N 221 Кредит субсчета N 003 (красным)
"Внутрибюджетные перечисления "Централизованные счета
в ВЦСПС" совпрофов"
Дебет субсчета N 231-в "25% Кредит субсчета N 003
для образования резервного "Централизованные счета
фонда ВЦСПС" совпрофов".
В ВЦСПС на суммы, принятые от советов профсоюзов, составляется бухгалтерская проводка:
Дебет субсчета N 003 Кредит субсчета N 192 (красным)
"Централизованный счет ВЦСПС" "Внутрибюджетные поступления от
советов профсоюзов"
Дебет субсчета N 003 Кредит субсчета N 231-в
"Централизованный счет ВЦСПС" "25% - резервный фонд ВЦСПС".
Средства от экономии на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 50% (субсчет N 231-б), оставленные в распоряжении республиканских, краевых, областных, городских и районных комитетов и советов профсоюзов (по непосредственно обслуживаемым страхователям), в первую очередь обращаются на покрытие перерасхода по временной нетрудоспособности по отрасли и профорганизациям, подчиненным совету профсоюзов.
Перерасход покрывается в пределах созданного фонда, в связи с чем в бухгалтерском учете составляется следующая проводка:
Дебет субсчета N 231-б "50% Кредит субсчета N 230 "Фонд
в распоряжении республиканских, социального страхования".
областных, городских и районных
комитетов и советов профсоюзов".
Свободные остатки средств после покрытия перерасхода по временной нетрудоспособности расходуются в установленном пунктом 17 настоящей Инструкции порядке на улучшение профилактической и оздоровительной работы.
В тех случаях, когда 50-процентного фонда в республиканских, краевых, областных, городских и районных комитетах и советах профсоюзов недостаточно на покрытие перерасхода, образовавшегося за соответствующий период (за I квартал, за I полугодие, за 9 месяцев), советы профсоюзов обращаются в ВЦСПС за выделением средств на восстановление перерасхода из резервного фонда.
На основании расчета изменения ассигнований в случаях перевыполнения плана доходов за отчетный год (таблица VI расчетной ведомости формы N 4) по ФЗМК, перевыполнившим установленные по смете социального страхования планы доходов за отчетный год, республиканские, краевые, областные, городские, районные комитеты и советы профсоюзов по непосредственно обслуживаемым страхователями образуют "Фонд оздоровительных мероприятий".
В бухгалтерском учете при этом делается запись: "Дебет субсчета N 230 "Фонд социального страхования", кредит субсчета N 232 "Фонд оздоровительных мероприятий".
О суммах, зачисленных в "Фонд оздоровительных мероприятий" по результатам работы за год, комитеты и советы профсоюзов сообщают соответствующим ФЗМК.
В тех случаях, когда ФЗМК не выполнили установленного по смете социального страхования на отчетный год плана доходов, а у них имеются остатки средств фонда оздоровительных мероприятий от предыдущих периодов на необходимую для уменьшения ассигнований сумму, сокращаются остатки указанного фонда. При этом в учете составляется следующая проводка:
Дебет субсчета N 232 "Фонд Кредит субсчета N 230
оздоровительных мероприятий" "Фонд социального страхования".
О суммах, на которые произведено уменьшение средств "Фонда оздоровительных мероприятий", и остатках средств данного фонда после произведенного сокращения республиканские, краевые, областные комитеты и советы профсоюзов сообщают соответствующим ФЗМК.
22. Расшифровка расходов, произведенных за счет созданных фондов, приводится в таблицах VII и XI финансового отчета об исполнении бюджета государственного социального страхования (форма N 6).
23. В конце года закрытие расходов по бюджету производится в обычном порядке, однако расходы, произведенные по статьям N 18, 19 заключительной записью, относятся в дебет соответствующих фондов (субсчетов N 231, 232).
Остаток (перерасход) средств, показанный в таблице I "Исполнение бюджета", форма N 6, на конец года должен быть равен общей сумме балансового счета N 23 "фонды" (субсчета N 230, 231, 232).
24. "Сведения об экономии (перерасходе) средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности" (таблица X, форма N 6) заполняются в развернутом виде на основании расчетных ведомостей предприятий, учреждений и организаций.
25. Не использованные в текущем году остатки средств фондов "Улучшения профилактической работы" за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и "Оздоровительных мероприятий" в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки изъятию из бюджета государственного социального страхования не подлежат и переходят на следующий год.
26. Контроль за правильным планированием и работой по организации исполнения бюджета (смет) государственного социального страхования, правильностью зачисления сумм в фонды "Улучшения профилактической работы" за счет экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и "Оздоровительных мероприятий" в случаях перевыполнения плана доходов и сверхплановых поступлений за путевки осуществляют профсоюзные комитеты предприятий, учреждений и организаций, районные, городские, областные, краевые, республиканские, центральные комитеты и советы профсоюзов, а также ревизионные комиссии указанных органов.
27. Смета социального страхования фабричного, заводского и местного комитета профсоюза и отчет о ее исполнении, а также заключение ревизионной комиссии по итогам исполнения сметы вносятся на утверждение профсоюзных собраний (конференций).
28. Выплаченные суммы пособий на детей показываются в финансовом отчете "Об исполнении бюджета государственного социального страхования" (форма N 6) в табл. I "Исполнение бюджета" по разделу 1-а "Пособия на детей" по строке 16-а и в табл. XIV "Расшифровка выплат пособий на детей". В этой таблице показывается общее число получателей пособий с распределением их на получающих пособие на одного ребенка, двух, трех, четырех, пять и более детей, а также общее число детей, на которых назначено пособие.
В табл. XII по строке 2-а показывается "В том числе неправильно выплаченных сумм пособий на детей".

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНЫХ БАЛАНСОВ ПО ФОРМАМ n 5-ГР И 5-ГР (УГОЛЬ) (утв. Мингео СССР 04.11.1971) (Приложение 1 к Приказу Мингео СССР от 29.11.1971 n 558)  »
Документы СССР »
Читайте также